Домой Печи и системы отопления Тема внутренняя политика николая 1. Внутренняя политика Николая I

Тема внутренняя политика николая 1. Внутренняя политика Николая I

История России [Учебное пособие] Коллектив авторов

6.7. Внутренняя политика Николая I

В отличие от Александра I Николай I вступил на престол в неблагоприятных общественных условиях. Междуцарствие было своеобразным кризисом власти, и это заставило Николая I быстро сориентироваться в обстановке и твердой рукой наводить порядок в стране.

Этому способствовали и личные качества императора. Достаточно образованный, волевой, прагматичный, он сразу занял активную позицию в государственных делах. Новый самодержец верно оценил внутриполитическую обстановку в России, которая, несомненно, была причиной выступления декабристов.

Государственная деятельность Николая I, если так можно выразиться, полностью опиралась на принципы дворянского консерватизма. Историк В. О. Ключевский так охарактеризовал политику императора: «ничего не переменять, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества».

Николай замкнул на себя решение всех крупных и мелких государственных вопросов, рассматривая свое окружение только как исполнителей. Всей системе управления он стремился придать военную стройность и строгость.

Централизация управления

Главным условием жизнедеятельности государства Николай I считал укрепление самодержавной власти. С этой целью он проводил курс на полицейско-бюрократическую централизацию органов управления. Параллельно уже сложившейся структуре высших органов управления стала развиваться и преобразовываться Собственная его императорского величества канцелярия в составе шести отделений.

Канцелярия была создана в условиях войны 1812 г. Официального статуса как орган управления она не имела. Скорее, это была дань публичной политике Александра; ее образование вызывалось также необходимостью обработки огромного числа прошений, жалоб и других материалов, поступающих на имя царя. Во главе Канцелярии стоял А. А. Аракчеев.

В начале своего царствования Николай I в качестве уступки общественному мнению отстранил Аракчеева, как и некоторых других наиболее одиозных деятелей, от государственных дел, и в 1826 г. бывшая Канцелярия стала I отделением в составе вновь образованной Собственной канцелярии его императорского величества. В 1826 г. были учреждены II отделение, занимавшееся кодификацией законов, и III отделение, которое стало органом политического надзора и сыска в России. Руководителем III отделения стал генерал А. Х. Бенкендорф, шеф корпуса жандармов, созданного в 1827 г.

Обязанности III отделения были чрезвычайно широки: сбор информации о государственных преступниках, настроениях различных слоев населения, наблюдение за неблагонадежными лицами и иностранными подданными в России, контроль за периодической печатью и перлюстрация частной переписки, сбор статистических сведений и надзор за действиями местной администрации.

Кодификация законов

Николай I был принципиально против любой конституции, но активно стремился к упорядочению законодательной базы государства, считая, что главным гарантом законности является самодержец.

Работу по кодификации российских законов возглавил М. М. Сперанский. Свою задачу он видел, во-первых, в публикации всех имеющихся законов, начиная от «Соборного Уложения» Алексея Михайловича 1649 г. до 1825 г.; во-вторых, в составлении Свода действующих законов, систематизированных по областям права и истолкованных соответствующим образом, но без внесения исправлений и дополнений. Заключительным этапом работы должно было стать издание нового «Уложения» – с дополнениями и исправлениями применительно к существующей юридической практике и сообразно потребностям государства.

Всего в течение 1828–1830 гг. было выпущено 45 томов первого Полного собрания законов Российской империи. Одновременно издавалось второе Полное собрание, включавшее законы, принятые в царствование Николая I.

В дальнейшем стали ежегодно выходить тома второго собрания; его публикация продолжалась до 1881 г. (55 томов). Третье Полное собрание законов, состоявшее из 33 томов и охватывавшее законодательный период с 1881 г. по 1913 г., издавалось уже в конце XIX – начале XX в.

Параллельно с Полным собранием законов готовился Свод законов Российской Империи, вобравший в себя действующие законодательные акты и судебные решения, ставшие прецедентами в их применении. При этом все исправления и дополнения делались только с санкции императора. 19 января 1833 г. состоялось обсуждение Свода законов в Государственном совете. Николай I в своей речи на заседании особо подчеркнул выдающуюся роль М. М. Сперанского в кодификации российского законодательства и возложил на него в качестве награды снятую с себя ленту ордена Св. Андрея Первозванного.

Крестьянский вопрос

Кодификация, упорядочив российское законодательство, ни в чем не изменила политическую и сословную сущность государства.

В своей внутренней политике Николай I достаточно ясно сознавал необходимость решения важнейшего социального вопроса – крестьянского. Острота проблемы и ее принципиальное обсуждение привело к организации секретных комитетов и закрытому слушанию дел.

Комитеты наметили лишь политические подходы к решению крестьянского вопроса, которые нашли отражения в ряде законодательных актов (в общей сложности их было издано более 100). Так, законом 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или только землю без крестьян. В 1833 г. вышел указ о запрете публичной торговли крепостными; запрещалось расплачиваться ими в счет долгов, переводить крестьян в дворовые, лишая их наделов.

В секретном комитете 1839 г. ведущую роль играл сторонник умеренных реформ министр государственных имуществ П. Д. Киселев. Он считал необходимым регламентировать отношения между крестьянами и помещиками, и тем самым сделать шаг к освобождению крестьян. Итогом работы комитета стало издание в 1842 г. указа «Об обязанных крестьянах». Согласно указу, помещик мог предоставить крестьянину личную свободу и земельный надел, но не в собственность, а лишь в пользование. Крестьянин был обязан нести повинности, по сути дела, те же барщину и оброк, строго фиксированного размера. Никаких норм на этот счет закон не устанавливал – все зависело от воли помещика. Указ об обязанных крестьянах не принес реальных результатов – крестьяне не соглашались на сомнительные условия «воли», не дававшие им ни земли, ни свободы.

Более решительно правительство действовало в западных губерниях – в Литве, Белоруссии, на Западной Украине. Здесь открыто проводилась политика, направленная на ослабление помещичьей кабалы по отношению к крепостным крестьянам. Во второй половине 40-х гг. в западных губерниях была проведена так называемая инвентарная реформа: составлены описания («инвентари») помещичьих имений, зафиксированы размеры крестьянских наделов, регламентированы повинности (в основном барщинные дни).

Реформа графа П. Д. Киселева

К началу 30-х гг. заметно упали доходы, получаемые казной от хозяйств государственных крестьян. В улучшении их экономического положения правительство Николая I видело ключ к решению проблемы крепостного права. По словам В. О. Ключевского, правительство предпочитало «дать казенным крестьянам такое устройство, которое, подняв их благосостояние, вместе с тем служило бы и образцом для будущего устройства крепостных крестьян».

В 1835 г. специально для разработки реформы управления государственными крестьянами было образовано V отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Руководителем отделения был назначен граф П. Д. Киселев. После проведенного обследования состояния дел в государственной деревне он представил Николаю I проект основных направлений преобразований, которые были одобрены.

Государственные крестьяне переходили из ведения министерства финансов в ведение вновь учрежденного в 1837 г. министерства государственных имуществ во главе с П. Д. Киселевым. Это министерство должно было проводить политику попечительства в отношении казенных крестьян. Малоземельные крестьяне были наделены землей из государственного резерва, им прирезывались сенокосы и лесные угодья. Более 200 тыс. крестьян были организованно переселены в губернии с плодородными землями.

В крупных селах создавались кассы кредита, и нуждающимся выдавались ссуды на льготных условиях. На случай неурожаев открывались «хлебные магазины». Организовывались школы, сельские больницы, ветеринарные пункты, «образцовые» хозяйства, выпускалась популярная литература, пропагандирующая передовые способы ведения хозяйства. Министерство государственных имуществ имело право покупать за счет казны дворянские имения вместе с крестьянами, которые переходили в разряд государственных.

В 1838 г. был издан Указ «Об управлении государственными имуществами в губерниях». Создавалась многоступенчатая система управления: сельский сход – волость – округ – губерния. Волостной сход составлялся из делегатов от домохозяев и избирал на три года волостное правление («волостной голова» и два заседателя). Несколько волостей составляли округ.

Реформа управления государственными крестьянами и имуществом сохранила общинное землевладение с периодическими переделами земли. Оброк также по-прежнему раскладывался «по душам», но его размеры определялись доходностью крестьянских наделов.

Таким образом, характер реформы был противоречивым. С одной стороны, она способствовала развитию сельских производительных сил, с другой – усилила податной гнет и чиновничью опеку над крестьянами, что вызывало крестьянские волнения.

Что касается законодательства Николая I по крестьянскому вопросу, то его общая направленность заключалась в постепенном внедрении в общественное сознание взгляда на крепостного крестьянина не только как на собственность частного лица, а прежде всего как на подданного государства, плательщика государственных налогов и повинностей, неразрывно связанного с государственным богатством – землей.

Политика в области образования

В мае 1826 г. был учрежден «Комитет по устройству учебных заведений», в обязанности которого входила выработка новых подходов к организации системы народного образования и составление учебных программ.

В царствование Николая I получил официальное закрепление принцип сословного образования, в виде предписания министру народного просвещения А. С. Шишкову о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян.

8 декабря 1828 г. был утвержден новый Устав гимназий, уездных и приходских училищ. В основу образования было положено разделение на сословия: дети из податных сословий могли обучаться один год в приходском училище или два года – в городском; дети купцов и мещан – в трехклассном уездном училище. Гимназии с семилетним сроком обучения предназначались только для детей дворян и чиновников. Выпускники гимназий могли поступать в университеты.

Министр народного просвещения граф С. С. Уваров (возглавлял министерство с 1833 по 1849 г.) при вступлении в должность произнес знаменитую фразу, ставшую национальной идеей николаевского царствования: «общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». При этом в понятие «самодержавие» вкладывалось прежде всего беспрекословное повиновение государственной власти во главе с самодержцем. «Православие» несло народу понятие об общечеловеческих моральных ценностях, поэтому официальная идеология опиралась на него. К тому же православие, подчеркивая национальные русские черты, составляло противовес европейским либеральным взглядам на государство. С этой точки зрения православие было неотделимо от самодержавия. Воспитание в народе безграничной веры в царя подразумевало обеспечение политической поддержки самодержавной власти, сведение к минимуму гражданской активности всех социальных слоев.

Принципы православия и самодержавия были для России вполне традиционными. Третий компонент формулы – «народность» – был направлен против распространения европейских освободительных идей в России и в широком смысле – против западного влияния в целом. Позитивное значение этого идеалистического принципа заключалось в обращении к русским национальным ценностям, изучению русской культуры, развитии идей патриотизма.

В 1833 г. был утвержден государственный гимн России с текстом В. А. Жуковского, начинавшийся словами «Боже, царя храни».

Политическая программа укрепления самодержавной власти сказалась на изменении университетской политики в сторону крайнего консерватизма. 26 июля 1835 г. был издан новый Устав университетов, существенно ограничивший их автономию. Университеты перестали рассматриваться как центры научной жизни, перед ними была поставлена задача готовить чиновников государственной службы, преподавателей гимназий, медиков, юристов. Как учебные заведения они попадали в полную зависимость от попечителя учебного округа и состояли под административным и полицейским контролем. В университеты был ограничен доступ выходцам из низших сословий, увеличены сроки и повышена плата за обучение.

Вместе с тем развитие экономики требовало расширения подготовки квалифицированных специалистов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли. Поэтому в царствование Николая I расширяется сеть учреждений высшего специального образования: открылись технологический, строительный, педагогический институты и училища правоведения в Петербурге, Межевой институт в Москве, основана Военно-морская академия.

Ужесточение цензуры

10 июня 1826 г. был издан Устав о цензуре, который современники назвали «чугунным». В структуре министерства народного просвещения учреждался Главный цензурный комитет для координации действий всех остальных органов цензуры.

Перед цензорами всех уровней ставилась задача не допускать в печать произведения, даже косвенным образом критикующие власть и правительство; разного рода сатирические сочинения, которые могли ослабить «почтение к властям» и уж тем более произведения, содержащие любые предположения о необходимости политических преобразований. Таким образом, предполагалось формировать «литературный вкус» читающей публики в соответствии с главной идеологической задачей. Под цензуру подпадала вся литература, поступающая из-за границы. Авторы, сочинения которых не пропустила цензура, попадали под надзор полиции.

Устав о цензуре настолько дискредитировал власть, что через два года Николай I согласился подписать новый устав, смягчавший цензурные требования и, главное, запрещавший цензорам произвольно толковать высказывания сочинителей «в дурную сторону». Вместе с тем цензоры постоянно находились под угрозой наказания за допущенные «оплошности». Во многих случаях, помимо общей цензуры, для выпуска произведения в печать требовалось согласование с Сенатом, различными министерствами и полицией. Таким образом, была создана бюрократическая система препятствий для передовой общественной мысли.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

2. Внутренняя политика Экономика. Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление экономики. Война причинила колоссальный материальный ущерб. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень,

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

1. Внутренняя политика Экономика. С лета 1953 г. руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора

§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Экономика страны. Во второй половине XVIII в. в состав Российской империи вошли Правобережная Украина, Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, а также территория между реками Буг и Днестр. За 1745 – 1795 гг. количество жителей страны увеличилось с

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

6.7. Внутренняя политика Николая I В отличие от Александра I Николай I вступил на престол в неблагоприятных общественных условиях. Междуцарствие было своеобразным кризисом власти, и это заставило Николая I быстро сориентироваться в обстановке и твердой рукой наводить

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса нового

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 13. Внутренняя политика Николая I (1825–1855) Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса

автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. Ход революции Восстание в Петрограде Октябрьская революция 1917 года на своем начальном этапе довольно точно повторила сценарий февральского переворота. От центра к провинциям - таким был ее ход. Отправной точкой революции стал захват

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. Кризис 1921 г Прекращение войны поначалу слабо сказалось на политическом и экономическом курсе правящей партии. Простота и временный эффект военно-коммунистических приемов производства и распределения рождали иллюзии их вечности и

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. План «Барбаросса» Установление нацистского контроля над Европой в 1938–1940 гг. сделало Советский Союз единственно реальной силой, способной противостоять Германии. 18 декабря 1940 г. Гитлер одобрил военно-оперативный план «Барбаросса». Им

Из книги Россия в середине XIX века (1825-1855 гг.) автора Коллектив авторов

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I За время своего правления Николай I создал десять Секретных комитетов, которые предназначались для обсуждения различных реформ. Один из первых таких кабинетов появился 6 декабря 1826 года. Император поставил перед ним задачу «обозреть

автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Николая I Часть I При выполнении заданий с выбором ответа (А1-А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. А1. В каком году для охраны государственной безопасности было образовано III Отделение императорской

Из книги История. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА автора Галанюк П. П.

Внутренняя политика императора Николая I

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

3.3. Внутренняя политика Николая I (1828–1855) В историографии отмечается глубокое влияние, которое оказало движение декабристов на все сферы политики николаевского царствования. Однако существуют различные оценки степени этого влияния. Русская историография (В.О.

Из книги Мой XX век: счастье быть самим собой автора Петелин Виктор Васильевич

6. Внутренняя рецензия для Военного издательства (Юрий Карасев. Всегда в бою. Литературный портрет Николая Грибачева) «Сложные, как говорится, чувства испытывал я при чтении этой рукописи. С одной стороны, я тоже хорошо знаю Николая Грибачева, редактировал его книгу

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Самоосмысление и самоопределение.

Подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

· формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);

· формирование навыков преобразования информации;

· формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;

· развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;

· развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя политика Николая I.

Тип урока: проблемно- диалогический урок.

Предметная цель урока: восприятие и первичное осознание нового материала по теме урока.

Метапредметная цель урока: продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер, что обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития.

Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Рефлексивная деятельность учеников: самоосмысление и самоопределение.

Деятельность учителя по обеспечению рефлексии: подача учебного материала с учётом зоны ближайшего и актуального развития.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы с текстовой информацией (критическое чтение источников, их сопоставительный анализ, выявление противоречий, определение причинно-следственных связей, характеристика исторического события, выявление структуры исторического события, формулирование аргументированного ответа с выводом или обобщением);
  • формирование навыков преобразования информации;
  • формирование навыков определения проблемы и постановки задач урока;
  • развитие мотивационной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
  • развитие коммуникативных умений на основе развития речемыслительной деятельности.

Показатели планируемого результата решения задач: активные действия учащихся с объектом изучения. Максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Средства создания коммуникативной среды: УМК А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIXвек» 8 класс; презентация к уроку, информационный лист.

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у учащихся информационные листы с текстами к уроку.
На экране слайд с фотографией памятника Николаю I.

Звучит запись хора Валаамского монастыря «Боже, спаси родную Русь!» .

Учитель: 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был манифест о кончине императора. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.
Например, среди стихов Ф. И. Тютчева имеются посвященные его памяти:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Но между тем, после знакомства с ним другой великий поэт А. С. Пушкин написал свои знаменитые «Стансы».

В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.

На экране слайд №2 с портретом Дж. Доу «Великий князь Николай Павлович» (1823г.), но без подписи.

Учитель: Его царствование началось расстрелом и казнью собственных подданных в ходе подавления восстания 14 декабря 1825 года, а завершилось трагедией военного поражения в Севастополе.

На экране появляется слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.».

Между этими двумя трагическими событиями тридцать лет жизни империи, где всё определялось волей монарха.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

Ответы учеников: Николай Первый.

На экране появляется с портретом Николая Первого. Звучит «Царь могучий!» в исполнении хора Валаамского монастыря.

Учитель: Как можно составить объективное мнение о человеке?

Ответы учеников: О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…).

Учитель: Поэтому мы с вами будем говорить о (объявляет тему урока) Внутренней политике Николая I.

Учитель: Вступая на престол, Николай не имел ясного представления о том, какой бы он хотел видеть Российскую империю.
Но после унылых и мрачных последних лет царствования Александра I воцарение тридцатилетнего Николая внесло явное оживление в жизнь страны.
Император довольно скоро сумел завоевать симпатии светского общества. Фрейлина
Высочайшего двора Анна Федоровна Тютчева писала в своём дневнике о Николае I: «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её».

Учитель: Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?

Ответы учеников:

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева. Какой возникает вопрос?

Ответы учеников. Противоречивые оценки деятельности Николая I.

Проблема: Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?

Предположения учеников:

2. Изучение нового материала

Учитель: В ходе следствия над декабристами был обнаружен целый ряд серьёзных недостатков в государственном управлении страной. Николай попытался упорядочить русское законодательство. (О необходимости этого говорили на следствии декабристы).
Какие меры предпринял император для решения этого вопроса и укрепления государственного аппарата? Обратимся к тексту учебника (стр.64).

Задание ученикам: ответить на вопросы:

1. Какую цель ставил перед собой император?
2. Какие меры предпринимал?
3. Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

Ответы учащихся:

1. Укрепление роли государственного аппарата (сохранить и укрепить существующий строй)

2. Строгая централизация управления, полное единоначалие на всех уровнях управления:

Расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии;

Создал II отделение своей канцелярии во главе М.М. Сперанским- главная его задача: подготовка единого свода законов;

Создал секретный комитет во главе графом Кочубеем- поручалось составить проект реформы государственного управления.

3. Эти меры не дали ожидаемого результата, т.к. не доверяя обществу Николай Первый видел свою главную опору в армии и чиновничестве. В это время произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. К концу царствования Николая армия чиновников составила 90 тыс. человек (для сравнения, в начале правления Александра Первого чиновников было 15 тыс. человек).

Учитель: Н.И.Греч, публицист, бывший добровольный агент III отделения Собственной его императорского величества канцелярии, оценивая результаты преобразований в этой области, писал: «У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении?»
- Какой можно сделать вывод?

Ответы учеников: Мероприятия, проводимые Николаем Первым, усилили роль чиновников и не дали желаемого результата т.к. привели к росту взяточничества и коррупции. Даже сам Николай первый однажды в минуту прозрения сказал: «Россией правят столоначальники» (т.е. среднее чиновничество).

Учитель: И теперь уже А.С.Пушкин даёт другую оценку Николаю I «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил».

Физкультминутка «Да» - «Нет»

Учитель: Если согласны с утверждением- встаете, если не соглашаетесь- садитесь.

Предложения- утверждения:

1. Александр I учредил министерства (да)

2. Тильзитский мир был заключен между Россией и Англией (нет, Россией и Францией)

4. Согласно программе Н.М. Муравьева, Россия должна была стать конституционной монархией (да)

5. Указ о «вольных хлебопашцах» издан 1805 году (нет, в 1803 г.)

6. Слова: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой» принадлежат Наполеону (да)

7. Швейцарский политик, воспитатель будущего императора Ф.С. Лагарп был приверженцем идей консерватизма (нет, либерализма)

8. Строганов, Новосильцев, Чарторыйский, Строганов, Кочубей – члены Негласного комитета (да).

Учитель: Хорошо ребята, садитесь.

Итак, продолжим: Какой вопрос внутренней политики Российского государства был самым актуальным в XIX веке?

Ответы учеников: Крестьянский вопрос.

Учитель: Так как ключевым вопросом внутренней политики по-прежнему оставался крестьянский вопрос, давайте посмотрим:

1. Как Николай Первый относился к крепостному праву?
2. Собирался ли он его отменить?

Обратимся к источнику- документу «Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842года» (см. информационный лист).

Вывод:

1. Крепостное право – зло.
2. Отмена крепостного права – зло более гибельное.
3. Решать этот вопрос – преждевременно.
4. Николай боялся крестьянского бунта.

Учитель: Однако, император понимал, что решать этот вопрос всё же необходимо.
Первым шагом в этом направлении стали преобразования в положении государственных крестьян (19 млн. человек).
- По чему преобразования коснулись только государственных крестьян? (Государство могло ими распоряжаться).

- Какие были приняты меры для решения этого вопроса?

Обратимся к тексту учебника на стр.66.

Давайте ответим на вопросы:

1. Цели реформы.
2. Основные мероприятия.
3. Плюсы и минусы реформы.
4. Результат.

Ответы учеников:

1. Реформа была направлена на улучшение положения государственных крестьян, повысить их уровень жизни.

2. Введение крестьянского самоуправления; переселение крестьян на свободные земли в другие районы; введение «общественной запашки».

3. Плюсы: создание школ и больниц, строительство дорог «общественные запашки» на случай неурожая, переселение с малоземельных районов в свободные земли.

минусы: «картофельные бунты», т.к. крестьяне увидели в «общественной запашке» попытку ввести казенную барщину; недовольство помещиков реформой Киселева (улучшение быта государственных крестьян усилит желание их крепостных перейти в казенное ведомство).

4. Положение государственных крестьян значительно улучшилось.

Учитель: Итак, Николаем Первым были предприняты меры по изменению положения крепостных крестьян (Стр.66-67. учебника).

Ответить на вопросы:

1. На что эти меры были направлены? (Направлены на улучшение положения крепостных крестьян) .
2. Решали они основную задачу – отмену крепостного права?
(Нет)

Задание ученикам (работа в парах): заполните схему, отражающую меры по решению крестьянского вопроса

Крестьянский вопрос

позиция власти

Вывод: Все эти меры улучшали положение государственных и крепостных крестьян, но не решали основного вопроса - отмену крепостного права, не давали крепостным крестьянам свободу и землю.

Учитель: Николаю I предоставлялся исторический шанс стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? Давайте ещё раз обратимся к его же словам (Документ «Из выступление…»).

Ответы учеников :

Боялся крестьянского бунта;

Боялся взять на себя ответственность за последствия отмены крепостного права.

Учитель: Одним из важнейших направлений царствования Николая Первого стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей. Он организовал и поставил под свой личный контроль деятельность политической полиции (стр. 68)

Ответить на вопросы:

1. Какие меры были предприняты императором для усиления борьбы революционными настроениями?

2. В чем смысл создания III отделения его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

Ответы учеников :

1. Было создано III отделение царской канцелярии, возглавляемый генералом А.Х. Бенкендорфом; был принят «Устав о цензуре», прозванный «чугунным» (Не допускалось в печать произведения, где порицался монархический образ правления. Запрещалось высказывать самовольные предложения о государственных преобразованиях, пресекалось религиозное вольномыслие).

2. Третьему отделению передавались все политические дела, контроль за настроениями умов, выискивание малейших проявлений «крамолы» (то что запрещено, противозаконно).

3. III Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру, боролось со старообрядчеством и сектантством, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами и т. д.

Учитель: Выполните задание, найдите ошибку в документе:

Ответы учеников : Пункты 5 и 10 в круг обязанностей III отделения не входили: 5) и 10) – это функции V отделения, созданное для руководства учебными заведениями и благотворительными организациями.

Вывод: Таким образом, деятельность III отделения создавала атмосферу недоверия и доносительства. Выявленные «крамолы» часто были неверными и преувеличенными. Поэтому и виновные, и невиновные могли понести тяжелые наказания.

Учитель: Итак, возвращаемся к нашей проблеме «Почему же деятельность столь целеустремленного человека имела такие неоднозначные и противоречивые оценки современников?»

- Разрешить нашу проблему нам поможет высказывание историка В.О.Ключевского. Характеризуя общую концепцию николаевского правления, он отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

Решение проблемы: При Николае Первом создавалась продуманная система государственного контроля над общественной, политической, экономической и культурной жизнью страны. На практике последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Отсутствовало стремление к коренным преобразованиям в России, проводились лишь мелкие, частичные реформы.

3. Закрепление изученного материала.

Тест «Внутренняя политика России в период правления Николая I»

1. Установите хронологическую последовательность событий и пронумеруйте их.

а) Издание нового цензурного закона

б) Издание первого полного свода законов

в) Издание первого свода действующих законов

2. Выберите правильный ответ: Какие из перечисленных положений дворянской политики Николая I соответствуют действительности?

а) запрет дробить дворянские имения между наследниками

б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления

в) запрет на занятие должностных мест не дворянами

а) П. Д. Киселев б) М. М. Сперанский в) Е. Ф. Канкрин

4. Продолжите логический ряд: Реформы государственной деревни:

а) введение крестьянского самоуправления;

б) возможность для переселения малоземельных крестьян в восточные районы страны;

в) ...

г) ...

5. Выберите правильный ответ: Во время царствования Николая I

а) розничная продажа крестьян была:

запрещена или разрешена

б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:

запрещено или разрешено

в) после инвентарной реформы повинности крестьян были:

увеличены или точно зафиксированы

6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:

  1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
  2. Смерть Николая I б)1826
  3. Восстание декабристов в) 1832
  4. Завершение кодификации права г) 1855

7. Вставьте пропущенные слова:

Реформа государственной деревни – это реформа, проведенная министром государственных имуществ _______________, в результате которой было значительно ___________________ положение _________________ крестьян.

4. Рефлексия. Составьте синквейн «О личности Николая I»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

1. Николай I

3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.

4. «Россией правят столоначальники»; строгая централизация управления; сохранение и укрепление существующего строя; опора на армию и чиновников.

5. Император, самодержец, Российская империя.

5. Домашнее задание: Параграф 10; вопросы и задания


После смерти (или исчезновения) брата Александра в 1825 году был вскрыт императорский манифест 1823 года, где Александр указал Николая своим наследником престола в обход брата Константина, поскольку тот от правления отрекся. Николай настоял на соблюдении всех юридических проволочек и приказал всем присягнуть Константину, а после этого отправить тому посла в Варшаву, чтобы брат подтвердил отречение. Константин отречение подтвердил, но с нотариальным заверением затянул по неизвестной причине. Этим воспользовались члены Северного и Южного тайных обществ декабристов , которые долго ждали удобного момента. Этот небольшой период биографии Николая известен как Междуцарствие .

14 декабря 1825 года на Сенатской площади произошло Восстание декабристов , которое поэтично воспевали историки советской эпохи, а на самом деле являлось бунтом радикально-настроенной и непризнанной интеллигенции и дворян-тунеядцев. Петербургский «майдан» 1825 года (а сходство с недавними киевскими событиями крайне велико) обернулся блокированием Сената, убийством Петербургского генерал-губернатора Михаила Милорадовича (героя Отечественной войны 1812 года ) и требованием Пущина и Рылеева не присягать Николаю Романову, создать временное правительство с целью переформатирования Российской империи в конституционную монархию, а еще лучше - в республику по примеру Франции конца XVIII века .

Как это часто бывает у либеральных революционеров, восстание было организованно из рук вон плохо, и правительственные войска легко его подавили. Пятеро основных инициаторов было казнено (первая и последняя казнь в правление Николая I), остальные отправлены в ссылку. При этом император лично назначал место ссылки для каждого декабриста. В опалу попал и молодой вспыльчивый поэт Александр Сергеевич Пушкин , чьи стихи в поддержку декабристов были найдены чуть ли не у каждого второго задержанного. Позже Николай I захотел лично лицезреть великого поэта, для чего вернул его из ссылки, затем назвал Пушкина умнейшим человеком в России и стал его личным цензором.

Внутренняя политика Николая I.

Во внутренней политике Николай Павлович придерживался более консервативных взглядов, чем его либеральный брат .

  1. Он ужесточил цензуру после Восстания декабристов. Именно этот факт обычно вспоминают либеральные отечественные и западные историки (полностью игнорируя всю остальную деятельность) как средство поливания грязью брата Александра Павловича .
  2. Николай I, наконец, стал уделять внимание индустриализации страны, совершил промышленный переворот тем, что:
    • создал множество фабрик, заводов, завез из-за границы новые станки и оборудование;
    • заложил первую железную дорогу - от Москвы до Санкт-Петербурга в 1836-1837 годах;
    • уделил особое внимание техническому образованию как высшего, так и низшего сословий;
    • провел ряд архитектурных и строительных реформ, как например, регламент высоты зданий согласно ширины улиц, постройка астрономической обсерватории, изменения в фортификационном строительстве (благодаря последним Санкт-Петербург стал неприступным для штурма со стороны Балтийского моря).
  3. Военная реформа. Введение строгой дисциплины (при Александре офицеры ходили чуть ли не во фраках, и вообще - в чем заблагорассудится) и создание внешних знаков различия. Звездочки на погонах - изобретение Николая, до этого было непонятно какого звания офицер, пока он не представится или не предоставит документы.
  4. Кодификация нормативно-правовых актов. До этого времени последний свод законов был создан еще в середине XVII века вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем (Соборное Уложение 1649 года), и все последующие законы за почти 200 лет были не структурированы и часто противоречили друг другу.
  5. Активное участие в проблемах крестьян. Было отменено много законов еще петровской эпохи . Теперь крестьяне не могли быть проданы отдельно от своей семьи и без своей земли. Безземельные дворяне вообще теряли право на крепостных. Свободные (государственные) крестьяне получили некоторые права и привилегии. Были созданы школы и больницы для крестьянского сословия, а позже и суды. За угнетение крестьян помещики строго наказывались (вплоть до ареста всего имущества).
  6. Активное участие в жизни простого населения. Во время эпидемии холеры 1830 года, например, Николай I лично посетил лечебницу с больными, каждого приободрил и выслушал, невзирая на крайне высокую опасность заражения. После этого он один в поле сжег одежду, чтобы не заразить окружающих, выждал карантин в 11 дней и вернулся ко двору. Это был беспрецедентный случай для того времени, но многие историки забывают о таких фактах, называя Николая I самодержцем-тираном и деспотом.

Внешняя политика Николая I.

C 1826 года по 1828 год Персия предприняла неоднократные попытки вернуть свои земли в Закавказье. В результате двухлетней русско-персидской войны она потеряла еще и Нахичеванское и Эриванское ханства.

Статья описывает кратко основные моменты внутренней и внешней политики Николая I. Правление этого императора оценивается как крайне консервативное, завершающее начатый Петром I процесс превращения России в бюрократическое государство.

  1. Введение
  2. Внешняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

  • Восстание декабристов (1825 г.) оказало большое влияние на настроение российского общества. Выступление дворянства, считавшегося главной опорой власти, показало значительное влияние сторонников изменения режима. Николай I был очень умным политиком, им были изучены все материалы, относящиеся к декабристам и составлена их оценка при выработке внутриполитического курса.
  • Николай I стремился к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного строя. Самодержавная власть оформилась в своем классическом виде. III отделение канцелярии его величества, занимавшееся политическими делами, на долгое время стало символом полицейского государства, осуществляющим надзор над всеми областями жизни России.
  • В России по-прежнему остро стоял крестьянский вопрос. Николай I это признавал, но утверждал, что отмена крепостничества - долгий процесс, и что крайние меры в разрешении вопроса нежелательны и преждевременны.
  • На протяжении царствования Николая I был создан ряд комитетов по разрешению крестьянского вопроса, во главе деятельности которых был поставлен граф Кисилев. Результатом его деятельности стали законы 1837-1842 гг. Реформы начинались среди государственных крестьян, которые должны были постепенно перейти на денежный оброк при равномерном наделении землей. Для улучшения крестьянского положения открывались школы, больницы. В отношении частновладельческих крестьян была принята модификация закона о "вольных хлебопашцах". Крестьяне могли по добровольному желанию помещика получить свободу и земельный надел, но выполнять за это определенные повинности. Таким образом, сохранялась экономическая зависимость.
  • Основные действия Николая I, позволившие определить его царствование как крайне реакционное, были осуществлены в области образования и цензуры. Был наложен запрет на поступление крестьян в средние и высшие учебные заведения. Фактически образование стало дворянской привилегией. Значительно ужесточились цензурные правила. Университеты поставлены под полный государственный контроль. Официальным девизом правления Николая I стало "православие, самодержавие, народность" - основа воспитания и развития российского общества.
  • Принимались меры по усилению позиции дворянства. Николай I делал ставку на государственных служащих. Условием получения потомственного дворянства стало достижение пятого класса по "Табели о рангах" (вместо восьмого).
  • В целом, все действия Николая I были призваны завершить формирование бюрократического государства с абсолютной властью монарха.

Внешняя политика Николая I

  • В области внешней политики стояло два вопроса: европейский и восточный. В Европе задачей Николая I была борьба с революционным движением. В правление Николая I России получила неофициальный статут жандарма Европы.
  • Восточный вопрос касался раздела влияния ведущих государств на европейские владения Османской империи. В результате войны с Турцией в 1828-1829 гг. Россия получила ряд территорий на черноморском побережье, политика Турции включалась в орбиту российского дипломатии.
  • В 1817 г. разворачиваются боевые действия России в Кавказском регионе. Это стало началом русско-чеченского конфликта.
  • Восточный вопрос обострился к середине века, что привело к Крымской войне (1853-1856 гг.). Российская армия вела успешные действия против Турции на Кавказе, флот - в Черном море. Это привело к вступлению в войну Англии и Франции. Была угроза включения в войну Австрии, Пруссии и Швеции. По сути России оказалась один на один со всей Европой.
  • Решающей ареной военных действий становится Крым. Совместный англо-французский флот блокирует русскую эскадру в Севастополе, а успешные действия высадившегося десанта приводят к его окружению. Начинается оборона Севастополя, растянувшаяся почти на год. После ряда кровопролитных попыток взять крепость штурмом и ответных безуспешных действий русской армии по снятию блокады союзникам удается овладеть южной частью города. Боевые действия фактически прекращаются. В Закавказье возникает такая же ситуация. К тому же в 1855 г. внезапно умирает Николай I.
  • В 1856 г. был подписан мирный договор, наносивший серьезный удар по позициям России. Ей запрещалось иметь черноморский флот, должны были быть уничтожены базы и крепости на черноморском побережье. Россия отказывалась от покровительства православного населения Османской империи.
  • Таким образом, внутренняя и внешняя политика Николая I проходила в консервативном духе. Россия стала абсолютистским государством. Монархическая власть объявлялась идеалом и должна была господствовать во всей Европе. Восточный вопрос не был связан с самодержавными тенденциями и являлся закономерным этапом в защите российских интересов на мировой арене.

Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.

Внутренняя политика

Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.

При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.

Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.

В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.

С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.

Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.

Внешняя политика

В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.

Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.

В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.

Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.

Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.



Новое на сайте

>

Самое популярное