Домой Стены Пираты не боятся судов. Основные районы нападений

Пираты не боятся судов. Основные районы нападений

Сомалийские пираты

Сомали – одно из беднейших государств Африканского рога – расположено на берегу Индийского океана. Вернее, уже не столько государство, сколько территория разнообразных воюющих между собой племен, вынужденных жить рядом и не понимающих, зачем Господь Бог поселил их на одной земле. Начался этот кошмарный хаос в 1991 году, когда после тридцатилетнего правления был свергнут диктатор Сиад Баре.

Диктатор Сиад Баре, правивший на Сомали

Именно с тех пор чуть ли не в каждой деревне объявился свой «предводитель» народа и со своими соплеменниками пытался захватить власть. Некоторое затишье образовалось в 1993 году, но через несколько месяцев опять начался дележ страны. Как всегда, страдают от этих бесконечных воен простые жители, они доведены до крайней нищеты и поставлены на грань голодной смерти.

Голодные дети в Сомали страдают различными заболеваниями

В настоящее время в Сомали нет международных миротворческих и гуманитарных представителей, мир не знает, с кем там вести разговор, с кем договариваться о безопасности миссий. Население Сомали брошено выживать в одиночестве и вынуждено само спасаться от голодной смерти всеми доступными способами и средствами. Вот в этой ситуации жителями прибрежных зон и был найден, можно сказать, единственный выход – заняться пиратством.

Сомалийские пираты

В самом начале сомалийские пираты не представляли собой какой-нибудь серьезной угрозы мореплаванию. Это были голодные, плохо вооруженные, на утлых суденышках молодые люди, которые изредка нападали на небольшие торговые суда и круизные яхты в надежде ограбить экипаж на пару тысяч долларов, чтобы прокормить на берегу своих родных и близких. Такой путь заработка был для них единственной возможностью избежать голодной смерти. Пираты были малочисленны, никак не организованы, действовали поодиночке.

Сомалийские пираты

Еще не так давно никаких плановых нападений на суда не было, о сомалийских пиратах мало кто слышал, в мире были намного опаснее районы судоходства. Сомалийцы выходили в море «на охоту», как на рыбалку – недалеко от дома и только тогда, когда кончались деньги. В этот период мировая общественность могла легко с ними справиться, если бы немного думала вперед, если бы мировое сообщество умело оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Сомалийские пираты

Достаточно было разрешить на торговых судах иметь одного-двух солдат с пулеметом – и пираты даже близко бы не подходили к ним. Так было до конца 2004 года – пиратов никто особо не боялся, на их одиночные нападения все закрывали глаза и считали это неизбежной данью морских перевозок, тем более что вопросов с пленниками не стояло: те небольшие суммы, которые хотели получить голодные сомалийцы, моментально находились, и все делали вид, что так и должно быть.

Первые Сомалийские пираты

Пресса тихонько молчала, мировые лидеры не возмущались, только между собой полушутя иногда упоминали о Сомали, а простые граждане в подавляющем большинстве своем даже не слышали о такой стране.

Пираты только из Сомали – бизнес для всего мира

Но после 2004 года ситуация поменялась. На такой лакомый кусок денег не могли не позариться более организованные банды. Они быстро нашли платных идеологов, которые начали со страниц купленных ими газет подводить под пиратство «идейную основу» – мол, нечего богатым капиталистам задарма вывозить африканскую нефть мимо их берегов, надо на всех наложить свой «народный» налог, пусть платят, с них не убудет.

Современные Сомалийские пираты

Такими правильными лозунгами им удалось завербовать в свои ряды тысячи молодых людей, которые еще совсем недавно даже не планировали становиться пиратами. С другой стороны, были куплены известные мировые адвокаты, которым поручили за определенный процент прибыли вести переговоры с владельцами захваченных судов.

Сомалийские пираты

Теперь уже пираты брали в заложники не простые торговые корабли, а огромные океанские танкеры с нефтью! Возглавили эти банды бывшие военные, имеющие достаточные знания в современной технике слежения, знающие, как пользоваться спутниковыми навигаторами, умеющими навести дисциплину среди пиратов.

Один из кораблей, захваченный Сомалийскими пиратами

С этого времени сомалийские пираты стали больше напоминать хорошо организованный преступный международный бизнес, прибыли от которого вскружили голову не одному мафиози. Этот бизнес моментально получил своих «почитателей», из многих стран мира появились желающие участвовать в нем. По непроверенным данным, сейчас пираты имеют своих информаторов во всех крупных корабельных компаниях мира. Они отлично знают, когда, какой груз и какое судно будет везти. А им не надо долго ждать – ежегодно около их берегов проходит до 20 тысяч судов!

У сомалийских пиратов самые современные и быстроходные суда, они имеют свои порты для удержания захваченных судов, у них самая современная спутниковая аппаратура, их обслуживают только известные во всем мире «адвокаты-переговорщики». И вот итог – только в 2008 году пиратами было захвачено более 100 судов, а общая сумма полученного выкупа превысила 158 миллионов долларов. Надо учесть, что это только официальная цифра, многие владельцы предпочитают скрывать действительно уплаченные суммы. С этого времени мировое сообщество начало по-настоящему бороться с этим явлением, в Персидский залив стали отправлять военные корабли из разных стран для сопровождения караванов гражданских судов, некоторые суда удалось отбить от нападения, нескольких пиратов взяли в плен и судили, нескольких убили во время штурма.

Но, как и следовало ожидать, все эти действия оказались многозатратными, но малоэффективными по одной простой причине – они запоздали, теперь такими силовыми методами уже пиратов не победить.

Теперь мир должен идти совершенно другим путем – искоренять саму причину, дающую возможность бандитам вербовать для себя пополнение. Это значит, что необходимо искоренять бедность населения, обеспечить молодым людям возможность зарабатывать себе на жизнь другим способом, дать возможность жить в мире и спокойствии, научить их зарабатывать деньги не автоматом, а простым трудом.

Но мировое сообщество пока не готово идти на такие финансовые вливания в эту страну, оно опять надеется решить свои проблемы дешевле. Что из этого выйдет – посмотрим, но что-то подсказывает, что пословица «жадный платит дважды» опять сработает…

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. Почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире?

Почему в Сомали появились пираты?

Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.

Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго – мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?

В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты, а также, по неподтвержденной информации из разных источников, Бритни Спирс. Да-да, выяснилось, что проигрываемые на мощных колонках хиты "Baby One More Time" и "Oops! I Did It Again" приводят пиратов в панику и заставляют ретироваться.

С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана – морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции – капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти – другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали – дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.

Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество – гранаты от РПГ – в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний – страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали - это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.

С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды - во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. 42.TUT.BY узнал, почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире.Почему в Сомали появились пираты?
Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.


Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго - мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?


В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты.
С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана - морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции - капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти - другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали - дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.


Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество - гранаты от РПГ - в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда пираты угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний - страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.


С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды — во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.
Читать полностью:

О пиратах средневековья знают все – их романтические образы в книгах и фильмах знакомы каждому. Однако и в наши дни чрезвычайно актуальной остается проблема захвата торговых судов и экипажа с целью получения выкупа или продажи груза. жестоки и безжалостны, и в их занятиях нет ничего романтичного. Как они выглядят и чем промышляют сегодня – далее в обзоре.




Сомалийские пираты – пожалуй, одни из самых известных и опасных в современном мире. Пиратство в сомалийских водах начало процветать начиная с 2005 г., после гражданской войны. До этого большинство теперешних пиратов были обычными рыбаками. Бандитизм провоцировала перенаселенность, бедность и нехватка продовольствия. Учитывая доступность боеприпасов в Йемене, мужчины вооружаются до зубов по сравнительно низкой цене. Большинство пиратов – молодые люди, в возрасте до 30 лет, бывшие рыбаки или даже полицейские. Учитывая распространенные в их среде алкоголизм и наркоманию, сомалийские пираты часто теряют адекватность и проявляют особую жестокость. Они грабят не только рыболовецкие суда и частные яхты, но даже другие пиратские корабли.




Пираты Карибского моря занимаются грабежом уже несколько столетий. Но это не единственный и не основной источник дохода современных пиратов – наркоторговля приносит им еще большие барыши. А коррупция в среде государственных чиновников способствует процветанию незаконного бизнеса. Карибские пираты не менее опасны, чем сомалийские – они не гнушаются грабежом магазинов на суше и убийством свидетелей.




Небезопасным для грузовых судов считается также Малаккский пролив между Суматрой и Малайзией. Налеты пиратов в этом районе составляют 30-40% от всех нападений ежегодно. Они действуют очень быстро, нападают на корабль, проводят перевалку груза на свои судна, забирают деньги и личное имущество членов экипажа.


В 2000 г. достигло пика пиратство в юго-восточной Азии: 242 случая из общего числа 460 нападений за год. Однако в Сингапуре, Индонезии и Таиланде правительство предпринимает усилия по борьбе с пиратством, поскольку доставка товаров на грузовых судах остается одним из основных способов импорта и экспорта в юго-восточной Азии.




Одним из самых удобных для пиратства регионов остается Индонезия, которая насчитывает около 17500 островов. Индонезийские пираты вооружены ножами, пистолетами и гранатами, они прячутся среди островов и всегда нападают неожиданно. Ранее необитаемые острова теперь стали прибежищем для пиратов, где они хранят награбленное имущество. И хотя количество нападений здесь значительно сократилось с 2011 г., индонезийские воды остаются одним из самых опасных регионов для грузовых судов.

Ещё несколько лет назад сомалийские пираты наводили ужас на весь мир. Но с мая 2012 года они в одночасье исчезли с экранов телевизоров и первых полос газет. Над загадкой их внезапной пропажи по сей день ломают голову многочисленные эксперты. Вот бы предпринять аналогичные действия против новой глобальной угрозы нашего времени - «Исламского государства». Проснуться бы с утра, а этих бородатых исламистов и след простыл. И в этом смысле международный опыт борьбы с сомалийскими пиратами сейчас весьма поучителен.

Трудно поверить в то, что до начала 1990-х годов большинство грозных сомалийских пиратов, которые держали в страхе полмира всё первое десятилетие XXI века, были обычными мирными рыбаками. Диктатор Сомали Мохаммед Сиад Барре, чьи портреты долгие годы украшали улицы столицы страны Могадишо наравне с ликами Карла Маркса и Ленина, относился к рыболовному сектору внимательно, всячески способствуя развитию этой валютной отрасли. Рыбаки, объединенные в кооперативы, вели промысел у своих берегов - в Аденском заливе. Сомалийские ВМС охраняли рыбные места от иностранцев, жестко пресекая незаконный лов.

После свержения Барре в 1991 году в Сомали разгорелась гражданская война, государство распалось на части (Сомалиленд, Пунтленд, Джубаленд и др.), контролируемые враждующими племенами и преступными группировками. ВМС Сомали распилили «на иголки», и иностранные траулеры стали хищнически опустошать прибрежные воды этой страны на 300 млн долларов в год. Дошло до того, что сицилийская мафия, пользуясь тем, что сомалийский сектор акватории никому, по сути, не принадлежал, направила сюда плавучие мусоровозы с токсичными отходами, что грозило со временем уничтожить всё живое в Индийском океане.

Ко всем бедам страну в начале 1990-х охватила небывалая засуха. К осени 1992 года более половины населения Сомали, почти 5 млн человек, страдали от голода и эпидемий, более 300 тыс. человек умерли. Около 2 млн беженцев были вынуждены покинуть свои дома, спасаясь от голода, болезней и гражданской войны.

Рыбацким артелям надо было как-то выживать. И тогда их внимание привлекли многочисленные беззащитные танкеры и балкеры, проплывающие мимо в сторону Суэцкого канала и обратно. И с помощью утлых лодчонок и ржавых автоматов Калашникова мирные сомалийские рыбаки заставили вздрогнуть всю мировую экономику, особенно её нефтяной сектор. А как умеют воевать бесстрашные сомалийцы, мы все видели в голливудском блокбастере «Падение чёрного орла», который основан на реальных событиях.

МОРСКИЕ БОИ XXI ВЕКА

Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в порты восточного побережья Африки или из них. Одним словом, судоходный Клондайк.

Пиратство в этом районе мира стало развиваться очень быстрыми темпами примерно с 2003 года. Пиковыми стали 2008-2010 годы.

Одним из первых громких нападений сомалийских пиратов стала попытка захвата в марте 2003 года российского танкера Monneron с грузом бензина. Химовоз южнокорейской постройки оказался быстрее, чем рассчитывали захватчики. Поняв, что Monneron не собирается останавливаться, пираты открыли по нему огонь из гранатомета. Преследование продолжалось около часа, но тщетно.

В ноябре 2005 года сомалийские пираты попытались остановить круизный лайнер «Сиборн спирит» в 160 км от побережья Сомали. Нападавшие на двух скоростных катерах приблизились к судну и открыли огонь из гранатомёта. С судна ответили интереснее: дали залп из звуковой пушки Long Rouge Acoustic Device (LRAD) мощным зарядом в 150 децибел (шум двигателя реактивного самолета 120 децибел). При такой мощности звука у человека поражается не только слух, но иногда и внутренние органы.

В марте 2006 года произошло первое боестолкновение между кораблями ВМС США и пиратским судном в 25 милях от берегов Сомали. Когда объевшиеся листьев местного наркотика - ката - пираты заметили приближение американских боевых кораблей (ракетный крейсер и эсминец), они не придумали ничего лучше, как открыть огонь из стрелкового оружия и гранатомётов. Ответным огнём один из нападавших был убит, и пятеро ранены. По мнению специалистов, это был первый морской бой XXI века.

В 2007 году пираты удивили мир циничным захватом сухогруза «Розен», зафрахтованным ООН для доставки продовольствия в лагеря беженцев на территории самой же Сомали. Трюмы корабля оказались пусты - груз уже был доставлен по назначению, - поэтому пираты вернули судно представителям ООН безо всяких требований. Об этом трезвонила вся мировая пресса, и мир наконец узнал о существовании ужасных сомалийских пиратов

В феврале 2008 года на выходе из Аденского залива в Аравийское море пираты захватывают датский буксир «Свитцер Корсаков» с командой из шести человек, в том числе и четверых россиян. Судно направлялось из Санкт-Петербурга на Сахалин для работы на шельфовом проекте «Сахалин 2». За буксир и экипаж пиратами был получен выкуп 700 тыс. долларов. Данный инцидент послужил поводом для отправки в Аденский залив первого российского военного судна - сторожевого корабля «Неустрашимый».

В апреле 2008 года пиратами была захвачена шедшая с Сейшельских островов французская океанская яхта «Ле Понан» с 32 пассажирами на борту. Яхту отбуксировали к побережью Сомали в районе Пунтленда. Учитывая высокий статус находившихся на борту пассажиров, Франция прибегла к экстренным мерам, впервые из всех пострадавших стран направив в Сомали элитный отряд службы GIGN, ориентированной на борьбу с террористами. Операция была проведена блестяще, все 32 заложника были благополучно освобождены. Кто были эти влиятельные заложники, ради которых из Парижа вызывали элитный спецназ, до сих пор так и неизвестно.

ДЕНЬГИ СЫПАЛИСЬ МЕШКАМИ

В сентябре 2008 года пиратам удалось захватить украинский транспорт «Фаина» с грузом танков Т 72 для армии Кении. Переговоры о сумме выкупа затянулись на несколько долгих месяцев. Команда постоянно подвергалась издевательствам. Сердце капитана судна Владимира Колобкова не выдержало - он умер от инфаркта. Всё это время новости о пиратском захвате «Фаины» чуть ли не каждый день транслировали российские и зарубежные СМИ, словно речь шла о событии планетарного масштаба.

5 февраля 2009 года, с вертолёта на палубу захваченного судна был сброшен мешок с деньгами - 3,2 млн долларов, поступившие от израильского гражданина, который был владельцем судна. Как только пираты получили деньги, начался их дележ. Он продолжался в течение суток. К «Фаине» подтянулись лодки конкурентов, которые, заслышав о самом крупном в истории выкупе, сочли, что тоже имеют право на долю. Завязалась перестрелка, в которой заложники, к счастью, не пострадали.

После этого случая сомалийских пиратов международное общественное мнение стало воспринимать чуть ли не мировой угрозой наравне с лихорадкой Эбола и «Аль-Каидой». Как будто речь шла не о 20-летних сомалийских юнцах, а об инопланетном вторжении. Но пираты от этого только вошли в раж, количество захватов росло год от года, и распространились они уже далеко за пределы территориальных вод Сомали. Институт исследований в области безопасности ЮАР даже высказал опасение, что скоро атаки пиратов могут начаться и у берегов Южной Африки.

В апреле 2009 года сомалийские пираты захватили контейнеровоз Maersk Alabama под флагом США. С 1821 года это был первый захват пиратами американского судна, и он стал самым резонансным. Экипаж заперся в машинном отделении, заблокировал управление. Пираты, поняв, что судном управлять невозможно, отплыли прочь на спасательной шлюпке, удерживая в заложниках капитана Ричарда Филлипса. Несколько дней крошечную шлюпку с пиратами и пленным капитаном преследовали два ракетных корабля американских ВМС. Дело в том, что соратники пиратов выдвинулись им навстречу на четырёх захваченных ранее торговых судах, на которых содержались ещё 54 заложника. Учитывая это, американцы решили не делать резких движений.

10 апреля на место происшествия прибыли снайперы американского элитного отряда «Тюленей» (SEAL). Через пару дней практически одновременно трое пиратов были убиты выстрелами в голову, после чего спецназовцы высадились на шлюпку. Там они обнаружили невредимого капитана Филлипса и четвёртого пирата - 18-летнего раненного паренька, которого доставили затем в США и приговорили к 33 годам заключения.

В снятом в Голливуде по этой истории фильме роль капитана Филлипса сыграл Том Хэнкс. А участвовавшая в спасении Филлипса команда спецназовцев через два года ликвидирует Усаму бен Ладена в Пакистане, ещё через некоторое время почти в полном составе погибнет во взорванном вертолёте в Афганистане.

В лучшем для пиратского бизнеса 2010 году сумма выкупов за 47 угнанных судов составила ориентировочно 238 млн долларов. Всё чаще сомалийцы захватывали самую лакомую добычу - океанские супертанкеры. Так, в феврале 2011 года у берегов Омана был захвачен греческий супертанкер Irene SL с грузом около 2 млн баррелей сырой нефти. Общая её стоимость по тогдашним биржевым ценам составляла 200 млн долларов. Трудно себе представить, какой выкуп запросили пираты за этот улов.

КУДА ОНИ ДЕЛИСЬ?

В 2011 году консалтинговая компании Geopolicity Inc обнародовала мрачный прогноз: сумма выкупов пиратам к 2015 году приблизится к 400 млн долларов, а общий ущерб составит 15 млрд долларов.

15 мая 2012 года силы стран - участниц Евросоюза (не путать с НАТО) впервые обстреляли сомалийских пиратов на суше. Ракетный удар был нанесён с воздуха: в операции была задействована авиация, базирующаяся на кораблях ВМС европейских стран, патрулирующих Аденский залив. Контр-адмирал Данкан Поттс, командующий объединенными европейскими силами в регионе, заявил, что обстрел был точечным: никто из местных жителей не пострадал. Ракетами, по мнению Поттса, накрыло только пиратов. Причём всех сразу.

Удивительно, но с мая 2012 года сомалийские пираты не захватили больше ни одного судна. Точнее, захватили лишь один корабль - какой-то иранский траулер-браконьер, который никто не хотел защищать. Они словно бы исчезли, растворились во всемирной истории пиратства, которая насчитывает не одно столетие. И этот ракетный залп породил миф о том, что только благодаря усилиям международной коалиции США и стран ЕС удалось покончить с сомалийской чумой XXI века. Но так ли это на самом деле?

Международное противодействие сомалийским пиратам действительно было беспрецедентным. Первый раз со времени окончания Второй мировой войны силы всех постоянных членов Совбеза ООН участвовали в боевых операциях на одной стороне.

К 2008 году Совбез ООН принял целых пять резолюций по сомалийским пиратам. Такого внимания не удостаивался ни один диктаторский режим в Африке и на Ближнем Востоке.
Только НАТО провела против пиратов в Аденском заливе и его окрестностях с 2008 года три мощных военных операции с привлечением десятков кораблей ВМС различных стран коалиции: «Эллайд Провайдер», «Эллайд Протектор» и «Оушен Шилд».

В 2008 году у берегов Сомали страны Евросоюза отдельно от НАТО впервые в своей истории провели военно-морскую операцию под кодовым названием «Аталанта». Силы ЕС действовали с базы ВМФ Франции в Джибути в составе от 6 до 10 военных кораблей. Да что там Евросоюз! Впервые за несколько столетий Китай отправил военные корабли дальше своих территориальных вод. Да не один, а сразу целых три боевых корабля.

Об эффективности всех этих военно-морских операций судить сложно. В НАТО считали, что количество пиратских атак уменьшилось на 40 %. Сами пираты считали иначе. В любом случае, наверное, бить по воробьям из пушек, точнее стрелять крылатыми ракетами - малоэффективное занятие. Скорее был важен психологический фактор, чтобы моряки торговых судов чувствовали себя защищёнными. Ну и средства на этих операциях осваивались немалые.

Кстати, ещё в 2008 году Совбез ООН разрешил очередной своей резолюцией наземную операцию в Сомали. Но после катастрофического провала в октябре 1993 года, когда при попытке изловить генерала Айдида в Могадишо погибли 19 американских рейнджеров, командование сухопутными силами США холодело даже от одной мысли, что нога американского солдата когда-нибудь ещё ступит на сомалийскую землю. Их примеру следовали и европейские союзники.

Хотя в море в основном выходили одурманенная катом молодёжь, исполнители. Матерые же организаторы многомиллионного пиратского бизнеса находились на берегу, ведя свою деятельность из портовых городов Сомали, а точнее в её независимой автономии - Пунтленд.

Первые захваты торговых судов сомалийскими пиратами расценивались ими как компенсация за ущерб, причинённый иностранными браконьерами их морским ресурсам. Эта мотивация нашла отражение в названиях, взятых себе некоторыми пиратскими бандами, таких как, например, «Национальные волонтёры береговой охраны». Но со временем стихийное пиратство переросло в стройный бизнес с многомиллионным оборотом. Всего насчитывалось пять крупных пиратских банд с общей численностью примерно 1 тыс. бое-
виков. И эта горстка наделала такой всемирный переполох?

В КОНЦЕ КОНЦОВ К ВОЙНЕ С ПИРАТАМИ ПРИШЛОСЬ ПОДКЛЮЧИТЬ СЕРЬЁЗНЫЕ СИЛЫ

Фото: EPA/Vostock-Photo

ХОРОШО НАЛАЖЕННЫЙ БИЗНЕС

Вознаграждение рядового пирата составляло всего лишь от 3 до 30 тыс. долларов. Дополнительные 5 тыс. получал тот, кто первым забрался на борт. Бонусы предусматривались также для тех, кто принесёт с собой собственное оружие или лестницу. Но таких было меньшинство. Львиную долю выкупа забирали «инвесторы», на чьи средства снаряжались флибустьерские экспедиции. В выгодное предприятие всегда были готовы вложиться бывшие сомалийские полицейские, офицеры вооруженных сил или чиновники. Еда, наркотики и женщины отпускались пиратам в кредит. Затем всё вычитали из добычи. Действовала система наказаний - излишняя жестокость в отношении членов экипажа захваченного судна, кстати, каралась серьёзным штрафом. Некоторые влезали в такие долги, что при всём желании не могли уйти на покой.

В интересах пиратов активно работали агенты в сомалийских диаспорах по всему миру, отправляя соотечественникам деньги и закупленное снаряжение, а также передавая информацию о маршрутах судов. Была создана целая схема перевода денег обратно за рубеж, главным образом в Джибути, ОАЭ и Кению. В самых захудалых уголках Сомали открывались сервисы интернет-платежей.

Для Сомали расцвет пиратства, как ни странно, оказался благотворным. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, богатели. Часть добычи перепадала тем, кто обслуживал пиратов, - поварам, сутенёрам и юристам, а также счастливым обладателям банковских счётных машин, позволяющим обнаружить поддельные банкноты. В порту Харардере даже работала биржа. Через неё все желающие могли приобретать и продавать доли в ожидаемых выкупах. На пиратских деньгах разросся сомалийский наркорынок.

В 2010 году ежедневно в аэропорт Могадишо из Кении и напрямую из Йемена доставлялись тонны листьев ката. Даже когда пиратство пошло на спад, кат продолжал приносить огромные барыши. Впрочем, кат в некоторых странах Северной Африки не запрещён законом.

Но и это всё была лишь малая часть пиратского бизнеса. Основные деньги делались, прежде всего, на страхе, вдалеке от нищего и голодного Сомали. Судите сами, в 2008-м - 42 захвата, в 2009-м - 46, в 2010-м - 47, в 2011-м - 28. И каждый захват активно освещался СМИ, словно речь шла о каком-то глобальном военном конфликте, чуть ли не о третьей мировой войне. Но только из нефтеносных стран Персидского залива в Аденском заливе в различных направлениях курсируют тысячи судов. То есть пиратским нападениям на самом деле подвергалась капля в море всего судоходства в данном районе.

В 2010 году пираты «заработали» 238 млн долларов при средней сумме выкупа 5,4 млн. А общий ущерб, нанесённый ими, достиг к 2010 году, по некоторым данным, 7 млрд долларов. 29 % этой суммы пришлось на оплату охранных услуг морских частных военных компаний (ЧВК), 19 % - на обеспечение военно-морских операций. Эксперты, однако, указывали, что и эти суммы относительно невелики в масштабе общих потерь судовых компаний.

Сомалийские пираты очень помогали страховым компаниям взвинчивать цены для судовладельцев за риск. В 2011 году удорожание страховки стоило морской отрасли 635 млн долларов, прокладка удалённых от берега маршрутов и дополнительные траты на топливо - 580 млн установка защитного оборудования и наём вооруженной охраны - свыше миллиарда… В Лондоне на посредничестве в переговорах с пиратами местные адвокатские конторы зарабатывали примерно так же хорошо, как на судебных тяжбах российских нуворишей.

КАПИТАН «БОЛЬШОЙ РОТ»

ВМС Китая, России и Индии действовали отдельно от коалиции НАТО и ЕС, но иногда координировали свои действия с ними. Существовал негласный приказ командирам военных кораблей топить пиратские лодки безо всякого предупреждения. С выжившими пиратами тоже не миндальничали. Особенно запомнились сомалийцам индийские ВМФ, которые топили суда пиратов, убивали и пытали их без всякого сожаления.

Жесткость к пиратам проявляли и российские военные моряки. Сомалийские разбойники в мае 2010 года захватили танкер «Московский университет». Спецназ с корабля «Маршал Шапошников» взял штурмом судно. Затем 10 пиратов посадили в лодку в 500 милях от берега и отправили в свободное плавание. Больше их никто не видел. Но это по официальной версии, а как там было на самом деле - мало кто знает. Если индийские и российские военные моряки не особо церемонились с сомалийскими пиратами, то американцы и их союзники действовали с точностью до наоборот, чем продлили пиратские захваты судов на годы.

Кроме «кнута» на море, был у американцев и «пряник» на суше. Некоторым главарям пиратов просто была выплачена «рента», чтобы они бросили заниматься своим грязным ремеслом. Так, Мухаммед Абди Хаер по кличке Большой Рот получил 20 млн евро за обещание уйти в отставку и распустить свою бригаду. Но никто не проверял в дальнейшем, насколько его слово оказалось твёрдым.

Американцы и ООН на свой манер модернизировали местные тюрьмы. Сомалийские пираты теперь отбывали наказание в заведениях с волейбольными площадками, компьютерными классами и уроками шитья. США выделили на новую тюрьму в Харгейсе, городе на северо-западе непризнанного государства Сомалиленд, 1,5 млн долларов. А ООН построила для Сомали ещё две комфортабельных тюрьмы, каждая из которых рассчитана на 500 человек. Даже вопреки своему нежеланию заниматься пиратством любой сомалиец отправился бы в море брать на абордаж сухогрузы и танкеры, чтобы попасть хоть на месяц в такой рай.

В этих тюрьмах среди зеков-пиратов активно насаждалось христианство. Считалось, что переход в эту религию из мусульманства уменьшает риск рецидива разбойничества. И более 100 сомалийских пиратов, осуждённых за нападения на суда, стали христианами, приняв библейское крещение в Церкви адвентистов седьмого дня. Могли бы прививать ещё и буддизм, приверженцам которого запрещено убивать даже насекомых?

ШЕЙХИ-ОСВОБОДИТЕЛИ

Сегодня принято считать, что с пиратством в Сомали покончили частные военные компании, которые в отличие от регулярных войск США и НАТО, действовали на берегу. Естественно, не на свои кровные. Есть версия, что арабские шейхи, серьёзно восприняв угрозу своему танкерному флоту, взяли с помощью ЧВК в ежовые рукавицы сомалийскую провинцию Пунтленд, где располагалось большинство пиратских баз. Точнее - одна семья шейхов Аль Нахайян из Абу-Даби, общий капитал которой составляет, по данным Forbes, более 150 млрд долларов.

В советники семья шейхов взяла Эрика Принса, бывшего офицера военно-морского спецназа и создателя ведущей частной военной компании мира Blackwater/Xe Services/Academi. В свое время он с нуля создавал вооружённые силы ОАЭ, а с 2010 года на выделенные семьёй Аль Нахайян 50 млн долларов сформировал в Пунтленде спецотряд Puntland Maritime Police Force. Инструкторами и командирами в нём стали южно-африканские наёмники, специалисты по борьбе с партизанами. Эдакий сомалийский иностранный легион на манер французского. Отряд под руководством Принса из тысячи солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года якобы сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. Лихо, конечно, но верится с трудом. Дело в том, что в Сомали действуют несколько серьёзных ЧВК. И некоторые начали работать здесь гораздо раньше частной армии Эрика Принса.

Ещё в 2008 году правительство Сомали заключило контракт с французской военной компанией Secopex для борьбы с пиратами и обеспечения безопасности судоходства в Аденском заливе. По утверждению руководства Secopex, охраняя прибрежную зону на северо-востоке Сомали, её сотрудники уничтожили 300 пиратов. Правда это или опять пиар - сложно сказать, но количество захватов торговых судов сомалийскими пиратами от этого явно не уменьшилось.

В Сомали в интересах США также действовала американская частная военная компания Bancroft Global Development, которая обеспечивала охрану военной базы в районе Могадишо. В 2010 году эта ЧВК получила от правительства Сомали контракт на обучение местных военнослужащих для борьбы с боевиками из исламистской группировки «Аш-Шабааб» стоимостью 7 млн долларов. Кроме того, в стране действует южноафриканская компания Saracen International и другие. Кто из них явился тем «лесником», который пришёл и всех разогнал? На этот вопрос нет ответа. Владельцы этих ЧВК на сомалийских пиратах зарабатывали десятки миллионов долларов в год. И какой смысл им было резать курицу, которая несёт золотые яйца?

ЧАСТЬ ПИРАТОВ УДАЛОСЬ УПРЯТАТЬ ЗА РЕШЁТКУ

Фото: EPA/Vostock-Photo

НЕОЖИДАННЫЙ УДАР

В октябре 2011 года в Сомали всё же вошла сухопутная армия - кенийская. Впрочем, её главной целью были не ужасные, раскрученные СМИ пираты, а исламистская группировка «Аш-Шабааб» (филиал «Аль-Каиды» в Сомали). И поводом для военного вторжения армии Кении в сопредельное государство послужил отнюдь не какой-то там захват очередного арабского танкера, а смерть заложницы - француженки Мари Дедье, которая была инвалидом и передвигалась на коляске. Боевики «Аш-Шабааб» захватили её на одном кенийском острове, в плену она не выдержала мучений и умерла.

Впрочем, у Кении были давние счеты с «Аш-Шабааб». Предполагается, что двойное нападение на израильские объекты вблизи кенийского курорта Момбаса в 2002 году планировалось в Сомали этой ячейкой «Аль-Каиды». Власти США также считают, что некоторые из членов «Аль-Каиды», ответственные за нападение на посольства в Найроби и Дар-эс-Саламе в 1998 году, позже сбежали в Сомали и были укрыты «Аш-Шабааб». Замученная туристка-инвалид из Франции стала последней каплей в чаше терпения.

К моменту вторжения кенийской армии «Аш-Шабааб» насчитывала более 10 тыс. боевиков и контролировала две трети территории Сомали, в том числе и главную пиратскую базу - порт Кисмайо. По некоторым данным, «Аш-Шабааб» предоставляла «крышу» сомалийским пиратам и за это имела 20 % доходов пиратской биржи в порту Харардере, а может, и больше.

В итоге к лету 2012 года боевики «Аш-Шабааб» были выбиты кенийской армией при поддержке американских беспилотников из всех сомалийских городов и портов, сохранив контроль только в сельских районах на севере страны. И вот же совпадение - сомалийские пираты также прекратили свои захваты примерно в это же время.

А не составляли ли пираты и сомалийский филиал «Аль-Каиды» одно целое бандформирование? Кстати, движение «Аш-Шабааб» выступало не против пиратства в целом, а против захватов «исламских» судов, а также против пьяниц и богохульников в рядах пиратов. Но финансовые компромиссы, видимо, сглаживали напряжённость в отношениях.

В отличие от исчезнувших пиратов, «Аш-Шабааб» ещё жива.

Территория, которую контролировало движение «Аш-Шабааб» в период своего расцвета, достигала примерно 100 тыс. кв. километров - почти столько же, сколько сейчас занято боевиками «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации). Да и по количеству штыков тогдашняя «Аш-Шабааб» лишь на треть уступала нынешнему ИГ. Тем не менее даже совместные атаки кенийской армии, Африканского союза при авиаподдержке США не сумели добиться окончательного успеха. «Аш-Шабааб» не только не была уничтожена, но и перенесла террор за пределы Сомали. Это оставляет мало оптимизма тем, кто сегодня надеется одолеть ИГ только с помощью авиаатак и поддержки курдов на востоке Ирака. Нужно объединяться всем силам в один кулак, как это было при разгроме сомалийских пиратов.

P.S.: 1 ноября 2015 года в результате нападения на отель Sahafi в столице Сомали Могадишо погибло 12 человек. Ответственность за теракт взяла на себя группировка «Аш-Шабааб» (террористическая организация, запрещена в России), которая с февраля 2012 года считается филиалом «Аль-Каиды» в Северной Африке. Нападение произошло на следующий день после кровопролитных столкновений между джихадистами и солдатами Африканского союза в регионе Бакол.

Сергей ПЛУЖНИКОВ



Новое на сайте

>

Самое популярное