Домой Инструмент Нож для резьбы по дереву топорик чертеж. Заготовка резца по дереву топорик

Нож для резьбы по дереву топорик чертеж. Заготовка резца по дереву топорик

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хотел бы поговорить о нардах и украшении резьбой доски для игры.

Нарды - древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже больше 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-сухте) и датируется около 3000 лет до н.э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона. Одна из легенд свидетельствует, что когда-то индусы, желая проверить толковость персов, послали им комплект шахмат, считая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Бозоргмехр не только легко справился с этим заданием, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Бюзюркмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру - нарды (нард тахте - битва на деревянной доске). В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак. Это название, по-видимому, состоялось от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» уживалось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.

Доска для игры в нарды по восточной традиции всегда богато украшалась: резьбой, инкрустацией, росписью. Не малой популярностью нарды пользуются и в наше время. Подтверждением этого служит количество просмотров досок для игры на нашем сайте.

Между тем в большей своей массе - это классическая плоскорельефная резьба, что вполне под силу и начинающим резчикам. Для них мастер-класс, я думаю, и будет представлять наибольший интерес. Половина успеха в украшении резьбой доски для игры заключается в грамотно подобранном рисунке. Наибольшее распространение получили растительные орнаменты - арабески.

Столярную часть производства доски я намеренно оставлю за кадром, это работа для столяров. Переходим непосредственно к резьбе.

Перед нами филенки из ольхи шпонированные с одной стороны ясенем. Если вы соберетесь шпонировать филенки сами, стоит помнить, если нанести шпон только с одной стороны, то по высыханию клея филенку выгнет в сторону шпона. Для избегания такого результата, с другой стороны проклеивается обыкновенная бумага (газета), поэтому при высыхании клея деформации не происходит. Хочу обратить внимание, филенки лежат на упаковочном полиэтилене «с пупырышками»: прекрасно оберегает изделие от повреждения во время работы. Следует класть гладкой стороной к заготовке. Иначе стружка будет задерживаться между пузырьков, и может повредить поверхность. В результате чего при тонировке может всплыть «неприятный сюрприз». В использовании этого полиэтилена есть только один минус... можно увлечься хлопаньем пузырьков и бездарно провести целый день...

Переносим рисунок на заготовку, используя копирку. В данном случае прорисована только четверть рисунка (сломался принтер). Лучше иметь сразу готовый рисунок на всю плоскость. Это избавит от искажения симметрии рисунка, что в данном случае очень важно.

После переноса рисунка при помощи копирки, правим его от руки.

Приступаем к выборке фона под резьбу. Тут есть два пути: первый классический - прорезка ножом по контуру рисунка с последующей выборкой фона плоскими стамесками (необходимо уточнить, что нож в этом случае должен входить в древесину четко под 90 градусов). Если не удается выдержать перпендикулярность ножа к заготовке, то можно чуть заваливать его на произвольный угол в сторону от листков орнамента, в дальнейшем при проработке резьбы подправляя искаженный из-за этого рисунок. Второй способ - выбрать фон при помощи ручного фрезера и «пальчиковой» фрезы, в данном случае я так и поступил. В плюсах этого способа - скорость, точные 90 градусов по краю орнамента, выборка фона вокруг всех элементов выполняется четко на одном уровне. Руки в трудоемком процессе выборки фона не устают. Из минусов: необходимость наличия фрезера, и невозможность применения его в домашних условиях из-за шума и пыли.

Итак, фон "в грубую" выбран на глубину 5 мм; как вы видите, остались места, куда фреза не дошла, их убираем при помощи ножа и плоских стамесок.

Тут следует четко следовать правилам, приведенным в первом способе выборки фона. Работу руками никто не отменял.

Пришло время ознакомиться с необходимым наборам инструмента: нож–косяк, желательно с наиболее острым углом к его острию из всего вашего арсенала. Плоские стамески 1, 2, 3, 5, 10 мм. В моем случае выполнены из заточенных советских надфилей. Полукруглые стамески 6, 9 мм.

После того, как фон выбран во всех труднодоступных местах, начинаем проработку орнамента. Начнем с нижнего и верхнего края филенки. Прорезаем ножом места пересечения деталей орнамента между собой на глубину 2-3 мм, выявляя верхние и нижние точки орнамента, подрезаем плоской стамеской. Переплетая, таким образом, орнамент.

Следует производить подрезку, как показано на рисунке. Красная линия - неправильно, зеленая - правильно.

Результат наших действий: орнамент имеет такой вид.

Прорисовываем наше виденье будущих профилей рисунка.

При помощи ножа или плоских стамесок (как кому удобнее) формируем сначала выпуклую часть профиля.

Затем при помощи полукруглых стамесок - вогнутые профили.

В результате орнамент выглядит таким образом.

Повторяем операции с центральным элементом орнамента.

Прорабатываем еще раз весь рисунок, более детально исправляя все замеченные недостатки.

Теперь можно приступать к муатированию фона. Начинаем с «прокалывания фона» вокруг всех резных элементов добиваясь графичности изображения. Для этого я использую простой заточенный шуруп. Не эстетично, но дешево и практично. Также для этого можно использовать различные пуансоны.

Затем продолжаем «накалывать» весь оставшийся фон.

Любуемся полученным результатом. Резьба на данном этапе закончена и можно приступать к отделочным работам. Для тонировки были выбраны водные морилки. Обычно я использую один цвет, разбавленный до трех тонов: светлый, средний и темный. В этой работе использовались две породы древесины, и для того, чтобы подчеркнуть их достоинства каждой из них, использовались два цвета морилки: Темный дуб и Тик. Тик – для ясеня. Темный дуб (разбавленный на три тона) для ольхи.

Вначале тонируется филенка с резьбой. Самым светлым красителем покрываем всю резьбу. Затем, пока морилка вся не высохла, наносим средний тон на отфрезерованные грани филенки. Следующий этап: переходим к фону - самый темный тон. Следует соблюдать осторожность и стараться максимально аккуратно наносить темный тон. Чтоб краситель не попал на светлые участки резьбы, начинаем прокрашивать от центра выбранного участка фона, подходя к возвышающимся элементам резьбы с минимальным количеством красителя на кисти. Даем работе высохнуть, и вскрываем с другой стороны шпон ясеня - морилкой Тик. Этой же морилкой вскрываем столярные элементы доски нард.

После высыхания морилки убираем поднявшуюся ворсу шкуркой (можно использовать старую затертую шкурку). Либо, как в данном случае использовал я, Indasa RHYNO SPONGE - специальный гибкий абразив на вспененном полиуретане, покрытом оксидом алюминия, прочный на разрыв. Идеально подходит для финишной доводки, грунтов и лаков и обработки в труднодоступных местах (фото выложу позднее). Главное не повредить морилку на острых гранях, оставшихся на резьбе после проработки стамесками.

Оцениваем получившийся результат и покрываем работу лаком. Для таких работ я использую двухкомпонентный матовый лак. Смотрим на готовые нарды.

Настольные игры никогда не выйдут из моды. Вот и нарды не теряют своей популярности среди разных возрастных категорий. Известна эта игра уже многие поколения, и мало кто знает, что первые упоминания о ней датируются около 3000 лет до н.э. на Востоке. Сегодня нарды дарят близким, друзьям и коллегам, причем купить их достаточно просто. Другое дело – сделать самому и удивить человека. Кто-то посчитает, что это сложно и не каждому дано, но это не так.

Технология изготовления в домашних условиях

В стандартный комплект нард входят 2 игровых поля, 30 фишек и 2 кости. Размер доски в закрытом виде 50х26,5 см. Раскрываются нарды как и шахматные доски.

Для изготовления понадобится:

  • 2 фанеры желаемой древесины, одинаковые по размеру;

  • деревянные рейки;

  • 2 дверные петли (3х3 см);

  • шлифовальная бумага;

  • морилка спиртовая;

  • копировальная бумага;

  • выжигательный аппарат;

  • лак по дереву;

  • дополнительные детали.
  • Теперь о самом процессе создания нард своими руками:

    1. Необходимо отшлифовать фанеру для удаления неровностей.

    2. Выбрав презентабельный рисунок для внутренних стенок нард, надо его аккуратно закрепить и подложить копирку для выведения контуров. Для эстетичности они должны быть небольшие и визуально располагаться на одной линии.

    3. Теперь надо выжечь очертания изображений на будущих игровых полях.

    4. Можно приступить к оформлению внешней стороны нард. Здесь можно выжигать рисунок побольше и поинтереснее. Также по желанию могут быть разрисованы обе стороны или же сделана одна – «лицевая».

    5. Когда контуры выжжены, можно приступать к раскрашиванию изображений морилкой в 2 слоя.

    6. Надо сделать 8 реек толщиной примерно 1 см, шириной 2,5 см (4 штуки – длиной 26 см и еще 4 – 50 см) и отшлифовать.

    7. Рейки для фигурных планок – понадобится 4 штуки. Длина их должна составлять 21,5 см. Должно быть выпилено по 6 гнезд на каждой планке радиусом 15,5 мм. И снова надо шлифовать все рейки.

    8. Теперь все детали склеить по своим местам, подпиливая детали. После чего разлиновываются области гнезд.

    9. Всё покрывается лаком. И потом вставляются петли.

    Фишки можно заказать или выпилить самостоятельно под размеры гнезд. Одни должны быть 2 цветов – темные и светлые. Игральных костей может быть 2 или же 4 штуки – каждому игроку по паре.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное