Домой Коммуникации Конспект по биологии экосистема 10. «Конспект урока по биологии на тему «Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Конспект по биологии экосистема 10. «Конспект урока по биологии на тему «Сообщество, экосистема, биогеоценоз

10 кл, Пономарева

ТЕМА 3. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (8 ч.)
Урок 16 . Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

Цель: сформировать понятие о биогеоценозе как надорганизменной биосистеме.

Задачи

Образовательная:

Расширить и углубить знания учащихся о надорганизменных уровнях организации материи.

Сформировать понятие о биосистеме и экосистеме

Объяснить основные условия возникновения биогеоценозов

Познакомить учащихся с учениями о биогеоценозе и экосистеме

Развивающая, учить:

Давать характеристику биогеоценозам

Объяснять значение биогеоценозов
Тип урока:

Комбинирован­ный урок


Форма проведения
Требования к ученику:

Знать

Ключевые понятия

Биоценоз , биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

Объекты

Компоненты биогеоценоза – биотоп, биоценоз

Экосистема, биоценоз , биогеоценоз.

Биогеоценозы: дубравы, пруда, березовой рощи

Факты

Организация и процессы биогеоценоза

Значение биогеоценотического уровня

Факты

Учения о биогеоценозе и экосистеме

Уметь

Давать определения ключевым понятиям.

Называть биогеоценозы

Характеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни

Характеризовать

биологический круговорот веществ как главное условие возникновения экосистем,

видовую структуру биогеоценоза

Давать характеристику биогеоценозам

Объяснять значение биогеоценозов
Обеспечение занятия:

Текст учебника

§ 16, 17

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», «Строение экосистемы», диафильм «Природные сообщества»


Ход урока.

Мотивационный этап.

Глобальной биологической системой на Земле является БИОСФЕРА. Биосфера проникает во все оболочки земного шара , т.к.состоит из живого материала (вещества).

Компонентами биосферы являются БИОГЕОЦЕНОЗЫ.

Цель урока: сформировать понятие о биогеоценозе как надорганизменной биосистеме
Вам уже известно, что виды тесно взаимосвязаны между собой и факторами неживой природы. Они объединяются в природные сообщества – биогеоценозы. Наряду с понятием «биогеоценоз» часто употребляется термин «экосистема». В чем же различие между этими понятиями? Что собой представляет структура сообщества? Какова в нем роль растений, животных , грибов и бактерий?


    Биогеоценоз

  1. Признаки биогеоценоза как биосистемы

  2. Сравнение понятий: биогеоценоз и экосистема

  3. Видовая структура

  4. Характеристика биогеоценоза как особого уровня организации жизни

1. Понятие «биогеоценоз».
Биогеоценоз (био – жизнь, гео – Земля, ценоз – общий, совместный) – это открытая живая система (биосистема).

Любая система характеризуется компонентами, процессами, связями, особой организацией.

Примерами биогеоценозов могут служить: биогеоценоз дубравы, ельник, разнотравная степь, пихтовый лес, тропический дождевой лес , тундра. Обычно биогеоценозами называют сухопутные природные сообщества.

Биогеоценоз – природный комплекс живых организмов и условий среды конкретного участка земной поверхности, границы которого можно даже нанести на карту.


Свойства биогеоценоза как биосистемы :

Целостность

Саморегуляция процессов
2. Самостоятельное овладение материалом

2. Устно объясните термины: биоценоз , биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз

3. Определить компоненты биогеоценоза

4. Общее и отличие в понятиях биогеоценоз и экосистема

Ответы:

Процессы



  1. продуцирование биомассы;


Организация характеризуется:

Роль биогеоценозов – создание благоприятных условий для существования взаимодействующих видов и поддержание непрерывного биологического круговорота.

Домашнее задание.

1. Текст учебника

2. Дать характеристику биогеоценоза как особого уровня организации жизни (§ 16 )

3. Вопросы: стр.78, 81
Подготовиться к семинару (§18):

1 ряд – Трофические структура биогеоценоза, правило 10%

2 ряд – Пространственные связи в биогеоценозе

3 ряд – Экологическая ниша

Проверка Д/З
1) Письменная характеристика биогеоценоза как особого уровня организации жизни (§ 16 )
Структурные компоненты : биотоп, биоценоз

Процессы , характеризующие биогеоценоз:


  1. круговорот веществ и поток энергии (обеспечивают саморегуляцию и устойчивость биосистемы);

  2. продуцирование биомассы;

  3. распределение популяций в пространстве;

  4. регулирование численности видов (обеспечивает устойчивость биосистемы).
Организация характеризуется:

Сложностью структуры биогеоценоза (из-за разнообразия видов);

Устойчивостью связей между видами и со средой.

Роль биогеоценозов – создание благоприятных условий для существования взаимодействующих видов и поддержание непрерывного биологического круговорота.

2) Термины:

1. Биогеоценоз – совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий окружающей их среды на какой-то конкретной территории.

2. Биоценоз – комплекс живых организмов

3.Биотоп – комплекс условий внешней среды, созданных живыми организмами.

4. Фитоциноз – совокупность зеленых растений.

5. Зооценоз – комплекс различных животных.

6. Микробиоценоз – совокупность микроорганизмов

7. Экосистема

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Фадеева Людмила Афанасьевна

МБОУ СШ5, г. Кстово


Цель и задачи

Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Конспект урока Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна


Актуализация знаний

-Фронтальная беседа:

1) Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2) В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

  • Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

- Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

БИОТОП

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)


Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Биоценоз

Фитоценоз Микробиоценоз

Зооценоз


Изучение нового материала Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Результаты взаимодействия организмов сводятся к ……?

- обеспечение пищей;

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.


В результате сложности и переплетенности связей между видами

обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза,

контроль за ростом численности организмов.

Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.


Характеристика экосистемы

(учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию).

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.


Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.


На устойчивость экосистем влияют:

1) жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2) богатство видового состава;

3) взаимодействие видов;

4) средообразующие свойства видов;

5) антропогенное воздействие.


Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Домашнее задание

Изучить §17,

ответить на вопросы после параграфа

Тема урока: Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 10 класс

Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

3. Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись)

1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2. богатство видового состава;

3. взаимодействие видов;

4. средообразующие свойства видов;

5. антропогенное воздействие.

4. Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Цель: сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

  1. Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?
  2. В чем заключается положительная роль хищничества в природе?
  3. Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

  1. Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

  1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)
  2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов - организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

Наличие консументов - организмов- переработчиков органических веществ;

Наличие редуцентов - организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема - очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись) На устойчивость экосистем влияют:

  1. жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;
  2. богатство видового состава;
  3. взаимодействие видов;
  4. средообразующие свойства видов;
  5. антропогенное воздействие.
  1. Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

ТОЛЬКО ДО КОНЦА ЗИМЫ! СКИДКА 60% ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ДИПЛОМЫ ОТ СТОЛИЧНОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.
Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте

Урок №1.Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био - и экосистема.

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы должны знать биогеоценотические уровни организации живой материи; понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема» и «биосистема».

Номер учучебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен запомнить, что биогеоценоз особый уровень организации жизни и биогеоценоз составляет био - и экосистема; сформулировать вывод о биоценозе как био - и экосистема

Внимательно прочитай цель урока

Цель: определить понятие «биогеоценоз»

1.Что означает термин «биогеоценоз»?

2.Сфомулируйте определение, что такое биогеоценоз.

Работайте индивидуально с учебником.

Выпиши определение в тетрадь.

Цель: Ознакомиться особенностями биосистем биогенетического уровня, то есть с основными структурными элементами биогеоценоза.

1.Выясните основные структурные элементы биогеоценоза.

2.Определите основные функциональные группы биоценоза.

3.Определите основные процессы происходящие в биогеоценозе.

Работа в паре.

Работайте с учебником

Цель: Выяснить какое значение имеет биогеоценотический уровень.

1.Определите главную роль и стратегию биогенетического уровня.

Выпишите в тетрадь основные моменты.

Цель: Проверить знания о биогеоценозе.

1.Закончите фразу, выбрав нужную характеристику:

Основным процессом, организующим биогеоценоз, является…..

а) разнообразие популяции и видов;

б) изменение численности популяций;

в) круговорот веществ и поток энергии;

Работайте индивидуально. Оценивается в2 балла.

Цель: Выяснить и рассказать, кто такие и.

1.Ознакомьтесь по учебнику и расскажите об учёном –ботанике и экологе и его заслуге в биологии.

2. Как объясняет об экосистеме Артур Джордж Тенсли-Английский ботаник.

Выполняет 1-ый вариант.

Выполняет 2-ой вариант.

Домашнее задание



Средства обучения: таблицы «Плоские и круглые черви», влажные препараты, диск «Открытая биология».

Ход урока.

1.Мозговой штурм по вопросам учителя:

1)к какому классу относится печёночный сосальщик?

2)какова форма тела?

4)что такое кутикула?

5)Окончательный хозяин?

6)промежуточный хозяин?

7)цикл развития печёночного сосальщика?

8)цикл развития свиного цепня? Цикл развития аскариды?

9)назовите пути заражения человека аскаридами?

10)меры профилактики?

3.Выбери правильные утверждения.

4.Найди ошибки в рассказе!

физкультминутка

5.Игра «Горячий стул»: Слова на доске: аскарида, финны, малый прудовик.

6.Заполните таблицу.

7.Слово экспертной комиссии.

8.Подведение итогов урока.

Для физкультминутки: выбрать правильные и неправильные ответы (вставать и сесть)

2.Острица______________________,человеческая аскарида_______________________

печёночный сосальщик ______________, свиной цепень_____________________

Меры борьбы: 1-не есть сырое, плохо прожаренное мясо; 2.-не пить сырую некипяченую воду; 3- не есть немытые овощи и фрукты; 4- не есть щавель, дикий лук, не жевать траву с лугов;

5- держать скот в сарае; 6- систематически мыть руки перед едой, 7-защищать продукты питания от мух, тараканов; 8- не грызть ногти.

1- наличие органов чувств; 2- способность к бескислородному дыханию;3- длинное тело;

4-наличие пищеварительной системы;5-развитие со сменой нескольких хозяев; 6- плотная кутикула; 7- раздельнополость; 8-огромная плодовитость; 9- сегментация тела.

Выбери правильные утверждения: 1)Аскарида откладывает около 200 тыс. яиц в год.

2) Аскариды и острицы отравляют организм человека.

3)Промежуточный хозяин печёночного сосальщика – свинья.

4) Финны находятся в мышцах.

5)Развитие печёночного сосальщика сложное.

6)Малый прудовик окончательный хозяин свиного цепня.

7)Печёночный сосальщик на головке имеет четыре присоски.

8)Свиньи заражаются цепнем, поедая нечистоты.

Признаки

Печёночный сосальщик

Свиной цепень

Человеческая аскарида

«Организмы в экосистеме» - Органическое вещество. Тепловые отходы. Надвидовой уровень организации биосистем. Биогеоценоз. Энергия Солнца. Тепловая энергия. Энергия СОЛНЦА. Структура экосистемы. Характеристика Экосистемы. Приток энергии в экосистему. Ответы к кроссворду. Продуценты Консументы Редуценты. Экосистемы Земли. Биогеоценоз дубравы.

«Экосистема и биогеоценоз» - Пространственно-временные границы экосистем могут выделяться достаточно произвольно. Экосистемы могут быть естественными и искусственными. Гетеротрофные организмы получают энергию при поглощении органических веществ и называются потребителями, или консументами. Организмы, которые специализируются на добывании строго определенной пищи, называются монофаги.

«Агроценоз» - Вид – доминант – вид, преобладающий в экосистеме по численности и влиянию. Искусственные (агроценозы). Растения. Выберите ОДИН правильный ответ. Антропогенные факторы. Продуценты. Смена агроценоза на природную экосистему. Задание 1. Выберите ОДИН правильный ответ. Перепел. Пути повышения продуктивности агроценоза:

«Экосистема поле» - Короткие цепи питания из-за небольшого числа видов растений и животных; Поэтому экосистема поля не может существовать без участия человека. Преобладание организмов одного или нескольких видов (пшеница в поле); Вспахивает землю, заменяя червей и других «мусорщиков»; вносит удобрения и восполняет нехватку минеральных веществ.

«Сообщество экосистема биогеоценоз» - Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Глава ХV. Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии. Консументы 1-го порядка? Среда обитания. На дом: § 66. Для существования любого биогеоценоза необходима энергия. Источники энергии для существования биогеоценоза?

«Структура экосистем» - I. Экосистема, биогеоценоз, определение, свойства. А. Тенсли. Структура экосистемы. Экосистема - основное понятие экологии. Растения. Животные. Создал в 1964 г. учение о лесной биогеоценологии. Вещество, энергия, информация. Структура экосистем. Сукачев Владимир Николаевич. Биоценоз. Тема:«Структура экосистем» План.

Всего в теме 9 презентаций



Новое на сайте

>

Самое популярное