Домой Электрика и освещение В храме-на-крови встретили ковчег с мощами святых киприана и иустинии.

В храме-на-крови встретили ковчег с мощами святых киприана и иустинии.

Святыня прибыла в Екатеринбургскую епархию по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, из Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря.

Перед началом Всенощного бдения владыка Евгений обратился ко многочисленным прихожанам, встречающим святыню, с приветственным словом.

Епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии:

- В прошлом люди издалека ходили пешком, чтобы увидеть и поклониться той или иной святыне, чтобы увидеть своими очами и помолиться святым Божиим угодникам или приложиться к какой-либо иконе Божией Матери. Сегодня сама Божия Матерь в своем образе "Призри на смирение " и святые мученики IV века Киприан и Иустиния приходит к нам. Приходят, чтобы напомнить, во-первых, свою жизнь. Мы удивляемся тому, как много может вера простой девушки-христиански изменить в этом мире. Иустиния была верующей, доброй, благочестивой христианской, и когда к ней поступило предложение от профессионального колдуна вступить с ним в брак и обеспечить себе безбедное и достаточно комфортное житие, она ответила отказом. И потому, что человек не был христианином, и потому, что она пожелала свою жизнь связать с Господом нашим Иисусом Христом в монашеском чистом виде.

И далее, кто читал житие святых мучеников, знает, сколько усилий этот колдун, волхв, экстрасенс, как сказали бы сегодня, приложил к тому, чтобы нагнать порчу, что-то сделать этой девушке и склонить ее к совместному житию. Сколько бы он ни принимал усилий, все это оказалось абсолютно безуспешным перед ее верой, той любовью, которую она питала к Богу; и как Господь ее защищал. Все это обратило колдуна к другому миропониманию, он раскаялся в своей прежней жтизни, принял крещение, стал христианином, диаконом, священником, архиереем - за что и отдал свою жизнь.

Нам утешение, что святые, которые являются отгонителями бесов, те святые, от которых всякая нечистая сила с трепетом отбегает, - сегодня здесь, у нас, с нами вместе присутсвуют в День памяти Екатеринбургских святых. И нам это в назидание, что эта девушка, не будучи какой-то особенной, она не проходила особенное обучение в каких-то школах христианских - не было тогда таких школ; просто она имела горячую веру и доверие к Богу. Господь даровал ей силы. Это путь, открытый для для каждого из нас: архиерея, священника, монаха, для мирянина и мирянки.

И хотелось бы пожелать, чтобы вера наша была подобна вере святой Иустинии, чтобы наши супруги, которые не разделяют нашу веру, чтобы они, видя наше благочестие, смогли полюбить то, что дорого для нас. Чтобы те люди, которые пытаются сделать нам зло, становились лучше не потому, что мы им в ответ какую-то гадость сделаем, а потому что видят наше доброе житие и наши дела, основанные на вере в Господа нашего Иисуса Христа.

После встречи ковчега началось совершение Всенощного бдения, за которым вознеслись молитвы Екатерибургским святым, Божией Матери и святым Киприану и Иустинии.

Отметим, что ковчег с мощами будет находиться для поклонения верующим в Храме-на-Крови с 10 по 15 февраля 2017 года.

Напомним, что в настоящее время в Храме-на-Крови пребывает еще одна святыня из Украины - чудотворный образ Пре-святой Богородицы «Пр-изри на смирение», который прибыл из Введ-енского мужского мона-стыря Киева. Он будет находиться здесь так же, как и ковчег с мощами святых Киприана и Иустинии, до 15 февраля.

Адрес Храм-на-Крови: Екатеринбург, ул. Царская, 10.

Последние новости Свердловской области по теме:
В Храме-на-Крови встретили ковчег с мощами святых Киприана и Иустинии

В Екатеринбург прибыли мощи святых Киприана и Иустиньи, защищающие от нечистой силы и искушений (ВИДЕО) - Екатеринбург

Сегодня в Екатеринбург прибыл ковчег с мощами святых Киприана и Иустиньи.
20:07 10.02.2017 Новый Регион

В Екатеринбург привезли особо мощные мощи для изгнания бесов. Фоторепортаж 66.ru - Екатеринбург

Фото: Сергей Логинов для 66.ru Святыня, защищающая от нечистой силы, пробудет в Храме на Крови до 15 февраля.
20:04 10.02.2017 66.Ru

В Храме-на-Крови встретили ковчег с мощами святых Киприана и Иустинии - Екатеринбург

10 февраля 2017 года в Храме-на-Крове перед началом Всенощного бдения прошла торжественная встреча мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии.
17:37 10.02.2017 Екатеринбургская Епархия

Андрей Анатольевич Мановцев

Где были и что видели

Идея паломнического путешествия в Екатеринбург принадлежала отцу настоятелю. Он должен был отправиться туда по делам Учебного Комитета и решил, что будет очень правильно, тем более, в преддверие столетия разрушительного 1917 года, завершить пребывание в столице Урала встречей со своими прихожанами. Отозвалось более 30-ти человек. И все осуществилось! Изложу конспективно, что было.

Вечером в пятницу 25-го ноября (там уже ночью получилось) прилетели в Екатеринбург. Нас встретил молодой, бодрый и приветливый, отец Сергий (от епархии). Погрузились в автобус и поехали на Ганину Яму. Там нас поселили в паломническом центре. Интересные кровати там – оздоровительно-жесткие. Что хорошо – нормальный вай-фай, только надо подниматься на второй этаж, чтобы действовало.

Некоторые из наших паломников пошли на следующий день на раннюю литургию в храм преподобного Сергия (на территории монастыря 7 храмов), она начиналась в 6 утра. Многие пошли на позднюю литургию в храм Царственных Страстотерпцев, я в том числе. Мужской хор, отрадно-мирное пение. Храм небольшой, убранством скромный. Совершенно такой же, как и восемь лет назад, когда я был там. День памяти святителя Иоанна Златоуста. Чудная икона Царственных Страстотерпцев, «красная» – т.е фигуры Семьи на красном фоне («Оптинская», ибо исходно такой образ был написан в Козельске для Оптиной пустыни, еще до прославления), со множеством драгоценных подношений. Перед этой иконой, в ковчежце, крест. Прикладываются, не подозревая, к какой святыни прикладываются, да я и сам, честно говоря, подзабыл… – нам потом рассказал экскурсовод, я ниже напомню; так что мы прикладывались к кресту еще раз уже с особым благоговением.

Какой здесь хороший (не подмоченный) снежок! Легко и косо падает, не холодно. И так и было все выходные нехолодно. (А незадолго до нашего приезда – 30-градусный мороз!). И так здесь, на Ганиной Яме, хорошо! Так хорошо, что непонятно: чего больше, благодати или свежего воздуха? И того, и другого много.

Сказано: «В 11-30 у царского храма». Успеваем в лавку. Там много книг на царскую тему или о великой княгине Елизваете Федоровне. Перед 11-30 проходит слух, что наш батюшка сейчас будет здесь. И, действительно, он появляется у царского храма, чему все рады. Отправляемся в трапезную, перед которой табличка: «Только для братии». Кормят сытно и вкусно. Как всегда в монастыре, ощущается особый вкус – как сказать? – облагодатствованности, так, наверное. Одно замечание: и тут, и далее (а кормили нас – так кормили!) нам не дали ни кусочка мясного, стало быть, заговляться на мясо пришлось срочно перед полуночью в воскресенье, уже дома. Но я отвлекся.

Молодой экскурсовод назвался Андреем. Ему лет 30, он в пальто и при шарфе, поеживается – своим поеживанием почему-то напомнил он мне Андрея Миронова, только у этого Андрея поблагородней лицо, тонкий нос. Скажем прямо, свой текст он «шпарил», но небезразлично, а порою так даже весьма, что называется, пассионарно. Чувствовалась преданность молодого человека этому месту как святыне.

Монастырь занимает большую территорию. Мы узнали от Андрея, что первоначальная идея была – создать скит, небольшой. Но скит совсем не предполагает посещения паломников, и решили создавать монастырь .

Мы переходили от памятника к памятнику, посетили храм святых Царственных Страстотерпцев, храм святителя Николая, храм преподобного Серфима Саровского, храм Державной иконы Божией Матери. «Царский храм» (как его тут называют) располагается у бывшего места шахты, его алтарь – на месте большого кострища, где и сжигали тела страстотерпцев, чему есть памятный камень с выразительным изречением пророка Амоса – стоит иметь в виду, что прямо перед смертью Государыня с дочерью Татьяной читали книгу пророка Амоса (и, очевидно, всю прочли, она совсем не большая).

Как я и ожидал, экскурсовод утверждал, что тела страстотерпцев опускали в шахту, а потом доставали. Но это лишь ложная версия Юровского, что внятно доказано, например, Юрием Григорьевым. Мы прошли кругом по чУдному гульбищу, построенному вокруг места шахты.

Посещение недавно созданного музея (где нас передали другому экскурсоводу) заняло совсем немного времени, полчаса. Конечно, Ганина Яма – такое место, где нужно не тоько побывать, но и пожить – чтобы прикоснуться к святыне не мельком. Но при нашей насыщенной программе можно было радоваться тому, что «галопом» ни разу не было, и до сердца – «доходило».

Отец Максим повторил и еще повторил, когда автобус отходит от паломнического центра, и традиционно импульс придал – мы поспешили. Оказалось, от монастыря можно пройти к паломническому центру не по шоссе, а наискососк, по проложенным мосткам, так совсем близко.

Никому не понравится, когда что-то навязывают. И вряд ли кто-нибудь из нашей группы обрадовался, узнав (об этом объявили еще в Москве), что по пути в Екатеринбург из Ганиной Ямы (от которой до города всего-то 25 км; так что делали крюк – это видно по карте) мы заедем в Верхнюю Пышму для посещения … музея военной техники! Но я думаю, никто не пожалел! Нашим экскурсоводом была здесь молодая живая, эмоциональная девушка, Маша. Она умудрилась провести нас за небольшое время (меньше часа) по всем трем этажам огромного музея, и рассказывала так интересно, что при прощании мы ей от души аплодировали!

Машу увлекают живые подробности, связанные с экспонатами. В частности, если у экспоната было прозвище, данное солдатами, Маша обязательно его приводила! Один раз наш Никита угадал: «Микки-Маус». Но надо отдать Маше должное: она по-настоящему знающий человек. Вот, например, как это сказывалось. В нашей группе старшим по возрасту был Игорь Константинович (которому прямо в субботу 26-го исполнилось 75 лет! а родился он в эвакуации… в Екатеринбурге). Так вот, Игорь Константинович всю жизнь работал на предприятиях, связанных с авиационной техникой, и во многом, что Маша упоминала, разбирался не понаслышке. И каждый раз, когда он (тихонько, скромно) вставлял уточнение или добавление, Маша подхватывала сказанное!

Один из экспонатов достоин особого упоминания, поскольку связан… с храмом мч. Татьяны при МГУ! Речь идет о самолете У-2 (модификация: По-2). Ни одному советскому самолёту не повезло так на прозвища, как этому. На разных фронтах он именовался по – разному: на севере – «куропаткой», в средней полосе – «огородником», на Украине – «кукурузником», потом «небесным тихоходом», если же уважительно, то – «старшиной фронта» и «королём воздуха». Сначала гитлеровцы презрительно называли самолет У-2 «кофейной мельницей», «швейной машиной», «руссфанер» и др. Но впоследствии за уничтожение такого самолета немцы вынуждены были назначить “железный крест” и 5 тысяч марок тому, кто его собьет. По-2 был самолетом легендарного 46-го женского авиаполка, прозванного немцами «Ночными ведьмами» (по другой версии, это прозвище было дано им французскими пилотами полка «Нормандия-Неман» как комплимент). Маша утверждала, что для девушек-летчиц, очень любившим свой самолет, главное было в простоте его управления. Самолётам У-2 и их пилотам посвящены фильмы и песни: фильм «Небесный тихоход»; фильм «В небе «Ночные ведьмы»; фильм «В бой идут одни «старики»; песня «Первым делом самолёты». В Мытищах самолёту поставлен памятник.

29 ноября 2009 г. потомки летчиц, прошедших Великую отечественную войну в составе 46-го женского авиационного полка, в который многие из них были призваны во время учебы в МГУ, пожертвовали храму св. мц. Татианы колокол, ставший самым большим колоколом на звоннице университетского храма.

А одна из наших прихожанок-паломниц, по профессии физик-теоретик, Людмила Малинина, была лично знакома с одной из летчиц (точнее – штурманом, см. ссылку), Ракобольской Ириной Вячеславовной , которая работала до последнего времени очень активно в НИИЯФЕ МГУ (институт ядерной физики), руководила кафедрой Космических лучей, а умерла (это поражает воображение) в сентябре 2016 г., в возрасте 97 лет.

В Екатеринбург мы приехали, когда стемнело. Вышли из автобуса и сразу заметили высоко в темном небе ярко светящийся крест – на куполе собора св. благов. кн. Александра Невского. Это главный храм екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря .

Но мы лишь перекрестились и пошли в другую сторону, устраиваться в отель «Green Park», расположенный в двух шагах от монастыря.

Первое, что мы увидели, пройдя в самооткрывающиеся стеклянные двери, была надпись: «Семинар по астрологии» и стрелка, куда идти астрологам. Это не имело к нам отношения, мы столпились у ресепшн, для получения ключей от номеров. Поглазели тут на стойку с сувенирами из уральских камушков: многое небезвкусно и не дорого.

Условия в отеле – роскошные, расслабляющие. В подарок гостю – бутылка воды и шоколадка, а также новая зубная щетка и маленький тюбик с пастой. В помещении не тесно, избыток торшеров.

По приходе в храм, сразу вспомнилось, с какой интонацией отец Максим сказал: «Ну увидите». Роспись пластична, как иконы Дионисия. Взгляд Спасителя из-под купола – совсем не «софринский», позволю себе так выразиться. Удивительное ажурное паникадило, висящее на длинных изящных цепях. На паникадиле не электрические, настоящие свечи. Молодая высокого роста монахиня спокойно, планомерно зажигает некоторые из них – на вершинах многоугольника, зажигает с помощью некой лучины, прикрепленной к длинному шесту. И довольно скоро после этого, и так же планомерно – гасит: огонек сжимается управляемыми щипчиками на конце шеста. Всенощное бдение под воскресенье, народу довольно много

Пение – заслушаешься, несмотря на строгость, а, может, благодаря (никаких рулад). Располагающая строгость – это может быть только в православии.

После службы собрались вместе, и приветливая монахиня провела экскурсию по храму, рассказала о монастыре. Он был создан в начале XIX века стараниями женщины, муж которой (солдат) пропал без вести, и вот Татьяна-солдатка с подругой Агафьей отправились в столицу, где только и могло быть дано разрешение основать монастырь. Тут стало ясно, почему в Ново-Тихвинском монастыре особо почитают св. прав. Феодора Ушакова – оказывается, уральские просительницы (так сложилось) поселились в доме знаменитого флотоводца. А были они даже неграмотны… И Фёдор Фёдорович и оказал им всяческое содействие – и составлением прошения, и своими знакомствами, и средствами. В 1809 г. монастырь был основан, в начале 1920-х годов закрыт и разорен, в 1994 г. началось его возрождение.

Полностью собор Александра Невского возвращен монастырю довольно недавно, и всего лишь три года назад Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленный благолепный храм. Какие-то святыни, например, один из мощевиков, сохраненные в лихолетие, вернулись в монастырь и находятся в соборе. Другие храмы монастыря еще восстанавливаются. Монастырь тесно связан с памятью Царственных Страстотерпцев: монахини носили им отсюда в дом Ипатьева свежую еду. Ее разворовывала охрана, но частично она доходила и до узников, о чем есть благодарные записи в дневниках Царя и Царицы.

Привели нас затем в трапезную, где не только накормили, но и одарили – каждый из нас получил трехтомник, посвященный новомученикам Екатеринбурским.

Крепко усвоив от отца Максима, что автобус отправляется в Храм-на-Крови ровно в восемь утра, отправились мы в свою «обитель» совсем не монастырскую. Было еще не поздно, и в отеле безотказно работал вай-фай.

Можно подумать, что название это народное (так же, как «Спас-на-Крови» в Санкт-Петербурге), но вот полное официальное название храма: «Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Росси́йской просия́вших». Верхний храм освящен в честь Всех святых земли Российской, придел нижнего храма на месте расстрельной комнаты освящен в честь Святых Царственных Страстотерпцев.

Мы приехали еще до конца Божественной литургии в нижнем храме. 33-й псалом мы застали полностью и подошли затем к кресту. Красивый, с благоговейным тщанием подобранный мрамор: благородные темные цвета. Вдруг оказываешься один – один-на-один перед этим местом… Хорошо получилось: мы приехали до начала поздней литургии как раз так, что было время и у расстрельной комнаты постоять, и в церковную лавку зайти.

К сожалению, в верхнем храме ремонт, но службы совершаются. Позднюю литургию возглавил отец Максим Козлов. Настоятелем Храма-на-Крови считается митропролит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, а старшим священнком храма – отец Максим Меняйло. Он сказал проповедь в самом конце литургии, перед тем, как подходить ко кресту, посвященную евангельскому чтению, о милосердном самарянине. Достойно внимания его практическое толкование (в итоге) Христовой притчи: если ты видишь, что только ты можешь помочь такому-то человеку, обязательно помоги.

После литургии должна была быть экскурсия, но оказалось – не сразу. Нас повели на трапезу. Тут произошел со мной некий, со стороны незаметный, казус. На столах стояли тарелки с оформленным в виде прямоугольника салатом, еще хлеб. Принесли воду и стали раздавать воду… Я подумал: «Салат и вода – вот и вся еда». И только потянулся, в порядке, так сказать, компенсации, за третьим куском хлеба, как различил углом глаза, что разливают суп. Одним словом, был полноценный обед.

Владыка Кирилл приехал в храм, и, поднявшись в верхний храм, мы все получили его благословение. Моложавый, бодрый, приветливый, заражающий бодростью владыка. Затем началась экскурсия.

Экскурсовод наш, Лариса Егоровна, женщина средних лет, горячо любящая Царскую Семью, начала экскурсию с замечания, какой светлый верхний храм, по контрасту с трагической настроенностью нижнего храма – как бы как итог мученического подвига Царской Семьи. Какой бы ни был день, пусть даже сумрачный, в верхнем храме так много просторных и удачно расположенных окон, что всегда светло.

Основная беседа с экскурсоводом была в нижнем храме, у стенда, посвященного верным слугам, расстрелянным вместе с Семьей. Лариса Егоровна прежде всего напомнила нам, что в Ипатьевском доме Царская Семья не знала и тени облегчения, это была уже настоящая Голгофа. А держала себя – приветливо… Так что охранники невольно располагались к ней. Тут не могу не вспомнить слова из молитвы к святым царвенам-мученицам: «… сердца злодеев умягчаше». Неслучайно при Юровском охрана была заменена.

Мы подошли к иконе с зубиком, к иконе Божией Матери «Троеручница» (см. ниже) и, хотя перед «расстрельной комнатой» шел молебен, поднялись к ней. Там поднимаешься, а когда встаешь на колени перед тем самым местом , то оказывашься на уровне царских врат

Напротив «расстрельной комнаты» – большая икона Царственных Мучеников, в обычной иконографии. Оказывается, она – с Афона и известна чудотворениями.

Я запомнил рассказанную Ларисой Егоровной живую историю скорого исполнения желания у гостя-американца, помолившегося перед этой иконой. Но задерживаться никак нельзя было: пора было одеваться и выходить на улицу.

Музей Царской Семьи

Слева по выходе из Храма-на-Крови находится Патриаршее подворье, в котором недавно (в мае 2010 года) был открыт Музей святой Царской Семьи .

Перед посетителем музея предстает, в виде стендов, история царской России и трагическое завершение этой истории. Некоторые экспонаты не могут оставить вас равнодушным, например, шаль Цесаревича (служившая ему для утепления и в Ипатьевском доме), связанная рукми всех сестер: каждая вязала свою часть, а потом отдельные части связали вместе. Стоит иметь в виду, что небольшой фрагмент этой шали есть в каменном храме на Бутовском полигоне.

После стольких и столь значительных впечатлений пора бы уже было и в Москву… Но времени было хоть уже и в обрез, а все же достаточно, чтобы посетить еще.. ТРИ храма, а потом и еще один. Но, как ни странно, все оказалось – вместимо.

Лариса Егоровна про каждый из храмов рассказывала. История кафедрального Троицкого собора очень драматична и тесно связана с уральским старообрядчеством. Двадцать лет (с 1818 по 1838) церковь стояла не освященная, поскольку замыслена была как старообрядческий молельный дом, пока предприниматели, затеявшие такое дело, не приняли, под нажимом властей, православие, и храм стал действующим, единоверческим. Лариса Егоровна обратила внимание на иконы Троицкого собора, находящиеся в иконостасе, так называемого «невьянского письма» .

Общая особенность таких (старообрядческих) икон – сравнительная суровость . Ей вполне соответствует и сочетание золота с камнем змеевиком в оформлении иконостаса. Удивительно красиво. Камень змеевик – это почти единственное, что сохранилось в соборе от 19 века. Сохранилась (верно, возвратилась) также икона св великомученицы Екатерины с житием, с частицей мощей. Роспись же стен вся совершенно новая. И, по контрасту с суровостью иконостаса, удивительно радостная, так что и Страшный Суд написан светло, празднично.

Храм преподобного Серафима

Передаю, как помню, рассказ Ларисы Егоровны, с небольшими, радобытыми понятно где, прибавлениями. В 2001 году, у входа в парк 50-летия космомола (в народе называемый «Собачьим парком»), был заложен первый кирпич для строительства храма во имя преп. Серафима. Настоятелем был назначен (теперь архимандрит, а тогда, наверное) иеромонах Гермоген (Еремеев). И не получалось у отца Гермогена построить храм, ну никак, даже в течение ряда лет!. И вот, однажды умер его знакомый, причем завещал перед смертью одну из своих икон отцу Гермогену, тому неизвестно было, какую. Едет отец Гермоген и везет с обой заявление владыке Викентию – просьбу снять с него неисполнимое поручение. Заезжает в храм Иоанна Предтечи, где стоял уже гроб с телом почившего и куда принесли икону для отца Гермогена. Заходит, а икона – Серафима Саровского! Порвал настоятель непостроенного храма свое отчаянное заявление, взмолился преподобному, и к 2007 году храм был построен. Молебен за молебном, крестный ход за крестным ходом («натаптывали круг» – говорил настоятель), вот средства и изыскивались. А та икона стала келейной иконой о. Гермогена. Храм большой, двухэтажный, из красного кирпича, в архитектурном стиле начала ХХ века, так называемом, псевдорусском. Внутри весь украшен изящными листиками из уральских камней в обрамлении светлым металлом, ради радости, из желания «такой храм построить, чтоб в нем было как при восходе солнца в райском саду» (о. Гермоген).

О которой мы раньше и не слыхали – написанная после видения на третий день Рождества Христова рабе Божией Екатерине, во исполнение указания: так и написать. Она считается местночтимой: и написание, и почитание этой иконы благословлено владыкой Викентием.

Приведу тропарь (глас 4):

« Милостию Своею нас не оставляющая Пречистая Дево,/ явилася еси в третий день по Рождестве Сына Твоего./ Подавая благодать молящимся Тебе, Богородице,/ даруя надежду и утверждение Уральсьтей земли, / идеже царственни страстотерпцы кровь свою пролияша./ Моли Христа Богомладенца// о спасении душ наших». Празднование Уральской иконе – в день ее явления, 9 января (по н. ст.).

Единственный храм города Свердловска, который никогда не закрывался. («Храм-воин», как выразилась Лариса Егоровна). Он небольшой, и легко представить, какие были проблемы с его вместимостью. В советское время на Пасху здесь выстраивался большой кордон милиции – чтобы не пускать молодежь. Для людей постарше посещение этого храма вызвает прямо ностальгические чувства – вспоминаются 1980-е годы и старые московские храмы. Плащаница – ну совсем как в Обыденском.

Территория предтеченского храма – архиерейское подворье, здесь размещаются многие епархиальные службы, в частности, телеканал «Союз».

Это храм «иже под колоколы», с очень интересной историей (которую, кликнув, вы можете прочитать, а заодно посмотреть фотографию этого храма, сделанную в начале ХХ века Прокудиным-Горским). До революции Большой Златоуст был одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга, играл ту же «градообразующую» роль, что и храм Христа Спасителя в Москве. Так что его возрождение – не просто большое, но знаковое событие для столицы Урала.

Он восстановлен почти на том месте, где стоял раньше. Интересно, что раньше в нем не было придела, посвященного святителю Иоанну Златоусту, а назывался он так из-за своего большого колокола и служил колокольней не только для себя самого, но и для церкви Сошествия Святого Духа (не восстановленной) – истории этих церквей тесно переплетены друг с другом.

Главный придел современного храма посвящен Сошествию Святого Духа, северный – Богородице, южный – св. мч отроку Максимилиану. Исторически последнее связано с посещением Екатеринбурга в 1845 г. герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (главноуправляющим институтом горных инжернеров при Николае I). – поскольку все мы получили в подарок иконку св. мч. Максимилиана, это может быть интересно. Нижний (крестильный) придел посвящен святит. Иоанну Златоусту.

Подробно мы с храмом не знакомились, только выслушали рассказ (очень приветливого) настоятеля отца Виктора и были тут же поручены «пекущимся о столах»: нас накормили очень вкусными пирожками и другими многими яствами, что называлось «выпить чаю перед дорогой».

Рядом с почитаемой иконой св. Царственных Страстотерпцев находится, в ковчежце, царский крест. Этот небольшой золотой крест, усыпанный изумрудами и рубинами, с конца ХVIII века принадлежал царствующему Дому Романовых. На обратной стороне креста выгравированы по-церковнославянски сокращенные слова: «Часть ризы Господни, часть ризы Пресвятыя Богородицы, Животворящее Древо Креста Господня…», а также перечислены 40 угодников Божиих, чьи святые мощи хранятся в кресте-мощевике, среди которых мощи Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; ап. Андрея Первозванного; святого праведного Лазаря Четверодневного; святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; святителя Амвросия, епископа Медиоланского; преп. Сергия Радонежского, преп. Пафнутия Боровского, св. благов. Кн. Александра Невского, св. благов. Кн. Даниила Московского и др.

Во время трагических событий 1917 года крест удалось сохранить монахине Серафиме (в миру Надежды), состоявшей в близких отношениях с Царской Семьёй. Перед своей кончиной она передала крест вдове протоиерея Константина Плясунова матушке Марии, которая, как и м. Серафима, жила в Оренбурге. Матушка Мария через некоторое время приняла решение передать крест-мощевик своему родному брату – курганскому священнику Григорию Пономареву. В середине 60-х годов Мария Александровна отвезла крест-мощевик о. Григорию.

Дочь священника Григория – Ольга Пономарёвав в июне 1999 года передала крест-мощевик храму Преображения Господня (настоятелю – прот. Николаю Ладюку) на Уктусе (г. Екатеринбург). 19 мая 2001 года в день рождения Императора Николая II крест был передан в дар монастырю, куда был торжественно перенесён специальным крестным ходом.


Главная святыня храма во имя свт. Николая, Мир Ликийского Чудотворца – чудотворная икона в честь это святого, принадлежавшая Императору Николаю II.

Будущий Император получил этот образ от своего отца Александра III в 1894 г. в Ливадийском дворце, когда умирающий Император благословил своего сына на брак с Алисой Гессенской. Образ пребывал с Царской Семьей во время их заточения в Ипатьевском доме. Комендантом Дома Особого Назначения было разрешено сестрам Ново-Тихвинского монастыря приносить Царственным Узникам еду: молоко, яйцо, хлеб и прочие продукты. За день до мученической смерти Государь в корзинке передал икону Святителя Николая Чудотворца сестрам. В начале 60-х годов сестры Ново-Тихвинского монастыря передали эту икону самому молодому священнику, который служил в единственном действующем храме в Свердловске (Иоанно-Предтеченском).

Молодого священника звали отец Владимир Ведерников, ему было тогда 26 лет. Вспоминая историю появления у себя этого бесценного образа, отец Владимир рассказал, что только после прославления святых Царственных Страстотерпцев осознал, почему икона оказалась именно у него: он один из всех служивших священников дожил до настоящего времени и смог в 2002 г. передать эту святыню на место последнего земного пребывания Царственных Страстотерпцев – нашу Обитель. В настоящее время о. Владимир проживает в одном из монастырей Владимирской епархии.

Икона преподобного Серафима Саровского

В храме преп. Серафима Саровского пребывают многие почитаемые иконы. Среди них аналойная икона преп. старца Серафима, которая первоначально в монастырь поступила едва узнаваемой, но со временем она сама обновилась, и черты святого стали хорошо просматриваться на образе. Сегодня уже четко виден образ батюшки Серафима.

В музее

Музей монастыря Царственных Страстотерпцев образован недавно и продолжает пополняться реликвиями, относящимися к Царской Семье.

В 1907 г., прямо перед днем рождения Цесаревича, царская яхта «Шатндарт», в финских водах, напоролась на риф, не обозначенный на лоцманской карте. Никто не пострадал. В память об этом событии была написана икона, в верхней части которой имеется надпись: «В незабвенную память чудом Божиим спасшихся в Финском заливе Государя Николая Александровича и всей августейшей Семьи 1907 г.». На иконе изображены образы святого праведного Андрея Критского, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая Чудотворца, святой равноапостольной Марии Магдалины, святого пророка Осии.

Среди новых, переданных в музей образов – икона, написанная в память о спасении цесаревича Николая Александровича от нападения полицейского в японском городе Оцу в 1891 г., а также образ с ликами святителя Николая Чудотворца и святой царицы Александры – покровителей Императорской четы, в память о бракосочетании Государя Николая II и великой княгини Александры Федоровны.

В музее много стендов с фотографиями Царской Семьи. Фотографии очень хорошего качества, многие из них – довольно редкие. Подобраны с любовью, отчего и впечатление от них – цельное и живое. Я позволю себе привести здесь ссылку на международный сайт Pinterest, на котором можно встретить и очень живые фото Романовых (рекомендация: в поисковике набирать слова латинскими буквами)

Святыни Храма-на-Крови

Перед этой иконой в стенах Ипатьевского особняка молились Святые Царственные Страстотерпцы в последние дни своей жизни. Белогвардейский офицер, участвовавший в освобождении Екатеринбурга от большевиков, привез эту икону привез в Данию, где проживала мать Государя Мученика – вдовствующая Императрица Мария Федоровна. После кончины Государыни Марии Федоровны святыню хранила Ее дочь – Великая Княгиня Ольга Александровна Куликовская-Романова.

По окончании Второй мировой войны Великая Княгиня вместе с двумя своими сыновьями Тихоном и Гурием переехала в Канаду, где в 1960 году окончила свои земные дни. Хранителем иконы стал ее сын Тихон Николаевич, завещавший в 1991 году передать образ «Троеручицы» в будущий Храм-на-Крови. Завещание Князя, почившего в 1993 году, исполнила его вдова Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Вечером 10 июля 2003 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Троеручица», Царская святыня прибыла в Екатеринбург. На вокзале ее встречали тысячи людей. Крестным ходом образ Царицы Небесной был доставлен в Свято-Троицкий кафедральный собор. 16 июля, в день освящения Храма-на-Крови, икона торжественно водворилась под его сводами.

Обычно эта икона находится в верхней церкви Храма-на-Крови: легко заметить на фотографии отражение окна верхнего храма на стекле иконы. Сейчас, из-за ремонта, мы прикладывались к ней в нижнем храме. Зубик в капсуле на груди Цесаревича – молочный зубик одного из царских детей. Существуют разные версии: иногда утверждают, как вы можете видеть по ссылке, что это зубик Цесаревича, иногда – что одной из великих княжон. Точно, что молочные зубы царских детей хранились в семье Пьера Жильяра и Александры Теглевой, няни Цесаревича, и после прославления Царской Семьи в Россию были переданы три идентичные иконы, написанные во Франции, на каждой в капсуле по зубику. Одна из них находится в Храме-на-Крови, другая в Москве, в храме святителя Николая «в Пыжах», третья… Лариса Егоровна почему-то сказала, что в Брюсселе, я раньше слышал, в Пскове, у отца Олега Тэора, но сейчас в интренете подтверждения этому пока не нашел.

Думаю, что для москвича, почитающего Царственных Страстотерпцев, главная святыня, с ними связанная – это икона с зубиком в никольском храме «в Пыжах». Он открыт ежедневно до 20.00

«Расстрельная комната»

Вот что не успела и не могла успеть (из-за совершавшегося молбена) рассказать нам Лариса Егоровна. На мраморном полу церкви Царственных Страстотерпцев («расстрельной комнаты») средняя часть, выложенная вишневого цвета мрамором, дает представление о реальных размерах – по площали – той расстрельной комнаты. Она очень и очень небольшая! – гораздо меньше тепрешнего помещения церкви.

Здесь отверзаются двери покаяния – только каменное сердце, так думается, останется и здесь равнодушным.

Сокровенные итоги

Задаваться вопросом «покаялась Россия или нет?» – то же, что задаваться вопросом, была ли катастрофа 1917 года результатом вероотступничества всего народа. Конечно, была, и, конечно, не покаялась. Но ведь речь здесь идет о том, что происходит перед очами Божиими, Чьи мысли – не наши мысли, и пути – не наши пути. Мы не сможем измерить степени вероотступничества сто лет назад, так же, как и меры нераскаянности теперь. И тогда, при общей готовности к безумию («Долой самодержавие!»), были и живая верность традиции, и живая благочестивая жизнь. И сейчас, при общем безразличии к отечественной истории (или безумии неосталинизма), есть и живая вера, и живое серьезное осмысление наших истоков, и живая покаянная мысль. И если сто лет назад «критическая масса» безверия превзошла некий «допустимый порог», то сейчас закваска серьезности и веры должна вскиснуть до неизвестной нам, но известной Богу степени, и тогда… что тогда? Господь управит.

Позволю себе привести пространный отрывок из этой проповеди:

«Гнусная клевета поколебала преданность Царю и даже доверие к нему значительной части русской общественности. В связи с этим наступившему искусно вызванному мятежу не было дано должного отпора ни властями, ни обществом. Малодушие, трусость, предательство и измена во всей полноте были проявлены ими. Многие поспешили искать доверия и милостей от преступников, пришедших к власти. Народ безмолвствовал сначала, а потом быстро начал пользоваться создавшимися новыми условиями. Каждый старался о своей выгоде, попирая Божественные заповеди и человеческие законы. Открыто не было ничего сделано в защиту Государя и Престола. Молчаливо принято было известие о лишении Царя и его Семьи свободы. Втайне лишь возносились молитвы и воздыхания теми немногими, кто не поддался общему искушению и понимал преступность тех деяний. Посему Государь оказался всецело в руках своих тюремщиков и новой власти, знавшей, что может сделать все, что хочет.

Убийство легло на совесть и душу всего народа. Виноваты все в той или иной степени: кто прямым мятежом, кто его подготовкой, кто изменой и предательством, кто оправдыванием совершившегося или использованием его в выгоду себе. Убийство Царя-Мученика есть прямое следствие их.

Кровь Его на нас и на чадах наших (Мф. 27, 25).Не только на современном поколении, но и на новом, поскольку оно будет воспитано в сочувствии к преступлениям и настроениям, приведшим к Цареубийству. Лишь полный духовный разрыв с ними, сознание их преступности и греховности и покаяние за себя и своих предков освободят Русь от лежащего на ней греха.

Храм-Памятник зовет к сему, он вещает нам о сем».

Это сказано в 1962 году в храме Иова Многострадального в Брюсселе. И нельзя не признать, что слова святителя Иоанна Шанхайского остаются актуальными и поныне и применимы также к Храму-Памятнику на Крови в Екатеринбурге.

Хорошо сказал отец Максим о своевременности нашего паломничества. 15 марта 2017 года, столетие даты, послужившей началом пути на Голгофу для Царской Семьи, наступит очень скоро. И мы встретим день этот уже не «так просто», но имея за душой и коленопреклонение перед царскими вратами «расстрельной комнаты», и свежий воздух Ганиной Ямы.







19 сентября 2017 года в Екатеринбурге по благословению митро­полита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла состоится принесение мощей свят­ого великомученика Димитрия Солунского. Ковчег с нетленными мощами прибудет на уральскую землю из Гр­еции. Его доставит митрополит Верийский Пантелеимон (Калпакидис) (Элладская Православная Церковь).

Встреча святыни сост­оится в Храме-на-Кро­ви 19 сентября в 16:45, перед на­чалом Всенощного бде­ния.

Мощи великомученика будут пребывать в Хр­аме-на-Крови до 1 ок­тября 2017 года.

Отметим, что память святого Димит­рия Солунского издре­вле связывалась на Руси с воинским подви­гом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспеха­х, с копьем и мечом в руках.

Память святого велик­омученика Димитрия Солунского празднуется Церковью 8 ноября (26 октября).

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалон­иках (современные Са­лоники, славянское название - Солунь). Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг соверше­ннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедив­шись в его образован­ности и военно-админ­истративных способно­стях, назначил его на место отца проконс­улом Фессалоникийской области. В отношен­ии к христианам воля императора была выр­ажена однозначно: «П­редавай смерти каждо­го, кто призывает имя Распятого». Импера­тор не подозревал, назначая Димитрия, ка­кую широкую стезю ис­поведнических подвиг­ов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотч­ас пред всеми испове­дал и прославил Госп­ода нашего Иисуса Хр­иста. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и ид­олопоклонство.

Когда Максимиан узна­л, что вновь назначе­нный им проконсул - христианин, и многих римских подданных обратил в христианств­о, гневу императора не было границ.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговр­еменно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство зе­мное между ними - бу­дем искать себе бога­тства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученич­еского венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обл­ичил неправду и сует­ность римского много­божия. Максимиан при­казал заключить испо­ведника в темницу. На рассвете 26 октября 306 года в подземн­ую темницу святого узника явились воины и пронзили его копья­ми.

Тело святого великом­ученика Димитрия было выброшено на съеде­ние диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При св­ятом равноапостольном Константине (306-3­37) над могилой свят­ого Димитрия была во­здвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетлен­ные мощи святого муч­еника. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем велико­мученик Димитрий пол­учает церковное имен­ование Мироточивого. Несколько раз почит­атели солунского чуд­отворца делали попыт­ки к перенесению его святых мощей или ча­стицы их в Константи­нополь. Но неизменно святой Димитрий таи­нственно проявлял св­ою волю остаться пок­ровителем и защитник­ом родных Фессалоник.

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает старший священник Храма-памятника на Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, протоиерей Максим Миняйло.

Храм-на-Крови всегда является местом, куда привозят величайшие святыни. Он находится в центре города, это знаковое место Екатеринбурга и исторически, и визуально. 19 сентября в столицу Урала из Греции будут привезены мощи великомученика Димитрия Солунского. Мощи будут находиться в столице Урала до 1 октября. О том, как будет организована встреча святыни, и вообще о правильном отношении к святыне я предлагаю сегодня поговорить в нашей программе.

Отец Максим, для начала расскажите об этой святыне и о святом великомученике Димитрии Солунском.

Действительно, мы ожидаем прибытие святых мощей великомученика Димитрия Солунского. Мощи прибывают вместе с делегацией из города Салоники во главе с правящим архиереем той местности, владыкой Пантелеимоном. Мощи будут находиться в Храме-на-Крови с 19 сентября по 1 октября. Все желающие смогут поучаствовать в богослужениях, помолиться у этой великой святыни. Безусловно, мы будем служить молебны между Божественной литургией и вечерней службой, также и после вечерней службы. Храм будет открыт до поздней ночи, как минимум до 23.00 или 24.00 часов, в зависимости от того, как много придет людей. Утром храм у нас всегда открыт с 7.00 часов.

Это замечательный святой. Он нам близок; в том числе и тем, что, по некоторым данным, его родители были славянами. Он жил в городе Салоники и был назначен императором руководителем (как сегодня можно сказать - губернатором) этой области. Император не хотел бы распространения христианства, но великомученик Димитрий, будущий святой, был христианином, воспитан своими родителями в православной вере. Поэтому когда получил это высокое назначение, смело открыл всю правду о своей вере, исповедовал Христа, за что претерпел страшные мучения, не отказавшись от своей веры, от Христа, и был погребен.

Еще этого святого называют Мироточивый, потому что от его мощей обильно истекало целебное и благовонное миро. И через прикосновение к этим мощам проходили многие болезни, совершались исцеления.

Великомученик Димитрий изображается на иконах с оружием, обычно с копьем, ибо он был смелым, доблестным воином. Он является покровителем и нашего славного воинства. Поэтому мы пригласили всех наших военных и связанных со службой Отечеству: и сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям, и действующих солдат и офицеров Центрального военного округа, где располагается наш город. Мы ожидаем, что к нам придут и суворовцы. Вообще те, кто как-то связан с воинской службой, наверно, получили бы особое благословение, если бы помолились у святых мощей этого великого угодника Божия.

Стоит отметить, что для нас это большая милость и замечательное событие. У некоторых людей есть возможность посещать святыни за рубежом нашего Отечества, но для многих это недоступно. Великомученик Димитрий сам прибывает к нам, и нам не нужно куда-то направлять свои стопы, куда-то ехать, можно прийти в Храм-на-Крови в эти дни и помолиться этому угоднику Божьему. Особенно тем, кто носит имя Дмитрий, в честь какого бы Дмитрия они ни были названы: Дмитрия Донского или великомученика Димитрия. Я думаю, найдутся среди тех, кто посетит наш храм, и те, кто назван именно в честь этого святого. Всех ждем.

Отец Максим, наша съемочная группа (будь то в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге или Москве) в то время, когда приносятся святыни, к которым стоит множество людей, беседует с теми паломниками, которые приехали поклониться святым мощам (или чудотворной иконе); мы узнаем, кто откуда приехал, с какими намерениями, на что испросить благословение. Среди людей можно встретить тех, кто четко осознает, к кому он идет, что привезли, о чем попросить. А есть люди, которые просто знают, что привезли мощи (икону), но не вдаются в подробности и четко не осознают, что это, почему и зачем.

Поскольку большинство наших телезрителей все-таки находятся не в Екатеринбурге, я предлагаю поговорить о том, каково должно быть правильное отношение к святыне.

Конечно, к святыне отношение должно быть благоговейное. Мы должны понимать, что в святых угодниках Божиих прославляется Бог. И угодники Божии не сами по себе подают исцеление или помощь человеку, а именно той силой Божией, которую они стяжали через уподобление Христу. Господь вознаградил их такой силой, такой благодатью, что их святые мощи, даже некоторые вещи, к которым они прикасались и которые носили, как будто бы пропитаны Божественной благодатью. Как, например, горшочек, в котором преподобный Серафим варил свою нехитрую похлебку. И все, что окружало этого человека, было пропитано Божественной благодатью.

И когда мы прикасаемся с верой, обращаясь именно к Богу, святой угодник ходатайствует о нас, просит за нас Отца Небесного. И мы получаем душевную пользу. Тут очень важный вопрос, как мне кажется, что мы часто просим именно то, что нам нужно, но не хотим узнать: а что бы Бог хотел, чтобы мы сделали в этой жизни, чтобы наша жизнь и мы сами стали лучше? И здесь как раз, как мне кажется, языческий подход: он заключается в том, что человек сам ставит цели в своей жизни, определяет какой-то круг ценностей, а святой (или мощи, или какая-то икона) нужен ему постольку, поскольку он хочет осуществить свои мечты.

- Люди ждут какого-то чуда, причем определенного.

Бывает даже, что мечты человека идут вразрез с Евангелием, вразрез с волей Божией. Поэтому часто бывает так, что человек приходит к святыне или к священнику спрашивать благословение на греховное дело. Почему? Потому что находится в таком состоянии, что не понимает, что это зло. Когда Господь говорит про Своих мучителей, Он говорит, что они «не ведают, что творят», то есть не понимают сути и ужаса тех действий, которые сами осуществляют.

Поэтому нам важно не просто просить, что нам надо - нам, конечно, много надо в нашей жизни, - но больше просить у Бога просвещения нашего ума и сердца, чтобы наше сердце стало чище, чтобы ум наш просветлел, чтобы мы научились отличать добро от зла. Потому что все наши несчастья и последствия, когда мы потом бежим к святыне и умоляем Бога помочь нам, возникают часто из-за того, что мы встаем не на тот путь в нашей жизни и даже не видим, какой путь правильный. А этот путь открывает Евангелие.

И конечно, когда приезжают какие-то святыни, самая глубинная задача, которую мы ставим, - чтобы люди просветились светом Евангелия, чтобы обратились к Отцу Небесному, чтобы начали просить у Бога то, что им нужно для спасения. И научились благодарить Бога, даже когда им тяжело в этой жизни. А это уже глубокое состояние, когда человек понимает, что Господь его не оставляет никогда, что даже в этих трудностях есть определенный смысл.

- Чтобы мы и в печали, и в радости не забывали говорить: «Слава Богу за все!»

Конечно. Как Димитрий Солунский: благодарил Бога за то, что его мучили. Это же аномально для сегодняшнего человека; сегодняшний человек скажет, что это ненормально. Но он понимал, для чего это, потому что взамен этих страданий он получал очищение, приближался к Богу, и он таким образом был счастлив послужить Богу. Дай Бог, чтобы мы в нашей жизни ставили такую задачу вообще - послужить Богу.

- Чтобы не Бог или святые служили нам.

Конечно, у нас все наоборот: нам все время что-то надо, мы когда-то просим, когда-то умоляем, а когда-то даже требуем. И мы недовольны, мы обижаемся, мы хотим... То есть мы не видим, что нам полезно, а что - вредно.

А прикосновение к святыне просвещает человека, помогает очистить его ум. И конечно, таинства. К мощам люди идут с удовольствием, они чувствуют определенную силу Божию, которая исходит от святых мощей. Но если бы люди попробовали молиться… Преподобный Серафим, о котором мы сегодня уже немножко говорили, указывал, что молитва помогает стяжать благодать Святого Духа, а также добрые дела, участие в церковных таинствах. Поэтому мы надеемся, что через приближение к этим святыням люди приблизятся к самому главному - к Христу, Церкви Божией и своему спасению.

Вопрос телезрительницы из Ивановской области: «Мне 60 лет. Я хочу попросить отца Максима разрешить одну мою ситуацию. В прошлое воскресенье я ходила в храм, исповедовалась у батюшки. В храм я хожу всю свою сознательную жизнь, исповедуюсь постоянно. Наш батюшка в отпуске, и к нам прислали другого батюшку. Я у него исповедовалась, он в конце исповеди меня спросил, имею ли я сберкнижку. Я ответила, что имею. Он сказал, что тогда причащать меня не будет. Открыл книгу и показал в перечне смертных грехов лихоимство. Я спросила: “Разве в нашем храме никто не имеет сберкнижки?” Он предложил выбирать: “Или буду причащать, или убирай сберкнижку”. Я растерялась: Никогда причащать не будете? - Никогда не буду . И он с меня взял слово, что я уберу сберкнижку. И я дала слово. И теперь не знаю, что делать».

Дорогая наша телезрительница, я даже не знаю, чем руководствовался священник. Сложно судить, потому что не знаем всего этого разговора. Но, честно говоря, я не совсем понял мотивы, по которым он Вам советовал избавиться от сберкнижки. С моей точки зрения, никакого зла в том нет, что Вы имеете какие-то накопления. Я думаю, Вам надо дождаться своего священника, который Вас знает, и обязательно рассказать ему это. Священник разрешит Вашу ситуацию и, безусловно, Вас причастит и поможет Вам.

Но если этот вопрос и в дальнейшем встанет ребром, есть благочинный в вашем округе, есть правящий архиерей. Я думаю, если Вы обратитесь за советом, Вам обязательно подскажут, поддержат Вас в Вашем вопросе. Думаю, что ничего такого в наличии сберкнижки нет.

Другое дело, важно наше отношение к сберкнижке, но это уже другой, более тонкий вопрос. Даже у Христа Спасителя была «сберкнижка», чтобы Вы немножко успокоились. У Него был маленький ящичек (не только у Него, а у всех апостолов, это была общая «сберкнижка»).

- Просто называлось это не так.

Да. Это был ящичек, шкатулка, туда опускали пожертвования, и потом Господь повелевал кому-то помочь, распределить их. Подойдите к своему батюшке; думаю, он Вас утешит.

Конечно, сберкнижка - это уже некий пережиток прошлого, потому что сейчас у большинства людей есть банковские карты и счета привязаны к этим банковским картам. Если руководствоваться такой логикой, то семьдесят процентов прихожан современных храмов не допускали бы к Причастию.

Дело в том, что есть такое понятие: наложить бремя неудобоносимое. Господь говорил: будьте осторожны, не нужно возлагать что-то на человека. Одно дело монахи: у них своя, монашеская жизнь; если человек дал обеты, то, конечно, он должен руководствоваться этими обетами. Есть схимники, там совсем другая ситуация. Есть монашество рясофорное, мантия (малая схима) и великая схима; то есть три степени (иночество, схима и великая схима), и у каждой свои особенности. Если, например, на первой ступени (иночество) человек еще не дает обеты, то схимники все посвящены Богу, молитве.

А есть миряне, в частности наша слушательница, или кто-то другой, кто живет совершенно по-другому; то есть человек живет во Христе, но замужем (женат), работает, получает зарплату. Он же не может всю зарплату потратить в один день? И зачем это нужно? Человек часть тратит сегодня, часть - завтра. Мне кажется, православие - это все-таки вера здравого смысла. Потому что Господь просвещает, Он не может требовать чего-то неразумного от нас.

Отец Максим, продолжим тему об отношении к святыням. Православных людей упрекают, и особенно часто это любят делать протестанты, говоря: у нас есть отношения только с Творцом, мы молимся только Ему, общаемся только с Ним, нам не нужны посредники в виде святых, которых Вы почитаете. Что на это можно возразить, ответить?

Им не нужны, а нам нужны. И мы видим, что Господь через угодников Божиих творит великие дела; и явно творит Сам, и через людей творит. Мы помним из Ветхого Завета, что сила Божия действовала через Моисея: из него исходил свет, и с ним общались, накрыв его лицо покрывалом. Поэтому есть те люди, которые являются предводителями, они ведут нас к Богу своей благочестивой жизнью. И при жизни, и после того, как они отходят из этого мира. Они наши родственники, наши земляки (как мне один священник сказал недавно). Даже если они жили в других местах, по духу они нам земляки, близкие нам люди. Поэтому это общение естественно, и оно не прерывается. И такое отрицание связи с небесным миром православным не очень понятно, чуждо.

То же самое загробный мир. Известен замечательный случай со святителем Филаретом, когда в августе ему явился его отец и сказал: храни такое-то число. Он в сентябре готовился, в октябре готовился и в ноябре этого числа скончался. Его родной отец принес ему весть о приближающейся кончине. То есть мы очень связаны: и с Богом, и друг с другом. Люди очень связаны друг с другом. Поэтому это есть свидетельство такой связи через любовь.

Чуть ранее мы говорили о том, что мы должны благодарить Бога, просить вразумления от Бога, а мы приходим к святыням со своими какими-то невзгодами, просьбами, надеясь на то, что эта просьба тут же разрешится, удовлетворится и произойдет некое чудо, которого, в общем-то, все ждут от святыни. А как не разочароваться в чуде (все-таки чудеса в нашей жизни, так или иначе, случаются) и смириться перед волей Божией? То есть прийти с осознанием: если не получил, это в любом случае не твое.

Нам надо укреплять нашу веру, потому что через нашу веру, во-первых, Господь творит чудеса. Он ожидает нашей веры. И когда какое-то чудо происходит, нам, может быть, даже легче понять, что это не мы сделали, что это Господь открывает нам Свои объятья через такие знаки, дает нам направление нашей жизни, подбадривает нас, утешает. Поэтому человеку нужно научиться быть благодарным. Мы всегда зависим от многих людей в этой жизни: родителей, близких, учителей. В конечном итоге жизнь и все остальное нам дает Бог через людей и Сам непосредственно. Поэтому очень важно всегда помнить об этом и ощущать эту благую, добрую зависимость от Отца Небесного. Тогда с этим чувством мы, конечно, не присвоим себе те добродетели, которые в нас начинают прозябать, или те успехи, которые совершаются в нашей жизни; мы будем понимать, что это Отец Небесный дал нам силы для того, чтобы это получилось.

Вопрос телезрительницы из Чехии: «Говорят, что день Причастия - постный день. Когда я была в Киеве, причащалась по пятницам, а здесь у нас служба только по воскресеньям и по большим праздникам. Как быть? Например, я причащусь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы; мне держать постный день?»

У нас в Церкви есть такие установления, что постные дни - это среда и пятница, день Усекновения главы Иоанна Предтечи, многодневные посты. Есть, конечно, у святых отцов такой совет тем, кто ревнует о благочестии, - в день причастия продолжать пост. Но это для желающих. Для тех, кто желает и может, думаю, это не возбраняется. Есть такие случаи в святоотеческой практике, у афонитов. Есть рассказ про отца Тихона, который съедал одну селедку почему-то на Рождество и потом совершенно не разговлялся. Почти не разговлялся даже на Пасху. Но это великий подвиг великих людей.

Если Вы желаете пойти этим путем, спросите у своего священника совета. Думаю, что, благословясь, можно и так поступить. Хотя это по Вашему желанию и по Вашим возможностям. Если бы мы совершали хотя бы пост многодневный и в среду и пятницу, то было бы замечательно.

Отец Максим, еще хотелось бы поговорить вот о чем. Иногда, анонсируя принесение святыни или вообще рассказывая о святыне, говорят, что, например, перед этим образом Богородицы молятся о том-то и о том-то; а перед этим образом - о том-то и о том-то. Или: вот к этому святому надо обращаться воинам, потому что он покровитель воинства, вот к этому святому - врачам... Появляется некая «специализация» святых. Правильно ли это? И как это вообще понимать?

Просто появляется определенная статистика, когда есть какая-то помощь святого угодника. Например, праведный Симеон: так получилось, что одним из первых чудес было исцеление от болезни глаз через его молитву, еще тогда, когда были обретены его мощи. Это запомнилось, и люди посчитали, что он помогает при таких недугах. Хотя, конечно, праведный Симеон любую нашу добрую просьбу Господу принесет, своим ходатайством подкрепит. Поэтому когда какой-то угодник Божий каким-то образом помогает человеку, то те, у кого есть такая же проблема, тоже ждут, что он и им поможет. Вот какое-то такое явление.

Конечно, нет особой специализации, потому что главная задача угодников Божиих, которую они решали в своей жизни, - это спасение души, очищение своей души для наследования Царства Небесного. И главное, в чем они могли бы нам помочь, - чтобы мы, взирая на пример их жизни, старались поступать так же.

Хотя, конечно, есть и так: например, образ «Неупиваемая Чаша» - почему перед ним молятся об исцелении недугов? Потому что в самой иконе заключен этот смысл. Человек приходит не просто помолиться, но еще и пробует умом своим понять: что насыщает человека? А в этой иконе как раз живописно это изображено: не могу насытиться в своей жизни, мне всё мало, я подвержен страстям, служу им, а на иконе показана Чаша - и в ней стоит Христос. И на человеческий ум, на его сознание влияет этот живописный образ. И, конечно, благодать, которая исходит от этой иконы.

Недавно одна женщина мне рассказывала, что она просила Иоанна Воина о том, чтобы сын благополучно вернулся из армии (в то время, когда шла война в Афганистане). Обычно молятся Николаю Чудотворцу, Божией Матери, а она молилась Иоанну Воину и считает, что он ей помог, потому что, во-первых, сын пришел из армии. Но что самое интересное, он потом, не сказав ей, решил построить храм Иоанну Воину. Так она поняла, что это действительно он помог. Приходит сын и говорит: «Мама, я хочу построить храм в честь Иоанна Воина». Вот пожалуйста...

- Настоящее чудо.

Много чудес Господь дает, и сколько книг об этом написано…

- И не счесть.

Вопрос телезрительницы: «Когда я выхожу из дома (например, иду в магазин), у меня начинается мысленное осуждение людей. Просто кого увижу, на кого глаза смотрят - и сразу начинается осуждение, причем настолько сильнейшее, что я даже применяю какое-то усилие над собой. А потом отпускает, будто бы становится легче. Или дома (например, мою посуду) почему-то возникает злость именно на людей, осуждение какое-то появляется. Как мне к этому относиться и что делать?»

Почему на полную луну у людей возникали эти искушения? Как говорят святые отцы, чтобы человек связывал это с небесным телом, с творением Божиим. Потому что Луна - это творение Божие для пользы человека (лампочка ночная). Но дьявол именно в дни полнолуния пытался искушать людей (и пытается, может быть, до сих пор), чтобы люди связывали свои несчастья не с источником этого зла, не с провокатором, врагом своим, а с небесным телом.

Поэтому я хотел бы сказать Вам, что это не Ваши мысли; это мысли, которые Вам вкладывает враг рода человеческого, и он хочет, чтобы Вы эти мысли приняли за свои. А Вы постарайтесь отделиться от них, отделить эти мысли, молиться Богу и Божией Матери. Есть даже правило от злых помыслов, есть специальные молитвы, есть крестное знамение, есть святая вода. И, конечно, исповедь. Таким образом Вы сможете победить это бесовское нападение. Нужно потерпеть в этой борьбе; может быть, она будет не такой быстрой, мы не знаем... Например, Силуан Афонский десятилетиями боролся с разными помыслами. Почитайте его житие и увидите, как Господь дал ему благодать, а потом он проходил путь страшной борьбы (конечно, в меру своих сил и возможностей).

И Вам сколько-то потерпеть придется, но с Божьей помощью Вы обязательно победите и увидите, что это помыслы не Ваши, они пришли к Вам. Говорят: мне мысль пришла. А откуда она пришла? Извне. Это правда, так и есть. И надо подумать: это хорошая мысль или плохая? Если это нехорошая мысль, то мне ее пытаются навязать. Тогда нужно просто от нее отказаться, отринуть ее, не принимать ее.

Противовесом злости, осуждению людей (близких и дальних) является любовь к ближнему. И речь о ближнем не как о человеке, с которым мы знакомы, дружим, или нашим родным, а вообще о любом человеке. Это такое абстрактное понятие «любовь к людям», к которому мы все, в общем-то, должны стремиться. Что подразумевает под собой любовь к людям? Как это должно проявляться?

Это необязательно чувство, и даже не столько чувство, а именно поступок. Мы живем рядом с людьми, и с тем, кто нам оказался ближним человеком, как по притче, мы должны стараться вести себя так, как хотели бы, чтобы вели себя с нами. То есть делать ему добро, не делать зла. Даже если он делает зло, постараться не делать зло в ответ; Господь нас просит об этом. Вот такое наше поведение, которое выражается больше не в ощущениях, не в чувствах, а именно в делах, и есть любовь. Помог, донес, уступил... Слово доброе - тоже милостыня. Человек унывает, а кто-то взял и сказал: «Да не переживай, все решится, все будет хорошо». И человек получает надежду, веру. Это же действительно так: со стороны посоветовали - и легче стало. Любовь как раз - это не рыдания, не объятия, а добрый разговор, какое-то утешение; я уж не говорю про дела.

Отец Максим, Вы являетесь старшим священником храма, построенного на месте трагической гибели святой царской семьи. На этом месте в свое время был дом инженера Ипатьева, дом особого назначения, в подвале которого была убита святая царская семья и их верные слуги. Каждый год все мы являемся свидетелями того, насколько много людей приезжает в Екатеринбург для того, чтобы помолиться святой царской семье, почтить их память и засвидетельствовать свое почитание царской семье непосредственным присутствием на богослужениях и в крестном ходе.

В последнее время в информационном пространстве очень много шума по поводу фильма «Матильда», премьера которого назначена на конец октября. Есть какие-то постоянные обвинения, угрозы, в противостоянии создается какая-то совершенно нездоровая ситуация для нашего общества. Как избежать этой нездоровой атмосферы и утихомирить стороны? Как нам всем быть в этой ситуации?

Как нам быть? Мое мнение такое. Когда была зверски убита царская семья, то патриарх Тихон обратился с посланием и сказал, что мы должны осудить это беззаконное деяние, иначе мы станем его соучастниками. Поэтому я очень был рад услышать оценку наших иерархов, в частности владыки Илариона, который сказал, что этот фильм (который он видел) - апофеоз пошлости. Приехавший к нам недавно епископ Егорьевский Тихон сказал о том же: что у создателей этого фильма почему-то не возникло желания посоветоваться и услышать мнение тех людей, для которых святой царь Николай дорогой и близкий человек. Он канонизирован нашей Церковью; так или иначе, в нашем государстве православных людей подавляющее большинство, и для всех этих людей царь Николай является близким человеком.

Поэтому нежелание слышать друг друга породило вот такой накал. Очевидно, что людям непонятно, как так получилось. Сейчас всем народом мы размышляем о той трагедии, которая произошла сто лет назад, когда мы потеряли наше Отечество (чуть было совсем не потеряли), потеряли столько людей, почему вообще это произошло, и в годовщину этих страшных событий мы встречаемся с этим фильмом (или не фильмом, даже не знаю, как его назвать). Это полнейшее безобразие, конечно. Если бы правоохранительные органы реагировали более оперативно и видели угрозу, прочувствовали бы и осознали провокационность этой картины, я думаю, можно было бы этого накала избежать.

Сказать, что нам все равно, что этот фильм выходит, - это неправда. Я, например, как гражданин России скорблю безмерно. О чем? О том, что, во-первых, не снято ничего другого. Где наши кинематографисты? Где наши таланты, гении? Где наш голос: голос православных, голос патриотов, голос любящих свою Родину и, по крайней мере, уважающих свою историю людей? Этот голос не прозвучал. И, может быть, потому, что этот голос не прозвучал, мы имеем в годовщину вот такой опус...

- Такой «подарок» в кавычках.

Буквально это называется издевательством над всем русским народом. Я бы сказал, что это плевок в сердце каждого русского человека, как бы кто, кстати, ни относился к царю Николаю. Потому что есть те, которые говорят, что исторически они не согласны...

Но мы можем посмотреть: ведь наши, как мы говорим, друзья, партнеры почему-то себя ведут по-другому. Они снимают вроде бы даже о провальных фактах своей истории буквально героические фильмы, то есть показывая участников событий с самой положительной стороны. Мне довелось посмотреть один фильм, где рассказывается, как корабль американских ВВС доставил атомную бомбу для бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а на обратном пути был сбит японским подводным флотом. И в фильме показана геройская команда. То есть обстоятельства, в общем-то, неказистые, но с каким пафосом подается командир корабля, его страдания, борьба за экипаж, за людей...

Или англичане тоже сняли фильм, где король (можно сказать, инвалид), не умеющий поговорить, заикается. Но ради того, чтобы его голос прозвучал, чтобы он был услышан, чтобы сплотить нацию перед лицом свершившейся войны, он делает шаг, усилие над собой… И воспевается его подвиг. То есть берется какой-то недостаток и показывается движение человека над собой: борьба, преодоление, идет определенная героизация.

А мы берем самого замечательного монарха, горячо любимого нами, которого почитают тысячи людей... В Санкт-Петербурге сто тысяч человек вышло на крестный ход по случаю перенесения мощей благоверного князя Александра Невского, и в крестном ходе несли плакаты за царя, потому что люди видят несправедливость, видят нечестность, видят подлость. Мы не можем замолчать, потому что если мы будем молчать, люди все равно скажут; людей не обманешь, люди у нас далеко не глупые.

Как, например, был случай, когда по каналу НТВ хотели показать фильм «Последнее искушение Христа». Святейший патриарх Алексий обратился и сказал, что это грех, нельзя этого делать, это беззаконие. Он не сказал, что нужно запретить. Он обратился к их совести. Поэтому и сегодня наши священники, епископы, духовенство обращаются: остановитесь, вы же видите, какая реакция! Зачем?.. Мне кажется, так. Мы должны научиться слышать друг друга.

- И уметь хотя бы вести диалог.

Да. И не провоцировать. Если это нам дорого, то, наверно, это должно заслуживать внимания определенных кругов.

Кто-то из наших телезрителей, может быть, смотрел лекцию епископа Егорьевского Тихона, прямая трансляция которой была на нашем телеканале. Те, кто не смотрел, могут посмотреть на видеохостинге Y ou T ube . Я приготовил небольшую цитату владыки Тихона, но прочитаю ее чуть позже, потому что у нас есть звонок телезрителя.

Вопрос телезрительницы: «Скажите, пожалуйста, какую молитву читать от колдунов и сколько раз в день?»

Я искренне скажу, что я как-то не верю в колдунов. Точнее, я, конечно, понимаю, что они есть. Что есть такие люди, которые хотели бы, чтобы другим было плохо. И, возможно, они пытаются произвести какие-то действия, которые, как им кажется, приведут к тому, что человеку станет плохо. Но мы, христиане, понимаем, что Христос создал Вселенную, звезды, галактики и нас с вами, что могущественнее Богочеловека, нашего Отца Небесного, нет никого. Он Своим Промыслом обнимает всех нас и не дает злу, которое сможет нас растоптать и уничтожить, достигнуть нас. Поэтому мы, как мне кажется, и думать-то не должны о злом.

Если они есть, то, по Евангелию, нужно их благословлять, молиться за них. За тех, кто нам хочет зла. Для чего? Чтобы их не ненавидеть, чтобы зло, которое есть в людях, которое направлено против нас, нас не изменило к худшему. Чтобы мы не встали на тот же путь противостояния, могли человека хотя бы не ненавидеть за то, что он ненавидит нас.

- Хотя бы начать с этого.

Да. А вообще-то Христос за тех, кто Его ненавидел, еще и умер на Кресте, чтобы и они имели возможность (если покаются) спастись.

Обещанные слова владыки Тихона. Владыка, отвечая на вопрос, касающийся фильма «Матильда», рассказал историю о том, что его приглашали быть консультантом этого фильма, но выяснилось, что сценарий этого фильма уже был написан и сам фильм был уже почти готов. Он привел слова этого разговора.

«- Сценарий? - А я по первой своей институтской профессии сценарист. - Так вначале же дают заявку консультантам, и только потом разрабатываем сценарий.

- Так уже и фильм почти готов.

- О, как здорово! Хотите консультанта на уже готовый фильм? Зачем?

И в конце своего ответа владыка Тихон сказал: «Но рассказывать о правде истории мы должны, и мы оставляем за собой это право - высказаться так, как я сейчас и сказал: это ложь о царской семье, об обстоятельствах их жизни, ложь о нашей истории. А с художественной точки зрения это просто невыносимая пошлость. А дальше кто как хочет. Кому-то нравится заниматься экзерсисами по развешиванию лапши на уши, но это уже индивидуально, здесь мы ничего сделать не можем»...

Да, я был на этой лекции.

- Как Вам лекция, как Вам парк «Россия - моя история»?

Замечательная лекция, замечательный комментарий… Владыка Иларион смотрел уже готовый фильм, ему тоже не удалось быть консультантом фильма, потому что никто не хотел слушать их мнение; и владыке Тихону тоже принесли уже готовый сценарий.

А парк, который был открыт, как раз является тем созидательным делом, которое способно изменить сознание наших людей, способно вернуть самоуважение к себе, своей истории, своей стране. Через что? Через познание этой истории. Думаю, в этом парке тысячи людей будут просвещаться и проникнутся искренней любовью к своему Отечеству. История нашей страны станет родной, понятной. Через то, что люди ее (историю) хотя бы узнают. Сейчас, может быть, возникновение некоторой моды на исторические знания, и пусть этот парк, этот проект как раз способствует развитию этого интереса.

Для тех зрителей, кто, может быть, не понимает, что это за парк, причем здесь история: мультимедийный Исторический парк «Россия - моя история» с выставками «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе», «1945-2016 годы» (то есть современная история России). Та выставка, которая действовала в Москве, сейчас постепенно открывается в различных городах нашей необъятной России, создаются филиалы этого парка. На официальном сайте myhistorypark.ru вы можете найти все подробности. В начале сентября такой парк милостью Божией в Екатеринбурге был открыт, и екатеринбуржцы и гости города могут просвещаться, укреплять свои знания в истории нашего Отечества.

Могут и, в общем-то, должны. Потому что это наш долг.

- Этого можно и пожелать.

Дай Бог нам знать историю, знать себя, знать свое Отечество, иметь уважение к самим себе, своей истории, своему Отечеству и не давать это на попрание, не давать в обиду тем людям, которые ненавидят наш народ и нашу историю, свое Отечество и свою Церковь.

- Благодарю Вас, отец Максим, за сегодняшний разговор, за беседу.

Дорогие друзья, напоминаю, что 19 сентября в Храм-на-Крови прибудет величайшая святыня из Греции - мощи великомученика Димитрия Солунского. Святыня будет доставлена к всенощному бдению...

Да, к всенощному бдению 19 сентября в 16.30 и пребудет в храме до 1 октября. Дорогие братья и сестры, ждем всех, приходите; помолимся великомученику Димитрию.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова



Новое на сайте

>

Самое популярное