Домой Инструмент Лагерь шмидта. Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Лагерь шмидта в арктике

Лагерь шмидта. Отто Юльевич Шмидт – герой, мореплаватель, академик и просветитель Лагерь шмидта в арктике

(1891-1956 гг.) — известный полярный исследователь.

Он был выдающимся астрономом, математиком, геофизиком, исследователем полярных широт.

В 1930 году Шмидт отправляется на ледоколе «Георгий Седов» к Земле , где организует геофизическую обсерваторию. На следующий год ледокол «Георгий Седов» плывет дальше в неисследованные северные районы . Здесь в августе 1930 года был открыт остров Визе, названный по имени ученого, исследователя , который теоретически предсказал его местонахождение там. Эта экспедиция открыла еще много островов.

С 1930 года О.Ю.Шмидта назначают директором Арктического института. В последующие годы разворачивается большая исследовательская работа, строятся полярные станции.

В 1932 году Шмидт принимает решение пройти путем - кратчайшим расстоянием между и у берегов - за одну навигацию. 28 июля ледокол «Сибиряков» вышел из Архангельска. Шмидт решил идти высокими широтами в обход , как никто никогда не плавал. В экспедиции встретились тяжелые льды. «Сибиряков» потерял лопасти винта, затем лопнул гребной вал. На корабле сшили из брезента и поставили паруса. Ледокол вошел в пролив, впервые в истории пройдя за одну навигацию этот путь.

В 1933 году Шмидт возглавил экспедицию на ледоколе «Челюскин», чтобы еще раз пройти без зимовки Северный морской путь и окончательно убедить тех, кто не верил в реальность освоения трассы. Авторитетная комиссия, в которую входили ведущие кораблестроители, посчитала судно непригодным для дальнего плавания, тем не менее ледокол «Челюскин» вышел в арктический поход имея на борту свыше ста человек. Пароход добрался до пролива, но здесь его сковали льды и унесли далеко на север, в центр . После тяжелой зимовки судно было раздавлено льдами. Это случилось 13 февраля 1934 года.

Произошло неизбежное: левый борт «Челюскина» разорвало льдами. Вот как описал впоследствии эту картину радист парохода: «В серых сумерках произошло страшное - погибал наш корабль, наш дом… Скрежет, грохот, летящие обломки, клубы пара и дыма…» При катастрофе погиб один человек, не успевший спрыгнуть на льдину. Все остальные оказались в относительной безопасности в ледовом «лагере Шмидта». В зарубежном мире мало кто сомневался в трагическом исходе - неминуемой гибели 104 челюскинцев. Но их мужество и выдержка, большой организаторский талант О.Ю.Шмидта и его помощников помогли людям обрести спокойствие и надежду.

На льдине не было ни единого проявления паники, круглосуточно продолжались научные исследования по самой широкой программе. Люди, жившие в палатках на скудном пайке, не теряли присутствия духа. Спасение пришло к ним с неба. Гражданские и военные пилоты ринулись на помощь к людям. 13 апреля, ровно через два месяца после гибели парохода, последний челюскинец был доставлен на берег.

Под руководством О.Ю.Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция « -1». 6 июня 1937 года ее экипаж начал дрейф в арктических льдах. Эта экспедиция положила начало новому этапу в .

В 1944 году О.Ю.Шмидт разрабатывает . Ее возникновение было связано с тем, что появились новые данные, которые было трудно объяснить с помощью гипотезы Канта-Лапласа. Необходима была новая гипотеза, которая и объясняла бы эти данные. Ее разработали В.Г.Фесенко и О.Ю.Шмидт. По этой теории, Земля и другие небесные тела Солнечной системы образовались из холодного космического

126 лет назад в Могилеве родился будущий ученый, чье имя станет одним из главных позывных ХХ века. Отто Юльевич Шмидт был одним из самых ярких служителей Просвещения.
Свой первый подвиг Отто совершил в шестилетнем возрасте, когда переплыл тогда еще полноводную речку Дубравенку. Это было под силу не каждому взрослому. В отчете 1900/01 года классный наставник характеризует Шмидта как ученика «примерного поведения, трудолюбивого и способного в учебе». Это трудолюбие Отто Шмидт сохранил на всю жизнь.


Вот он стал студентом физико-математического факультета Киевского университета, составил себе список литературы, которую ему как будущему ученому необходимо прочитать. И, не давая себе поблажек, двинулся к высотам знаний. Простой математический подсчет показал, что на прочтение книг из его списка уйдет тысяча лет! Отто с болью в сердце сократил список, снова подсчитал – вышло 250…

Страницы из дневника студента Шмидта демонстрируют честолюбивого труженика или, как говорят в наше время, трудоголика, – каким он и останется в истории науки: «…всё время, начиная с марта или раньше, я занимался, не переставая и не отдыхая. И все-таки я не пришел к удовлетворительным результатам: предметы мои слишком обширны, они требуют больше времени. Уроки также отнимают много времени, но это, возможно, неплохо, оберегает от отупения за одной и той же работой. Во всяком случае, жаловаться не хочу. Если провалюсь, то никого винить не стану».

Отто Юльевич Шмидт — исследователь, ученый, полярник.

Опасения студента-первокурсника не оправдались, 17 мая он пишет: «Я вышел из аудитории сияя. Этим экзаменом я мог быть доволен. Я смог продемонстрировать познания по всем дисциплинам, и они отлично выдержали испытания».

В 1912 году в «Трудах Киевского университета» Шмидт опубликовал новое доказательство теоремы по теории групп, выигрывающее на фоне предшественников. А еще он продолжил одно из исследований Журдана в работе «Об уравнениях, решаемых в радикалах, степень которых есть степень простого числа». Результат – золотая университетская медаль и решение печатать работу за счет университета.

После Февральской революции, летом 1917 года, он перебрался из Киева в Петроград для участия в работе Всероссийского съезда по делам высшей школы и вскоре увлекся административной работой. Он занимался продуктовым обеспечением и работал в Министерстве продовольствия Временного правительства, затем начальником Управления по продуктообмену. Шмидт составил «Обращение группы объединенных социалистов Министерства продовольствия с изложением проекта политической платформы». Суть «Обращения» – готовность сотрудничать со всеми, кто согласен с госрегулированием экономики вне зависимости от политических взглядов граждан.

Его отрывочные воспоминания о том времени передают некоторую растерянность, которую деятельный ум Шмидта преодолевал, погружаясь с головой в новые проекты – большие и малые.

«Я чувствовал сумбур у себя в голове, не мог охватить всей совокупности явлений… Я встретил Октябрьскую революцию с радостью…», однако «…до Октябрьской революции я еще не дозрел… у меня не было опыта работы с массами, я плохо понимал силу масс».

Еще шла Гражданская война, а он уже стал членом коллегии Наркомата финансов, возглавляя еще и налоговое управление. А где же наука? Где математика, астрономия? Он вернулся к науке, когда подал идею Большой советской энциклопедии. А уже в конце двадцатых нашел главное свое призвание – путешествия, географические открытия, открытие новых пространств и маршрутов, необходимых науке и человечеству.

Полярники получили энергичного вождя

Сначала он пошел в горы, участвовал в экспедициях на Памир. Набрался опыта как путешественник. Но главным фронтом в борьбе за «покорение пространства и времени» с конца двадцатых годов считалась Арктика. И Шмидта неожиданно назначили начальником экспедиции на Землю Франца-Иосифа. Неожиданно, потому что вокруг было немало более опытных полярников…

Политический подтекст проекта просматривался в идее научно-практического освоения Земли Франца-Иосифа и ее включения в наши полярные владения, как это декларировалось еще нотой царского правительства 1916 года и подтверждалось советской нотой 1926 года. На труднодоступных островах они должны были построить радиостанцию.

Финал похода так описывается в дневнике Шмидта:

«6 сентября, вечер. Конец эпопеи близок. Идем на юг, назад к земле. Проделали гидрологический разрез по 79° с. ш. до 70° в. д. за долготу мыса Желания. От плана добраться до о. Уединения и до Северной Земли приходится отказаться… Вечером 5 сентября капитан, при сочувствии Самойловича, стал убеждать меня повернуть обратно… судно в таком виде не может больше входить в лед и не перенесет серьезного шторма. Вода впереди чистая… но доводы капитана серьезны… Утром 6-го момент для решения наступил… Волнение 6 баллов, ледокол сильно дрейфует, научные работники бьются без успеха – невозможно работать. Тут уже и В.Ю. Визе вышел из себя, заявив, что, раз гидрологические исследования вести более невозможно, незачем дальше ехать… Потеряв последнего союзника, я уже не могу сопротивляться общему мнению специалистов».

Он увлекся Севером не на шутку. Стал лучшим организатором зимовок, экспедиций, строил станции, а дело это было таинственным и рискованным. Полярники получили энергичного вождя. Ему не хватало специфических знаний и навыков, но он был истинным ученым, обладал авантюрной жилкой и умело держал себя в начальственных кабинетах.

Сталин в присущей ему в те годы шутливой манере сравнил новую организацию с существовавшей в XVII–XIX веках английской Ост-Индской компанией, колонизовавшей Индию, но в отличие от нее построенную «не на костях местного населения, а на основе поднятия культуры». Заметил, что у Ост-Индской компании были войска для подавления восстаний, а у нас всё должно решаться мирным путем, сказав под занавес: «Пушек Шмидту не давать!»

Зарубежная пресса называла его Красным Колумбом. Шмидт возглавил шесть экспедиций, каждая из которых оставила заметный след в истории освоения Арктики. Во время славной экспедиции 1932 года советские полярники на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые за всю историю человечества прошли Северный морской путь без зимовки, за одну навигацию. «Шмидтовцы» осуществили мечту, которая владела мореплавателями в течение четырех столетий!

Бернард Шоу, встретив советского посла в Великобритании Ивана Майского, воскликнул: «Что вы за страна! На роль главного героя ледовой драмы нашли настоящего Деда Мороза с большой бородой. Уверяю вас, что борода Шмидта завоевала вам тысячи новых друзей!» Так оно и было. Перед шмидтовским обаянием мало кто мог устоять. Даже блеклые газетные фотографии длиннобородого полярника излучали романтический флёр.

И неудивительно, что народные сказители слагали былины (точнее – этот жанр называли новинами) о Шмидте и его соратниках. Конечно, они исполняли идеологический заказ и государство широко рекламировало собственный арктический проект. Но не менее важным было и искреннее народное влечение к науке, к открытиям и к таким личностям, как Шмидт. Былинницы – такие, как знаменитая Марфа Крюкова – называли его богатырем Поколен-Бородой.

Детей называли в честь Шмидта – не только Отто, но и Оюшминальдами! Это имя-аббревиатура означало «Отто Юльевич Шмидт на льду». Звонко, во вкусе эпохи. В основном счастливые обладательницы этих имен к совершеннолетию переименовались в самых обыкновенных Олечек. Но шума было много!

Да, арктический проект во многом был пропагандистской эпопеей. За победы было принято выдавать даже полуудачи и откровенные провалы. Но настоящих побед было всё-таки больше – и, наверное, без шумихи их не было бы. Ведь приходилось считать копейки, страна готовилась к войне, а тут – масштабные исследования, путешествия, ледоколы, станции… Без идеологического гарнира даже Шмидт не добыл бы субсидий на такие «развлечения».

Самое громкое из его дел – это, конечно, челюскинская эпопея. Тогда Шмидта узнал весь мир. Несколько месяцев он пробыл в ледовом плену, во главе экипажа затонувшего парохода «Челюскин». Весь мир считал их смертниками. 104 человека во главе с героическим академиком. И всё-таки их спасли! 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Пробились к челюскинцам и другие полярные летчики. В результате спасли всех. Никто не погиб! Шмидт в последние дни пребывания на льдине тяжело заболел, но вел себя мужественно и покинул лагерь последним.

Следующим громким делом Шмидта стала экспедиция Ивана Папанина. Впервые самолеты сели в районе Северного полюса, впервые была организована дрейфующая станция. За ее работой следила вся страна.

Последние годы жизни

В начале сороковых Шмидт не то чтобы оказался в опале, но постепенно его отодвинули в сторону… Отчасти – из-за болезней, отчасти – потому что у власти нашлись новые любимцы.

«В последние годы жизни он сосредоточился на создании новой теории происхождения Земли и планет. Тяжело больной, вне света славы, отстраненный Сталиным от руководства Академией наук, он, напрягая последние силы, продолжал работать. Он не мог не работать, и я вспоминаю разговор с ним, когда он уже не вставал с постели.

Отец спросил: “Как ты думаешь, кого напоминает подлинный исследователь?” Я ответил какую-то банальность, а он сказал: “Зачем так красиво? Он напоминает бульдога, который схватил палку и не может ее выпустить, пока не раскусит”», – вспоминал об отце сын, Сигурд Оттович Шмидт.

И добавлял: «Что сказать в заключение о моем отце? Это был ученый ренессансного склада, энциклопедист, деятельный участник государственного строительства с незаурядными личными качествами, обаятельный мужчина, любивший женщин и любимый ими». Такая же взаимная любовь сложилась у него и с наукой. А особенно – с ее практическими отраслями.

Талантливый ученый, предприимчивый организатор исследований, сегодня он – легенда. Нам не хватает таких веселых подвижников. А если они есть, то остаются в тени. В наше время всюду еще больше показухи, чем в 1930-е, тут уж не до Шмидтов.

Арсений Замостьянов

Настоящие герои тридцатых годов - летчики и полярники, объединенные одним именем - «Челюскин». Их в буквальном смысле слов носила на руках вся страна, фамилии знал наизусть каждый, фотографии были прикноплены над кроватями тысяч мальчишек, и жизнь, конечно, хотелось делать с них, быть такими же мужественными и сильными.
История «Челюскина» такова. Его строили на судостроительном заводе Копенгагена по советскому заказу. В марте 1933-го его спустили на воду, а уже в августе «Челюскин» вышел из Мурманска навстречу своей судьбе. Цель - порт Владивосток. Официальная задача - отработка доставки грузов по трассе Северного морского пути. Во главе экспедиции капитан Воронин и академик Отто Юльевич Шмидт. На борту - более 100 человек команды, среди которых женщины и дети. Присутствие последних объясняет неофициальная, возможно, засекреченная, версия: «Челюскин» был снаряжен для доставки не столько грузов, сколько заключенных на добычу оловянной руды, и вышел из порта не один. За ним следовала «Пижма», на которой везли заключенных и охранников. Семьи же охранников следовали на «Челюскине». В документах и спустя несколько десятилетий никаких сведений о «Пижме» нет. Она стала кораблем-фантомом, существующим либо в памяти свидетелей, либо в воображении литераторов.
Так это или не так, но в конце сентября экспедиция оказалась полностью блокирована льдами в Чукотском море. Льды постепенно сжимались, и в феврале весь экипаж был вынужден сойти на лед, где в течение двух месяцев моряки, женщины и даже дети жили в палатках. 13 февраля льды окончательно сомкнулись и легко, как папиросную бумагу, смяли стальную обшивку «Челюскина». Корабль затонул всего за два часа. Челюскинцы на два месяца оказались в ледовой изоляции. Не потеряв присутствия духа, они занялись устройством жизни, строительством аэродрома, который постоянно ломался, покрывался трещинами и торосами, полностью заносился снегом. Связь с материком была, ее обеспечивал радист Эрнст Кренкель. Шмидт издавал газету и читал лекции по философии. Подвиг челюскинцев - в том, что они не сдались, не потеряли человеческого облика, не предались апатии.
Сначала челюскинцев хотели спасти американцы. Но правительство отказалось категорически, несмотря на то, что в составе экспедиции были женщины и дети, включая новорожденную девочку, появившуюся на свет в Карском море. Почему? Позднейшие толкователи утверждают, что именно из-за «Пижмы», вмерзшей в лед неподалеку и ставшей ледяной могилой всем заключенным.
Отечественные специалисты не верили в возможность спасения челюскинцев. Была слабая надежда на авиацию. Правительственная комиссия направила в зону действия три группы самолетов. Страна, затаив дыхание, слушала сводки новостей о спасении челюскинцев. Вот Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек, вот Василий Молоков за девять рейсов — 39 человек, Николай Каманин за девять рейсов — 34 человека, Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек, Маврикий Слепнев за один рейс — пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Специально для летчиков было создано новое звание - Герой Советского Союза. Все, находившиеся на «Челюскине», от капитана до уборщика, были награждены орденом Красной звезды. А в метриках новорожденных девочек появилось новое имя Оюшминальда - «Отто Юльевич Шмидт на льдине».

Александр Достян

ученый и полярник Шмидт

Альтернативные описания

. (алапахский чистокровный бульдог) мощная собака среднего роста

Кристин (родился в 1966) немецкая пловчиха, многократная рекордсменка мира

Николаус Август (1832-91) немецкий конструктор, создал 4-тактный газовый двигатель внутреннего сгорания

Рудольф (1869-1937) немецкий протестантский богослов и философ религии

Каталог модной одежды (название)

Немецкое имя

Лилиенталь (1848-1896), немецкий инженер, один из пионеров авиации

Фон Биссмарк

Диверсант Скорцени по имени

Астроном Струве по имени

Мужское имя

Какое имя объединяет Бисмарка со Штирлицем?

Имя немецкого диверсанта Скорцени

Имя немецкого композитора Николаи

Кто первый сконструировал четырехтактовый бензиновый двигатель?

Немецкий изобретатель двигателя

Имя немецкого конструктора Лилиенталя

Немецкий изобретатель двигателя внутреннего сгорания

Имя Бисмарка

Имя Шмидта

Мореплаватель Коцебу по имени

Фон Бисмарк

Имя «железного канцлера»

Имя мнимого отца Бендера

Алапахский бульдог

Юльевич Шмидт

Немецкий химик Байер

Лилиенталь по имени

Имя Штирлица

Изобретатель двигателя

Лилиенталь

Мореплаватель Коцебу

Политик... Бисмарк

Диверсант Скорцени

Астроном Струве

Ученый... Шмидт

Модный каталог

Отец ботаники Брунфельс

Немецкий конструктор XIX века

Имя фон Бисмарка

Бисмарк, Штирлиц или Скорцени

Бисмарк

Каталог в помощь моднику

Макс... фон Штрилиц

Философ Вейнингер по имени

Имя главного челюскинца

Имя для немца

Фон Штирлиц

Шмидт

Немецкий химик Байер по имени

Шмидт, Бисмарк и Штирлиц

Штирлиц и Скорцени

Шмидт, Бисмарк и Штирлиц (имя)

Имя Бисмарка и Штирлица

Бисмарк, Штирлиц, Скорцени (имя)

Шмидт и Бисмарк (имя)

Скорцени и Бисмарк (имя)

Имя «истинного арийца»

Композитор Николаи

Шмидт, который ученый

Тренер Рехагель

Шмидт или Бисмарк

Изобретатель ДВС (двигатель внутреннего сгорания)

Ученый Шмидт по имени

Изобретатель двигателя авто

Немецкое мужское имя

Каталог в помощь франту

Каталог одежды

Обычное имя для немецкого парня

Скорцени по имени

Известное мужское имя

Хорошее имя для немецкого юноши

Мужское имя, рифмующееся с лото

Каталог новой одежды

Каталог моды

Штирлиц по имени

Модный журнал

Немецкий конструктор, создатель 4-тактного двигателя внутреннего сгорания (1832-1891)

Немецкая пловчиха, шестикратная чемпионка Олимпийских игр (1988)

Немецкая спортсменка-саночница, чемпионка Олимпийских игр (2002, 2006)



Новое на сайте

>

Самое популярное