Домой Участок Сколько процентов людей работают не по специальности. Поколение Y: Трудоустройство по специальности

Сколько процентов людей работают не по специальности. Поколение Y: Трудоустройство по специальности

В 2016 году Группа компаний АКИГ провела исследование молодежного рынка труда, в котором приняло участие более 40 крупнейших компаний, 35 ведущих вузов и 600 молодых талантов из 47 регионов России. В предыдущей публикации () рассматривалась общая ситуация на молодежном рынке труда.

Одной из важнейших характеристик рынка является возможность профильного трудоустройства молодых талантов. Для государства процент трудоустроенных по специальности отражает эффективность расходов на систему образования, для вузов - востребованность знаний и навыков выпускников, для работодателей - актуальность их предложения для молодежи и дополнительные резервы рынка.

Как показало исследование, доля трудоустроенных по специальности заметно растет с возрастом ориентировочно до 24 лет (средний возраст выпускников магистратуры). Доля неработающих среди молодежи, напротив, пропорционально снижается. Количество работающих не по специальности в среднем постоянно для всех возрастных категорий.

«В первые два года студенты, которые могут себе позволить не посещать занятия и хотят в первую очередь заработать деньги, устраиваются на работу не по специальности из-за отсутствия какого-либо опыта и знаний. Однако с 3-го курса работодатели начинают активно привлекать их на работу и стажировки, что существенно увеличивает долю профильного трудоустройства. Помимо этого, на возможность найти работу сильно влияет устройство самого учебного процесса: неоптимальность графика учебных занятий и низкая лояльность к пропускам могут серьезно помешать устроиться на квалифицированную работу», - объясняет Алексей Семянников, эксперт Методолого-аналитического центра Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Среди работающих студентов с гуманитарным и естественно-научным профилем образования большинство трудоустроено по специальности. Иначе складывается ситуация для молодежи с инженерно-техническим профилем - количество работающих не по специальности преобладает. При этом, по отзывам представителей учебных заведений, практически все студенты ведущих вузов инженерно-технического профиля к моменту окончания обучения успешно трудоустраиваются по специальности. Работодатели «разбирают» их по результатам практических работ и стажировок, начиная с 3-го курса.

«Выпускники ведущих технических вузов пользуются высоким спросом не только в профильных отраслях, но и в IT-секторе, инвестиционном банкинге, бизнес-аналитике и других. Выпускникам вузов, не занимающих топовые позиции, соответствующие отрасли предлагают ограниченное количество вакансий, а также невысокие зарплаты, что также заставляет их искать возможности для самореализации в других сферах. Именно поэтому среди студентов и выпускников инженерно-технического профиля доля работающих по специальности самая низкая», - комментирует Татьяна Павилова, руководитель проектов практики «Государственный сектор» и Практики управления изменениями ГК АКИГ.

Респонденты с медицинским профилем рассматривают работу исключительно по специальности. Это объясняется не только возможностями трудоустройства (дефицитом кадров в отрасли), но и спецификой профессии (важность осознанного выбора).

Анализ открытых ответов студентов говорит о высокой мотивации работать именно по специальности, но существует множество препятствий на пути к этой цели:

  • «К молодым специалистам относятся настороженно. Боятся брать без опыта работы»;
  • «Т. к. я получаю степень магистра, мне необходим гибкий график, что негативно влияет на возможность трудоустройства»;
  • «Работа близкая к специальности есть, но условия очень плохие. Заработная плата крайне мала».

Ежегодно российские вузы выпускают десятки тысяч молодых специалистов. Однако открытые вакансии, соответствующие специальностям молодёжи с высшим образованием, почему-то так и остаются незакрытыми. По последним данным Росстата, в России больше половины выпускников высших учебных заведений (55 процентов) работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70-90 процентов.

В июле прошлого года сотрудники независимой общественной организации «Ассоциация руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами» вместе с Департаментом экономики УрГЭУ-СИНХа опросили новоиспечённых выпускников екатеринбургских вузов. К этому времени на работу успели устроиться 60 процентов опрошенных. Из них лишь 18 процентов нашли себе профессию по специальности. Остальные отложили свои дипломы «до лучших времён» и пошли трудиться туда, где этот документ необязателен.

По результатам того же исследования оказалось, что найти себе заработок по специальности проще всего удаётся программистам, строителям, международникам, пиарщикам и энергетикам. А вот молодым педагогам, социологам, политологам, управленцам, филологам и психологам везёт в меньшей степени.

Вопросом, почему полученная в вузе специальность не определяет дальнейшего места работы, задаются уже не первый год. Изначальная причина — у выпускников школы выбор вуза оказался неверным, потому что отсутствует система профориентации.

Например, в Китае, как только ребёнок идёт в школу, он начинает пробовать различные профессии: его ведут на завод и показывают, как работают станки и так далее. За всё время в школе ему демонстрируют около 50-ти различных профессий

Обычная ситуация для большинства российских школ: заканчивается учебный год, а ученики выпускных классов только начинают задумываться о том, кем же они хотят быть. Изучают сайты учебных заведений, смотрят на проходные баллы, сравнивают со своими, делают выводы. Нередко многие поступают учиться туда, куда идут их лучшие друзья, с которыми они большую часть жизни просидели за одной партой и никуда друг без друга. Или ещё вариант — выбирают специальность по совету родственников. Другими словами, выпускники школ определяют своё будущее неосознанно. С другой стороны, как тут можно что-то осознать, если им никто не объяснил, какие профессии существуют в мире (кроме 10-15, что на слуху у всех), и какие из них самые востребованные на рынке труда.

— Такого предмета как ориентация, нет ни в одном школьном расписании, а зря, — объясняет председатель ассоциации психотерапевтов Свердловской области Георгий Амусин. — Разве можно решить, кем ты хочешь стать, не зная, чем занимается представитель той или иной профессии? Поэтому, после окончания школы многие, выбирая специальность, руководствуются лишь поверхностной осведомлённостью о том, кем они станут в будущем, выбрав тот или иной факультет вуза. Я думаю, что отдельный обязательный предмет по профориентации и какое-нибудь специальное учебное пособие нашим старшеклассникам бы не помешали.

Яркий пример непонимания сути профессии — журналистика. Ежегодно на факультеты журналистики один из самых больших конкурсов среди абитуриентов. Однако уже после первой производственной практики многие студенты журфаков разочаровываются в профессии. Что ж, это неизбежно, ведь они судили о профессии по гламурным журналам и таким же ток-шоу. А на деле, вместо богемных вечеринок пришлось ехать в командировку в какой-нибудь богом забытый посёлок и писать или снимать репортаж о проблемах местных жителей.

Чаще всего занятия по профориентации — это частная инициатива отдельных школ.

— Мы регулярно, раз в неделю, проводим с нашими учениками классные часы на тему профориентации, — рассказывает педагог по воспитательной работе екатеринбургской средней школы №36 Гульнара Галиева. — Обычно приглашаем представителей различных профессий, которых подыскиваем среди наших выпускников. Кроме того, иногда для ребят мы организуем экскурсии на различные городские предприятия. Также все наши ученики проходят профориентационные тесты.

По сути, эти тесты помогают определить, какая специальность лучше всего подходит ребёнку — техническая, гуманитарная или творческая. Некоторые даже берут на себя ответственность конкретно указать школьнику, куда ему нужно поступать. Нахожу в Интернете один из таких тестов, отвечаю на восемь вопросов, и компьютерная программа отправляет меня учиться на инженера-технолога. Думаю, не самый подходящий вариант для меня после трёх лет обучения в гуманитарном вузе.

— На самом деле есть авторитетные тесты по профориентации, которые успели зарекомендовать себя. Они подразделяются на возрастные категории, и ребёнку нужно проходить их ежегодно и уже из общего результата делать какие-то выводы, — объясняет Георгий Амусин. — Это полезная практика для школьников, учителя могут её использовать, но под чутким руководством психолога. А непроверенным источникам, например, из Интернета доверять нежелательно.

Общероссийский тренд многих лет: без высшего образования никуда. Руководствуясь этим убеждением, родители готовы запихнуть своего ребёнка в любой вуз, на любой факультет.

Вот и получается, что многие студенты, осознав всю трагедию неверного выбора на втором-третьем курсе учебного заведения, куда они поступили, начинают искать ту сферу деятельности, которая им по-настоящему интересна или просто будет приносить стабильный доход.

Редакция «НЭ» решила узнать у тех ребят, кто решил не искать работу по специальности, с чем связан их выбор?

Камилла ИЛЬЯСОВА, 23 года. Окончила Департамент экономики УрГЭУ-СИНХ:

— По образованию я экономист. Уже в конце первого курса поняла, что это не моё, но чтобы не расстраивать своих родителей, решила не бросать университет и доучиться. Во время учёбы устроилась на должность продавца-консультанта в один из магазинов модной одежды, который принадлежит крупной европейской сети. Мне сразу сказали, если буду хорошо работать, то будет возможность карьерного роста. Старалась. Через полтора года я прошла тренинг на должность визуального декоратора — это человек, который занимается оформлением магазина и витрины. Начала ездить по другим городам, помогать открывать магазины этого бренда. Спустя ещё полтора года меня назначили мерчендайзером — представителем торговой сети. Теперь я, можно сказать, одновременно живу в восьми городах: еженедельно летаю из одного в другой и смотрю, как идут дела в филиалах. Я не сижу на одном месте, мне не бывает скучно. Высшее образование мне, конечно, пригодилось (в мерчендайзеры без него не берут), а вот конкретно экономфак остался приятным воспоминанием о студенческой жизни.

Максим Максимов, 22 года. Не окончил факультет журналистики УрФУ:

— Я честно пытался учиться. Один раз был отчислен, потом снова восстанавливался, сдавал зачёты, но затем всё-таки признался себе, что это не моё и оставил учёбу окончательно. Когда я ещё поступал, то искал какую-нибудь творческую профессию, подумал, что журналистика — то, что надо. Но не так я себе всё представлял. Ещё во время учёбы я купил себе фотоаппарат, стал читать книги по фотографии, практиковаться на знакомых, устраивая им фотосессии. Вскоре понял, что хочу заниматься этим профессионально. Наработал себе клиентскую базу и открыл свою фотостудию. Теперь зарабатываю тем, что мне действительно по душе. Но высшее образование всё-таки получаю. Учусь дистанционно.

Высшее и среднее профессиональное образование сейчас переживает нелегкие времена. По данным ВНИИ Труда Минтруда России, в среднем 30 процентов выпускников в России работают не по профессии. Среди молодых выпускников техникумов и колледжей это количество составляет 40 процентов.

Во многом это происходит из-за того, что у выпускников школы нет полной информации о том, какие профессии будут наиболее востребованы на рынке труда к моменту завершения ими учебы. Их предпочтения при выборе специальности формируются в отрыве от реальности, и зачастую выбор происходит скорее на интуитивном уровне. Высшее образование в данном случае воспринимается как продолжение школы, как способ получения еще одного аттестата об образовании.

Задача бизнеса сегодня популяризация образования, формирование четкой картины рынка труда в глазах юношей и девушек, поступающих в вузы и ссузы. Только четкая картина даст главное: заинтересованность абитуриентов в выборе востребованных специальностей.

В свою очередь одной из основных задач образовательных учреждений является такая подготовка специалистов, при которой молодой человек, получивший образование в профильной сфере, мог бы получить работу и применить свои знания на предприятиях.

В среднем 30% выпускников в России работают не по профессии

Показатель вхождения молодежи на рынок труда - это успешный переход из состояния "учеба" к состоянию "работа". Именно он говорит об эффективности личных и государственных инвестиций в образование, соответствии рынка образовательных услуг потребностям рынка труда.

Одним из дополнительных способов улучшить показатель вхождения молодежи на рынок труда видится выстраивание комплексной системы подготовки в вузах с привлечением в качестве преподавателей сотрудников компаний.

В этом случае молодой специалист будет получать подготовку для решения конкретных задач, а также существенно легче адаптироваться после трудоустройства. Программы должны включать в себя обязательную производственную практику: в ходе нее студент приобретает необходимые навыки, разбираясь с задачами, которые ему придется решать на рабочем месте.

Сегодня IT-компании Мордовии уверенно выходят на межрегиональный, федеральный и международный уровни. Они разрабатывают и внедряют эксклюзивные программные продукты, создают новые рабочие места.

Компания Bytex уже сейчас предлагает такие программы для встраивания их в учебный план образовательных заведений или использования в качестве факультативных. С крупными вузами республики были подписаны соглашения о взаимодействии в области подготовки специалистов в сфере IT. После окончания программы студенты приходят на практику в компанию, и большинство из них трудоустраиваются.

Этим летом из российских вузов выпустились около миллиона молодых специалистов. Статистика говорит о том, что даже диплом престижного университета не гарантирует трудоустройство, и многие из выпускников столкнутся с трудностями при поиске работы. «Коммерсант» пишет о том, почему работодатели не всегда рады молодым специалистам.

По данным Минобрнауки, которое ежегодно проводит мониторинг трудоустройства выпускников, из тех, кто получил дипломы в 2015 году, работу нашли 74-75%. Успешнее всего справились с поиском работы выпускники национальных исследовательских университетов (НИУ) Бауманский, Губкинский, МИФИ - 81,54%. Менее востребованными оказались те, кто закончил МГУ или СПбГУ - 74,58%. Выпускники МГИМО и вовсе оказались трудоустроены в 53,17% случаев, и их средний заработок составил 47 760 рублей. Издание отмечает, что речь идет о вузах, которые считаются престижными: высокие требования к абитуриентам, дорогая подготовка к поступлению и дорогое обучение. Согласно данным Росстата, безработица среди выпускников 2015 года в пять раз больше, чем по стране в целом.

Издание отмечает, что в парадоксально невыгодной ситуации оказываются те, кто получал высшее образование платно. Официальная статистика учитывает бюджетников, а о тех, кто платил за обучение, государство забывает после того, как они получили диплом. Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», обращают внимание на то, что многие вчерашние студенты работают не по специальности или не устроены официально.

елена авраамова

заведующая лабораторией исследования социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

«На российском рынке труда нарастает конфликт между выпускниками и работодателями. Работодатели при первом трудоустройстве значительно занижают оплату труда. Поэтому среди молодежи велика текучка, мало кто остается на одном месте три года и больше. В кризис же работодатели сразу предлагают молодым неформальную занятость, я бы сказала, просто выталкивают их во фриланс, на срочные договора, а то и вообще без договора, оплачивая налом подработку, без соцпакета, без страховых и пенсионных взносов».

Авраамова отмечает, что связи имеют первостепенное значение при поиске работы. Речь идет не только о «теплых местах»: почти каждый работодатель охотнее возьмет специалиста на работу, если его кто-то порекомендовал.

Отдельная проблема — отношение бизнеса к выпускникам. На Западе компании привыкли вкладываться в будущих специалистов, а для России такой подход остается экзотикой.

Важнейшим направлением социальной политики является населения. Для полного представления о качестве обучения и выработки рекомендаций по улучшению образовательной системы создается статистика выпускников . На ее основе принимаются решения по социальной, и экономической политике государства.

О «Демографической яме»

В России разрабатывается комплекс мер по стабилизации численности . Достижение поставленных задач возможно только при учете всех неблагоприятных факторов. Чтобы процессы, связанные с игнорированием данных статистики не привели к социальным потрясениям, необходимо составлять грамотные прогнозы по изменению численности населения и длительности влияния на нее «Демографической ямы».

Трактовка такого влияния неоднозначна. Специалисты расходятся во мнениях о ее природе. Основной причиной возникновения «Демографической ямы» стала и послевоенный период. Число жителей РФ достигло довоенного уровня (1940 год – 110,1 млн. чел.).


Первое влияние «ямы» сказалось в 1966–1971 годы. Прирост населения снизился, но без критических показателей, благодаря проводимой тогда социальной политике. В период 1989–1993 показатель опять снизился, а вот дальше наступил провал. Дополнительную роль сыграл экономический фактор. До конца 2000 года показатель превышал количество рожденных почти на 1 млн. человек ежегодно.

Следующая стадия «Демографической ямы» пришлась на 2013–2017 гг. Однако уже наблюдался процесс затухания влияния военных потерь. На первое место вышли экономические причины. К ним относится:

  • рост трудовой конкуренции;
  • непостоянство ;
  • повышение жизни;
  • увеличение времени на получение образования.

Росстат опубликовал данные за первый квартал 2017 года. Из него видно, что рождаемость по стране упала на 10,1%. Самым вероятным прогнозом на период следующего пика «Демографической ямы» в 2036–2040 гг. становится вывод о практическом прекращении действия «Эха войны».

На основе вышеизложенного составляются среднесрочные прогнозы с погрешностью ±4% численности выпускников школ, что влияет на необходимость создания новых средне-специальных учебных заведений, и рабочих мест.

Статистика выпускники школ


Отметила снижение показателей за 12 последних лет практически вдвое. Детальнее с татистика выпускников школ по годам представлена на рисунке:

На графике хорошо видна «Демографическая яма». Система достигла дна в 2017 году. Статистика выпускников прогнозирует постепенный рост с 2018 года. К 2023 году показатель должен достичь того уровня, что был в 2010.

Постоянное уменьшение учеников сопровождалось закрытием школ. Особенно это заметно в сельской местности. В 1990 году в селах было 48,6 тыс. школ, а в городах 21,1 тыс. В 2016 год у показатели упали до 24,5 тыс. и 17,28 тыс. соответственно

Причина такого количества закрытий – снижение численности учащихся. Школы в селах стали укрупнять, обеспечивая транспортом для перевозки , что позволило повысить уровень образования. Еще одна причина – социально-экономические факторы обусловили отток самого трудоспособного населения в города.

В городах количество школ закрылось меньше. Отчасти благодаря притоку учеников из сельской местности. Но «Демографическая яма» сказалась и тут. При составлении рейтингов самых конкурентоспособных выпускников школ (Топ-50), оказалось, что это ученики регионов, где отсутствуют . На 1 месте оказался Югорский физико-математический лицей-интернат (ХМАО ).

Статистика по выпускникам удручает. По данным Генпрокуратуры 40% выпускников интернатов для сирот становятся алкоголиками и , еще 40% становятся . Статистика выпускников сиротских учреждений показывает, что только 10% удается адаптироваться и начать нормальную жизнь.

Статистика выпускников ВУЗов

С 1990 года наблюдался активный рост числа высших профессиональных образовательных заведений. До 2012 года их стало больше в два раза (1990 – 514, 2012 – 1046). Основной прирост был за счет негосударственных . Их стало больше на 437 шт. На 95 стало больше государственных.

Однако «Демографическая яма» развернула процесс в обратную сторону. Статистика выпускников школ сказалась на количестве лиц, окончивших высшие учебные заведения. Численность выпускников ВУЗов сократилась практически на 30%. За период с 2010 по 2015 год закрылось 184 ВУЗа.

Ориентируясь на количество выпускников, статистика предсказывала снижение численности профессорско-преподавательского состава и не ошиблась. Если в 2005 году преподавателей было 358,8 тыс. То в 2016 году их осталось всего 303,6 тыс.

Трудоустройство выпускников ВУЗов

Статистика выпускников показывает, что наличие диплома престижного ВУЗа не гарантирует молодому специалисту последующее трудоустройство. По данным Минобрнауки только 75% выпускников 2015 года нашли работу.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности отмечает 11 заведений, окончание которых позволяет легче найти работу. Все они вошли в список международного рейтинга QS 500 ВУЗов:

  1. МГУ им. Ломоносова.
  2. Санкт-Петербургский государственный университет.
  3. МГИМО.
  4. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
  5. Томский политехнический университет.
  6. МФТИ .
  7. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
  8. МГТУ им. Баумана.
  9. РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.
  10. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Статистика трудоустройства выпускников вузов отмечает, что работодатели стараются занизить молодым специалистам при первичном трудоустройстве. Такой подход провоцирует текучку молодых кадров. В условиях кризиса частный бизнес привлекает молодых специалистов без официального трудоустройства.

Очень сильное влияние на трудоустройство выпускников оказывают связи. Статистика считает их основным фактором. Гораздо легче получить место по рекомендации, чем без нее. представлена в таблице.

Больше всего выпускники востребованы в строительстве, медицине и нефтяном секторе. Хуже всего обстоят дела у обладателей дипломов педагогов, социологов и истории. Подавляющее большинство из них работает в других сферах. Выпускники по специальности агрономия также не спешат уезжать в деревню.

Статистика трудоустройства выпускников по специальности показывает, что 60% из них в течение пяти лет идут на переподготовку или на курсы повышения квалификации. Чтобы молодым специалистам было легче находить работу, необходимо привлекать к преподаванию руководящий состав профильных компаний. Это позволит подготавливать студентов к решению конкретных производственных задач.

Размер у выпускников вузов по статистике составляет в среднем по стране 22,7 тыс. руб. В Москве показатель не превышает 40 тыс. Исключением являются IT-специалисты.

Как дела у соседей

В Республике Казахстан действует программа развития образования и науки на 2016–2019 гг. Согласно ей 71% выпускников могут найти применение своим силам.

В 2017 году в Казахстане 136 тыс. детей окончили школу. Из них 20% получили образование на русском языке. В республике наблюдается отток выпускников школ в Россию для дальнейшего обучения. За 2015–2016 гг. четверть всех иностранных студентов в российских ВУЗах составляли выпускники из Казахстана (67727 чел.).

Республику Беларусь также не обошла стороной «Демографическая яма». Общая цифра окончивших лицеи, гимназии и школы в 2010 году составила 92,6 тыс. человек. В 2015 году показатель снизился до 56,6 тыс. В РБ наблюдается перекос с выпуском по специальностям . В 2016 году 42% выпускников (75 тыс.) получили диплом экономиста. Медиков всего 4,5 тыс., т. е. 6% от общего числа получивших диплом.

Еще один пример «Демографической ямы» образовался в Украине . В 2001 году там был зафиксирован самый низкий показатель рождаемости. Соответственно 2018 год покажет антирекорд количества лиц, поступающих в ВУЗы. По предварительным расчетам их должно быть около 200 тыс.

Для украинских выпускников в российских ВУЗах на 2017–2018 гг. было зарезервировано 474 квоты. В дальнейшем планируется увеличение числа квот. Как видно, «Демографическая яма» коснулась всех бывших союзных республик. Перед выпускниками стоят одинаковые проблемы, как с поиском работы, так и с размером заработной платы.



Новое на сайте

>

Самое популярное