Домой Ремонт Виды конструкций ворот и калиток. Кованые калитки на даче: фото, чертежи, монтаж Как производится монтаж

Виды конструкций ворот и калиток. Кованые калитки на даче: фото, чертежи, монтаж Как производится монтаж

Чтобы обезопасить свой участок или гараж от непрошеных гостей, мы устанавливаем хорошие ворота. Но для полной защиты лучше установить засовы, которые будут дополнительно препятствовать проникновению.

Надежный засов не так уж трудно , причем его монтаж можно осуществить даже после установки ворот.

Разновидности засовов

В зависимости от типа ворот и вариантов их запирания, засовы также имеют свои отличия в форме и типе конструкции. Они бывают:
поворотного типа;
сдвижного типа;
ригельного типа.

Установка засовов

В основном засовы имеют простую конструкцию, поэтому легко может установить даже неквалифицированный специалист.

Зачастую такой вид засова устанавливают на двустворчатые ворота. Его очень легко сделать своими руками, так как для изготовления не нужно применения сложных элементов конструкции.

По принципу работы он обладает хорошими показателями безопасности. Благодаря простоте конструкции и другим характеристикам запор «вертушка» имеет довольно широкое применение.

1. Для установки этой конструкции понадобится 3 деревянных бруса толщиной 50 мм. Два из них должны быть длиной по 50 см и один, который является движущей частью конструкции, - 1,5 м.

2. Два коротких бруса крепятся на каждую створку ворот друг напротив друга. Крепление производится жестко, для этого в воротах делаются сквозные отверстия под болты. Вместо брусьев можно также использовать металлический профиль, его можно приварить с помощью сварки или закрепить болтами.

3. Движущийся брус крепится ближе к краю одной из створок. Для этого используется длинный болт с шайбами, чтобы брус мог свободно крутиться.

Такой механизм довольно прост. Он очень часто устанавливается на гаражные ворота или помещения подобного типа.

Как и в предыдущем случае, сделать его своими руками довольно легко.

1. Для этого понадобится брус или металлическая пластина. Если использовать пластину, то в дальнейшем можно ее будет фиксировать при помощи навесного замка, предварительно сделав под него петли.

2. Пластина или брус длиной около 60 см крепится при помощи болта на одной створке, где-то на треть от ее края.

3. Затем необходимо взять два отрезка швеллера длиной около 10 см и приварить. Ширина должна соответствовать брусу, чтобы он мог легко войти. Если использовать пластину, то вместо швеллера приваривается обрезанный с одной стороны металлический уголок, так чтобы пластина плотно входила между ним и створкой.

4. Действует этот механизм по принципу шлагбаума. Если вы решили оснастить навесным замком, то с одной стороны пластины под него приваривается петля, а вторая крепится прямо на створку.

Применяется такая конструкция как для ворот, так и калиток.

Причем сделать ее своими руками может практически каждый.

1. Для изготовления засова понадобится металлическая пластина шириной 50 мм и длиной около 40 см, которая, в свою очередь, будет двигаться вперед и назад в специальных пазах.

2. Пазы крепятся с помощью болтов или сварки. Затем в них вставляется металлическая пластина. Для надежности ворота обеспечиваются дополнительными вертикальными засовами.

3. Чтобы изготовить их своими руками понадобятся прутья Г-образной формы диаметром 10 мм. Для гаражных ворот достаточно закрепить такой упор вверху створки, чтобы при закрытии ее фиксировать. На обычные распашные ворота зачастую устанавливается два упора в нижней части.

Эта модель очень проста, но ее также лучше использовать вместе с вертикальными запорами.

1. Для ее изготовления понадобится трубка с внутренним диаметром не менее 10 мм. С помощью болгарки она режется на три отрезка, один из которых должен быть около 10 см, а два остальных по 5 см.

2. Длинный отрезок горизонтально приваривается на край створки, затем необходимо приварить второй отрезок на противоположной створке также по краю, напротив первой трубки.

3. Потом в них вставляется заранее приготовленный шпингалет из прута Т-образной формы. Диаметр прута должен быть таким, чтобы он легко входил в трубку. Шпингалет задвигается до упора, а на его край надевается третий отрезок трубки и приваривается.

4. Для фиксации запора, только в закрытом состоянии, под его ручку крепится отрезок металлической пластины. Если планируется устройство навесного замка, то ручка должна входить в специальные проушины с петлями под него.

Засов с запорным механизмом

Зачастую такой механизм используется для высоких металлических ворот. Его также легко сделать своими руками.

1. Для начала вверху коробки приваривается палец из куска арматуры диаметром не менее 15 мм. За него в дальнейшем будет заводиться второй изогнутый палец, установленный на анкерный стержень и производить закрытие запора.

2. Для крепления анкерного стержня в верхней части приваривается кусок трубки необходимого диаметра, второй кусок нужно прикрепить ниже середины. После установки стержня дно нижней трубки заваривается, и анкер вращается в ней как в подставке.

3. С помощью болгарки в анкерном стержне делается пропил и вставляется каленная металлическая пластина, крепление которой осуществляется при помощи болта. Далее, на второй створке делается крючок, за который в дальнейшем и будет заводиться пластина при закрытии.

Как вы уже поняли, сделать самостоятельно запоры не так уж и сложно, а в результате получается надежная и эффективная защита ваших ворот от взлома.

.

.

Элементы художественной ковки имеют прекрасные эстетические характеристики.

Создание калитки с использованием метода горячей ковки с технологической точки зрения не является сложной процедурой.

Рассмотрим специфику изготовления кованой калитки своими руками.

Подготовка чертежей и инструментов

Изготовление начинается с создания чертежа. Необходимо максимально точно отобразить металлоконструкцию, имеющую кованые художественные элементы, и дополнительно подготовить спецификацию. В ней указывают следующие аспекты:

Спецификация состоит из нескольких разделов: сборные единицы, детали, комплекты, материалы, документация, стандартизированные изделия . Составляя чертёж, надо учитывать соотношение ширины, длины и высоты изделия. Указываемые размеры в точности должны соответствовать реальным параметрам. Следует принимать во внимание допустимые нагрузки, учитывать правила ЕСКД и ГОСТа.

Подготовка чертежа ведётся с использованием специальных инструментов, также приветствуется применение соответствующих компьютерных программ.

Важно соблюдать точность при масштабировании, чтобы избежать ошибок в процессе изготовления калитки. Чертежи должны содержать размеры конструкции, стандартным вариантом является калитка высотой 150см. Учтём, что она будет приподнята над поверхностью земли на 10см, следовательно, высота каркаса составит 140см . Калитка будет располагаться между кирпичными столбами с промежутком в 100см.

Эскиз кованых ворот с калиткой

Требуется подготовить инструмент для работы:

  • наковальня;
  • тиски;
  • шлифовальная машина;
  • сварочный аппарат – мобильное устройство для электродуговой сварки;
  • станки – торсион, улитка, эксцентрик – используются для холодной ковки;
  • болгарка – в процессе работы придётся резать и шлифовать металлические детали.

Обязательно потребуется горн, клещи и молотки, не стоит забывать и о прошивнях, необходимых для проделывания отверстий. Важно обеспечить источник открытого пламени, способный генерировать температуру 1180°С.

Процесс ковки

Процесс состоит из нескольких этапов:

  • нагрев болванки;
  • обжимка;
  • заготовка;
  • окончательная отделка.

Первоначально болванка нагревается до 300°C, после чего помещается в печь, где постепенно разогревается до максимальной температуры. Изъяв болванку из печи, её следует уплотнить ударами молота, обкатывая по кругу. Именно в процессе обжимки будет удалена окалина, образовавшаяся в процессе нагрева. Обработка молотом проводится в два этапа: первоначально делается заготовка, а в завершении изделие подвергается окончательной отделке.

Калитка будет состоять из нескольких конструктивных элементов:

  • каркас – профильная труба 30х20;
  • навесы;
  • узоры – полосы 12х6, квадрат 10х10, 12х12;
  • опоры;
  • замки и защёлки.

Опоры представляют собой металлические элементы, необходимые для крепления калитки. Основной конструкции является каркас, навесы выполняют функцию связующего элемента, а кованые детали украшают изделие.

Основа будет иметь классическую прямоугольную форму , сделанную из 4-х металлических профилей. Первоначально нарезается профильная труба, из которой собирается рама, ровность всех диагоналей проверяется при помощи рулетки. Сварка деталей выполняется прихватками сбоку и сверху, а после этого провариваются швы, и разрезается дуга.

Узоры будут сделаны из обыкновенных арматурных прутов, нарезаемых в соответствии с размерами, указанными в чертеже. Заготовки предварительно разогреваются в газовом горне на протяжении 5 минут, после чего на ребристом сегменте «Эксцентрика» делается узор «Гусиная лапка». Нужно вставить прут промеж вальцов и выполнить несколько прокатов квадрата 10х10, после чего на ребристой части оборудования сформировать узор. Завитки загибаются на «Улитке», позволяющей эффективно деформировать холодную арматуру. Однако для получения ровного узора следует разогреть заготовку.

Запрещено остужать заготовку посредством опускания в воду, так как это приведёт к закалке металла. Последующее формирование завитков с использованием этой болванки приведёт к поломке оборудования или избыточной деформации завитка.

Материалом для изготовления завитков послужит полоса 12х6, разогрев которой не обязателен. Изготовление гранёных пик опять же будет выполняться на «Эксцентрике», в данном случае раскатка заготовки осуществляется постепенно, после каждого этапа она поворачивается на 90°. Можно обойтись без «Эксцентрика», достаточно нанести на стальной лист (5мм) габаритные размеры. Получившиеся треугольники вырезаются при помощи болгарки, после чего элементам придаётся объёмный вид. Добиваются этого посредством снятия под требуемым наклоном углов с заготовок, для чего пользуются болгаркой. Также допустимо нагревание детали газовой сваркой и придание изделию нужного объёма при помощи молотка.

Крепиться пика будет на спиральном четырёхугольнике . Необходимо отрезать заготовку соответствующего размера и сделать на ней риски на расстоянии 10см по числу участков со спиралями. Заготовка зажимается в тиски на том уровне, где предположительно будет начинаться спираль. Взяв лекальные тисы, зажимаем четырёхугольник вдоль линии с концами витков. Посредством вращения тис по оси заготовки создаём спираль, которая и будет использоваться для установки пик.

Особого внимания заслуживают радиусные фигуры , изготавливаемые из трёхмиллиметрового листового металла. Начертив на листе требуемый рисунок, отрезаем от трубы кольцо высотой 20мм, впоследствии привариваемое к крайней точки изгиба. Приложив четырёхугольник к кольцу, идущему в начале рисунка, прихватываем его при помощи сварки. Выполняя изгиб, следует вытягивать заготовку за край и пристукивать молотком в месте изгиба, таким образом снимая напряжение. Именно так следует продвигаться от изгиба к изгибу, прихватывая их сваркой.

Прокатка хомутов выполняется с использованием полосы 20х2мм, именно с её помощью впоследствии будут маскироваться места сварки. Скручивание боковых прутьев выполняется на «Торсионе», нужно отметить мелом место скручивания квадрата и закрепить заготовку на станке. Следует зажать квадрат с одной из сторон, а противоположный сегмент соединить с крутящейся деталью. Именно здесь пригодятся хомуты, обеспечивающие прекрасное сцепление. Выполняя скручивание, считайте количество оборотов, не стоит делать больше двух при промежутке 15см.

Когда составные элементы готовы, можно приступать к сварке. Основной задачей является соблюдение симметричности. Места соединений длиной до 1см тщательно провариваются большими токами.

После этого место сварки зачищается шлифовальной машинкой, а затем металлической щёткой. Эстетичность изделию придадут заблаговременно приготовленные хомуты, монтируемые на место сварки.

Изготовленные элементы потребуются для украшения верхней части калитки, а внизу будут использоваться листки . Можно воспользоваться штампованными изделиями, сделанными с применением двухмиллиметровой листовой стали. Сборка завитков нижней части рисунка начинается с формовки дуги, это позволит добиться симметрии.

Чтобы надёжно закрепить листки, рекомендуется подрезать их под углом относительно квадрата с раскатанным окончанием, в результате получится цельный элемент декора. Закрепляя узор, надо проводить сварку прихватками, используя малые токи, в противном случае можно насквозь прожечь изделие. Выполнять сварку нужно таким образом, чтобы швы формировались с изнаночной стороны, в противном случае пострадают эстетические характеристики.

На следующем видео вы можете наглядно посмотреть процесс создания кованой калитки:

Установка опор

Калитка будет крепиться при помощи опор – это установочный металл, выполняющий функцию промежуточного звена, позволяющего прикрепить каркас к столбам . Используется с этой целью металлический профиль, на него будут крепиться навесы, необходимые для закрепления самой калитки. Нужно нарезать профиль на четыре сегмента, которые после крепления к основе будут выступать наружу на 4см.

Дополнительно понадобится вырезать сопоставимый по высоте с самим каркасом профиль. Крепить калитку будем к кирпичному столбу , необходимо совместить процесс кладки и монтажа. Основой столба будет наш основной металлический профиль, обкладываемый кирпичом, именно к нему при помощи сварки и крепятся четыре сегмента. Кирпичи, находящиеся напротив закладных элементов, следует вырезать при помощи болгарки. Спустя четыре дня, когда столб набрал прочность, нужно прикрепить к закладным деталям длинный профиль из металла.

Навешивание калитки

Теперь можно приступать к навешиванию калитки, с этой целью будут использоваться точечные навесы. Изделия состоят из двух составных элементов, один из сегментов оборудуется штырём, а у другого есть паз. Сегмент, оборудованный штырём, следует соединить посредством сварки с вертикальными профилями основы. Элемент, оснащённый пазом, таким же образом соединяется с установочной частью изделия. Образовавшиеся в результате работы сварные швы следует тщательно зачистить.

Закрепление навесов на элементы конструкции следует производить до установки каркаса на опору, так как в процессе сварки есть вероятность повреждения кирпичной кладки.

Завершающим штрихом будет ровное приваривание навесов и тщательная зачистка поверхностей.

Покраска и нанесение патины

Однако нашей калитке нужно придать завершённый вид, а это невозможно без покраски. Необходимо очистить и обезжирить поверхность, выполнить грунтовку, после чего тщательно выкрасить . Особое внимание следует уделить хомутам, так как под ними будет накапливаться влага, следовательно, там вероятно появление коррозии. Именно между завитками и хомутами нужно обильно использовать краску.

Придать изделию эффект старины можно посредством нанесения патины , для этого понадобится кисть, имеющая ширину 3см. Рекомендуется подрезать кисть перед покраской, чтобы придать щетине дополнительную жёсткость.

Необходимо растереть краску на палитре, пока она не станет полусухой, после чего она наносится на выпуклые кованые элементы, например, концы завитков, листки или хомуты. Только теперь работа может считаться законченной, калитка готова к эксплуатации.


Распашные ворота - очень удобны и в частном доме, и в гараже. Чтобы ими было проще пользоваться, то есть быстро и надежно запирать, прочно зафиксировать и легко открыть, необходимо устанавливать такой дополнительный элемент, как засов. Хороший засов упрощает действия с воротами и делает их более надежными. В большинстве случаев засов открывается только изнутри и не требует ключей. Его нельзя открыть снаружи, при помощи отмычки или подбора ключей.

Какие бывают типы засовов

Некоторые типы засовов можно приобрести в хозяйственных магазинах. Но большинство хозяев предпочитают изготавливать засов для распашных ворот своими руками. В качестве материала может использоваться дерево (бруски) или металл - полосы, швеллеры, прутки.

Деревянные засовы чаще всего устанавливают на деревянные же въездные ворота, а металлические подходят для любых типов ворот - деревянных, металлических, изготовленных из профиля, комбинированных. Методы изготовления также могут быть различными. Очень красивы и надежны кованные засовы. Однако для их изготовления необходимо иметь особые навыки работы с металлом и домашнюю кузницу, что сегодня редкость. Поэтому при изготовлении засовов для ворот в домашних условиях применяются обычные инструменты - дрели, болгарки, сварочный аппарат.

Типы засовов:

  • Поворотные. Это засовы типов "Вертушка" или "Шлагбаум". Они просты в изготовлении, надежны и отлично держат створки ворот. Часто изготовляются из деревянного бруса. Недостатком являются их зрительная "тяжеловесность" и "старомодность". Хотя в некоторых типах дизайна именно она может стать главным достоинством.
  • Задвижные горизонтальные. Это могут быть как простые полосовые засовы, так и "шпингалетные". Они крепятся к одной из створок и фиксируют либо одну створку с другой, либо створку к раме. Обычно хотя бы одна из створок при этом закрепляется еще и вертикальными засовом, либо фиксатором.
  • Задвижные вертикальные. Фиксируют каждую створку в отдельности и могут удерживать ее как в закрытом, так и в открытом состоянии. Крепятся либо в нижней, либо (реже и лишь при наличии прочной рамы) в верхней части ворот.

Рассмотрим изготовление каждого из типов засовов более подробно

Устройство "Вертушки" своими руками

Вертушка - один из самых старых и популярных типов засова. Она может применяться на въездных или гаражных воротах, часто используется для запирания амбаров, сараев и других помещений, где имеются двустворчатые распашные ворота. Это самый "народный" и простой в изготовлении тип. Главное преимущество - его очень просто сделать самостоятельно.

Подобный засов для распашных ворот придется делать своими руками еще и потому, что промышленно их не выпускают. Он изготавливается отдельно для каждых ворот.

  1. Взять брус или стальную полосу (тонкий швеллер) необходимой длины. Рекомендуемая длина - примерно 2/3 ширины створки ворот, чтобы он захватывал не менее трети каждой створки для надежности. Обычно она равняется метру. Если это деревянный брус, то его толщина должна быть не менее 5 мм, если стальная полоса, то от 5 мм при ширине около 50 мм.
  2. В одной из створок, недалеко от края (60-100 мм), необходимо проделать сквозное отверстие под болт М10 - М12. Болт должен иметь широкую головку и достаточную длину (толщина ворот + толщина запорного бруса + толщина 2 шайб + место на 2 гайки).
  3. Головка болта должна быть не видна или иметь сточенные грани, чтобы ее нельзя было выкрутить снаружи.
  4. Брус или швеллер просверливается посредине и надевается на болт, закрепляясь контргайками.
  5. На обеих створках закрепляются неподвижные швеллеры, в которые брус или полоса входят при повороте. Прорези могут быть сделаны клиновидными, чтобы створки прочнее и легче притягивались при закрывании.

Данный тип засова характеризуется высокой прочностью, надежностью и прижимной способностью. К тому же он очень популярен у тех, кто стремиться делать все сам.

Толщина деревянного бруса должна для запора быть не менее 50 мм

Засов на ворота типа "шлагбаум"

Этот поворотный засов также используется часто. Он может быть изготовлен из деревянного бруса или железой полосы (швеллера).

  • Разметить отверстие на полосе под отверстие для болта М10 - М12. Отверстие делается не посредине, как в предыдущем случае, а на расстоянии 60-80 мм от одного из торцов. Длина болта рассчитывается, как и в предыдущем случае.
  • Размечается место под отверстие на створке ворот (приложив засов в двери по месту) и просверливается сквозное отверстие соответствующего диаметра. Следует учесть, что в данном случае болт несет силовую нагрузку, поэтому шляпка должны быть широкая, обеспечивая надежный упор болта.

Шляпка болта не должна выкручиваться снаружи. Поэтому она должна быть либо скрыта под покрытием, либо иметь сточенные грани

  • На створках делаются три захвата. Один - на той же створке, где крепится засов, рядом с торцом ворот. Второй - напротив него, возле торца второй створки, и третий - вблизи дальнего конца засова. При необходимости в нем могут быть сделаны проушины для навесного замка.

Как делается сдвижной засов для ворот

Это также очень распространенная конструкция. Когда-то такие засовы делали из дерева, но сегодня более распространенный материал - стальные полосы. Сделать его самостоятельно не сложно, имея набор инструмента и слесарные навыки.

  1. Взять стальную полосу длиной около 400 мм и шириной около 50 мм.
  2. Полоса должна двигаться в специальных пазах-направляющих. Эти направляющие можно закрепить на пластине при помощи сварки и затем засов прикрепить к створке саморезами или сваркой.
  3. После того, как засов закреплен на одной створке, на вторую закрепляется еще один паз, который и будет фиксировать вторую створку.

Данный вид засова часто снабжается дужкой для того, чтобы фиксировать его навесным замком.

Сделать самостоятельно засов типа "шпингалет"

Для засова лучше всего подойдет гладкий прут диаметром не менее 10 мм. К пруту крепится рукоятка, чтобы образовать Т-образную форму (проще всего - сваркой, но можно также просверлить в прутке отверстие, нарезать резьбу и закрутить в нее болт). Также необходимо подобрать стальную трубку с таким внутренним диаметром, чтобы поток входил в нее без задержек и люфтов.

  1. Нарезать трубку на три части - длинный (около 10 см) и два коротких (по 5 см).
  2. Приварить к одной из створок длинную трубку. На противоположной створке приварить более короткий отрезок, чтобы прут входил в него.
  3. Вставив прут в трубки до конца, на свободный конец надеть еще один короткий отрезок трубки и прикрепить сваркой. Убедиться, что ворота открываются и закрываются свободно.
  4. Чтобы в закрытом состоянии засов фиксировался, приварить металлическую пластину или уголок, фиксирующий ручку в этом положении. Можно дополнить пластину проушиной для навесного замка, чтобы фиксировать засов.

Вертикальные засовы для распашных ворот

Такие засовы чаще всего выполняют вспомогательную функцию, они надежно фиксируют нижнюю часть ворот, а также помогают удерживать створки в открытом положении. Для них также используется прут диаметром не менее 10 мм, Г-образной формы и трубка соответствующего внутреннего диаметра.

  1. Трубка приваривается в нижней части ворот.
  2. В нее вставляется штырь и фиксируется в отверстии в земле, бетоне основания или раме ворот.
  3. Чтобы засов фиксировался в открытом положении, к створке можно приварить дополнительный упор.

Верхние вертикальные засовы могут использоваться в гаражных воротах для более надежной их фиксации. При этом необходим дополнительный упор, чтобы засов не выпадал при открывании.

Многие хозяева частных участков самостоятельно изготавливают и устанавливают заборы с воротами и калиткой. Завершающим этапом монтажных работ является установка запоров на воротах и на калитке. Практически все возможные конструкции засовов и щеколд представлены в заводском исполнении и в строительных магазинах есть широкий выбор этих приспособлений. Но каждая такая конструкция и принцип ее действия настолько простые, что многие домашние мастера не видят никаких препятствий для того, чтобы самому изготовить подобную защелку.

Защелки заводского изготовления

Магазинный запор для калитки или ворот будет отличаться от самодельного более аккуратным внешним видом, зато по прочности они часто он уступает мощным сварным устройствам, которые хозяин изготовил самостоятельно.

Горизонтальная задвижка

Этот вид самодельного запорного механизма встречается наиболее часто, так как эта конструкция наиболее простая. По принципу действия она похожа на большой шпингалет. В заводском варианте такая конструкция состоит из корпуса, в котором расположен запирающий штырь, и ответной планки, в которую штырек заходит и запирает калитку. Амплитуда движения механизма ограничивается маленьким штырьком, который выполняет функцию ручки. При сборке механизма вначале бегунок вставляется в корпус, затем в отверстие, расположенное на нем сбоку, вкручивается штырек-ручка. После монтажа корпуса задвижки на створке калитки, на опорной стойке крепят ответную планку.

Вариантов исполнения такой конструкции масса. Она может быть с круглым запирающим штифтом или с плоским, сделанным из пластины. Как правило, в плоских защелках предусмотрена возможность фиксации в закрытом положении на ключ при помощи навесного замка. Для этого внешний край запирающей пластины загнут под углом 90 градусов. В этом отгибе сделано отверстие. Аналогичное ушко имеется и на крайней скобе корпуса. При закрывании ушки пластины и скобы сдвигаются, отверстия совмещаются и в них продевают скобу навесного замка.

Плоская щеколда и круглая подпружиненная задвижка

Круглые засовы часто делают подпружиненными. Такие конструкции удобны тем, что нужно выполнять только закрывающие движения, а закрывается механизм сам под действием пружины. Такая пружина одевается на запирающий штифт. Для упора пружины на штифт устанавливают стопор со стороны закрывания. Упором пружины с другой стороны служит крайняя скоба корпуса, в которой ходит штифт.

Изготовление своими руками

Изучив механику такой конструкции ее легко изготовить своими руками. Самый простой вариант – это задвижка на калитку ворот своими руками из круглого прутка и трубы. Внутренний диаметр трубы должен быть таким, чтобы пруток свободно в ней двигался, но без люфта. Болтающимся штифтом будет трудно попадать в ответную часть при закрывании калитки.

Если ворота сделаны из металла, можно приступать к установке сразу. Вначале трубу прикладывают горизонтально на створке с внутренней стороны по ребру жесткости. Ее приваривают так, чтобы небольшой отрезок выступал за створку со стороны притвора. Трубу прихватывают в двух местах: на стойке со стороны притвора и у самого края.

Затем калитку закрывают, и выступающий отрезок трубы приваривают к опорной стойке.

После этого работают болгаркой. Трубу разрезают по линии притвора. На отрезке со стороны калитки обрезают внутреннюю часть трубы между двумя точечными сварками. Так получаются три соосных кольца: два на створке и одно на стойке.

Самодельная круглая задвижка

Теперь остается вставить в кольца круглый прут. Между двумя кольцами на калитке к пруту приваривают штырек, который будет выполнять функцию ручки и ограничителя хода. Затем запирающий штифт устанавливают в крайнее положение «открыто» и со стороны притвора обрезают болгаркой лишний выступающий отрезок. Точно так же подрезают излишек прута в положении «закрыто».

Вариант самодельного калиточного запора:

Для деревянных ворот такой запор изготавливается аналогичным способом, только понадобится металлическая пластина, на которой монтируется весь механизм. В этой пластине сверлятся отверстия, и через них задвижка крепится к деревянной створке и столбу.

Защелки с секретом

Эти защелки, функционирование которых реализовано аналогично удобному нажимному механизму дверных ручек. Устройство их такое:

  • На опорной стойке установлен крючок, который выполнен из пластины с вырезанным зубом острием вверх. Пластина закреплена горизонтально к калиточному опорному столбу со стороны притвора перпендикулярно плоскости забора.
  • Запирающим элементом является пластина, которая свободно прикручена к створке. Болт крепления расположен на расстоянии 20-30 см от притворной стойки створки калитки. В положении закрыто планка ложится в выступ зуба. Для открывания планку необходимо немного приподнять, чтобы она освободилась из зацепа.

Поскольку планка крепится свободно, то для того, чтобы она не падала и не вращалась вокруг оси болта, на калитке устанавливают два штырька-ограничителя. В самой простой конструкции планка закрывается под силой тяжести. Если к болту с наружной стороны приспособить ручку, то планка будет приподниматься нажатием ручки.

Чтобы запор защелкивался при закрывании самостоятельно, планку подпружинивают слабой пружиной, которая будет удерживать ее в нижней позиции. Пружину одним концом крепят в нижней части створки, а верхнюю фиксируют на рейке. Вместо пружины можно использовать противовес, как на фото:

Оригинальная конструкция с противовесом

Скос передней стороны зуба на ответной планке делают более пологим, чтобы рейка на дверке смогла свободно скользить по нему при закрывании калитки.

Изготовление своими руками

На металлической пластине длиной 200-250 мм и шириной 30-40 мм на одном конце вырезают болгаркой зуб, как на фото. Его приваривают (или прикручивают) к опорной стойке со стороны притвора. На калитку прикручивают длинную (30-50 см) металлическую пластину. Проверяют, как она зацепляется за зуб при закрывании. Приваривают ручки и ограничители.

Этот запор легко сделать секретным. Потайная защелка – это механизм с отсутствием явных внешних признаков с наружной стороны, по которым можно судить о способе его открывания. В реечной задвижке потайной способ открывания реализуют двумя способами:

  • При помощи тросика, который подсоединяется к свободному концу запирающей рейки и через систему блоков и выводится наружу в скрытом месте. При этом устройство должно быть подпружиненным.
  • Секретные защелки делают путем маскировки головки наружного болта, который удерживает рейку. Вместо поворотной ручки снаружи ворот видна только головка болта.
  • Вырезать фальшивый проем для ключа.

Для лучшей маскировки запора многие хозяева накручивают на ворота еще несколько «фальш-болтов», среди которых «рабочая» головка и прячется. Для отпирания дверки снаружи необходимо иметь рожковый ключ и знать, какой болт нужно крутить.

Запоры для калиток обычно покупают, а для ворот делают самостоятельно. В чем тут дело? Причин несколько:

  • Калиткой пользуются чаще, механизм должен работать как часы. Сможете сделать самостоятельно?
  • Запор для калитки всегда на виду. Он должен иметь красивый внешний вид и в тоже время какой-нибудь секретный механизм открывания или обычный врезной или накладной замок.
  • Калитки более или менее стандартны и выбор запирающих устройств достаточен для того, чтобы выбрать подходящий.
  • Ворота более индивидуальны: размеры, материалы, конструкция. Запоры прячут. Никому не хочется открывать такой широкий доступ на свой участок или в гараж. Красота отходит на второй план, главное – надежность и безопасность. Поэтому мы и мастерим засовы для ворот каждый по-своему. А какую мы выберем конструкцию – это уже секрет.

Разновидности запоров для ворот

Придумать абсолютно новый засов на ворота сложно, да и зачем? Их и так достаточно:

  1. «Вертушки». Так называют запоры с осью вращения посередине. При повороте «крылья» вертушки запирают обе створки. Простой временный запор, используется, когда вы уезжаете ненадолго.
  2. «Шлагбаумы». Разновидность вертушек, когда ось вращения расположена на краю засова для ворот.
  3. «Шпингалеты». Засовы на ворота этого типа наиболее распространены. Их можно купить готовые (красивые и не очень крепкие) или изготовить своими руками (мощные, но непрезентабельные). Засов для ворот этого типа используют не только для запирания, но и для фиксации створок в нужном положении. При необходимости конструкции этих трех типов можно дополнить «ушками» и навесить замок.
  4. Запоры с фиксацией. Такой тип используется для запирания дверей у фургонов, бортов у грузовиков.
  5. Запорные механизмы типа сейфа. При повороте рукоятки створки притягиваются и фиксируются сразу в двух местах, сверху и снизу.

Отметим, что все засовы на ворота не предназначены для посторонних глаз, поэтому требования внешнего вида на них не распространяются.

Как сделать вертушку?

Для изготовления вертушки своими руками вам не понадобится сварка, в этом ее плюс. Дрель, сверло, болт, полоса железа или профильная труба – вот и все, что нужно.

Схема запора типа «вертушка»

  • Делаем отметку посередине и сверлим отверстие по диаметру болта.
  • Такое же отверстие сверлим в одной из створок ворот.
  • Если предполагается запирать засов на замок, на конце полосы сверлим еще одно отверстие и загибаем ушко для замка. Можно приварить его отдельно.
  • Временно прикручиваем полосу на болт и размечаем положение скобок, куда приходит запор при повороте. Одна расположена открытой частью вверх, другая – вниз.
  • В одной скобе предусматриваем отверстие для дужки замка. Можно просверлить его уже после сборки.
  • После окончательной сборки желательно сделать головки болтов несъемными. Болгаркой спилите грани и прорези с внешней стороны ворот.

Ставим шлагбаум на ворота

Этот тип запора отличается от предыдущего расположением оси вращения и скобок. Отверстие под болт сверлят на краю полосы, а скобки (лучше 3) крепят открытой частью вверх на обеих створках. Чем длиннее засов, тем меньше «люфтят» створки ворот.


Запор типа «шлагбаум»

Разновидностью «шлагбаума» можно считать рейку из бруса во всю ширину ворот. На опорных столбах приваривают две скобы буквой «П», на створках посередине две открытые. Вставив брус во все четыре скобы, мы получаем надежно зафиксированные створки ворот.

Запоры-задвижки своими руками


Засов такого типа более популярен и в магазине можно найти несколько разных конструкций: плоские, круглые, с пружинами. Но их легко сделать своими руками из подручных средств. Для этого желательно иметь:

  • Болгарку.
  • Дрель.
  • Сварочный аппарат.

Изготовление задвижки начинаем с поиска пары труба-стержень. Стержень (запирающий пруток) должен свободно перемещаться в трубе. Отметим, что труба не обязательно должна быть круглой. В профильную трубу 15х15 мм с толщиной стенок 2 мм входит пруток диаметром 10 мм. Для усиления ее можно вставить в трубу следующего размера (20х20) и заварить края. Толщина стенок станет 4 мм – более чем достаточно.

Самый простой вариант задвижки, когда берут три отрезка трубы и стержень. Два отрезка приваривают непосредственно на створки ворот, вставляют пруток и приваривают ручку-болтик (как у оконного шпингалета). Ответную часть крепят на другой створке.

В более сложном варианте два отрезка трубы варят к полосе металла, добавляют ограничители хода, ушки для замка, иногда возвратную пружину. Затем такую задвижку можно прикрутить на саморезы, болты, приварить к любым воротам.

По такому же типу делают фиксаторы для створок в крайних положениях, только отрезки труб приваривают вертикально в нижней и верхней части створок.

Запоры-фиксаторы

Такие запоры трудно назвать засовами. Они предназначены для плотного запирания ворот и применяются в основном в гаражах. Там имеется возможность поставить два засова, вверху и внизу, что редко бывает на воротах забора.

Самая распространенная конструкция добывается в запчастях для грузовичков и «Газелей». Запор для дверей фургона, для бортов – уже готовый вариант. Осталось только приложить его к своим воротам.

Принцип действия прост, его даже можно повторить самостоятельно. Неподвижная часть прихватывается петлей и притягивает створку. Из крайнего положения сама она выскочить не может. Для надежности достаточно повесить небольшой замок.

Сейфовый механизм

Несмотря на грозное название, сделать его тоже несложно. Принцип работы аналогичен предыдущему, но запоры объединены в одно целое. Неподвижно закрепленные «пальцы» захватываются крючками, которые приварены к концам длинного стержня. Запирание происходит одновременно и вверху и внизу.

Совет, который подойдет к любому типу запоров: два засова (вверху и внизу) гораздо лучше фиксируют створки, чем один посередине. Особенно это касается заборных ворот, у которых нет ограничителей по верху.



Новое на сайте

>

Самое популярное