На вопросы отвечает Патриарх
«Недавно я захотела девочку причастить. Когда о наших планах узнала бабушка, она стала возражать при ребенке и сказала, что при причастии можно заразиться и умереть. При этом она приводила примеры из истории, когда во время эпидемий после причастия умирали тысячи людей. Теперь Наташа боится ходить со мной в церковь. Помогите нам разрешить противоречие, возникшее в нашей семье».
Можно ли заразиться инфекционными болезнями через причащение? Когда мы причащаемся, то с верой принимаем под видом хлеба и вина подлинное Тело и Кровь Господню. И нам даруется великая благодать Божия, Божественная энергия. Бог есть источник жизни и источник всякого здоровья. Поэтому, причащаясь, вкушая Тело и Кровь Спасителя, обретая Его энергию, мы не можем ничем заболеть. Но это, конечно, вопрос веры. Нужно верить, и Бог по вере дает человеку.
Ну а что касается якобы многочисленных примеров того, как люди заболели в результате причастия, у меня иная информация: нет таких примеров в истории. Помню, когда я еще был семинаристом, хорошо запомнил ответ на аналогичный вопрос, заданный нами профессору, известному литургисту Николаю Дмитриевичу Успенскому на лекциях по литургике.
Отвечая на такой вопрос, профессор Успенский рассказал нам историю, связанную с жизнью его отца, который был священником в Новгородской области. Служил он в простом деревенском храме. Было это еще задолго до революции. Батюшка причащал каждое воскресение многих и многих своих прихожан. И среди прихожан был один, который болел неизлечимой инфекционной болезнью. Мало кто из сельчан знал, что среди них тяжело больной человек. Но тот знал и всегда подходил к Чаше последним. Чтобы, во-первых, не смутить кого-то, если кто-то узнает о его болезни, а с другой стороны, чтобы и у самого на душе было спокойно. Он причащался последним. А Святые Дары из Чаши затем потреблял служащий священник, отец профессора Успенского, который знал, что последним причастился тяжелобольной инфекционный человек. И никогда ничем этот священник не заболел.
Вспоминаю я и другой пример, связанный с относительно недавним прошлым. В 70-е годы, как известно, в Советском Союзе вспыхнула эпидемия холеры. Атеистические власти решили воспользоваться этим обстоятельством и принудить священноначалие прекратить совершение литургий, прекратить причащение людей. Церковь, конечно, не пошла на эти ухищрения атеистической власти. Литургия совершалась. Народ причащался.
И никто никогда не мог сказать, чтобы тот или иной случай заболевания был связан с причащением. А уж поверьте, тогда внимательно следили за всеми, кто причащался во время холерной эпидемии. Другими словами, благодать Божия, Божественная энергия призвана давать человеку жизнь и здоровье, а не отнимать у нас здоровье. Поэтому не нужно смущаться, подходя к Святой Чаше. Тем более не следует, используя эти аргументы, отгораживать детей от Христа непроницаемой стеной нашего неверия.
Из бесед Святейшего Патриарха Кирилла
в ОВЦС и телепрограммы «Слово Пастыря»
www.convent.mrezha.ru
Анонсы статей
Освящение квартиры
При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.
Помочь Храму
Можно ли заразится от причастия?
«На днях моя подруга поставила меня в тупик своим вопросом: «Когда в православных храмах будут причащать одноразовыми ложками? Как можно облизывать одну ложку и запивать из одной посуды? Я не могу заставить себя причаститься, т. к. представляю себе все эти микробы и я просто в ужасе. Вот если бы сделали реформу, начали бы пользоваться одноразовыми ложками, намного больше людей пришло бы в храм! Надо в конце концов быть цивилизованными». Если честно, я не знаю кроме нее людей, которых бы останавливала от причастия эта причина. И я не смогла как-то внятно и убедительно ответить на ее замечания».
На вопрос отвечает диакон Виталий Богданов.
Хочу заранее попросить прощение за то, что мой ответ может показаться излишне категоричным и даже жестким, но я скажу правду: подобное мнение на самом деле, что бы ни думал человек, является всего лишь отговоркой. Отговоркой, в которой совершается попытка оправдать нежелание идти в храм, переломить какие-то свои тайные внутренние проблемы, мешающие приступить к исповеди, к таинству покаяния и соединения с Христом в Таинстве Евхаристии.
Я, немного забегая вперед, скажу, что Римско-католическая Церковь в XX веке пошла подобным путем и, решениями Второго Ватиканского собора, сделала максимально комфортным и удобным для людей участие в богослужении. Месса была переведена практически на все существующие языки, была укорочена до неузнаваемости (продолжительность составляет сейчас в среднем 20 минут), необходимость особой подготовки к Таинству Причастия была сведена до минимума, также практически был упразднен евхаристический пост.
И, конечно же, для соблюдения гигиены в католической церкви не существует причастия под видом Тела и Крови Христовой. Только облатками – маленькими частичками хлеба, приложенными в таинстве Евхаристии к Крови Христовой. Но, как показала практика, всё это движение, направленное как бы к человеку, созданное для предоставления ему максимально комфортных условий, принесло совершенно противоположные плоды. Римско-католическая церковь потеряла остатки своей паствы. Сегодня большинство католических храмов в Западной Европе в лучшем случае продается под музеи, в худшем – их выкупают представители частного бизнеса и организуют в них ночные клубы, гостиницы, бары, рестораны.
Не так давно мой знакомый православный священник из Голландии, иеромонах Серафим Станхард, который служит в Гаагско-Нидерланской епархии РПЦ, за смешные деньги выкупил у католического аббата целый монастырь на окраине Амстердама. Этот аббат предпочел, чтобы, пусть даже за копейки, но продаст этот монастырь православному священнику, который со временем организует там православную монашескую общину, чем за хорошие деньги это здание купят люди, которые сделают там в конце концов место непотребства. Представьте себе, какие чувства должен испытывать настоятель храма, если он будет знать, что через некоторое время в монастыре, который он продал за какие угодно деньги, будет устроен, например, ночной клуб.
К сожалению, это норма для современной Западной Европы. Люди, несмотря на созданные для них все комфортные условия, не идут в храм. Вопрос: почему? Причина того, что они не хотели идти в церковь, не хотели причащаться, была вовсе не в отсутствии гигиены, вовсе не потому, что тяжелыми и неподъемными были правила подготовки к Таинству Причастия. Причина была в другом: они не хотели. А эти условия были лишь отговорками, и когда их устранили – люди как не ходили, так и не пришли.
Что я могу сказать по поводу гигиены Таинства Евхаристии. Христос, его Божественное тело и Божественная кровь – это, по словам святых отцов, «Огнь попаляющий». Если вы почитаете молитвы перед причастием, вы увидите, как святые отцы представляют себе Тело и Кровь Христову. Это Божественная сила, очищающая всякую скверну, не только духовную, но и физическую. Если какой-то человек, приобщаясь Тела и Крови Христовой имеет заболевания, они не могут никаким образом коснутся евхаристических сосудов.
Представьте себе святых апостолов на Тайной Вечере, которые бы спрашивали Учителя: «Равви, а ты не болен ли какой-нибудь болезнью?» А ведь в те времена существовали самые разнообразные смертельные болезни. И никто из апостолов, это даже немыслимо представить, не могли спросить друг у друга: «Скажи, Петр, а не болен ли ты какой-нибудь заразой?». Это было просто бессмысленно. Ведь ученики верили в Божественную силу и благодать. И сегодня мы знаем из практики церковной жизни, что к чаше подходят самые разные люди, с самыми разными болезнями. И никому не приходилось сталкиваться с тем, чтобы кто-то мог ими заразиться.
Я приведу пример из личной практики. Однажды мне пришлось участвовать в совершении Божественной Литургии в тюремном храме. Вот представьте себе, что такое тюремный храм? Это колония общего режима, где содержатся в заключении самые разные люди. Среди них есть те, кто болен очень серьезными болезнями, в том числе разными формами туберкулеза. Наверняка вы знаете, а если не знаете, я расскажу: дьякон после литургии «потребляет» всё, что осталось после причастия в евхаристической чаше.
Представьте, что бы было, если бы я думал о гигиене, о том, что могу заразиться туберкулезом или еще какой-нибудь опасной болезнью. Я бы просто не смог прикоснуться к чаше! Но как любой верующий человек, я отдавал себе отчет в том, что, даже если какой-то микроб, какая-то, как вы говорите, бактерия, могла попасть туда, то Божественная Благодать, в силу моей веры, всё это уничтожит. Может быть, этот микроб не будет физически стерилизован, уничтожен, но вам, мне, любому другому причастнику, не сможет доставить никакого вреда.
Как сказал Апостол своим ученикам перед Вознесением на Небо: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; …будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 17-18).
В Книге Деяний описана такая история: апостол Павел, путешествующий на корабле со своими спутниками, был выброшен штормом на берег, где они нашли пристанище у местных жителей, стали разводить костер. И вот, чтобы помочь своим собратьям, Павел взял охапку хвороста, собираясь бросить её в костер. И из хвороста вылезла ядовитая змея и повисла у него на руке. Все окружающие сказали: «Ну точно, этот человек был грешником, преступником. Вот он спасся от моря, от шторма, но и тут Суд Божий настигает его своим наказанием». А Павел меж тем взял спокойно в руки змею и отбросил в сторону, и она ему никакого вреда не причинила. И тогда это событие так глубоко потрясло очевидцев, что они стали думать наоборот, что он бог, который сошел к ним на землю в человеческом обличии. Хотя причина была в том, что в своем сердце Павел имел образ Господа, и доверял Ему свою жизнь.
Вот о чем стоит всегда помнить, когда Вас терзают сомнения. Господь всесилен. Но то, как будет осуществляться действие Благодати Божьей, будет зависеть в том числе и от нашей веры. Если человек действительно опасается подхватить какую-то инфекцию, приняв участии в Таинстве Евхаристии в той форме, в какой она сейчас существует, я могу сказать следующее: любую из инфекций можно подхватить в каком угодно месте. Наш мир вообще исполнен разнообразных опасностей.
Можно не только подхватить инфекцию, можно споткнуться и упасть, нас может сбить автомобиль, когда мы идем на наш зеленый свет по пешеходному переходу. И если мы о каждой опасности будем так пристально думать, то, следуя подобной логике, нам не только не стоит подходить к чаше во время причастия! Нам стоит запереться у себя в квартире, делать каждые 5 часов кварцевание и никуда больше из дома не выходить. Но, Вы сами понимаете, это абсурд. Здесь просто стоит волевым усилием себя дисциплинировать, где-то даже пересилить - и прийти в храм. Посмотрите, ведь приносят маленьких детей, грудничков, приходят 80-летние старушки – те, кто априори обладает слабой иммунной системой. И до них причащаются самые разнообразные люди. Мне, за девять лет моего служения, не приходилось слышать даже краем уха, что кто-то заболел после причастия. А вот об обратном – о случаях телесного исцеления, о случаях духовного прозрения – мне приходилось слышать и даже встречать таких людей.
Если мы не может пересилить себя и подойти к евхаристической чаше, потому что считаем, что там какие-то микробы, инфекции, от которых мы желаем оградить себя, мы можем вполне подхватить ту же самую инфекцию в любом другом месте. И тогда нам, наверное, будет стыдно, что мы боялись подойти к Христу, когда он звал нас: «Придите, едите Мое Тело». Он для нас принял смерть на Кресте и дал нам этот бесценный Дар. А мы желаем пренебречь им, ссылаясь на какие-то мнимые опасности. Но эти опасности подстерегают нас на каждом шагу, об этом стоит помнить. Помнить о словах Христа: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).
Наша телезрительница спрашивает: «Если человек знает, что у него заразная болезнь: туберкулез или гепатит, но душа рвется к Причастию, как ему поступить? «Бывают детские заразные болезни: ветрянка, краснуха, разбушевавшийся нынче грипп. Можно ли в таком состоянии идти в храм, нести к Причастию больных детей? Можно ли вообще заразиться в храме?
Вячеслав Владимирович, как поступаете Вы в таких ситуациях? Давайте туберкулез оставим за рамками, возьмем элементарное гриппозное состояние, когда Вы точно не знаете, грипп или ОРВИ, но состояние болезненное, а Вы при этом готовились к Причастию.
На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже: если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками, без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.
Вспоминается произведение Н.С. Лескова «Несмертельный Голован». Я спросила мнение по нашей теме у двух знакомых батюшек. Один из них, историк по первому образованию, отец пятерых детей, сказал, что в XIX веке, когда случались холера и другие болезни, была такая практика – воду сначала кипятить, а потом освящать. Думаю, что во время болезни, он своих детей не поведет в храм. Другой священник напомнил Евангельское – как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми. Если ты сам боишься, опасаешься и не хочешь, чтобы рядом с тобой на службе стоял заразный человек и будешь сильно от этого переживать, – значит, и тебе самому не надо так поступать.
Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос – истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в Храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие – и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того – они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, что бы там ни было.
Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и острозаразной болезни – например, скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку, что в доме опасная инфекция… Я не знаю, надевают ли батюшки маски или просто молятся.
Я ни разу не видел батюшку в маске возле больного. А вот всяких невротических реакций на эту тему насмотрелся досыта даже среди близких мне людей и родственников, которые говорят: «Как ты, врач, можешь водить детей, чтобы они ели из одной ложки неизвестно с кем?». И сами именно поэтому не ходят, говорят: «Я бы пошел, если бы можно было со своей ложкой подойти на Причастие, – а так нет, извините». Это так стереотипно и стандартно, повторяется из года в год от разных людей – все говорит о том, что одним духом одержимы.
Наша телезрительница пишет: «Надо причащаться, просить Господа, чтобы причастил, и быть с Ним, остальное – Его забота. Да, в храме можно заразиться, если Бог хочет дать нам именно такое лекарство, как болезнь».
Не согласен, что если Господь захочет вразумить человека болезнью, то может послать ее через Святые Дары. Думаю, что если Господь захочет вразумить через болезни, Он это сделает любым другим способом. Он Единственный, Кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть ей или не быть – это зависит от Бога. А мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Это очень важно, мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет в словах молитвы «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя». Это Сам Христос – Бог, Который есть любовь. Какое зло может быть нам, если здесь присутствует Сам Бог? Поэтому без всякого страха заразиться или получить какой-то ущерб от единой лжицы, мы идем и спокойно причащаемся, уверенные, что с нами будет все хорошо.
Телезритель: «Апостол Павел говорил: если причащаешься недостойно, тогда может случиться болезнь или даже смерть. Самое главное – с чем ты приходишь к Причастию. Если подходишь достойно – не заразишься, а если приходишь с другими намерениями, сто процентов заразишься».
Другой телезритель пишет: «Однажды читал в мирской газете о том, как женщина, которая работала в научной лаборатории, решила всем доказать, что и в храме можно заразиться, как в любом месте. Она пришла в храм с кусочком ваты и стала на поклонение к иконе за мужчиной, который сильно кашлял и очевидно был болен. Как только он, кашляя, приложился к иконе, женщина взяла мазок на ватку в запотевшем от кашля месте – и бегом в лабораторию. Через 5 минут ватка с мазком уже лежала под микроскопом – каково же было ее удивление, когда она не обнаружила никаких микробов! Тогда она взяла мазок с картины в своем кабинете, – а там тьма тьмущая микробов. Это заставило ее полностью поменять взгляды на свою жизнь».
Может быть, кому-то нужен и такой путь к вере через эксперименты – такой новомодный протестантский путь. Недавно на одном канале я слышал, как протестантский пастырь заявил на одном собрании, что за последние несколько лет сделано около 5 000 открытий, подтверждающих существование Бога – в зале все радуются, долго аплодируют. А что случилось? Для верующего человека разве нужны эксперименты и доказательства? Нужны эти 5 000 открытий? В том то и дело, что вера все упрощает – наш ум делает прямым. Как сказано, «прямыми сделайте стези к Богу». Тогда мы избавляемся от многих лишних интеллектуальных напластований, которые отравляют церковную жизнь.
Доверие к Богу – драгоценное качество человеческой души, которое делает человека психически необыкновенно устойчивым. Психотип верующего православного человека – это такой тип личности, который может перенести все, даже если он заболеет. При доверии к Богу он может вылечиться от любой болезни, даже такой, перед которой медицина бессильна. Поэтому такой человек ничего не боится.
В студии ведущая Светлана Ладина и врач Вячеслав Владимирович Боровских.
Тема выпуска: «Можно ли заразиться в храме?»
- Наша телезрительница спрашивает: «Если человек знает, что у него заразная болезнь: туберкулез или гепатит, но душа рвется к Причастию, как ему поступить?» Бывают детские заразные болезни: ветрянка, краснуха, а также разбушевавшийся нынче грипп. Можно ли в таком состоянии идти в храм, нести к причастию больных детей? Можно ли, вообще, заразиться в храме?
Вячеслав Владимирович, как поступаете Вы в таких ситуациях? Давайте туберкулез оставим за рамками, возьмем элементарное гриппозное состояние, когда Вы точно не знаете: грипп или ОРВИ, но состояние болезненное, а Вы при этом готовились к Причастию.
На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже. Потому что, если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.
Вспоминается произведение Лескова «Несмертельный Голован». Я спросила мнение по нашей теме у двух знакомых батюшек. Один из них, историк по первому образованию, отец пятерых детей, сказал, что в XIX веке, когда случались холера и другие болезни, была такая практика - воду сначала кипятить, а потом освящать. Думаю, что во время болезни, он своих детей не поведет в храм. Другой священник напомнил евангельский постулат - как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми. Если ты сам боишься, опасаешься и не хочешь, чтобы рядом с тобой на службе стоял заразный человек и сам будешь сильно от этого переживать, значит, и тебе самому не надо так поступать.
Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй Богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос Истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие - и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того - они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, чтобы там ни было.
Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и остро заразной болезни, например скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку о том, что в доме опасная инфекция. Я не знаю, надевают ли батюшки или просто молятся.
Я ни разу не видел батюшку в маске возле больного. А вот всяких невротических реакций на эту тему насмотрелся досыта. Даже среди близких мне людей и родственников, которые говорят: «Как ты, врач, можешь водить детей, чтобы они ели с одной ложки неизвестно с кем». И сами именно поэтому не ходят, говорят: «Я бы пошел, если бы можно было со своей ложкой подойти на Причастие, а так нет, извините». То, что это так стереотипно и стандартно, повторяется из года в год от разных людей - все говорит о том, что одним духом одержимы.
Наша телезрительница пишет: «Надо причащаться, просить Господа, чтобы причастил, и быть с ним, остальное Его забота. Да, в храме можно заразиться, если Бог хочет дать нам именно такое лекарство, как болезнь».
Не согласен, что если Господь захочет вразумить человека болезнью, то может послать ее через Святые Дары. Думаю, что, если Господь захочет вразумить через болезни, Он это сделает любым другим способом. Он Единственный, Кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть ей или не быть - это зависит от Бога. А мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Это очень важно, мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет в словах молитвы «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя». Это Сам Христос - Бог, который есть Любовь. Какое зло может быть нам, если здесь присутствует Сам Бог. Поэтому без всякого страха заразиться или получить какой-то ущерб от единой лжицы, мы идем и спокойно причащаемся, уверенные, что с нами будет все хорошо.
Телезритель: «Апостол Павел говорил, что если причащаешься недостойно, тогда может случиться болезнь или даже смерть. Самое главное - с чем ты приходишь к Причастию. Если подходишь достойно - не заразишься, а если приходишь с другими намерениями - сто процентов заразишься».
Другой телезритель пишет: «Однажды читал в мирской газете о том, как женщина, которая работала в научной лаборатории, решила всем доказать, что и в храме можно заразиться, как в любом месте. Она пришла в храм с кусочком ваты и стала на поклонение к иконе за мужчиной, который сильно кашлял, и очевидно был болен. Как только он, кашляя, приложился к иконе, женщина взяла мазок на ватку в запотевшем от кашля месте - и бегом в лабораторию. Через 5 минут ватка с мазком уже лежала под микроскопом, каково же было ее удивление, когда она не обнаружила никаких микробов. Тогда она взяла мазок с картины в своем кабинете, а там тьма тьмущая микробов. Это заставило ее полностью поменять взгляды на свою жизнь».
Может быть, кому-то нужен и такой путь к вере через эксперименты - такой новомодный протестантский путь. Недавно на одном канале я слышал, как протестантский пастырь заявил на одном собрании, что за последние несколько лет сделано около пяти тысяч открытий, подтверждающих существование Бога - в зале все радуются, долго аплодируют. А что случилось? Для верующего человека разве нужны эксперименты и доказательства? Нужны эти пять тысяч открытий? В том то и дело, что вера все упрощает: наш ум делает прямым. Как сказано: «прямыми сделаете стези к Богу». Тогда мы избавляемся от многих лишних интеллектуальных напластований, которые отравляют церковную жизнь. Доверие к Богу - драгоценное качество человеческой души, которое делает человека психически необыкновенно устойчивым. Психотип верующего православного человека - это такой тип личности, который может перенести все, даже если он заболеет. При доверии к Богу он может вылечиться от любой болезни, даже такой, перед которой медицина бессильна. Поэтому такой человек ничего не боится.
Комментарий телезрителя: «Я очень брезгливый человек, но и верующий, поэтому когда я в храме, никогда не думаю, что могу заразиться, считаю кощунственным даже подумать об этом».
Расшифровка: Вероника Костромина
Почему в храмах и монастырях причащают всех с одной ложечки? Я наблюдала картину как в соборе причащали неопрятных бомжей, кашляющих старушек, затем шли причащать только что крещённых младенцев. Это ведь очень негигиенично. Христос не кормил апостолов с ложечки, а давал на руки всем хлеб, преломляя его. ( 3 голоса : 4.67 из 5 )
Анна Андреевна, возраст: 35 / 15.07.2013
Самое важное
Лучшее новое
Почему не любят Церковь
Недействительные отпевания
Несколько дней назад приходит человек: «Вы, батюшки, совсем зажрались и обнаглели, вот что я хочу вам сказать...» Спрашиваю, что вызвало такую его бурную реакцию. Объясняет, что позавчера присутствовал на отпевании в соседнем с нашим храмом морге (через дорогу от нашего собора). Взяли большие деньги, священник десять минут что-то равнодушно-невнятно спел и махнул рукой: «Закрывайте гроб»...