Домой Инструмент Урок русского языка "роль имен прилагательных в речи".

Урок русского языка "роль имен прилагательных в речи".

Введение

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?

Попробуйте рассказать о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».

Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.

Мы знаем, что имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют - создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.

Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?

Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:

  1. Частота употребления прилагательных;
  2. Значение, в котором они употребляются;
  3. Роль прилагательных в речи.

Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.

Глава I. Имя прилагательное как часть речи

  1. Прилагательное – самостоятельная часть речи

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:

  • Сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • Из качественных прилагательных возможно образовать: сложное прилагательное путем повтора (вкусный-вкусный, большой-большой), однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • Имеют антоним (глупый - умный), а иногда и гипероним (большой – огромный).

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).

Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).

Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.

Глава II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

  1. Художественный стиль

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

…- Постой,

Отвечает ветер буйный ,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной ,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места.

В том гробу твоя невеста…

Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.

Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:

Художественное произведение

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты.

И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

…У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса – там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывках из произведений А.С. Пушкина прилагательные составили 31-34 %;
  2. В художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
  1. Публицистический стиль

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:

Статьи и заметки

Характеристика, функции, роль прилагательных

«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня – один из важнейших государственных институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…»

Качественные прилагательные используются в превосходной степени.

«Вчера над южными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами».

Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий.

В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:

  1. Количество прилагательных в публицистических статьях меняется; результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях из газеты «Магнитогорский металл» прилагательные составляют 11-19 %;
  2. В публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
  3. Прилагательные делают информацию более точной, конкретной, полной и образной.
  1. Научный стиль

Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.

Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:

  • Лодка, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами.
  • Опупок м. опупь ж. опупье ср. – округлый холм, пологая и ровная горка; округлая вершина горы; возвышенное место, образующее остров во время разлива. || Шишка, пуговка, выпуклость. У оленя до рогов появляются на лбу опупки. В числе украшений на серебряной посуде бывали опупки.

А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):

  • Лингвистическая кладовая

В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра- , па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка, пра матерь, пра внук приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, пра родина ее значение – « первоначальный , древний ».

В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. В текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10 %;
  2. В научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию;
  3. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
  1. Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:

Мама, купи мне это платье.

Но оно такое дорогое !

Ну, мама, оно такое красивое и элегантное .

Нет, оно слишком короткое .

Ну, мама, оно ведь такое строгое , как я хотела!

Ладно, куплю я тебе это черное платье.

Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.

Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:

Вот, мама, скажи, тигр какой?-

Доченька, он полосатый ,

Бывает и добрый , и злой …-

А дочка: - Еще усатый !

И мордочка, как у кота.

Глаза такие большие !

А где от ушей до хвоста

Ему полоски пришили? –

Он, дочка, родился такой.

Папа и мама такие…

Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.

Заключение

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.

Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:

  • передача более точной информации,
  • создание художественного образа,
  • обмен информацией по бытовым вопросам.

Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Библиографический список

  1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с.
  2. Интернет-портал https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. М.: Русская книга,1998. 336 с.
  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч.1; под ред. А.Д. Шмелева. М.: «Вента-Граф», 2014. 304 с.
  5. Соколов-Микитов И. С. Русский лес. М.: Эксмо, 2014.
  6. Электронные образовательные ресурсы http://festival.1september.ru/ http://znanija.com/

Приложение 1

Приложение 2

Отличительные признаки прилагательного

Грамматические признаки

Имя прилагательное

  1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей?

Высокий человек, красивая песня

  1. Что обозначает?

Признак предмета

  1. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному: чистый воздух

  1. Как изменяется?

По падежам, числам и родам: высокие сосны, острая боль, морской воздух

  1. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
  1. Определение: Высокие сосны трещали от стужи.
  2. Именная часть сказуемого: Воздух чистый и прозрачный.

Название:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Сличенко Елизавета

Место учебы, класс

Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика.

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный уровень

Тема проекта

Проект «Роль имен прилагательных в речи »

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта - научиться употреблять прилагательные в своей речи.

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка. Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи.

Задачи

Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных;

Изучить тексты разных стилей

Выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей.

Формировать умение правильно использовать их в речи.

Этапы работы (перечень из содержания)

Формирование темы исследования;

Подготовка презентации;

Защита проекта;

Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи.

Проанализировала тексты разных стилей.

Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом

Разные функции. Ученица научилась самостоятельно

находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные?

ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных.

ТРЕТИЙ ШАГ: - проанализировала тексты разных стилей.

Оформление материала.

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

Изучение различных источников;

Работа с документами;

Подбор текстов;

Работа в сети Интернет.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям:

тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче.

Примеры работ

Примеры ученических работ

Презентация

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу.

Перспективы развития проекта

Провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях.


Подписи к слайдам:

Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32

Актуальность темы

Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.

Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение

Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль

Художественный стиль «… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год

Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный, древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая

Разговорный стиль - Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну, мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.

Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.

Прилагательное

Спасибо за внимание!






…….ельник снегами, как мехом …….ельник снегами, как мехом Опушили ……. морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на ……… лоно, А меж ними на ……… лоно, Точно сквозь серебро ………. Точно сквозь серебро ………. …….. месяц глядит с небосклона. …….. месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин


Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное. Точно сквозь серебро кружевное. Полный месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин




1 группа: выписала словосочетания с прилагательными, уточняющими прилагательными, уточняющими значение существительных, значение существительных, определяющими их среди однотипных. определяющими их среди однотипных. 2 группа: выписала словосочетания с 2 группа: выписала словосочетания с прилагательными, помогающими прилагательными, помогающими нарисовать живую образную картину нарисовать живую образную картину действительности действительности


Речевая разминка Снежное лоно Снежное лоно Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать) Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать)утробанедрасимволматериутробанедрасимволматери












Этимологическая страничка Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. 24


Урок русского языка в 3 классе
Тема: Роль имени прилагательного в речи.

Цели:
Предметные:
- формировать у учащихся понятие «имени прилагательного»;
- формирование умений у учащихся распознавать имена прилагательные в
тексте и в речи;
- развивать умение отличать имя прилагательное от имени существительного;
Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;

регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Личностные: ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости, учебно – познавательный интерес

Ход урока

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро! – солнцу и птицам,

Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех!»

Я желаю вам много «маленьких удач» и приятного общения на нашем уроке. А нашим гостям получить хорошее настроение от нашего урока.

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним по какой большой стране мы путешествуем

Части речи

Посмотрите на экран. Тут зашифрованы 2 слова. Догадайтесь, какие? Слайд

СПУРЩИЕЛСАТГВАИТТЕЕЛЛЬЬННООЕЕ

Существительное, прилагательное

Молодцы, давайте уточним где мы побываем сегодня

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

(Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

Слайд А вы внимательно прочитайте и отгадайте, о чем идет речь, посоветуйтесь в группе

Какой ответ?

Имя прилагательное

Так что же такое прилагательное. Давайте вспомним с вами все, что мы о нем знаем. На какие вопросы отвечает? Что обозначает? Чем является в предложении?

1. имя прилагательное это часть речи.

3.обозначает признак предмета

4. в предложении является определением

(На доске составляется кластер)

Прилагательное определение

Все ли мы знаем об имени прилагательном? Попробуем сегодня открыть для себя что-то новое.

Что вы хотели бы знать?

я бы хотела знать больше, для чего они нужны,

какую роль они выполняют

изменяются ли по родам и числам

Сегодня мы будем исследователями. И узнаем о роли прилагательного в речи.

Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи.

Каллиграфическая минутка

А)-Посмотрите на доску. Прочитайте слова.(коллективная работа)

Норка, гладкая, красное, ключ, лисички, рыжий.

Разделите слова на группы, объединив их по общим признакам, запишите в тетрадь.

- По какому принципу вы определили слова в первый столбик?

- Это имена существительные.

- Докажите?

- Они отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предмет.

По какому принципу вы определили слова во второй столбик?

Это имена прилагательные.

Докажите.

имя прилагательное это часть речи.

2. отвечает на. вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?

Открытие новых знаний

Б) Групповая работа.слайд

Ну а теперь давайте наблюдать.. Ваша задача к предложенным именам прилагательным выбрать подходящие по смыслу предмет и записать их.

1группа. Бурый, мо хнатый, ко со лапый. (Медведь)

2 группа. Крупная, красная, спелая (Малина)

3 группа. Ароматное, круглое, слад кое. (Яблоко)

4 группа. Хитрая, рыжая, пуши стая (лисица)

Прочитайте. Что вы сейчас делали? Мы описывали предмет

Какой вывод?

Вывод: имена прилагательные описывают предметы Добавляем в кластер

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

– А теперь устно попробуйте описать себя.

(Я смелый, сильный, внимательный, высокий, голубоглазый).

Слайд откройте конверт №1, прочитайте и выполните задание

Работа в парах


Какой день изображен на первой картинке, на второй?

Какие прилагательные помогут нам описать погоду, ветер, настроение?

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Первая пара запишет текст, описывающий первую картинку, а вторая – постарается описать второй пейзаж. (можно вставить и одно слово, и два – по желанию)

Был солнечный весенний день. Дул теплый ласковый ветер. По высокому небу плыли легкие белые облака. Погода была чудесная. И настроение было прекрасное.

Был пасмурный осенний день. Дул прохладный резкий ветер. По низкому небу плыли тяжелые серые облака. Погода была плохая. И настроение было ужасное.

Обсудите в паре, для чего же нужны им.пр.

Вывод:имена прилагательные нужны для точности описания.

(Добавляем в кластер)

определение

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

физминуткаТайк оф тачдаун

А теперь давайте поиграем, отдохнем. Я называю слова, если сущ., встает 2 класс, если им.пр. встает 3 класс,если другая часть речи хлопаем

Белый, пенал, крепкий, легкий, смотреть,веселье, веселый, летняя, слушает, снег, снеговой, тает, день, весна, прекрасная, приходит

.Первичное закрепление.(работа в парах)

. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

(Индивидуальная работа).

Перед вами лежит конверт №2. Возьмите из него жёлтую карточку. Прочитайте.

А). Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Согласны ли вы со мной, что это текст? Докажите.

А теперь возьмите зеленую карточку. Прочитайте и сравните с первой.

Б). Наступила ранн яя ве сна. Тает по следний снег . Журчат го во рливые ручь и.

Светит ласко вое сол нце. Летят пе ре летные птицы .

Чем отличается первый текст от второго?

Во втором тексте имеются имена прилагательные.

Выпишите из второго текста словосочетания прил.+ сущ. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу по кругу для взаимопроверки. Сималтиниус раунд тейбл

Так для чего же нужны имена прилагательные в нашей речи.

С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания. Они делают нашу речь красивой, яркой, выразительной

Какой вывод сделаем?

Вывод : Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, яркой.

Определение Украшают речь

Прилагательное

Какой?Какая?Какое?Какие? Признак предмета

Описывают предмет

7. Включение нового знания в систему знаний.(работа в группе )

А теперь я приготовила для вас творческое задание. Кто скажет, какой приближается праздник? (8 марта) . Многие из вас будут готовить праздничные открытки. Вот сейчас мы с вами на практике попробуем использовать имена прилагательные в нашей речи. Перед вами тексты для поздравления, но в них пропущены имена прилагательные. Ваша задача вставить их, чтобы получилось красивое поздравление.

Творческая работа. /Тексты выдаются на листочках/.открытка

Мамочка!
Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и будет у тебя _____________________ настроение.
(пишут)

Итак, давайте послушаем, что у вас получилось.

Подарите радость нашим гостям (дают открытки)

Домашнее задание. Слайд Почтальон

Это почтальон

Вам пришла телеграмма с разноуровневыми заданиями, которые вы должны выполнить дома каждый самостоятельно. Выберите пожалуйста (Конерс) делитесь мнениями

1в.-Д/з тоже будет творческим. Предлагаю вам изготовить открытку для мамы, бабушки или сестрички к празднику. А потом мы проведем в классе конкурс на самую лучшую открытку. Оцениваться будет оформление и текст поздравления. Проявите свою фантазию и творчество.

2в.Запиши текст, дополняя его именами прилагательными. Работу выполни в тетради.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.

8.Рефлексия. Итоги. (обзор кластера)

Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Узнать для чего нужны им.пр. в нашей речи.обзор кластера

Какой был девиз С малой удачи начинается большой успех!»

Достигли успехов

Как оценили вашу работу

А теперь я попрошу вас высказать свое мнение об уроке с помощью имен прилагательных.

Урок был (какой?)……., …….., ……. .











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


















Назад Вперёд

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о роли прилагательных в речи;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
  • совершенствовать навыки правописания прилагательных;
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование: рисунки учеников на тему «Мои любимые животные», схема-кластер «Прилагательное», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, песня «Беловежская пуща», презентация PowerPoint 1 и 2.

Андреев Леонид Николаевич

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока и цели

Учитель . Мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Тема нашей встречи: «Роль прилагательных в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение использовать прилагательные в речи. Сегодня мы будем говорить о Беловежской пуще, которая в 2009году отметила свой 600-летний юбилей, о некоторых животных, об их роли для жизни на Земле. Надеюсь, что такая встреча еще больше расширит и углубит ваши знания о природе нашей Беларуси.

2. Актуализация прежних знаний

Учитель . Нашу работу мы начнём с составления коллективного портрета имени прилагательного (кластер, см. Приложение 1 ), результаты вывесим на доску(групповая работа)

3. Контроль знаний по теме

Составление и заполнение таблицы «Отличительные признаки имени прилагательного». (У учеников таблица с заполненным первым столбцом, второй они заполняют сами, затем таблица сдаётся на проверку учителю. (Приложение 2 ).

4. Разминка «Плюс и минус»

Учитель. Если вы согласны с утверждением, поднимите табличку «+», если не согласны, поднимите «–».

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
  • Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  • Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
  • Имя прилагательноев предложении согласуется с именем существительным и выступает в роли определения.
  • Имена прилагательные могут быть настоящего и прошедшего времени.
  • Слово «прибежать» является прилагательным.
  • Имена прилагательные бывают полные и краткие.

5. Самостоятельная работа

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.

Беловежская пуща – величественный и неповторимо прекрасный лесной массив. История ее берет начало еще в глубине веков. Если мысленно вернуться хотя бы на тысячелетие назад, можно представить себе огромное пространство от берегов Балтики до Буга и Припяти, зеленое море лесов, голубые ленты рек Немана, Буга, Ясельды, Щары с их притоками и множеством лесных ручейков. Полноводные реки и обильные осадки создавали благоприятные условия для роста деревьев, которые имели тогда гигантские размеры. Великаны-дубы, ясени, клены, сосны, ели, достигнув предельного возраста, падали, тут же давая жизнь молодой поросли. Пройти сквозь его дебри было почти невозможно. Климат в те времена был очень суровым. Зимой трескучие морозы, вьюги, глубокий снежный покров. Весна проходила бурно, талые воды заполняли все низины, лес превращался в сплошное море, и только отдельные сухие островки давали убежище животным.

Задания к тексту:

– Определите тему текста. Озаглавьте его. Определите стиль речи. Ответ обоснуйте.
– Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, ответ обоснуйте.
– Выпишите прилагательные вместе с существительным, к которому они относятся.

Учитель. Проведите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.

6. Исследование текста

Учитель. Сейчас вам предлагаются описания различных животных, которые обитают в Беловежской пуще. Задание: определить стиль отрывка,выписать прилагательные, выявить их роль, определить их морфологические признаки.

Стиль речи Прилагательное

Морфологические признаки

Белка. Этого зверька знают все уже с детского возраста. Сравнительно небольшой грызун и длинным пушистым хвостом. Голова округлая, большие черные глаза. Уши в зимнее время имеют на концах кисточки. Довольно длинные ноги, особенно задние, с продолговатыми пальцами и цепкими когтями. Летом белки окрашены в различные по интенсивности рыжие тона, зимой – в серые с рыжинкой.
Волк. Крупный, пропорционально сложенный зверь со сравнительно высокими и сильными ногами. Шея короткая, малоподвижная, морда относительно широкая и вытянутая, уши остроконечные. Пушистый хвост почти всегда опущен вниз. Волосяной покров густой и пушистый, особенно на шее, но довольно грубый, серого цвета с рыжеватым или черноватым оттенком. У волка хорошо развит слух, несколько слабее зрение и обоняние. Своеобразен голос волка – громкий вой.
Барсучонок. Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись черные полосы. Как будто зверек надел черную маску. Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный! (По Г. Скребицкому.)

7. Отчёт об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, называют прилагательные, определяют их роль в предложении. После обсуждения делается вывод: имена прилагательные являются средством художественной выразительности: они придают описанию образность и яркость.

Учитель. Перед следующим этапом игры проведём физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек.

Высокий, низкий, тих, гениален, громкое, смел,красивый, любим, свеж, плохой, трусливый, широкий.

8. Игровая пауза. Игра «Угадай-ка»

Перед учениками описание разных животных, обитающих в Беловежской пуще, их задача – угадать, кто это.

Этот зверёк широко и хорошо известен, относится он к отряду насекомоядных млекопитающих. Тело приземистое, длиной до 30 см, с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы, с вытянутой в короткий хоботок носовой частью. Уши и глаза хорошо развиты. Спина и бока унизаны иглами, на остальных частях тела – длинные и грубые волоски. Иглы диной до 3 см окрашены чередующимися буроватыми и светлыми поясками. Шерстный покров рыжевато-бурый. Под кожей, покрытой иглистым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых зверек свертывается, приобретая форму колючего шара. Обоняние и слух хорошо развиты. Издаваемые им звуки несколько напоминают тихое хрюканье и ворчание. В пуще в основном встречаются по опушкам лесного массива, на полянах, в кустарниках и запущенных садах. Летом прячется в любых укромных местах: в чаще кустов, в пустотах поваленных стволов, в углублениях среди корней. Зимой, с конца октября – начала ноября по март – апрель, впадает в глубокую спячку, предварительно отложив жировые запасы. (Ёж)

Это самое крупное животное беловежского леса. Не всем посчастливилось видеть его в натуре. Иллюстрации, экраны кино и телевизора не дают во всей полноте того представления об этом мощном и красивом звере, каким он является в действительности. Его вес 600–700 кг. Телосложение тяжелое, массивное. Передняя часть с сильно развитой мускулатурой, отчетливо выделяющимся горбом, относительно небольшой головой и очень широким лбом имеет густой волосяной покров, образующий сравнительно короткую бороду и гриву. Задняя часть тела резко отличается от передней сухостью и плоскостностью и кажется как бы недоразвитой. Окраска шерсти буро-коричневая. Тяжелая, медленная и вроде бы ленивая поступь создает впечатление о нем как о малоподвижном животном, но оно ошибочно. При испуге или в ярости движения становятся молниеносными, а бег, хотя и непродолжительный, но быстрый. Голос – глухое хрюканье. Признаки раздражения проявляются сопением, частым облизыванием морды языком и загребанием передними копытами. Продолжительность жизни около 30 лет. (Зубр)

Окраска меха варьирует от ярко-рыжего до тусклого песочно-желтого тона. Чаще встречаются тускло окрашенные звери. Зрение развито слабее по сравнению с прекрасным слухом и обонянием.Голос – негромкий тявкающий лай, при драке или ранении пронзительное тонкое верещание.Селится чаще по опушкам, реже в глубине лесного массива, но и в том, и другом случае в разреженных насаждениях, обязательно по соседству с большими полянами, лугами или относительно сухими болотами, где она может добыть себе пищу.Основу питания составляют мышевидные грызуны. (Лисица)

9. Творческое задание

Задача: Вообразите и опишите прогулку по Беловежской пуще.

Учитель. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. (Читает ученик). Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков – глаз. Лес оберегает реки от обмеления, поля от засух. Он дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; в лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей. Лес – наше богатство! Наши руки ещё не очень умелы и уста не совсем опытны, мы только учимся, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Опишите лес. Присмотритесь к краскам. Прислушайтесь к звукам. Подумайте о лесных жителях. Напишите пейзажную зарисовку, используя прилагательные. Если кто-то затрудняется сделать эту работу, пусть составит синквейн на тему «Жители Беловежской пущи». (Во время выполнения работы идет показ презентации2 и звучит песня «Беловежская пуща»).

10. Рефлексия

Устная публикация (представление)
Учащиеся по желанию зачитывают свои миниатюры, остальные отмечают, чем услышанный текст понравился. Работы, которые не были зачитаны, ученики «публикуют» в рукописном журнале.

Учитель. Надеюсь, что этот урок еще раз напомнил нам о том, что природа – это наш общий дом! Дорогой друг! Береги природу. Беречь воду, землю – долг и твой, и мой, и каждого человека, живущего на нашей планете. Следует лишь помнить, что жизнь природы, поддерживающая жизнь всех людей на планете Земля – самое главное, что должно быть в центре внимания человека. Довольны ли вы своей работой на уроке? Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет-доволен! Похвалите себя! Я очень довольна вами!

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, –
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье – гоните вы прочь!
Планета в беде! Вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты!..

11. Домашнее задание

Нарисуйте зимний пейзаж красками и опишите его 5-6 предложениями, используя прилагательные.

Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.



Новое на сайте

>

Самое популярное