Домой Ландшафтный дизайн Презентация на тему "культура древней греции". Фаросский маяк- архитектура эллинизма Разные варианты реконструкции

Презентация на тему "культура древней греции". Фаросский маяк- архитектура эллинизма Разные варианты реконструкции

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме Презентацию подготовила Бекасова И.А., учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №1, г. Чехов Московская обл.

Эллинизм – (греч. Hellenes – упо добляться эллинам) период в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта Эллинизм - завершающий этап в развитии древнегреческой культуры. Искусство эллинизма представляет собой некий симбиоз греческого ордера и восточных традиций Характерные черты – декоративность, эмоциональное напряжение, патетика.

Бронзовая статуя Александра Македонского. Римская копия с греческого оригинала из Геркуланума. Неаполь. Археологический музей. 330-320 гг. до н.э.

Эллинистический храм Солнца (1 век) в Гарни на территории современной Армении. Эллинизм При строительстве общественных зданий использовался Большой коринфский ордер, в котором колонны по высоте равны двум этажам здания, достигая почти 18 м.

Алтарь Зевса в Пергаме является мемориальным памятником, возведённым во 2 в. до н.э.(?) в честь победы, одержанной пергамским царем над варварами-галлами.

Фриз алтаря Зевса в Пергаме. II в. до н.э. фриз Пергамского алтаря Зевса. Борьба богов и гигантов, изображенная на фризе, должна была напоминать о победе, одержанной Пергамом над варварами-галлами. В рельефе показаны принимающие участие в битве огромные змеи, хищные звери. Шелест широко распахнутых крыльев, шорох змеиных тел, звон мечей и щитов создают звуковой аккомпанемент битвы. Мастера используют горельефные формы, показывая некоторые фигуры почти в круглой скульптуре: резец и бурав ваятеля глубоко врезаются в толщу мрамора, обрисовывая тяжелые складки одежд. Рельеф приобретает контрастность освещенных и затененных поверхностей. Светотеневые эффекты усиливают впечатление напряженности боя, ощущение трагизма обреченных гигантов и восторга победителей. Эпизоды борьбы, исп. Борьба богов и гигантов, изображенная на фризе, должна была напоминать о победе, одержанной Пергамом над варварами-галлами. В рельефе показаны принимающие участие в битве огромные змеи, хищные звери. Мастера используют горельефные формы, показывая некоторые фигуры почти в круглой скульптуре: резец и бурав ваятеля глубоко врезаются в толщу мрамора, обрисовывая тяжелые складки одежд. Рельеф приобретает контрастность освещенных и затененных поверхностей. Светотеневые эффекты усиливают впечатление напряженности боя, ощущение трагизма обреченных гигантов и восторга победителей.

Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.

“ Битва Афины с Алкионеем ”

Лаокоон. Родосск и е ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор. Мрамор. Нач. 3 в. до н.э.

Статуя Афродиты с о.Мелос (Милос) или Венера Милосская. 2 в. до н.э. Белый мрамор. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский. Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Была найдена в 1820 г. на о. Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. Венера Мелосская

Нике Самофракийская 3 в. до н.э. Стояла в виде победного монумента на о.Самофракия. Как бы взлетает с постамента, оформленого в виде носа корабля.

Источники Спасибо за внимание http://works.tarefer.ru/42/100420/index.html http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/3_1_2_Iskusstvo_Drevnej_Grecii_Jellinizm.html http://www.google.ru/imgres?hl=ru&newwindow=1&sa=X&tbo=d&biw=1228&bih=879&tbm=isch&tbnid=xzP0c7yTacXnFM:&imgrefu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)

Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Подобные документы

    Характеристика главных особенностей развития римской архитектуры, периоды развития. Пышная отделка зданий, богатое декоративное убранство. Замок Святого Ангеластантина, Арка Кон, Колизей, Фонтан Треви, Ватикан, Пантеон как главные достопримечательности.

    презентация, добавлен 03.03.2013

    Развитие сталинской архитектуры. Градостроительство в годы советской власти. Особенности реконструкции Москвы в конце 20-х гг., генеральный план работ. Основные положения Генплана 1935 г. Невоплощенные проекты. Характерные черты возведенных зданий.

    реферат, добавлен 30.05.2015

    Исследование особенностей развития белорусской архитектуры и влияние войн на очертания городов и способы строительства в XIV - XVI веках. Преемственность навыков зарубежных архитекторов: градостроительство, крепостное зодчество и культовая архитектура.

    реферат, добавлен 02.07.2011

    Сочетание традиционности и высоких технологий в современных японских чудесах архитектуры. Характерные особенности замков-крепостей и деревянных храмов. Принципы построения традиционного жилища. Детали и элементы здания. Типы жилых домов нижнего города.

    курсовая работа, добавлен 17.10.2014

    Основные периоды архитектуры Возрождения в Италии, их краткая характеристика и особенности. Черты, получаемые городами эпохи Возрождения под влиянием общественных перемен. Идеологическая борьба буржуазии Италии против средневековых форм религии, морали.

    реферат, добавлен 04.06.2009

    История развития архитектуры в Узбекистане. Монументальные здания Самарканда. Сложный архитектурный ансамбль соборной мечети Биби-Ханым. Красота усыпальницы Тимуридов-Гур-Эмир в Самарканде, памятников тимуридского времени. Архитектурные ансамбли Бухары.

    реферат, добавлен 28.03.2011

    Строительная техника архаического периода. Постройки дорического и ионического ордеров, их характеристика и особенности. Начало применения терракоты в строительстве. Основные черты древнегреческого градостроительства и планировки архитектурных ансамблей.

    реферат, добавлен 03.01.2013

    Триада "красота-польза-прочность" в архитектуре. Градостроительство как наука о создании городов. Виды зданий: жилые, общественные и промышленные. Художественные, функциональные и конструктивно-технологические требования к архитектурной композиции.

    презентация, добавлен 21.04.2014

    История возникновения нового "космического сознания" советских архитекторов. Мироощущение архитектора И. Леонидова: макрокосмос, принцип живого единства Человека и Вселенной. Архитектура и глобальные коммуникативные сети, синтез культур Востока и Запада.

    реферат, добавлен 18.12.2015

    Сущность и отличительные признаки классицизма как направления в европейском искусстве XVII–XIX вв., историческая характеристика данного стиля, строительные особенности. Градостроительство и архитектура классицизма, типы сооружений и предметный мир.

Галикарнасский мавзолей

В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия. Авторами гробницы принято считать архитекторов Пифия и Сатира и скульпторов Бриаксиса, Леохара, Скопаса, Праксителя. Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания – ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы. Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас.

Галикарнасский мавзолей IV в. до н. э. Рисунок-реконструкция

Слайд 2

Древняя Греция

В этом греческом зале происходят удивительные истории: порой, статуи «оживают» и ведут беседы.

Слайд 3

Определи: кто эти собеседники, в каком веке они жили?

Слайд 4

  • V в. до н. э.
  • IV в. до н. э.

А что думаешь об этом споре ты?

  • культура классической Греции
  • культура эллинизма
  • Слайд 5

    Слайд 6

    Архитектура эллинизма

    Слайд 7

    Мавзолей - величественная гробница.

    Все познается в сравнении!

    • Афины
    • Мавзолей
    • Галикарнасский мавзолей

    Сравним мавзолей с храмом классической Греции!

    Слайд 8

    План сравнения зданий:

    • основание здания
    • его основная часть
    • завершение сооружения
    • его украшения
  • Слайд 9

    Слайд 10

    • Мавзолей в Галикарнасе
    • Храм Мардука
    • Вавилон
    • Семь чудес света
    • Парфенон
    • Афины
    • Греческая архитектура
    • Архитектура Востока
    • Архитектура эллинизма
  • Слайд 11

    Фаросский маяк

    На основе данных источников расскажи о Фаросском маяке.
    Какие еще сведения о маяке ты бы хотел получить?
    Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат, Зодчий из Книда, воздвиг…
    И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,
    Всюду за множество верст видная путнику днем,
    Ночью же издали видят плывущие морем все время
    Свет от большого огня в самом верху маяка...

    Греческий поэт Посидип Фаросский маяк

    Слайд 12

    Фаросский маяк

    Как различались по архитектурной форме эти две постройки?

    Какой разный смысл вкладывали люди в представление «о чудесах света», восхищаясь храмом Артемиды в Эфесе и Фаросским маяком?

    • Храм Артемиды в Эфесе
    • Храм Артемиды восхищал величием и красотой убранства!

    Маяк поражал современников техническими изобретениями!

    Слайд 13

    Как различались размеры строений классической и эллинистической Греции?

    • План Пергамского акрополя и алтарь Зевса в Пергаме. II в. до н. э.
    • План афинского Акрополя и храм Ники в Акрополе V в. до н. э.
    • Пергамский акрополь и алтарь Зевса II века до н. э.
    • Алтарь –место для жертвоприношений.

    Памятники архитектуры эллинизма огромны по своим размерам, разнообразны по планировке.

    Слайд 14

    • Алтарь Зевса в Пергаме
    • Храм Ники в Акрополе

    Наши здания были изящны и соразмерны по величине человеку!

    Величие зданий – это величие построивших его людей и его страны!

    Слайд 15

    Храм Зевса в Афинах VI в. до н. э. – II в. н. э.

    • Что нового появилось в убранстве колонн?
    • Колонны Парфенона и храма Ники в афинском Акрополе
    • Почему такое убранство более соответствовало чертам новой архитектуры?

    Коринфский стиль

    В период эллинизма отказываются от строгого классического стиля, это архитектура нарядных, пышных украшений, свойственных Востоку.

    Слайд 16

    1. Классическая архитектура
    2. Классическая архитектура
    3. Эллинистическая архитектура

    Кто прав в этом споре?

    Архитекторы какого периода тебе больше нравятся?

    Слайд 17

    Скульптура эллинизма

    Слайд 18

    Скульптура архитектурных сооружений

    …эти то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,- все эти разнообразнейшие выражения лиц, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость - это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам...

    И.С. Тургенев

    Слайд 19

    Сравни два фриза. Что общего, в чем их различия?

    • Фриз Парфенона
    • Битва с кентаврами. V в. до н. э.
    • Фриз Пергамского алтаря Битва с титанами. II в. до н. э.
  • Слайд 20

    Слайд 21

    Не пишут душу, коль прекрасно тело, Душа сама светится изнутри. И чтоб представить Ники взгляд Победный, не нужно даже видеть головы:

    Хитона складки обвивают бедра, Уверен шаг, орлиный – крыльев взлет... Она – как символ своего народа, Вся суть – в крови, что в эллинах течет!

    Та кровь в ногах ее, в плечах играет И полнит тело (словно амфору вином), Собой восторг победы воплощает,

    Взмахнув своим божественным крылом.

    Лика. Израиль.

    Почему эту несохранившуюся скульптуру считают шедевром мирового искусства?

    Слайд 22

    • Что общего в тематике этих скульптур?
    • В чем различие в мыслях о человеке этих авторов?
  • Слайд 23

    Объясни, в чем проявилось мастерство скульптора в создании многофигурных скульптур? Какие идеи и чувства они выражали?

    • Скульпторы Агесандр, Полидор,
    • Афинадор. Лаокоон. I в. до н. э.
    • Скульптор Критий (?)
    • Тираноубийцы. V в. до н. э.
    • Лаокоон
  • Слайд 24

    Почему рядом с Колоссом даны эти два изображения?

    Слайд 25

    Если бы тебе предложили в списке семи чудес света заменить Колосс Родосский другой эллинистической скульптурой, что бы ты выбрал?

    Слайд 26

    В мое время греческая культура достигла высшего расцвета! Недаром ее называют «классической»!

    Самой блистательной была культура эпохи, последовавшей за моими завоеваниями. Греческую культуру наследовали покоренные народы!

    Что думаешь об этом споре ты?

    Слайд 27

    Эллинистическая культура

    • развивалась на основе классического наследия Древней Греции
    • вобрала в себя традиции архитектуры и скульптуры эллинов, а также достижения других народов, вошедших в державу Александра Македонского
    • в это время были созданы многочисленные памятники культуры, поражавшие размерами, многообразием архитектурных форм и видов скульптур

    Но это было «пышное» увядание культуры Древней Эллады, которая основывалась на прославлении Человека.

    Слайд 28

    Какие из семи чудес света не указаны на карте?

    Слайд 29

    Семь чудес света

  • Слайд 30

    Галикарнасский мавзолей

    В городе Галикарнас (Малая Азия) в 350 г. до н. э. по велению царя Мавсола была построена величественная гробница – памятник могуществу царя. Завершала строительство гробницы уже после смерти жена царя Артемисия.

    Архитектура гробницы сочетает греческие и восточные мотивы: состоит из пирамиды и ионического храма. В массивном каменном основании – усыпальнице хранился в золотых урнах пепел царственной четы. Это помещение сторожил ряд каменных львов. Над основанием возвышался храм, окруженный ионическими колоннами и статуями. Вершину здания –

    ступенчатую пирамиду на высоте 43 метров над землей венчало скульптурное изображение колесницы, запряженной лошадьми. На ней стояли статуи царя и царицы.

    Храм казался столь прекрасным, что его отнесли к одному из семи чудес света. С тех пор грандиозные усыпальницы людей стали называть мавзолеями. Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило мавзолей до основания. Был создан трактат о мавзолее, но он не дошел до нас.

    Слайд 31

    Фаросский маяк

    Фаросский маяк

    Фаросский маяк был создан в III веке до н. э. архитектором Состратом Книдским. Он свое творение «посвятил богам-спасителям ради мореходов». Днем путь кораблям указывал столб дыма на вершине сооружения. Ночью на маяке загорался огонь. Для его поддержания были устроены подъемные механизмы. Система металлических зеркал усиливала свет маяка и позволяла вести наблюдения за пространством моря.

    Четыре грани нижнего этажа строго смотрели на север, восток, запад и юг. Восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Путешественники, видевшие маяк, писали о хитроумно устроенных статуях: одна из них всегда указывала рукой на солнце на всем его пути и опускала руку вниз, когда оно заходило, другая отбивала каждый час днем и ночью, по третьей можно было узнать направление ветра.

    Завершал маяк поддерживаемый колоннами купол с семиметровой статуей Посейдона.

    Слайд 32

    Большой алтарь Зевса в Пергаме

    Прославленным образцом эллинистической архитектуры и скульптуры является алтарь, построенный в честь верховного греческого

    бога Зевса в 180 г. до н. э. на акрополе в Пергаме. В классический период алтари, как правило, были достаточно скромными по своим размерам. Пергамский алтарь поражает своими размерами и пышным убранством.

    Внизу алтарь был богато украшен скульптурным рельефом на мифологические сюжеты, его длина составляла 120 м.

    Необычное для классического памятника расположение рельефа не над колоннадой, а под нею давало возможность человеку рассмотреть скульптуру, глубже ощутить те трагические мысли и чувства, которые передавали создатели алтаря.

    Слайд 33

    Ника Самофракийская

    • Скульптура была найдена на Самофракийском острове во Фракийском море (отсюда ее название).
    • Сохранились монеты с изображением Ники. По ним установили, что изваяние богини помещалось на постаменте, уподобленном носу военного корабля. В правой руке Ники была зажата труба, звуками которой она возвещала победу.
    • Порывистость стремительного широкого шага Ники
    • передает радостное чувство победы. Могучие тяжелые крылья, распахнутые за ее спиной, будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.
    • Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини и заставляют вихриться край ее плаща.
    • Статуя Ники Самофракийской – признанный шедевр мировой художественной культуры.
    • Попытка восстановить недостающие части скульптуры закончилась неудачей.

    Ника Самофракийская. III–II в. до н.э.

    Слайд 34

    Афродита Милосская

    Скульптура Афродиты (Венеры) создана ваятелем Агесандром (Александром), творившим во II в. до н. э. в Малой Азии. Статуя найдена на острове Милос (в Эгейском море) в XIX веке, откуда и пошло ее название. Искусствовед Л. Любимов отмечает, что в этой статуе нет ничего оригинального, чего бы уже не создавали скульпторы предшествующих эпох. Но при этом «в ней все так стройно и гармонично… царственно величаво, так чист весь ее облик...что резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного!»

    Не только физическая природа человека прекрасна, утверждает мастер Афродиты Милосской, но и его духовное совершенство.

    Слайд 35

    Лаокоон с сыновьями

    Скульптурная группа Лаокоона с сыновьями была найдена в XVI в. Некогда она украшала дворец императора Тита. Теперь хранится в музее Ватикана.

    Во время осады Трои жрец Лаокоон предупреждал своих сограждан о хитрости ахейцев, собиравшихся ввести в город троянского коня. За это он навлек гнев Афины, пославшей на него и сыновей огромных ядовитых змей.

    Мастерство скульпторов проявилосьв создании многофигурной композиции, в таком расположении скульптур, когда с любой точки обзора они просматриваются, производя сильное впечатление.

    Лаокоон погибает в мучительной безнадежной борьбе, один из его сыновей, еще живой, борется, снимая с ноги кольца змей.

    Другой, полузадушенный, теряет последние силы. Змеи соединяют цельную трехчастную группу: как канатами, скульптор змеями связывает воедино статуи борющихся.

    Эта работа вобрала в себя характерные черты искусстваскульптуры: передачу трагических моментов жизни, сильных эмоций, сложных движений

    Слайд 36

    Аполлон Бельведерский

    Эта копия статуи Леохара хранилась в Бельведере Ватикана. Отсюда и произошло ее название. Хранитель античной коллекции в Ватикане ученый Винкельман писал об этом произведении: «Статуя Аполлона – есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности». Современные искусствоведы, которые шире и глубже изучают античность, не столь высоко оценивают художественное значение этой скульптуры. Они считают, что она только «отсвет великого искусства Греции». При всей внешней привлекательности образа Аполлона в этом произведении нет глубины передачи образа, свойственной подлинно великим произведениям эллинов.

    Слайд 37

    Легендыо Колоссе

    Вокруг лежавшего на земле после землетрясения Колосса возникли легенды. В рассказах тех, кто его видел, он представлялся гораздо большим, чем был на самом деле. В I в. н. э. Плиний Старший, римский ученый, увидев статую, написал, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец Колосса. Римляне писали, что он стоял у входа в гавань и был так огромен, что между его ног проходили корабли.

    Однако современные ученые опровергают эту легенду. Они считают, что Колосс все-таки был гораздо меньше ширины гавани Родоса. Статуя стояла в центре города и смотрела на гавань и море.

    Бог Солнца пролежал на берегу бухты тысячу лет. Но в 977 г. арабский наместник продал Колосс какому-то купцу. Тот разрезал Колосса на части, и 900 верблюдов увезли бронзовые листы на переплавку.

    Колосс Родосский

    Одна из версий- реконструкций.

    Слайд 38

    Демосфен

    Автор скульптурного портрета общественного деятеля и оратора Демосфена – Полиевкт. В этой его работе ярко проявляется растущий интерес скульпторов к внутреннему миру человека, к правдивой передаче натуры, а не идеальных образов людей.

    При этом скульптор стремится к изображению не общего духовного состояния, а конкретного переживания своего героя. Мастер представил Демосфена не в момент торжества, а после того, как оратор изведал горечь поражения.

    Скульптор воплотил печаль и горькое чувство упрека в выражении лица, в жестах рук.

    Слайд 39

    Коринфскийордер (легенда)

    Создание пышного коринфского ордера,

    согласно преданию, произошло так: скульптор Каллимах, проходя мимо гробницы, обратил внимание на соломенную корзинку, поставленную на растущий аканф, и на нежность обвивших ее молодых листьев.

    Восхищенный, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу. Так сложился коринфский стиль (ордер).

    Он отличается высокой колонной с базой и стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших завитков – волют.

    Посмотреть все слайды


    Знаменитое произведение искусства эллинистического периода, сохранившееся до наших дней.

    Получил название по месту своего создания - городу Пергаму в Малой Азии.

    Эллинизм - период в истории Средиземноморья, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях.

    Особенностью эллинистического периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях и взаимопроникновение греческой и восточных - в первую очередь персидской - культур, а также возникновение классического рабства.

    1-я пол. II в. до н.э.

    Основная тема рельефных изображений - битва богов с гигантами.


    Является мемориальным памятником, возведённым в честь победы, одержанной пергамским царем Атталом I над варварами-галлами , вторгшимися в страну в 228 г. до н. э. Именно после этой победы Аттал, как царь, и само Пергамское царство стали независимыми.

    Согласно другой версии, поставлен в честь победы Эвмена II, Антиоха III и римлян над галатами в 184 г. до н. э., или же в честь победы Эвмена II над ними же в 166 г. до н.э.

    Согласно наиболее распространённой версии датировки, алтарь был построен Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э.. (год смерти Эвмена). Другие варианты относят начало строительства к более поздней дате - 170 году до н. э.. Исследователи, считающие, что памятник был воздвигнут в честь последней из перечисленных выше войн, избирают даты 166-156 гг. до н. э.

    Традиционно считается, что алтарь был посвящён Зевсу, среди других версий - посвящение «двенадцати олимпийцам», царю Эвмену II, Афине, Афине вместе с Зевсом. По немногочисленным сохранившимся надписям его принадлежность нельзя реконструировать точно.

    Обнаружение алтаря

    Лишь в 1878 г. директор берлинского Музея скульптуры обеспечил финансовую поддержку раскопок, а Хуман получил официальное разрешение османской стороны. 9 сентября начались первые раскопки в Пергаме. Крупные фрагменты фриза алтаря необычайной художественной ценности и многочисленные скульптуры были обнаружены неожиданно. Состоялись также вторая и третья археологические кампании. Находки, которые согласно соглашению с османской стороной переходили в собственность Германии, на ослиных повозках пять часов перевозились к побережью, перегружались на немецкие корабли и отправлялись в Берлин.

    Германия быстро оценила сенсационность и значение находок, Хуман стал знаменитостью. Немецкие археологи смогли отыскать практически все основные фрагменты алтаря. Они вывезли их в Германию для реставрации. Восстановленный Пергамский алтарь был выставлен в Берлине.

    В XIX в. турецкое правительство пригласило немецких специалистов на строительство дорог: с 1867 по 1873 гг. работами в Малой Азии занимался инженер Карл Хуман. Он обнаружил, что в Пергаме ещё не проводились полноценные раскопки, хотя находки могут представлять чрезвычайную ценность. Хуману пришлось использовать всё своё влияние для того, чтобы предотвратить уничтожение части открытых мраморных руин. Но для настоящих археологических раскопок требовалась поддержка из Берлина.

    В 1998 и 2001 гг. турецкий министр культуры Истемихан Талей требовал возврата алтаря. Берлинские музеи, кроме того, подписали международную декларацию о невозвращении подобных памятников на географическую родину. Несколько более мелких частей фриза, найденных в позднее время, находятся в Турции.

    Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту


    Алтарь был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины.

    Был предназначен для богослужений под открытым небом. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3-4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высотой около 9 м.

    Главная черта этой скульптуры - чрезвычайная энергичность и экспрессивность.

    Рельефы Пергамского алтаря - один из лучших примеров эллинистического искусства, отказавшегося ради этих качеств от спокойствия классики. «Хотя битвы и схватки были частой темой античных рельефов, но их никогда ещё не изображали так, как на Пергамском алтаре, - с таким вызывающим содрогание ощущением катаклизма, битвы не на жизнь, а на смерть, где участвуют все космические силы, все демоны земли и неба».

    Благодаря обилию деталей и плотности заполнения ими фона создается эффект шума, сопровождающего битву - ощущается шелест крыльев, шорох змеиных тел, звон оружия.

    Создаваются большие перепады плоскостей. Таким образом, появляется заметная контрастность освещённых и затенённых участков. Эти эффекты света и тени усиливают ощущение напряжённости боя.

    Олимпийские боги больше не несут на своем лице печать олимпийского спокойствия: мускулы напряжены и брови нахмурены. При этом авторы рельефов не отказываются от концепции красоты - все участники битвы прекрасны лицом и пропорциями, сцен, вызывающих ужас и отвращение нет.






    Презентацию подготовила

    Ученица 10 «А» класса

    Богданова Валерия



  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное