Домой Проекты домов Земляные работы. Бульдозеры с поворотным отвалом Бульдозер дз 18 технические характеристики

Земляные работы. Бульдозеры с поворотным отвалом Бульдозер дз 18 технические характеристики

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)

СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВЫПУСК IV

Карта трудового процесса

Срезка растительного слоя грунта
бульдозером Д-259, ДЗ-18 (Д-493А)
с применением продольно-поперечной схемы

КТП-4.04-2001

Москва

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

. Область и эффективность применения карты

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на срезку 1000 м 2 растительного слоя

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 4,5 % достигается в результате совмещения рабочих операций машинистом бульдозера и применения продольно-поперечной схемы.

. Подготовка и условия выполнения процессов

Наименование

Бульдозер Д-259, ДЗ-18 (Д-493А)

. Приемы труда

Наименование операций

Характеристика приемов труда

Подготовка к срезке растительного слоя

До начала операции отвал бульдозера устанавливается в плане под углом 60 - 65° к оси трассы. Остановив бульдозер, М 1 опускает отвал и продолжает движение, заглубляя отвал на глубину растительного слоя.

Зарезание и укладка растительного слоя в продольный валик

М 1 - зарезает отвалом бульдозера на первой передаче растительный слой и укладывает его в продольный валик. Снятие слоя начинают от границ полосы срезки с обеих сторон, каждым последующим проходом приближаясь к оси трассы.

Разворот на обратный ход

Закончив зарезание и складирование грунта в продольный валик по длине захватки, М 1 поднимает отвал, разворачивает бульдозер и переезжает к началу следующего прохода.

Подготовка к набору грунта

М 1 на третьей передаче заднего хода возвращает бульдозер от места складирования к началу зарезания.

Набор и перемещение грунта за полосу срезки

М 1 перемещает от оси трассы в противоположные стороны грунт из валиков. Грунт перемещается на расстояние 1 - 1,5 м от подошвы насыпи или резерва. Каждый последующий проход бульдозера перекрывает предыдущий след на 25 - 30см.

Складирование грунта в валик

М 1 постепенно поднимая отвал бульдозера, на первой передаче складирует перемещенный грунт в продольные валики по обе стороны от дороги.

Возвращение к началу следующего хода

М 1 на третьей передаче заднего хода возвращает бульдозер от места складирования грунта к началу перемещения.

Дополнительный переход

После окончания перемещения растительного грунта М 1 разворачивает бульдозер и с поднятым отвалом переезжает с одной полосы отвода на другую.

2.5. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители

2.5.1. Бульдозеры

Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с регулируемым фронтально-расположенным отвалом, которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Основное отличие бульдозера от исполнения других землеройно-транспортных машин заключается в наличии отвала, с помощью которого разрабатывается грунт и затем перемещается в виде так называемой призмы волочения.

Бульдозеры характеризуются рядом основных параметров, к которым относятся: тяговый класс, мощность двигателя базового трактора, масса машины, размеры отвала, высота подъема отвала, заглубление отвала, скорость движения, удельное давление на грунт, габаритные размеры. Тяговый класс базового трактора – главный параметр бульдозера. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при минимальной скорости рабочего хода и минимальном буксовании гусениц или колес.

Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора (табл. 2. 23).

Таблица 2.23

Классификация бульдозеров

Строительные

бульдозеры

Назначение

Общего назначения

Специальные

Многоцелевого назначения

Ходовое устройство

Колесное

Гусеничное

Тип отвала

Неповоротный

Поворотный

Универсальный

Управление отвалом

Канатно-блочное

Гидравлическое

Тяговый класс трактора

Малогабаритные (класс до 0,9)

Легкие (классов1,4…4)

Средние (классов 6…15)

Тяжелые (классов 25…35)

Сверхтяжелые (класса свыше 35)

Бульдозерам всех исполнений присваивается индекс в виде букв ДЗ и цифровой части, аналогичный индексу скреперов. В последнее время в ряде моделей бульдозеров стала применяться маркировка, состоящая из букв и цифр, которые обозначают индекс базового трактора. Например, индекс Б10МБ означает – бульдозер на базе трактора Т–10МБ; ТМ-25.01 – бульдозер на тракторе Т-25.01. Используются и другие системы индексации (см. техническую характеристику современных бульдозеров, выпускаемых в России и странах СНГ, табл. 2.24).

Таблица 2.24

Техническая характеристика гусеничных бульдозеров

Индекс

Базовый тягач

Масса, т

марка

тяговый

Класс

мощность,

кВт

без тягача

с тягачом

Бульдозеры с неповоротным отвалом

ДЗ-42Г

ДЗ-101А

ОБГН-4

ОБГН-4М

Б10МБ-2121

Б10М.0100Е

ТС-10

ДЗ-162

ДЗ-54

ДЗ-27

ДЗ-110А

ДЗ-35

ДЗ-35С

ДЗ-158

ДЗ-34С

ДЗ-118

ДЗ-124ХЛ

ДЗ-59

ДЗ-141ХЛ

ДТ-75М

Т-4АП2

Т-4А.01

Т-4АП2.01

Т-10МБ

Т-10М

ТС-10

ДТ-75Н

Т-100МЗ

Т-130

Т-130

Т-180

Т-180Г

Т-25.01

ДЭТ-250

ДЭТ-250М

Т-330

Т-330

Т-500

2,87

2,51

2,16

1,71

1,85

1,99

2,06

6,91

3,98

4,87

8,046

8,615

7,985

10,15

9,97

10,33

19,56

16,76

16,5

9,82

13,71

13,35

16,02

17,065

18,76

40,51

31,38

34,8

46,5

44,0

61,35

Бульдозеры с поворотным отвалом

ДЗ-42П

ДЗ-17

ДЗ-19

ДЗ-28

ДЗ-109Б

ДЗ-171.1

ДЗ-25

ДЗ-35Б

ДЗ-60ХЛ

Д75Д

Т-100МЗ

Т-100МЗБГ

Т-130.1.Г-1

Т-130.1.Г-1

Т-170

Т-180ГП

Т-180КС

Т-330

4,73

2,25

3,96

8,42

7,43

17,1

16,32

16,28

16,5

19,32

17,9

44,69

Бульдозер (рис. 2.8) состоит из базовой машины и навесного рабочего оборудования. Бульдозерное оборудование включает в себя отвал 2 с ножами 1, толкающее устройство, состоящее из основной рамы 3, двух толкателей 7 и гидросистемы управления отвалом 6. Толкающее усилие, развиваемое двигателем трактора 5, через толкающее устройство передается на отвал, который ножами срезает грунт. Толщина срезаемой стружки регулируется гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.

При резании грунта бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжительности цикла желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки. Рекомендуется при разработке слабых грунтов применять прямослойную схему резания грунта, в плотных грунтах – клиновую или гребенчатую схему.

Рис. 2.8. Бульдозер с поворотным отвалом

1 – нож; 2 – отвал; 3 – рама; 4 – гидроцилиндры подъема отвала;

5 – трактор; 6 – гидроцилиндры поворота отвала; 7 – толкатель

После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают. Подрезанием компенсируются потери грунта, высыпающегося из призмы по бокам отвала. При подходе к месту отсыпки отвал поднимают, призма грунта ссыпается, образуя штабель. С поднятым отвалом бульдозер на максимально возможной скорости возвращается в забой задним ходом (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.

В последнее время некоторые модели неповоротных и поворотных гидравлических бульдозеров снабжаются автоматизированными системами управления отвалом «Копир-Автоплан-10» и «Комбиплан-10», осуществляющими автоматическую стабилизацию заданного положения отвала при выполнении окончательных планировочных работ. Эти системы имеют ту же элементную основу, что и рассмотренные выше системы управления скреперами.

Система автоматики «Копир-Автоплан-10» установлена на бульдозере с поворотным отвалом ДЗ–109Б–1 (рис. 2.9). Система «Комбиплан-10» установлена на бульдозерах с неповоротным отвалом ДЗ–110А–1 и ДЗ–110В–1.

Рис. 2.9. Аппаратура системы "Копир-Автоплан-10"

1 – источник лазерного излучения; 2 – фотоприемное устройство (ФПУ); 3 – механизм перемещения (МП) с датчиком обратной связи;

4 – тахогенератор (ТГ); 5 – датчик ДКБ; 6 – пульт управления;

7 – аккумулятор

Техническая производительность бульдозера при резании и перемещении грунта, м 3 /ч, определяется по формуле

П Т = 3600 V пр К У К С / Т Ц, (2.21)

где V ПР – геометрический объем призмы волочения грунта (в плотном теле), м 3 ;

V ПР = 0,5 L H 2 / ctgφ o K p , (2.22)

где L, H – соответственно длина и высота отвала; φ о – угол естественного откоса при перемещении материала (среднее значение φ о = 30°; ctg φ o = 1,73); К Р – коэффициент разрыхления грунта (для грунта 1-й группы равен 1,1; 2-й группы – 1,2; 3-й группы – 1,3); К У – коэффициент, учитывающий влияние уклона местности (табл. 2.22); К С – коэффициент сохранения грунта при его транспортировке:

К С = 1 – 0,005 S в , (2.23)

где S в – дальность перемещения (возки) грунта, м; Т Ц – продолжительность цикла, с:

Т Ц = S p / v p + S B / v B + S 0 / v o + Σ t, (2.24)

где S P , S B , S O – длина соответственно пути резания, возки грунта и обратного хода, м; S O = S P + S B ; v P , v B , v O – скорость трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с, (табл. 2.23); Σt – время на переключение передачи, опускание отвала, остановки в начале и конце рабочего хода и др. вспомогательные операции (в среднем Σ t = 15…20 с).

Длина пути резания грунта

S p = V пр / Lh c (2.25)

где V ПР – объем призмы волочения грунта, м 3 ; L – длина отвала бульдозера, м; h С – толщина срезаемого слоя грунта, м, (табл. 2.23).

Таблица 2.22

Влияние уклона местности на производительность бульдозера

Направление

резания

Значение коэффициента К У при уклоне местности, %

Под уклон

На подъем

0,85

Таблица 2.23

Основные технологические параметры работы бульдозера

Группа

грунта

Тяговый

класс

бульдозера

Толщина

резания

грунта, см

Скорость, м/с, при

резании

грунта

груженом ходе

обратном ходе

Таблица 1

Техническая характеристика бульдозеров

Продолжение табл. 1

Продолжение табл. 1

Указания по применению норм

Нормами предусмотрена разработка грунта в резервах, выемках и котлованах.

Окончательное разравнивание и уплотнение грунта нормами настоящего параграфа не учтено и нормируется отдельно в зависимости от способа разравнивания.

Перемещение ранее разработанных разрыхленных грунтов (уборка излишков грунта при планировках, перемещение грунта из отвала и др.) следует нормировать по нормам настоящего параграфа с применением коэффициента согласно примеч. 3.

Состав работы

1. Приведение агрегата в рабочее положение. 2. Разработка грунта с перемещением его и выгрузкой. 3. Возвращение бульдозера в забой порожняком.

Состав рабочих

Для бульдозеров на тракторах ДТ-75; Т-74

Машинист 5 разр.

Для бульдозеров на тракторах Т-100, Т-4АП1, Т-130, Т-180 и ДЭТ-250

Машинист 6 разр.

Таблица 2

Нормы времени и расценки на 100 м 3 грунта

Примечания: 1. Нормы и расценки предусматривают работу бульдозерами без открылков. При перемещении грунта бульдозерами с отвалами ящичного типа Н. вр. и Расц. умножать на 0,87 (ПР-1). 2. Нормами и расценками предусмотрена работа бульдозеров в грунтах естественной влажности. При работе бульдозеров в сыпучих или вязких грунтах, в которых буксуют или вязнут гусеницы тракторов, Н. вр. и Расц. умножать на 1,15 (ПР-2). 3. При перемещении бульдозером ранее разработанных разрыхленных грунтов Н. Вр. и Расц. умножать на 0,85, считая объем грунта в естественном залегании (ПР-3). 4. Нормами и расценками учтено перемещение грунта по пути с подъемом до 10 %. При подъемах до 20 % длину пути на участках с подъемом умножать на 1,2, а при подъемах св. 20 % - на 1,4 (ПР-4).



Новое на сайте

>

Самое популярное