Домой Ремонт Стиль речи личные дневниковые записи. Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи

Стиль речи личные дневниковые записи. Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи

Дневниковые записи.

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров.

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint , раздаточный материал.

План урока.

    Организация начала урока-5 мин.

    Изучение нового материала-10 мин.

    Закрепление изученного материала-20 мин.

    Итог урока. Отметки. - 5 мин.

    Домашнее задание -5 мин.

Ход урока.

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Презентация ученицы о Наде Рушевой.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Работа с интерактивной доской.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Слово учителя.

На уроках внеклассного чтения мы с вами немного познакомились с творчеством А.И. Солженицына, в частности с его р. « Молодняк». На уроке литературы мы выяснили, что действие в рассказе происходит не только в течение нескольких дней, но и лет, что позволило нам составить хронологическую таблицу. Рассказ потому и относится к двучастным, т. к. разорван неким промежутком времени.

Хронологическая таблица по рассказу А.И. Солженицына « Молодняк».

Часть 1

Время

Место

Действие

Весна 1926 года.

Утро.

Ростовский институт путей сообщения, мостостроительный факультет.

Доцент А.П. Воздвиженский принимает у студента Коноплева экзамен по сопромату.

Обед

Дома у А.П.Воздвиженского.

Беседа доцента с дочерью Лёлей за обеденным столом.

Вечер.

Дом культуры Ленрайсовета.

А. Коноплёв слушает лекцию « О задачах нашей молодёжи»

Девочки подготовили небольшие работы, позволяющие представить, как могли бы выглядеть дневниковые записи Анатолия Павловича Воздвиженского и Коноплева во время их первой встречи.

Часть 2

Время

Место

Действие

Январь 1931 года,

« кошмарный бред на много дней и ночей».

Подвал.

Воздвиженский в ужасе от увиденного, томительное ожидание.

Через несколько дней (сбился со счету).

Комната следователя.

Допрос. Встреча Воздвиженского с Коноплёвым.

Через три дня.

Комната следователя.

Коноплёв уговаривает Воздвиженского « во всем признаться», переводит в камеру получше, разрешает передачи из дома.

Через *** дней.

Комната следователя.

Коноплёв умоляет доцента признаться во вредительстве.

Через *** дней.

Комната следователя.

Коноплев предлагает Воздвиженскому давать нужные сведения о настроениях в инженерной среде.

Через неделю.

Воздвиженского освободили.

Пришло время домашнего задания. Оно будут также основано на рассказе А.И. Солженицына « Молодняк». Вы должны будете написать сочинение в форме дневниковых записей А. П. Воздвиженского, отражающих его вторую встречу с Коноваловым. Это может быть либо описание одного дня, либо череды дней, наиболее полно отражающих душевное состояние героя.

Составить дневниковые записи на основе второй части рассказа А.И. Солженицына «Молодняк» либо от лица доцента А.П. Воздвиженского, либо от лица А. Коноплёва.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

    Для чего ведутся дневники?

    Каковы отличительные черты дневниковых записей?

    А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?

    Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)

Отметки за урок.

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Абрамова Любовь Фроловна

МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области

Класс: 10

Актуальность урока на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе (блок «С»).
Работа над дневником учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов:

Личностных:

Понимание роли текста в жизни человека;

Осознание эстетической функции языковых средств в тексте;

Стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметных:

Адекватное понимание информации устного и письменного текста;

Способность извлекать информацию из различных источников;

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Предметных:

Усвоение основ знаний о тексте;

Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Проблемный вопрос: Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать языковые средства выразительности.

Задачи урока:

Образовательная : научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль

развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ

текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Ожидаемые результаты:

Умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;

Умение работать в группах;

Коммуникативная компетентность;

Осознание полезности получаемых знаний и умений;

Развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельное принятие решения;

Развитие навыков коммуникативности;

Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста;

Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности : работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к выводам.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Тип занятия : систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и заданиями;

У учащихся : учебник, тетрадь, раздаточный материал

Раздаточный материал : тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее домашнее задание: изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности

Эпиграфы к уроку:

« Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»

Ю. Олеша

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей

Ход урока

    Организационный момент . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что может стать таким романом?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны: таким романом может стать личный дневник любого человека).

Учитель: Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете о дневниковой деятельности:

- зачем люди ведут дневники ? (страницам доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом)

- о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой-то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего-либо)

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых записей.

СЛАЙД 1 тема урока, цели урока

2. Актуализация знаний.

Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности. (Чтение и комментирование учениками)

- легко ли было вести дневник?

Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом бумаги.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы поведём разговор дальше.

- каковы основные признаки дневниковой записи . (Содержание записи ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц. Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними. Обязательная примета – даты, бывают и рисунки)

- каковы функции дневника и что побуждает нас обратиться к дневнику

(1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение. Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления, поразмышлять над увиденным, услышанным.

- принято считать, что каждая запись представляет собой текст. Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)

Кто из известных вам современных писателей использовал в своих произведениях форму дневника? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.)

- Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание, рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип)

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная зарисовка. Афористическая беседа и др.)

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Работа по группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают развёрнутые ответы и делают выводы

См. приложение

СЛАЙД 4

Вывод: делают учащиеся.

5.Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Составим план написания сочинения в жанре дневниковых записей:

    Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.

    Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале.

    Составить план, который поможет наметить , с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник . Проверить, отвечает ли этому требованию сочинение.

Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку работы класса, отметить работу групп, есть ли какие-то вопросы, готовы ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых записей «Один день из жизни самого себя.

ВЫВОД : Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И, может быть, когда-нибудь страницы вашего дневника станут страницами Главной книги о себе «ежедневном»

    Домашнее задание

Написание сочинение «Один день из жизни самого себя».

приложение 1

ГРУППА 1

Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.

ЗАДАНИЯ:

    Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись?

    Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для какого стиля они характерны?

ГРУППА 2

Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын-трава, поэтому я надел красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в гробу я теперь видал ихние запреты…

Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено формой.

Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу:

Вы терроризируете моего сына из-за цвета носков!

Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.

Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.

Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и сказал: «Один – ноль в мою пользу».

ЗАДАНИЯ:

    Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот знак?

    Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации?

    Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова?

ГРУППА 3

Выходной день.

Я твёрдо решил в новом году:

    Вешать брюки на место.

    Вкладывать диски обратно в чехлы.

    Ласково обращаться с собакой.

    Не выдавливать большие прыщи.

    Не начинать курить.

    Снова ходить в библиотеку.

    Стать интеллектуалом.

ЗАДАНИЯ:

    Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе?

    Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает авторскому замыслу??

    Что можно сказать о дисциплинарности этого человека?

    Какая часть речи указывает на систему?

ГРУППА 4

Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино.

Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь.

ЗАДАНИЯ:

    В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он верен своим принципам?

    Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник, ваш одноклассник?

Анна Михайловна КОЛЯДИНА (1981) - учитель литературы; диссертантка Самарского государственного педагогического университета. Живёт в г. Смоленске.

Дневник как литературный жанр

Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше - не худо ещё в юные годы - о своём детстве, например. (Д.С. Лихачёв)

Дневник - важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества. Педагогам хорошо известно, что немало их подопечных в той или иной форме ведут свои личные дневники. Не вмешиваясь в этот диалог подростка с самим собой, полезно предложить им сведения об истории дневниковой традиции, о построении дневника, о его интеллектуальных и художественных возможностях и тем помочь им овладеть основами этой популярнейшей формы письменной речи. Понятие о дневнике как литературном жанре и представлено в статье молодой словесницы А.М. Колядиной.

П ознакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного жанра, рассмотреть его признаки, полагаю, возможно уже в 6–7-м классах. Если же урок или иное мероприятие, посвящённое дневнику, проводится в старших классах, целесообразно дать школьникам представление о писательских дневниках и их месте в культуре прежде всего XIX и XX веков. Завершить занятие логично объяснением основных правил ведения дневника; дать образцы дневниковых записей.

Определений дневника существует множество. Одно из них, принадлежащее М.О. Чудаковой, точное и ясное, представляется особенно приемлемым для школьной практики: Дневник - форма повествования, ведущегося от первого лица в виде подневных записей. Обычно такие записи не ретроспективны - они современны описываемым событиям. Наиболее определённо дневники выступают как жанровая разновидность художественной прозы и как автобиографические записи реальных лиц” (Краткая литературная энциклопедия).

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Помимо этого, как отмечает в своих известных записях «Ни дня без строчки» Юрий Олеша, “…и Делакруа, и Толстой приводят <…> одну и ту же причину, заставившую их, по их словам, продолжать писать начатые дневники - причина эта удовольствие, которое получили оба при прочтении ранее написанных страниц. Продолжать, так сказать, и во имя того, чтобы получить опять когда-либо подобное удовольствие” (1929 год, 29 июля).

История дневниковой формы есть история её изменения в авторском и читательском сознании - от представления о дневнике как о подневных автобиографических записях реальных лиц до понимания дневниковой формы как художественной формы высказывания.

Историю бытования дневниковых записей в России условно можно разделить на следующие периоды.

1. Дохристианская Русь . В литературе этого периода присутствуют лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных.

2. X–XVI века. Дневниковые литературные произведения разных жанров имеют на Руси своё распространение уже с X века. Это тексты различных типов дневникового жанра: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, которые ещё трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение Андрея Курбского «История о великом князе Московском...».

3. XVII век. Дальнейшее развитие жанра. Однако эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

4. XVIII - начало XIX века. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок (Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки»).

5. XIX - начало XX века. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника.

6. XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе.

Существуют художественные произведения, которые либо имеют формальные признаки дневникового или мемуарного повествования (Спирихин С. «Конина (Записки скотовода)»; Сидур В. «Памятник современному состоянию. Миф»), либо такие, в структуре которых присутствуют документальные фрагменты (выдержки из писем, надписи на открытках, анкетные данные, номера телефонов, цитаты из газет - «Конец цитаты» М.Безродного; «Мемуарные виньетки и другие non-fictions» А.Жолковского).

С ледует отметить: на развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе.

Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Но в отличие от бытового дневника, представляющего собой систему записей, связанных с определённой датой, записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн.

Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Независимо от того, в какой форме будет вестись дневник, необходимо научиться продуманно делать записи в нём.

Вот основные правила (если проводится урок, ученики могут записать их).

1. “Ни дня без строчки” (Ю.Олеша).

2. Каждую запись датируй.

3. Будь искренним и честным в записях.

4. Не читай чужого дневника без разрешения!

Помимо бытового, можно вести дневник читателя , указывая в нём:

  • автора и название книги;
  • выходные данные: место издания, издательство, год;
  • время создания произведения, а также время, о котором идёт речь в книге;
  • желательно обозначить тему произведения;
  • в общих чертах изложить содержание;
  • сформулировать для себя идею книги;
  • записать общее впечатление от книги.

С уществует три разновидности использования дневника как жанра в литературе (ученики могут делать записи в тетради вслед за объяснением учителя).

Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного.

Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин).

Так, М.М. Пришвин вёл дневник всю жизнь. Он был убеждён, что, если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей Пришвина, рукописи его дневников втрое превышают объём собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, “форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая” (1940). А незадолго до смерти, в 1951 году, оглядываясь на свою жизнь, он признался: “Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников”.

Литературные произведения в форме дневника («Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша).

Возникновение дневника как литературной формы было обусловлено несколькими факторами, главным из которых было стремление писателей представить внутренний мир личности через документально обоснованный текст, организованный по принципу собрания достоверных свидетельств и фактов жизни отдельного человека. Следствием этого было использование писателями формы бытового дневника и ряда других эго-документальных текстов. Так, «Записки юного врача» М.А. Булгакова представлены читателю в форме дневника, который ведёт главный герой.

П исательские дневники - это записи, имеющие форму подневных, ведущиеся на протяжении некоторого времени. В них соблюдаются внешние признаки дневникового повествования - датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.

Основу дневника писателя («Окаянные дни» И.А. Бунина, «Взвихрённая Русь» А.М. Ремизова, «Несвоевременные мысли» М.Горького, «Дневник моего современника» В.Г. Короленко) составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование, имеющее, как правило, такие черты дневниковой формы, как датировка и периодичность ведения.

Как правило, дневник писателя публицистичен и зачастую полемичен по отношению к описываемой действительности, то есть подчинён определённой авторской идее. Этой цели служат приводимые автором документальные свидетельства, фрагменты разговоров людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. И в этом плане следует отметить сближение дневника писателя с такими жанрами журналистики, как очерк, памфлет, фельетон. В отличие от бытового, в дневнике писателя обязательно присутствует оценочное начало; время в нём представляет собой в большей степени условную категорию, так как события здесь подчинены авторскому замыслу.

Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений.

Несколько примеров.

Дневники Льва Толстого, как показала Л.Я. Гинзбург, “имели разное назначение. В ранних дневниках - наряду с самовоспитанием, моральными упражнениями - упражнения писательские, проба будущих методов. Тут же записи, кратко отмечающие течение повседневной жизни”.

Д.Фурманов отмечал в своём дневнике: “Коплю материалы: всё, что увижу, что услышу интересное, что прочту, - сейчас же записываю...”

Произведения М.М. Пришвина «Мирская чаша» (1922), «Журавлиная родина» (1929) и «Кащеева цепь» (1923–1933) частично составлены из материалов дневников. Дневниковые элементы присутствуют также в «Родниках Берендея» (1925) (позднее вошли в «Календарь природы» - 1935–1939), повести «Жень-Шень» (1931–1933). Из философско-лирических миниатюр, первоначально существующих в виде дневниковых записей писателя, состоят «Календарь природы», «Фацелия» и «Лесная капель». В последние годы жизни Пришвиным готовилась книга «Глаза земли» - также из дневниковых записей различных лет.

Чем можно объяснить столь частое обращение различных писателей, а также людей, профессионально с литературой не связанных, к жанру литературного дневника?

Универсальностью этого жанра, разнообразием его форм.

Возможностью непосредственного, свободного выражения своих мыслей и чувств.

Привычка к ведению дневника способна выручить человека в трудные минуты жизни, когда он остаётся один на один перед лицом горя или неразрешённого конфликта, утраты или выбора.

Например, «Осадная Запись» - блокадный дневник петербургского учёного-востоковеда, известного ираниста-филолога, профессора Александра Николаевича Болдырева содержит не только детальные описания страданий и борьбы ленинградцев, но и тончайшие психологические наблюдения за переживаниями умирающего с голоду, а затем терзающегося недоеданием человека, обременённого бесконечными заботами о семье.

“Фразы её выбрасывались на бумагу, как хрипы умирающего, - отрывисто, с длинными промежутками между ними, нечленораздельно. Но сейчас я уже знаю, что эта Запись есть дело большое, есть подлинный, правдивый свидетель времён неповторимых, и когда-нибудь будут заслушаны её показания. Правда, язык её станет понятен только после огромной восстановительной моей обработки, ибо очень много в Записи есть лишь иероглиф и символ” (1942, 15 декабря).

Д невник - один из наиболее демократичных литературных жанров. Ведение дневника доступно каждому грамотному человеку, и польза, приносимая им, огромна: ежедневные записи, пусть небольшие, в несколько строк, учат вниманию к себе и другим, развивают навыки самоанализа, воспитывают искренность, наблюдательность, вырабатывают вкус к слову, точному суждению, строгой отточенной фразе.

Литература

История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

План урока

Предмет Риторика Класс 6 Дата _____________

Тема: Дневниковые записи.

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров (дневниковые записи).

Эпиграф:

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

- Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

    Для чего ведутся дневники?

    Каковы отличительные черты дневниковых записей?

    А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?

    Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)

Отметки за урок.

Домашнее задание: Составить дневниковые записи на основе личных впечатлений от прожитой недели.

Сочинение в жанре дневниковых записей является нетрадиционным сочинением, к традиционным относятся сочинение-повествование, или . Сочинения в виде дневника иногда задают по русскому языку, однако чаще – по литературе.

В практике преподавания литературы накоплен большой опыт использования различных форм изложения от имени автора или от имени героя, именно эти практики легли в основу такого , как дневниковые записи.

Дневники, как и сочинения в этом жанре могут быть разными:

  • Дневник-собеседник –это такой дневник, которому доверяют тайны, приводят собственные рассуждения, сокровенные мысли.
  • Дневник альбом – в котором, помимо текста, много рисунков.
  • Дневник — копилка счастья – здесь записывают только хорошее, что случается в повседневной жизни
  • Путевой дневник – ведётся во время путешествия, рассказывается о впечатлениях от увиденного.

Особенности сочинения-дневниковой записи.

Если мы говорим о литературе, то здесь сочинения в жанре дневниковых записей могут быть нескольких видов:

  • дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманных);
  • дневник, ведущийся от лица литературного героя;
  • дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Для того, чтобы успешно написать сочинение в виде дневниковых записей по литературе

1) ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

2) от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложений и т. д.).

Одним словом, при написании сочинения в виде дневниковых записей по литературе ВЫ ДОЛЖНЫ вжиться в образ, думать и действовать в соответствии с логикой героя в литературном произведении, логикой развития сюжета и композиции.

Если мы говорим о сочинении в жанре дневника, которые задают по языку, то тут есть множество вариантов. Чаще всего предлагается картина, к которой нужно написать сочинение. В таком случае вам нужно описать то, что происходит на картине от первого лица, можно придумать события, предшествующие данной истории или произошедшие после нее, и записать это в виде дневника.

Как написать сочинение в виде дневниковых записей?

Несколько простых советов:

  • Будьте искренними – это же дневник! Пишите от первого лица.
  • Используйте даты / указание времени.
  • Записи могут быть разными по характеру, по длине, по настроению.
  • Некоторые записи просто рассказывают о произошедших событиях, в других дается оценочное мнение.
  • Записи могут быть отрывочны
  • Написан в виде монолога

Дневник является эпистолярным жанром. В этом жанре написано множество известных произведений – к примеру, «Дракула» Брэма Стокера или Дневник анны Франк.

Прежде чем, написать сочинение, стоит задуматься: а зачем люди ведут дневники? Понимание этого поможет вам сделать сочинение в большей степени похожим на дневниковые записи.

Вот некоторые из наиболее распространенных причин, почему люди ведут дневник.

  • Чтобы осмыслить то, что произошло.
  • Порассуждать, почему вышло так, а не иначе.
  • Чтобы спланировать дальнейшие действия.
  • Чтобы привести в порядок мысли.

Дневниковые записи чаще описывают те события, которые уже произошли, но иногда высказываются мысли по поводу того, что еще предстоит.

В отличии от настоящего дневника, сочинение в виде дневника нужно писать грамотно. Предложения должны быть логически связаны.



Новое на сайте

>

Самое популярное