Домой Проекты домов Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути. Способы добычи нефти Каким путем идут крупнейшие танкеры

Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути. Способы добычи нефти Каким путем идут крупнейшие танкеры

10 класс. ТЭК Вариант 1

1. Какое из американских государств входит в ОПЕК?

А) США б) Мексика в) Бразилия г) Панама д) Венесуэла е) Чили

2.Где находится штаб квартира ОПЕК? а) Стамбул б) Вена в) Варшава г) Брюссель д) Лондон

3. Каким путем идут крупнейшие нефтяные танкеры?

а) Через Суэцкий канал из Персидского залива в Европу; в) из Индонезии в Европу;

Б) вдоль берегов Африки из Персидского залива в Европу; г) из Венесуэлы в США.

4. В Европе странами, ведущими добычу нефти, являются:

а) Дания, Италия, Норвегия, Великобритания;

Б) Франция, Португалия, Швейцария;

В) Финляндия, Швеция, Бельгия, Греция.

5. Установите соответствие:

1. Страны, добывающие уголь только для собственного использования.

2. Страны экспортирующие часть угля. а) Япония, США, Италия, Великобритания, Франция.

3. Страны импортеры. б) Индия, Казахстан, Украина, ФРГ, Великобритания.

В) Китай, Австралия, Россия, Польша, Канада, ЮАР.

6. Установите соответствие:

1. ГЭС а) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Танзания, Непал;

2. ТЭС б) Франция, Япония, Южная Корея, Швеция, Бельгия;

3. АЭС в) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай.

7. Среди стран Восточной Европы по запасам гидроэнергоресурсов выделяются:

1) Латвия и Литва; 2) Польша и Чехия; 3) Болгария и Македония; 4) Румыния и Словакия.

8. Основными угледобывающими странами являются: А) развитые Б) развивающиеся

9. Наиболее высокая доля энергии, производимой на АЭС, характерна:
А) для Польши Б) для Франции В) для Норвегии

10. Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.

11. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей восьмерке стран второе место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место?

10 класс. ТЭК Вариант 2

1. Сколько стран входит в ОПЕК? а) 5 б) 7 в) 10 г) 12 д) 15

2. Большая часть нефти добывается:

а) в развитых странах Европы; в) в развивающихся странах Африки;

Б) в развивающихся странах Азии; г) в развивающихся странах Латинской Америки.

3. Выберите ведущие страны Африки по добыче нефти:

а) Нигерия б) Алжир в) Египет г) Ливия д) ЮАР е) Габон ж) Марокко

4. Расставьте страны по мере убывания в них разведанных запасов нефти.

1. Саудовская Аравия 2. Иран 3. Россия 4. США

5. Доля, какого вида топлива дошла в ХХ век до 80%? а) газ б) уголь в) уран г) нефть

6. Установите соответствие:

1. Страна занимает 10 место по производству электроэнергии, доля ГЭС – 93%. А. Франция

2. Страна занимает 7 место по производству электроэнергии, доля АЭС – 77%. Б. Россия

3. Страна занимает 4 место по производству электроэнергии, доля ТЭС – 72%. В. Бразилия

7. Установите соответствие в структуре выработки электроэнергии:

1. ТЭС А. 17%

2. ГЭС Б. 20%

3. АЭС В. 62%

4. Альтернативные электростанции Г. 1%

8. Крупнейшими производителями нефти в мире являются страны:

А) Западной Азии Б) Африки В) Латинской Америки

9. Расположите электростанции по мере уменьшения их доли в мировом производстве электроэнергии: А) ГЭС Б) АЭС В) ТЭС

10. Почему основные покупатели газа находятся в северном полушарии?

11. Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов?

10 класс. ТЭК ОТВЕТЫ

Вариант 1

10. Почему из стран Ближнего Востока нефть везется и вдоль Африки, и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.

Глубина Суэцкого канала невелика, поэтому через него не могут пройти танкеры с большой осадкой судна.

11. Как объяснить, что Япония, занимая в ведущей восьмерке стран второе место по производству промышленной продукции, по потреблению первичных энергетических ресурсов на душу населения занимает четвертое место?

Япония с успехом внедряет энергосберегающие технологии в производство, что вызвано необходимостью. Не имея собственного топлива, она вынуждена закупать его.

Вариант 2

10. Почему основные покупатели газа находятся в северном полушарии?

Газ в странах "Севера" используется не только как топливо, сырье для химической промышленности, но и как топливо на ТЭС и ТЕЦ. (развитые страны, нет или недостаточно своих топливных ресурсов)

11. Почему Индия и Китай, входящие в десятку стран, по объему промышленного производства относятся к группе стран с низким потреблением энергетических ресурсов?

Эти страны с высокой численностью населения и на 1 человека получается низкий показатель потребления энергоресурсов.

1. Россия занимает почетное первое место среди стран, добывающих нефть. Ежедневно на территории Российской Федерации добывается более 10.124.000 баррелей. По некоторым данным оставшиеся запасы нефти не превышают 50 миллиардов баррелей. Более 12% всей добываемой нефти в мире добывают именно в России .

7 место - Самотлорское 7,1 млрд тонн

2. Саудовская Аравия - это вторая в мире страна по объему добываемой нефти. В Саудовской Аравии добывается чуть более 10 миллионов баррелей в сутки. На сегодняшний день эта страна является наиболее крупным экспортером нефти. По некоторым данным, в землях Саудовской Аравии залегает пятая часть всей оставшейся нефти мира.

Аль-Гавар 20 млрд.тонн

3. США занимает почетное третье место. По данным экспертов, в землях Соединенных Штатов залегает 21 миллиард баррелей нефти. Ежедневно на территории США добывается около 9,6 миллионов баррелей, что составляет приблизительно 11% всей добываемой нефти.

4. В Китае добывают около 5% всей нефти мира. Это составляет приблизительно 4,3 миллиона баррелей в день. Общий запас страны составляет чуть более 20 миллиардов баррелей.

5. Иран играет очень важную роль в нефтяном бизнесе. Ведь нефть добываемая в Иране очень высокого качества, что позволяет экспортировать её по более выгодным ценам. Иран добывает около 4,25 миллионов баррелей в день.

6. Канада. Нефтяной бизнес является главной промышленностью в Северной Америке. Именно Канада является наиболее близким поставщиком нефти в США. Между тем, в Канаде добывают более 3,3 миллионов баррелей в день.

7. Мексика. Наряду с Саудовской Аравией и Канадой Мексика так же является поставщиком нефти в США. Ежедневно выкачивая около 3 миллионов баррелей, Мексике принадлежит 3,5% всей добываемой нефти в мире.

Самое крупное в мире - Чиконтепек 22,1 млрд.тонн

8. Объединенные Арабские Эмираты добывают около 2,8 миллионов баррелей в день, что составляет около 3,3% от всей добываемой нефти. Однако по объемам нефтяных запасов ОАЭ стоит на шестом месте. На сегодняшний день ОАЭ обладает одной из наиболее развитых экономик западной Азии.

9. Бразилия. Страна имеет более 8,5 миллиардов запасов нефти, при этом добывая чуть более чем 2,5 миллиона баррелей в день. В Бразилии самое богатое месторождение нефти называется Tupi oil Field. Кариока Сугар Лоаф 11 млрд.тонн Расположено в Атлантическом океане 330 км юго-востоку от г. Сан-Паулу

10. Кувейт. В этой стране нефть добывают практически такими же темпами что и в Бразилии. Страна не спешит добывать нефть большими объемами. Добывая чуть менее 2,5 миллиона баррелей в день, страна знает, что общие запасы превышают 104 миллиарда баррелей.

Итоги: Россия, которая официально отказалась от экспорта нефти и добывает её наиболее быстрыми темпами, имеет практически самые высокие цены на бензин. Ни для кого не секрет, что во многих странах включая ОАЭ, стоимость качественного бензина не превышает 3-6 рублей за литр. И только у нас в стране бензин не имеет надлежащего качества, стоит более 25 рублей за литр и кроме этого на заправках его умудряются разбавлять и даже нагло не доливать. Себестоимость бензина в России значительно меньше. Ведь более 60% от конечной стоимости - это сборы, налоги и акцизы . 1 баррель нефтяной ≈ 0,1364 тонн = 136,4 нефти.

Магистральные нефтепроводы опутали планету Земля подобно паутине. Их главное направление нетрудно определить: от мест добычи нефти они направляются либо к местам переработки нефти, либо к местам погрузки на танкеры. Именно по этой причине задача транспортировки нефти привела к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в намного превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.

Магистральный нефтепровод — трубопровод, предназначенный для транспортировки товарной нефти из районов их добычи (от промыслов) или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа.

Лидерами среди операторов трубопроводного транспорта являются российская компания ОАО «Транснефть» (ее предприятия имеют самую большую в мире систему нефтепроводов – более 50000 километров) и канадское предприятие «Enbridge» . По прогнозам специалистов в США системы нефтепроводов достигли своего оптимального уровня, и потому их прокладка будет заморожена на нынешнем уровне. Сооружение нефтепроводов будет увеличиваться в Китае, Индии и, как бы это не казалось странным, в Европе, поскольку там идет тотальная диверсификация поставок.

Канада

Самые длинные трубопроводы, кроме Европейского континента, находятся в Канаде и направляются в центр континента. Среди них нефтепровод «Редуотер – Порт-Кредит» , длина которого составляет 4840 километров.

США

США – крупнейший в мире производитель и потребитель энергии. Нефть является главным источником энергии для США, и сейчас она обеспечивает до 40% потребностей страны. У Соединенных Штатов система нефтепроводов очень разветвленная, особенно густо они покрывают юго-восток страны. Среди них можно выделить следующие нефтепроводы:

— нефтепровод диаметром 1220 мм, предназначенный для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на её юге. Пересекает штат Аляска с севера на юг, длина нефтепровода 1288 км. Состоит из трубопровода сырой нефти, 12 насосных станций, нескольких сот километров подводящих трубопроводов, и терминала в городе Валдиз. Строительство нефтепровода началось после энергетического кризиса 1973 года. Подорожание нефти сделало экономически выгодным ее добычу в Прадхо-Бей. Строительство столкнулось со множеством проблем, главным образом очень низкой температурой и труднопроходимой, изолированной местностью. Нефтепровод был одним из первых проектов, столкнувшихся с проблемами вечной мерзлоты. Первый баррель нефти был перекачан по нефтепроводу в 1977 году. Является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. Трансаляскинский нефтепровод был спроектирован инженером Егором Поповым так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Он был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м, при помощи специальнойгравийной подушки, и на 1,5 метра вертикально. Кроме того прокладка трассы нефтепровода осуществлялась зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. Пропускная способность нефтепровода 2130000 баррелей в сутки.

Магистральная нефтепроводная система «Seaway» — 1080 километровый нефтепровод, транспортирующий нефть от Кушинга (штат Оклахома) до терминала и распределительной системы Фрипорта (штат Техас), находящейся на побережье Мексиканского залива. Нефтепровод является важным звеном транспортировки сырой нефти между двумя нефтяными регионами в Соединенных Штатах. Магистральный трубопровод был введен в эксплуатацию в 1976 году и изначально был предназначен для передачи иностранной нефти из портов Техаса на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе. В таком направлении нефть прокачивалась вплоть до 1982 года, когда было принято решение о транспортировке природного газа по данному трубопроводу, но в обратном направлении — с севера на юг. В июне 2012 года по трубопроводу снова прокачивается нефть. Мощность нефтепровода 400000 баррелей в сутки. Вторая нитка трубопровода сдана в эксплуатацию в декабре 2014 года и идёт параллельно первой очереди «Seaway» . Мощность второй нитки 450000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Flanagan south» введен в эксплуатацию в 2014 году и имеет протяженность 955 километров, пересекая штаты Иллинойс, Миссури, Канзас и Оклахома. Трубопровод транспортирует нефть из Понтиака (штат Иллинойс) до терминалов Кушинга (штат Оклахома). Трубопроводная система имеет семь насосных станций. Нефтепровод «Flanagan south» обеспечивает дополнительную мощность, необходимую для поставки нефти до нефтеперерабатывающих предприятий Северной Америки, и далее с помощью других нефтепроводов на побережье Мексиканского залива США. Мощность нефтепровода приблизительно 600000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Spearhead» — 1050 километровый нефтепровод диаметром 610 мм, который транспортирует сырую нефть из Кушинга (штат Оклахома) к главному терминалу Чикаго (штат Иллинойс). Мощность нефтепровода 300000 баррелей в сутки.

Первый магистральный нефтепровод диаметром 1000 мм в США был построен в 1968 году для транспортировки нефти из Сент-Джеймса (штат Новый Орлеан) до Патоки (штат Иллинойс). Протяженность нефтепровода составляет 1012 километров. Мощность нефтепровода «Сент-Джеймс» — «Патока» 1175000 баррелей в сутки.

Нефтепроводная система «Keystone» — сеть нефтепроводов в Канаде и Соединенных Штатах. Подает нефть с нефтеносных песков Атабаски (Альберта, Канада) на нефтеперерабатывающие заводы в США в Стил-Сити (штат Небраска), Вуд-Ривер и Патока (штат Иллинойс), с побережья Мексиканского залива Техаса. Кроме синтетической нефти и расплавленного битума (дилбит) с нефтеносных песков Канады, также транспортируют светлую сырую нефть с Иллинойсского бассейна (Баккен) до Монтаны и Северной Дакоты. Три этапа проекта находятся в эксплуатации - четвертый этап ждет одобрения правительства США. Участок I, поставляющий нефть с Хардисти (Альберта) в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока, был завершен летом 2010 года, протяженность участка 3456 километров. Участок II, ответвление Кистоун-Кушинга, было завершено в феврале 2011 года с трубопровода от Стил-Сити до хранилищ и объектов распределения в крупном хабе Кушинг (штат Оклахома). Эти два этапа имеют потенциал для прокачки нефти до 590 000 баррелей в сутки к нефтеперерабатывающим предприятиям Среднего Запада. Третий этап, ответвление с побережья Мексиканского залива, открыт в январе 2014 года, имеет мощность до 700 000 баррелей в сутки. Общая протяженность нефтепровода составляет 4720 километров.

Нефтепроводная система «Enbridge» — трубопроводная система, которая транспортирует сырую нефть и расплавленный битум из Канады в США. Общая протяженность системы составляет 5363 километра, включая несколько путей. Основными части системы являются 2306-километровый учаток «Enbridge» (канадский участок магистрали) и 3057-километровая участок «Lakehead» (участок магистрали США). Средняя пропускная мощность нефтепроводной системы 1400000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Нью-Мексико – Кушинг» — протяженность 832 километров, пропускная мощность 350000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Мидланд – Хьюстон» — протяженность 742 километров, пропускная мощность 310000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Кушинг – Вуд Ривер» — протяженность 703 километров, пропускная мощность 275000 баррелей в сутки.

Крупнейшие зарубежные нефтепроводы Диаметр, мм Длина, км Год постройки
Нефтепроводная система «Enbridge» (Канада, США) 457 — 1220 5363 1950
Нефтепроводная система «Keystone» (Канада, США) 762 — 914 4720 2014
Нефтепровод «Казахстан — Китай» 813 2228 2006
Нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» (Азербайджан, Грузия, Турция) 1067 1768 2006
Нефтепровод «Tazama» (Танзания, Замбия) 200 — 300 1710 1968
Восточно-Аравийский нефтепровод (Саудовская Аравия) 254 — 914 1620
«Трансаляскинский нефтепровод» (США) 1220 1288 1977
Трансаравийский нефтепровод «Таплайн» (приостановленный) (Саудовская Аравия, Сирия, Иордания, Ливан) 760 1214 1950
Нефтепровод «Seaway» (Кушинг — Фрипорт, США) 762 1080 1976
Нефтепровод «Чад — Камерун» 1080 2003
Нефтепровод «Spearhead» (Кушинг — Чикаго, США) 610 1050
Нефтепровод «Сент-Джеймс — Патока» (США) 1067 1012 1968
Центрально-Европейский нефтепровод (приостановленный) (Италия, Германия) 660 1000 1960
Нефтепровод «Киркук — Джейхан» (Ирак, Турция) 1020 — 1170 970
Нефтепровод «Хасси Мессауд» — Арзю» (Алжир) 720 805 1965
Нефтепровод «Flanagan South» (Понтиак — Кушинг, США) 914 955 2014
Нефтепровод «Эджеле — Сехира» (Алжир, Тунис) 610 790 1966
Южно-Европейский нефтепровод (Лаверт — Страсбург — Карлсруэ) 864 772
Нефтепровод «Сальяко — Баиа-Бланка» (Аргентина) 356 630
Латинская Америка

В Бразилии, Венесуэле и Мексике открыты новые месторождения нефти. Теперь эти государства полностью обеспечены энергоресурсами, поставку которых обеспечивают такие нефтепроводы, как «Сальяко – Байя-Бланка» в Аргентине протяженностью 630 км, нефтепровод «Рио-де-Жанейро – Белу-Оризонти » в Бразилии протяженностью 370 км, а также нефтепровод «Сикуко – Ковеньяс» в Колумбии протяженностью 534 км.

Европа

Европа имеет большие запасы нефти и газа. Из стран, входящих в Европейский Союз, 6 – производители нефти. Это Великобритания, Дания, Германия, Италия, Румыния и Нидерланды. Если взять ЕС в целом, то он является крупнейшим производителем нефти и занимает седьмое место, а также второе место по ее потреблению в мире. Доказанные запасы нефти стран ЕС на начало 2014 года составляют 900 млн тонн. Одна из самых крупных магистралей – Южно-Европейский нефтепровод , которая транспортирует нефть от порта Лаверт в Карлсруэ через Страсбург. Протяжённость данного нефтепровода составляет 772 км.

Нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» , предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположен на берегу Средиземного моря. Нефтепровод введен в эксплуатацию 4 июня 2006 года. В настоящее время по нефтепроводу прокачивается нефть с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и конденсат с месторождения «Шах-Дениз». Протяжённость нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» составляет 1768 километров. Нефтепровод проходит по территории трёх стран - Азербайджана (443 км), Грузии (249 км) и Турции (1076 км). Пропускная способность составляет 1,2 млн баррелей нефти в сутки.

Центрально-европейский нефтепровод — приостановленный трубопровод для сырой нефти, который пересекает Альпы проходя по маршруту Генуя (Италия) — Феррара — Эгль — Ингльштадт (Германия). Нефтепровод сдан в эксплуатацию в 1960 году и снабжал нефтеперерабатывающие заводы Баварии. Нефтепровод закрылся 3 февраля 1997 из-за проблем с экологией и высоких санационных издержек. Протяженность нефтепровода 1000 километров.

Россия

Один из самых старых отечественных нефтепроводов – «Дружба» . Система магистральных нефтепроводов построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Восточной Европы. Маршрут проходит от Альметьевска (Татарстан) через Самару до Мозыря и разветвляется на северный и южный трубопроводы. Северный проходит по Белоруссии, Польше, Германии, Латвии и Литве, южный – по Украине, Чехии, Словакии и Венгрии. В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. Рабочая мощность нефтепровода составляет 66,5 млн тонн в год.

Действует также нефтепровод БТС-1 , который связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Целями строительства балтийской трубопроводной системы было повышение мощности сети экспортных нефтепроводов, снижение издержек на экспорт нефти, а также необходимость снижения рисков транзита нефти через другие государства. Пропускная мощность нефтепровода составляет 70 млн тонн в год.

Крупнейшие нефтепроводы России Диаметр, мм Длина, км Год постройки
Нефтепровод «Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск» 720 3662 1959 — 1964
Нефтепровод «Дружба» 529 — 1020 8900 1962 — 1981
Нефтепровод «Усть-Балык – Омск» 1020 964 1967
Нефтепровод «Узень – Атырау – Самара» 1020 1750 1971
Нефтепровод «Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» 1220 2119 1973
Нефтепровод «Александровское – Анжеро-Судженск – Красноярск – Иркутск» 1220 1766 1973
Нефтепровод «Уса – Ухта – Ярославль – Москва» 720 1853 1975
Нефтепровод «Нижневартовск – Курган – Самара» 1220 2150 1976
Нефтепровод «Самара – Тихорецк – Новороссийск» 1220 1522 1979
Нефтепровод «Сургут – Нижний Новгород – Полоцк» 1020 3250 1979 — 1981
Нефтепровод «Колмогоры – Клин» 1220 2430 1985
Нефтепровод «Тенгиз – Новороссийск» 720 1580 2001
Нефтепровод «Балтийская трубопроводная система» 720 — 1020 805 1999 — 2007
Нефтепровод «Балтийская трубопроводная система-II» 1067 1300 2009 — 2012
Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» 1020 — 1200 4740 2006 — 2012

Всем известен и нефтепровод БТС-2 от города Унеча в Брянской области до Усть-Луги в Ленинградской области, призванный стать альтернативным маршрутом поставок российской нефти в Европу, который заменит нефтепровод «Дружба» и позволит избежать транзитных рисков.

ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» ) - нефтепровод, проходящий от города Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. Строительство трубопровода ВСТО уже признано уникальным по целому ряду показателей, таких, как протяженность (4740 км), условия труда, уникальная забота об экологии и невиданный синергетический эффект для экономики региона. Основная цель его заключается в том, чтобы стимулировать нефтяные компании осваивать месторождения Восточной Сибири, и диверсифицировать поставки нефти, подключив крупных потребителей в АТР. Свою роль сыграли и геополитические факторы — ряд законов в странах Европы, которые были направлены против зависимости от российской нефти. В такой ситуации правильнее всего заранее искать новые рынки сбыта.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) - крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. Соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

Китай

Сегодня Китай потребляет 10 млн баррелей нефти в день, хотя добывает всего 200 млн т в год. Поскольку собственных ресурсов в стране мало, с каждым годом он все больше будетзависеть от импорта нефти и газа. Для решения этой проблемы и в собственных целях Россия построила ВСТО-1 протяженностью более 2500 км. Он проходит от Тайшета до Сковородино, а его пропускная способность – 30 млн т в год. Сейчас идет строительство второй части до порта Козьмино (Тихоокеанское побережье), пока же поставки осуществляются по железной дороге. В Китай нефть поставляется по отрезку магистрали Сковородино – Дацин.

Благодаря прокладке второй нитки трубопровода проект ВСТО-2 предполагает увеличение пропускной способности до 80 млн т в год. Его планируют запустить в декабре 2012 г.

Казахстан

Нефтепровод «Казахстан-Китай» является первым для Казахстана нефтепроводом, позволяющим напрямую осуществлять импорт нефти за рубеж. Протяженность трубопровода составляет порядка 2000 километров и простирается от Каспийского моря до города Синьцзян в Китае. Трубопровод принадлежит Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) и нефтяной компании казахского КазМунайГаз. Строительство газопровода было согласовано между Китаем и Казахстаном в 1997 году. Строительство нефтепровода осуществлялось в несколько этапов.

Ближний Восток

Южно-Иранский нефтепровод длиною 600 км проложен до Персидского залива и является выходом на мировые нефтяные рынки.

Нефтепровод «Киркук — Джейхан» — 970 километровый нефтепровод, самый большой нефтепровод Ирака, соединяющий Киркукское месторождение (Ирак) с нефтеналивным портом в Джейхане (Турция). Нефтепровод состоит из 2 труб диаметром 1170 и 1020 миллиметров, с пропускной способностью в 1,100 и 500 тысяч баррелей в день соответственно. Но сейчас нефтепровод не использует всех свои мощностей и фактически через него проходит около 300 тысяч баррелей в день. Во многих местах трубы нуждаются в значительном ремонте. С 2003 года с Иракской стороны работа нефтепровода усложнялась многочисленными актами саботажа.

Трансаравийский нефтепровод — 1214 километровый нерабочий ныне нефтепровод, который пролегал от Аль-Кайсума в Саудовской Аравии до Сайды (нефтеналивной порт) в Ливане. Он служил важной частью мировой нефтяной торговли, американской и внутриближневосточной политики в период своего существования, а также способствовал экономическому развитию Ливана. Пропускная способность составляла 79000 м 3 в сутки. Строительство трансаравийского нефтепровода началось в 1947 году и велось, в основном, под руководством американской компанией Bechtel. Первоначально он должен был заканчиваться в Хайфе, которая находилась тогда под британским мандатом в Палестине, но в связи с созданием государства Израиль, был выбран альтернативный маршрут через Сирию (Голанские высоты) в Ливан с портовым терминалом в Сайде. Перекачивание нефти по трубопроводу началось в 1950 году. С 1967 года в результате Шестидневной войны, часть трубопровода, которая проходила через Голанские высоты перешла под израильский контроль, но израильтяне не перекрыли трубопровод. После нескольких лет постоянных диспутов между Саудовской Аравией, Сирией и Ливаном о транзитных сборах, появления нефтяных супертанкеров, и аварий на нефтепроводе, часть линии севернее Иордании прекратила функционировать в 1976 году. Оставшаяся часть нефтепровода между Саудовской Аравией и Иорданией продолжала транспортировать небольшие объёмы нефти вплоть до 1990 года, когда Саудовская Аравия прекратила поставки в ответ на нейтралитет Иордании во время первой войны в Персидском заливе. Сегодня, вся линия непригодна для транспортировки нефти.

краткое содержание других презентаций

«Горно-металлургический комплекс» - Сырьё. База тяжёлых металлов. Особенности металлургии. Потребительский фактор. Металлургические базы России. Металлургические заводы полного цикла. Центр чёрной металлургии. Металлургический комплекс. Состав и значение МК. Предприятия. Размещение МСК. Цветные металлы. Состав МСК. Машиностроительный комплекс. Размещение металлургического производства.

«Горнодобывающая промышленность и металлургия» - Международная торговля железной рудой. Факторы производства. Центры черной металлургии. Горнодобывающая промышленность и металлургия. Металлургия. Главные страны по производству цветных металлов. Добыча бокситов. Центры цветной металлургии. Центры горнодобывающей промышленности. Размеры производства. Горнодобывающие державы. Горнодобывающая промышленность. Мировая добыча.

«Тест по металлургии» - Крупные центры металлургии. Представление о металлургическом комплексе. Качество стали. Металлургия. Представление о способах получения металлов. Металлургический комплекс. Экономические трудности. Предприятия чёрной металлургии. Водород. Формула. Металл, принесённый в жертву «рыжему дьяволу». Виды металлургии. Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Основные продукты черной металлургии.

«Выксунский металлургический завод» - Выксунский металлургический завод. Основная продукция ВМЗ. Сегодня. Окрестности Выксы идеально подходили для создания нового металлургического производства. Продукция ВМЗ. Продукция ВМЗ соответствует мировым и отечественным стандартам качества. В советскую эпоху. Находится на территории города Выкса Нижегородской области. Металлургические предприятия Росии. С 1999 года входит в состав Объединенной металлургической компании.

«Состав металлургического комплекса» - Схема металлургического комбината. Представление о металлургическом комплексе. Производство стали в РФ. Металлургический комплекс. Отрасль комплекса. Пути решения экологических проблем. Факторы размещения. Значение металлургического комплекса. Комбинирование. Типы предприятий чёрной металлургии. Стадии производственного процесса. Перспективы. География отрасли. Более 60% всей стали производится в России.

«Металлургический комплекс РФ» - Лидеры по добыче железной руды. Влияние НТР на чёрную металлургию. География отрасли. Организации, связанные с чёрной металлургией. Отрасль промышленности. Кислородно-конвертерный процесс. Черная металлургия. Состав ОПЕК. Электрометаллургия. Районы и центры. Крупные металлургический компании мира. Способы выплавки. Чугун. Практическая работа. Технологический процесс. Тенденции развития отрасли. Сочетание запасов каменного угля и железной руды.

Под ударом западных санкций крупнейшие российские компании теряют капитализацию, контракты, технологии. О том, как в этих условиях живут небольшие производители нефти, о технологиях, налогах и даже качестве бензина в интервью «ФедералПресс» рассказала генеральный директор ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун.

Сказываются ли санкции на работе небольших нефтяных компаний? Могут они прожить, например, без западных технологий?

– Независимые, в том числе малые нефтедобывающие, компании (ННК) – часть нефтедобывающего комплекса страны. И участникам нашей ассоциации, как и крупным холдингам, тоже нелегко. Вместе с тем, небольшие частные компании не работают на шельфовых и сланцевых месторождениях, а ведь именно на поставки оборудования и технологий для разработки такого рода запасов были в первую очередь нацелены санкции. ННК работают преимущественно на отечественном и китайском оборудовании, используют инновационные российские технологии.

Только российские и китайские, но почему?

– Компании нашего сектора не пользуются услугами крупных международных сервисных компаний, в отличие от большинства ВИНК. Такие гиганты нефтесервиса, как «Шлюмберже», «Халибертон»для ННК, честно говоря, просто не по карману. Поэтому они или привлекают в подрядчики небольшие отечественные компании, или создают свои собственные сервисные службы, то, что мы называем «путь «Сургутнефтегаза». Так что наши относительно крупные участники, как, например, «Иркутская нефтяная компания», или даже не очень крупные, как «Юкола-нефть», имеют свои сервисные службы.

Конечно, технология разработки во многом зависит от масштаба месторождения, у небольших участков – своя специфика. Недаром все «отцы-командиры» вертикально-интегрированных компаний, такие как Вагит Алекперов, Игорь Сечин, говорят, что мелкие месторождения – зона компетенции небольших частных предприятий.

С технологиями – все понятно. Тогда что же сегодня волнует независимых нефтедобытчиков?

– Высокие налоги. Для нефтяных компаний независимого сектора очень важно, когда будет завершен налоговый маневр, ведь больше половины из них вообще не имеют экспорта, и для них обещанное снижение или обнуление экспортной пошлины на сырую нефть не имеет экономического смысла. А вот одновременное повышение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) серьезно увеличит налоговую нагрузку. Хочется, чтобы все же Минэнерго отстояло в Минфине позицию отрасли, что большой налоговый маневр нужно заканчивать к 2023 году.

Надо завершить налоговый маневр, когда закончится модернизация нефтеперерабатывающих заводов, включая самые небольшие. Независимые заводы почти на 70% загружаются нефтью с наших независимых добывающих предприятий. Мы две части одного целого – независимая добыча не может быть без независимой переработки. И если налоговый маневр закончится в этом или следующем году – это будет очень плохо и для небольших НПЗ, и для нефтедобытчиков. Из независимых частных НПЗ даже такие относительно крупные заводы, как Антипинский, Новошахтинский НПЗ, у которых 5-10 млн т переработки в год и то не успевают закончить программу модернизации. Что уж говорить про небольшие производства.

При этом небольшие заводы часто обвиняют в некачественной продукции.

– Я подчеркиваю, мы не за некачественное топливо. Я сама автомобилист, заправляюсь всегда у одной компании, и вовсе не адепт какого-нибудь бодяжничества. Но есть своя линейка продуктов, которые выпускают эти мини-НПЗ. Это, к примеру, сырье для нефтехимии. Их продукция востребована не транспортными отраслями – горно-обогатительными комбинатами, сельским хозяйством, даже дачниками.

Мне кажется правительство до конца не понимает важность независимых НПЗ, ими надо позаниматься более детально, не обвиняя всех одним махом в производстве контрафакта. Я не говорю, что там все белые и пушистые, и не говорю, что они все нужны. Но нужно выдерживать линию индивидуального подхода. Это все-таки не ларек, торгующий бубликами. Инвесторы вложили туда крупные средства, будем уважать инвесторов.

Независимая добыча, независимые перерабатывающие мощности, независимый сервис – звенья одной цепи в рыночной экономике. И сеть независимых бензоколонок. Надо понимать, что больше 60% всех бензоколонок в стране – это частные заправки.

Вы, как автомобилист, довольны их работой?

– Сеть частных колонок – это как магазины шаговой доступности, особенно в регионах, в сельской местности. Это удобно для жителей, ведь не всегда крупная вертикально-интегрированная компания поставит свою большую многопостовую бензоколонку в какой-нибудь глуши. Зато там может встать небольшая колонка.

А качество топлива на частных заправках не вызывает сомнений?

– Надо понимать, что между бензоколонкой и заводом стоит оптовая база. С моей точки зрения все возможные нарушения происходят именно там, не на самой колонке.

Кто входит в вашу ассоциацию?

– «АссоНефть» объединяет, я бы сказала, лучшую часть независимых добывающих и перерабатывающих российских компаний. В целом в прошлом году сектором ННК было добыто 23 млн т нефти, это 4% от общей добычи страны. Зато в объемах эксплуатационного бурения у нас порядка 20%, это потому что месторождения молодые. Кстати три года подряд, до присоединения России к ОПЕК+, сектор независимых производителей показывал самые большие темпы роста добычи.

Какова роль небольших предприятий в нефтедобывающей отрасли?

– Максимально эффективное использование минерально-сырьевой базы страны. Приведу пример, в Татарстане в свое время 19 лет подряд падала добыча нефти, пока Минтимер Шаймиев в 1997 году своим указом не создал малые частные нефтяные компании. И ситуация стабилизировалась. Сегодня 20% добычи Татарстана приходится на малые компании.

В новые регионы тоже идут не только «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», но и частные инвесторы. Например, компания «Дулисьма», «Иркутская нефтяная компания», работающие в Восточной Сибири. В Якутию сейчас идет «РНГ». Частник готов вкладывать деньги, но от государства нужны понятные и четкие правила игры. Хочу заметить, что с приходом в министерство команды Александра Новака, независимому сектору уделяется гораздо больше внимания, чем в предыдущие годы.

А как к независимым нефтедобытчикам относятся в регионах?

– Для них небольшие производители, во-первых, важные налогоплательщики. Ведь это крупнейшие предприятия, например, на территории Саратовской, Оренбургской, Томской, Иркутской и других областей, Республики Удмуртия, Башкортостан, Татарстан. Любое нефтедобывающее предприятие – это колоссальный оборот, это налог на прибыль, налог на имущество, который остается в регионе. Тем более наши компании очень законопослушные, ведь к кому придет проверка, к большому предприятию или маленькому? Так что в регионах их очень любят.

Нефть - самый продаваемый ресурс в мире. Нефть - это инструмент политического и экономического влияния. Нефть - это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Вывозить нефть с Новопортовского месторождения танкерам помогают ледоколы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину - в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, нефть Новопортовского месторождения «Газпром нефти» благодаря своему высокому качеству торгуется с премией к эталонной североморской смеси Brent.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале 80-х на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка 70–100 тыс. фьючерсных контрактов, на NYMEX - порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают 1–3%.

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки - главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Трансаляскинская магистраль спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Ее трасса идет по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли - Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта - вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Из заполярья в Европу

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» - единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в 1884-м - уже 50 млн пудов, а в 1894-м - 208 млн пудов.

657 тыс. тонн - грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно - пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн - в 1877–1878 годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму - так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров для перевозки нефти увеличивалась очень медленно. В середине 1950-х она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 1960-х - 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии - это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы 80-х и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого - использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода - до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Впоследствии, вплоть до последней трети XIX века, нефть перевозили в бочках на борту обычных судов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые 70–150 км. Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод - это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

Арктический опыт

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку -50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того - влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут нефтяной трубы не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» - свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: нефтепровод «Дружба» вывел советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы - поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Первый 1100-километровый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен - Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км - не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире - он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье - Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала - на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Сорта нефти

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти - Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон - WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals - смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти - Arctic Oil (ARCO).



Новое на сайте

>

Самое популярное