Домой Водоснабжение Роман виктюк служанки содержание. “Служанки” Романа Виктюка отмечают юбилей

Роман виктюк служанки содержание. “Служанки” Романа Виктюка отмечают юбилей

Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости.

Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положили начало стилю, который позже стал именоваться viktyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.

Осенью 2015 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 27 лет. Постановка пережила три редакции (1988, 1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется – в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений.

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока давности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.

Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.

По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров, отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.

(Фото Полины Королевой)

«Я считаю, что в “Служанках ” играть должны мужчины. Да, именно мужчины» - Жан Жене.

В середине весны, 19 апреля 1947 года, во Франции, на сцене театра «Атеней», Луи Жуве представил зрителю постановку пьесы Ж. Жене «Служанки». Автору спектакль не понравился, и не понравилось, что женские роли, вопреки его рекомендациям, исполнялись женщинами, к тому же слишком красивыми.

В России премьера состоялась 17 сентября 1988 года, о чем гласит краткий анонс в газете «Советская культура». Режиссером стал Роман Виктюк.


Это был спектакль, полностью перевернувший представление о советском театре конца 1980-х, и который мгновенно сломал шею стереотипу, спектакль, подобного которому в русском драматическом театре не было никогда.

Сюжет пьесы прост и глубок одновременно. Две сестры Клер и Соланж Лемерсье – служанки в доме Мадам, которые составили тайный донос в полицию на Мсье, после чего тот был арестован. Во время отсутствия хозяйки Служанки разыгрывают между собой сцены убийства Мадам, облачаются в ее наряды и пародируют ее манеру говорить. Неожиданно для них Мсье временно выпущен на свободу – и Служанки, понимая, что скоро им грозит разоблачение, решают отравить Мадам, но в итоге яд выпивает Клер, представившаяся Мадам.


В 2006 году Виктюк восстановил «Служанок» и преподнес зрителю третью редакцию легендарной постановки, которая в 1988 году сформировала окончательно режиссера Виктюка и сделала его знаменитым в России и на Западе.. Второе же рождение «Служанок» было встречено зрителями и критикой с большим любопытством и, судя по отзывам, с гораздо меньшим восторгом. «До ужаса красивое представление, как и все, что делает Виктюк. Очень эротично, слегка иронично и довольно скучно. Страсть только в телах. Спектакль полон цитат: маска Пьеро, руки в красных перчатках, как у леди Макбет, пластика служанки, нависшей над лежащей в кресле Мадам – Лебедь и Коршун из “Царя Салтана”. Советую посмотреть спектакль всем эстетам, гурманам и сексуально закрепощенным людям – при условии, что они лояльны к сексуальным меньшинствам».

Премьера второй редакции спектакля состоялась в 1992 году. В то время режиссерская деятельность Виктюка была по-прежнему плодотворной, и его спектакли вызывали неподдельный интерес, потому что постановка пьесы Жана Жене сделала его символом нового, но до конца никем не осмысленного театрального направления. Роман Виктюк стал одним из самых модных режиссеров в России. Критики и зрители называли его эстетом, эпатажником и королем богемы. Впервые увидев на сцене томную пластику мускулистых мужчин, в театральных кругах заговорили о гомосексуальной мафии, которая теперь в России, как и “у них!” на Западе, проталкивает “только своих!”. И все последующие постановки Виктюка впоследствии и до сих пор, рецензенты называют «Реминисценциями незабвенных «Служанок».


Жене утверждает в своих сценических указаниях: «Жесты и тон преувеличенно трагичны".
Этот ритуал имеет ещё одно значение:"для тех, кто каждый вечер играет убийство Мадам, он уже представляет собой чёрную мессу. Убийство всегда прерывается, церемония никогда не доходит до конца. Речь идёт о совершении самого худщего: Мадам добра,"Мадам прекрасна":Служанки убивают свою благодетельницу только потому, что она делает им Добро. Действие воображаемо, потому что Зло-это вымосел. Но даже в воображении оно заведомо подделывается. Служанки знают, что у них никогда не хватит времени дойти до преступления...
Жан-Поль Сартр.



...Раз мы противопоставляем жизнь и сцену, значим, предчувствуем, что сцена соседствует со смертью и любые вольности на ней допустимы. Голос актёров должен исходить откуда угодно, только не из их гортани: такую музыку нелегко найти. Грим, делая их"другими",позволит им любую дерзость: отрешившись от ответственности перед обществом, они обретут обретут другую, относящуюся к другому Порядку. Костюмы будут сделаны не для того, чтобы одеть актёров: сценические костюмы – средство устроить парад, во всех смыслах этого слова. Вы понимаете, какой красотой они должны обладать. Не городской красотой, а красотой, которая как грим, как смешенный голос, необходима для того, чтобы актёры могли броситься в приключение и одержать над ним победу.
Жан Жене.


Действующие лица и исполнители:

СОЛАНЖ - Заслуженный артист России Дмитрий Бозин.
КЛЕР - Дмитрий Жойдик.
МАДАМ - Алексей Нестеренко.
МЕСЬЕ - Иван Никульча.

Есть ли постановки, которые заставляют с первых секунд сердце биться быстрее, а мурашки бежать по спине? Не знаете? Так вот, это тот самый случай.

«Самый необыкновенный пример превращения бытия в иллюзию, воображения в реальность- это пьеса Жене «Служанки». В театральном спектакле Жене привлекают фальшь, подделка, искусственность…».

Так написал Жан-Поль Сартр о произведении своего друга. И был прав.

Скандальный, ни на что не похожий спектакль «», в постановке , пережил три редакции и в этом году празднует свое 30-летие, но до сих пор будоражит умы и воображение зрителей.

Пьеса «Служанки» была написана в 1947 году знаменитым французским писателем.

Творчество и биография которого вызывает споры по сей день. Главными героями произведений этого бунтаря-неформала были убийцы, воры, сутенеры, проститутки и другие обитатели дна. Вот и здесь мы попадаем в мир служанок, которые любят и ненавидят свою Госпожу одновременно. «Вы отвратительны, моя красавица» говорит Соланж сестре во время их игр.

В премьера третьей редакции «Служанок» состоялась 28 октября 2006 года. Причем режиссером постановки выступает Александр Зуев, имеющий опыт участия в спектакле с самого его рождения. Это драма в одном действии, продолжительностью 2,5 часа. Так называемый «театральный ритуал» - когда представление не в привычном для нас понимании для зрителей, а только для актеров. Где они жрецы, а мы лишь присутствуем при ритуале, как в храме.

Как и завещал все роли в «Служанках» исполняют мужчины. Прекрасный квартет (Соланж), (Клер), (Мадам), Ивана Никульча (Месье) поражает своей органичностью. Там, где заканчиваются движения и пластика одного, тут же начинается роль другого.

Опускаются жалюзи на окна, и мы оказываемся в гостиной Мадам. Вокруг зеркала причудливых мягких форм, кресло-качалка, цветы и хореографический станок, изогнутый дугой. Это единственное, что отделяет нас от актеров. Стоящие и рассаженные по бокам сцены куклы в человеческий рост, создают ощущение присутствия посторонних людей.

Перед нами появляются необычайной красоты мужчины, голые по пояс с идеальными телами, и мы попадаем в волшебный мир . Под мелодии знаменитой французской певицы Далиды актеры танцуют. Да это не просто танец! Это завораживающие движения. Яркие, раскрепощенные, сексуальные юноши двигаются как боги! Мы видим их потные тела, слышим дыхание. Как и хотел Жан Жене, «костюмы будут сделаны не для того, чтобы одеть актеров; сценические костюмы – средство устроить парад, во всех смыслах этого слова», художник по костюмам Алена Коженкова одевает героев в развевающиеся юбки. Никаких полутонов. Это или кроваво красный или черный и, конечно, белый цвет специально для Мадам. Если это платье - то оно из алого бархата, если меха- то это роскошная шуба из соболя.

Соланж и Клер сестры-служанки. В отсутствие хозяйки они любят наряжаться в одежды своей госпожи, краситься ее пудрой, пародировать ее манеру говорить и разыгрывать сцены с участием Мадам. Анонимными письмами служанки донесли на любовника Госпожи, но внезапно его отпустили.… Теперь их обман может раскрыться, и девушки принимают решение убить хозяйку, добавив яд в липовый отвар. В итоге, гибнет Клер, принявшая яд, вместо Мадам.

Спектакль смотрится на одном дыхании. Своей игрой актеры погружают нас в другую реальность, где уже не важно мужчина ты или женщина, госпожа или служанка. Особая манера речи, растянутые слова, ощущение, что мы слышим дыхание актеров, пронзительная музыка, пластические номера- все это оказывает гипнотическое воздействие на зрителя. Мы очнемся после спектакля, будто вынырнем из воды после долгого погружения и поймем, что можем спокойно дышать на поверхности, но никогда не забудем, что видели там.

Зрители чувствуют, что спектакль далеко не о взаимоотношении служанок и господ, это о каждом из нас. О наших душах, которые Виктюк и его команда обнажают в этой постановке. О низменных мыслях и вместе с тем высоких мечтах. О том, что может никогда не случится в наших жизнях. О животном начале человека.

Идеально подобранная музыка, чарующий голос Далиды, Реквием Джузеппе Верди, разлетающиеся костюмы, удивительная пластика и, конечно, бесподобная игра актеров, создают незабываемый театральный ритуал, свидетелями и участниками которого становятся зрители…

Если под сильным впечатлением вы не сможете сразу покинуть театр, то можно дождаться, когда выйдут из гримерки актеры и взять автограф. В фойе всегда стоит толпа, которая ждет уже полюбившихся служанок.

Как писал сам , «раз мы противопоставляем жизнь и сцену, значит предчувствуем, что сцена соседствует со смертью и любые вольности в ней допустимы».

Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принёс Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положил начало стилю, который позже стал именоваться victyuk style - утончённые линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене. Попасть на «Служанок» значило побывать в самой богеме.

Я была на этом спектакле в Театре Романа Виктюка в 90-х годах. И он оставил у меня самые яркие воспоминания. Конечно, он не скромный. Но очень красивый и притягательный. Как можно было отказать себе в новой встрече? Поэтому сразу пошли и купили билеты, - рассказала зрительница Татьяна Сергеева.

Это был спектакль на уровне цвета и ощущений. Красный, пряный, с цепким и дурманящим ароматом барбариса. Откуда распространялся этот запах, можно было только догадываться.

Я вас приветствую на своём спектакле, - зазвучал узнаваемый голос самого Романа Виктюка. Зал тут же зашёлся в аплодисментах. Многие стали ждать его появления, но это была, конечно же, запись. Голос потребовал выключить все дорогие игрушки. Выключили? Приятного просмотра…

Дальше началось невообразимое. Двое мускулистых мужчин, обнажённых по пояс, стали обживать сцену. Они были в просторных женских юбках, их лица скрывал густой чёрно-белый грим, и они двигались, словно кошки - то плавно, то стремительно. Слова тянулись, словно резинка, и особенно оттягивалась буква «ш» в конце: «ты не знаешь-ш-ш-шь».

Это было действо для крепких натур. Несколько человек встали и ушли.

Я ничего не понимаю, - тихо произнесла одна зрительница.

Чем больше зрители вслушивались в диалоги, тем больше можно было запутаться. Но это оказалось главным заблуждением. Чтобы понять спектакль, нужно было отпустить все свои старания и просто воспринимать атмосферу. Понимание сюжета пришло само. Две сестры, Клер и Соланж, много лет состоят служанками у Мадам. Все эти годы хозяйка относится к главным героиням, как к родным: помогает и поддерживает их. Но сестры этого не замечают и лишь завидуют ее богатству. Зависть приводит Клер и Соланж к тому, что они решают убить Мадам. Но сначала доносят в полицию на Месье. Сестры постоянно репетируют, как будут убивать хозяйку и неожиданно узнают, что супруг Мадам на свободе. Тогда они решают отравить свою благодетельницу, но яд выпивает одна из сестер — Клер... Роли исполнили ведущие актёры театра Романа Виктюка - Дмитрий Бозин, Александр Солдаткин, Алексей Нестеренко и Иван Никульча.

Сцена то превращалась в репетиционный зал, огороженный станками, то становилась настоящим рингом. Актёры кружились в каких-то неведомых танцах, напоминающих поединки из восточных единоборств, потом брейк-данс. Вот это пластика!

Действо продолжалось 2,5 часа без антракта. К финалу зал аплодировал стоя, а актёры устроили мощный на «бис»: танцевали восточные танцы и другие неведомые композиции.

А самая суть спектакля заключается в свободе.

Пьеса была написана Жаном Жене как провидение. Главное, он хотел сказать, что в рабстве человек не может любить, в рабстве человек может только ненавидеть. Первое поколение, игравшее эту пьесу, было воспитано при советской власти, в рабстве, поэтому спектакль был протестом или преодолением человеческой трусости. Второе — поколение переходного периода. А теперь играют артисты, которые выросли вне оков тоталитарной системы, которые впитали лозунг драматурга Жана Жене с молоком матери. Собственно, это и определяет обновление спектакля, - отметил как-то режиссёр Роман Виктюк.

Спектакль оставил приятное послевкусие, а публика познакомилась с настоящим victyuk style…

Спектакль известного театрального режиссера Романа Григорьевича Виктюка «Служанки» поставлен по произведению французского писателя Жана Жене, к чьему творчеству с уважением относился сам Жан-Поль Сартр и другие интеллектуалы.

На страницах своих книг Жене не боялся беседовать с читателями о различных щекотливых темах, связанных с социумом, политикой и моралью. Его главные герои - воры, проститутки, сутенеры, убийцы и прочие падшие личности. Известность на постсоветском пространстве произведения Жене получили именно благодаря нашумевшим постановкам Романа Виктюка.

О спектакле

Спектакль «Служанки» эпатажный и даже шокирующий, поэтому к его просмотру стоит подготовиться. Казалось бы, обычная история про французских служанок. Но что видит зритель? Мужчины играют женщин, японский грим, пластика эпохи модерн - все это очень сложно соединить и понять.

Две служанки-плебейки Клер и Соланж сходят с ума от зависти к красоте и богатству своей эксцентричной хозяйки. Решив отомстить ей за все собственные беды, они тайно доносят на любовника Мадам Месье в полицию, и он попадает в тюрьму. Неожиданный выход Месье на свободу грозит скорым разоблачением, служанки пытаются отравить хозяйку, но в итоге умирает одна из прислуги.

Премьера спектакля «Служанки» состоялась в далеком 1988 году на сцене театра «Сатирикон» спустя 41 год после выхода самой пьесы, и имела грандиозный успех. Режиссер Роман Виктюк стал создателем нового течения в театральном искусстве и кумиром представителей высшего общества.

В 2019 «Служанки» в очередной раз будут показаны на большой сцене и соберут ценителей творчества Виктюка и Жене и всех, кто ищет в современном искусстве сюжеты, действительно заставляющие задуматься.

Творческая группа

В спектакле играют заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Бозин, Александр Солдаткин, Алексей Нестеренко, Иван Никульча. Молодые и талантливые актеры передали своим героям неповторимый почерк.

Кроме спектакля «Служанки» в театре Романа Виктюка можно посмотреть такие постановки, как «Саломея», «Сергей и Айседора», «Мандельштам», «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» и другие. Над каждым из них работает целая команда талантливых режиссеров и актеров, за долгое время привыкших целиком отдаваться своему делу.

Со спектаклями «Служанки», «Мастер и Маргарита», «Саломея», «Сергей и Айседора» театр с успехом гастролирует по России и западной Европе.

Как купить билеты на спектакль?

Купить билеты на спектакль «Служанки» можно в нашем агентстве, которое остается одним из лидеров на билетном рынке с 2006 года благодаря удобству и грамотности обслуживания. Вот всего лишь несколько наших преимуществ:

  • возможна покупка билетов онлайн или по телефону.
  • по Москве и Санкт-Петербургу действует бесплатная доставка.
  • билеты можно оплачивать любым удобным способом: наличными, картой и банковским переводом.
  • наши вежливые и отзывчивые менеджеры всегда готовы подобрать для вас хорошие места и ответить на все вопросы.

Но даже это еще не все причины, по которым купить билеты на «Служанки» стоит именно в нашем агентстве. Если вам удастся собрать компанию из 10 и больше таких же любителей театрального искусства как и вы, то всех порадует большая скидка.

До сих пор спектакль «Служанки» собирает полные залы поклонников в России и за рубежом. Это настоящий долгожитель сцены, ведь тема загадочности человеческой души вечна и всегда привлекательна. Обязательно приходите на этот замечательный спектакль и получите истинное эстетическое удовольствие!



Новое на сайте

>

Самое популярное