Домой Инструмент Депривация — что это за понятие? Что такое относительная депривация.

Депривация — что это за понятие? Что такое относительная депривация.

Недавно в понятийном аппарате возрастной психиатрии появил­ся новый термин «синдром сиротства» , его смысл в том, что утрата родителей вызывает у ребенка многообразные депрессив­ные реакции, нарушения развития навыков общения, речи, мото­рики (особенно тонкой). Варианты синдрома наблюдаются и у де-

тей, проживающих в семье, где имеет место ситуация «маскирован­ного» сиротства, характеризующаяся эмоциональной холодностью, авторитарностью, жестокостью обращения с ребенком, девианткым аддиктнвным поведением родителей.

В настоящее время депривационные симптомы, объединенные диагнозами «реактивное расстройство привязанности», «растормо­женное расстройство привязанности», рассматриваются как психи­атрический диагноз и включены в Международную классифика­цию болезней (МКБ-10). Данные диагнозы ставятся детям начиная с младенчества и до пятилетнего возраста, хотя диагностические критерии и границы недостаточно определены . Считается, что главная (но не единственная) причина происхождения синдрома - плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными нуждами, вплоть до враждебных действий по отношению к нему. Предрас­полагающими моментами для этого служат: умственная отсталость и другие формы психических заболеваний родителей, девиантное поведение, преждевременное материнство . Поскольку нередко именно эти состояния приводят к лишению или отказу от роди­тельских прав, дети, сдаваемые в сиротские учреждения, с высокой степенью вероятности будут носителями этого синдрома.

Реактивные расстройства привязанности возникают и в услови­ях детского дома и в приемной семье . Эго происходит, во-пер­вых, из-за неизбежной смены воспитателен, что приводит к невоз­можности сформировать устойчивую «заместительную привязан­ность» к кому-либо, и, во-вторых, при неоднократном и непродол­жительном помещении ребенка раннего возраста в разные прием­ные семьи. Это свидетельствует о важности не только помещения ребенка в семью, но психологического отбора и сопровождения за­мещающей семьи с целью предотвращения нового разрыва привя­занности .

Диагноз реактивного расстройства привязанности базируется на выявлении характерных нарушений в коммуникативной, эмоци­ональной и поведенческой сферах, может включать определенные поведенческие отклонения. Основные симптомы можно объединить в две группы {13]:

Устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт или под­держивать обшение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или слабость зрительного контакта и голосового подра­жания, нежелание совместной игры или даже сопротивление ей и т -н-), апатичный или сниженный фон настроения, часто проявле­ния боязливости или настороженности, которые не исчезают, когда Ребенка утешают; с полутора-двух лет - плохое социальное взаимо-

действие со сверстниками, агрессия по отношению к себе и другим; отсутствие любопытства, достаточной спонтанности в деятельно­сти;

- «диффузная общительность», которая проявляется в отсут­ ствии чувства дистанции при общении со взрослыми и в фами­ льярности при общении с почти незнакомыми людьми, в постоян­ ных просьбах о чем-то, желании всеми способами привлечь к себе внимание («прилипчивое» поведение); с четырехлетнего возраста и позже - неразборчивые дружеские связи.

Последняя группа симптомов отнесена в МКБ-10 к диагнозу «расторможенное расстройство привязанности» и считается харак­терной для детей, воспитывающихся в домах ребенка с младенче­ства при частой смене воспитателей. В американской классифи­кации оно рассматривается в рамках общего синдрома реактив­ного расстройства привязанности. К соматическим расстройствам привязанности относят снижение физических показателей разви­тия (масса, рост), слабое развитие мышечного тонуса, недоразвитие костной системы при нормальном уровне гормона роста.

Еще один классический феномен - сепарационные симптомы и симптомокомплсксы - распространенное явление среди детей, вос­питывающихся в домах ребенка. Они могут наблюдаться у детей, которые попали в сиротские учреждения из семей, где о них заботи­лись хотя бы в течение нескольких месяцев, или у детей, которых, несмотря на сформировавшуюся привязанность, переводят к дру­гому воспитателю, и т.д.)13].

Клинический прогноз при расстройствах привязанности вклю­чает целый спектр недостаточно дифференцированных рас­стройств:

Любые нарушения физического и психического развития;

    нарушение психосоциальных навыков, определяющееся сте­ пенью запущенности и длительностью пребывания ребенка в этом состоянии;

    развитие психофизического маразма .

Депривационная симптоматика у детей-сирот включает факти­чески всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений развития интел­лекта и характера. Глубина и тяжесть нарушений различаются в зависимости от срока депривапиоиного воздействия, его длитель­ности и интенсивности, а также от качества депривационного воз­действия .

Й.Лангмейер и 3. Матейчик разработали концептуальный ап­парат теории депривации, основанной па теориях научения и при-

вязанности. Они определяли депривацию как недостаточное удо­влетворение основных психических потребностей (в течение дли­тельного времени и в серьезной степени). В качестве таковых они вычленяли потребности ребенка в богатой разнообразными стиму­лами сенсорной среде, в дифференцированной к относительно по­стоянной структуре внешних стимулов, когда понятны правила, по которым происходят изменения, и есть уверенность в наличии за­щиты и контроля протекающих процессов, в эмоциональной связи с матерью (отцом, другими значимыми лицами), в возможности автономного функционирования. Они выделили четыре формы де­привации:

    стимульная (сенсорная) депривация возникает при понижен­ ном количестве сенсорных стимулов или их ограниченной изменчи­ вости и модальности;

    депривация значений (когнитивная) возникает при слишком изменчивой, хаотичной структуре внешнего мира без четкого упо­ рядочивания и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;

    депривация эмоционального отношения (эмоциональная) воз­ никает при недостаточной возможности удовлетворения интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыва по­ добной эмоциональной связи, если она была создана;

    депривация идентичности (социальная) возникает при огра­ ниченной возможности для усвоения автономной социальной роли .

Эту классификацию следует учитывать при разработке психо-коррекционной работы и сопровождении разных групп детей-сирот в интернатных учреждениях.

Отечественная теория депривации имеет значительное сходство с западной в том, что также отводит центральную роль в развитии личности взаимодействию взрослого с ребенком (Л. С.Выготский, Л.И.Божович, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и дру­гие). При этом депривация рассматривается как нарушение или несформированность у ребенка специфической человеческой по­требности в общении.

Согласно культур но-исторической концепции Л.С.Выготского, развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исто­рического опыта и социальных отношений . Взрослый высту­пает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейше­го источника развития; только в постоянном контакте со взрос­лым возможна интериоризация как основной механизм развития. контакт способствует формированию у ребенка потребности

в привязанности к заботящемуся о нем взрослому. Л. С. Выготский рассматривал данную потребность не как биологически заданную (первичную) (что принято в западной литературе), а как результат взаимодействия ребенка с окружающим социумом, и прежде все­го со взрослыми людьми (45-46]. Л. С. Выготский считал задержки развития результатом депривации общения и контактов с внешним миром, вследствие чего потребность в общении не формируется или приобретает нарушенные формы. Он писал о неблагоприятном воз­действии интернатного воспитания на развитие детей уже в 20-х го­дах XX в. и выступал против помещения детей г. Отклонениями в развитии в детские дома. Л. С. Выготский убедительно доказал, что в такого рода изолированных учреждениях не могут быть созданы условия для нормального развития .

В качестве важнейшего условия развития ребенка Л.С.Выгот­ский рассматривал социальную ситуацию его развития-- «систему отношений между ребенком данного возраста и социальной дей­ствительностью» . Однако в силу исторических обстоятельств изучение социальной ситуации развития долгое время было прак­тически невозможным. Только в 80-х годах появились первые оте­чественные исследования последствий развития в условиях сирот­ского учреждения.

Так, М.И.Лисина писала о том, что потребность в общении и деятельность общения возникают у ребенка прижизненно и форми­руются одновременно, так как исходный пункт обоих процессов - выделение ребенком из окружающей среды взрослого как особо­го объекта своей активности. Отсутствие значимого взрослого или дисфункциональные отношения с ним снижают способность ребен­ка к интсриоризации и эмоциональному развитию. Социальная си­туация развития превращается для ребенка в «ситуацию невозмож­ности», приводит к задержкам эмоционального и интеллектуально­го развития и эмоциональным расстройствам .

Согласно В. И.Мясищеву, богатство отношений с окружающим миром - главное условие нормального развития личности. Он счи­тал, что степень деструктивнести дспривационных условий в зна­чительной мере зависит от мотивационной потребностной сферы, конституциональных особенностей, от наличия психических и со­матических заболеваний. Он подчеркивал необходимость исследо­вания ситуаций, которые можно рассматривать в качестве наиболее значимых источников депривации для конкретной личности . В концепции В.С.Мухиной в качестве механизмов развития личности выделяются идентификация и обособление, что весьма близко к теории объектных отношений и социальному анализу.

Идентификация «отвечает» за социализацию, т. е. присвоение инди­видом своей человеческой сущности, а обособление - за индивиду­ализацию, т. е. формирование и поиск собственной индивидуально­сти. Депривация обоих механизмов, неизбежная в условиях сирот­ского учреждения, обязательно приводит к искажениям развития личности и самосознания .

Е. Т. Соколова показала, что при личностных расстройствах грубые нарушения самосознания выступают в виде неустойчиво­го, диффузного образа Я, деструктивного внутреннего диалога и являются следствием травматического опыта и нарушенных отно­шений со взрослым на ранних этапах развития .

Другим важнейшим положением отечественной психологиче­ской школы стало представление о собственной деятельности как главной движущей силе развития . Из этого положения непо­средственно вытекает необходимость активной позиции ребенка для нормального психического развития. Ясно, что условия прожива­ния в детском доме подменяют собственную деятельность детей строго регламентированными занятиями, что неизбежно приводит к депривации развития.

Активное осмысление собственной деятельности, ее предмет­ных и личностных оснований - предпосылка способности к само­регуляции и свободному самоопределению, которое, в свою оче­редь, является условием полноценного развития личности . Осу­ществляемая под руководством и при непосредственном участии В.К.Зарецкого работа с детьми из коррскционпых классов, стра­дающими различными последствиями социальной депривации (тя­желое материальное положение семьи, безнадзорность, алкоголизм родителей и т.д.), показала, что именно активизация личност­ной позиции, передача ребенку управленческих функций в процес­се обучения способствовала преодолению последствий депривации вплоть до превращения их из учащихся коррекпионпых классов в лидеров школы [Там же].

В заключение следует особо подчеркнуть, что без знания тео­рий развития и депривации ребенка невозможна эффективная ра­бота как е детьми - социальными сиротами, так и их окружени­ем, включая неблагополучные кровные и приемные семьи. Остает­ся сожалеть, что из-за политических взглядов многие годы нам не были известны многие зарубежные прогрессивные теории т иссле­дования, а зарубежным ученым-наши труды. Поэтому сегодня, как пишет в предисловии к перевода книги Дж.Боулби «Привя­занность» Г. Бурменская, несправедливо упрекать Дж.Боулби за

то, что в своих исследованиях он прошел мимо культу pi ю-исто­рической теории и тех богатейших возможностей, которые в ней объективно заложены в отношении понимания специфики чело­веческого онтогенеза - прежде всего этапов становления общения ребенка со взрослым, которые в своих работах Дж. Боулби впи­сывает как стадии развития привязанности , В конце концов труды Л. С. Выготского получили настоящую известность на Запа­де лишь начиная с 1980-х годов, когда теория привязанности Бо­улби уже приобрела свою относительно законченную форму, а ее автору было более семидесяти лет. По той же причине бессмыс­ленно сожалеть, что Дж. Боулби не учел интереснейшие резуль­таты экспериментальных исследований многих отечественных пси­хологов (Н. М. Щелованова, Ц. М. Аксариной, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лисиной и других), с которыми просто не был знаком. Бо­лее уместно подчеркнуть другое: сам Дж. Боулби вполне отчетливо понимал не только сильные стороны, но и ограниченность создан­ной им теории. Его книга завершается признанием, что наименее изученной стадией человеческого развития остается та. на кото­рой ребенок приобретает все свои специфически человеческие каче­ ства. Здесь перед нами открывается целый континент, который еще только предстоит завоевать [Там же].

Слова, написанные Дж. Боулби почти сорок лет назад, не утра­тили актуальности, сегодня они воспринимаются как призыв к содержательному соотнесению и, образно выражаясь, «стыковке» эволюционного и культурно-исторического подходов в исследова­нии конкретных феноменов детского развития, в том числе привя­занности. Необходимо создание современных теории, наиболее ре­ально синтезирующих достижения своих предшественников и пре­одолевающих их противоречия.

Следует отметить, что на основе теории привязанности строят­ся сегодня современные исследования социальной поддержки как важного фактора психического и физического здоровья. Исследо­ вания показывают, что люди, создающие вокруг себя апйбилъную сеть отношения (социальную сеть), которая является источни­ ком инструментальной и эмоциональной поддержки, реже, стра­ дают как физическими, так и психическими недугами. Выявле­ но, что способность создавать вокруг себя такую сеть, связана характером отношений привязанностей в детстве. У взрослых, имевших в детстве надежную привязанность, в большей мере раз-ьита способность к созданию устойчивых отношений, их социаль­ные сети шире и дают им больше тепла и поддержки, причем эти отношения взаимны.

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Абсолютная депривация

Абсолютная депривация - это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.

Относительная депривация

Под относительной депривацией понимается субъективно воспринимаемое, а также болезненно переживается несовпадение ценностных ожиданий (условия жизни и блага, которые, по мнению людей, им положены по всей справедливости) и ценностных возможностей (условия жизни и блага, которые возможно получить в реальности).

Схожесть и различие деприваций

Несмотря на разнообразие видов деприваций, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.

Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов:

  1. уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки";
  2. степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия.

Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности.

Отличие депривации от фрустрации

Понятие депривация в содержательно-психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация ". По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин депривация традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности.

Депривация от фрустрации отличается тем , что ранее человек не обладал тем, чего сейчас лишен. Например, материальные блага, общение, путешествия. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких.

Виды депривации

В психологии принято выделять следующие виды депривации:

  • двигательная,
  • сенсорная,
  • материнская,
  • социальная.

Двигательная депривация

Двигательная депривация, является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

Психологические (собственно личностные) деформации , к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы.

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация - следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению".

В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная депривация".

Социальная депривация

Социальная депривация является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию.

Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида.

Несмотря на то, что женщины в западных культурах не относятся к числу наиболее дискриминируемых групп и, более того, по сравнению с женщинами в восточных культурах, особенно в тех, где распространен ислам, они находятся в исключительно привилегированном положении, тем не менее, именно на Западе, а на Востоке возник феминизм – как социальное движение, как идеология, как политика и даже как область научных исследований.

Почему же не женщины-мусульманки, а женщины западной, прежде всего американской культуры, к тому же представительницы среднего класса, т.е. высокообразованные и экономически состоятельные, а не выходцы из социальных низов, заявляют о невыносимом положении женщины в обществе, говорят о существовании сильных гендерных предубеждений и дискриминации? Ответ на этот вопрос позволяет дать теория относительной депривации.

Впервые о чувстве относительной депривации (лишенности, обездоленности) заговорили исследователи, которые во времена Второй мировой войны изучали психологическое состояние солдат, участвующих в боевых действиях. Тогда же, кстати, появился и сам термин относительная депривация (Майерс Д., 1997).

Так вот, сравнивая степень удовлетворенности службой летчиков и военных полицейских, исследователи с удивление обнаружили, что уровень неудовлетворенности и фрустрации в авиачастях выше, чем в полицейских подразделениях. И это при том, что в авиации чины и звания присваивались гораздо чаще и быстрее, так что продвижение по службе в военно-воздушных частях шло несравненно успешнее, чем в полиции. Но результатом этого являлось не чувство удовлетворения, а еще более завышенные ожидания. У военнослужащих возникало ощущение своей исключительности и формировалось высокое самомнение. Таким образом, пишет Д. Майерс, их притязания опережали их достижения (Майерс Д., 1997). Неизбежным следствием завышенных амбиций были разочарование и фрустрация.

Если говорить об относительной депривации в более широком смысле, то ее можно определить как чувство неудовлетворенности, вызванное уверенностью людей в том, что они имеют меньше, чем того заслуживают. Почему может возникнуть такое чувство? Конечно же, вследствие сравнения своего социального положения и условий жизни с положением и условиями других людей. Обнаружив, что другие имеют больше и живут лучше, чем он сам, человек испытывает зависть к более благополучным индивидам. При этом он полагает, что достоин лучшей участи и поэтому имеет полное право на то, чем обладают другие.

Чувство относительной депривации может возникать как у отдельных людей, так и у социальных групп. В последнем случае возникает чувство не индивидуальной, а групповой, социальной зависти. Показательно, что по данным Р. Ваннемана и Т. Петтигрю чувство относительной депривации испытывают не только низкостатусные, но и доминирующие группы (Браун Р., 2001).


Это вполне естественно, ведь теория относительной депривации утверждает, то чем больше человек имеет, тем сильнее завидует тем, кто имеет немного больше. Поэтому неудовлетворенность своим положением в обществе проявляют не самые обездоленные, а относительно благополучные слои и группы. Самыми непримиримыми революционерами обычно являются выходцы из средних, а то и высших слоев общества. Достаточно вспомнить поколения российских заговорщиков, террористов, революционных деятелей: декабристов, народников, большевиков – чтобы убедиться в том, что это действительно так. Почти все они были либо дворянского, либо разночинного происхождения и очень редки рабочими и тем более, крестьянами. Таким образом, чувство относительной депривации возникает из-за того, что: а) индивид или группа считают, что заслуживают лучшей участи (большего материального благополучия, высокого социального статуса и т.д.); б) ответственность за свое «незавидное положение» возлагается на внешние обстоятельства (несправедливые законы, неразумное общественное устройство и т.д.), а не на себя.

Люди различным образом могут стараться преодолеть относительную депривацию. Один человек может пытаться улучшить условия своей жизни путем достижения личного благополучия, через политическую, общественную деятельность с тем, чтобы влиять на общественные изменения. Но возможен и более радикальный путь, когда люди – отдельные индивиды, но чаще, конечно, социальные группы вступают на путь протестов и борьбы. Уличные беспорядки, демонстрации, погромы, террор, восстания, мятежи – вот арсенал средств, к которым постоянно прибегают ощущающие себя несправедливо обделенными социальные группы, которые стремятся быстро и бесповоротно «восстановить справедливость», т.е. занять доминирующие позиции в обществе. Хотя, как мы отмечали в предыдущей главе, желание переустройства общества, протест и борьба возникают лишь тогда, когда ощущается шаткость и неустойчивость существующего социального порядка.

Депривация – это психо-эмоциональное состояние, которое описывается в психологии, как возникающее из-за ограничения или продолжительного лишения возможности удовлетворения базовых потребностей личности.

Есть много видов депривации в психологии, но все они имеют схожие проявления. Личность, которая не имеет возможности в полной мере удовлетворить свои потребности, становится тревожной, ее начинают беспокоить страхи. Она становится пассивной, теряет интерес к жизни. Это состояние может сопровождаться неожиданными всплесками агрессии.

Уровень депривации у каждой личности может быть разными. «Степень поражения» зависит от нескольких факторов:

  1. Вариант воздействия депривационного раздражителя, степень его «жесткости».
  2. Устойчивость конкретного индивида, опыт преодоления схожих состояний.

Частичное ограничение базовой потребности оказывает на личность не такое отрицательное влияние, как ее полное отсутствие. То, как быстро человек справиться с этим состоянием также зависит от того, в какой степени удовлетворены его остальные потребности.

Депривация и фрустрация – это 2 родственных понятия. Их главное отличие – уровень воздействия на личность. Депривация наносит ей больший вред, нередко приводит к полному разрушению.

При депривации человек лишается того, с чем он еще не был знаком: материальные ценности, опыт общения и т.д. А вот при фрустрации личность лишается того, что у нее было, с чем она хорошо знакома и в чем остро нуждается: еда, социальные блага, физического здоровья и т.д.

Причины депривации

Депривация не возникает просто так. Более того, она может появиться только у людей, которые внутренне к ней предрасположены. В первую очередь, она проявляется у людей с внутренним «вакуумом» ценностей. В психологии это описывается следующим образом. Если человек длительное время лишался чего-то, то со временем он теряет способность следовать правилам, нормам и ценностям, которые имеют место быть в обществе. Чтобы нормально существовать, индивид должен уметь подстраиваться под те условия окружающей среды, в которую он попадает. Если он этого не умеет делать, он чувствует внутренний дискомфорт. Выход из ситуации – формирование новых идеалов и ценностей.

Виды депривации

Есть несколько критериев классификации понятия «депривация». По степени поражения различают 2 вида депривации:

  1. Абсолютная депривация . Это полное отсутствие доступа к различным благам и возможности удовлетворения базовых потребностей.
  2. Относительная депривация . По этим понятием подразумевается субъективное переживание несовпадения ценностных возможностей и личных ожиданий.

По характеру неудовлетворенной потребности различают такие виды депривации:

  1. Сенсорная депривация . При этом виде депривации человек лишается возможности удовлетворять свои потребности, связанные с органами чувств. Сенсорная депривация делится также на зрительную, слуховую, тактильную, осязательную. Ученые также выделяют сексуальную депривацию, когда у человека долго отсутствуют отношения интимного характера.
  2. Патернальная . Депривация характерна для детей, которые растут в неполноценной семье.
  3. Социальная . Этот вид депривации характерен для людей, которые находятся в местах лишения свободы, длительный период находятся на лечении, воспитанников интернатов и т.п.
  4. Двигательная . Депривация развивается в результате ограничения движений. Это может быть связано с инвалидностью, болезнью, специфическими жизненными условиями. Двигательная депривация приводит не только к психическим, но и физическим нарушениям.

Отдельного рассмотрения требует сенсорная и социальная депривация.

Сенсорная депривация

Под этим понятием подразумевается полное или частичное лишение органов чувств возможности реагировать на внешние воздействия. Самый простой вариант — это использования повязки на глаза или затычек для ушей, которые ограничивают возможности зрительного и слухового анализатора. В сложных случаях этой депривации «отключается» сразу несколько анализаторов. Например, вкусовой, обонятельный, зрительный и осязательный.

Сенсорная депривация приносит организму не только вред, но и пользу. Она часто используется в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, в психологии. Короткие периоды депривационного состояния улучшают работу подсознания, стабилизируют работу психики.

Длительное ограничение работы сенсорных анализаторов часто провоцирует тревожность, беспокойство, галлюцинации, асоциальное поведение, депрессии — такие последствия депривации.

Эксперимент с сенсорной камерой

В прошлом столетии ученые решили провести интересный эксперимент по исследованию сенсорной депривации. Они изобрели специальную камеру, которая ограждала испытуемых от воздействий внешней среды. Участники эксперимента располагались в камере горизонтально. После помещения им перекрывали доступ ко всем звукам. Это делалось с помощью своеобразного однотипного шума. Глаза закрывались темной повязкой, а руки — помещались в картонные муфты. Длительность эксперимента не была заранее определена, но проведя ряд исследований ученые выяснили, что больше трех дней человек не может находиться в таких условиях. Подобные ограничения провоцируют галлюцинации, снижают умственные способности.

Пищевая депривация

Особый вид сенсорной депривации — пищевая депривация. В отличие от других нарушений этого рода, она не всегда вызывает отрицательные эмоции и переживания. Неприятные ощущения появляются только у тех, кто лишается пищи не по своей воли. Люди, которые практикуют лечебное голодание, с каждым днем чувствуют себя лучше, у них появляется легкость в организме, повышается жизненная активность.

Сенсорная депривация у детей

В детском возрасте сенсорная депривация проявляется в виде ограничения или лишения возможности эмоционального контактирования с близкими людьми. Если малыш оказывается в больнице или интернате, он нередко испытывает сенсорный голод. Подобные изменения отрицательно сказываются на любом ребенке, но особенно чувствительны к ним дети раннего возраста. Малыши должна получать достаточно ярких и положительных впечатлений. Это способствует формированию способности анализировать информацию, поступающую извне, тренировке соответствующих структур головного мозга, развитие в психологии.

Социальная депривация

Если личность лишается возможности полноценно контактировать с социумом, это провоцирует определенное состояние психики, которое в последствии может стать причиной развития патогенных симптомов и синдромов. Социальная депривация может быть вызвана различными факторами. В психологии выделяют несколько форм этого состояния:

  • добровольная депривация;
  • принудительная депривация;
  • вынужденная депривация;
  • добровольно-вынужденная депривация.

Вынужденная депривация наступает в случае, если человек или группа людей оказывается в условиях, оторванных от социума. Эти обстоятельства не зависят от воли или желания личности. Примером такой депривации может стать трагедия на море, после которой команда корабля оказывается на необитаемом острове.

Принудительная депривация возникает в случае изоляции человека, вопреки его желаниям. Пример такой ситуации — люди, которые находятся в местах лишения свободы, воспитанники интернатов, солдаты срочной службы. Добровольная депривация происходит в тех случаях, когда личность ограничивает удовлетворение потребности в общении по собственному желанию. К таким людям относятся сектанты, монахи. Пример добровольно-вынужденной депривации — воспитанники спортивной школы.

Для взрослого человека последствия социальной депривации не такие катастрофические, как для детей. Ограничение в общении отрицательно сказывается на эффективности жизнедеятельности ребенка и его психическом развитии.

В отдельную группу ученые выделяют эмоциональную, материнскую, отцовскую депривиацию и депривацию сна. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная депривация

Эмоции и чувства играют в жизни человека немаловажную роль. Под их влиянием происходит формирование личности. Эмоциональная сфера помогает человеку приспосабливаться к различным жизненным изменениям. Благодаря эмоциям человек осознает свое место в жизни. Они оказывают влияние на познавательную сферу, формируют восприятие, мышление, память, развивают сознательность.

Если личность лишена возможности удовлетворять эмоциональную сферу, то ее познавательная область становится бедной и ограниченной в следствии депривации. Это отрицательно сказывается на нормальном психическом развитии. Благодаря психологическим исследованиям было выявлено, что существенное влияние на отношение ребенка к жизни оказывает желание родителей иметь в семье малыша.

Следующий важный этап в развитии личностной сферы — ранний детский возраст. Если в это время малыш окружен вниманием, получает достаточное количество положительных эмоций, то эмоциональная депривация у него вряд ли возникнет, в психологии не произойдет изменений. А вот если все наоборот — то ребенок склонен к депривационным нарушениями. Есть риск возникновения подобных отклонений и в том случае, если малыш постоянно находится в эмоционально изменчивой среде.

Личность, которая в детстве была обделена позитивными эмоциями, во взрослом возрасте часто переживает чувство одиночества, тоски, у нее развивается комплекс неполноценности в психологии.

Недостаток эмоций сказывается и на физическом развитии — малыш развивается с опозданием, его медицинские показатели не дотягивают до нормы. Но если ребенок попадает в нормальную среду, показатели резко меняются в положительную сторону. Яркий пример такого «исцеления» — дети из детских домов, которые попадают на воспитание в полноценные семьи.

Нормальный, полноценный сон — это залог хорошего самочувствия и здоровья. Если по каким-то причинам человек лишен возможности высыпаться, это сказывается на его физическом и психическом состоянии. Когда речь идет о единичном случае, то отрицательного воздействия на здоровье он не окажет. А вот когда человек лишается полноценного сна регулярно, то у него развиваются депривационные нарушения.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон радости. Если человек не высыпается, нарушается работа его эндокринной системы, замедляются обменные процессы. Такой вид депривации приводит к набору массы, депрессии, головным болям.

Что еще происходит с человеком, который лишается полноценного сна?

  • 1 день без сна — ухудшение реакции, упадок сил;
  • 2 дня без сна — нарушение двигательной активности, снижение умственных реакций;
  • 3 дня без сна — появление невыносимых головных болей;
  • 4 дня без сна — подавление воли, возникновение галлюцинаций. Это самая опасная форма депривации, после которой в организме происходят серьезные и необратимые процессы. Возникает угроза человеческой жизни.

Интересный факт. Ученые доказали, что лишения человека сна может приносить ему не только вред, но и пользу. В результате многочисленных исследований было выяснено, что лишение человека определенной фазы сна помогает ему избавиться от затяжного депрессивного состояния. Несмотря на парадоксальность, это явление имеет простое объяснение.

Лишение сна — это стресс для организма. В этот состоянии начинается выработка катехоламинов — специальных гормонов, отвечающих за эмоциональный тонус. Благодаря шоковой психотерапии появляется интерес к жизни, человек начинает проявлять активность. Прибегать к таким методам лечения самостоятельно врачи не рекомендуют. Оно должно проходить под контролем врача.

Материнская депривация

Потеря матери или длительное лишение общения с ней приводит к возникновению материнской депривации, которая негативно сказывается на личностном развитии малыша. Отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и такие ситуации:

  1. Женщина слишком рано выходит на работу
  2. Мать уезжает в длительную командировку, сессию
  3. Разлука с матерью после тяжелых родов
  4. Ребенка очень рано отдают в детский сад
  5. Маму и ребенка разлучают вследствие заболевания

Перечисленные ситуации относятся к открытой депривации. Есть еще и скрытая форма, при которой фактически мама находится со своим ребенком, но между ними есть психологическое напряжение. По каким причинам появляется такая депривация? В психологии выделяют такие причины:

  1. Чрезмерное увлечение матерью научной литературой и «правильными» методами воспитания. Женщина абсолютно не обращает внимание на индивидуальные особенности малыша, не слушает свою интуицию.
  2. Враждебные или напряженные отношения между отцом и матерью.
  3. Наличие у матери проблем со здоровьем, в следствие чего она не может выделить достаточное время и полноценно ухаживать за малышом.
  4. Рождение в семье детей-погодок. Мать находится в постоянном напряжении, поэтому не может обеспечить полноценный уход за малышом.

В группу риска входят дети, рожденные в результате нежелательной беременности. Это отрицательно влияет на отношении матери к ребенку, который всегда подсознательно это чувствует. Важным периодом в развитии малыша является ранний возраст — от 0 до 3-х лет. В это время для полноценного развития детской психики важен контакт с матерью. В противном случае возникает внутренняя агрессия, депрессивное состояние. Во взрослом возрасте такой ребенок не сможет строить нормальные отношения с окружающими людьми. Есть теория, что материнская психическая депривация является причиной аутизма.

Отцовская депривация

Отец должен заниматься воспитанием ребенка не меньше, чем мать. Лишения малыша эмоционального контакте с папой приводит к возникновению отцовской депривации. Какие ситуации могут привести к ее появлению?

  • отсутствие положительных эмоциональных отношений отца и ребенка, несмотря на физическое присутствие мужчины в доме;
  • уход отца из семьи;
  • реализация амбиций отцом ребенка;
  • нарушение ролевых позиций в семье. В этом случае отец перенимает на себя материнские функции и наоборот.

Как сказывается отцовская депривация на детском развитии? Ребенок неправильно идентифицирует свою половую принадлежность, становится несостоятельным и эмоционально уязвимым. Это сказывается и на способности правильно выстраивать отношения с людьми, невозможности правильно и грамотно выстроить отношения с собственными детьми.

Лишение ребенка возможности удовлетворять базовые потребности отрицательно сказывается на развитии головного мозга, формировании когнитивных функций. Малыш растет несобранным, неуверенным в себе. Он редко улыбается, выражает свои эмоции. Его физическое и психическое развитие замедляется, формируется неудовлетворенность собой и собственной жизнью.

В результате психологических исследований было выявлено, что для нормального, полноценного развития малыша нужно обнимать и целовать как минимум 8 раз в день.

У взрослых депривация возникает на фоне пережитого депривационного состояния в детстве, это оставляет отпечаток в психологии. Он чувствует себя ненужным, не может найти свое место в жизни, переживает депрессию, постоянное чувство тревоги. Выйти из подобного состояния можно, но необходима длительная психотерапевтическая работа со специалистов.

Помощь людям, которые перенесли депривацию

Коррекционная и психотерапевтическая работа имеет несколько этапов и направлений. Только тщательная и последовательная проработка каждого этапа поможет справиться с негативными последствиями, которые возникают вследствие депривации.

Направления работы:

  1. Работа с самооценкой, оздоровление отношений с людьми. Человек учится видеть положительные стороны жизненных ситуации, тщательно анализировать их и адекватно оценивать.
  2. Работа с личной уязвимостью. Человек учится воспринимать ситуацию без лишних эмоций, обучается рассудительности, видеть причинно-следственные связи.
  3. Работа с идентификацией чувств. Личность учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, разбираться в чувствах других людей.

Работа с человеком, который столкнулся с депривацией, может проходить индивидуально либо в группе. Психотерапевт подбирает техники и методики работы, ориентируясь на то, какая депривация имела место быть в жизни человека, ее длительность и степень влияния на психику. Корректировать последствия самостоятельно нежелательно, чтобы ситуация еще больше не усугубилась.

Несмотря на то что женщины в западных культурах не относятся к числу наиболее дискриминируемых групп и, более того, по сравнению с женщинами в восточных культурах, особенно в тех, где распространен ислам, находятся в исключительно привилегированном положении, тем нс менее феминизм возник именно на Западе, а не на Востоке. Почему же не женщины-мусульманки, а женщины западной, прежде всего американской, культуры, к тому же представительницы среднего класса, т. е. высокообразованные и экономически состоятельные, а не выходцы из социальных низов, заявляют о невыносимом положении женщины в обществе, говорят о существовании сильных гендерных предубеждений и дискриминации? Ответ на этот вопрос позволяет дать теория относительной депривации.

Впервые о чувстве относительной депривации (лишенности, обездоленности) заговорили исследователи, которые во времена Второй мировой войны изучали психологическое состояние солдат, участвующих в боевых действиях. Сравнивая степень удовлетворенности службой летчиков и военных полицейских, исследователи с удивлением обнаружили, что уровень неудовлетворенности и фрустрации в авиачастях выше, чем в полицейских подразделениях, и это при том, что в авиации чины и звания присваивались гораздо чаще и быстрее, так что продвижение по службе в военно-воздушных частях шло несравненно успешнее, чем в полиции. Но результатом этого являлось не чувство удовлетворения, а еще более завышенные ожидания. У военнослужащих возникало ощущение своей исключительности и формировалось высокое самомнение. Д. Майерс считает, что, таким образом, их притязания опережали их достижения, а неизбежным следствием завышенных амбиций были разочарование и фрустрация (Майерс, 1997).

Если говорить об относительной депривации в более широком смысле, то ее можно определить как чувство неудовлетворенности, вызванное уверенностью людей в том, что они имеют меньше, чем заслуживают. Почему может возникнуть такое чувство? Конечно же, вследствие сравнения своего социального положения и условий жизни с положением и условиями, имеющимися у других. Обнаружив, что другие имеют больше и живут лучше, чем он сам, человек испытывает зависть к более благополучным индивидам. При этом он полагает, что достоин лучшей участи и поэтому имеет полное право на то, чем обладают другие.

Чувство относительной депривации может возникать как у отдельных людей, так и у социальных групп. В последнем случае возникает чувство не индивидуальной, а групповой социальной зависти. Показательно, что, по данным Р. Ваннемана и Т. Петтигрю, чувство относительной депривации испытывают не только низкостатусные, но и доминирующие группы (Браун, 2001).

Это вполне естественно, ведь теория относительной депривации утверждает, что чем больше человек имеет, тем сильнее завидует тем, кто имеет немного больше. Поэтому неудовлетворенность своим положением в обществе проявляют не самые обездоленные, а относительно благополучные слои и группы. Самыми непримиримыми революционерами обычно являются выходцы из средних, а то и высших слоев общества - достаточно вспомнить поколения российских заговорщиков, террористов, революционных деятелей: декабристов, народников, большевиков. Таким образом, чувство относительной депривации возникает из-за того, что: а) индивид или группа считают, что заслуживают лучшей участи (большего материального благополучия, высокого социального статуса и т. д.); б) ответственность за свое «незавидное положение» возлагается на внешние обстоятельства (несправедливые законы, неразумное общественное устройство и т. д;), а не на себя.

Способы преодоления относительной депривации различны. Одни люди включаются в политическую или общественную деятельность, чтобы способствовать

постепенному изменению ситуации. Но возможен и более радикальный путь, когда отдельные индивиды или чаще социальные группы вступают на путь протестов и борьбы. Уличные беспорядки, демонстрации, погромы, террор, восстания, мятежи - вот арсенал средств, к которым постоянно прибегают ощущающие себя несправедливо обделенными социальные группы, которые стремятся быстро и бесповоротно «восстановить справедливость», т. е. занять доминирующие позиции в обществе. Но необходимо помнить, что попытки переустройства общества, протест и борьба возникают лишь тогда, когда ощущается шаткость и неустойчивость существующего социального порядка.



Новое на сайте

>

Самое популярное