Домой Отделочные материалы Жаворонок, конспект занятия по ознакомлению с природой. Конспект комплексного занятия по лепке Жаворонки из ткани конспект старшая группа

Жаворонок, конспект занятия по ознакомлению с природой. Конспект комплексного занятия по лепке Жаворонки из ткани конспект старшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

Конспект открытого занятия для старшей группы

«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011

Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.

Используемая музыка:

  1. «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
  2. «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
  3. «Красный сарафан» муз. А. Варламова
  4. «Веснянка» муз. Т. Потапенко.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».

1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».

2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ребенок: На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)

5 ребенок: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)

6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.

Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:

(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)

Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали:

6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.

Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,

2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,

3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,

4 ребенок: Кадка с молоком перекатится

Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:

Мальчик: Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».

Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:

Мороз-Мороз, не тронь мой овес.

Приходи кисель есть.

Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,

Красавица, Весна!

Птичий домик у нашего окна

Скоро в домике будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

Игра «Птички», р.н.м.

Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Дети:

Пословицы, поговорки:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не сполна.

Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Приметы:

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дружная весна – жди большой воды.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Хоровод «Веснянка».

Весна раздает детям угощение.


Тематическое занятие в старшей группе «Сороки-жаворонки».


Цели и задачи:
расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа;
развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
закреплять знания детей о перелетных птицах; создать атмосферу русского гостеприимства за столом и группе;Воспитатель : Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!
- Долго длиться зимняя пора. Уже пронеслись веселые праздники: Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда вода разольется, когда лес зазеленится
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Хоровод: "Веснянка"
Дети читают стихи:
1. Благослови, мати, весну закликати!
2. Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
3. Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла! Игра"Два мороза","Гори ясно"
4. Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
Воспитатель: В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Дети: Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года, споем весеннюю закличку:
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
Воспитатель: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.
Дети читают стихи.
1. Солнышко, выгляни красное высвети!
К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,
А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!
Выгляни из-за горы, да до весенней поры! (Выходит девочка, на груди у нее солнышко)
Солнышко:
Я - солнышко лучистое, тепло и свет несу,
Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!
Воспитатель: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим. А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили:"Сорок сороков летят, весну несут. "
- Ребята давайте с вами поиграем в народную игру " Ручеёк."


Воспитатель : А ну-ка, отгадайте, какие птицы вестники весны? Послушайте загадки:
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
Воспитатель : Но больше всего люди любили звонкого певца - жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. Детишки лепили птиц из глины, мастерили из тряпочек. Празднично одетые девушки и дети ходили по деревне и пели песни - заклички.
- Ребята, я тоже испекла вам жаворонков. Держите их.
- Давайте и мы с вами споем весенние заклички. Поднимите своих жаворонков вверх.
1. Жаворонушки, прилетайте!
Весну красную закликайте.
Чтобы снеги покатились,
В речке воды появились.
2. Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, на бороне, на овсяном снопе.
3. Птички прилетайте!
Гнездышки свивайте
Летите, залетайте,
Весну прославляйте!


Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами зиму и мороз проводили.
- Весну красную и солнце ясное встретили, весенних птичек закликали.
Хоровод "Вот уж зимушка проходит".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени
Автор: заместитель заведующего
МАДОУ д/с № 83
Никитина Светлана Владимировна,
Тюмень, 2014 год
Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему:
«Жаворонки прилетите, Весну — красну принесите!»
Программное содержание игры:
Познакомить детей с русскими народными традициями встречи весны — праздником прилета птиц — Сороками.
Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из целого кусочка солёного теста, раскатывая его в толстый жгутик, крылья и хвостик делать при помощи надрезов теста стекой.

Скачать полный конспект

Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал.
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус и желание экспериментировать с материалами.
Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, любовь и бережное отношение к птицам родного края.
Оборудование и материалы:
Солёное тесто, зёрна различных круп (греча, горох, чечевица), стеки, печатки, доски для лепки, салфетки, маски перелётных птиц, рисунок с изображением жаворонка и других птиц, 4 снежка, «волшебная» палочка.
Музыкальное сопровождение: «Звуки весеннего леса», «Весеннее пение птиц», «Песня жаворонка» П. И. Чайковского, Э. Григ «Весна».
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание пословиц о перелётных птицах, заучивание закличек, наблюдения за птицами во время прогулок.
Оформление группы:
Группа оформлена в виде весеннего леса.
Примечание: Игра проводится 22 марта
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны?»
Дети: Да!!!
Получив согласие от детей, воспитатель прикрепляет детям на грудь эмблему с надписью «Помощник Весны».
Воспитатель: «Но как же нам быть? Как расколдовать Весну?»
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: «Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Но можем ли мы вот так, одетыми лишь в лёгкую одежду, пойти в лес?»
Дети: Нет! Ведь сейчас в лесу ещё холодно. Хоть и наступил март, но в лесу много снежных сугробов.
Воспитатель: «Правильно, на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте сначала оденемся и тогда сможем отправиться в путь».
Дети с педагогом имитируют одевание.
Воспитатель: «Молодцы! Всё готовы?»

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились
И в весеннем лесу очутились.

Звучит фонограмма весеннего леса.

Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма — перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его».

Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его.

Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!»

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?»

Дети: «Весна».

Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).

Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?»

Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться».

Дети находят следующий снежок.

Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей).

Воспитатель: «В старину весну люди очень ждали, пели для неё песни-веснянки, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись. Давайте и мы с вами вспомним весенние заклички. Становитесь в кружок».

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным»

Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок.

Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову».

Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?»

Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом:

«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца».

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились,
В перелётных птиц все превратились.

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Птицы быстро закружились,
И в детей все превратились.

Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться».

Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке.

Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек — жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой.
Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.

Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?»

Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка».

Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком».

Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»!

Звучит нежная весенняя мелодия.

Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?»

Дети: В пекарей!

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Дети в группе очутились,
В пекарей все превратились.

Воспитатель приглашает детей к своему столу.

Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?»

Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички».

Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков).

Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.

«Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет».

Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом.

Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».

Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т. д.

Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?»

Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички!

Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким.

Дети идут мыть руки и одеваться на улицу.
Во время прогулки

Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 г.Орла»
Конспект ОДД
В старшей логопедической группе
(организованного в ППРС «Мини-музей»)
На тему: «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите»

Воспитатель
Яшина Е.С.
Орел, 2015 г.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
1.Дать детям представление о праздновании встречи весны.
2.Продолжать знакомить детей с песенками-закличками, обрядами, загадками.
3.Вызвать у детей эмоциональный подъем, радостное настроение.
Коррекционные задачи:
1.Закреплять представления детей о весенних явлениях, о жизни перелетных птиц.
2.Обогащать словарь по теме: «Весна. Перелетные птицы».
3.Развиваьб общие речевые навыки:
-следить за правильным речевым дыханием при рассказывании закличек;
-продолжать развивать интонационную выразительность речи;
-совершенствовать четкость дикции.
Предварительная работа:
-беседа о весне, рассматривание иллюстраций, картинок, изображающих времена года, перелетных птиц;
-разучивание закличек, русских народных игр, хороводов.
Материалы к занятию:
Фланелеграф, картинки с изображением перелетных птиц; столы, дощечки для лепки, салфетки, стеки, тарелочки с тестом, изюм; магнитофон, записи с «голосами весеннего леса».План занятия:
1.Вступительная часть.
1.1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1.Беседа о весне.
2.2.Чтение весенних закличек.
2.3.Игра «Солнышко» (координация речи с движением).
2.4.Отгадывание загадок о птицах.
2.5.Беседа о птицах.
2.6.Пальчиковая гимнастика «Жаворонок».
2.7.Изготовление из теста печенья – жаворонков.
2.8.Чтение закличек.
3.Заключительная часть.
3.1.Хоровод «Веснянка» (координация речи с движением).
Ход:
Хозяюшка встречает детей в избе:
-Здравствуйте, ребятишки и взрослые. Я рада гостям, как добрым вестям. Собрались мы сегодня в нашей избе, чтобы поговорить о весне, и ее праздниках.
-Когда приходит весна? (после зимы).
-Вы хотите, чтобы пришла настоящая весна? Только как мы ее узнаем, по каким приметам? (дети называют приметы и признаки весны).
-Давайте расскажем какая весна?(подбор определений).
-Знаете ли вы весенние месяцы? Какой первый месяц? Правильно, март – первый весенний месяц. В народе его называют «утром весны», «солнечником», «зимобором», «водотеком», «ветроносом», «грачевником». Вот у него сколько названий. Как вы думаете, почему его так называют?
С нарастанием солнечного света начинается обильное снеготаяние, текут ручьи, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. В марте солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Март борется с зимой и приносит теплые ветры.
-Какой недавно мы отмечали праздник? (масленицу).
-После масленицы, считали в народе, весна уже на пороге. Весну не просто ждали, ее зазывали, закликали песнями-закличками, песнями-веснянками и встречали хлебом, как самую дорогую гостью. Давайте мы с вами позовем, покликаем весну. Кто из вас знает заклички?
1. Весна, весна, красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
2.Весна, приди! Три угодья принеси!
Первое угодье – в реках половодье!
Другое угодье – солнце на подворье!
Третье угодье – зеленое раздолье!
3.Ой, весна, красна!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем нас озари!
4.Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март – солнцу рад.
Апрель, апрель – откроет дверь.
Май, май – сколько хочешь гуляй!
Хозяйка: -Ау, ау, аукаем! Зовем, зовем мы весну, а она что-то не торопится. Видно где-то задержалась. А так хочется тепла. Давайте-ка мы солнышко позовем. Оно лучами землю обогреет, снег растопит – весна быстрее придет.
Проводится игра «Солнышко» (координация речи с движениями)
Солнышко, (дети стоят в маленьком кругу, шагают назад,Колоколнышко, расширяя круг, держась за руки).Ты пораньше взойди, (руки вверх, тянутся на носочках)
Нас пораньше разбуди. (опускают руки)
Нам в поле бежать, (бегут по кругу, взявшись за руки)
Нам весну встречать.
-Кажется стало теплее, пригревает солнышко. Скоро птицы прилетят. Какая птица первой в наших краях появляется? (грач).
В народе говорят: «Грач на горе – весна на дворе».
А не прилетел ли грач? (на фланелеграфе ищут грача)
Вслед за грачами собираются и другие птицы. Какие попробуйте отгадать.
Стоит ствол, на стволе кол,
На колу дворец, во дворце певец.
А зовут его? (скворец)
-Посмотрите, нет ли среди птиц скворца?
-А теплее станет, прилетит такая птичка:
Угадайте, что за птичка, темненькая невеличка,
Беленькая с живота. Хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она, значит началась весна. (ласточка)
-Что это за птица?
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет, поет. (жаворонок)
-Какие птицы остались? (зимующие)
-Как можно назвать всех этих птиц одним словом? (перелетные)
-Давайте поиграем в игру. Я буду говорить предложение, а вы добавлять слово.
-В наш двор прилетела стая… (воробьев).
На рябине сидело много красногрудых…(снегирей).
К кормушке подлетела маленькая… (синица).
В наши края вернулись …(скворцы).
-В старину крестьяне встречали прилет птиц из дальних краев закличками, песнями. Совсем скоро, 22 марта, будет еще один народный праздник – Сороки. По приметам, именно с этого времени, сорока начинает вить гнездо и кладет в него 40 палочек, с юга возвращаются в родные края 40 разных пташек и наступает весна. А еще пекли из теста печенье – жаворонки. Их форма могла быть различной, смотря по вкусу и умению хозяйки. Но важным считалось – расправленные крылья- птички всегда изображались летящими. Чтобы печенье было лакомым, глаза птичкам делали из изюминок, орехов или других ягод. Потом печеных жаворят давали детям. Ребятишки выбегали на улицу, подбрасывали их высоко к небу, да просили, чтобы птицы прилетели, да весну с собой несли. Давайте и мы попробуем вылепить из теста жаворонков и еще раз позвать весну.
Дети рассаживаются за столы.
-Как я вам уже сказала, фигурки жаворят могли быть разной формы: летящий жаворонок, жаворонок с птенцом, завивали спиралью, завязывали узелком.
(показываются картинки).
-Мы с вами попробуем сделать вот такого жаворонка – завязанного узелком. Для начала разомнем пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Жаворонок, жаворонок, (на каждую строчку большой палецМилый жаворонушек, здоровается дважды с одним
Ты где был? пальчиком, начиная сТы с чем пришел? указательного, сначала на
-За морем бывал, правой, потом на левой руке).Весну добывал.
Несу, несу
Весну-красну.
-Что это? (тесто), какое оно? Потрогайте, помните. (мягкое, податливое).
Катаем колбаску, колбаска завязывается узелком. С одной стороны колбаски, торчащей из узелка, вытягиваем клювик жаворонка, с другой – конец расплющивается и делаются надрезы, напоминающие перышки на хвосте. Глазки – изюминки.
(Дети повторяют по цепочке последовательность).
Птичек высаживаем на противень.
- Вот таких жаворят пекли в старину. А пока вы ко мне в гости шли, я для вас тоже испекла жаворонков. Давайте мы по обычаю наших предков позовем весну. Берем в ладони, сложенные лодочкой, жаворонка, поднимаем его вверх к солнышку и попробуем покликать.
1.Жаворонки, прилетите,
Весну – красну принесите,
Надоела нам зима,
Пусть приходит к нам весна.
Принесите весну
На своем хвосту.
2.Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
- Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну –
Теплое лето.
3.Жаворонки, жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите кус здоровья,
Мы вам посошочек,
А вы нам денег – мешочек!
4.Жаворонки прилетали,
Весну – красну отмыкали.
Серы снеги покатились,
В речках воды появились.
Вы не троньте песок,
Не тупите свой носок.
Пригодится ваш носок
На овсяный колосок.
- Слышите, ребята?(грамзапись «Голоса весеннего леса»)
- Весна, весна, красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют. Долго спать не дают.
Весеннее солнце глянуло в оконце,
Избу осветило, всех развеселило.
- Давайте веселиться, хоровод водить, да гостей угощать.
Проводится хоровод «Веснянка»
А уж ясно солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки,Припекло, припекло. медленно поднимают руки)
И повсюду золото (идут по кругу за руки, медленноРазлило, разлило. опускают руки)
Ручейки по улице (бегут по кругу, в противоположнуюВсе журчат, все журчат сторону на носочках, руки на поясе)Журавли курлыкают (идут по кругу в противоположнуюИ летят, и летят. сторону, высоко поднимая колени,
взмахивая руками.)


Приложенные файлы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Жаворонки прилетели» (интегрированное занятие) Воспитатель:
Чернышева Анна Валерьевна
Музыкальный.руководитель:
Петухова Татьяна Алексеевна
Таёжный, 2013г.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.

Программные задачи:
Образовательные:
 Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения;
 Учить эмоционально отзываться на веселый, живой характер песни;
 Учить детей менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
 Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей;
 Учить детей рисовать птицу в движении, показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.
Развивающие:
 Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку;
 Развивать умение ориентироваться в пространстве;
 Расширять словарный запас;
 Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом, навык рисования восковыми мелками;
 Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
 Воспитывать у детей любовь к народному фольклору, стремление к достижению результата;
 Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
Оздоровительные:
 Следить за осанкой детей во время работы.
Методические приёмы:
 Показ и объяснение воспитателя;
 Игровая ситуация, с использованием художественного слова;
 Художественное слово;
 Наблюдение за работой детей;
 Анализ работ воспитателем и детьми;
 Поощрение.
Словарная работа: переливчатые трели, обряд, заклички, надоскучила, проталины, «теплые ноги у весны», набросок.
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением жаворонков, алгоритм «Последовательность рисования птиц»
Раздаточный: Белые листы бумаги, простые карандаши, восковые мелки.
Музыкальный ряд: Музыкальные композиции: русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой; «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского; «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки; «Весна идет» муз. В Герчик; «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Зрительный ряд: использование ИКТ(презентация слайдов «Весенняя рапсодия»).

Ход занятия.
Зал оформлен в виде весенней полянки.
Звучит русская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой. Дети входят в зал шагом с носочка и встают в круг.
Музыкальный руководитель:
Хорошо! Хорошо! Солнышко проснулось!
Хорошо! Хорошо! Детям улыбнулось!
Отправляемся на веселую прогулку!
Упражнение: «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки
(Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите вокруг, как хорошо! Природа просыпается от зимнего сна!
Видео-презентация: «Весенняя рапсодия»
Музыкальный руководитель: Бабочки проснулись, сладко потянулись!
Упражнение: «Бабочки» «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского
(Дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель:
К нам весна шагает быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
Песня: «Весна идет» муз. В Герчик
Музыкальный руководитель: Ребята, какие птицы первыми возвращаются в родные края?
Ответы детей: Скворцы, грачи...
Музыкальный руководитель: В старину, больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна.
Слушание: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
(беседа по содержанию произведения)
Музыкальный руководитель: Нежная, чистая, красивая музыка. Она очень тонко передает впечатление от песни жаворонка, чистой, звонкой, высокой.
Она так радует душу и согревает сердце.
Воспитатель: Чтобы приблизить приближение весны, тепла, люди придумали обряд – закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки – заклички.
(Воспитатель с ребенком поют А-капелла)
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Воспитатель: Ребята, хотите нарисовать жаворонков?
Ответы детей: Да. Хотим научиться рисовать жаворонка.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
(на доске висят изображения жаворонков)
Посмотрите на эти изображения. Тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких?
Ответы детей: Голова, туловище, хвост, крылья.
Воспитатель: Какой они формы?
Ответы детей: Голова – круглая. Туловище – овальное. Хвост, как треугольник. Крылья – овальные. Клюв – маленький, треугольный.
Воспитатель: Правильно. Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде - они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.
Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только постараться и правильно соединить эти части.
(Показ наброска рисунка мелом на доске)
Воспитатель: Сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку и маленький треугольный клюв. Нарисую овальные крылышки, у которых немного заострю концы - это самые длинные перья.
Остается хвост и лапки. Хвост напоминает треугольник, а лапки – две ломаные линии.
Жаворонок готов.
Вам понятна последовательность рисования?
Теперь попробуйте сами сделать набросок жаворонка.
Перед тем как начать работать давайте разомнем пальчики.
Физминутка:
Пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить)
Десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, - по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем)
Воспитатель: Наши ручки и пальчики разогрелись. Берем простой карандаш и приступаем к работе.
(самостоятельная деятельность детей)
Во время работы звучит «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Воспитатель: Итак, ваши рисунки готовы. Осталось раскрасить их оперение. А раскрашивать мы будем восковыми мелками.
Посмотрим, какое оперение у жаворонка…
(обратить внимание детей на иллюстрации)
Воспитатель: Начинайте работать. Раскрашивайте аккуратно, не выходя за контур.
В заключение - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Используемая литература:
1.Захарова С.Н. « Праздники в детском саду». – М.: Гуманитарный.издательский.центр ВЛАДОС, 2007
2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» подготовительная группа. - Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2009
3.Мельникова Л.И. , Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ: Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс, 2000.
4.Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. – М.: Издательство АСТ, «СЛОВО», 2005.



Новое на сайте

>

Самое популярное