Домой Печи и системы отопления Все ли купола делают из золота. Покрытие куполов золотом: как это делали наши предки, как это делается сейчас

Все ли купола делают из золота. Покрытие куполов золотом: как это делали наши предки, как это делается сейчас

Золотом характерно для православной церкви так же. Золотые на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы.

И сотни церковных построек с величественными куполами украшают славянские города. Обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из Византийской империи. И по сей день золоченые остаются важной традицией для любого православного человека.

Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. Такая тенденция наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над зданием как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.

Покрытие куполов золотом всегда было крайней ответственной и трудоемкой работой. А еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков был даже опасным. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения. Для этого бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась амальгама.

Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров.

Покрытие куполов нитридом титана.

Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту.

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Одним из важнейших элементов христианской архитектуры является купол. Именно купол церкви придает ей узнаваемый вид и отличимое великолепие.

В православном вероучении такое венчание храмов символизирует небесный мир и нередко украшается образами Бога, святых и ангелов.

Несмотря на схожесть строения, главы церкви поражают многообразием форм, размеров и окраски.

Разнообразие форм куполов

Первые купольные конструкции появились в далёкие времена, еще до возникновения христианства. Это были так называемые поясные купола, образованные ступенчатым сводом. При таком способе кладки каждый новый слой выступает над предыдущим. Классическим примером служит древняя Сокровищница Атрея в Микенах.

На сегодняшний день известно несколько основных видов куполов:


Как видно, формы куполов очень разнообразны. Это обусловлено различными этапами развития архитектуры и обменом опыта между культурами разных государств. Помимо многообразия форм, купола имеют и другие отличия.

Значение цвета куполов

Отличительной чертой православных храмов является богатство цветовой палитры их “вершин”. Использование определенного цвета не только красит внешний облик церкви, но и несет в себе сакральный смысл.

Например:


Разнообразие красок – это то, чем привлекают храмы России и что делает каждую церковь уникальной и неповторимой. Какую еще информацию о храме можно получить, зная об особенностях его глав?

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства. Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм. Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:


Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Золото на православных куполах - визитная карточка России. Золотые купола, по мнению некоторых, - явное расточительство, но для человека православной веры золото считается символом нетления, вечности и небесной славы.

В прошлых столетиях позолотой куполов (или золочением куполов) занимались мастера «золотильщики» они использовали трудоемкий и опасный метод под названием – огневое золочение. Для того чтоб прихожан радовали купола в золоте они рисковали своей жизнью и здоровьем - в этой технологии позолоты куполов использовали ртуть. Золочение проходило следующим образом: золото растворяли в ртутном растворе, затем наносили этот раствор, на медный лист, установленный над горящими углями, ртуть испарялась, а мастерам приходилось дышать этими ядовитыми испарениями.

Современные реставраторы и строители храмов не пользуются техникой огневого золочения, так как существуют более практичные и безопасные методы золочения куполов. Один из таких методов - покрытие куполов сусальным золотом . К слову сказать, выражение «позолотить сусалкой» использовалось повсеместно на Руси в прошлых столетиях. Термин сусальное золото, означает «лицевая поверхность» или «лицо». Вот так выглядит одни из этапов покрытия купола сусальным золотом (розовые листы в руках мастера - книжка с золотыми пластинами).

Технология покрытия купола сусальным золотом (золочение куполов) не меняется уже 200 лет. Как, впрочем, и 80% актуальных технологий в реставрации. И нам это нравится.


Фото позолоты купола: нанесение сусального золота

Сусальное золото

Для получения сусального золота ручным способом золотой слиток расплющивали при помощи молота на наковальне. После чего полученную пластину разрезали на части, и каждую часть продолжали вручную расплющивать при помощи разных молотов. В итоге золотая пластина превращалась в очень тонкую золотую пленку.


Современные технические достижения позволяют получить сусальное золото гораздо быстрее при помощи станков с компьютерным управлением. Чтобы человек никогда не встречавшийся с сусальным золотом мог получить информацию о его толщине, проще всего представить золотой лист, который способен пропускать солнечные лучи. Золотые пластины именно такой толщины считаются наиболее качественными.

Для позолоты куполов используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты в интерьере. Например, при позолоте нимбов на иконе можно использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.

Благодаря использованию сусального золота на внешних и внутренних поверхностях возможно получение визуального эффекта цельного золота. То есть позолоченные купола храмов воспринимаются визуально как цельные золотые купола. Для позолоты куполов, которые подвержены влиянию окружающей среды используется сусальное золото большей толщины, чем для позолоты внутренних помещений зданий. Например, при позолоте иконы можно (хоть и не рекомендуется) использовать золото 1,25 грамма, при позолоте лепнины - 2,5 гр, для куполов - 5 гр.


На металлических поверхностях широко применяют технику масляного золочения, для чего металл тщательно очищают и подвергают обработке свинцовым суриком или свинцовыми белилами. При такой технике золочения используют масляный лак, смешанный с натуральной густой олифой, категория применяемого золота не меньше чем 1,80 г.

Позолота гипсовой лепнины

Такой элемент декора как гипсовая лепнина пришел к нам из Древней Греции и Древнего Рима, невероятной красоты замысловатые гипсовые украшения и по сей день можно увидеть в сохранившихся старинных особняках и в дворцовых залах. Но не только во дворцах можно видеть лепной декор, благодаря изысканности и роскошности этого вида отделки современные архитекторы и строители все чаще используют его для украшения внутренних и внешних помещений. Лепнина из гипса придает помещению завершенный особенный и торжественный вид.

Позолота лепнины является одним из эффективных методов позволяющим придать интерьеру изысканность, сделать его благородным и роскошным. Позолоченные элементы гипсовой лепнины придают помещению еще больше респектабельности, преображая его до неузнаваемости. Позолотить лепнину достаточно легко обратившись к знатокам этой области, которые владеют новейшими технологиями золочения и прекрасно справятся с таким заданием.


Инновационные методы нанесения золота дают возможность получить потрясающий эффект на любых поверхностях включая гипсовую лепнину . Помимо гипса для лепных декоров используют такие современные материалы как, полиуретан, пенопласт и др. Лепной декор с позолотой при отделке помещений пользуется небывалым спросом и занимает особое место в оформлении помещений различных назначений.

Позолоченные завитки, плавные линии и замысловатые изгибы позволяют придать внутреннему интерьеру целостный завершенный вид. На сегодняшний день лепной декор позволяет реализовать самые смелые архитектурные замыслы. Спросом пользуется гипсовая лепнина , выполненная в различных стилях от барокко до классицизма. Индивидуальные элементы декора с использованием гипса и позолоты сделают любой интерьер модным и неповторимым.

Позолота куполов

Позолота куполов одно из важнейших направлений работы позолотчиков. Наша компания золотит купола по всей России. Как правило, это часть реставрационных работ с памятниками русской православной архитектуры. Многие здание государственного масштаба облупились и выглядят не слишком привлекательно. Необходимо дать им первоначальный свой вид. Для религиозных сооружений купол является самой выдающейся частью здания, и поэтому купол должен быть виден издалека не потрепанным и тусклым, а новым и ярким. В этом случае позолота куполов является незаменимым процессом для поддержания формы здания.


Существуют разные методы золочения куполов. Выбор того или иного метода золочения зависит от различных параметров. Благодаря многолетнему опыту позолоты куполов компания «Вега» в каждом конкретном случае использует тот метод, который более всего подходит заказчику.

Опытные позолотчики используют различные методы золочения куполов. Это и гальванический метод, и метод с использованием нитрид титана, и позолота сусальным золотом на лак мордан, и другие. Выбор того или иного способа золочения зависит от каждого конкретного случая. Тут важны различные параметры, как то: основной материал купола, размеры купола, тип облицовки купола и прочие. В данной статье мы не задаемся целью описать весь перечень методов золочения куполов (все эти методы давно и исчерпывающе описаны в профессиональной литературе), однако смело можем утверждать, что специалисты компании «Вега» в полной мере владеют основными методами позолотных работ с куполами.

Православные церкви и соборы не зря считаются одними из самых красивых в мире из-за двух отличий от храмов других религий: у них есть золотые купола и колокольный звон, чего нет больше нигде. Как пел , который часто бывал в Киеве, купола у нас кроют чистым золотом, "чтобы чаще Господь замечал". Это касается как известных всему миру храмов в Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской лаврах, так и небольших церквей в городках и селах. "Сегодня" побывала в мастерской, где делают большие и малые церковные "маковки", а также выяснила, что нужно для мелодичного колокольного перезвона.

Мы находимся в помещении, где лежат заготовки для будущих куполов — "золотые" листы, стальные трубы, прутки, которые в умелых руках мастеров за пару недель могут превратиться в изящное навершие церкви. Как оказалось, классические медные купола с позолотой нынче практически не заказывают — очень дорого. Сверкающие золотом на солнце церковные маковки теперь делают из листов нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, которые называют "булат".

Фотографировать заготовки мастера не разрешают, мол, плохая примета, может получиться брак. Но как выглядит изнутри готовый купол, нам показали. Раскрой из тонких листов булатированной стали искусно собран на каркасе-клетке, приваренном к центральной трубе, проходящей через весь купол. Сверху в нее вставляется стальной крест, покрытый листами булата.

"Настоящий мастер тот, у которого купол получается плавным, без углов и резких переходов, — говорит купольщик Михаил, высокий светловолосый бородатый мужчина лет сорока с крепкими руками. — Мы делаем купола уже 8 лет. Долго искали утраченные технологии старых мастеров, но есть и свои ноу--хау, например шов, соединяющий лепестки купола. Под такой шов не затекает дождевая . Даем гарантию, что купол прослужит не менее 70 лет".

А вот раньше, как говорят мастера, купола делали на деревянных заготовках, но дерево столько лет не выдержит, даже если его обработать средствами против гниения и грибка.


Изнутри. Каркас позволит куполу простоять не менее 70 лет


Красота. Полутораметровый купол легко могут перенести двое


Символ веры. Такой крест называется "трехлепестковым"

КЛАССИКА И "ЧЕШУЯ"

Кроме классических куполов, состоящих из 6—8 частей, мастера также делают и более сложные — чешуйчатые. Они красиво смотрятся, но стоят в разы дороже (20—30 тыс. грн и более, в зависимости от диаметра) и весят намного больше. Если самая популярная у заказчиков "луковица" диаметром 1 м весит всего 20—22 кг, то такая же, но собранная из сотен ромбов-чешуй потянет на 117—120 кг.

Чешуйчатый купол дороже

Страховка. Цепь на крестах от воров будет не лишней

ИДЕЮ ПОДСКАЗАЛ КОЛОКОЛЬЧИК

Откуда пошла традиция звонить в колокола и почему храмы увенчаны куполами, нам рассказал наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел: "По преданию, святитель Амвросий Медиоланский, живший в IV веке нашей эры, увидел дивный сон: идет он по полю, устланному цветами, и видит колокольчики, которые наклоняются и издают чарующие звуки. Проснувшись, Амвросий повелел мастерам сделать колокол в форме цветка, прикрепить к нему "язык" и стал звонить. Колокольный звон призывает людей к молитве, напоминает нам о главном: о божественной любви и божественном милосердии, что человек должен встретиться со своим Создателем. Установка купола символизирует остаточное окончание строительства храма, и он увенчивается крестом, свидетельствующим о том, что это храм Божий и в нем совершается молитва. Крест — это символ нашего спасения, под ним собираются люди, охраняемые Божьей благодатью, и имеют возможность молиться".

Владыка Павел

"БОЧКА", "ЮБКА" И МОСТЫ

Чтобы навершие храма смотрелось гармонично, есть каноны изготовления куполов.

"Неправильно сделать крест выше и больше по размаху, чем сам купол, их соотношение должно быть примерно одинаковым, — рассказал нам мастер Александр. — Если исказить пропорции купола, допустим, сделать слишком высокую "юбку" (так на сленге мастеров называют нижнюю, округлую часть изделия. — Авт.) или слишком растянутую в ширину "бочку" (верхняя часть купола. — Авт.), снизу купол будет выглядеть приземистым, сплющенным. Кресты до 1,5 метра в размахе можно устанавливать без тросов-растяжек, удерживающих их при сильном ветре, а вот для более крупных уже необходимо дополнительное крепление, иначе крест может упасть из-за сильного ветра вместе с куполом".

По словам Александра, технически возможно изготовить "луковицу" любого размера, но на практике он ограничен высотой автодорожных путепроводов — 4 м. Купола более 3 м в диаметре и столько же по высоте маковки, погруженные на автотрейлер, не пройдут под мостами, поэтому их перевозят по частям. Несколько лет назад у Михаила и Александра был случай, когда их фирме заказали купол диаметром 6 м. Его перевозили в разобранном виде и уже непосредственно возле церкви собрали конструкцию из шести огромных лепестков. Затем с помощью крана купол установили на место. А самые маленькие "луковки" бывают 30 см в диаметре, их заказывают для часовен. Среди множества готовых куполов один особенно привлекал внимание — необычного ярко-синего цвета.

"Это так называемый богородичный — для храмов в честь Пресвятой Богородицы, ее цвета — синий и голубой. Синь получается, если нержавеющую сталь покрыть не нитридом, а оксидом титана", — разъяснил Михаил.


До, ре, ми... Чем меньше колокол по весу и размеру, тем выше его звучание, и наоборот


Язык и уши. Колокольное било делают из стали, а вешают за 4 ушка


Рекордсмен. Самый большой православный колокол весит 60 тонн

ЗВОНАРИ РАБОТАЮТ РУКАМИ И НОГАМИ

В церковной лавке Киево-Печерской лавры мы увидели колокола от 7 до 250 кг. Пытаюсь поднять небольшой на вид "колокольчик" высотой сантиметров 40, и с трудом отрываю его от полки.

"Нелегко? А ведь это всего лишь средний колокол, так называемый подзвонный, который используется как вспомогательный, весом 38 кг, — улыбается продавец Александр. — Кубический сантиметр бронзы весит 8,6 г, она почти в 9 раз тяжелее воды. Поэтому при скромных размерах колокола увесистые. Зато звучат! Есть еще малые колокола, с высокими тонами. Главные колокола — благовестники — они самые тяжелые, от 100 кг и более и "голоса" у них — басы".

Вдвоем с продавцом мы едва сдвинули с места такой колокол, а ведь он "ростом" чуть выше колена и всего полметра в диаметре. А благовестник высотой в человеческий рост весит порядка трех тонн. Кстати, самый большой в Украине колокол установлен в 2008 году на колокольне Свято-Преображенского собора в Одессе. Гигант весит 14,2 тонны, а его язык — 250 кг. Самый большой колокол Киево-Печерской лавры на главной колокольне потянул на 13 тонн, а его "голос" слышен за 10—15 км окрест.

КРАСИВО, НО НЕДЕШЕВО. Церковные колокола — неотъемлемая часть православного богослужения, требующая не только мастерства звонарей, но и дорогая, так как даже минимальный набор из пяти качественных колоколов, дающих мелодичный звон, стоит порядка 70 тыс. грн без доставки и монтажа. Средняя цена — $12—13 за килограмм веса, можно найти и дешевле, но, по словам специалистов, у таких колоколов может быть плохое звучание, так как там меньше, чем должно быть, дорогого олова и больше дешевой меди. Классический рецепт колокольной бронзы — 78—80% меди и 20—22% олова.

"Малый подбор, на котором можно производить все положенные церковным уставом звоны, состоит из колоколов весом 7 кг (соль диез 3-й октавы), 18 кг (ми 3-й октавы), 25 кг (си 2-й октавы), 42 кг (ля 2-й октавы) и 100 кг (ми 2-й октавы), — говорит одной из фирм, специализирующихся на литье колоколов, Владимир Анисин. — Они подобраны по основным тонам и гармонично звучат в аккорде".

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН. Как рассказал нам звонарь киевского храма Святого Михаила, отец Андрей, колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и звон.

"Благовест — мерные удары в большой колокол, созывающий верующих на богослужение, — говорит отец Андрей. — Он так называется потому, что возвещается благая, добрая весть о начале службы. Также, в случае беды, в него бьют в набат частыми ударами. Трезвон — троекратный с перерывом звон во все колокола, выражающий христианскую радость, торжество. Перезвон — многократный звон поочередно в каждый колокол по одному или несколько ударов, начиная с большого и до самого малого. Наконец, перебор — медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, но, наоборот, с малого до самого большого, затем ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз".

По словам отца Андрея, звонарем может быть не только монах или священник, но он должен обязательно быть верующим и иметь музыкальный слух. Когда идет, например, пасхальный перезвон в большом храме, где колоколов 12 и более, то в них бьют не один, а несколько звонарей, причем работают не только двумя руками, но и ногами, нажимая на педали. Для этого на колокольне делают специальный пульт, куда сходится много веревок и канатов.

Читайте самые важные и интересные новости на наших страницах

Изготовление куполов уже давно приняло промышленные масштабы, а применяемые технологии и материалы, позаимствованные из различных отраслей промышленности, доказали свою надежность, качество и долговечность. Применение общепринятых норм в строительстве и проектировании позволяют создавать по-настоящему качественные и долговечные купола.

Материалы каркаса купола

Несущим и формообразующим основанием купола является металлический каркас, выполненный из металлопроката различного сечения и толщины. Готовый металлокаркас купола проходит антикоррозийную обработку и подготавливается к облицовке. Именно основание из металлического каркаса гарантирует долговечность и надежность будущих изделий при минимальных затратах на обслуживание.

Материалы облицовки купола

В качестве облицовки купола мы применяем:

1. Нержавеющие листы с нанесением нитрид-титанового покрытия под цвет золота.
Эта, практически новая, и с недавних времен ставшая уже традиционной технология облицовки куполов, активно используется практически на 90% всего строительства храмов в России и зарубежом. В своих работах мы на 95% применяем эту технологию.

Преимущества:

  • Низкая стоимость по сравнению с сусальным золочением
  • Стилизация изделий «под золото»
  • Повышенная устойчивость к атмосферному воздействию
  • Устойчивость к механическому воздействию
  • Стойкость от выцветания более 50 лет
  • Срок службы – неограничен.

Это означает, что купола облицованные с применением технологии вакуумного нанесения нитрид-титана на нержавеющие листы, прослужат долго, не потеряют свой внешний вид, долгое время без дополнительных затрат на их обслуживание и реставрацию.

2. Облицовка кровельными металлическими листами с полимерным покрытием

С использованием материалов этой технологии делается вся фальцевая кровля. Мы используем этот материал, если требуется изготовить своды и кровлю храмов. А так же при изготовление цветных куполов. Благодаря наличию материала практически любых оттенков и цветов, можно изготовить купола любого цветового решения и осуществить самые интересные решения архитектора.

Преимущества:

  • Низкая стоимость по сравнению с другими технологиями облицовки куполов
  • Разнообразие цветовых решений
  • Большой выбор материалов по цене и качеству

Недостатки:

  • Ограниченный срок службы 30-50 лет.

3. Нанесение сусального золота

Самый древний способ придания куполам золотого блеска. Суть метода заключается в том, чтобы на предварительно подготовленное основание приклеить тонкие до 0,1 мкм листы и раскатанного золота. Расход золота и, соответственно, стоимость будут определяться точной площадью покрытия купола и всех элементов, на которое наноситься позолота.

Преимущества:

  • Благородный, настоящий золотой цвет купола

Недостатки:

  • Высокая стоимость
  • Большая трудоемкость
  • Требуется периодическое обслуживание
  • Невысокая стойкость к атмосферному воздействию и механическому повреждению


Новое на сайте

>

Самое популярное