Домой Интерьер квартиры Упражнения по риторике: теория и практика. Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила

Упражнения по риторике: теория и практика. Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила

С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Обычно задания по технике речи сводятся к требованиям типа прочитайте текст выразительно или прочитайте правильно слова , в то время как понятие “техника речи” более широкое и включает в себя практические навыки, приобретенные в процессе тренировок в области дыхания, артикуляции, дикции, постановки и развития голоса и т.д.

Безусловно, вопросом постановки и развития голоса должен заниматься квалифицированный специалист, однако основы правильного произношения должны закладываться учителем-словесником.

Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.

1. Отработка произношения звуков и звукосочетаний

Упражнение 1

Прочитайте скороговорки сначала медленно, четко проговаривая все звуки. Затем темп чтения убыстряется. Необходимо следить за четкостью произношения:

  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.
  • Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
  • Бьет Пашка шапкой Трошкину шавку.
  • Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
  • Во мраке раки шумят в драке.
  • У ежа ежата, у ужа ужата; не живут ежи, где живут ужи.
  • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
  • Павка на лавке плетет лапти Клавке.
  • Сидит тетерев на дереве, тетерка с тетеревятами.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Упражнение 2

Усвоение смыслоразличительной функции звука. В каждой загадке спрятались два слова, разных по смыслу, но близких по звучанию. Нужно только один звук (букву) заменить другим. Найдите разгадку:

С “к” я в школе на стене –
Горы, реки есть на мне.
С “п” - от вас не утаю –
Тоже в школе я стою. (карта – парта)

Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но “к” на “ц” перемени –
И по болоту зашагаю. (капля – цапля)

С “п” я в доме, с “в” я в поле,
С “м” я в море, с “г” - в футболе,
С “к” вбивают, с “т” взрывают,
С “д” долину называют. (пол-вол-мол-гол-кол-тол-дол)

С “б” мучительной бываю,
С “м” одежду пожираю,
С “р” актеру я нужна,
С “с” для повара важна. (боль-моль-роль-соль)

Конечно же, загадка эта
На первый только взгляд сложна:
Я с “у” - далекая планета,
А с “и” - я в Азии страна. (Уран – Иран)

В заключение следует сделать вывод, так ли уж важна четкая артикуляция звуков.

Упражнение 3

А) Отработка звука Р:

Гром гремит на всю округу.
Грому рады – ровно другу.
С треском, с грохотом гремит,
Так, что все вокруг дрожит…
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнет вокруг вдруг ярко!
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил!

Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков

(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?)

Попробуем “картавить”: произнесем вместо звука Р звук Л. Сохранится ли звуковой образ грозы?

Почему в конце стихотворения звук Р встречается меньше, а звук Л – чаще?

Б) Отработка звука Л:

Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывет! Плот плывет!
Плот по луже кружится.
Лягушонок влез на плот
И кричит: “Ура! Вперед!”
Плещут волны! Хлещут волны!
Заливают с головой.
Что мне волны! Самый полный! –
Не сдается рулевой.

Какой звук и сочетание звуков повторяются особенно часто? С какой целью это сделал автор? Выписать слова с этими звуками и сочетаниями звуков.

(вариант вопроса: какие звуки помогают передать веселое звучание сильного дождя?) Выписать слова с этими звуками в две группы:

Где этот звук произносится твердо

Где этот звук произносится мягко

Есть ли взаимосвязь между артикуляцией и образностью речи?

В) Отработка звуков С и Ш:

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим, кружась, шуршат.
Сухие листья, сухие листья,
Под ветром тихим сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

Случайно ли, что в этом стихотворении так много звуков С и Ш? Какой звуковой образ создают эти звуки? Усиливает ли этот звуковой образ многократно повторяющийся звук Х?

Г) Отработка звука В:

Приятно было Ване в ванне,
Но сломался кран у ванны.
Чтобы новый кран ввернуть,
Мастера пришлось вернуть.
Долго кран пришлось винтить
Чтобы намертво ввинтить.

Обратите внимание на долгий и короткий звук В. Как на письме изобразить долгий звук В? Записать слова с одной и удвоенной буквой В.

Д) Отработка парных звуков: Ш - Ж, З – С, Г – К:

Пешком шагали мышки по узенькой дорож ке
От деревушки Пешки до деревушки Лож ки.
А в деревушке Лож ки у них устали нож ки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорож ке, и щелкали орешки –
От деревушки Лож ки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близ ко, когда идешь обратно.
А на пушистой киске и мяг ко, и приятно.
Если кошке по пути – отчего не подвез ти?!

Обратить внимание на подчеркнутые буквы. Какие звуки мы произносим? Какой орфоэпический закон “заставляет” нас делать это? Сколько звуков Ш в этом тексте? Сколько звуков С в этом тексте?

Попробуем говорить “по писаному”: лоЖки, ноЖки…

Самостоятельная работа

Наблюдение над гласными и согласными звуками в стихотворном отрывке:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

Какие гласные и согласные звуки рисуют картину бури? Как нужно читать это стихотворение? Какое настроение возникает?

Примечание: эти задания могут быть предложены для индивидуальной работы тем учащимся, у которых есть недостатки в произношении того или иного звука.

Работа над интонацией

Упражнение 1

Произнести пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

  • Правда дороже золота.
  • Веселье делу не помеха.
  • Смерти бояться – на свете не жить.
  • Без труда нет добра.
  • Старинная пословица не мимо молвится.
  • Родина краше солнца, дороже золота.

Упражнение 2

Произнести пословицу с иронией, с восхищением. Меняется ли смысл высказывания? Какова роль интонации в нашей речи?

  • Не ищи красоты – ищи добра.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Умный молчит, когда дурак кричит.
  • Голова без ума что фонарь без огня.
  • Была бы голова, будет и борода.
  • Без крыльев и птица – ком.

Упражнение 3

Изменить логическое ударение, т.е. выделить голосом различные слова в предложении.

Люблю грозу в начале мая.

Как меняется смысл высказывания?

Люблю (не люблю)

Грозу (дождь, солнце)

В начале (в середине, в конце)

Мая (апреля, июня, сентября)

Упражнение 4

Белая береза под моим окном.

Построить вопросительное предложение так, чтобы на него можно было ответить:

-) да, белая. -) да, береза. -) да, под моим. -) да, под окном.

Определить роль интонации в речи.

Упражнение 5

Произнести фразу с разной интонацией: с восторгом, сомнением, презрением, гневом, равнодушием.

Ни слова не меняя в этой фразе, меняем ли мы смысл сказанного? При помощи чего мы этого добиваемся?

Какой ты молодец.

Упражнение 6

Сочинить небольшой рассказ, в основе которого была бы использована пословица или скороговорка. В тексте пословица (скороговорка) должна прозвучать трижды с разными интонациями: вопросительной, восклицательной, утвердительной. Подготовить рассказ для чтения в классе.

Примечание: это упражнение может быть предложено учащимся при изучении типов речи (описания, повествования, рассуждения).

Упражнение 7

Отработка фразового ударения. Выделением того или иного слова изменить смысл высказывания. Дано предложение:

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести это предложение как утверждение. Какое слово мы при этом выделим голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если мне нужно подчеркнуть, что это мое мнение, а не чье-либо, то какое слово я выделяю голосом?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Если важно подчеркнуть, что другом является именно этот человек, а не какой-либо другой?

Я думаю, что ты мне друг.

-) Произнести эту фразу так, чтобы не возникло сомнений, кому именно этот человек является другом.

Я думаю, что ты мне друг

Самостоятельная работа

В качестве самостоятельной работы учащимся предлагается ролевая игра. Модулируется ситуация. Например, разговаривают два доброжелательно настроенных приятеля. Или: один провинился перед другим и старается загладить вину. Или: один из них относится к другому свысока. Или: первый старается заинтересовать другого.

Вариант самостоятельной работы:

У Экзюпери Маленький Принц произносит слова: “Нарисуй мне барашка!”

Фразу произнести как:

  • Нейтральную просьбу
  • Настоятельную просьбу
  • Настоятельное требование
  • Мягкую просьбу

Попробуйте произнести эти слова как приказ, как угрозу. Почему Маленький Принц не произносил эту фразу как приказ или как угрозу?

Упражнение 8

Обнаружение интонационного рисунка поэтического произведения. Используя произвольное сочетание звуков (бормотание), воспроизвести интонацию стиха. Для чтения и анализа может быть использовано стихотворение из учебника “Литература” (5 класс).

После того как учащиеся увидели интонационный рисунок произведения, текст читается выразительно вслух (можно предложить выучить наизусть).

Упражнение 9

Обработка темпа речи.

“В понятие темпа речи входят:

  1. быстрота речи в целом;
  2. длительность звучания отдельных слов;
  3. интервал и длительность пауз” (Поль Сопер, с.155)

Темпы речи зависят от ситуации общения, от жанра выступления. “Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет более быстрая речь в напряженных или связанных душевным волнением положениях. Никто не скажет: “Ваш дом в огне!” - медленно, если говорит об этом всерьез. Но даже здесь соответствующая выразительность замедляет темп по сравнению с беседой на случайные темы” (Поль Сопер, с. 159) Среди нарушений темпа речи П. Сопер называет торопливость речи, вялость речи, неуверенную, вымученную речь. (Поль Сопер, с.170 – 171)

Познакомив учащихся с этими наблюдениями, можно предложить им принять участие в конкурсе дикторов. Для этого необходимо отработать правильный темп речи. По требованию русского языка дикторская речь должна быть четкой, выразительной и протекать в определенном ритме.

(70 – 80 слов в минуту)

Текст для чтения

Вы, конечно же, знаете, что выражение ОТ ДОСКИ ДО ДОСКИ означает “прочитать от начала и до конца”. А знаете ли вы, как возникло это выражение?

У старых книг переплеты были массивные. Их делали их целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность. После чтения такая книга запиралась на застежки.

А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко – кричал во всю Ивановскую.

3. Работа над коррекцией диалектного произношения

При работе над правильным произношением учитель-словесник не должен забывать о том, что “ литературный язык, ведущая форма национального русского языка, не изолирован от территориальных разновидностей последнего – местных говоров. Языковая интуиция множества людей и конкретные исследования литературной речи отдельных территорий позволяют с уверенностью утверждать, что носители литературного языка из Москвы и Екатеринбурга, Красноярска и Воронежа говорят неодинаково.

(Кржижановская, Матвеева, с 55 – 56) Поэтому, как утверждают ученые, можно говорить о региональном варьировании литературного языка – это явление, ослабляющее, расшатывающее единую литературную норму, но не разрушающее статус литературности. Диалектный вариант литературного языка создается незначительными отклонениями от образцовой нормы, обусловленными речевой средой определенной территории, но качественно или фундаментально отличными от просторечных явлений”. (Там же с.56) Далее авторы статьи перечисляют наиболее характерные фонетические регионализмы на Урале, к числу которых относятся:

  1. неполное оканье, или стертое оканье – общеуральская произносительная черта. “Призвук 1о1, создающийся за счет лабилизации безударного гласного непереднего ряда после твердых согласных, в уральской литературной речи очень распространен как в первом безударном слоге, так и в других безударных позициях (там же, с. 58);
  2. Неполное еканье, т.е. “ преобладание качественных характеристик фонемы 1е1 в безударном положении после мягких согласных на месте 1и1 (там же, с. 58);
  3. “особенно яркая региональная черта – это растяжка заударных гласных. В абсолютном конце словоформы безударный гласный нередко не уступает по длительности ударному. За счет явления многоударности создается нерельефное, однообразное слово, в котором ударный слог теряется среди безударных и общий ритмический рисунок отклоняется от образцово-литературного. Многоударность сказывается и на синтагменном уровне, лишая фразу цельного интонационного рисунка, затушевывая синтагматическое ударение, сообщая отрезку речи однородность и тяжеловесность” (там же, с.59).

Из изложенного выше вытекает задача, которую учитель русского языка уральской школы должен постоянно держать в центре внимания, работая над искоренением фонетических регионализмов.

Можно выделить два направления в интересующей нас проблеме:

  • во-первых, развитие фонетического слуха учащихся,
  • во-вторых, индивидуальная система упражнений по устранению фонетических регионализмов.

Упражнение 1

Целью данного упражнения является наблюдение учащихся за проявлением региональной окраски в речи уральцев.

Для этого нужно познакомить пятиклассников с особенностями уральского произношения и предложить долговременное задание: выделить в речи товарищей, а также окружающих особенности произношения (без учета дефектов речи: заикания, нечеткой модуляции звуков, немотивированного непроговаривания отдельных слогов и т.п.), отличные от произношения дикторов центрального радио и телевидения. Наиболее яркие примеры записать на карточку.

Упражнение 2

Работа над устранением неполного оканья.

Для этого необходимо снять излишнее огубление безударного гласного 1о1. Растянуть губы в улыбке и в среднем темпе прочитать слова:

ВОДА, ХОРОШО, ПОМОГАТЬ, ПОЕЗДКА, ПОТОМ, ВОДОРОСЛЬ,

ДОРОГА, ВОРОТА, ПОХОД, МНОГО, ВОЗМОЖНОСТЬ, МОРОЗНЫЙ, КОЛОСОК, ГОЛОВА, ГОЛОСОК, ПОРОШОК, ГОРОШЕК, МОЛОТОК, КОЛОБОК, КОРОНА, КОРОБКА.

Для чтения предлагаются слова, при произношении которых необходимо соблюдать орфоэпические нормы:

ДосУг, звонЯт, договОр, приговОр, зАговор, благоволИть и т.д.

Упражнение 3

Работа над устранением многоударности.

  1. двусложные слова: долго, поле, зелень, небо, мама, возраст, тени -
  2. слова с ударение на первом слоге;
  3. играть, клубок, поход, земля, читать, пятак, листок – слова с ударением на втором слоге;
  4. газета, малина, крапива, ударный, возможность, веточка, крупные – трехсложные слова;
  5. характерно, многократно водоросли, непременно, понедельник, запятая, засмеяться – четырехсложные слова;
  6. чередование, выражение, государственное, литературная – многосложные слова.

Следует оговориться, что работа над устранением фонетических регионализмов представляет определенную сложность в связи с тем, что тема недостаточно исследована в теоретическом и практическом аспектах, не выработано достаточное количество апробированных и надежных методик, позволяющих устранить недостатки произношения.

4. Работа над акцентированием

В литературной речи “важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали”. (Голуб, Розенталь, с.176)

Задания по нормативному произношению пронизывают весь курс русского языка. В своих занятиях мы стремимся упорядочить, систематизировать знания орфоэпических норм учащихся. С этой целью нами использовались так называемые “орфоэпические разминки”.

Упражнение 1.

Каждый урок начинается с чтения небольших предложений, в которых встречается слово, требующее знания орфоэпической нормы.

  1. Вечерами мы с мамой любим домовничать.
  2. Звонят – откройте дверь.
  3. Медальон на тоненькой цепочке.
  4. Мы разговаривали до самого аэропорта.
  5. Я бегло посмотрел каталог.
  6. Большой урожай свеклы.

Упражнение 2

Объяснить, какую роль играет ударение в приведенных парах слов. При необходимости обратиться к орфоэпическому и толковому словарям.

рУки – рукИ, языкОвая – языковАя, пОлки – полкИ,

прОпасть – пропАсть, стрУны – струнЫ, парИть – пАрить,

моЮ – мОю, крУжки – кружкИ, хлОпок – хлопОк.

Упражнение 3

Самостоятельно подобрать поэтические строки, в которых встречаются отклонения от норм ударения. Показать уместность или неуместность этих отступлений. Объяснить, чес вызваны эти отклонения от норм.

Упражнение 4

Это упражнение направлено на развитие внимания к произносимому слову. Сколько слов записано?

ПозднЕе (пОзднее), глазки, плачу, города, острота, дела, стрелка, слова, косы, пяток, свечи, сорок, паром, синее, рассыпать.

Упражнение 5

Игра “Четвертый лишний”

Можно предложить учащимся самостоятельно составить подобную цепочку слов.

  • монолог, диалог, каталог, филолог
  • связала , взяла, приняла, начала.
  • баловать, нефтепровод, недуг, средства.

Упражнение 6

Из орфоэпического словаря выбрать 10 слов на одну тему, составить с ними небольшой рассказ и прочитать его в классе.

Упражнение 7

Из орфоэпического словаря учащиеся самостоятельно выбирают

10-15 слов, выписывают их на курточку и предлагают классу:

  • списать (предварительно эти слова записываются на доске) и расставить ударения;
  • прочитать записанные на доске слова и составить с ними словосочетания или предложения.

Упражнение 8

Провести конкурс дикторов. Каждому выступающему предлагается прочитать текст на 1-2 минуты. Чтение оценивается по следующим критериям: правильность произношения (соблюдение орфоэпических норм произношения и ударения), выразительная интонация, темп, четкость и ясность произношения звуков и звукосочетаний.

Система упражнений по речевому тренингу может быть дополнена сообщениями учащихся о великих ораторах человечества, об их работе над исправлением недостатков речи, дикции.

Заключение

Учить выразительной, убеждающей речи, учить искусству общения надо постепенно и методично, формируя навыки правильной речи на протяжении всего курса изучения русского языка и литературы.

В своей работе мы попытались представить один аспект, одну техническую разработку, затрагивающую правильное произношение. Как нам кажется, именно такой ступенчатый, дифференцированный к одному из разделов курса русского языка дает возможность сформировать навыки чистой, корректной речи. В дальнейшем же необходимо затрагивать уже другие аспекты работы над правильностью, богатством речи, логичностью изложения, смысловой нагрузкой речи, мотивированностью лексики и интонации речевого построения.

Список использованной литературы

  1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М.: Наука, 1991.
  2. Брезгина М.П. Коммуникативная направленность преподавания русского языка в школе. - Екатеринбург: Институт развития регионального образования, 1993.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  4. Голуб И.Э., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Международные отношения, 1993.
  5. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.: Наука, 1989.
  6. Ерофеева Т.И. Опыт исследования речи горожан (территориальный, социальный и психологический аспекты). – Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1991.
  7. Иртлач С. Опыт интонационно-мелодического анализа русской речи. – Л.: 1978.
  8. Кохтеев Н.Н. Основы ораторской речи. – М.: Издательство МГУ, 1992.
  9. Кохтеев Н.Н. Риторика. – М.: Просвещение, 1994.
  10. Крыжановская О.Д., Матвеева Т.В. Фонетические регионализмы в литературной речи на Урале и пути их устранения при подготовке актеров (Живая речь уральского города). – Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1988.
  11. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). – М.: 1994.
  12. Сопер П. Основы искусства речи. – М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.
  13. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. – М.: Наука, 1988.
  14. Стернин И.А. Культура общения. Программа для учащихся 8 – 11 классов средних учебных заведений. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1993.
  15. Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990.
  16. Пастухова Л.С. Материалы к школьному курсу “Основы речевой культуры и стилистики”. – Симферополь: Таврия, 1993.
  17. Яковлев К.Ф. Как мы портим русский язык. – М.: Молодая гвардия, 1976.

Ораторское искусство - одна из самых популярных тем тренингов. И это не удивительно, ведь навыки риторики, ораторского искусства нужны многим. Ораторское мастерство необходимо и для рабочих задач, и для того, чтобы быть интересным собеседником, харизматичным лидером.

На тренингах по ораторскому искусству используются специальные упражнения, которые раскрывают участников, развивают у них навык говорить легко, убедительно и красиво, помогают участникам освоить великое искусство ораторского мастерства.

И у тренеров, преподающих ораторское искусство, часто возникает вопрос, где взять новые интересные упражнения, которые не только усилят ораторские навыки участников, но и активно вовлекут группу, повысят её энергетику и мотивацию, понравятся и запомнятся участникам тренинга.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров сайт подобрали для вас несколько качественных упражнений на развитие навыков ораторского искусства, которые вы смело можете использовать на своих ораторских тренингах.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Дебаты»


Цель
: тренировка выступления перед группой, развитие навыка аргументации.

Время : 10 минут на каждого участника.

Количество участников : не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий задает тему выступления и вызывает двух участников. Они выступают по очереди на выбранную тему по 2 минуты. После выступления участник отвечает на вопросы слушателей. Его оппонент имеет право спрашивать первым.

Затем выступает его оппонент в таком же формате, тоже 2 минуты.

Каждой новой паре дается новая тема.

Упражнение для тренингов ораторского искусства «Связанные слова»


Цель
: тренировка креативности в речи.

Время : пять минут на каждого участника.

Количество участников : не ограничено.

Проведение упражнения:

Ведущий заранее готовит несколько билетов (бумажек). На каждом написано одно слово (например, пингвин, шляпа, зонтик и т. д.). Участник тянет наугад два билета и составляет речь на 2 минуты, в которой обыгрывает эти слова. Нужно сделать логичное выступление.

После выступления слушатели дают обратную связь:

  • Насколько выступление было логичным? Связанным? Красивым?
  • Интересно, заметили ли эти 2 слова?

Рекомендация от эксперта крупнейшего портала для тренеров сайт Ольги Паратновой:

Чтобы процесс шел живее, удобнее делать это упражнение в микро-группах, например, по 6–7 участников. Так и времени понадобиться меньше, и участники не устанут.

Включенность группы будет ещё выше, если дать возможность им самим написать по 2–3 билета, затем положить их в общую корзинку (в каждой микро-группе), и оттуда вытягивать.

Упражнение на развитие ораторского искусства «Собеседование»


Цель:
тренировка аргументации и стрессоустойчивости.

Время: 5–7 минут на каждого участника.

Количество участников: не ограничено.

Проведение упражнения:

Вызываем двух участников. Один проводит, другой - проходит собеседование. Цель переговоров - устройство на работу или увеличение зарплаты. Соискатель в данных переговорах должен использовать как можно больше аргументации, почему должны взять именно его (или почему действительно необходимо увеличить ему зарплату).

Затем подводим итоги:

  • Удалось ли выполнить поставленную задачу?
  • Что помогло/помешало?

Затем участники меняются ролями в этой же паре.

Данные упражнения взяты из свободных источников, поэтому нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны вашим участникам. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • не содержат подробной инструкции и методики проведения упражнения. и скорее всего, вам понадобится провести их несколько раз, чтобы найти самый удачный и результативный формат.

Когда вам понадобятся упражнения на другие темы, и при этом вы захотите, чтобы это были:

  • самые лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения , известные только узкому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату,

вы сможете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале

Этот портал вырос на базе крупнейшего тренинг-центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для бизнес-тренингов и личностных тренингов.

И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие , самые профессиональные и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

И вы можете приобрести наши эксклюзивные тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе или приобрести готовые программы тренингов в разделе .

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И никого не оставляет равнодушным - это уж точно!

Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

Хорошее целевое упражнение, позволяющее в короткие сроки помочь в решении одного из наиболее волнующих вопросов: «Как выбрать работу (дело, профессию), заниматься которой было бы не только прибыльно, но и приятно (интересно)?»

Простая технология поможет участникам тренинга поверить в то, что, во-первых, сочетание «любимая работа» очень даже возможно, во-вторых, произвести инвентаризацию своих желаний, умений и соотнести их с делами (профессиями), которые способны приносить прибыль.

С большой степенью вероятности это упражнение можно назвать «беспроигрышным вариантом», поэтому оно отлично подходит не только опытным тренерам, но и начинающим.

Простое и эффективное упражнение, способное в короткий срок изменить отношение участников к своим недостаткам, поднять самооценку, повысить уверенность в себе и раскрыть для себя мир позитивного мышления.

Одно из лучших в своем роде.

Упражнение существенно повышает энергетику и вовлеченность группы, создает позитивную атмосферу и активирует творческий потенциал участников.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Слепой и Поводырь

    Это классическое упражнение-ледокол . А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга.

    Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям . Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем».

    Упражнение «Слепой и Поводырь» дает возможность каждому участнику тренинга лучше узнать самого себя : насколько он доверяет окружающим, легко или сложно ему положиться на другого человека, каков он во взаимодействии с другими, каким его воспринимают другие люди.

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Пакет "3 лучших психологических упражнения для тренингов"

    Это отличная возможность! Вы оплачиваете всего 1190 руб . с максимальным результатом .
    Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 12 страниц.

Мы уже выясняли с вами, какое большое значение в жизни человека имеет способность слушать и слышать окружающих. Тогда же мы говорили о том, что быть хорошим слушателем невозможно без умения красиво, понятно говорить, убеждая аудиторию в определённых тезисах. Но вот каким образом научиться основам ораторского искусства, сказано ещё не было. Что ж, время пришло!

Для чего развивать дар красноречия?

Поставив перед собой цель обретения навыков произнесения эффектной речи, каждый из нас должен чётко себе представить, зачем он это делает, зачем к данному достижению стремится. Ответить на указанные вопросы легко, стоит лишь поразмыслить немного на озвученную тему.

Во-первых, умеющий красиво говорить человек показывает уровень своего интеллекта, грамотности, начитанности. Согласитесь, абсолютный тупица вряд ли сможет связать слова воедино в осмысленное, умное, с энтузиазмом воспринимаемое публикой предложение.

Во-вторых, отличный рассказчик имеет возможность продемонстрировать уровень собственной культуры и впоследствии вызвать всеобщее восхищение и уважение.

В-третьих, таким образом, человек пополняет багаж знаний новыми полезными и интересными сведениями. Ведь для подготовки речи и выработки навыков её эффектного преподнесения массам придётся изучать различную литературу.

В-четвёртых, умение говорить, высказывать свои мысли публично всегда связано с наличием дара убеждения либо его развитием. Последний в свою очередь позволяет добиться небывалых высот и грандиозных успехов в жизни, повести за собой толпы людей.

В-пятых, субъект развивает в себе лидерские качества, а ведь только лидерам под силу сыграть важную роль в жизни общества.

Как видите, плюсов красноречия очень много. Так что, нечего терять время попусту – пора приступать к превращению себя любимой в великого оратора.

Практические советы

Научиться красноречию может любой человек, было бы желание. Но для этого необходимо потрудиться. Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут определиться с индивидуальным планом действий на пути к реализации указанного плана.

Тщательно формируйте круг своего общения.

Делайте упор на чтении книг.

Последние должны занять в вашей жизни достаточно важное место. Читайте художественную литературу, классику, газеты, журналы. Так вы будете расширять свой словарный запас и увеличивать объём знаний, то есть убьёте сразу двух зайцев.

Учитесь говорить мало, но по существу.

Иными словами, следуйте правилу, проверенному веками: «краткость – сестра таланта». Стремитесь к тому, чтобы каждая сказанная вами фраза отличалась яркостью и одновременно выражала законченную мысль.

Вырабатывайте у себя правильную дикцию.

С данной целью читайте чаще, лучше каждый день хотя бы по странице вслух. Здесь важно накопление опыта.

Получите заряд вдохновения и заодно – пример для подражания.

Нужно всего лишь обращаться время от времени к аудио- и видеозаписям речей великих ораторов, признанных миром. Муза непременно вас посетит, если вы прочтёте вдобавок подобный поток фраз с убеждающим оттенком. Ярким примером такой написанной речи может послужить «Геттисбергское послание» Авраама Линкольна.

Вы должны отлично разбираться в предмете беседы с публикой, продумать заранее ответ на любой, даже самый каверзный вопрос аудитории.

Обогатите свою речь образными выражениями.

Используйте метафоры, аллегории, эпитеты, сравнения. Так вам удастся не только завладеть вниманием аудитории, но и влюбить её в себя как в оратора, и выработать свой собственный, индивидуальный стиль.


Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Риторика - это искусство выступать и вдохновлять. Упражнения по риторике выполняют важнейшую роль - они снимают зажимы, страх публичных выступлений, который есть у большинства начинающих ораторов. Это первый шаг. А после этого идет набор методов и навыков, которые необходимы для успешного выступления. И все это дают упражнения по риторике.

Упражнения по риторике необходимы, прежде всего, на тренингах по ораторскому мастерству. Но не только. Тренеры часто используют упражнения по риторике в тренингах продаж, эффективных презентаций, тренингах лидерства и руководства. Ведь во всех этих сферах необходимы навыки риторики.

Упражнений по риторике много. Но как выбрать из них те, которые действительно научат группу важнейшим риторическим навыкам за кратчайшее время?

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 3 классических упражнения по риторике , которые есть в свободном доступе.

Упражнение по риторике «Алфавит»

Цель: Упражнение развивает такие риторические навыки, как креативность и ассоциативность в речи

Время: 20–30 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

На доске пишутся буквы алфавита (или дается распечатка), кроме «сложных» букв (ъ, ё, й). Участники называют слова на каждую букву. Если группа продвинутая, тогда проводим вторую ступень упражнения - участники делают связанный рассказ. Условия те же - все слова на одну букву.

Упражнение можно проводить в мини-группах или в общей группе.

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Что понравилось?
  • Что необходимо добавить?
  • Был ли прогресс во время выполнения упражнения?

Упражнение по риторике «Нарисуй предметы»


Цель:
Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции

Время: 25–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль.

Каждый участник выступает ровно 5 минут. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4–5 человек, чтобы успели потренироваться все участники тренинга.

Если участнику сложно и формулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему абсолютно известный текст, например, «В лесу родилась елочка…»

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Был ли прогресс за время упражнения?
  • Как вы думаете, почему мы делали жестикуляцию именно на каждое слово?
  • Нужно ли делать так в реальном выступлении?

Упражнение по риторике «Рассказ на свободную тему»

Цель: Упражнение развивает навык креативности в речи

Время: 30–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Ведущий дает вводную участнику. К примеру: «Я пришел домой и увидел в кресле зеленого человечка. Он повернулся ко мне и сказал…. «Дальше участник продолжает рассказ в течение 2-х минут. После этого подводим итоги выступления:

  • Что понравилось в выступлении участника?
  • Что запомнилось?
  • Что вы рекомендовали бы добавить?

А затем вызываем нового участника. Каждому участнику даем новую вводную.

В этом упражнении можно вызвать на общий круг 3–4 участника, а затем запустить упражнение в парах, чтобы участники сами давали друг другу вводные.

Это классические упражнения по риторике , проверенные временем, они точно дают результат. Но поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • содержат только краткую инструкцию проведения упражнения, которая не раскрывает все тренерские ситуации, которые могут возникнуть при проведении данных упражнений.

Если вам понадобятся упражнения для тренингов по другим темам, при этом вы захотите, чтобы это были:

  • лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной инструкцией и тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

То вы всегда можете приобрести такие упражнения на профессиональном тренерском портале .

Из упражнений, в которых необходимы риторические навыки , мы рекомендуем вам, прежде всего, такие упражнения для тренингов:

«Приходите в следующий раз» - мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Упражнения «Приходите в следующий раз!» позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

В упражнении используется необычная, интригующая легенда и в нем принимает участие вся группа, благодаря чему оно заметно поднимает уровень вовлеченности и заинтересованности участников тренинга, повышает мотивацию в группе.

Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров, ораторского мастерства или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Линейка успешности

    Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

    Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

    Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

  • Бредогенератор

    Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать . Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

    Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства . Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей , которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров .

    В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления» . Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.



Новое на сайте

>

Самое популярное