Домой Калькуляторы Тихвинская икона Божией Матери: значение образа в становлении Российского православного государства. Тихвинская икона божьей матери

Тихвинская икона Божией Матери: значение образа в становлении Российского православного государства. Тихвинская икона божьей матери

икона Богородицы «ТИХВИНСКАЯ»

Одна из особо почитаемых на Руси святынь.


______________________________________________

Описание иконы Богородицы Тихвинская:

Считается, что Тихвинская икона Богоматери была создана святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.

В древних летописях описано, как в 1383 году над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руке, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

С радостью приступил народ к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Её иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем устроен Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей северо-западных земель России.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли её в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу заботиться об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

_________________________________________________________

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Тихвинская»

Молитва первая перед иконой Тихвинская

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет не­правдам нашим и пробавит бла­гость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомнен­ней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осе­ни нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправи­телем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, настав­ником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обидимым тер­пение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радую­щимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем су­де Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Тихвинская

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше­го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на­ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным само­пришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со стра­хом и радостию покланяющеся, вопи­ем Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пре­святому образу Твоему: яко благо­словенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Тихвинская»

Тропарь, глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия, даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы: созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держати, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе верою, приемлют от всех зол свобождение, от врагов защищение. Сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

_____________________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Тихвинская»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице благодарст­венная пения восписуем о явле­нии чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии присно избавляют­ся от враг видимых и невиди­мых. Ты же, Госпоже Неба и земли, яко милосердная Мати, приими ныне малое сие моление наше и неотступну никогда же сотвори милость Твою от нас и заступление, охраняющи от всех бед и напастей нас, зовущих Ти: Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Икос 1

Ангелов лицы ликовствующе служат Тебе, Владычице, и почитающе Тя, на руку Твоею но­сившую Творца видимыя и невидимыя твари, икону Твою с мес­та на место преносят. Мы же, земнороднии, дивящеся чудному явлению иконы Твоея, Ангелы носимыя, вопием Ти сице: Радуйся, всех Небесных Сил высшая; Радуйся, вся ангельския чины превосходящая. Радуйся, Честнейшая Херувим; Радуйся. Славнейшая без срав­нения Серафим. Радуйся, радование Ангелов; Радуйся, похваление ликов не­бесных. Радуйся, от Ангелов воспе­ваемая. Радуйся, от Серафимов про­славляемая. Радуйся, от Архангел поклоняемая; Радуйся, от воинств небесных почитаемая.Радуйся, в иконе Твоей от Ангел чтимая;Радуйся, в видимем образе Твоем от невидимых сил но­симая.Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 2

Видяще рыбарие над пучиною вод носимую невидимою силою и светом подобно солнцу сияю­щую Твою, Богомати, икону с Предвечным Младенцем, ры­барей призвавшим на уловление мира в сети спасения, возопиша: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразуменный дивнаго явления иконы Твоя разумети людие ищуще уведеша, яко чти­мая в Цареграде пречестная ико­на в наследие российскому роду даровася. Темже мы, благодаряще за милость Твою к роду нашему, вопием Ти: Радуйся, Мати истинныя жиз­ни; Радуйся, послушанием Твоим преслушание Евы исцелившая. Радуйся, затворенный Эдем отверзшая; Радуйся, миру явившая Со­крушителя главы змиевой. Радуйся, ковчеже Умирителя мира носивший; Радуйся, мир спасшая от по­топления греховнаго. Радуйся, лествице еюже сниде Бог; Радуйся, земных возводящая на небо. Радуйся, море фараона мыс-леннаго потопившее; Радуйся, купино, неопалившаяся всельшимся в Тя огнем Божества. Радуйся, скрижале Богописанная; Радуйся, каменю, воду жизни источивший жаждущим. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняше страну Тихвинскую егда икона Пречистыя Богоматере, многочастне являющися и временным пребы­ванием освящающи землю, к воздвизанию храмов святых возбуждаше, да славится имя Вла­дычицы во славу Триипостаснаго Бога, Емуже вопием: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще благоутробное изволе­ние, да людие страны Тихвинския вожделеют пребывания Твое­го с ними да памятуют выну покров Твой, икону Твою являла еси многочастне, дондеже ука­зала еси богоизбранное место вселения ея. Темже чудящеся во­пием Ти: Радуйся, скиние, в нейже вселися Божество телесне; Радуйся, святая святых, в неюже единою вниде вечный Архи­ерей. Радуйся, кивоте позлащенный Духом, Законодателя носивший; Радуйся, светильниче, огнем Божественным возженный. Радуйся, стамно, носившая манну жизни Христа; Радуйся, трапезо, хлеб живо­тный вместившая. Радуйся, кадильнице, угль Бо­жества имущая, мир весь облагоухавшая; Радуйся, жезле цвет, прозяб­ший Христа. Радуйся, столпе, к вечному наследию руководяй; Радуйся, облаче, от враг види­мых и невидимых покрываяй.

Радуйся, земле обетования; Радуйся, руно, на негоже Хри­стос, яко дождь сниде с небесе. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 4

Бурю смущения и скорби утолити тщащеся, благовернии людие взываше ко Господу: яви нам Божественный дар, егоже человеколюбие стране Российстей послал еси, не скрый сокро­вища, имже душевную нищету нашу обогатити надеяхомся, пре­твори печаль нашу в радость, отри слезы и рыдания. И улучивше желаемое, возопиша: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав пастырь паствы своея радостное обретение и Матерь Пастыреначальника упасшуюся в странах Тихвинских, устрояет храм в честь новоявленныя ико­ны Ея, и пресвитеры учреждает, да выну прославляя Богоматерь вопиют Ей: Радуйся, Дщи, приклонившая ухо ко гласу Отца Небеснаго; Радуйся, яко праматернее се­тование разрушися рождеством Твоим. Радуйся, Невесто, Еяже добро­ты вожделе Царь Небесный; Радуйся, Царице, одесную Ца­ря представшая. Радуйся, рясны златыми ук­рашенная и всю славу внутрь имущая; Радуйся, вводящая многих в чертог Царства Небеснаго. Радуйся, яблоко, егоже благо­воние обоняет весь мир; Радуйся, крине чистоты, блистанием светящийся. Радуйся, миро благовонное, всему миру излиянное; Радуйся, царскую порфиру, плоть Творца всех, из девствен­ных кровей Твоих исткавшая. Радуйся, живый запечатленный источниче, источивший воду жизни; Радуйся, мысленный виногра­де, гроздь Божественный возрастивший. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 5

Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, вся страну Тих­винскую обтекающи, и сущих во тьме невежествия светом богове-дения озаряющи, скорбящих радостию осиявающи, заблуждающих же на путь делания за­поведей Сына Твоего и Бога наставляющи. Ему же благодарственне вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видев Георгий на кладе древа седящу Жену, жезл червленный в руках имущу и светом неизре­ченным сияющу, Ейже предстоя беседоваше дивный Святитель, позна чрез благоухание благодати Тя, Богородицу, чувственный зрак приимшую и Святителя Николая предстояща Тебе, и возопи со трепетом: Радуйся, доме, егоже созда Себе для вселения Премудрость Божия; Радуйся, Дево, Еммануила ро­дившая. Радуйся, жезле Иессеов, от негоже прозябе цвет Христос Бог; Радуйся, Неневестная Невесто, осенением Духа заченшая Сына. Радуйся, свитче, в немже перстом Отчим написася Слово; Радуйся, книго девства запе­чатленная, Иосифу на хранение врученная. Радуйся, клеще таинственная угль Божества во чреве приемшая; Радуйся, престоле превозне­сенный, на немже плотию возседе Христос. Радуйся, облаче легкий, на немже прииде Господь славы; Радуйся, врата затворенная, имиже един Христос пройде. Радуйся, горо несекомая, от неяже краеугольный камень отсечеся, Христос; Радуйся, огнеросная пеще, не­опально приимшая огнь Божества. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 6

Проповедник быв видимаго Твоего пребывания в стране Тих-винстей и дивнаго промышления о ней, благочестивый Георгий явление Твое и волю Твою людем возвести, ейже неповинующися чудесы вразумляются славити Тя, Владычице, и пети Бо­гу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияти свету Богопознания явлением иконы Твоей изволив­шая, и свет иноческия жизни возжещи благоволила еси, Богомати, на месте явления Твоея иконы, да иноков лицы вопиют Ти непрестанно: Радуйся, неплоднаго корене благоплодное прозябение; Радуйся, от младенчества Богу посвященная. Радуйся, во святем храме вос­питавшаяся; Радуйся, Богу уневестившаяся. Радуйся, всеми добро-детельми преукрашенная; Радуйся, светоносная палато, Владыце уготованная. Радуйся, благодатию Божию предочищенная; Радуйся, от начала веков во главизну нашего спасения предызбранная. Радуйся, Невесто Архитектона небеснаго, земному тектону на хранение врученная; Радуйся, малый Назарет Сво­им пребыванием возвеличившая. Радуйся, горних сил похвало; Радуйся, всех земнородных слава. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 7

Хотящим преподобным Мартирию и Кириллу во уединении подвизатися и труды и подвиги иноческими Богу угождати, путь в место вожделеваемаго подвига в столпе огненнем и гласе ука­зала еси. Они же познавше Тя, яко Одигитрию благую, спутьшествующую им, возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый источник чудес в стра­не северней явися икона Твоя Тихвинская, Пресвятая Владычи­це, независтно точащий изцеления всем притекающим с верою: слепии бо презирают, немии благоглаголиви бывают, глусии слышат, разслаблении возстают, бесноватии от уз демонских свобождаются. Темже славяще Тя, возопием: Радуйся, яко на Тебе почи благоволение Отчее; Радуйся, Духом Святым осе­ненная. Радуйся, яко в Тебе воплотися Сын Божий, Спас миру; Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице. Радуйся, от Ангела благовестие приимшая; Радуйся, ангельским, еже ра­дуйся, весь мир обрадовавшая. Радуйся, яко Господь с Тобою; Радуйся, яко Тобою вси земнороднии Богу приближишася. Радуйся, Благословенная в женах; Радуйся, всем женам благосло­вение даровавшая. Радуйся, Мати до рождества и по рождестве пребывшы Девою; Радуйся, начаток чести и сла­вы девства. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 8

Странно чудо явления образа Твоего, Владычице, и несказанно, удивляет премирная и ужасает земная, вкупе же и просвещает благодатию рождшагося от Тебе Христа Бога нашего. Странно и заступление обители от врагов, хвалившихся разорити достояние Твое. Сего ради вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся еси в вышних, Владычице, но и нижних не оставляеши, защищающи, аки стеною и за­бралом, честною иконою Твоею обитель Твою. Рекла бо еси, егда бысть нашествие вражие, да возмут людие икону Мою и обыдут по стенам окрест, и узрят ми­лость Божию. Темже избавлении Тобою от враг возопиша Тебе: Радуйся, Мати Творца и Гос­пода Своего; Радуйся, Еяже ради младенец Иоанн взыграся во чреве Елисаветы. Радуйся, от всех родов уб­лажаемая; Радуйся, смирением возвы­шенная. Радуйся, небесным радование и земным мир рождением Твоим даровавшая; Радуйся, от Ангелов славо­словие, от пастырей величание, от волхвов поклонение о рождении Твоем приимшая. Радуйся, млеком питавшая гор­няя и дольняя благодатию Своею Питающаго; Радуйся, пеленами повившая Одевающагося светом, яко ризою. Радуйся, носившая на руку Твоею Носящаго весь мир дланию; Радуйся, во храм принесшая священие храма. Радуйся, Симеоном благосло­венная; Радуйся, Анною пророчицею возвеличенная. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго чистейши сущи, Владычице, оби­тель, ради пришествия Твоея ико­ны созданную, от нечистоты греховныя близ погибели бывшую, но покаянием очистившуюся, яко общая Молебница о роде хри­стианском избавила еси от вра­гов, по подобию нечистых живо­тных подкопати ю трудившихся. Темже вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют воспети по достоянию множество чудес Твоих, Влады­чице, и тайны Твоего строения спасения человеков: ово бо благостию, ово же посещением на­казаний руководиши людий на путь спасения. Зане необориму обитель сохранивши от врагов видимых, огненным очищением благоволила еси очистити от уязвлений врага невидимаго, вра­зумляя, яко чистота, воздержание и молитвы сердечныя угоднее Тебе паче хвалы единых точию уст. Темже вопием Ти: Радуйся, Египет освятившая пришествием Твоим; Радуйся, Галилейскую страну прославившая пребыванием Тво­им. Радуйся, по всему Иерусалиму искавшая Отроча Твое, Егоже возлюби душа Твоя; Радуйся, в дому Отца Его обретшая Его. Радуйся, вся глаголы о Сыне Твоем слагавшая в сердце Своем; Радуйся, в Сыне Твоем прежде всех познавшая Бога. Радуйся, Сыну Твоему послу­жившая в земнем житии Его; Радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, при Кресте Сына Тво­его усыновление Иоанна Апосто­ла и всех верующих приимшая; Радуйся, матерински возлюбив­шая искупленных кровию Его. Радуйся, первее всех уразу­мевшая тайну воскресения Сына Твоего;

Радуйся, премногий радости насладившаяся в вознесении Сы­на Твоего на небеса. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от обдержащих их скорбей и болезней и веру их утвердити во всесильное заступление Твое, Владычице, во многих градех, обителех, весех православныя страны силу чудотворения да­ровала еси изображением честныя иконы Твоея, да видяще являемую Тобою милость, во­пиют со умилением Богу: Алли­луиа.

Икос 10

Стена и щит была еси, Влады­чице, православному воинству, под знамением Твоея иконы противу двадесяти язык воинст­вовавшему, сохраняя его от стрел вражиих. Темже буди стена и покров от всех врагов видимых и невидимых и нам, ко пречестней иконе Твоей с верою и любовию припадающим и вопиющим Тебе: Радуйся, утешение верным по вознесении Сына Твоего; Радуйся, Учительнице и Споспешнице Апостолом. Радуйся, извещением Твоего к Богу отшествия обрадованны; Радуйся, лик ученический об­лаком к погребению Ти совокупльшая. Радуйся, от земли дланьми Сына Твоего восприемлемы; Радуйся, от всех ангельских чиноначалий провождаемая. Радуйся, земное небо к горне­му селению возвышенное;

Радуйся, престоле Господень, от земли вознесенный в Царст­вие Небесное. Радуйся, воздух освятившая восхождением Твоим; Радуйся, чрез Фому уверившая Твое на небо с плотию преселение. Радуйся, ученическому лику обещание хранити его исполньшая; Радуйся, присещением Твоим от Сына Твоего и Бога мир тому подавшая. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащеся ко множе­ству чудес, приснобываемых от святыя Твоея и чудотворныя иконы. Якоже бо скорая Помощ­ница недуги исцеляеши, от бед избавляеши, от мучения демонов свобождаеши, на всяком месте с верою Тя призывающих и вопи­ющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим святую икону Твою, Богомати, во странах Тихвинских благодатию Твоею возженную, всю страну просвещающую и многих ко све­ту своему привлекающую на спа­сение душ. Темже вопием Ти: Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещав­шая; Радуйся, прославляющих Тя прославляющая. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу молитвы верных принося­щая; Радуйся, и Сама непрестанно у престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, благодать Твою ико­нам Твоим честным даровавшая; Радуйся, всю вселенную луча­ми Твоея благодати озарившая. Радуйся, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим; Радуйся, всея твари высшая. Радуйся, Царице Неба и земли; Радуйся, яко много может мо­литва Твоя пред Сыном Твоим. Радуйся, всего рода христианскаго скорое заступление; Радуйся, всех верных твердое упование. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 12

Благодати Твоея новое знаме­ние дати восхотев, Петрову граду источник чудес отверзла еси, Богомати, в иконе Твоей, да веру­ющии вразумляются, труждающиися и скорбящии обретуют гото­вое прибежище и заступление, прославляющи Бога даровавшаго таковая, вопиют Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще чудеса Твоя и милос­ти роду нашему явленныя, умиль­но припадаем к пречистому об­разу Твоему, Владычице, и лобызающе, со страхом и любовию молим Тя: настави нас на путь спасения, да достойни будем вы­ну Твоего милостиваго заступления, буди присно Заступница и Ходатаица о нас, вопиющих Ти: Радуйся, верных утверждение и защищение; Радуйся, неверных вразумле­ние и просвещение. Радуйся, отчаянных Надеждо; Радуйся, грешных спасение. Радуйся, печальных утешение; Радуйся, больных изцеление. Радуйся, вдов и сирот покрове; Радуйся, обидимых прибежище. Радуйся, царей укрепление; Радуйся, святителей удобрение. Радуйся, девствующих похвало; Радуйся, всех благочестивых веселие. Радуйся, Владычице, милости­вая о нас пред Богом Заступнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нам покров и защищение в жизни сей от врагов видимых и невидимых, от бед и скорбей, сохрани от искушений и грехо­падений, и в будущей жизни, на суде Сына Твоего и Бога нашего, буди Заступница и Ходатаица, избавляющи нас от вечнаго осуждения, да спасеннии Тобою, с лики ангельскими вопием Бо­гу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

по своему типу относима к Одигитрии-Путеводительнице. Она является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы, упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По преданию, икона Одигитрия, ставшая прототипом для Тихвинского образа, была одной из икон, написанных лично евангелистом Лукой, который, также по преданию, создал ряд прижизненных изображений Пречистой.

Там она находилась длительное время, пока в 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. В рукописи «Сказания о Тихвинской иконе Богоматери», принадлежащей концу XV – началу XVI века, сказано, что икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

Итак, в период княжения благоверного князя Дмитрия Донского, начиная с его победы в 1380 году над Мамаем на Куликовом поле, на Руси были чудесно обретены несколько икон Одигитрии и Владимирская икона Богоматери – Елеуса (Умиление). Это, безусловно, означало, что Русь всегда находилась под особым приглядом и заступничеством у Пресвятой Богородицы, и доказательство тому – обилие икон Ее, приходивших на Русь в самые тяжелые годы. Эти иконы сами указывали место, где они намерены остаться и где Царица Небесная желает видеть прославление ее имени устройством храмов и обителей, чтобы Она могла приходить на помощь всем, кто будет молитвенно притекать к ней за защитой и исцелениями от всех бед перед Ее образом.

За время нахождения в Тихвинском Богородице-Успенском монастыре с просьбами об укреплении Российской державы, с другими молитвенными пожеланиями в обитель на реке Тихвинке приезжали многие державные особы: Петр I, императрица Елизавета, посетившая обитель с великим князем Петром Федоровичем и его женой Екатериной, ставшей императрицей Екатериной II, Павел I и его августейшая супруга Мария Федоровна – весь дом Романовых весьма почитал этот образ.

Тихвинская икона Божьей Матери прославилась не только многочисленными исцелениями от нее. Во время наступления шведов на новгородские земли в 1615–1617 годах и захвата ими Новгорода они пытались разрушить Тихвинскую обитель. Но Сама Богородица стала на ее защиту. Монахов-насельников в монастыре было немного, но атаки хорошо обученных и многочисленных шведских войск каждый раз терпели поражение. В важнейшие моменты сражений шведы то видели сонм святого воинства, то им мерещились многочисленные русские войска, идущие со стороны Москвы, и они в ужасе отступали.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Однако за века происходило неоднократное поновление Тихвинской иконы Божьей Матери более поздними записями, и в 1910 году Комитет попечительства о русской иконописи принял решение раскрыть древний образ и дал о том поручение Г.О. Чирикову, брату М.О. Чирикова (оба – известные московские иконописцы и реставраторы, которым поручались самые сложные работы по реставрации древних икон). Однако к этой иконе Православная Церковь со времени правления царя Михаила Федоровича относилась как святому сокровищу, имея благоговейный страх перед прикосновением к письменному лику древних святынь, и то, что Пречистая не остановила реставраторов, было отнесено к одному из чудес Богородицы.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году. После его ухода из жизни настоятелем собора стал его сын, протоиерей Сергий, который всю жизнь хранил эту величайшую православную святыню, так далеко перекочевавшую из русских земель. Но сохранение исконно русского почитаемого образа на чужбине не было капризом или присвоением иконы, тем более что, будь на то воля Богородицы, она давно уже вернулась бы в Россию. По завещанию архиепископа Иоанна Тихвинская икона Божьей Матери должна была явиться в России тогда, когда вновь будет возобновлен Тихвинский Богородице-Успенский монастырь, который возник на месте, Ею Самой выбранном.

В 1995 году то, что уцелело от обители – Успенский храм, другие строения, было передано Русской Православной Церкви. Тихвинский Богородицкий монастырь постепенно возродился, приобрел прежнюю силу, и в 2004 году после переговоров Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с представителями РПЦ в Америке икона Богоматери Тихвинская 25 июня/8 июля с великими почестями обрела свое прежнее место, и обитель стала снова одним из важнейших центров русского богомолья.

Какое чудо произошло


иконописец Юрий Кузнецов
Существует множество чтимых списков Тихвинской иконы Божьей Матери , прославленных как чудотворные, и сохранившихся задокументированных свидетельств о происходивших от них чудесах.

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хранится Тихвинская икона, которая прославлена как чудотворная с 1858 года, то есть со времени окончания строительства собора. До того она была родовой иконой семьи Ивановых, в которой после смерти брата сестра его, девица Иванова, не имея средств, продала дом и сняла комнату, а умирая, попросила одного священника взять икону.

Документов на икону не было, и, несмотря на уверение женщины в ее древности и чудотворных качествах, священник не решился взять икону. Таким образом она перешла к другой бедной женщине, по фамилии Востокова, которая зарабатывала на жизнь, читая Псалтирь по усопшим. Как-то она услышала, что в Рязанской губернии сгорела церковь вместе с утварью, и решила отдать туда икону. Но тут к ее племяннице пришла незнакомая женщина и сказала, чтобы та попросила тетку не отдавать икону, а сделать такую же для рязанской церкви, и дала при этом девушке 6 рублей.

В иконной лавке мастер запросил за икону для рязанского прихода 15 рублей, но таких денег у Востоковой не было, и она уж было подумала отдать свою икону в сельскую церковь, но купец тут же согласился сделать копию за 6 рублей, и икона осталась снова у нее.

С этого момента икона стала являть чудотворные свойства – от нее, по молитвам его матери, совершенно вылечился сын домовладельца Ершова, в доме которого жила Востокова, двухлетний Анатолий. Мальчик от рождения не мог ни сидеть, ни ходить.

Осенью 1858 года к Востоковой пришла незнакомка, которая дала ей 6 рублей – снова! – и сказала, чтобы та купила киот к иконе, а на оставшиеся деньги лампадного масла. Та повиновалась, купила все означенное и затеплила перед киотом, в который поставила икону, неугасимую лампаду. Впрочем, перед тем спросила, как зовут доброжелательницу, но та уклончиво ответила, что это неважно, а Господу имя известно.

Постепенно слухи о чудотворной иконе распространились по Петербургу, на убогий чердачок Востоковой потянулись посетители со своими невзгодами и просьбами.

Дочь одного из петербургских дворян, двух лет от роду, также не могла ходить. Ее бабушка, узнав о чудотворной иконе в доме Ершова и исцелении его сына, послала денег на масло перед иконой. Как только масло, купленное на эти деньги, влили в лампаду, девочка обрела способность ходить. Родители, изумленные и счастливые, приехали к Востоковой, чтобы отслужить благодарственный молебен.

Многие люди приносили деньги на масло для иконы, на новую ризу, говорили, когда Востокова отказывалась принять средства, что им были видения, которые подвигали их на это. Другие приходили к Востоковой, чтобы рассказать о чудесах исполнения просьб и дивных исцелений от иконы, хранящейся у нее.



В Великий пост 1859 года у дома Ершова было такое стечение народа, что к дому было невозможно подойти, а некрепкая лестничка на чердак уже была готова обломиться под бесчисленными шагами богомольцев. Тогда Востокова вновь обратилась с просьбой о перенесении иконы в церковь, и тут, видя безусловные чудотворные свойства древнего образа, ей было дано согласие о перенесении иконы в Христорождественскую церковь, которое состоялось 2 марта 1859 года по старому стилю, а 5 марта ее перевезли в Исаакиевский собор.

Среди чудес, случившихся от Тихвинской иконы Божией Матери , что в Исаакиевском соборе, было одно, которое лишний раз указывает, что даже разница в вероисповедании не станет для Богородицы, Вселюбивой Матери человечества, основанием к отказу в помощи. И о том есть свидетельство.

В Петербурге жила семья Левестам, по вероисповеданию они были лютеранами. Главой семьи был доктор медицины, но это никак не помогло тому, что его 16-летняя дочь Екатерина была весьма немощна – много лет она страдала туберкулезом, головными болями и слабой памятью. В 14 лет ее устроили в частный пансион в Гатчине, под Петербургом, а в 16 лет с девушкой случился паралич правой части тела, а затем и левая нога также онемела до полной потери чувствительности. Ничто не помогало. Начались судороги, страдания Екатерины никто не мог облегчить, появились признаки мочекаменной болезни – просто удивительно было, сколько недугов собралось в теле юного существа.

Но надо сказать, что лютеранка Екатерина любила православные обряды и тяготела к православию. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, соблюдала посты. Особенно она молилась, глядя на иконы Богоматери и Николая Чудотворца, которые были в ее комнате, родители приглашали по ее просьбе священника для молебнов.

В 1860 году, по осени, болезнь святого Витта усилилась, припадки и спазмы участились. И однажды, во время недолгого забытья, ей случилось видение: старец–монах, который сказал, что в Исаакиевском соборе есть Тихвинская икона Божьей Матери. Если она поспешит туда, отслужит перед чудотворной иконой молебен, поставит свечи ей и иконе Николая Чудотворца, там же находящейся, и по выходе из церкви подаст всем нищим, то непременно излечится.

Очнувшись, Екатерина рассказала о видении фельдшеру и брату, который прислал за ней карету, отвезшую ее в Петербург. Она тяжелейшим образом перенесла путь, в собор больную внесли на руках почти в бесчувствии. Во время службы она очнулась и даже сидела, впрочем, ее поддерживали. Когда начался молебен, она даже стояла, но ее опять поддерживали с обеих сторон. При чтении Евангелия у нее возникло чувство, будто на нее вылили поток холодной воды. По окончании молебна она самостоятельно подошла к кресту, затем к иконе, приложилась к ней и отошла уже здоровой, хотя и ощущала остаточную слабость в ногах. Приложившись к иконам и раздав милостыню, как ей было указано в видении, она вернулась в гатчинскую больницу, чтобы все увидели ее чудесное выздоровление, а затем вернулась домой к радости родителей.

И таких исцелений, чудесных, невозможных с нашей земной точки зрения было превеликое множество от всех ее многочисленных списков: Тихвинской иконы Богоматери «у западных врат» в Тихвинской обители, Тихвинской-Ополченной, находящейся там же, потому что она была с войсками ополчения во время Отечественной войны 1812 года. Она прославлена и тем, что в битве при Березине тихвинские войска отобрали из рук наполеоновских мародеров, немало награбивших в столице, серебряную ризу, которую те сняли в Москве с Тихвинской иконы Богоматери. Совпадение? Вряд ли. У Бога совпадений не бывает, как и случайностей – тоже. Тихвинские войска побеждали во время Крымской военной кампании в 1855 – 1856 годах, и с ними хранительницей в сражениях была та же Ополченная икона.

Есть чудотворная Тихвинская икона в Борисовской женской пустыни под Курском. Есть в Воскресенской кладбищенской церкви Новгорода, где она была чудесно обретена в 1643 году. Ее явление случилось двум мореходам, Димитрию и Василию Воскобойниковым, во время бури на Балтийском море. Во сне им одновременно явилась Богоматерь и сказала, что они не погибнут, если вернут в Русскую землю Ее образ, который теперь находится в поругании у иноземцев. Братьев, выброшенных после бури на остров Березовый (ныне Биорко), подобрал латинский священник, в доме которого они и увидели ту самую икону, из которой он сделал дверь для кладовой. Они выкупили святыню и отвезли в Новгородчину, отдали там в храм Воскресения Христова, где она находится доныне.

По всей России находятся чудотворные списки: в Тверской, Воронежской, Рязанской областях, под Казанью в городе Цивильске, в Туле, Старой Руссе, Ипатьевском монастыре Костромы, в Суздале в церкви Святого великомученика Дмитрия (этой иконой был благословлен Михаил Федорович на царство матерью своей Ксенией Ивановной Романовой), в Екатерининском греческом монастыре в Киеве и многих других местах.

В Москве находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Алексеевском и Симоновом монастырях, в Афонской часовне у Владимирских ворот, в церкви Св. Николая-на-Щепах, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Все приведенные свидетельства – ничтожная толика из обильнейшего числа известных случаев об избавлениях от самых тяжелых недугов и помощи в самых разных случаях, происходивших по молитве перед этой прекрасной иконой.

Значение иконы

Тихвинская икона Божьей Матери – одна из богородичных икон, с которой связано огромное множество сказаний и свидетельств о чудесных событиях, связанных с ней. Можно с уверенностью сказать, что это – один из образов, через который Сама Богоматерь влияет по воле Господа нашего на русскую историю вот уже в течение шести с лишним веков. Недаром Тихвинская икона, как и Казанская, явленная на пожарище среди военных трудных лет, была написана как Одигитрия – Путеводительница: Сама Царица Небесная вела за собой по Новгородской земле следовавших за ней жителей к месту будущего своего пребывания на реке Тихвинке. Она указала чудесным образом место будущего храма и обители. Да и горел деревянный храм трижды не зря – зная о будущих невзгодах, которые приходили на землю Новгородскую, Богоматерь указывала на то, что храм должен быть устойчивым, каменным. В 1507 – 1515 годах по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича был построен каменный Успенский собор.

То, что во время Второй мировой войны Тихвинская икона Божьей Матери покинула Россию – по всему также знак воли Пречистой, который был понят и архиепископом Рижским Иоанном и протоиереем Сергием, его сыном, тщательно сохранявшими образ далеко за морем в Свято-Троицком соборе американского города Чикаго. Многие святыни в послереволюционные времена, в послевоенное время были вроде бы утеряны или покинули пределы России, но после возрождения православной веры на Русской земле, с окончанием гонений на веру и возвращением РПЦ храмов и обителей они были вновь обретены или вернулись с чужбины на прежнее место своего первоначального пребывания.

Удивительная история Тихвинской иконы Божьей Матери говорит о том же: икона – это не просто слои грунта и краски, положенные на деревянную основу. Это образ, хранящий в себе живой Первообраз, тонкая завеса, окно в мир, откуда смотрит на нас и Господь, и Богородица, и святые. Окно, через которое горний мир связан с миром дольним и которое открыто для всех, кто молитвенно приготовил себя к этой дарованной нам уникальной для Вселенной встрече.

Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. До своего явления на Руси она находилась в сердце Византии – Константинополе. Точных сведений о ее византийской истории не имеется, однако примерно с XVI века Тихвинский образ стали отождествлять с одной из двух более древних икон. Так, по одной из версий, образ Божией Матери «Тихвинская» отождествляли с Влахернской Одигитрией – иконой Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме Константинополя. По другой версии, Тихвинскую икону соотносили с образом «Богоматерь Римляныня», которая, в свою очередь, считалась списком с нерукотворного образа из малоазийского города Лидда.

Тихвинская икона явилась на Руси в 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя. По пути следования к Тихвину образ Богородицы видели жители самых разных областей России, например, в трех верстах от Смоленска, в 30 верстах от Ладожского озера, на погостах Смолково, на реке Ояти и т. д. Как свидетельствуют различные «Сказания», во все время своего пути икона была окружена лучезарным сиянием («Светозарно шествуя по воздуху»). В конечном счете икона остановилась на берегу небольшой речки Тихвинки близ селения Тихвино, над горою, что находилась в области Великого Новгорода. В третьей новгородской летописи о явлении иконы говорится следующее: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Материал по теме

Какие облачения надеты на батюшке, что означает цвет его одежд, почему у разных священников разные одежды? Ответы на эти вопросы можно найти в инфографике журнала "Фома"

Как сообщают источники, остановившись над горою, икона парила в воздухе, но не спускалась, хотя у горы собралось множество народа. Тогда священники прошли крестным ходом и вместе со всеми пришедшими стали молиться Божией Матери о снисхождении к ним Ее образа. По молитвам верующих икона спустилась прямо на руки священнослужителей. В тот же день началось строительство храма в честь образа Божией Матери. Однако ночью икона перенеслась на другой берег реки Тихвинки, поэтому на следующее утро туда же был перенесен и храм, который только начали возводить. По окончании строительства храма явленную икону поставили внутри него. Новый храм был назван в честь Успения Пресвятой Богородицы – Успенским. Впоследствии он трижды горел при пожарах, но находившаяся в нем Тихвинская икона каждый раз оставалась невредимой.
Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской.

Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV.

Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь.

Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск.
Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами.
В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий.

Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.
На поклонение чудотворному Тихвинскому образу неоднократно приезжали и другие российские правители – императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Великая, императоры Петр I, Павел I, Александр I, Александр II, посещали Тихвин члены семьи императора Николая II.

В ХХ веке Тихвинский образ пережил драматичную историю утраты и возвращения на родину.

В 1910 году Тихвинская икона была частично реставрирована. По инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи икона была очищена Г. О. Чириковым от поздних наносных записей.

В 20-х годах ХХ века Богородицкий монастырь был закрыт, а Тихвинская икона Божией Матери, по одной из версий, стала экспонатом местного краеведческого музея, где и пребывала до 1941 года.

В ноябре 1941 года Тихвинская икона Божией Матери была вывезена немецкими войсками в Псков, где пробыла около двух лет. Весной 1944 года образ попадает в Ригу, а оттуда, транзитом через несколько европейских городов, в американскую оккупационную зону в Западной Германии. В 1950 году икона попала в США, где и обосновалась в Свято-Троицком соборе города Чикаго. Здесь она осталась на несколько последующих десятилетий.

Возрождение Тихвинского Богородицкого монастыря началось в 80-х годах ХХ века, а в 1995 году он был окончательно передан Русской Православной Церкви. В связи с этим произошли изменения и в истории с Тихвинским образом. В 2004 году он был торжественно возвращен в Россию. На первом этапе икона была выставлена в Троицком соборе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, на втором – торжественно возвращена в Тихвинский Богородицкий Успенский мужской монастырь, где и находится ныне.

Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета - внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Первая летописная дата, связанная с Тихвином - 1383 год - относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».

Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».

В конце XV - первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.

Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции - объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».

Процесс становления общероссийского почитания иконы Тихвинской Богоматери шел несколькими путями: 1) появление многочисленных списков, в том числе уменьшенных, с чудотворной иконы, находящейся на Тихвине. 2) написание богородичных икон, «Тихвинских» по названию, но по облику отличающихся от прототипа. Например, икона из Тихвинской церкви г. Дмитрова - создана во втором десятилетии XVI в.; несмотря на надпись «Тихвинская», относится к другому варианту Одигитрии (этот путь будет недолгим - скоро иконография Тихвинской святыни будет известна любому иконописцу); 3) называние «Тихвинскими» икон, похожих по облику. Так в г. Мологе, в Афанасьевском женском монастыре была знаменитая икона Тихвинской Божией Матери, известная нам по летописям с 1370 года, то есть за 13 лет до того, как будущая Тихвинская покинула Византию.

Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.

Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».

Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, - Ивана IV.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.

Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) - получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва - третий Рим».

«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.

Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.

Многим желанием и теплою верою влекомый лета 7055 (1547)-го года месяца января, в 1 день, приходит Царь к чудотворной иконе Пречистой Богородицы и на колено преклоняется, с умилением молитвы и обеты свои Богородице воздав, икону любезно целует. И увидел Царь такое Божественное дарование - икону Пречистой Богородицы, Божией благодатью неизреченные многие чудеса творящую, исцеления подающую, и премного благодарив, опять в царствующий славный град Москву возвратился».

В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.

Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов - «Моление об отце».

С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.

История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»

Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов - и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».

Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.

«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.

Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.

Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит

Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.

Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».

В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.

«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».

Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.

Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены - бревенчатый частокол, башни, ров…

В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников - французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».

Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания - 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.

О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»

Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).

Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».

Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые - о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.

Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.

…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».

Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.

Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».

Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.

В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.

«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».

Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг., по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин. Храм стоит около станции метро «ВДНХ». Его называют еще царским храмом. Первый храм на этом месте был освящен в честь Алексия человека Божия и принадлежал Трубецком. Но вскоре после постройки имение и церковь перешли в собственность государя. Храм был построен на дороге в Троице-Сергиеву Лавру, и царь часто останавливался там передохнуть на пути к преподобному Сергию Радонежскому. По воле царя на месте Алексеевского храма в 1682 году был заложен новый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В советское время Тихвинский храм никогда не закрывался. Тихвинская обитель была предметом особого внимания царствующих особ в России. Начиная с Петра I ее посещали и царствующие особы и многие члены императорского Дома, причем ознаменовывали свои посещения ценными вкладами и дарами. 3 февраля 1747 года обитель посетила императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Федоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной, которая оставила воспоминания об этой поездке. Павел I тоже был в Тихвине с супругой Марией Федоровной, наследником Цесаревичем Александром Павловичем и Великим Князем Александром Павловичем. Монастырю было пожаловано 1 500 рублей на братию и 30 000 на строительство монастырской стены.

Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. 16 июля 2004 г. Владимир Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, куда 9 июля после 60 лет странствий за рубежом вернулась чудотворная Тихвинская икона Богородицы, остающаяся палладиумом Российского государства.

А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведению
Тихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова

9 июля 2019 года православная Церковь отмечает праздник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Тихвинская икона Божией Матери – один из самых древних почитаемых православной церковью образов. Согласно преданию, он был написан евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери. Известно множество списков с этой иконы, которые хранятся в различных храмах.

Мы расскажем о том, о чем молятся Тихвинской иконе Божьей Матери, в чем заключается значение этой иконы Богородицы, в чем помогает Тихвинская Богоматерь, и приведем тексты молитв перед иконой.

Значение иконы Тихвинской Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери – одна из главных святынь Тихвинской церкви, которая находится в Москве. В годы Великой Отечественной войны этот образ был обнесен вокруг столицы на самолете, после чего фашистские захватчики были повержены.

О чем молятся иконе Тихвинской Божьей Матери? Этот образ считается покровителем детей и подростков. К нему обращаются родители, которые хотят достойно воспитать своих детей. Однако значение иконы Тихвинской Богоматери не только в этом.

В чем помогает Тихвинская Божья Матерь?

К этой иконе, обладающей особой исцеляющей силой, обращаются люди, страдающие различными заболеваниями, в том числе душевными расстройствами. Известны многочисленные случаи исцеления людей, которые возносили молитвы перед этим образом.

Часто получали помощь те, кто был парализован – люди начинали самостоятельно ходить. Если молиться о выздоровлении больного ребенка, он обязательно поправится. Этот образ также хранят дома, чтобы защитить себя и свою семью от непрошеных гостей и различного негатива.

Молитва перед иконой Тихвинской Богоматери

«О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, ду%D



Новое на сайте

>

Самое популярное