Домой Стройматериалы Внеклассное мероприятие по биологии «Парад комнатных растений, посвященный путешествию в мир зеленых друзей. Отчёт Варнаевской сельской библиотеки по конкурсу "Экология и библиотека" А сколько легенд и историй о цветах существует в мире, об этом участника

Внеклассное мероприятие по биологии «Парад комнатных растений, посвященный путешествию в мир зеленых друзей. Отчёт Варнаевской сельской библиотеки по конкурсу "Экология и библиотека" А сколько легенд и историй о цветах существует в мире, об этом участника

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

6 КЛАСС

Внеклассное мероприятие:

«Комнатные растения вокруг нас».

Учитель СБО:

Рощина А.И.

2012-2013

Цель: способствовать формированию представления о назначении комнатных растений, об основных приемах ухода за ними.

Задачи:

образовательные:

  1. Создать условия для формирования теоретических знаний о некоторых представителях комнатных растений.
  2. Закрепить знания обучающихся о назначении комнатных растений.
  3. Учить применить свои знания на практике.
  4. Познакомить обучающихся с понятием «гидрогель», особенностями его использования при выращивании.

коррекционно-развивающие:

  1. Способствовать коррекции и развитию произвольного внимания при выполнении практической работы.
  2. Способствовать обогащению словаря и введению новых слов в ответы обучающихся.

воспитательные:

  1. Вызвать интерес к углубленному изучению и применению в реальной жизни знаний о назначении комнатных растений, способах ухода за ними.
  2. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: стеклянная ваза, гидрогель, драцена, спатифиллум, хлорофитум, бегония, пульверизатор, ножницы, палочки для рыхления, конверты, карточки с информацией, таз с водой, салфетка, грамоты, лейки.

Ход занятия

1. Организация начала занятия

Цель: психологический настрой обучающихся на работу, вызвать интерес к изучаемой теме.

Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости. Мы собрались сегодня для того, чтобы провести занятие на тему: «Комнатные растения вокруг нас».

2. Основная часть занятия

Люди по-разному относятся к комнатным растениям: одни увлекаются их разведением, осуществляют тщательный уход за ними, изучают специальную литературу, другие – выполняют лишь основные требования по уходу за растениями, обеспечивая их жизнедеятельность.

Как бы мы не относились к комнатным растениям, все равно можно с уверенностью сказать, что они всегда есть вокруг нас.

Сегодня на занятии мы попробуем найти ответы на следующие вопросы:

  1. какую роль комнатные растения играют в нашей жизни;
  2. какие основные приемы ухода за ними должны выполняться;
  3. а также познакомимся поближе с некоторыми их представителями.

Свои знания, умения, а также способность найти информацию самостоятельно нам продемонстрируют команда 6 класса и команда 10 класса. Поприветствуем наших участников.

Ваша задача: составить к концу занятия рассказ об одном комнатном растении, а для этого вам необходимо пройти все предстоящие этапы. При их успешном прохождении вы будете получать информацию о своем растении. Победителем окажется та команда, которая составит более полный рассказ.

Задание №1 «Определите название своего растения».

Каждая команда получает карточку, на которой напечатаны разные буквы. Вам необходимо найти название растения, о котором вы будете составлять рассказ.

(обучающиеся работают с карточкой)

Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Команда 6 класса верно определили название растения, поэтому получает первую информацию о нем.

Команда 10 класса ……………..

Задание №2 «Найдите свое растение».

Сегодня вокруг нас особенно много комнатных растений, есть среди них и ваши. Найдите их.

(оценивается работа команд)

Задание №3 «Помогите своему растению».

Посмотрев на ваши растения, можно смело сказать, что они нуждаются в уходе. Помогите своему растению.

(участники команд обсуждают необходимые действия, осуществляют их, используя нужные средства и предметы)

(оценивание работы команд)

Задание№ 4 «Найди истину».

Перед вами лист бумаги, на котором напечатаны верные и неверные утверждения.

1. Комнатные растения очищают воздух в помещении.

2. Комнатные растения загрязняют воздух в помещении.

3. Некоторые комнатные растения могут использоваться как лекарства.

4. Все комнатные растения ядовиты.

5. Комнатные растения украшают помещение.

6. Комнатные растения обогащают воздух кислородом.

7. Комнатные растения насыщают воздух углекислым газом.

8. Комнатные растения не способны украшать помещение.

Задание № 5 «Собери информацию».

Не обязательно все знать о растениях, важно уметь найти информацию, выделить из нее самое необходимое.

Сегодня дополнительную информацию о ваших растениях можно найти в конвертах, разбросанных по полу. Выполнение этого задания останавливается по завершению мелодии.

Задание № 6 «Что это за шарики?»

Очень часто слышу подобный вопрос от детей, которые видят цветные шарики у меня на полке в шкафу.

Я хочу познакомить вас с необычным видом грунта, который называют гидрогелем.

(демонстрация сухого и замоченного в воде гидрогеля)

Гидрогель - это материал, который способен поглощать и удерживать большое количество воды, а также растворенные в ней удобрения.

Чаще всего гидрогель продается в виде маленьких шариков, которые при опускании в воду увеличиваются в размере в 10-15 раз.

Гидрогель оказывается очень полезными для влаголюбивых растений: при недостатке влаги от отдает свои запасы корням растений, а при избытке влаги - впитывает ее.

Для нашего занятия мы подготовили гидрогель и хотим показать вам, как можно выращивать комнатные растения в таком грунте.

Нам понадобится стеклянный сосуд и растение, к примеру, драцена Сандера, которую чаще всего называют бамбуком из-за сходства ее стебля с настоящим бамбуком.

Ребята, как вы думаете, почему у этого вида драцены побег такой необычной формы?

- Молодые побеги помещают в прозрачные пластиковые трубки спиралевидной формы. Стебли растут, вытягиваются, повторяя изгибы трубок. Пластиковые трубки удаляют, но побеги остаются искривленными.

Мы излекли растение из почвы, промыли его корни. Я попрошу девочек помочь мне.

(учитель с обучающимися пересаживает растение в гидрогель)

Посмотрите, что у нас получилось.

Влаголюбивое растение, выращиваемое таким образом, легко вписывается в любой интерьер, украшая его.

Со временем корни врастают в гранулы, и растение бесперебойно получают воду. Когда внешний вид гидрогеля потеряет через 1-1,5 года свои эстетические качества, его нужно заменить новым. А старый - надо положить в почву, где он еще послужит накопителем влаги. Через несколько лет гидрогель распадается на безвредные для почвы компоненты.

Задание №6 «Расскажите о своем растении».

Ребята, вы хорошо потрудились сегодня на занятии, вам удалось справиться с предложенными заданиями.

Нам всем хочется узнать о ваших растениях больше. Расскажите о своем растении.

(один участник от каждой команды рассказывает о растении)

Давайте проверим, чей рассказ был более содержательным.

(сравнение с текстом на экране)

Команда …....... класса составила наиболее развернутый рассказ о своем растении, поэтому становится победителем нашей сегодняшней встречи.

(команды награждаются грамотами)

3. Подведение итогов занятия

Ребята, помните, комнатные растения могут выполнять все свои функции только в том случае, если они здоровы и ухожены.

Спасибо за работу и внимание.


Цели:

  1. Расширить знания детей о комнатных растениях.
  2. Развивать интерес к живой природе, окружающей нас дома.
  3. Воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: комнатные растения, иллюстрации комнатных растений (журнал “Юный натуралист”), карта полушарий, таблички с названиями комнатных растений.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы

Загадка.

Нарядные сестрёнки
Весь год гостей встречают,
Красотой к себе прельщают,
Летом мёдом угощают. (Цветы.)

Сегодня мы с вами поговорим о цветах (комнатных растениях), попутешествуем по миру вместе с ними, узнаем, откуда они к нам прибыли.

III. Рассказ учителя.

Домашние растения – это путешественники, прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Мексики, пустынь Африки. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. Там нет листопада, и растения круглый год не теряют листьев.

Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, балконах, украсив свой дом.

Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Оно будет необыкновенным. Оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые.

Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.

Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди множества гигантских растений находятся наши знакомые.

Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зелёных друзей, узнаем, как живут наши растения на своей родине, посмотрим, какую пользу они приносят.

IV. Рассказы детей о домашних растениях.

(Кактус, алоэ, хлорофитум, сансевьера (щучий хвост), бальзамин, традесканция, циперус (папирус), амараллис, аспарагус, монстерра, фикус, бегония, пеларгония (герань), плющ.)

После каждого рассказа на карте прикрепляются названия этих растений:

ЕВРОПА – цикламен, плющ;

АФРИКА – алоэ, аспарагус, бальзамин, хлорофитум, сансевьера, папирус, герань, амараллис;

АЗИЯ – фикус, бегония, сансевьера, плющ;

АМЕРИКА – монстерра, агава, кактус, традесканция амаралли;

АВСТРАЛИЯ – эвкалипт.

V. Викторина.

  • Как по научному называется “Ванька мокрый”? (Бальзамин)
  • Как правильно поливать цветы?
  • Что нужно сделать с кактусами зимой? (Закрыть плёнкой на окне и не поливать)
  • Как размножается традесканция? (Черенками)
  • Для чего люди разводят домашние растения?
  • На каких окнах домашние растения лучше растут? (Южных, юго – восточных)

VI. Конкурс “Узнайте растение”.

Растение с мелкими зелёными или полосатыми листочками, висит длинными плетями, его обычно подвешивают в горшке на окнах или на стенах. Не любит солнечного света. Родом из тропических лесов Америки.

Чтобы солнце сквозь стекло
В окошки сильно не пекло,
Повешу на распорочку
Узорчатую шторочку:
Не тканую – плетёную –
Живую и зелёную. (Традесканция)

Самое бычное и самое древнее комнатное растение. Листья округлой формы. Цветы самых разнообразных оттенков – от белого, розового до ярко – красного. Летом его высаживают на балконы, клумбы. На листьях по краям может быть белая или тёмная кайма. Родом этот цветок из Африки.

Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)

Лист горбочком,
С желобочком,
Шипы иеет,
А ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час. (Алоэ)

Тут и ёж колючий,
Тут и гад ползучий,
Тут и башня с резьбой,
Тут и самовар с трубой,
И лепёшка – блин,
И угольник – клин,
И всё это в колючках, в кривых закорючках.
На окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные –
Алые и красные. (Кактус)

VII. Конкурс-аукцион “Кто больше знает комнатных растений”.

Используемая литература

  1. Н. Верзилин. “Путешествие с домашними растениями”.
  2. В. Волина. “Загадки от А до Я”.
  3. М. Бесова. “В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет”.

Цель:

Закрепить знания детей о комнатных растениях и приемах ухода за ними.

Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.

Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.

Развивать мыслительную деятельность, память, речь.

Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Ход развлечения:

Ведущий : Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, дорогие гости! Сегодня у нас КВН! Что такое КВН? Это Клуб Веселых и Находчивых! Мы все любим цветы. Цветы дарят на праздник, на день рождения. Когда пойдете в первый раз в школу, тоже возьмете красивый букет цветов. Цветы – радость и украшение нашей жизни. Чтоб в течение всего года цветы радовали нас своим присутствием, надо выращивать в комнате комнатные растения. Итак, тема нашего КВН «В мире комнатных растений».

Сегодня встретятся две команды: Команда «Кактусята» (дети встают, кланяются).

Капитан :

Нас солнца луч смешит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Этот день нам дарит звонкий праздник

И главный гость на нем – игра!

Команда «Фиалки».

Капитан :

Игра наш друг: веселый, умный

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор – не злой, но шумный

Поможет новое узнать!

Ведущий : Соревнование команд, их знания о комнатных растениях будет оценивать жюри.

Первый конкурс «Представление команд».

Команда «Кактусята»

Все : Мы – кактусята, дружные ребята.

Капитан : Наш девиз:

К победе верно мы идем,

С дороги этой не свернем!

Команда «Фиалки»

Все : Мы фиалки – скромные, всегда, везде упорные.

Капитан : Наш девиз:

Мы дружная команда,

Победа будет наша!

Мы в КВН играем, и только побеждаем.

Ведущий : Начинаем разминку.

Вопросы для команды «Кактусята»:

1. Назовите лучшее время для пересадки растений. (Весна)

2. Перечислите правила поливки комнатных растений. (Поливать растения нужно теплой, отстоянной водой. Носик лейки следует класть на край горшка. Поливать нужно только тогда, когда верхний слой земли подсох).

3. Живые ли комнатные растения? Почему? (Да, потому что они дышат, пьют, растут, размножаются).

4. Чем похожи комнатные растения? (Комнатные растения похожи тем, что у всех есть стебель, цветы корень, листья. За всеми надо ухаживать: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать пыль, подкармливать. Всем растениям для роста нужен: свет, вода, воздух, тепло. Все растения зеленого цвета).

5. Назовите растения, которые надо поливать не в край горшка, а в поддонник (фиалка, глоксиния, аммарилис, виола прекрасная, амазонская лилия).



6. Назовите комнатные растения, которых нельзя опрыскивать, так как у них листья опушены (герань, фиалка, глоксиния, бегония–рекс).

7. У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка? (Папоротник)

Вопросы для команды «Фиалки»

1. Когда комнатные растения не нуждаются в подкормке? (Зимой)

2. В каком уходе кроме поливки нуждаются комнатные растения? (В уборке сухих листьев, засохших цветков, в рыхлении, опрыскивании, в протирании листьев от пыли, в подкормке).

3. Зачем в комнате выращиваем комнатные растения? (Они обогащают воздух кислородом, очищают, увлажняют воздух, украшают комнату, радуют нас своими красивыми цветами).

4. Чем отличаются комнатные растения друг от друга? (Требуют разного ухода, это зависит от условий их жизни на родине. Отличаются по форме стеблей: стоячие, вьющиеся, цепляющиеся, ползучие. Отличаются по форме листьев: круглые, овальные, линейные. Разные по форме и цвету цветы: колокольчатый, воронковидный, колесовидный, гвоздевидный. Размножаются разными способами: семенами, делением корневища, стеблевыми черенками, из листьев, луковицами, клубнями.)

5. Назовите водолюбивые растения? (бальзамин, папоротник, циперус, традесканция).

6. Назовите растение, которое цветет в декабре? (Зигокактус)

7. У какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья? (Герань)

Второй конкурс «Собери комнатное растение и назови»

Воспитатель : Ваша задача быстрее собрать и правильно называть растение.

Капитаны получают конверты, вся команда на полу собирает вместе.

Третий конкурс «Загадочный»

Командам предстоит разгадать загадки, найти фотографию и показать команде напротив.

Команде «Фиалки» загадки:

Лист горбочком, шипы имеет, а ранить не умеет

Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)

На моем окошке поселился ежик.

Все глядит в окошко, а ходить не может.



Где же его лапки? Может он без шапки

От мороза ежится? (Кактус)

Плоский, длинный, а не брус.

Полосатый, но не арбуз (Сансевьера)

Команде «Кактусята»:

Стоит мокрый Ванек, а в кудрях-огонек. (Бальзамин)

Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый,

А цветки на окне, словно шапка в огне. (Герань)

Он зеленый, а не луг.

Носит платье, а не пастух.

Он цепко висит, а не крюк.

На стену влез, а не паук. (Плющ, роициссус)

Четвертый конкурс «Художественный»

Конкурс для капитанов. Художник нарисовал непонятные комнатные растения, задача капитанов определить, из частей каких растений они составлены.

Пятый конкурс «Отгадай способы размножения комнатных растений»

На доске схемы о способах размножения комнатных растений, посмотрев на них, команды должны называть комнатное растение.

1. Семенами - фукция, цикломен, герань.

2. Черенками - колеус, фукция, бальзамин, бегония, зигокактус, герань.

3. Укорением листовых черенков - фиалка, глоксиния.

4. Размножением клубней - глоксиния, цикломен.

5. Делением корневища - сансевьера, канна, папортник, алоэ.

6. Луковицами – амазон, лилия, аммарилис, виола прекрасная.

7. Детками - хлорофитум, камнеломка, каланхоэ.

8. Стеблевыми черенками - плющ, роициссус.

Шестой конкурс «Народное название комнатного цветка»

Команде называю научное название комнатного цветка, а вы должны вспомнить народное название этого цветка.

Кактусята: бальзамин (огонек, ванька, мокрый), сансивьера (щучий хвост), фикус (резиновое дерево), зигокактус (декабрист).

Фиалки: папоротник (меч), фукция (фонарик, цветок с сережками), алоэ (столетник), монстера (плакса), роициссус (дикий виноград).

Стук в дверь. Заходит Боляка (голова перевязана, держится за щеку одной рукой, на другой больной палец, хромает, чихает).

Боляка :

Ой, ребята, помогите, поскорей меня спасите!

Я почти что инвалид, у меня ведь все болит!

Ведущий : Ой, ребята, жалко вам Боляку?

Дети : Жалко.

Ведущий : Дети, мы сможем ему помочь?

Боляка : Неужели? Это правда?

Ведущий : Давайте позовем медсестру, она сделает укол и все пройдет.

Боляка (пугается, убегает, трясется, прячется): Ой, уколов я боюсь!

Ведущий : Ну, тогда вот тебе порошки и таблетки.

Боляка : Не хочу, они горькие.

Ведущий : Хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.

Боляка : Как это?

Ведущий : Ребята знают и расскажут тебе. В комнате можно выращивать лекарственные комнатные растения. Вот алоэ, его еще называют домашним доктором. Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь. У тебя, Боляка, палец болит. Раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к пальцу и привяжи - боль утихнет. А чтобы не болела голова, понюхай, Боляка, красную герань. Боляка, ты держишься за щеку, что у тебя зуб болит?

Боляка : Нет, десна распухла.

Ведущий : Это тоже не беда, тебе поможет комнатное растение каланхоэ. Оторви листочек, и пожуй его. Да, не бойся! Он кисленький, приятный. А десна перестанет болеть.

Боляка : Вот спасибо вам, дети. Я не знал, что среди комнатных растений есть и лекарственные.

Ведущий : Вот тебе, Боляка, еще несколько советов. Каланхоэ лечит еще и ангину. Отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки. Вот тебе мы подарим каланхоэ, лечись и выздоравливай!

Ведущий : Последний конкурс «Домашнее задание»

Вы должны были научиться сложить цветок из бумаги. Подходим к столику. (под музыку команды выполняют задание).

Песня «Волшебный цветок».

Ведущий : Дорогие ребята! Всем нам приятно получать в подарок живые цветы. И если вы захотите кому-нибудь сделать такой подарок, а рядом не окажется живых цветов, то теперь вы знаете, что их можно сложить из бумаги. Давайте подарим цветы сделанные своими руками нашим гостям.

Ведущий : Вот подошел к концу наш КВН. На сегодняшней игре, ребята, Вы показали прекрасные знания о комнатных растениях. Я надеюсь, у вас дома будет много комнатных растений, ведь вы теперь умеете за ними ухаживать и любите их.

  • Углубить знания учащихся о комнатных растениях.
  • Познакомить с правилами ухода за различными видами комнатных растений.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса.

Методы проведения занятия:

  • беседа,
  • рассказ,
  • демонстрация,
  • практическая работа.

Межпредметные связи:

  • ботаника,
  • литература,
  • черчение.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Подготовка к занятию.

3. Изложение материала занятия.

3.1. Учитель. Наше занятие мы сегодня проводим в школьной творческой лаборатории “Зимний сад”. Посмотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этой лаборатории учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями. Чтобы правильно ухаживать за цветами, нужно хорошо их знать, как поливать растения, как пересаживать.

Занятие начнем с игры: попробуйте разгадать загадки о цветах.

  1. Я пришел к вам из пустыни,
    Мне не страшен окон иней,
    Я колючий, словно ежик,
    Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)
  2. Я горда, меня не тронь,
    Если вред ты мне несешь.
    Нравится ль твоя ладонь?-
    Ты по запаху найдешь. (Герань)
  3. С цветочного горшка
    В низ свесила я косы.
    Я не цвету – пока
    На улице морозы.
    Но только снег растает –
    Я тут же расцветаю. (Традесканция)
  4. Меня по кличке все зовут,
    А имени не знают.
    Но будет сухо или дождь –
    Я тут же сообщаю. (Бальзамин)
  5. Я тоже в комнате расту,
    И пусть я без цветов –
    Тебе я ранки залечу
    Без всяких докторов. (Алоэ)
  6. В свой дом меня не возьмет семья,
    Ждут от меня беды.
    Но в чем же виновата я?
    Мне надо лишь воды.
    Я зеленью ваш дом увью –
    Порадую семью. (Лианы)
  7. Хоть мы ростом низковаты
    Любят очень нас ребята.
    Мы целый год почти цветем
    И украшаем дом.
    Всех оттенков наши глазки,
    Не жалеем для них краски. (Фиалки)
  8. Своими узкими листами
    Озеленю ваш дом.
    И всех отдельными кустами
    Я награжу потом.
    Своих детей очень люблю –
    Их при себе я сохраню. (Хлорофитум)
  9. Я бываю разная – высокая и низкая,
    А то, как кудри вьюсь.
    Но все же я прекрасная.
    Нас много разных видов.
    Мы все – одна семья. (Бегония)
  10. Нас найдешь на клубне, где тепло,
    А у вас – в горшке, - хороший класс.
    Лишь бы было нам достаточно светло,
    И цветами будем радовать мы вас. (Комнатная роза)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Для чего нужны комнатные растения?

Почему люди стали разводить растения в доме?

Какую роль играют растения в жизни человека?

3.2. Учитель. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.

Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом.

В зависимости от места происхождения растения делятся на следующие группы:

  • растения влажных тропических лесов – гигрофиты (гигрос – влажный). К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция, циперус, эпифиллюм (амазонская лилия), глоксиния.

Рассказ ученицы о бегонии.

  • растения субтропиков – мезофиты (мезос - средний). К этой группе относятся: лимон, пеларгония, фуксия, абутилон, аспарагус, гибискус-китайская роза, гортензия, зефирантес-выскочка, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, кринум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.
  • растения пустынь и полупустынь – ксерофиты (ксерос-сухой). К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, гемантус, молочай, сансевьера, финиковая пальма.

Рассказ учениц об алоэ, кактусах, молочае.

Предложить учащимся определить к какой группе относятся зачитываемые названия растений, и определить находятся ли данные растения в зимнем саду.

В зависимости от декоративных свойств растения делятся еще на 6 групп.

Учащиеся сами называют растения. Учитель добавляет.

1 группа – декоративно – цветущие растения. Выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения (цикломены, пеларгонии, гибискус и т.д.).

2 группа – декоративно – лиственные растения. Растения с красивой формой листьев (пальмы, папоротники и др.) или необычной и пестрой их окраской (бегонии, колиеумы).

3 группа – лианы. Растения имеют длинные травянистые или одеревеневшие стебли (циссус, традесканции).

4 группа – ампельные растения. Растения с длинными, свисающими побегами. (циссус, традесканции).

5 группа – суккуленты. Растения с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы (кактусы, агавы, алоэ).

6 группа – эпифиты. Растения, поселяющиеся на стволах и ветках деревьев. (орхидеи, бромелии).

3.3. Закрепление материала. Игра “Найди растение по описанию”.

  • листья покрыты волосками, испаряют эфирные масла. Растение можно отличить по характерному запаху (пеларгония);
  • это растение с красивыми листьями, розовыми цветками, растет в тропиках (бегония);
  • красивое растение со свисающими стеблями, листья зеленые, у некоторых имеются белые полосы (традесканция);
  • растение, имеющее яркие цветки и предсказывающие погоду (бальзамин);
  • растение – очиститель воздуха (хлорофитум);
  • самое известное лекарственное растение (алоэ);
  • растение с “фальшивыми листочками” (аспарагус).

3.4. Учитель. Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.

Главное для растений свет, тепло и полив. Об особенностях ухода за определенными видами растений рассказали ученицы.

Уход за растениями заключается также в их подкормке. Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения. В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.

Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.

Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений. (Приложение 1).

3.5. Учитель. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.

Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме. У нас на севере срок начала пересадки может быть сдвинут (с конца марта).

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.

3.6. Подготовка тары под пересадку. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.

4. Алгоритм выполнения практической работы.

Для озеленения школьных помещений мы с вами будем использовать емкости из под майонеза.

4.1 Сделать отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку); Соблюдаем ОТ.

4.2 Наклейку с боковой стороны емкости можно убрать с помощью ручного фена. Нагреваем этикетку феном и аккуратно снимаем. Дома можно использовать духовку газовой или электрической плиты, предварительно нагрев ее до температуры 30 0 -40 0 С.

4.3 Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой, используя узоры северных орнаментов для вязания варежек. Символы: “змейка” - символ воды, “женская фигура” - символ плодородия, “ромб” - символ земли. Часто в узорах используются обереги (от слова оберегать или защищать) “крестике на поперечине” или “куколки на полочке”. (Приложение 2).

4.4 На оборотной стороне самоклеющейся бумаги при помощи линейки и карандаша, в соответствии со схемой, нанести узор по выбору. Вырезать узор.

4.5 На боковой стенке емкости нанести предварительную разметку расположения рисунка. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости.

4.6 Показ приемов оформления горшков.

Инструктаж по ОТ – безопасные приемы работы с ножницами, свечкой и шилом.

5. Практическая работа. Контроль за выполнением работы и безопасных приемов.

6. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что понравилось в работе?

Как еще можно оформить горшочки?

Показ оформленных горшков. (Приложение 3).

Уборка РМ.

Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги, изданной еще в позапрошлом веке: “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с хорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.

Как ухаживать за цветами. Москва, 1897 г.

Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 7 – го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)\ В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др.; Под ред. В.Д.Симоненко –М.: Вентана – граф, 2001. - 240 с.: ил.
  2. Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский гос.ун-т, 2003. – 176 с.
  3. Узорное вязание (из коллекции музея). Архангельский госуд. музей деревянного зодчества и народного искусства “Малые Карелы”. – Архангельск, 2000.
  4. ЩипаковаМ. Варежки по мотивам северных узоров. Для тех, кто вяжет. – Изд-во “Правда Севера”, 1991.
  5. Энциклопедия комнатного цветоводства \ Сост. Б.Н.Головкин. – М.: Народное творчество, 2001 . – 296 с.: ил.


Новое на сайте

>

Самое популярное