Домой Печи и системы отопления Понижение газона ниже уровня бортового камня. Методический альбом по благоустройству и уборке тротуаров с примерами

Понижение газона ниже уровня бортового камня. Методический альбом по благоустройству и уборке тротуаров с примерами

Газоны у дорог понизят, что называется, ниже бордюрного камня. И на это потратят 3,4 млрд руб. Кому и зачем это нужно?

Ниже грунт - меньше грязи

Для снижения загрязнения улично-дорожной сети города впервые в 2012 г. будут проведены работы по понижению газонов ниже уровня бордюров, - заявил недавно Андрей Цыбин, руководитель столичного Департамента ­ЖКХиБ. - Процесс охватит практически все дороги Москвы, а именно 2,3 млн м².
В комплексе городского хозяйства, сейчас практически на всех придорожных зелёных зонах почвенный слой лежит выше каменного ограждения. Летом трава (а зимой снег) ещё хоть как-то удерживает почву на месте, а вот осенью и весной из-за ветра и дождей земля просто сползает на дороги. Отсюда грязь и пыль на улицах.

Кому-то может показаться, что это варварство и экологическое преступление - лишать зелени москвичей, которые и так живут как в каменном мешке.

На самом деле никакого плодородного слоя почвы там уже нет, - говорит Иван Блоков, директор по программам Гринпис России. - Состояние земли в столице давно вызывает у экологов сильную озабоченность, и хуже всего приходится именно тем участкам, что расположены вдоль автомобильных трасс. Слишком много туда попадает осадков выхлопных газов (что приводит, например, к высокой концентрации тяжёлых металлов в земле).

Так что уничтожать там практически нечего. Кстати, в «Мосзеленхозе» подтвердили, что на все зачищенные участки этим летом привезут специально подобранные почвосмеси, будет посеяна трава . Но уровень грунта станет обязательно ниже бордюрного камня. Неужели у нас вдоль трасс наконец-то будет не унылый серо-бурый пейзаж с редкими пучками травы, а нормальные газоны?

Трава станет «золотой»?

Наконец-то власти поняли, что надо бороться не со следст­вием (грязью на дорогах), а с причинами, - рассказал «АиФ» Дмитрий Хомяков, завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ. - И замену верхнего слоя почв можно только приветствовать. Но, к большому сожалению, красивый зелёный «ковёр» продержится в лучшем случае два сезона, хотя при хорошем уходе газоны могут сохранять привлекательный вид 5 лет. Мало понизить уровень почвы и посеять газонную траву , надо разобраться с высотой бордюрных камней - они же «гуляют», куда ни посмотри. Из-за того, что многие подрядчики не соблюдают технологию укладки бордюров, те уже через год опускаются или заваливаются вбок. Если всё делать добротно - например, грамотно закреплять камни, они и через 4-5 лет будут лежать ровно. А если средства разворовать и положить бордюры прямо на песок, тогда и получается дырявый частокол, через который при первом же весеннем снеготаянии почва начнёт сползать на дорожное полотно.

Ещё одна проблема - массовая парковка машин на газонах (зимой это принимает характер эпидемии, ведь лёд и снег помогают автомобилистам преодолеть даже высокие бордюры). В результате под колёсами машин гибнет зелень, а каменное ограждение под весом автомобиля уходит вниз, даже если его установили по всем правилам, - продолжает эксперт. - Но даже в том случае, если газону повезёт и он зимой не станет местом парковки машин, его вполне могут превратить в отстойник для сугробов. А на газоны обычно сгружают не чистый снег (да где его в Москве вообще взять?), а щедро сдобренный противогололёдными реагентами! Прошедшей зимой, к примеру, на столичные тротуары высыпали 135 тыс. тонн различных химических соединений и мраморной крошки. А это значит, что солевая нагрузка на московские почвы увеличилась за последний год в 3 раза! В том случае, если на пешеходных зонах и дальше будут применяться неоправданно большие объёмы реагентов, мы вернёмся к ситуации 2000 года, когда из-за постоянного использования технической соли зимой в Москве появились солончаки (почвы с повышенным содержанием водорастворимых солей, которые подавляют рост большинства растений. - Ред.). Газонная трава не способна пережить такого надругательства. Получается, нам придётся каждый год менять верхний слой грунта и сеять новые семена. Может ли московский бюджет позволить себе такой «золотой» газон вдоль дорог?
Получается, понижение грунта на газонах гарантированно приведёт к меньшему загрязнению дорог только при условии хорошей укладки и содержания бордюрных камней. А сколько проживёт зелень, которую посадят этим летом, напрямую зависит от подрядных организаций, занимающихся уборкой столичных территорий. Может быть, если все компании, работающие на город, будут трудиться на совесть, а не осваивать бюджетные средства, мегаполис станет чистым и зелёным? Как Париж, Вена, Лондон и Берлин.
В Европе улицы свободны от пыли и грязи не только потому, что их постоянно моют, но и благодаря разумно устроенным газонам. Зелёные зоны там окаймлены высокими ровными бордюрами, которые уложены с гидроизоляцией (чтобы земля не могла пробраться на дорогу даже через мелкие трещины между стыками камней). Скоро так будет и в Москве?

Московские дороги пылесосят и моют шампунем, однако летняя пыль, наследница зимней грязи, никуда не девается. Все потому, что чисто не там, где убирают, а там, где нормальные газоны и дренаж. Однако известными всему миру правилами поддержания уличной чистоты в столице до сих пор зачастую пренебрегают.


АНАСТАСИЯ НАПАЛКОВА


Москвичи, похоже, наконец всерьез задумались, предписано ли им судьбой жить в грязи или что-то все-таки можно с этим сделать. В марте дизайнер и топовый блогер Артемий Лебедев опубликовал вызвавший большой резонанс пост "Русский дрист", в котором писал о грязи. По его версии, мы обязаны зимней слякоти и порождаемой ею зимней пыли не силам природы и не особенностям земли русской, а тем, что пренебрегаем "незначительными" деталями при благоустройстве города. Грязь на дорогах — не что иное как почва, стекшая с прилегающих территорий — газонов, которые вылезают из рамок бордюрного камня, и просто открытых участков. Летом, понятно, она превращается в пыль и оседает повсюду. Самое удивительное, что проблема решается банальными средствами. "Искусство дренажа, освоенное еще древними римлянами, до сих пор неизвестно у нас",— резюмирует Артемий Лебедев свой пост, весьма убедительный в том числе и благодаря множеству фотоиллюстраций: видно, что большие деньги потрачены и на газон, и на асфальт, но строители не позаботились о том, чтобы первый во время дождя не плыл на последний.

Неизвестно, читал ли Лебедева главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, но вскоре и он выступил на эту же тему, заявив, что в рамках борьбы с грязными машинами и улицами Москомархитектуры готовит альбом предложений по благоустройству дорожно-уличной сети. Если предложение Москомархитектуры одобрит мэр, то меры могут стать обязательными, а обкатывать их будут на вылетных магистралях, которые как раз сейчас реконструируют. О том, что именно будет сделано, пока известно немного. Планируют избавиться от открытых участков почвы, их будут засевать, засыпать гравием или укладывать на них тротуарную плитку. Там, где почва расположена близко к проезжей части, хотят установить защитные экраны под уклоном, чтобы они задерживали стекающий поток дождя и грязи. Будут и лотки для отвода дождевой воды и грязи. Сейчас строительными нормативами они предусмотрены только для автодорог, а лотки на тротуарах — вообще акт доброй воли проектировщиков. "Лотки строят, если рядом с тротуаром высокий откос, и хорошие добрые люди понимают, что оттуда будет много воды. Но это нигде не прописано",— говорит Александр Хабаров, главный инженер проектной компании "ДорогаПро". Пока для отвода воды на тротуарах обязателен только поперечный уклон, уводящий воду на обочину.

Оказывается, выводы Лебедева и предложения Москомархитектуры для специалистов — не откровение. Все все знают. "В городе не должно быть ни одного сантиметра открытой земли: либо газон, либо плитка!" — уверен Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта. Ему вторит Дмитрий Лянгузов, главный инженер компании "Русские газоны": "В США и Канаде каждый квадратный сантиметр либо покрыт газоном, либо забетонирован, поэтому там нет грязи". А в компании АРКС, выигравшей тендер на реконструкцию Каширского шоссе, вылетной магистрали, "Деньгам" прокомментировали так: "Нет у нас чего-то такого инновационного, что бы препятствовало попаданию грязи на дороги. Решения, которые мы применяем, реализуются уже десятилетиями. Проектом всегда предусматривается бортовой камень на сопряжении проезжей части и газона, который выше газона на несколько сантиметров, то есть является некоей преградой, а также восстановление или устройство газона вдоль проезжей части". Что касается экранов, то их компания устанавливала, в частности, на эстакаде на Дмитровском шоссе, чтобы грязь не летела с верхних частей эстакады на нижние. И в администрации Екатеринбурга ничего нового в посте Лебедева не нашли. "Я внимательно прочитал этот пост, даже разослал коллегам для ознакомления. Лебедев в принципе прав. Но огульно всех обвинять — это тоже неправильно. Во-первых, у нас на всех газонах, которые мы реконструируем, уровень земли ниже бордюрного камня. Во-вторых, вдоль проезжих частей мы на полметра срезаем газон. В-третьих, если ремонтируем газоны, то кладем тротуарную плитку, создавая так называемый технический тротуар. Так что Лебедев в принципе написал банальные вещи, которые мы и так проводим",— цитирует заместителя председателя комитета по благоустройству города Егора Свалова агентство "Новый регион — Екатеринбург".

Если все все знают, почему у нас так грязно?

Земля без особых примет


Зимняя жидкая грязь измерениям не поддается, так что здесь при сравнении российских городов с зарубежными придется довериться эмпирическим наблюдениям. Кто ездил, знает, как резко меняется пейзаж после пересечения границы России с Финляндией: слякотные дороги превращаются в словно черным маркером прочерченные шоссе, окруженные белоснежными обочинами. Знакомый корреспондента "Денег" житель Торонто, посетивший Москву, говорит, что вообще-то каждый год наблюдает таяние снега, но грязевые потоки увидел только у нас. Самая популярная услуга на автомойке в зимний период — сбить грязь, а не полноценная мойка с автокосметикой. Зимой многие вообще лишь протирают забрызганные номера: за езду с нечитаемыми — штраф 500 руб. В компании "Бизнес-такси", работающей с ВИП-клиентами, рассказывают, что зимой моют машины два раза в день, а порой и перед каждым заказом, да и летом каждый день: пылятся.

Зато когда летом грязь в виде пыли поступает в атмосферу, ее можно измерить. Самые грязные города мира, по данным ВОЗ,— в Азии, лидирует в большинстве рейтингов Пекин, где из-за смога маска стала привычным атрибутом одежды. Москва — между Европой и Азией, ближе к Европе, причем Париж нас даже обгоняет по загрязненности воздуха. Земля, которая зимой превращается в грязь, летом вносит в загрязнение воздуха свою лепту наряду с автомобильными выхлопами и выбросами промышленных предприятий. Но так как летом в России запыленность почти в два раза больше, чем зимой, мы можем судить о ее источниках. "Мосэкомониторинг" измеряет, в частности, содержание в воздухе вдыхаемых фракций (PM10 — размером менее 10 мкм). "Максимум концентраций взвешенных частиц PM10 приходится на весенне-летний период, что обусловлено увеличением пыления с подстилающей поверхности из-за более сухих условий, а также поджогами сухой травы в весенний период. К примеру, в апреле 2013 года среднемесячная концентрация РМ10 достигала в среднем по городу 0,053 мг на куб. м. Минимальные среднемесячные концентрации были отмечены в январе, сентябре и декабре на уровне 0,020-0,024 мг на куб. м",— рассказали в "Мосэкомониторинге". Получается, открытая земля почти наполовину повинна в загрязненности воздуха.

Распространено мнение, что в России множество особенностей, способствующих слякоти. Действительно, в Москве температура переходит через ноль более 20 раз за зиму. На Дальнем Востоке, где стабильные морозы, гораздо чище. "В Якутии, например, где температура -50 не редкость, машину можно помыть один раз в начале зимы и до самой весны больше не думать о чистоте. Вода не тает, следовательно, говно не разбавляется и не поступает в дорожный оборот",— рассуждает Лебедев.

А вот винить в возникновения грязи какие-то особенности наших почв неверно. Да, конечно, в битвах Великой Отечественной танки тонули в грязи. Но и во Франции немецкие танки уходили в грунт по башню еще во время Первой мировой. До того как по указу короля Филиппа Августа в Париже начали мостить камнями первые улицы, там было дико грязно. Только указ этот был издан в XII веке, а в Москве несколько отстали: строить каменные мостовые, а не только деревянные начали только при Петре I.

"Почвы по свойствам пыления универсальны для всех стран",— резюмирует Андрей Смагин, заведующий лабораторией, ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук факультета почвоведения МГУ. Итог: прав Артемий Лебедев.

Бордюр преткновения


Лужайки у нас принято засаживать травой, а щебень, гравий и щепу используют редко. У здания управы района "Сокол" газоны щедро выложены гравием: охранник говорит, что коллектив предпочел бы зелень вместо "японского сада камней", зато с каменного газона ничего не течет. "Щебень используют для грубого строительства. На склонах по-над федеральными трассами он своей структурой и весом сдерживает движение почвы",— рассказали в компании "Мосщебень".

Настоящие же газоны в Москве с грязесдерживающими функциями не справляются, несмотря на ежегодную хорошо оплачиваемую работу по озеленению города. В 2012 году власти идентифицировали проблему: оказывается, на газоны регулярно подвозят новые порции почвы, так что она начинает пересыпаться через бордюр. Запустили программу понижения уровня газонов до 10 см ниже бордюрного камня: снимают верхний слой, чтобы засеять заново. В 2012 году на это выделили 1,8 млрд руб. "С газонов сдирают шкуру. По четной стороне улицы Паустовского меняют газон. Экскаватор вгрызается в землю, ломая корни деревьев" — публикует видео из Ясенево участник сообщества жителей и управленцев "Территория жизни". Когда после "сдирания шкуры" траву пересеивали, кое-где она так и не взошла. Получилась та самая открытая почва, источник пыли. В других местах тем временем почву продолжают подвозить, зачастую вообще забывая про бордюрные камни. Еще москвичи привыкли парковаться где попало. "В цирк привозят детишек и паркуются прямо на газоне. Там образует жирная-жирная грязь. И таких мест в Москве много",— приводит пример Михаил Блинкин. Поэтому газоны приходится огораживать забором, который, заметим, не пускает на газон машины, но не препятствует стоку земли на асфальт. Определения газона между тем нет ни в КоАП РФ, ни в ПДД, и в некоторых случаях неясно, является ли газоном вот эта куча земли под колесами автомобиля. Свалявшиеся снежные кучи по периметру газонов, которые по правилам должны вывозиться, а не складироваться, также не способствуют дружному весеннему всходу травы. Многие винят реагенты. "Мы не обнаружили сильного влияния реагентов. Газон погибает или из-за того, что на нем образуется толстый слой грязи, либо задыхается из-за уплотненного снега или льда, образующегося при чистке дорог. Чтобы этого не происходило, можно предусмотреть специальную отмостку по периметру",— говорит Дмитрий Лянгузов. Но вы видели, чтобы кто-то предусматривал у нас эту отмостку или аккуратные канавки с декоративными решеточками?

К смерти газона причастны и газонокосильщики, которые бреют его под ноль, хотя надо оставлять не менее трети высоты растения. 16 мая прошлого года глава департамента ЖКХ разослал руководителям префектур факсограмму с напоминанием: "Запрещено применение триммеров при выполнении работ по покосу газонов (за исключением неудобных мест)". Теперь главное орудие — газонокосилки. Андрей Смагин из МГУ указывает еще на одну проблему — пересыхание газона весной, пока растительность еще не закрепилась, или во время летней засухи. "Можно много тратить сил и средств на городское озеленение, качество почвогрунтов, но, если при этом не поливать, все будет бесполезно",— заключает он. Получается, невнимание к базовым вещам превращает в пыль стоящую миллиарды работу по озеленению города.

Дорожные шампуни и пылесосы не в состоянии собрать пыль, если рядом - ее неиссякаемое месторождение в виде открытой почвы

Помимо травы и гравия удерживать и удобрять почву могла бы палая листва, но ее убирают дворники. Вдоль дорог ее убирать и положено: накапливает яды, а с газонов во дворах запрещено. Шум по этому поводу был в 2010 году. "Гринпис" предупреждал: "Если вы увидели, что в вашем дворе убирают листву, звоните на горячую линию в Департамент природопользования или напишите о фактах сбора и вывоза листвы в прокуратуру". Но проблема актуальна по-прежнему. "Дворники каждый день тщательно выскребают граблями землю, чтобы не оставить деревьям ни одного шанса получить питательные вещества из опавших листьев. Чтобы зимой корни деревьев, не прикрытые тепловой подушкой, вымерзли, и засохшие деревья можно было бы вырубить под строительство или парковку",— пишет в ЖЖ блогер stilett-1.

А в основе всего — некачественное строительство и эксплуатация дорог. "В проектах предусмотрены и лотки, и ливнестоки. Но при строительстве от них отказываются",— комментирует "Деньгам" главный архитектор Подмосковья Алексей Воронцов. Твердой должно быть не только дорожное полотно, но и обочина, чтобы автомобиль не пачкал колеса. Но там часто используют тонкий слой асфальта, чтобы сэкономить, он быстро приходит в негодность, добавляют в одной из компаний-проектировщиков.

В России много грунтовых дорог, откуда машины привозят грязь. Однако грунтовые (gravel) и dirt roads существуют по всему миру. Они еще называются dry weather roads — "дороги для сухой погоды". Тут дело в мойке. "В Европе автомоечные комплексы стоят около въездов на крупные автомагистрали, непосредственно перед въездами в крупные города. Благодаря широкой сети моек и высокой скорости обслуживания автомобиль часто очищается, город загрязняется меньше",— делится наблюдением Дмитрий Рыжков, главный инженер-химик компании "Автобаня", производящей автошампуни.

И конечно, ямы на дороге — еще один источник грязи.

Еще в России идет бурное строительство. У метро "Динамо", например, лежит неприкрытая куча песка размером с саму станцию, в том же районе посреди дороги зияют строительные ямы. Со строек водители выезжают с грязными колесами. Как сообщили "Деньгам" в департаменте строительства, все стройки оснащены установками для мытья колес. Но их использование — на совести водителей и строителей.

Поскольку, как и в других сферах, с совестью наших работников все оказывается не ахти, основной упор делается на уборку. "Механизированные работы осуществляются с помощью тротуароуборочной, поливомоечной, подметально-уборочной техники, в том числе вакуумной с увлажнением",— отрапортовали "Деньгам" в департаменте ЖКХ. И пояснили, что со временем уровень газонов вдоль дорог и магистралей повышается из-за постепенно накапливающегося снега с проезжей части. Весной и осенью улицы, тротуары, остановки и дворы моют с шампунем. И простой водой улицы поливают каждый день с 23:00 до 7:00 часов. А днем проводится "патрульная мойка" — как раз против пыли. Когда жарче 25°C, поливают проезжую часть и днем. Уборка дорожно-уличной сети обходится Москве в 21 млрд руб. в год, из которых 60% тратится зимой.

При этом на поливку газонов внимания обращается мало. Издание "Ситибум" цитирует заместителя главы департамента ЖКХ и благоустройства Антона Велиховского, выступавшего на встрече с группой экологов, посвященной проблемам газонов: "Финансирование работ в городе происходит в размере 31% от потребностей, заложенных в регламенте. Именно поэтому такие работы, как подкормка и другие, не проводятся".

Что же делать, если в вашем дворе почва с газона стекает на асфальт? За 15 минут корреспондент "Денег" оставила сразу две заявки на установку бордюрного камня, который отсутствует на газоне перед домом N13 на Волоколамском шоссе, недалеко от редакции. В прошлом году туда привезли много чернозема и засадили его травой, даже закрыв ее по современным технологиям светопроницаемой тканью, но без бордюра в черноземную зону скоро превратились и прилегающие тротуары. Одна заявка оставлена на сайте gorod.mos.ru, предназначенном для оповещения мэрии о проблемах. Там она пополнила список из множества подобных обращений: "Просьба посадить кустарник на указанном участке" (Марьино), "Прошу привести газон в порядок после зимы: засеять травой" (Соколиная Гора). Другая заявка — на горячей линии Объединения административно-технических инспекций Москвы. Там, кстати, мы тоже были не единственными. "Вы же уже сегодня звонили?" — уточнил оператор. И пообещал, что инспектор позвонит в течение семи дней и проблема будет решена.

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки.
Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня. Съезд это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса.
Ширина - не менее 90 см.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см, как на фотографии слева. Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко-желтой (или белой) краской.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,54 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но, было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства - когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Также, возникает опасность наезда автомобилей на пешеходов. Все эти доводы и привели к тому, что были установлены указанные нормативы пониженного бордюра.

Но при этом надо учитывать, что часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2-3 см. Бордюр в 5 см не преодолеет большинство. Поэтому настоятельно рекомендуем устанавливать пониженные бордюры хотя бы по нижнему краю нормативов высотою в 2,5 см.

Библиотека

✔ Предположим, что Вы проектируете магазин или жилой дом. Как быть уверенным в том, что Вы предусмотрели в плане благоустройства прилегающей территории все для свободного и безопасного передвижения инвалида на коляске во всех возможных направлениях?
Очень просто. Надо вспомнить детскую игру.
Возьмите в руки карандаш, выберите маршрут и попробуйте добраться из пункта А в пункт Б, используя в качестве настольной игры Ваш проект.
Если Вам не встретились на пути:
– лестницы или другие препятствия,
– перепады, бордюры и т.п. высотой более 4 см,
– крутые спуски и непреодолимые подъемы,
– колесо коляски не забуксовало в швах между бетонными плитами и не застряло между ребер решетки, установленной на путях движения,
– вы не получили увечья и остались живы, то игра – Выиграна .
А теперь выберите другой возможный маршрут и снова доберитесь в тот же пункт Б, но уже из пункта С.
Поверхность пешеходных путей, предназначенных для передвижения инвалидов, должна быть ровная, без швов и нескользкая, в том числе при увлажнении. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены.
Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами – не более 1,5 см.
Поверхностный сток воды на пешеходных путях должен устраиваться так, чтобы водоприемники и решетки не выходили на пешеходные дорожки.
Ребра решеток, устанавливаемых на путях движения инвалидов, должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см.
Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для пользования инвалидами на креслах-колясках и престарелых, не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1–2%.

Для передвижения маломобильных групп населения на сложном рельефе следует предусматривать устройство серпантинных трасс с уклонами в пределах нормы.
В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска длиной не менее 1,5 м каждая.
Пересечение пешеходных дорожек выполняется в одном уровне.
На сегодня, обратите внимание, если Вы захотите свернуть с тротуара на пешеходную дорожку, ведущую к парковке или магазину, то между тротуаром и дорожкой Вы натолкнетесь на разделяющий их бордюр высотой 15 см (рис. 14.2 – левый вход). Это самая распространенная ошибка. Очень часто этот перепад уровня встречается тогда, когда перед магазином укладывают тротуарный камень “Бехатон”. Перепад уровня между асфальтом тротуара и “бехатоном” в этом случае равен высоте тротуарного камня.
На рис. 14.2 подходы к правому магазину выполнены правильно. Но в рисунке специально заложены еще две типовые ошибки.
На стене возле входа в магазин на требуемой высоте установлена кнопка вызова, предназначенная для инвалидов на коляске.
Первая ошибка – проектировщик забыл предусмотреть возможность подъезда к кнопке вызова инвалида на коляске. Надо было либо сделать более широкой всю тротуарную дорожку, либо расширить дорожку в зоне подхода к кнопке в виде “кармана”.
Вторая ошибка – не было никакого смысла устанавливать кнопку вызова, так как этот магазин доступен для свободного передвижения инвалида на коляске.
Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.
Оптимальными для маркировки считаются цвета ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный.
Для предупреждения людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к пешеходному переходу следует непосредственно перед ним изменить фактуру покрытия тротуара.
Для этого за 0,6–0,9 м до начала перехода укладываются предупредительные тактильные (осязательные) полосы с выраженным рифлением поверхности (рис. 14.4 и 14.5). Тактильная полоса воспринимается тростью или непосредственным прикосновением ног идущего.
В отличие от России, в Великобритании (и во многих других странах) к тактильной полосе, выполненной перед переходом (рис. 14.4), примыкает под углом 90° еще одна тактильная полоса, которая тянется поперек всего тротуара и заранее предупреждает людей с дефектами зрения о месте, в котором можно повернуть к переходу.
На рис. 14.3 приведен пример одной из рельефных информационных плит дорожного покрытия (для слепых) с размерами в мм.
Так как промышленность сегодня не выпускает рельефных информационных плит, в Екатеринбурге на асфальтовом тротуаре тактильная полоса обычно выполняется с помощью тротуарного камня “Бехатон”.
В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см (рис. 14.4). Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм.

Пониженный бортовой камень окрашивается ярко-желтой (или белой) краской. Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.
Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5–4 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей.
В Екатеринбурге первый реконструированный с учетом потребностей инвалидов в 1998 году перекресток на пересечении улиц Малышева-Бажова был сделан именно так. Бордюр сравняли с проезжей частью. Инвалиды на колясках и родители с детскими колясками были довольны. Но это не понравилось Управлению благоустройства – когда идет подметальная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Инвалиды по зрению тоже высказались против. В отсутствии специальных рельефных информационных плит ничто не предупреждало инвалида по зрению о выходе на проезжую часть. Сотрудники ГИБДД остались тоже не довольны, так как возникла опасность наезда автомобилей на пешеходов. Они настояли на том, чтобы в Екатеринбурге была установлена минимальная высота пониженного бордюра 4 см.

На мой взгляд, надо менять психологию российских водителей и придерживаться хотя бы установленного российского норматива, который определяет предельные границы высоты пониженного бордюра с учетом изменений рельефа от 2,5 до 4 см. Если определить минимальную границу в 4 см, то строители будут устанавливать бордюр в пределах 3–5 см. Часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2–3 см (!). Бордюр в 5 см не преодолеет большинство.
В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см (!), а для разделения проезжей части и пешеходной зоны, находящихся на одном уровне, устанавливаются специальные столбики с маркировочной окраской (”bollards”) на расстоянии 1,2 м друг от друга. Эти столбики препятствуют автомобильному движению в пешеходной зоне.
Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10.
На рис. 14.5:
1 – съезд с тротуара;
2 – предупредительная тактильная (осязательная) полоса.
В местах переходов не допускается применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части.
Если машина, которая движется по проезжей части на большой скорости, заедет колесами на такой съезд, выходящий на дорогу (рис. 14.6), она просто перевернется. Может получить повреждение и уборочная техника, которая очищает дорогу вдоль бордюров, зацепив случайно такой выступ.
На практике очень часто при реконструкции небольшого участка дороги высокий бордюр просто закатывают асфальтом в виде валика. Например, для того чтобы машина с товаром могла заехать на асфальт и подъехать вплотную к загрузочной двери магазина. Важно следить за тем, чтобы такие валики возле тротуаров не появлялись на основных магистралях дорог с интенсивным движением.

На что хотелось бы обратить Ваше особое внимание. В нормативной литературе не совсем понятно, в каких местах надо понижать бордюр, а в каких – нет. На рис. 14.7 показаны схематично места понижения бордюра. Как мы видим, пониженные бордюры выполняются не на всех пересечениях тротуара с проезжей частью дорог, а в местах, где разрешено пешеходное движение:1 – на регулируемых перекрестках, где есть светофоры или установлен знак “Пешеходный переход”; 2 – в местах, где автомобильные въезды во дворы пересекают пешеходные пути. Женщина с детской коляской, идущая по улице вдоль дороги (на рис. 14.7 – стрелки), должна свободно двигаться, а не перетаскивать без конца коляску через бордюры. На рисунке также для примера перечеркнуто крестом место, где понижать бордюры нельзя, так как в этом направлении переход людей через дорогу запрещен.
Для того чтобы люди, стоящие на съезде с тротуара с уклоном 10%, не поскользнулись и не попали под колеса машины, рекомендуется в пределах тактильной полосы, справа по ходу движения, устанавливать флажок-поручень (столбик, имеющий вверху окончание в виде петли).
Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должна быть не менее 3 м, длина – не менее 2 м.
В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц.
Все имеющиеся на пути движения инвалидов-колясочников лестницы должны быть продублированы пандусами или подъемниками. Лестницы и пандусы ограждаются перилами.

Все лестницы подземного или надземного перехода должны быть продублированы пандусами. Возле подземных переходов следует размещать хорошо различимые информационные знаки (рис. 14.8). Переходы на крупных и сложных транспортных развязках следует снабжать защитными ограждениями.
Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 5 см. У препятствий следует устанавливать ограждение.
В жилых районах и микрорайонах вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, предназначенных для передвижения инвалидов, следует предусматривать не реже чем через 300 м места отдыха со скамейками.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м. Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

Этот "снип" (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни. "Снип" заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом:
"…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…"

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

"Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора …

Правовой «склерозник» активиста. Высота бордюров на улицах и дорогах

с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…"

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь-ных проездов от тротуаров и газо-нов ГОСТ 6665-91


Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до-рожек и тротуа-ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ
Описание по ГОСТ 6665-91
Камень-аппарель, справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело-сипедных доро-жек и тротуаров с интенсивным движением детс-ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое-зжих частей улиц и дорог на пере-сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Как оградить тротуары от заезда автотранспорта?

« Ширина пожарного проезда | Главная | Величина продольного уклона дороги »

Высота превышения бортового камня над проезжей частью

Высота превышения бортового камня, обеспечивающего водоотвод, над проезжей частью обычно принимается 0,12 – 0,18 м с возможными колебаниями в пределах 0,08 – 0,20 м. В местах въездов в квартал, если они оформляются не как сопряжение двух улиц, не прерывая тротуара на улице, высота бортового камня уменьшается до 0,04 м

Внутриквартальные проезды окаймляются с обеих сторон бордюрами высотой 0,15 – 0,18 м, для односкатных проездов – допускается 0,08 – 0,10 м.

Источник — Н.М.Клейменов и Н.Д.Дудина «Вертикальная планировка » стр. 73, 110

Скачать бесплатно

Аналогичные темы:

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Темы: Полезная информация | 1 отзыв »

Товары (материалы) применяемые при выполнении работ по понижению уровня газонов ниже бортового камня:

Земля растительная (почвогрунты заводского изготовления (многокомпонентные);

Семена (смесь универсальная) газонных трав.

При выполнении работ по понижению уровня газонов ниже бортового камня требуется:

Земля растительная (толщ. не менее 0,15 м и не более 0,20 м);

Семена (смесь универсальная) газонных трав (норма расхода не менее 40 г/м2 и не более 80 г/м2).

Технические характеристики работ.

Газоны следует устраивать на полностью подготовленном и спланированном основании из многокомпонентного искусственного почвогрунта заводского изготовления с соблюдением уклона основания и после обеспечения раздельного стока воды с плоскостных сооружений и внутрипочвенного стока. Уклон газона, обеспечивающий сток поверхностных вод, должен составлять 2-3 градуса. При доставке и насыпке почвенного слоя передвижение транспортных, строительных машин и механизмов, кроме планировочных и уплотняющих, должно допускаться только по подпочвенному слою после уплотнения его без полива одним проходом катков. Перед нанесением плодородного почвенного слоя колеи и следы проходов машин и механизмов на подпочвенном слое должны быть спрофилированы и укатаны. Движение транспортных средств и строительных машин по плодородному почвенному слою не допускается. Поверхность осевшего грунта должна быть ниже борта на 1-2 см. При производстве работ должна использоваться вода со следующими характеристиками: согласно количество взвешенных веществ не должно быть более одной целой пять десятых мг/л, цветность не должна превышать двадцать град, жесткость воды не более десяти мг-экв/л, не допустимо содержание в воде H2S, содержание железа не более ноль целых три десятых мг, содержание нитратов не более десяти мг/л, предельно допустимое содержание в воде сульфатов пятьсот мг/л, хлоридов триста пятьдесят мг/л, содержание фтора должно быть в пределах от ноль целых семи десятых до одной целой двух десятых мг/л, сухой остаток не более тысячи мг/л, PH не менее шести целых пяти десятых не более девяти целых пяти десятых, не более ноль целых пять сотых мг/л мышьяка, один мг/л меди, пять мг/л цинка, ноль целых одна десятая мг/л свинца. Не допускается использование торфа в качестве растительного грунта при капитальном и текущем ремонте газонов. Применение торфа в качестве верхнего слоя на растительной земле также недопустимо. В качестве плодородного слоя для создания газона рекомендуется использовать специально приготовленные грунты, содержащие песчаную и глинистую фракции, - многокомпонентные искусственные почвогрунты заводского изготовления. Для улучшения их структуры в их состав входит торф. Торф должен быть со степень разложения; процентов - не менее двадцати пяти; массовая доля воды, процентов - не более шестидесяти. Многокомпонентный искусственный почвогрунт должен быть хорошо перемешан и освобожден от крупных включений (камни, куски глины и т. п.) и корневищ нежелательной растительности. Качество многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления должно подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением. При устройстве газонов на сильно фильтрующих породах (щебенка, гравий, намытый толстым слоем песок) в качестве плодородного слоя лучше использовать многокомпонентные искусственные почвогрунты заводского изготовления среднесуглинистого состава, обладающие большей водоудерживающей способностью. Нормативные показатели (технические характеристики) химического и санитарно-эпидемиологического состояния многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления которые должны применяться при выполнении работ: содержание хлоридов, мг/кг с. в., не более тысячи шестьсот восьмидесяти; Электропроводность (ЕС) mSm/см двадцать пять °С, не более десяти; Содержание тяжелых металлов: Мышьяк (As), мг/кг, не более десяти; cодержание тяжелых металлов: Цинк (Zn), мг/кг, не более двухсот двадцати; пестециды: алдрин, мг/кг, не допускается; удельная активность техногенных радионуклидов, ACs/45 + ASr/30 , отн. ед., не более единицы; нефтепродукты, мг/кг, не более трехсот; содержание тяжелых металлов: Медь (Cu), мг/кг, не более ста тридцати двух; содержание тяжелых металлов: Ртуть (Hg), мг/кг, не более двух; содержание тяжелых металлов: Свинец (Pb), мг/кг, не более ста тридцати. При создании газона на участке со слоем многокомпонентного искусственного почвогрунта заводского изготовления более 15 см необходимо перед посевом газонных травосмесей верхний слой взрыхлить на глубину 8-10 см. Газоны можно создавать путем посева, гидропосева, раскладки готового газонного дерна, посадки почвопокровных растений. При создании разнотравного газона из дикорастущих растений подмосковной флоры используют плодородный слой и дернину, содержащие большое количество семян и корневищ разнообразных травянистых дикорастущих растений. Для быстрого залужения поверх слоя сохраненной почвы высевают обычные клеверно-злаковые или злаковые газонные смеси. После появления всходов дикорастущих растений из сохраненных в исходной почве семян и корневищ производят формирование травостоя, применяя разную частоту и сроки скашивания. В дальнейшем проводят обогащение травостоя. Создавать газоны лучше в начале вегетационного сезона (первая половина мая) или в августе. При систематическом поливе посев можно производить в течение всего весенне-летнего периода. Создание газона методом укладки готового газонного дерна возможно с 1 мая до наступления заморозков. При основной подготовке почвы под газоны должны применяться минеральные удобрения. При основной подготовке почвы под газоны следует равномерно внести минеральные удобрения (по действующему веществу): на малоплодородных почвах, суглинистых и тяжелосуглинистых почвах: N - 40-50, Р - 60-90, К - 40-60 кг/га; на слабоподзолистых и легкосуглинистых почвах: N - 20-30, Р - 40-60, К - 30-40 кг/га. Показатели минеральных удобрений: cтатическая прочность гранул, МПа (кгс/см2) - 1,2(12)-30,0(300). Целесообразно использовать гранулированные удобрения в сухом виде. Внесенные удобрения следует заделать граблями или легкими боронами на глубину 3-4 см. Засев газонов на больших территориях следует производить сеялками для посева газонных трав по прикатанной поверхности. Уплотнение подпочвенного и почвенного слоев осуществляется 1-2 проходами (вдоль и поперек поля) катков массой 1,2 т с гладкими вальцами с предварительным за 10-15 часов до начала укладки поливом из расчета 10-12 л/кв. м. Места просадок обязательно досыпаются, профилируются и повторно уплотняются. Наличие просадок на поверхности слоя под контрольной 3-метровой рейкой не допускается. Семена мельче 1 мм должны высеваться в смеси с сухим песком в соотношении 1:1 по объему, семена крупнее 1 мм - в чистом виде. При посеве газона семена следует заделывать на глубину до 1 см. Для заделки семян следует использовать легкие бороны или катки с шипами и щетками. После заделки семян газон должен быть укатан катком весом 75-100 кг. Для создания устойчивых, долговечных и декоративных газонов рекомендуется использовать травосмеси на основе рыхлокустовых корневищных злаков низового типа, рекомендованных для данной климатической зоны. Использование иных трав (в частности, кормовых) приводит к быстрой потере декоративности и функциональных свойств газона, поэтому допустимо только при создании временных ежегодно переделываемых газонов. Норма высева смеси свежих семян на 1 кв. м засеваемой площади определяется всхожестью семян (в среднем 40 г). При использовании готовой травосмеси норма высева семян должна соответствовать прилагаемым рекомендациям. Норма высева семян в травосмеси определяется в соответствии с рекомендациями применительно к видовому составу трав и на основе оценки их всхожести. Нормативные показатели многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления, которые должны применяться при проведении работ: содержание органического вещества, %, не менее десяти и не более двадцати; водородный показатель (рН (KCl)), ед. рН, от пяти до семи с половиной. Физико-механические, агрохимические свойства почвогрунтов при использовании их на объектах озеленения и благоустройства города, должны определяться лабораторным путем и быть оптимальными. Показатели почвогрунтов должны быть: валовое содержание тяжелых металлов, мг/кг: медь - не более сто семнадцати, кадмий не более двух, селена не более трех.

При выполнении работ использовать сырье, материалы и оборудование, имеющие соответствующие сертификаты, технические паспорта и другую документацию, удостоверяющую их качество.

Технические характеристики работ и товара также указаны в государственном контракте (проекте государственного контракта) и приложениях к нему являющихся неотъемлемой частью государственного контракта.



Новое на сайте

>

Самое популярное