Домой Участок Тур хейердал и его путешествие на "кон-тики". Теория Тура Хейердала

Тур хейердал и его путешествие на "кон-тики". Теория Тура Хейердала

В разгар этого процесса произошла катастрофа. На остров Пасхи прибыли полинезийцы и начали войну с длинноухими и светлокожими "потомками Кон-Тики". "Длинноухие" строители гигантских статуй и знатоки письма были зверски истреблены пришельцами-людоедами. "Победителем оказался полинезиец, который не привык строить из камня и делать статуи, а собирал на берегу плавник, чтобы вырезывать деревянные фигуры, известные по другим частям Полинезии... Эти воинственные люди оказались одни среди руин на голой сцене острова Пасхи. Они сохранили в своей среде очень небольшой инородный элемент. Такими их и застал Роггевен, когда приподнял занавес для европейского зрителя - через много лет после того, как великая драма кончилась и исполнители главных ролей покинули сцену" (Т. Хейердал. Статуи острова Пасхи.-"Новый мир", 1962, № 9, стр. 229. )

Таким образом, "людей Кон-Тики" постигла печальная судьба. Создав высокую цивилизацию в Андах, они были разгромлены в сражении дикарями индейцами и вынуждены были бежать из Америки за океан. Однако и здесь "длинноухие" были настигнуты дикарями. В жестокой борьбе "короткоухие" полинезийцы окончательно истребили "белых учителей"...

Популярные книги Тура Хейердала "Путешествие на Кон-Тики" и "Аку-аку", излагающие эту теорию, получили известность во всем мире. Они изданы массовыми тиражами в нашей стране и читаются с таким же захватывающим интересом, как фантастические и приключенческие романы. Фактически они стали единственным источником сведений об острове Пасхи для широких кругов читателей. В одном из популярных журналов даже появилась статья "Разгадка тайны острова Пасхи". Эту тайну раскрыли работы Хейердала.

Как же расценивает современная наука "теорию Кон-Тики"?

Романтика и факты

Нет слов - исто­рия «длинноухих», так безжалостно пре­следуемых дикаря­ми, индейцами и по­линезийцами, ро­мантична и печальна. Но... насколько она достоверна? Быть мо­жет, все аргументы, приводимые в пользу «теории Кон-Тики», как иногда называют гипотезу о «белых индейцах», заселив­ших Полинезию, столь же шатки, как и доказательства не менее романтичной и трагической истории гибели Пацифиды? Большинство специалистов по Океании высказали и в советской, и в зарубежной печати свое авторитетное мнение об "американской гипотезе".

Начнем со знаков письменности. "Пума" и "кондор", значки кохау ронго-ронго, оказались близкими родственниками "слона" и "обезьяны" Хевеши. "Кондор", равно как и "слон", - это изображение длинноклювой птицы-фрегат. А "пума", как и "обезьяна", - стилизованная фигура мифического существа.

Столь же относительным кажется многим специалистам и сходство каменных гигантов острова Пасхи и статуй в Тиагуанако. "Я пишу эти строки через несколько недель после возвращения из Тиагуанако, расположенного на берегах озера Титикака, где я исследовал те немногие монолиты, которые возвышаются среди руин этого знаменитого города, - пишет профессор Метро. - Я напрасно искал хотя бы самое малое стилистическое сходство между ними и моаи острова Пасхи. На деле трудно было бы представить себе более различную художественную традицию" (А. Меtrаuх. Easter Island.London, 1957, page 223 ).

А один из специалистов по Южной Америке высказался еще более категорично:

"Статуи острова Пасхи и статуи из Тиагуанако имеют общие черты лишь в том, что и те и другие больших размеров и изготовлены из камня".

("Disselhoff Geschichte der altamerikanishen Kufturen". Mflnchen, 1953, 296 ).

Маловероятной кажется большинству ученых возможность появления "белых пришельцев" в Южной Америке. В самом деле, у самого Хейердала нет четкого представления о том, откуда же взялись на "материке краснокожих" белые люди? Он считает, что они могли появиться "в результате местной эволюции", - но слишком уж неправдоподобно такое предположение; с другой стороны, он высказывает догадку, что эти кочующие носители самобытной культуры могли быть представителями одного из культурных народов Средиземноморья или светлокожими и бородатыми жителями Северной Африки, попавшими на американский континент благодаря морским течениям и пассатам.

"Высказывая такого рода мнения, Хейердал явно находится под впечатлением научно-фантастических работ прошлого века, - пишут советские ученые Н. А. Бутинов, Р. В. Кинжалов и Ю. В. Кнорозов в рецензии на книгу "Аку-аку". - Одно время действительно было в моде разыскивать в Америке пропавшие "десять колен Израиля", таинственных атлантов, выходцев с берегов Средиземного моря и т. д.

Об этом были написаны десятки книг. Начало серьезного изучения древних американских цивилизаций сразу же показало, что они созданы самими индейцами. С тех пор таинственные "белые учителя" индейцев навсегда исчезли со страниц научных трудов по американистике" ("Советская этнография", 1959, № 1, стр. 145. )

Наконец, легенды о заселении острова Пасхи, на которые опирается норвежский путешественник, противоречат его теории.

Ведь в них говорится, что вождь Хоту Матуа и его спутники, первыми прибывшие на остров, были не "длинноухие", а "короткоухие"! И к тому же, легенды говорят о том, что ладьи Хоту Матуа отправились в путь с запада, а не с востока (то есть не из Америки). "Длинноухие" прибыли после "короткоухих", и были они отнюдь не кроткими "белыми учителями". Именно при них развилось на острове людоедство, и когда один из "длинноухих" убил тридцать детей, возмущенные "короткоухие" начали войну и перебили "длинноухих".

"Белые индейцы" из легенд инков назывались "рингрим", то есть "ухо". Испанские хронисты именовали их "орехонес" - "длинноухие". Быть может, "длинноухие" острова Пасхи все-таки являются этими легендарными "орехонес"?

Но, во-первых, обычай удлинять уши существует не только у «бе­лых пришельцев», но и у чернокожих меланезийцев, и краснокожих индейцев, и желтокожих жителей Азии. Во-вторых, люди, прибывшие на остров Пасхи и имевшие обычай искусственно удлинять уши, не назывались «длинноухими»! Их прозвали «ханау еепе»; первые исследователи переводили это, как «длинное ухо». Но крупнейший в мире специалист по языку острова Пасхи Себастьян Энглерт пока­зал, что такой перевод - абсурден. По-рапануйски «епе» значит «ухо», а «еепе» - «дородный», «коренастый». Слово «ханау» означа­ет «раса», «рождаться»; ни один словарь языка острова Пасхи ни переводит слово «ханау», как «длинный».

Можно все-таки принять как очень рискованное предположение, что слово «ханау» означает «длинный». Но и тогда мы получим бес­смыслицу. Сочетание «ханау еепе» в значении «длинное ухо» невоз­можно по правилам рапануиского языка, в котором прилагательное всегда стоит после существительного! А если же мы попытаемся перевести название врагов «длинноухих», именовавшихся «ханау момоко», как «короткоухие», то тогда получится совершенная чепуха Ведь слово «момоко» означает «тонкий». И поэтому у нас получится не «короткое ухо», а «длинный тонкий»! На самом же деле «ханау момоко» переводится, как «каста тонких», «ханау еепе» - «каста дородных», а отнюдь не как «короткоухие» и «длинноухие».

Так, не выдерживая холодной струи научной критики, рассыпаются доказательства в пользу «теории Кон-Тики».

«Мнение Хейер­дала о том, что целый народ (или его остатки) переселился из Америки в Полинезию, представляет собой совершенно необоснованную гипотезу, не подкрепленную ни одним убедительным доказательством»,

Таков вывод советских ученых, с которым соглашается боль­шинство крупнейших зарубежных специалистов по Америке и Полинезии.

Кондратов А.М. Великаны острова Пасхи. М., «Советский художник», 1966 г., с. 118-124.

Биография

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции . С детских лет Хейердал интересовался зоологией . В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка .

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США , завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию . В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск . В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок , которая была отбита с помощью советских кораблей . По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном . Здесь его и застало окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды . Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики », и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар ».

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией : наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии . Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки , судя по цвету их кожи, а не из Англии , как можно было бы считать по их речи.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами … И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас , национальностей , религий и политических убеждений , с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций .

Экипаж «Ра»

Экипаж «Ра-II»

Лодка «Тигрис»

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина . По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове , городе неподалёку от Азовского моря . Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда , соответствующие текстам «Саги об Инглингах », автором которой был Снорри Стурлусон . В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами , и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании , и, наконец, обосновался в Швеции . Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции »). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Последующие годы

Могила Тура Хейердала в Колла-Микери

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма .

В 1991 году 77-летний отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком . Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир, которая была моложе мужа на 18 лет. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи - жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник , а в его доме открыт музей . 18 января 2011 в состав ВМС Норвегии вошёл современный фрегат "Thor Heyerdahl" (F312), названный в честь великого путешественника.

Последователи

Экспедиции Хейердала были яркими событиями, а его героические путешествия на хрупких лодках поражали людское воображение. Несмотря на то что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал, бесспорно, поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии . Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей. Он вводил читателей всех возрастов в мир археологии и этнографии, делая их привлекательными через свои красочные путешествия. Этот норвежский искатель приключений часто ломал рамки обыденного сознания. «Границы? - спрашивал он. - Никогда их не видел, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».

В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестричек».

В и гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики » на плотах «Кантута».

В 2006 году путь «Кон-Тики » повторил экипаж из 6 человек, в составе которого был внук Хейердала Улав Хейердал. Экспедиция называлась «Тангароа » и была организована в память Тура Хейердала с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане . Об этом путешествии был снят фильм.

Критика

Многие теории Тура Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Так, Эрик де Бишоп считал, что имел место лишь культурный обмен между полинезийцами и населением Южной Америки, так как морская техника полинезийцев превосходит технику других народов, что сам доказал плаванием на «Каимилоа».

Милослав Стингл называл «легенду о гениальных блондинах» очень похожей на «теории, не так давно поставившие человечество на грань катастрофы».

Награды и почётные звания

Библиография

  • 1938 - På Jakt efter Paradiset - Hunt for Paradise (рус.перевод «В поисках рая» )
  • 1948 - The Kon-Tiki Expedition: By Raft Across the South Seas (рус. перевод «Путешествие на «Кон-Тики»)
  • 1952 - American Indians in the Pacific: The Theory Behind the Kon-Tiki Expedition (рус. перевод «Тур Хейердал. Приключения одной теории», 1969)
  • 1957 - Aku-Aku: The Secret of Easter Island (рус. перевод «Аку-Аку . Тайна острова Пасхи». )
  • 1968 - Sjøveier til Polynesia (Sea Routes to Polynesia, Chicago: Rand McNally, 1968).
  • 1970 - The Ra Expeditions (рус. перевод «Ра » )
  • 1974 - FATU-HIVA (Back to Nature), (рус. перевод «Фату-Хива: возвращение к природе », 1978)
  • 1978 - Early Man and the Ocean: The Beginning of Navigation and Seaborn Civilizations (рус. перевод «Древний человек и океан», 1982 )
  • 1979 - The Tigris Expedition: In Search of Our Beginnings ((рус. перевод «Экспедиция «Тигрис» )
  • 1982 - «Искусство острова Пасхи»
  • 1986 - The Maldive Mystery (рус.перевод «Мальдивская загадка"

Биография и эпизоды жизни Тура Хейердала . Когда родился и умер Хейердал, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты путешественника, фото и видео .

Годы жизни Тура Хейердала:

родился 6 октября 1941, умер 18 апреля 2002

Эпитафия

Ум, честь и красота,
Величие души и сердца,
Доброта и смелость -
Все в образе твоем.

Биография

В детстве он страшно боялся воды. Скажи ему кто тогда, что однажды он будет плавать в Тихом океане на деревянном плоту, Тур бы сильно удивился. Тем не менее так оно и произошло. Биография Тура Хейердала - история путешественника, ученого, писателя и, наконец, человека, никогда не отступавшего от своих высоких принципов. «Я не ищу приключений ради самих приключений, - как-то сказал Хейердал. - Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий - работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой». Он дал клятву верности своим целям и не отказывался от нее на протяжении всей жизни.

Тур Хейердал родился в Норвегии. Мальчик с детства зачитывался книгами по антропологии - его мама работала в антропологическом музее. После школы юноша окончил естественно-географический факультет университета Осло и вместе с молодой женой отправился в свое первое путешествие - на Маркизские острова, где супруги решили попробовать прожить в условиях девственной природы. Но спустя время им понадобилась медицинская помощь, и острова пришлось покинуть. Тем не менее именно тогда Тур понял, чем он будет заниматься свою дальнейшую жизнь, и это предопределило будущую биографию Хейердала как смелого путешественника, ученого, писателя, антрополога и гуманиста.

После войны он снова продолжил свою научно-исследовательскую деятельность и отправился в экспедицию, прославившую его во всем мире, - «Кон-Тики». Целью экспедиции «Кон-Тики» Хейердала было доказать, что южноамериканские индейцы могли бы добраться по морю до Полинезии. По возвращении Хейердал выпустил книгу «Путешествие на «Кон-Тики», которая была переведена на 67 языков, а документальный фильм о путешествии Тура Хейердала, снятый им в экспедиции, получил премию «Оскар». После такого успеха Хейердала было не остановить - он снаряжал одну экспедицию за другой: на Галапагосские острова, на остров Пасхи, Мальдивские острова и мн. др. Все это время Тур создавал научные работы, выпускал книги о своих гипотезах и экспедициях. А в 2001 году путешественник Хейердал прибыл в Россию, чтобы подтвердить очередное свое предположение о том, что норвежцы были выходцами с Азовского моря. О первом этапе экспедиции была написана книга «В поиска Одина», но второму этапу, увы, не было суждено случиться из-за смерти Хейердала.

Смерть Тура Хейердала наступила 18 апреля 2002 года. Восемь дней спустя состоялись похороны Хейердала. Путешественник скончался в своем имении, там же находится и могила Тура Хейердала. Причиной смерти Хейердала стала опухоль головного мозга. Еще при жизни путешественника на его родине был установлен памятник Хейердалу. Памяти Хейердала был назван фрегат «Thor Heyerdahl», вошедший 18 января 2011 года в состав ВМС Норвегии. В доме Хейердала сегодня находится его музей, в котором собраны суда и предметы, использовавшиеся путешественником во время экспедиций - в том числе и плот «Кон-Тики», лодки Хейердала «Ра» и «Ра II» и другие.

Линия жизни

6 октября 1914 г. Дата рождения Тура Хейердала.
1933 г. Поступление в университет Осло на естественно-географический факультет.
декабрь 1936 г. Женитьба на Лив Кушерон-Торп.
1937 г. Поездка на остров Фату-Хива, где Тур Хейердал вместе с женой провел год в отрыве от цивилизации.
1947 г. Экспедиция «Кон-Тики» через Тихий океан.
1949 г. Развод с Лив, женитьба на Ивонне Дедекам-Симонсен.
1951 г. Получение премии «Оскар» за документальный фильм об экспедиции «Кон-Тики».
1955-1956 гг. Экспедиция на остров Пасхи.
1958 г. Выход книги «Аку-аку» об экспедиции на остров Пасхи.
1969-1970 гг. Путешествия на лодках «Ра» и «Ра-II».
1977 г. Экспедиция на лодке «Тигрис».
1983-1984 гг. Исследования на Мальдивских островах.
1989 г. Выход книги «Остров Пасхи: разгаданная тайна».
1991 г. Исследования пирамид Гуимар на острове Тенерифе, вступление в третий брак - с Жаклин Бир.
1994 г. Открытие Туром Хейердалом зимней Олимпиады в Лиллехаммере.
18 апреля 2002 г. Дата смерти Тура Хейердала.
26 апреля 2002 г. Похороны Тура Хейердала.

Памятные места

1. Город Ларвик в Норвегии, где родился Тур Хейердал.
2. Университет Осло, где учился Тур Хейердал.
3. Дом Хейердала (имение Колла Микери) в Италии, где он скончался и где похоронен Тур Хейердал.
4. Памятник Хейердалу в Норвегии.
5. Музей Кон-Тики в Норвегии, посвященный деятельности Тура Хейердала.

Эпизоды жизни

Хейердал специально подбирал такой экипаж для экспедиций, чтобы в нем были собраны представители разных национальностей, рас, религиозных и политических убеждений. Таким образом Тур хотел показать, что на маленьком плавучем судне могут плодотворно жить и сотрудничать в мире самые разные люди.

Тур Хейердал ненавидел любые формы проявления насилия, он был самым настоящим гуманистом. Такое отношение к людям вызывало симпатию у любого, кто был с ним знаком, - от кубинского команданте до короля Норвегии. В 1954 году Тур побывал на острове Пасхи, местные жители которого отличаются очень настороженным отношением к чужеземцам. Они так полюбили Тура, что даже показали ему свои родовые пещеры и разрешили ему взять оттуда на память то, что он пожелает. Экспонаты с острова Пасхи, подаренные жителями острова Туру, сегодня хранятся в музее Хейердала.

Заветы

«Я не боюсь смерти. Но я ненавижу терять мою жизнь».

«Человек - раб маленького механизма, который отмеряет время и твердит: пора делать то-то и то-то, торопись, не мешкай».


Документальный фильм об экспедиции Тура Хейердала в 1947 году

Соболезнования

«Выражаю самые искренние соболезнования в связи с кончиной великого сына Норвегии, гуманиста, большого друга нашей страны Тура Хейердала. Его выдающиеся исследования морской среды, новаторские работы в области этнографии и археологии по праву вошли в золотой фонд мировой науки».
Владимир Путин, президент РФ

«С уходом из жизни всемирно известного этнографа и археолога Тура Хейердала Норвегия потеряла самобытного и выдающегося исследователя».
Хьель Магне Бундевик, бывший премьер-министр Норвегии

«Тур Хейердал и его деятельность являются вдохновляющим примером для молодых людей, которые хотят найти свою дорогу к знаниям и пониманию».
Йенс Столтенберг, член норвежского парламента, бывший премьер-министр Норвегии

Предлагаем сегодня поближе познакомиться с одним из самых известных людей XX века - Туром Хейердалом. Этот норвежский ученый-антрополог прославился на весь мир благодаря своим экспедициям в экзотические места и многочисленным книгам, посвященным его путешествиям и научным исследованиям. И если большинству наших соотечественников известен ответ на вопрос о том, кто такой Тур Хейердал, то о деталях его личной жизни и профессиональной деятельности осведомлены немногие. Поэтому познакомимся с этим великим человеком поближе.

Хейердал Тур: фото, детские годы

Будущий всемирно известный ученый и путешественник появился на свет 6 октября 1914 года в небольшом норвежского городке под названием Ларвик. Интересно, что в семье Хейердалов было принято называть сыновей именем Тур. Однако, несмотря на то, что как для главы семейства - владельца пивоварни, так и для матери - работницы антропологического музея, их брак оказался третьим по счету, и они уже воспитывали семерых детей, именно младшего сына было решено назвать фамильным именем Тур. Отец, будучи уже немолодым человеком (на момент рождения сына ему исполнилось 50 лет), располагал достаточными средствами и с большим удовольствием путешествовал по Европе. В свои поездки он непременно брал и мальчика. Мать также очень любила Тура и не только осыпала его лаской и вниманием, но и занималась его образованием. Именно благодаря ей у мальчика очень рано проснулся интерес к зоологии. Подобное увлечение и поощрение со стороны родителей привели к тому, что Хейердал Тур создал дома небольшой зоологический музей, самым эффектным экспонатом которого было чучело гадюки. Было здесь и много интересных вещиц, привезенных из дальних стран. Так что совсем неудивительно, что гости приходили к семейству Хейердалов не только на чашку чая, но и на небольшую экскурсию.

Юность

После окончания школы в 1933 году Хейердал Тур поступил в Университет Осло на зоологический факультет, что никого из его близких не удивило. Во время учебы в университете он много времени уделял любимой зоологии, однако стал постепенно увлекаться и древними культурами и цивилизациями. Именно в этот период он пришел к выводу, что современный человек напрочь забыл о вековых традициях и заповедях, что в итоге привело к ряду братоубийственных войн. К слову, Тур сохранил уверенность в этом до самых последних минут своей жизни.

Тяга к странствиям

По окончании семи семестров Хейердалу становится скучно в университете. Ведь на тот момент он уже обладал поистине энциклопедическими знаниями, часть из которых получил от родителей, а часть постиг, благодаря самостоятельному изучению тех или иных вопросов. Он мечтает заняться собственными исследованиями и отправиться в путешествие к далеким экзотическим островам. Тем более что его друзья и покровители Яльмар Брох и Кристин Бонневи, с которыми он познакомился во время поездки в Берлин, готовы были помочь в организации экспедиции к Полинезийским островам с целью выяснить, как там могли оказаться представители фауны, населяющие эти места в наши дни. Интересно, что эта поездка стала для молодого ученого не только захватывающим приключением, но и Ведь перед отплытием Хейердал Тур женился на студентке экономического факультета - красавице Лив Кушерон-Торп. Лив оказалась такой же авантюристкой, как и ее муж. При этом она не только сопровождала Тура в его экспедиции, но и была ему верной помощницей, так как предварительно проштудировала множество книг, посвященных зоологии и Полинезии.

Путешествие на Фату-Хива

В итоге в 1937 году Хейердал Тур со своей супругой Лив отправились к далеким берегам полинезийского острова Фату-Хива. Здесь они учились выживать в дикой природе, познакомились с местными жителями и занимались научными изысканиями. Однако спустя год паре пришлось прервать свою экспедицию. Дело в том, что Тур подхватил довольно опасную болезнь, а Лив забеременела. Поэтому в 1938 году молодые исследователи вернулись в Норвегию. Так завершилось первое путешествие легендарного Хейердала. Об этой экспедиции он рассказал в своей книге «В поисках рая», выпущенной в 1938 году. В 1974 году Тур издал расширенный вариант этого труда, который получил название «Фату-Хива».

Путешествие в Канаду

Через несколько месяцев после возвращения с Фату-Хивы Лив родила сына, которому по семейной традиции дали имя Тур. Спустя еще один год у супругов появился на свет второй сын - Бьерн. Глава семейства продолжал свою научную деятельность, однако постепенно его стали занимать больше люди, а не животные. Таким образом, уехавший в Полинезию ученый-зоолог вернулся на родину антропологом. Его новой целью стал поиск ответа на вопрос о том, как могли древние инки добраться из Америки в Полинезию. А может быть, все было совсем наоборот? Так, Хейердал решает отправиться в Канаду, в места, где раньше проживали индейцы. Он рассчитывал, что здесь могли сохраниться старинные предания о мореплавателях. Однако, несмотря на то что Тур объездил весь запад Канады, ему так и не удалось отыскать необходимые сведения.

Вторая мировая война

Во время экспедиции Хейердала в Канаде началась Вторая мировая война. Будучи истинным патриотом, Тур хотел защищать свою Родину от врага. Для этого он перебрался в Соединенные Штаты и завербовался на армейскую службу. Во время войны семья Хейердала жила сначала в США, а затем переехала в Великобританию.

Путешествия Тура Хейердала: экспедиция «Кон-Тики»

В 1946 году ученый увлекается новой идеей: он полагает, что в глубокой древности американские индейцы могли доплыть до островов в Тихом океане на плотах. Невзирая на негативную реакцию со стороны историков, Тур организует экспедицию под названием «Кон-Тики» и доказывает свою правоту. Ведь он со своей командой смог добраться на плоту от Перу до островов архипелага Таумоту. Интересно, что многие ученые вообще отказывались верить в сам факт этого путешествия до тех пор, пока не увидели снятый в ходе экспедиции документальный фильм. Вернувшись домой, Хейердал развелся со своей женой Лив, которая вскоре вышла замуж за богатого американца. Тур же через несколько месяцев вступает в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен, которая впоследствии родила ему троих дочерей.

Путешествие на остров Пасхи

Хейердал никогда не мог длительное время усидеть на одном месте. Так, в 1955 году он организовал археологическую экспедицию на остров Пасхи. В ее состав входили профессиональные археологи из Норвегии. В ходе экспедиции Тур и его коллеги провели на острове несколько месяцев, исследуя важные археологические объекты. Основное внимание в их работе уделялось экспериментам по высеканию, передвижению и установке знаменитых статуй моаи. Кроме того, исследователи занимались раскопками на возвышенностях Поике и Оронго. По результатам своей работы члены экспедиции опубликовали целый ряд научных статей, которые положили начало изучению острова Пасхи, что продолжается и по сей день. А Тур Хейердал, книги которого всегда пользовались большим успехом, написал очередной бестселлер под названием «Аку-Аку».

«Ра» и «Ра II»

В конце 60-х годов Тур Хейердал увлекся идеей о морском путешествии на лодке из папируса. В 1969 году неугомонный исследователь отправился в плавание на спроектированной по древнеегипетским рисункам лодке под названием «Ра» в плавание через Атлантический океан. Однако из-за того, что плавсредство было сделано из эфиопского камыша, оно довольно быстро размокло, в результате чего членам экспедиции пришлось вернуться назад.

В следующем году на воду спустили вторую лодку, названную «Ра II». Ее доработали с учетом предыдущих ошибок. Тур Хейердал в очередной раз добился успеха, доплыв из Марокко до Барбадоса. Тем самым он смог доказать всеми мировому научному сообществу, что древние мореплаватели могли переплывать через океан под парусами, воспользовавшись Канарским течением. Экспедиция «Ра II» включала в себя представителей разных стран, среди которых был и известный советский путешественник

«Тигрис»

Известной является и еще одна лодка Тура Хейердала под названием «Тигрис». Исследователь построил это плавсредство из тростника 1977 году. Маршрут экспедиции пролегал от Ирака к берегам Пакистана, а затем в Красное море. Благодаря этому Тур Хейердал доказал возможность существования торговых и миграционных контактов между Месопотамией и Индийской цивилизацией. По завершении экспедиции исследователь сжег свою лодку в знак протеста против военных действий.

Неутомимый исследователь

Тур Хейердал всегда жаждал приключений. Не изменил он себе и в 80-летнем возрасте. Так, в 1997 году на встречу к старому другу отправился наш соотечественник и участник экспедиции «Ра II» - Юрий Сенкевич. В рамках своей передачи «Клуб путешественников» он показал зрителю, где живет Тур Хейердал. Герой же рассказа поведал о своих многочисленных планах, среди которых была еще одна поездка на остров Пасхи.

Последние годы

Тур Хейердал, биография которого была очень богата самыми разнообразными событиями, оставался активным и жизнелюбивым даже в весьма преклонном возрасте. Это касается и его личной жизни. Так, в 1996 году, в возрасте 82 лет, известный ученый и исследователь разводится со своей второй женой и сочетается браком с французской актрисой Жаклин Бир. Вместе с супругой он перебрался на Тенерифе, где купил огромный особняк, построенный более трех веков назад. Здесь он с удовольствием занимался садоводством и даже уверял, что из него мог получиться и неплохой биолог.

Умер великий Тур Хейердал в 2002 году в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга. В последние моменты жизни он находился в окружении третьей жены и своих пятерых детей.

Хейердал Тур

норвежский путешественник, этнограф, археолог, учёный-антрополог

Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 г. проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 гг. проплыл на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, в 1977–1978 гг. – на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Эль-Курна (Ирак) – устье Инда – Джибути.

Краткая хронология

1933-36 гг. обучение в университете Осло на факультете естественных наук, специализация география и зоология; изучение истории культуры Полинезии

1936 г. экспедиция в Полинезию на остров Фату-Хива Маркизского архипелага; зарождение теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки

1938 г. издание первой книги норвежского путешественника Тура Хейердала «В поисках рая»

1947 г. экспедиция «Кон-Тики», по итогам которой написана книга «Путешествие на «Кон-Тики»

1955-56 гг. археологическая экспедиция на остров Пасхи, по итогам которой была написана книга «Аку-Аку»

1969-70 гг. попытка пересечь Атлантический океан на лодках из папируса «Ра» и «Ра-II»; об экспедициях написана книга «Экспедиции на „Ра“» и снят документальный фильм

1977 г. экспедиция на тростниковой лодке «Тигрис»

1983-84 гг. исследование курганов, найденных на Мальдивских островах в Индийском океане; по итогам исследования публикация книги «Мальдивская загадка»

1991 г. исследование пирамид Гуимар на острове Тенерифе; по итогам исследования публикация книги «В поисках Одина. По следам нашего прошлого»

1999 г. Тур Хейердал был признан самым знаменитым норвежцем 20 в.

История жизни

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в норвежском городке Ларвик . Отец его был пивоваром. Мать вела домашнее хозяйство. Это была строгая педантичная дама. В духе такой же строгой педантичности она воспитывала и сына. Распорядок дня был почти армейским: в одни и те же часы подъем, туалет, зарядка, завтрак, работа и учеба, обед и т. д. Причем соблюдался этот распорядок неукоснительно. Так, однажды в доме начался пожар. Всем пришлось срочно выбираться на улицу. Но поскольку маленький Тур сидел на горшке, мама не двинулась с места, пока малыш не довел дело до конца. И только тогда мать и сын с достоинством покинули дом. Вот что такое настоящий, а не выдуманный немцами «нордический» характер. В Норвегии таких людей всегда было много, и в этом смысле можно сказать, что Тур Хейердал родился в самой обыкновенной семье. Правда, такая «обыкновенность» дорогого стоит, если в результате воспитания, полученного в этой семье, честность, прямота, любовь к порядку, решимость и отвага становятся для человек самыми обыкновенными качествами, а их отсутствие у других он воспринимает как недуг или извращение. Именно таким обыкновенным человеком, то есть честным, прямым, решительным и отважным, был Тур Хейердал.

С детства Тур мечтал о дальних странах и странствиях. Больше всего привлекали его путешествия в северных широтах. Старшеклассником Тур строил далеко за городом снежное жилище (типа эскимосского иглу) и проводил там несколько суток с другом и собакой. Он всегда помнил, что его страна – родина не только викингов, опередивших Колумба в открытии Америки, но и великих учёных-путешественников – Руаля Амундсена и Фритьофа Нансена.

Но первым настоящим путешествием норвежца стала семейная экспедиция в края южных морей – Полинезию . После окончания факультета естественных наук молодой географ и зоолог Хейердал, разочаровавшийся в академической науке, вместе с молодой женой Лив отправляется на остров Фату-Хива Маркизского архипелага . Там они, удалившись от цивилизации и белых людей, прожили целый год. За этот год Тур Хейердал, познакомившись с местными мифами и преданиями, пришел к выводу, что, вполне возможно, предки туземцев пришли в Полинезию из Южной Америки. В этом его убеждали направления ветров и океанских течений. Они-то, по мнению молодого исследователя, и явились причиной зарождения жизни на островах.

Для Хейердала как учёного главным критерием истины был эксперимент. Как можно проверить гипотезу о заселении Полинезии древними американскими индейцами? Только проделав самому плавание по воле волн и ветров, на судне, максимально схожим с допотопными образцами. Однако осуществить свой план Хейердалу удалось только после окончания Второй мировой войны. А пока шла война, потомку викингов и одновременно лейтенанту армии США пришлось совершать путешествия исключительно в соответствии с военными приказами.

После войны, а именно в 1947 году, научный эксперимент Хейердала был поставлен. В качестве допотопного судна использовался плот «Кон-Тики» из бальсового дерева, которой был построен подобно судам древнейших мореплавателей. Выбор материала для плота определялся не только его необычайно малой плотностью (примерно как у современного пенопласта), но и желанием Хейердала опровергнуть устоявшееся мнение, что путешествия людей на южноамериканских бальсовых плотах через океан, из Перу в Полинезию, были технически невозможны. Таким образом, экспедиция на «Кон-Тики» решала, кроме историко-географической и этнографической, ещё и чисто техническую задачу.

Экспедиция стартовала из перуанского порта Кальяо . 7 смелых моряков отправились по маршруту, которым, согласно местным легендам, прошёл некогда великий вождь Кон-Тики, изгнанный из Перу завоевателями-инками. Плавание длилось больше трёх месяцев, а точнее, сто дней. Это были 100 дней, которые не потрясли мир, как 10 дней семнадцатого года, а, напротив, заставили его притихнуть и с замиранием сердец ждать новых сообщений газет и радио. На сто первый день бальсовый плот под парусом со стилизованным изображением легендарного Кон-Тики и с бородатыми белыми людьми на борту пристал к берегу полинезийского острова Рароиа .

Это была первая победа Тура Хейердала. Ведь до его вмешательства учёные считали предками островитян пришельцев из Индии и Китая, с Ближнего и Дальнего Востока, из Египта, Японии, даже из Атлантиды!

В 1955-1956 годахТур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи . Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике.

Тур Хейердал хотел проверить гипотезу, согласно которой знаменитые статуи при их установке древними обитателями острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, то есть вроде бы «шли» сами. Туру Хейердалу удалось показать всему миру, как это делалось.

Местная легенда утверждала, что эти колоссальные статуи, изображающие вождей племени «короткоухих», от каменоломни, где были изваяны, до места «укоренения» добирались чуть ли не «своим ходом», под мощным воздействием «маны» – магической силы, которая создавалась волевым усилием древних колдунов. В шестидесятых годах, когда в моду вошло увлечение магией и «экстрасенсорикой», а также учениями Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, эту версию стали поддерживать некоторые «научные» журналисты и другие представители образованной публики. Разумеется, Тур Хейердал не входил в число приверженцев этих учений. Как всегда, он решил поставить эксперимент.

Для этого он выбрал одну лежащую не земле статую и применил для её передвижения способ, давно известный грузчикам и такелажникам всего мира, а также и простым гражданам, которым приходится иногда своими силами передвигать шкафы и прочую громоздкую мебель. Этот классический метод позволяет кантовать крупные и массивные предметы на достаточно большие расстояния. В качестве такелажников выступили современные островитяне («короткоухие») под руководством бригадира – «сеньора Кон-Тики». Понадобились прочные верёвки, брёвна, камни и жерди, а также слаженные действия и продуманные команды учёного – и вот статуя средних размеров, пролежавшая 300 лет, приняла вертикальное положение, постояла, словно раздумывая, и – медленно, вперевалку, двинулась к месту назначения, поворачиваясь выразительным носатым лицом то в одну, то в другую сторону. Кинооператоры засняли эту сцену, чтобы весь просвещённый мир увидел, как двигаются «своим ходом» гигантские моаи – статуи острова Рапа-Нуи.

Конечно, опыт Хейердала с передвижением длинноухого истукана не претендовал на объяснение других жгучих тайн древности – таких, как сооружение Баальбекской веранды из каменных блоков, тысячекратно более массивных в сравнении со скромной рапануйской статуей, строительство великих пирамид Гизы и иных колоссов древней архитектуры. Но научная и историческая значимость этого эксперимента важна хотя бы по той простой причине, что в последующих публикациях об острове Паски и его статуях таинственная «мана» рапануйских колдунов, участие инопланетян и прочая околонаучная составляющая стала занимать всё меньше места.

Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке.

Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то, что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно 5 месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Экспедиция Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» , сплетенной из тростника по образу древнешумерских судов, подтвердила, что месопотамский тростник также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает наибольшей водостойкостью. Это наверняка знали шумерские строители лодок, которые на подобных «тигрисах» поднимались от устья Инда и Красного моря. К сожалению, экипаж «Тигриса» не смог на сто процентов выполнить намеченную программу: когда корабль оказался в зоне войны, раздиравшей тогда Ближний Восток, и был задержан военными властями, то команда в знак протеста подожгла своё судно.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивские острова ставила своей целью подтвердить, что задолго до арабов и Васко да Гамы в этих местах побывали таинственные древние мореплаватели, оставившие после себя каменные скульптуры неизвестных бородатых людей, длинноухих, как истуканы на острове Пасхи.

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого» . Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам «Саги об Инглингах», автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1 000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

В 2001 году Хейердал приехал в Россию и, выступая перед учёными и журналистами Ростова-на-Дону, огорошил и одновременно воодушевил их заявлением: «Возможно, предки скандинавов были выходцами из Азово-Кавказского региона!» Неутомимый исследователь основывался на текстах известного средневекового историка Снорре Стурлуссона, в которых говорится, что свыше 2 000 лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий вождь Огден со своими воинами-асами. Это сразу вызывает в памяти имя Одина, верховного бога скандинавов и предводителя героического племени асов. «Если Огден и Один – одно и то же лицо, то не от названия ли народа асов происходят названия города Азов и Азовского моря?» – задавался вопросом учёный, начиная археологические раскопки посреди городских кварталов Азова, и пояснял журналистам «Мне не обязательно доказывать, что я прав, что Снорре описал реальные события. Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы».

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали Тура Хейердала самым знаменитым норвежцем XX века . Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен 11 почётных степеней университетов Америки и Европы.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.



Новое на сайте

>

Самое популярное