Домой Ремонт Древнегреческий диоген жил в бочке. Диоген не жил в бочке

Древнегреческий диоген жил в бочке. Диоген не жил в бочке

    Был такой древнегреческий философ Диоген. Насчт его жития в бочке, думаю, что это легендарная присказка. Жил он себе в нормальном домике, но умел обходиться минимумом в бытовых потребностях. Отсюда и поверие, что Диоген жил в бочке. По рассказам его современников, Диоген очень любил прогуливаться по ювелирным рядам Афинского базара. Его спросили, зачем он, отрицатель материального благополучия жизни, бродит по этим рядам. На что Диоген ответил, что ему очень интересно смотреть на вещи, которые ему лично и для развития человечества совершенно не нужны. К сожалению, наши современные философы никогда не смогут опуститься-подняться до его уровня. Можно только понадеяться, что Гриша Перельман из математиков перейдт в философы. Может, тогда мы получим хоть примерный ориентир, куда идти.

    Философ и житель Древней Греции по имени Диоген, облюбовал себе бочку, на греческом языке слово бочка звучит как пифос для проживания, где он мог уйти от суеты. У Диогена было много учеников, но были и враги, которые говорили ему, что он живет как собака.

    Диоген- это один из самых величайших философов того времени. Он был очень раскрепощн и уверен в себе. Сейчас в нашем мире именно с него я бы посоветовала брать пример застенчивому человеку:) Жил он в бочке, но больше всего из истории о нем мне понравилось, что, когда к нему подошл царь и сказал, что исполнит вс, чего он захочет, Диоген сказал Отойди, ты заслоняешь мне солнце!

    По преданию, древнегреческий философ кинической школы Диоген Синопский жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему естественному состоянию. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

    О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).

    Бочка перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная бочка, в которой мог обитать Диоген, это пифос большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла.

    Диоген - киник или Диоген из Синопа, древнегреческий философ, родился 412 г. до н.э, умер 13.06.323 г. до н.э. Прожил 89 лет. Диоген был учеником философа Антисфена. После смерти своего учителя Диоген переселился в Коринф. Диоген решил, что больше ни с кем не стоит общаться. В Коринфе он стал жить под открытым небом.

    Большая глиняная амфора, потрескавшаяся от времени, высотой до двух метров, которая ранее использовалась для воды вина и зерна, служила ему убежищем.

    Диоген, днем с факелом, озабочено что то разыскивал, когда его спросили о том, что он делает, он ответил Ищу человека, а не негодяя .Ко всем он относился с презрением. Без стеснения занимался у всех на глазах мастурбацией и мочился. Александр Македонский сказал о Диогене -

    Диоген говорил

    Диоген умер когда съел сырого осьминога.

    Я - гражданин мира, - сказал Диоген Синопский (V в. до н.э.).

    Диоген - древнегреческий философ. Его фамилия в переводе означает двоерожденный (от смешанного брака). Родом философ из Синопа, из знатной семьи. Жил он в Афинах и Коринфе. Еще в молодости он стал изгнанником. Горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги. Будущий философ превратился в странника, прибыл в Афины, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников.

    По сравнению с Антисфеном философия Дионега была более радикальной. Он ввел понятие космополитизм, отрицал необходимость семьи, законов, проповедовал общность жен и детей.

    Все в жизни Диогена изменилось. Теперь его воззрения, образ жизни, манера поведения в глазах других людей были весьма оригинальными и даже эпатирующими. Единственное, что признавал Диоген, - это аскетическая добродетель, в основе которой лежит подражание природе. Именно в достижении гармонии с ней состоит единственная цель человека. А путь к ней лежит через труд, упражнения и разум.

    Диоген призывал жить подобно первобытному обществу, с его простыми, естественными нравами, не обезображенными цивилизацией и культурой. В то же время, он считал, что людям нужна философия в качестве врача или рулевого. А ко всему остальному, что люди считали благами и нормами морали, Диоген проявлял полное равнодушие.

    Как и все киники, своим героем-покровителем Диоген считал Геракла. Философу казалось, что он призван трудиться, очищая людей от ложных идей, излишеств и предрассудков. Одно огорчало его: он считал, что мало находит людей, готовых следовать за ним. Однажды Диоген ходил по улицам с фонарем среди бела дня, заявляя, что тщетно ищет хотя бы одного настоящего человека.

    Самым известным фактом о Диогене является то, что жил философ в обычной бочке. На самом деле это не городской сумасшедший. Бочка Диогена в Коринфе стала достопримечательностью. Гости города с удовольствием останавливались у бочки Диогена и слушали размышления о несовершенстве жизни.

    Действительно, существует такая гипотеза, что греческий философ Диоген жил в деревянной бочке, посреди афинской площади, при этом, довольно успешно занимаясь философскими трудами. Однако, какого-либо реального подтверждения сему факту, к сожалению, не существует.

К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр...
"В моих руках - сокровища вселенной!
Где я ступил - там золотой меандр...

Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец!..."

"Уйди! Не загораживай мне Солнце!"
Сказал невозмутимый Диоген.
"Моя Душа, мой Бог - не продаётся.
Во мне - весь мир! Мой мир - благословен!"...

15.08.2012(0.14)

Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice

Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.

Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке - Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени - всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».

Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.

Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.

Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю».
«А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?»

«Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?».

«Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей - почти никого», - покачал головой Диоген.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.

Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

Я - гражданин мира.

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

Конечная цель - это благоразумный выбор того, что соответствует природе

Однажды Диогена спросили:
- Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?

Философ ответил:
- Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
- Плохих - за то, что творят зло, хороших - за то, что позволяют им это делать.

Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»

Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
- Что ты делаешь?- спрашивали его.
- Ищу человека,- отвечал Диоген

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Поучать старца – что лечить мертвеца

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»

Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»

Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
- Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
- Вот, афиняне, цена вашего ума,- сказал им Диоген.-Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)

Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека - животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта - бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели - аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник - вне государства, его отечество - весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: "Проси, чего хочешь", мудрец ответил великому полководцу: "Уйди, не заслоняй мне солнца!!!".
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти...
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: "Счастье внутри! Его искать не надо..."

Счастья, РАдости и Любви, Друзья!_()_

Диоген November 19th, 2010

По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400—325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.Диоген стал утверждать, что для достижения блага жить следует «подобно собаке», то есть сочетая в себе:

Простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
верность, храбрость, благодарность.

Таким образом он стремился жить сам и называл себя аплокион (ἁπλοκύων, истинный пес). От этого слова происходит название школы, кинизм. Есть легенда, что Диоген, посчитавший дом ненужной роскошью и уже перебравшийся в бочку, тем не менее сохранил для себя кое-какую утварь, в частности ковш для питья. Но когда он увидел, как мальчик пьет воду из пригоршни, философ отказался и от ковша.

О Диогене, жившем в бочке, впервые рассказал античный писатель Диоген Лаэртский (III в.).
«Бочка» — перевод условный, поскольку бочек в их обычном понимании (деревянных, стянутых обручами сосудов) в Древней Греции не было. Как показывают археологические изыскания, единственная «бочка», в которой мог обитать Диоген, это пифос — большой, иногда в рост человека, глиняный сосуд для хранения зерна, вина и масла, подобный тем терракотовым пифосам, которые были найдены английским археологом Чарльзом Эвансом в западной кладовой Кносского дворца (XVI в. до н. э.) на Крите.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

* Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

* Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его.

Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Алексан др якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

* Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
* Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

* Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

* Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

* Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

* На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».

Памятник Диогену в Синопе (современная Турция)

* Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.

* Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.

* Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.

* Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

* Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.

* Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

* Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

* Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.

* Я — гражданин мира.

* Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

В Античности человечество сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний.

Это послужило благоприятной почвой для возникновения школ философии. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, оно остается актуальным и в наше время. +Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. А ярким представителем этого течения – был Диоген Синопский, он прославился вечными спорами с Платоном, а также эпатажными, а порой и весьма вульгарными выходками. Оказывается, эпатажные люди встречались и в глубокой древности. Среди них попадались и философы, как Диоген Синопский.

Из биографии Диогена:

О жизни Диогена известно немного, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Согласно этой книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и его прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена проходило во времена неспокойные – в его родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие Диогена, которое привело его в Дельфы.

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Затем дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном, который поразил Диогена до глубины души. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа, хотя Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни.

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины). Купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Хотя и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена. Пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот его ученик прославил кинизм как школу античной философии.

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали его вульгарные регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. А ещё он голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека». Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. «Это уровень вашего развития, - заявил Диоген, - когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена. Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Согласно книге библиографа Диогена Лаэртского, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена. К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Интересные факты из жизни Диогена:

*Диоген на самом деле жил не в бочке, как многие считают, а в пифосе - глиняном сосуде для хранения зерна. Деревянная бочка была изобретена римлянами через 5 веков после смерти Диогена.

*Однажды очень богатый человек пригласил Диогена в свой роскошный дом и предупредил его: «Смотри как чисто в моем доме, не вздумай плюнуть куда-нибудь.» Осмотрев жилище и подивившись его красотой, Диоген подошел к хозяину и плюнул ему в лицо, заявив, что это самое грязное место, которое он нашел.

*Диогену часто приходилось попрошайничать, но он не просил милостыню, а требовал: «Дуралеи, подайте философу, ведь он учит вас жить!».

*Когда афиняне были заняты подготовкой к войне с Филиппом Македонским и кругом была суета и волнение, Диоген начал катать по улицам свой пифос. Многие спрашивали его, зачем он это делает, на что Диоген отвечал: «Все заняты делом, и я тоже».

*Когда Александр Македонский покорил Аттику, он решил лично познакомиться с Диогеном и пришел к нему с предложением выполнить любое желание. Диоген попросил его отойти, чтобы не заслонять солнце. На что полководец заметил, что не будь он Александром Великим, стал бы Диогеном.

*Однажды, возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там народу, Диоген сказал: «Народу полно, а людей нет».

*А в другой раз, выйдя на площадь, он начал кричать: «Эй, люди, люди!», но когда народ сбежался, он начал прогонять их палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

*Увидев сына проститутки, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!»

*После того, как Платон дал определение человека как животного, ходящего на двух ногах и лишенного шерсти и перьев, Диоген принес к нему в школу ощипанного петуха и отпустил его, торжественно провозгласив: «Теперь ты - человек!» Платону пришлось добавить к определению фразу «… и с плоскими ногтями».

*При жизни Диогена часто называли собакой за его поведение, и это животное стало символом киников - последователей Диогена.

*На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник в виде пса, стоявшего на колонне.

Цитаты и изречения Диогена Синопского:

1.Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

2.Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.

3. «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».

4.«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным».

5.На вопрос, откуда он, Диоген сказал:» Я - гражданин мира."

6.Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».

7.«Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

8.На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».

9. «Злословец есть самый лютый из диких зверей».

10. «Поучать старца – что лечить мертвеца».

11. «Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня».

12. «Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак».

13. «Любовь - дело тех, кому нечего делать».

14. «Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».

15. «Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья».

16. «Быть в хорошем настроении - причинять муки своим завистникам».

17. «Сладострастие - занятие людей, ничем другим не занятых».

18. «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им».

19. «Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум или петлю».

20. « Льстец - самый опасный из ручных животных».

Когда Платон изрёк, что человек - это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Сохранился известный рассказ: когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген просто вставал и начинал ходить. А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой.

Во-первых, даже если и Диоген выбрал себе столь экстравагантное жилище, то это была не бочка, а пифос – большой глиняный кувшин (бочек в Древней Греции просто не существовало). И снова Диоген в бочке. Художники не видели разницы между бочкой и пифосом. Трудно сказать, что должно было символизировать это оригинальное надгробие, однако известно, что в качестве собачьих будок в те времена в Греции служили старые бочки». И получается, что Диоген из бочки (пифоса), искавший с фонарем среди бела дня человека, скорее всего очень сильно отличался от реального философа Диогена Синопского.

Диоген Синопский — биография, информация, личная жизнь

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Диоген эпатировал современников, принимая пищу на площади и публично мастурбируя. Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. Штуки-Дрюки (stuki-druki.com) обязательна.

Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа. У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше.

Получив вышеупомянутый совет, будущий философ превратился в странника и много путешествовал по своей стране. Примерно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. Единственное, что признавал Диоген, — это аскетическая добродетель, в основе которой лежит подражание природе. Как бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярчайших представителей античной эпохи, а его взгляды оказали заметное влияние на позднейшие философские концепции. Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания.

Диоген Синопский (лат. Diogenes Sinopeus)

Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Второй вариант - непосредственно от слова «????» (кион — собака), так как Антисфен учил, что жить надо «подобно собаке». Согласен, — сказал Диоген, — но с одним условием… Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, — угадав, чей это стих, сказал Диоген. Диоген приводил в замешательство не только простой синопский и коринфский народ, но и своих братьев философов. Диоген дожил до времён Александра Македонского и часто с ним встречался. Нет, это я осудил их оставаться дома» — отвечал Диоген. Я — гражданин мира!» — гордо отвечал Диоген и, как действительно выяснили историки, был одним из первых космополитов.

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ - , др.-греч. Соединил тезис Анаксимена о воздухе-праматерии с учением Анаксагора о космическом «разуме» и концепцией пустого пространства у Левкиппа…

Почему Диоген спал в бочке

Сам же Диоген Лаэртский менее известен нам. Естественно, кто из нас обожает философию?

В другой раз он увидел, что мальчик хлебал похлёбку из плошки, сделанной из корки хлеба. Значит можно обойтись и без миски! И вот уже и она полетела вслед за кружкой. Он утверждал, что человек имеет всё для того, чтобы быть счастливым. Сам великий мудрец вёл простую и аскетичную жизнь. Как видите у него не было никакого имущества в собственности. Своим примером он показывал, что счастье кроется в самом человеке, а не в его богатстве и вещах его окружающих.

Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, - пояснил Диоген. Сам себя Антисфен называл ‘непородистым псом’. Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе».



Новое на сайте

>

Самое популярное