Домой Коммуникации Речь педагога должна. Культура речи педагога

Речь педагога должна. Культура речи педагога

ДЕЛОВАЯ ИГРА ПЕДАГОГОВ

Подготовила:

Учитель-логопед

Бидниченко Вера Николаевна

Тема: «Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников»

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

План проведения:

  1. Культура речи педагога.
  2. Компоненты профессиональной речи педагога.
  3. Физ. пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».
  4. Требования к речи воспитателя ДОУ.
  5. Игра-треннинг «Знатоки русской речи».
  6. Значение культуры речи воспитателя детского сада.
  7. Сюжетно-ролевая игра: « Говорю с ребёнком, родителем, педагогом».
  8. Примеры неправильной речи (видео).
  9. Древо мудрости «Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культура речи, силе слова, о родном языке».
  10. Памятка«Упражнения для развития речевого дыхания».
  1. Культура речи педагога.

Речевая культура в современном понимании – это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура – это основной инструмент культуры в целом.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.

Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

II.Компоненты профессиональной речи педагога.

Одной из составляющих речи является качество голоса педагога.

  • Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
  • Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  • Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
  • С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
  • Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью.

Следующим компонентом речи является дикция. Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Дикция является одним из обязательных элементов техники речи педагога, поскольку речь его является образцом. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.

Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Для устной речи оченьважным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

III. Физ.пауза: «Упражнения для развития речевого дыхания».

Основой звучащей речи является правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, является переходной фазой и характеризуется завершением вдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что повышает работоспособность организма в целом.

Конечной фазой дыхания соответственно будет вдох. Вдыхая, мы заполняем легкие кислородом. Вдох может быть коротким и наполнить лишь верхние отделы легких или же глубоким, что обеспечит полную наполняемость.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата. При смысловой и эмоциональной речи происходит разнообразная работа дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий мелодических изменений речи; длительный выдох с контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; и т.д. в связи с этим необходимо развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.

Речевое дыхание очень важно для осуществления полноценной речевой деятельности и овладения сознательным, выразительным чтением.

С этой целью вам предлагается ряд специальных упражнений, способствующих гибкости и эластичности дыхательного аппарата.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Упражнение 1.

Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки – большой палец впереди, четыре пальца на спине. Сделать выдох (все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем – вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состоянии вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При выполнении упражнения не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.

Упражнение 2.

Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох через рот на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота работают с хорошей активностью.

Упражнение 3.

Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и, вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка.

Упражнение 4.

Сделать быстрый вдох и на одном выдохе произнести несколько раз подряд звук П. грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы.

Упражнение 5.

Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет “три”, а длительность выдоха - на счет “шесть”.

Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет “один”. Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох – один, два, три; пауза – одна единица; выдох – один, два, три, четыре, пять, шесть. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три – четыре раза.

Упражнение 6.

Полный вдох берется на счет до трех, с остановкой после каждой цифры, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох – через узкое отверстие губ, счет при выдохе от одного до десяти – двенадцати. Последовательность упражнения: вдох – одна остановка – вдох – одна остановка – вдох - одна остановка – выдох – счет десять – двенадцать.

IV.Требования к речи воспитателя ДОУ.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении,но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

V.Игра-тренинг: «Знатоки русской речи».

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения), - нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре толь один вариант правильный (1 или 2).Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

Опросный лист № 1

  1. асиммЕтрия – асимметрИя
  2. бАнты – бантЫ
  3. вклЮчит – включИт
  4. газопрОвод – газопровОд
  5. диспАнсер – диспансЕр
  6. ломОта – ломотА
  7. дремОта - дремотА
  8. зАдать – задАть
  9. зАнять – занЯть
  10. звОнит – звонИт
  11. катАлог – каталОг
  12. красИвее – красивЕе
  13. кУхонный – кухОнный
  14. меньшИнства – меньшинствА
  15. мусоропрОвод – мусоропровОд
  16. никчЕмный – никчЁмный
  17. обеспЕчение – обеспечЕние
  18. обОдрить – ободрИть
  19. осУжденный – осуждЁнный
  20. плЕсневеть – плесневЕть
  21. полигрАфия – полиграфИя
  22. пОнял – понЯл
  23. премИровать – премировАть
  24. принУдить – принудИть
  25. слИвовый – сливОвый
  26. тУфля – туфлЯ
  27. углУбленное изучение – углублЁнное
  28. хАос – хаОс

Опросный лист № 2

  1. бАловаться – баловАться
  2. вероисповЕдание – вероисповедАние
  3. врУчит – вручИт
  4. грУшевый – грушЁвый
  5. дОбыча-добЫча
  6. дОсуг – досУг
  7. жАлюзи – жалюзИ
  8. закУпоривать – закупОривать
  9. запломбИровать – запломбировАть
  10. исчЕрпать – исчерпАть
  11. кладОвая – кладовАя
  12. крЕмень – кремЕнь
  13. лОмоть – ломОть
  14. мотивИрованный – мотивирОванный
  15. нАчать – начАть
  16. новорОжденный – новорождЁнный
  17. облЕгчить – облегчИть
  18. Оптовый - оптОвый
  19. откУпорить – откупОрить
  20. повтОришь – повторИшь
  21. страховой пОлис – полЮс
  22. предпрИнять – предпринЯть
  23. прИбыл – прибЫл
  24. прИданое – придАное
  25. тОрты – тортЫ
  26. увЕдомить – уведомИть
  27. фенОмен - феномЕн
  28. ходАтайствовать – ходатАйствовать

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

Говорите правильно!

Опросный лист № 1 (ключ)

VI. Значение культуры речи воспитателя детского сада.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний,умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И.О.Соловьева отмечает, что “перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи”.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”. Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Перед воспитателем стоит серьезная задача: он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

VII. Сюжетно-ролевая игра « Говорю с ребёнком, родителем, педагогом»

Придумать по 3-4 фразы диалога на тему.

VIII.Примеры неправильной речи, анализ ошибок (видео).

IX. Древо мудрости

«Высказывания и афоризмы классиков литературы и выдающихся мыслителей прошлого о культуреречи, силе слова, о родном языке» .

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Г.Гегель

«Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой».

Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, воспитатели и его сверстники.
Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Скачать конспект
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Но что же такое культура речи?
Культура речи – понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Культура речи – это также речевое мастерство, умение излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, правильно ставить ударения в словах.
А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки)
Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Задание 2. Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, громко, умеренным голосом).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Задание 3. Подберите слова, близкие по значению, т.е. синонимы для следующих слов:
Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать)
Приказ (распоряжение, команда, предписание, указание)
Ошибка (промах, просчет, оплошность)
Задание 4. Объясните значение слов
Жизнь (физиологическое существование)
Грызун (млекопитающее с длинными передними зубами)
Буффонада (сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях)

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях - уровне знаний и методическом мастерстве - достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:
1. Грамотность построения фраз.
2. Простота и ясность изложения.
3. Выразительность:

  • интонация и тональность;
  • темп речи, паузы;
  • динамика звучания голоса;
  • словарное богатство;
  • образность речи;
  • дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

  • правильное ударение в словах;
  • исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

  • исключение режущих слух фразеологических оборотов;
  • исключение лишних слов;
  • исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.
7. Речедвигательная координация.

Культура речи - широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы. Так, один учитель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения . Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность . Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи - тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

При сюжетных играх учитель, меняя интонацию, способствует формированию у учащихся адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету. Например, при проведении игры «Лиса идет», чтобы добиться от детей бесшумных и осторожных движений, учитель вводит в урок рассказ: «Никто не шевелится (повествовательно), все молчат (понижается звучание голоса). Тишина (пауза). Ходит лиса по поляне (голос громче), ищет зайчиков. А зайчиков нет. Куда они делись (недоумение и вопрос)? А зайчики молчат (тихим голосом с заговорщицкой интонацией). Ушла лиса, и зайчики вновь играют, прыгают (веселое, громкое звучание), радуются, что спаслись от лисы».

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает учащихся от учителя, так как чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, к признанию себя личностью.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса , варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению учащихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее - и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости для учащихся учебного материала, объясняемого педагогом.

Дикция - ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость - эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение слов из обыденной речи . Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.

Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи»; «ложить» вместо «положить», «класть»; «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».

Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Еще одной составляющей культуры речи педагога, на которой хотелось бы остановиться, является немногословие. Некоторые педагоги, вместо того чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим образом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Многословие выражается и в повторении фраз и слов.

Конечно, немногословие не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы педагога становятся двусмысленными.

Прохорова А.Г.,

учитель-логопед

МКОУ «Детский дом-школа №95»

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

Педагогическая речь как самостоятельно существующее в профессиональной деятельности учителя явление, как условие становления и развития педагогического мастерства имеет свои особенности, то есть такие отличительные свойства и качества, которые определяют ее педагогические сущность и содержание. К ним относятся:

1) публичность, направленность на аудиторию;

2) аудиовизуальность;

3) импровизированность.

Говорить публично – значит излагать свои мысли, приводить доводы так, чтобы они нашли отзвук в сознании и сердцах слушателей не только в виде определенных фактов, но и как ценностные ориентации. Публичной является та речь, которая характеризуется обращенностью к слушателям, она направлена на аудиторию, адресуется конкретным людям. Обращаясь ко всем ученикам в процессе работы с ними, педагог должен видеть каждого в отдельности и индивидуально адресовать ему свои слова. Это обстоятельство требует от учителя владения визуальным контактом, работы с учащимися «глаза в глаза».

Публичность, направленность педагогической речи на аудиторию как ее важнейшая специфическая особенность обусловливает необходимость:

а) хорошего знания учителем индивидуальных свойств и качеств учащихся, особенностей классного коллектива, умений прогнозировать влияние своих слов на всех в целом и на каждого ученика в отдельности;

б) собственного отношения учителя к тому, о чем он говорит, то есть личностной окрашенности высказываний;

в) умений и навыков организации диалога (даже тогда, когда учитель использует монологическую форму педагогической речи). Достичь диалогичности можно, используя высказывания-обращения («давайте представим», «как вы помните» и т.д.), эмоционально-экспрессивные слова, риторические вопросы.

Аудиовизуальность как специфическая особенность педагогической речи означает, что то, о чем говорит учитель, воспринимается учащимися не только на слух, но и видится. На слух воспринимается слово, его значение и интонация (лингвистическая и паралингвистическая знаковая система педагогической речи). Зрительно в процессе речевой деятельности педагога ученики воспринимают мимику и пантомимику учителя, эмоциональную выразительность его поведения, которые сопровождают высказывание (кинетическая знаковая система педагогической речи).

Эта особенность требует от учителя развития умений контролировать свой внешний вид в процессе речевой деятельности, общения с учащимися, а также адекватно воспринимать реакцию слушателей (умений социальной перцепции).

Как значимая особенность педагогической речи рассматривается ее импровизированность.

Импровизация (от французского – improvisation, от итальянского – improvisatione, от лат. – improvisus – неожиданный, внезапный) – это создание чего-то непосредственно в момент деятельности.

Речь педагога импровизирована, то есть создается непосредственно в конкретной педагогической ситуации, которая не всегда может быть спланирована. Именно эта особенность определяет уровень профессионализма учителя, так как еще Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Речевая импровизация педагога – понятие неоднозначное, определяют следующие ее значения:

1) это не дословное воспроизведение учебного (или какого-то другого) материала, а его свободное изложение на основе значительной предварительной подготовки, которая предусматривает отбор содержания, продумывание объема и логики излагаемого, определение накануне речевой деятельности характера общего тона высказываний, отдельных интонационных моментов, ритмики и темпа речи;

2) речевая импровизация педагога – это неподготовленная, сиюминутно возникающая речь, рождающаяся в условиях деятельности в целом. Педагогическая импровизация – это немедленная реакция учителя в момент взаимодействия с учащимися на конкретные их действия, проявления, слова.

И одно, и второе понимание речевой импровизации определяют условия, в которых речь учителя становится истинно педагогической. К ним относятся:

хорошее знание предмета преподавания (свободное владение учебным материалом), психолого-педагогической теории, методик обучения и воспитания;

высокая общая культура (культура речи, поведения, общения, внешнего вида и т.д.);

владение методами психолого-педагогической диагностики, которые позволяют изучить особенности классного коллектива и индивидуальные особенности каждого учащегося в отдельности и на основании результатов диагностирования выстраивать педагогическую речь, общение;

хорошо развитые педагогические интуиция и воображение, фантазия, позволяющие создавать прогнозируемые ситуации в педагогическом процессе и действовать в них.

В.А. Сластенин в книге «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки» пишет, что импровизационность – это специфическая особенность педагогической речи, которая опирается на сочетание аналитического и интуитивного мышления, предшествующий опыт, ранее приобретенные знания и некоторые усвоенные алгоритмы продуктивного решения педагогических задач». Это высказывание в полной мере можно отнести и к речевой импровизации учителя, поэтому важным условием формирования педагогической речи является выработка педагогом на основе глубоких профессиональных знаний и практического опыта учительской работы аналитического мышления и педагогической интуиции.

В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней:

– грамотность речи и лексическое богатство;

– логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется ввиду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);

– техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);

– интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность речи характеризуется способностью словом создавать наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности. Образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);

– уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание ее особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);

Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы, отвечать и пояснять ответы, высказывать оценочное суждение.

В плане вышеназванных требований к речи учителя принципиальное значение имеет культура волеизъявлений учителя, предъявления им требований. Для учителя норма – не прямое (иногда безапелляционное) требование, а приглашение, просьба, совет, пожелание, предостережение и т.д. Обязательны в речи педагога разнообразные формулы вежливости: «пожалуйста», «будь добр», «не сочтите за труд», «прошу Вас», «благодарю за услугу», «извини» и т.д. Важность данного требования к речи педагога (как, кстати, и всех, обозначенных выше) обусловлено тем, его речевое поведение призвано быть эталонным для учеников и других участников педагогического процесса.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

Чубаева Наталья Николаевна
учитель начальных классов, воспитатель группы
продлённого дня, 1 квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области

Технология публичного выступления педагогического работника перед аудиторией


Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления.
Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовки к речи, структуру публичного выступления.
Что же такое публичное выступление? Каковы требования к публичному выступлению? Какова его структура? Эти вопросы всегда должен задавать каждый педагог перед тем как выступать перед аудиторией публично.
Итак, рассмотрим технологию публичного выступления, которую используют педагоги МОУ С(К)ОШИ №4 города Магнитогорска.
Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Учителя и воспитатели нашей школы используют следующие классификации видов публичного выступления: виды выступления по определяемой цели, виды публичных выступлений по форме.
По определяемой цели бывают такие виды речи публичного выступления: информационная, развлекательная, убеждающая.
  1. Речь называется информационной , когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, на родительском собрании - анализ статистических данных.
  2. Развлекательное выступление . Цель — развлечь слушателей. Такова, например, задача ведущего в процессе организации и проведения какого либо развлекательного мероприятия.
  3. Убеждающая речь. Цель — убедить. Направлена показать правильность занимаемой учителем позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по данному вопросу. Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах.
Цели, в зависимости от темы, выступления могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Виды публичных выступлений по форме. К ним относятся:
Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч. Доклады используются на педагогических советах, заседаниях методического объединения.
Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Обязательно должно быть короткими, содержать конкретную информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать тему. Делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу. Сообщения содержаться в представлении практического опыта педагога.
Выступление — краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3 — 5 мин, тема может быть выбрана заранее, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы. Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.
Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Научно-популярные лекции читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные пункты. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1 —1,5 ч.
Беседа — развернутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Это в основном классный коллектив.
Определившись с видом публичного выступления, его целевой направленности, педагог должен подготовить свою речь.
Основные этапы подготовки публичной речи:
  1. сбор материала,
  2. отбор материала и его организация,
  3. обдумывание материала,
  4. подготовка тезисов или плана,
  5. стилистическое оформление,
  6. написание текста выступления,
  7. мысленное освоение,
  8. проба речи.
Самым важным и сложными этапом подготовки к предстоящему выступлению перед аудиторией является этап написания текста, в котором должна быть чётко выстроена композиция (структура).

Структура написания текста

Написание текста для выступления обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Остановимся на каждом этапе построения речи для выступление подробнее:
Вступительная часть. Во вступлении подчеркивается актуальность проблемы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением публичной речи стоит важная психологическая задача - подготовить слушателей к восприятию данной темы.
Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?
Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами говорящего, глубже осмыслить высказанное положение.
Эффективное средство завоевания внимания слушателей - вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.
Основная часть. Наиболее ответственная часть выступления. Её задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.
В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».
Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Учителю необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.
Заключительная часть. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.
Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно оправдывться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать.
Каким же должно быть заключение?
Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.
Итак, подготовка публичного выступления и написание текста речи завершены, остался 1 вечер до начала выступления.
Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.
1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному;
2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса;
3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения;
4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале.
5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук.
6). Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее.
В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.

Новое на сайте

>

Самое популярное