Домой Отделочные материалы Киевская русь презентация по истории. Презентация "киевская русь"

Киевская русь презентация по истории. Презентация "киевская русь"

Проектная работа Киевская Русь выполнил Беляев Виктор ученик 11 класса.

Киевская Русь или Древнерусское государство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства.

Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945 . В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда

Святослав Игоревич Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: Саркел, Семендер и столицу Итиль. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках. Глава государства носил титул великого князя, князя русского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь.

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство.

Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Происхождение слова «Русь» Учёные спорят и о том, каково происхождение названия «Русь»:

  • Одни полагают, что оно является производным от названия реки Рось (приток Днепра южнее Киева) и дано древними славянами-земледельцами.
  • Но большинство лингвистов доказывают, что слово «Русь» - не славянское, а скорее пришло с севера и образовано от названия южного берега Швеции - «Руслаген».
Древний Киев Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Государство возникает как сила, способная сохранить порядок и погасить внутренние, социальные конфликты. Да и сам летописец отметил, что варягов призвали на княжение, - значит, эта форма власти уже была известна. Варяги, по летописи, осели в уже существующих городах. Само их существование - показатель высокого развития восточнославянского общества. Именно города выступают основой формирования нового, государственного деления славян взамен древнего, племенного. Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой - торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались Новгород и Киев - два важнейших восточнославянских центра, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882-912 гг.), прозванный Вещим. Княжение Олега (879-912гг)
  • во-первых, освобождение от власти Хазарского каганата и подчинение Киеву еще непокоренных восточнославянских племен;
  • во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов;
  • в-третьих, обеспечение выгоных условий для Руси в торговле с Византией.
  • Для обороны от кочевников Олег "нача городы ставити". Племена северо-запада Руси (словене, кривичи, меря) продолжали подчиняться ему и платили дань, причём новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна - слиток серебра весом около 200 г) «мира для». Северяне и радимичи (восточнославянские союзы племён) по-прежнему платили дань хазарам. Но Олег потребовал от них: «Не дайте хазарам, а мне дайте». Таким образом начала формироваться государственная территория «империи Рюриковичей». Согласно «Повести временных лет», Олегу подчинялись поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене ильменские и некоторые финно-угорские племена. Вероятно, в какую-то зависимость от Киева попали дреговичи, западные кривичи и, возможно, уличи и тиверцы.
К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира - Византийскую империю. В 907 г. он совершил успешный поход на её столицу - Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград.

Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружины.

907,911г.г.- походы Олега на Царьград. Договоры Руси с греками. Императоры Византийской империи Лев VI и его брат и соправитель Александр:

  • Выплатили баснословную сумму контрибуции - по 12 гривен на уключину (весло лодьи, за которым сидело по нескольку человек). Всего в русской флотилии насчитывалось две тысячи кораблей по сорок воинов в каждом.
  • Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам - Киеву, Чернигову, Переяславлю и др.
  • Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание.
  • Купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями - привилегия, которую имели только жители Константинополя.
  • Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. 911г.- первый письменный договор (13 статей).
Игорь Старый (912-945г.г.) Покоряет уличей, тиверцев,древлян; 941-944г.г. – русско- византийская война (договор 944г.)
  • Денежная дань
  • Военная контрибуция
  • Отмена беспошлинной торговли
  • Право Руси владеть территориями в устье Днепра, на Таманском п-ве
  • Подтвержден военный союз против Хазарии (русские отряды должны приходить на помощь Византиии)
  • Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.
Использование славянами «греческого огня» Сбор князем Игорем «полюдья» Казнь князя Игоря Ольга(945-957г.г.) «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь - Святою, История - Мудрою», - пишет Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского». Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях? О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что родом она из Пскова. В древнейшей русской летописи - «Повести временных лет» - под 903 г. записано: «...И привели ему (Игорю. - Прим. ред .) жену из Пскова именем Ольгу». Некоторые авторы утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Скорее всего она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом говорит и её варяжское имя - Ольга (Хельга). Но как бы то ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами, ей принадлежали Вышгород под Киевом, сёла Будутино, Ольжичи и другие владения. Не исключено, что она имела собственные вооружённые отряды. Встреча князя Игоря и Ольги Ольга Мудрая Ольга Святая Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
  • В договоре князя Игоря с византийцами (944 г.) упомянут особый посол княгини Ольги, который занимает третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах.По-видимому, именно Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа.
  • Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря, убитого в 945 г. древлянами во время сбора «полюдья»
  • «Полюдье» – сбор князем дани.
  • Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, по свидетельству летописи, был ещё слишком мал. На плечи княгини легла вся тяжесть управления.
Древнерусское государство в IX-XI в.в. Строительство княжества После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти:
  • Как пишет летописец, «отправилась Ольга к Новгороду и установила на Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани (иными словами, точных размеров платежей в пользу великих князей киевских)
  • Ловища (охотничьи угодья) её сохранились по всей земле.
  • «погосты», становились небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения.
  • ВЫВОД: Благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства.
Крещение Ольги в середине 50-х гг. X столетия Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа». Её крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Историки до сих пор спорят, когда и где именно - в Киеве или Константинополе - крестилась Ольга? Крещение княгини Ольги в Константинополе. Крещение Ольги в середине 50-х гг. X столетия
  • Согласно летописи, в середине 50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала » (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.
Путешествие Святой Ольги. Роспись свода Царицыной палаты в Кремле. Крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане . На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол.

Значение крещения княгини Ольги

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина). Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже ее сын Святослав "не думал и не прислушивался к этому... продолжая жить по языческим обычаям". Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в 969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду. Князь-воин 957-972г.г. «...Легко ходил в походах, как пардус (т. е. гепард.), и много воевал, - писал о нём летописец. - В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах... И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"».

Сохранилось также описание облика Святослава, сделанное византийским историком. По его словам, князь был среднего роста, довольно строен, видом мрачен. У него были широкая грудь и толстая шея, голубые глаза, густые брови, плоский нос, длинные висячие усы.

Походы Святослава То, что известно нам о Святославе, доказывает, что он не был обделён ни честолюбием, ни мужеством, ни отвагой, однако летопись молчит о нём до 964 г. В 964 г. - если верить летописи - Святославу исполнилось 22 года, и он повёл войско на восток. 1. Разгром Хазарского каганата появление Тьмутараканского княжества 2. Поход на Дунай 3. Поход наВизантию На Дунай прибыли гонцы от киевлян, которые сказали Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе твоей отчизны, старой матери, детей своих?» Во главе конницы Святослав поспешил к Киеву, оставив часть войск в Переяславце. Пока он воевал с печенегами, болгары восстали и выбили русских из города. Однако князь смириться с этим не пожелал. После победы над печенегами он заявил: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки (драгоценные ткани. - Прим. ред.), вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы» . Только просьбы умирающей Ольги задержали его в Киеве. После смерти матери Святослав посадил в Киеве своего старшего сына Ярополка, а второго сына Олега - в Древлянской земле. Тогда же и Новгород попросил себе князя. Святослав отправил туда Владимира, сына Малуши, ключницы Ольги. «Сын рабыни», как звали Владимира в Киеве, впоследствии стал великим князем киевским, Владимиром Святым, хотя сам Святослав вряд ли считал его своим наследником. Переговоры князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием. Гибель Святослава 972г. Поредевшему войску Святослава предстояла опасная дорога через степи, где кочевали печенеги. Византийцы позволили русским беспрепятственно уйти из Доростола, даже дали хлеба на дорогу. Во время переговоров с Цимисхием Святослав просил его обеспечить безопасный проход через земли кочевников, и император обещал это сделать. Цимисхий был не прочь расправиться с ним руками печенегов. На уговоры византийских послов беспрепятственно пропустить войско Святослава печенеги ответили отказом. Дорога на Киев оказалась закрытой, и воинам князя пришлось зимовать на берегу моря в устье Днепра. Видимо, Святослав и не спешил в Киев, скорее всего он ожидал подкрепления, рассчитывая вернуться на Дунай. Но не дождавшись его, двинулся на север. Часть воинов во главе с воеводой Свенельдом отправилась домой кружным путём и благополучно добралась до Киева, Святослав со своей дружиной поднялся вверх по Днепру. Здесь, у днепровских порогов, и подстерегли его печенеги. Гибель Святослава 972г. И князь, и вся дружина погибли в бою. Из черепа Святослава печенежский князь Куря повелел сделать чашу для пиров. Такие же чаши были сделаны и из черепов дружинников Святослава. Большая часть земель, завоёванных Святославом, была потеряна для Руси. Договор, заключённый с Византией, ничего не прибавил к тому, чего уже добились Олег Вещий и Игорь Старый; напротив, Святослав обещал Византии оказывать ей в случае необходимости военную помощь. Сыновья Святослава, посаженные им в разных частях Русской земли, после гибели отца сразу же перессорились между собой. Сначала в сражении с Ярополком погиб Олег, потом по приказу Владимира был убит Ярополк... Трудно не согласиться с Карамзиным, который сказал, что Святослав, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризны историка. И всё же память народная хранит слова князя: гордое «иду на вы» и мужественное «мёртвые сраму не имут», а самого Святослава чтут как отважного и удачливого воителя, мечом своим умножавшего Русскую землю. Памятник князю Святославу в Киеве Русь после гибели Святослава

  • первая княжеская междоусобица на Руси ознаменовалась братоубийством (972-980г.г.).

(Ярополк)

Победа Новгорода

Новгород

(Владимир)

Жертвоприношение Перуну во времена князя Владимира Святославича. Правление Владимира Красное солнышко(980-1015гг)
  • В 981 г. киевская дружина во главе с князем идёт походом на Волынь и изгоняет поляков из захваченных ими Червенских городов - Перемышля, Червена и др).
  • В 981-982 гг. Владимир дважды выступает в поход против вятичей на Оку;
  • 983г.следующий год ознаменован победой над ятвягами, вынужденными прекратить свои набеги на русские земли и стать данниками Руси.
  • В 984 г. воевода Владимира усмиряет мятежных радимичей,

Все первые годы своего правления Владимир Святославич проводит в военных походах, возвращая Руси всё утраченное за время междоусобиц, укрепляя её рубежи:

Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Он покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместниками своих сыновей. Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли - всё это определял великий князь киевский, князь всея Руси:

  • Новгород – Вышеслав, Ярослав
  • Ростов – Борис
  • Муром – Глеб
  • Древляне – Святослав
  • Владимир – Всеволод
  • Таманский п-ов – Мстислав
  • Туров – Святополк (усыновлен)
Крещение Руси 988г. Причины принятия христианства:
  • Потребность дальнейшего развития русского государства и общества, необходимость идеологического средства консолидации господствовавшего класса и распространения его власти на все общество;
  • Укрепление единовластия;
  • Цементировало семью – ячейку общества;
  • Развитие культуры, приобщение к культуре античного мира; вызревание на Руси новых социальных отношений
Крещение киевлян Последствия принятия христианства
  • Христианство цементировало семью, вводило новую мораль с гуманным отношением к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще;
  • Правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти- христианскую религию, а также организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывающегося феодального строя (княжеская власть от бога);
  • Идеологически закреплялось единство древнерусского государства; ускорение славянизации неславянских элементов в русском обществе; стабилизация системы иерархических общественных ценностей;
Последствия принятия христианства
  • Русь получила письменность и возможность приобщения к культуре Византии, наследницы античной цивилизации;
  • Расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов;
  • Но не всегда гладко складывались отношения Владимира с сыновьями. Старший сын Ярослав, княживший в Новгороде (а ещё ранее - в Ростовской земле, на Верхней Волге, где он основал город, носящий его имя - Ярославль), отказался платить дань Киеву, сочтя её чрезмерной. Владимир прогневался на непокорного сына и собрался походом на Новгород. Но не суждено было отцу с сыном встретиться в бою: 15 июля 1015 г. Владимир скончался. «Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нему - бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем» - гласит русская летопись.
Вторая междоусобица на Руси (1015-1024гг) После смерти Владимира вновь вспыхнула на Руси братоубийственная междоусобица. Сын Владимира Святополк попытался силой устранить своих братьев и захватить великокняжескую власть. В борьбе за княжеский престол он не останавливался ни перед чем. Приняли мученическую кончину сыновья Владимира Борис и Глеб, впоследствии признанные церковью первыми русскими святыми. Их брат Святослав пытался бегством спастись от людей Святополка, но был настигнут ими и убит близ Карпатских гор. Потрясённый жестокостью Святополка, народ дал ему прозвание Окаянный (т. е. братоубийца - тот, кто уподобился библейскому Каину, убившему брата своего Авеля). Святополк же опирался на помощь поляков и исконных врагов Руси - печенегов. Наконец в 1019 г. разгромленный в битве на реке Альте, Святополк бежал за пределы Руси, но был настигнут варягом Эймундом, который доставил отсечённую голову князя-братоубийцы Ярославу.

Четыре года вёл нелёгкую войну со Святополком Ярослав (новгородский князь) Помогали ему новгородцы и варяжские воины из Швеции, откуда была родом королевна Ингигерда, жена Ярослава.

1024г.- столкновение между Ярославом и Мстиславом князем Тьмутараканским. 1026г. - русское княжество разделено на две части

Мстислав

(левобережье Днепра, Чернигов)

(правобережье Днепра, Киев, Новгород)

Ярослав правил 35 лет (1019-1054 гг.) Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом.

  • В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды (память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм, получивший имя собора Святой Софии). Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору Святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии. На фресках (красочных настенных росписях по сырой штукатурке) константинопольской Софии есть изображение семьи императора Юстиниана - величайшего из константинопольских государей, в киевской же Софии до наших дней сохранился фресковый портрет семьи Ярослава. Вслед за Киевом Софийские соборы появились в Полоцке и Новгороде. Для новгородцев Святая София стала главной святыней их вольнолюбивого города.

Храм Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Стамбуле(Константинополе)

Храм Святой Софии в Великом Новгороде)

Киев времён Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Парадный въезд в город украшали великолепные Золотые ворота. В самом Киеве, по свидетельству немецкого хрониста начала XI в. Дитмара из Мерзебурга, имелось 400 церквей, 8 рынков и пребывало несметное множество народа. Немецкий автор второй половины XI в. Адам Бременский называл Киев соперником Константинополя - крупнейшего города христианской Европы. Чтобы подчеркнуть могущество Руси, её равенство с Византией, Ярослав сам, без согласования с константинопольским патриархом, назначил для Руси главу церкви - митрополита . Им стал русский церковный деятель Илларион Берестов , тогда как прежде митрополиты присылались из Византии.

«Золотые ворота» в Киеве

Дмитриевский монастырь XI век

Андреевский монастырь XIвек

В правление Ярослава выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Ещё Владимир основал в Киеве училище, которое должно было готовить для Русской земли образованных священнослужителей. Теперь же его преемник создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 г. первая летопись появляется и в Новгороде. Перу сподвижника великого князя, митрополита Иллариона, принадлежит «Слово о законе и Благодати» - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли. Успехи просвещения на Руси во многом стали возможны благодаря личным достоинствам её правителя. Ярослав был твёрдым христианином, сторонником «книжного почитания». Сам он много читал, и нередко ночь заставала его за книгой. Собрав в Киеве писцов и переводчиков с греческого, он поручил им перевод книг, привезённых на Русь из Византии. Это были богословские и исторические сочинения византийских и античных авторов. Так Русь приобщалась к великой культуре античного мира и Византии. Династические браки При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. В те времена престиж державы во многом определялся династическими связями. С правящим в Киеве родом Рюриковичей мечтали породниться могущественнейшие монархи христианского мира. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Любопытно, что во время коронации во Франции Анна Ярославна пожелала давать королевскую присягу не на латинской, а на привезённой из Киева славянской Библии. Библия эта так и осталась в Реймском соборе, где до 1825 г. включительно короновались французские монархи; и, как это ни поразительно, последующие поколения французских королей присягали на Библии, прибывшей во Францию из Руси.

Жена Ярослава Мудрого - с 1019 Ингегерда (в крещении - Ирина , в иночестве Анна ), дочь короля Швеции Олафа Шётконунга . Их дети разъехались по всей Европе:

Владимир (1020 -1052 ) - князь новгородский .

Изяслав (1025 -1078 ) - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде .

Святослав (1027 -1076 ) - князь черниговский , предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде , дочери графа Леопольда .

Всеволод (1030 -1093 ) - женился на греческой царевне (предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха ), от брака с которой родился князь Владимир Мономах .

Вячеслав (1033 -1057 ) - князь смоленский

Игорь (1036 -1060 ) - женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.

Елизавета стала женой норвежского короля Харальда Сурового .

Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I , сына Владислава Плешивого .

Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I . Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник

«Русская правда» «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала:

  • судопроизводство;
  • определяла наказания за те или иные проступки или преступления;
  • из неё можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени.

Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, т.е. свободных граждан ; устанавливала положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право, ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников, разбирала споры между свободными людьми уравнивала в правах новгородских и киевских "мужей" и другое.

Согласно "Русской правде", закупы и рядовичи находились в экономической зависимости и не могли уйти от владельца по своей воле. Их жизнь оценивалась в 5 гривен (так же как и лично зависимого холопа ). Князь становится не только олицетворением силы, нор и справедливости. В то же время, князь не является источником права, он лишь его носитель, выразитель тех правовых норм, которые были созданы традиционным укладом в славянской и варяжской среде. Имеется три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная.

«Русская правда»

  • Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошёл в русскую историю под именем Мудрого, было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда», или же «Правда Ярослава». Позднее преемники Ярослава дополняли его новыми статьями.

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/2966/2527.jpg

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. Ограничена была кровная месть, распространённая в обществе тех столетий. По меткой оценке Н.М. Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. Управление государством при Ярославе Мудром. Категории земельной собственности:

  • Общинная- совместная собственность всей общины
  • Княжеская- личная собственность князя и его семьи
  • Вотчина- наследственное земельное держание, пожалованное князем за службу
Формы зависимости крестьян
  • Смерд - человек, выполняющий какие- либо обязанности в пользу князя
  • Закуп- разорившийся общинник, взявший ссуду, проценты с которой отрабатывает на поле человека, ссудившего его деньгами
  • Рядович - человек, заключивший договор о выполнении определённых обязанностей в пользу господина
  • Холоп - человек, попавший в полную зависимость от господина, раб.
Предчувствуя близость кончины и желая предотвратить возможную борьбу за власть между своими сыновьями, старый князь ещё при жизни постарался распорядиться державным наследием.
  • Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода.
  • Святослав Ярославич получил в княжение Чернигов,
  • Всеволод - Переяславль,
  • Игорь - Владимир-Волынский,
  • Вячеслав - Смоленск.
  • В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич.
  • По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 г., прожив более 70 лет, великий князь Руси Ярослав Мудрый скончался.

Великий князь Ярослав Мудрый

«Киевская Русь» презентации к урокам истории, 10 класс

Понятийный аппарат: аристократия (боярство), крещение Руси, лествичная система, монархия, раннефеодальное государство, Русская Правда, феодализм, феодальная рента (натуральная, отработочная, денежная).

План уроков. 1. Характеристика Древнерусского государства. 2. Деятельность древнерусских князей. 3. Социальные отношения. 4. Киевская Русь и ее соседи.

Выполнить задание 5 к § 1. «Происхождение и ранняя история восточных славян» (с позиции профессионального историка, археолога, лингвиста)

11/22/16 К началу IX века в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а потом- межплеменные группировки 2 центра объединения Среднее Поднепровье Северо-западный район Киев Новгород Наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли Там и складывалась начальная восточнославянская государственность

11/22/16 1. Государство Русь на Днепре В IX веке – усиливается княжеская власть у восточных славян Нанесен удар хазарам, поляне освободились от выплаты им дани Нападение на крымские владения Византии Памятник византийской литературы «Житие святого Стефана Сурожского» описывает взятие Сурожа (Судака) в конце VIII или начале IX века русами Великая русская рать под началом князя Бравлина внезапно обрушилась на крымское побережье. Русы захватили византийские владения от Херсонеса до Керчи и «с многою силою» подошли к Сурожу. После десятидневных ожесточенных сражений Бравлин с войском, «силою изломав железнаа врата» , ворвался в город

11/22/16 1. Государство Русь на Днепре 838 -39 г. – посольство росов в Царьград (Константинополь) и во Франкскую империю 860 г. – первый поход руссов на Царьград На закате 18 июня 860 г. около 200 русских судов причалили к берегам Босфора Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей Во главе руссов – князья Аскольд и Дир Поход Аскольда и Дира на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи

11/22/16 1. Государство Русь на Днепре Киевские рати идут и на Север, чтобы подчинить Киеву всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю Славянский Юг начинает активное наступление на славянский Север После похода на Константинополь в 860 году киевский князь Аскольд принял христианство Он принял христианское имя Николай

11/22/16 2. Варяги Вар гияя — поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наёмные воины или торговцы в Древнерусском государстве в IX-XII вв. Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь (« призвание варягов »)

11/22/16 2. Варяги 862 г. – новгородцы призывают варягов – Рюрика, Синеуса и Трувора на княжение в Новгород Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839 «Повесть временных лет» «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „ Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» “. Рюрик – Новгород Синеус – Белоозеро Трувор — Изборск «И от тех варягов прозвалась Русская земля»

11/22/16 2. Варяги Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. Призвание варягов. В. М. Васнецов В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега

11/22/16 3. Дискуссии о происхождении Древнерусского государства Дискуссионным остается вопрос о роли варягов в складывании Древнерусского государства

11/22/16 5. Создание единого государства Русь 882 г. – князь Олег (879 -912) собрал большое войско и предпринял поход на юг (Смоленск, Любеч, Киев) Основную часть его дружины составляли варяги Подойдя к Киеву, где князьями были Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ» Предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег убил Аскольда и Дира Убийство Аскольда и Дира

11/22/16 6. Русь в начале X века «Повесть временных лет» сообщает, что в 912 году князь Олег погиб от укуса змеи

11/22/16 Княжение Игоря Будучи в преклонном возрасте Олег передал княжескую власть Игорю в 912 г. В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу Отправившись в поход на в 907 г. Византию, Олег оставил Игоря наместником в Киеве На первых порах Игорю пришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать (914 г.) отношения с печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях Древлян, которые не спешили с уплатой дани, и Игорь вынужден был выбивать ее силой.

11/22/16 Полюдье и гибель Игоря Пол дьеюя — собой круговой объезд князем — в сопровождении дружины и слуг — своих владений для сбора дани Объезд людей производился в ноябре-апреле Полюдье давало князю и дань товарами, шедшими на экспорт, — пушниной, воском и др. Размер дани первоначально не был фиксированным В 945 году, когда полюдье возглавлял сам великий князь Игорь Рюрикович, поводом для восстания древлян и его убийства стало не взимание дани самой по себе, а попытка сбора дополнительной дани

11/22/16 2. Полюдье и гибель Игоря Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями «Поразмыслив, сказал своей дружине: « Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства » . Князь Игорь собирает дань с древлян

11/22/16 3. Правление княгини Ольги Княг ня льгаия Оя, в крещении Ел наея († 11 июля 969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 962 года Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян 1 -я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй

11/22/16 3. Правление княгини Ольги 2 -я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней

11/22/16 Правление княгини Ольги 3 -я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян 4 -я месть: После безуспешной осады Искоростеня в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились После расправы с древлянами Ольга стала править Древней Русью до совершеннолетия Святослава

11/22/16 3. Правление княгини Ольги Покорив древлян, Ольга в 947 г. отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему « погостов » — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. В 945 г. Ольга установила размеры «полюдья» -податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы»

11/22/16 4. Крещение княгини Ольги В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь к императору Константину Багрянородному Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной

Задания самостоятельной работы 1. На основании текста учебника Древняя Русь характеризуется как раннефеодальное государство (разделы «Земля и воля» , «Геометрия власти»). Определите основные задачи государства (задание 4 к § 2- 3) и выполните познавательные задания.

Задание 3. Характеристика социальных отношений на основании Русской Правды (раздел параграфа «Разбитое зеркало»). Следующие задания. 1. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Древнерусские термины Объяснения терминов 1)Мир, вервь 2)Закуп 3)Люди 4)Вира 5)Муж 6)Смерд 7)Рядович 8)Вотчина 9)Холоп, челядин (мн. число- челядь) 10)Гость A)Земли, которые получали приближенные князя на правах наследственной собственности Б)Община B)Свободный человек мужского пола Г)Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб Д)Человек, ставший должником, зависящим от заимодателя Е)Купец Ж)Свободное население Киевской Руси З)Свободный крестьянин И)Человек, заключивший договор (ряд) о выполнении обязанностей в пользу господина К)Штраф в пользу князя

2. На основании отрывков из статей Русской Правды Ярославичей подтвердите или опровергните высказывание: «Русская Правда свидетельствует о развитии неравенства в древнерусском обществе» . Если кто убьет княжеского мужа. . . то виру за него платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый: в случае убийства людина платит виру князю 40 гривен. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен. За ремесленника или за ремесленницу платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских. А за холопа 5 гривен. За украденного княжеского коня платить 3 гривны, за коней других людей платить по 2 гривны.

Древняя Индия. Понятие Кармы и Дхармы. Индуизм. Шива. Вишну. Буддизм. Религии древней Индии. Пуруша. Мифы о сотворении мира. Традиции древней Индии. Духовное преображение. Правильная речь. Миссия древней Индии. Изображение асуров. Освобождение от страдания. Будда. Химия. Брахма. Научные открытия. Религиозная толерантность. Разделение мира. Благоговение перед живым. Проповедь Будды. Причины страданий.

«Русская культура второй половины 19 века» - "Вечер на Волге", "Золотая осень", "Март". Классицизм. Основоположник русской драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"). Н.М. Карамзин. ("Борис Годунов"). Рахманинов. Географ. 2. Просвещение. Драматургия. Мусоргский. Возрастает число библиотек. "Бедная Лиза " "Деревня " "История государства Российского". 3.Назовите автора картин. Куинджи ("Украинская ночь", "Ночь на Днепре").

«Культура Руси 10-15 века» - Певческое искусство. Религия. Культура и быт 10-15 век. Письменность. Политические трудности. Свидетельство о развитии грамотности. Храм Святой Софии. Свидетельство византийского дипломата. Летописи. Архитектура. Годы правления Андрея Боголюбского. Как зарождалась культура Руси. Монах Нестор. Свидетельство о существовании славянской письменности. Открытость и синтетичность. Быт народа. Развитие русской культуры.

«Смутное время в России 17 века» - Альтернативы развития России в начале XVII века. Историческое содержание понятия Смута. Польская интервенция. Борис Годунов 1598 – 1605 гг. Изменило бы ход развития страны приглашение польского королевича Владислава. Василий Шуйский 1606 – 1610 гг. Смутное время – время упущенных возможностей. Можно ли восстание Ивана Болотникова отнести к альтернативам. Вопросы для семинара. Лжедмитрий I 1605 – 1606 гг.

Агрессия немецких рыцарей. Всего же более убогих не забывайте. Произведение было создано в XII в. Процесс формирования. В основу «Слова...» лёг поход новгород-северского князя. Из работы Н.М. Карамзина. Год битвы-1380г. Название периода. Невская битва и Ледовое побоище. Из «Жития Александра Невского». Тверские князья имели «право старшинства». Русь удельная. Куликовская битва. Право старшинства. Русские земли и княжества в XII - середине XV вв..

«Бородино 1812» - Французский артиллерист. 16-19августа: Смоленское сражение. 7 сентября: Бородинская битва. 7 сентября 1812. ГЕНЕРАЛ МИХАИЛ КУТУЗОВ. 19 октября: Французские войска оставляют Москву. 25-28 ноября: Сражение на реке Березине. Вестфальские войска. БОРОДИНО ХРОНОЛОГИЯ Июнь-декабрь 1812. Бриджи – желто-бежевые, заправлялись в высокие сапоги для верховой езды. Черная каска обтягивалась дубленой кожей и украшалась позолоченной арматурой.

1 слайд

2 слайд

Цель урока: Закрепить понятие государства Рассмотреть теории возникновения государства у славян Выяснить причины и предпосылки возникновения государства Подумать: согласны ли вы с норманской теорией происхождения государства? Понятия: полюдье, князь, бояре, воевода.

3 слайд

Понятие государства (попытайтесь дать понятие, используя ваши знания) Государство - это Территория, имеющая границы Охрана границ Регулятор отношений между людьми Единая система управления Единые законы (обычаи) функции

4 слайд

5 слайд

Город – центр торговли, ремесла, племенной центр, крепость (частокол, детинец) Охрана купеческих караванов Поддержание порядка в городе

6 слайд

Племенные (торговые) центры Киев – поляне Чернигов – северяне Смоленск, Полоцк– кривичи Любеч – родимичи Новгород- словене ильменские

7 слайд

Варяги (норманны – северные люди) В славянских землях Роутси (русы, росы) - название варягов финнами и славянами

8 слайд

Роль варягов в славянских землях Дань: чудь, меря, ильменские словене кривичи Торговля Торговые места (оседали) Наемные воины (варяги), жалованье Властители (князья), собирающие дань Возглавляли ополчения, Учили военному искусству Судьи в межплеменных спорах

9 слайд

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Ладоге (Новгород – построил) а другой, Синеус – на Бело-озере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля. РЮРИК (?- ум. 879)- варяг, новгородский князь (862-879) и родоначальник княжеской династии Рюриковичей в Русском государстве. Летописный основатель государственности Руси. Варяжский князь Рюрик (северо-западные земли)

10 слайд

«…И было у Рюрика два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде». Варяжские князья Аскольд и Дир (южные земли)

11 слайд

Образование государственных центров Новгород Киев Рюрик – строительство Новгорода Аскольд (принял титул хакана) : правитель Киева освободил от хазарской зависимости борьба с древлянами, печенегами, булгарами

12 слайд

Образование Древнерусского государства Киевская Русь- 882 г. Поход Олега на юг: подчинение кривичей Убийство Аскольда и Дира Киев – «матерь городов русских» (столица земель) – Почему? Разгром древлян Разгром хазар

13 слайд

882 году Олег предпринял удачные походы на Смоленск и Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и Дир. Олег заманил их к своим ладьям и, объявив им: «вы неста князе ни роду княже, но азъ єсмь роду княже», - и, предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря («Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика») и приказал убить Аскольда и Дира. Киев показался Олегу удобным своим расположением, и он перебрался туда с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем самым он объединил два основных центра восточных славян (северный и южный). По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси). Обратимся к источнику

14 слайд

Организация управления Русью полюдье Киевский великий князь (глава государства) Дружина Советники князя, соратники дань ополчение воевода города Вече народное собрание Тысяцкий начальник ополчения дружина Местные князья Выборные старейшины

15 слайд

Подумай. Какая теория происхождения государства кажется тебе более правильной? Норманнская Центристская Славянская Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира Варяги приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Но! Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.

16 слайд

Подведем итоги Образование государства Киевская Русь - закономерный результат разложения родоплеменных отношений Ускорено внешней угрозой Сохраняет элементы родоплеменного управления (племенные князья, старейшины)

17 слайд

Проверим себя Вопрос №1 Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается …………………... теорией. Вопрос №2 Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани. Называется? .... Вопрос№3 Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира. Утверждается ………………..........теорией Вопрос №4 Во главе дружины стоял военачальник…………………. Вопрос №5 Как называется орган городского самоуправления…….. Вопрос №6 Кто руководил общерусским ополчением? Вопрос № 7 Кто являлся советниками князя…. Центристской полюдье Норманской князь вече воевода дружина

18 слайд

Вахабова Ольга Владимировна Учитель истории, обществознания, 1 кв.категории Казенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа



Новое на сайте

>

Самое популярное