Домой Стены Известные авторы фантастики. Лучшая русская фантастика: современные писатели

Известные авторы фантастики. Лучшая русская фантастика: современные писатели

Приключенческие романы, детективы / боевики (так как сегодня между ними практически нет разницы), фантастика различных жанров, от ранее очень популярной научной до современных фэнтези, альтернативной или ЛитРПГ – вот «большая тройка» художественной литературы, которую читают мужчины всех возрастов. У женщин все немного по-другому, но фантастика, пусть с другими главными героями (ГГ) как по половому признаку,так и по поступкам, характерам и целям в жизни также на первых позициях, деля пальму первенства с любовными и мелодраматическими романами. Итак, кого сегодня можно внести в условный список "Лучшие писатели-фантасты как в мире, так и в нашей стране", тем более что в последние годы интерес к огромен.

Научная и не только фантастика

Сегодня мало кто из молодых людей будет читать «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Вокруг Луны» Жуля Верна, «Войну миров» Герберта Уэллса, «Человека-амфибию», «Голову профессора Доуэля» Александра Беляева, «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлиту» Алексея Толстого, «Землю Санникова» Владимира Обручева, «Тайну двух океанов» Григория Адамова, «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Таис Афинскую» Ивана Ефремова.

Но на этих, по сегодняшним оценочным меркам, довольно наивных в научно-техническом плане, излишне романтических, часто напичканных идеологией, важных книгах выросло не одно поколение мужчин, которые во многом благодаря им выбрали профессию моряка, подводника, летчика, космонавта, инженера-конструктора, ученого-археолога, историка, физика, биолога. Впрочем, это неудивительно по нескольким причинам:

  • Идеалы у большинства людей имели мало общего со стандартами сегодняшнего общества потребления.В умах, душах была тяга к знаниям, мечты об освоении околоземного пространства, полетах к звездам, встрече с другими разумными на чужих планетах.
  • Художественная книга, практически любая, а тем более интересная, редкая, что можно смело говорить обо всей советской и зарубежной переводной фантастике, тогда действительно была лучшим подарком. Это – не шутка или анекдот, а суровая каждодневная реальность, проистекавшая из жуткого дефицита хороших, востребованных книг без постраничных упоминаний о съездах партии и комсомола, ударных стройках и пятилетках, заводских планах, битвах за урожай и высоких надоях в сельской местности в «самой читающей стране в мире».
  • Многие писатели-фантасты зарабатывали себе на жизнь не только литературным трудом, но и давно состоялись как специалисты в различных областях науки и техники. Достаточно вспомнить великолепного писателя, книги которого хочется перечитать и сегодня, известного палеонтолога, доктора биологических наук, кавалера двух орденов «Трудового Красного Знамени», «Знака Почета» Ивана Антоновича Ефремова.

Огромной популярностью пользовались книги зарубежных авторов, которые смогли пройти через сито бдительной коммунистической цензуры. Надо сказать, что в этом была и несомненная польза. Это наглядно показал в годы перестройки мутный вал низкопробной фантастики от иностранных графоманов, захлестнувший страну, изголодавшуюся по интересному чтиву. Впрочем, тогда это относилось ко всем жанрам художественной литературы.

  • Рэй Брэдбери из США. Его «Вино из одуванчиков», «И грянул гром», «Дверь в лето», «Марсианские хроники» и, конечно, любимый коммунистическими цензорами, идеологически выдержанный, «451 градус по Фаренгейту» издавали в СССР довольно много и часто. Писателя признавали одним из самых читаемых американских авторов, что не сделало эти умные книги хуже. Хотя он - признанный классик научной фантастики, но многие его добрые книги больше похожи на сказания и притчи, ближе к жанру фэнтези.

  • Артур Кларк из Великобритании. Известен не только как блестящий писатель-фантаст, автор знаменитой «Космической одиссеи», «Лунной пыли», «Песков Марса», «Фонтанов Рая», «Песен далекой Земли», но и как изобретатель, футуролог. Общепризнанный и реализованный его вклад в развитие человечества – идея о создании спутников связи на геостационарных орбитах, используемых сегодня для работы Всемирной паутины, мобильной связи, предсказания погоды. Еще одна великолепная идея, понравившаяся не только читателям, но и ученым, конструкторам, даже финансистам с экономистами – космический лифт для недорогой доставки грузов на орбиту Земли, еще только ждет своего воплощения в жизнь, хотя многие не сомневаются в реальности этого события в недалеком будущем.
  • Айзек Азимов, родившийся в Смоленской области, писатель из США, биохимик и популяризатор науки. Придуманные им «Три закона робототехники» используются всеми и поныне при описании любого искусственного интеллекта. «Я, Робот», «Стальные пещеры», «Двухсотлетний человек», «Основание» снискали ему славу не только фантаста, но и известного ученого, провидящего будущее человечества, его грядущую историю, связанную с использованием роботов.

  • Роберт Хайнлайн из США – один из самых известных писателей в этом жанре. Его даже прозвали «деканом писателей-фантастов». Его «Имею скафандр – готов путешествовать», знаменитый «Звездный десант», «Луна – суровая хозяйка», «Свободное владение Фарнхэма», «Пасынки Вселенной» прочитаны многими любителями фантастики.
  • Клиффорд Саймак (США) – тоже один из основателей американской фантастики. Самые известные книги – «Заповедник гоблинов», «Пересадочная станция», «Примирение на Ганимеде». Как и предыдущие авторы – это обладатель многих значимых наград в литературе, в частности в жанре научной фантастики, официально признанный Мастер.

  • Станислав Лем из Польши. Наверное, самый известный и титулованный писатель, не принадлежащий к англоязычной школе фантастики. «Солярис», «Дневники Йона Тихого», «Возвращение со звезд», «Магелланово облако», «Вторжение с Альдебарана» – лишь малая часть его литературного наследия.
  • Анджей Сапковский (Польша) с циклом всемирно известных культовых романов, входящих в фэнтезийную сагу о Ведьмаке.

Авторы из России

Несомненно, что у каждого читателя свои лучшие -фантасты. Это зависит от очень многого – возраста, образования, мировосприятия, привычек, желаний, всего не перечислить и не объяснить ни одному психологу или социологу. Главное, чтобы люди читали художественные, научно-популярные книги, изданные на бумаге, любых других носителях информации, смотрели интересные фильмы, а не занимались лишь полубессмысленной, отупляющей разум, перепиской в социальных сетях. Кстати, это относится не только к молодому поколению.

Фантастика – жанр в литературе, основой которого является наличие в произведении идеи или фактора, невозможного в реальном мире. Множество зачастую совсем непохожих друг на друга жанров и поджанров, в которых каждый найдет что-то для себя, обеспечивает фантастике широчайший круг читателей. Именно такое большое разнообразие и приводит к тому, что выбрать среди такого числа знаменитых авторов самых выдающихся чрезвычайно трудно.
В данный список вошли: Айзек Азимов, Герберт Уэллс, Аркадий и Борис Стругацкие, Джон Рональд Руэл Толкин, Роберт Хайнлайн, Рэй Брэдбери, Стивен Кинг, Дэн Симмонс, Джоан Роулинг, Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли.


Десятую позицию в списке занимает Герберт Уэллс, ранее физиков добавил в трехмерное устройство мира четвертое измерение – время, описал задолго до реальных исторических событий войну с применением боевых отравляющих веществ и охарактеризовал в общих чертах принцип действия атомной бомбы. Многие его идеи были взяты на вооружение последующими поколениями авторов (антигравитация, война с враждебными инопланетянами, невидимость) и оказали значительное влияние на облик фантастики в целом.


На девятом месте – автор термина «робот» и создатель трех законов робототехники Айзек Азимов. Также стоит отметить, что в своих произведениях Азимов сделал все возможное для реабилитации искусственно созданных существ, в частности роботов, перед общественным мнением, так как до него искусственный интеллект в произведениях фантастов обычно выступал в роли чудовища, которое пытается уничтожить человечество. Во многих произведениях других писателей написанных после «Хоровода» роботы иногда и без упоминания трех законов робототехники часто подчиняются похожим правилам.


Восьмой номер в списке в порядке исключения занимают сразу двое писателей — Джордж Оруэлл и Олдос Хаксли. Несмотря на прямо-таки диаметрально противоположные миры-антиутопии оба автора в своих самых известных книгах говорили об одном и том же – о том, как уродливо для мира привычного нам выглядят государственные системы, в которых будут доведены до крайности общество потребления или жесткий тоталитарный строй.


Писатель, предвидевший появление множества таких привычных для нас устройств и заселивший красную планету аборигенами и землянами-колонистами в своем романе, растянувшемся на добрые несколько десятков книг, занимает седьмое место рейтинга. Наушники – «Ракушки» уже существуют, в телевизионной стене угадываются плазменные панели, а телевизионные шоу все больше и больше становятся похожими на то, что полностью отключившись от реальности смотрела жена Гая Монтэга из всем известного романа «451 градус по Фаренгейту».


Американский писатель, получивший прозвище «Король ужасов», вдохнувший второе дыхание в жанр «хоррор» занимает шестую позицию рейтинга. Творчество Кинга интересно еще и тем, что на страницах некоторых его книг можно видеть в некотором роде отражение борьбы автора с наркотической и алкогольной зависимостью, и в этой борьбе он преуспевает – роман «Нужные вещи» написан уже свободным от наркотического или алкогольного дурмана умом.

5. Аркадий и Борис Стругацкие



Признанные классики современной научной фантастики Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие занимают пятый пункт списка. Отличительной чертой их творчества является то, что большинство их персонажей из миров будущего имеют черты наших современников, а не завышено идеализированное поведение из утопических произведений или низменно-животные устремления из романов в жанре киберпанк.

Множество книг Стругацких было с разным успехом экранировано, многие сюжеты послужили основой для создания видеоигр. Мир одного из самых успешных шутеров от первого лица украинского производства – игры S.T.A.L.K.E.R. хотя официально никак не связан с творчеством этих двоих фантастов, но многие составляющие явно почерпнуты из романа «Пикник на обочине» и рассказа «Забытый эксперимент».


Отличительной чертой автора является умение одинаково интересно и захватывающе писать в практически совершенно разных жанрах. В этом можно убедиться на примере тетралогии «Песни Гипериона», где совершенно непохожие по стилю повествования гармонично дополняют друг друга и постепенно проливают свет на мотивы поступков персонажей. Каждая из шести историй, рассказанных паломниками по пути к Гробницам Времени вполне может считаться самостоятельным произведением.


На третьем месте рейтинга британская писательница, имеющая огромное влияние на подрастающее поколение читателей фантастики, влияние творчества Джоан Роулинг на интерес к чтению фантастических произведений и привлечение внимания к литературе в целом. Популярность ее серии романов о Гарри Поттере среди детей и взрослых, а также суммы собранные экранизациями книг и издательством видеоигр по мотивам семи романов серии позволяют не обращать особого внимания на некоторые явно недостаточно продуманные моменты мира волшебников. Коммерческий успех романов просто невероятен – одиннадцать миллионов копий книги «Гарри Поттер и Дары смерти» было продано всего за сутки, что позволяет считать ее самой быстро продаваемой в истории.


Вторая позиция в списке присуждается одному из известнейших писателей-фантастов, чье творчество на десятилетия вперед предопределило направления развития жанра и оказало огромное влияние на творчество последующих поколений фантастов – это Роберт Энсон Хайнлайн.

На страницах его книг затрагивается множество актуальных философских и социальных тем: индивидуализм, либертарианство, ответственность человека перед обществом и общества перед человеком, несовершенство политических и социальных систем, роль науки, религии и семьи в жизни отдельного человека и человечества в целом, причины становления и развития диктатур и многие другие. В творчестве Хайнлайна каждый читатель сможет найти что-то для себя, ведь созданные им произведения могут сильно отличаться, в зависимости от периода творчества писателя.


Заслуженное первое место занимает создатель вымышленного мира Арда Джон Толкин. Трудно назвать другой фэнтезийный мир, который смог бы конкурировать со Средиземьем по популярности и привлекательности для широчайшего круга почитателей. На основе книг, идей, искусственных языков Толкина развилась достаточно популярная в наше время субкультура. Сколько преданных последователей и почитателей нет, пожалуй, ни у одного писателя фантаста.

Глобальные открытия и изменения в жанре научной фантастики случаются нечасто. Однако в каждом периоде имеются произведения, которые знаменуют собой некий этап в развитии жанра, либо привлекают пристальное внимание критиков, либо просто завоёвывают читательское признание. Или и то, и другое, и третье вместе взятое.

Представляем десятку самых ярких и наделавших шума НФ-романов, появившихся в XXI веке - по версии «Мира фантастики».

Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (Spin, 2005)

Главный герой живёт на Земле будущего, которую некая сверхцивилизация окружила барьером, известным как «Спин». Причём за барьером изменился ход времени: для землян проходят часы, во Вселенной - миллионы лет. И, поскольку срок жизни Солнца ограничен, нынешнее поколение людей может стать последним. Потому человечество ищет путь к спасению… Это одновременно и масштабная НФ-эпопея, и история человеческих взаимоотношений, Артур Кларк и Роберт Хайнлайн в одном флаконе. При этом «научность» книги временами кажется довольно сомнительной, зато Уилсон хорош как стилист и психолог.

Макс Брукс «Война миров Z» (World War Z, 2006)

Роман о войне человечества с зомби, которые появились на планете из-за неизвестного вируса. Это история абсолютно беспощадной войны, когда врагом может стать самый близкий человек, превратившийся в безмозглого каннибала. И, чтобы выжить, надо убивать без всякой жалости - даже маленьких детей… Очень мрачная, жестокая и пугающе правдоподобная книга, гибрид НФ-катастрофы и военной хроники.

Где купить?

Питер Уоттс «Ложная слепота» (Blindsight, 2006)

В 2082 году человечество столкнулось с инопланетянами. Для установления контакта в облако Оорта, за орбиту Плутона, был направлен корабль «Тезей». Однако контакт с чужаками оказался совсем не таким, как его представляли люди… Питер Уоттс отбросил все схемы Первого Контакта, выработанные фантастами, и создал собственный вариант с упором на достижения современной науки. Роман ценен именно как научная фантастика: придумывая мир и сюжет, автор умело и со знанием дела использует идеи, понятия и термины из разных научных дисциплин - от психологии и лингвистики до биохимии и кибернетики. Получилась изобретательная «гимнастика для ума», хотя литературности книге недостаёт, поэтому понравится она далеко не всем.

Где купить?

Энди Вейер «Марсианин» (The Martian, 2011)

Шедевр НФ «ближнего прицела» о космическом робинзоне Марке Уотни - американском астронавте, которого товарищи забыли на Марсе. Написанная в реалистичном стиле, да ещё с юмором, книга стала мировым бестселлером и основой для популярного фильма Ридли Скотта.

Где купить?

Чайна Мьевиль «Посольский город» (Embassytown, 2011)

В далёком будущем человечество колонизировало планету Ариэку, чьи аборигены говорят на уникальном языке - его понимают лишь некоторые специально «изменённые» люди-послы… Лидер «новых странных» сочинил роман в духе Урсулы Ле Гуин и с особым «лингвистическим» оттенком. Получилась одна из самых ярких книг современной «гуманитарной» НФ.

Где купить?

Нил Стивенсон «Анафем» (Anathem, 2008)

Действие происходит в параллельной вселенной на планете Арб, где учёные, объединённые в религиозный орден, изолировались в монастыре и оберегают знания от светских властей. Однако из-за инопланетной угрозы группа монахов оставляет монастырь и отправляется в опасное путешествие с целью спасти мир… Стивенсон написал многослойное произведение с массой отсылок к мировой философии, вобравшее темы и мотивы практически всей НФ последнего полувека. По масштабу и значению оно стоит где-то на уровне «Гипериона» и «Соляриса».

Паоло Бачигалупи «Заводная» (The Windup Girl, 2009)

Отлично написанная антиутопия в стилистике киберпанка. Пути основных героев пересекаются в Таиланде, который в XXIV веке стал одной из наиболее процветающих стран. Автору удалось создать живой, яркий мир, населённый реалистичными и тщательно проработанными персонажами. Мир, помешанный на экологии и фактически отказавшийся от прогресса. Мир, где ресурсы ограничены. Мир генной инженерии и тотального господства пищевых корпораций. По идеям и атмосфере - эдакий «Нейромант» наизнанку.

Где купить?

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться» (Ready Player One, 2011)


2044 год, неуютное будущее, обитатели которого прячутся от реальных проблем в виртуальном мире ОАЗИС. Где-то в глубинах виртуальной утопии её создатель скрыл ключ к своему гигантскому состоянию, поисками которого занимаются как отдельные люди, так и целые корпорации. И отыскать «клад» смогут только знатоки фантастической литературы, кино и видеоигр XX века… Увлекательный посткиберпанк - бестселлер, сочинённый гиком для гиков.

Героиня по имени Брек - осколок «коллективного разума» погибшего военного звездолёта, живущий в человеческом теле. Она обвиняет в предательстве бессмертную императрицу и грезит о мести… Автор создала оригинальный мир, населив его колоритными персонажами и измыслив изобретательную сюжетную интригу с множеством загадок.

Моё личное восприятие:
- Стругацкие -читать всё, начинать с "Понедельник начинается в субботу", "Пикник на обочине", "Трудно быть богом"
- Гаррисон - циклы "Стальная крыса", "Мир смерти" и роман "Фантастическая сага".Если Вам понравится это, то можете читать остальное. И упаси Боже Вас начать с цикла "Билл - Герой Галактики". Да, к "научной" фантастике (science fiction) отношения практически не имеет.
- Брэдбери - сильно раздутая пиаром псевдофилософия. Все книги - полное отсутствие логики и здравого смысла. Кроме того, книги сильно устарели "технически", да и в "новом" виде были нечитаемы для технарей из-за наличия огромного количества технических ляпов. Для нечитавших - 451 градус по Фаренгейту наиболее интересен для первого знакомства. Антиутопия, ляпы не так видны, ну и классика фантастики уже, как то стыдно не прочесть. Научность книг на нуле, социальная - да, научная - нет.
- Азимов - фантастика, несомненно, научная, но сильно устаревшая. Причём устарела не потому, что мы можем делать описанное в книгах, а потому что доказано-разведано, что так делать нельзя или нерентабельно, или нафиг не надо. Если отвлечься от "технических" подробностей и несуразностей, то почитать можно, но в настоящее время уже не так интересно. Начинать стоит с циклов о роботах, там есть всё ещё интересные рассказы. "Основание" - только для любителей Азимова
- Артур Кларк - очень сильный писатель. Настоящая НФ, классика жанра. Начинать стоит всё же не с Одиссеи, а с романов "Пески Марса" и "Лунная пыль"
- Джон Уиндэм. День триффидов. - отличный роман-катастрофа. Абсолютно не мешает то, что написано о более "старом" времени. В догонку могу посоветовать Джон Кристофер Смерть травы.
- Фрэнк Герберт. Дюна. - Это, конечно, целая эпоха. Но к НФ никакого отношения не имеет. Я бы назвал Фэнтези в НФ антураже. Книга интересная, но сильно на любителя. Либо понравится, либо - нет.
- Цветы для Элджернона. Дэниел Киз - Да, читать обязательно. Скорее социалка, но и к НФ принадлежит.
- Беляева надо читать всего. НФ без сомнений. Подустарела, но даже сейчас весьма актуальна, а идеи весьма интересны. Классика
- Лукьяненко и Бушков - весьма интересные книги,но нифига не НФ. Если Лукьяненко ещё где-то как-то, то Бушков - полная труба в этом плане. Боевики и космические приключенцы (иногда - виртуальные приключенцы). Наиболее удачная у Лукьяненко - циклы "Диптаун" и "Лорд с планеты Земля", а также роман в соавторстве с Перумовым " Не время для драконов "
- Хайнлайн - да. Круто. К НФ отнести можно с большим натягом, но всё же. Начинать стоит с "Пасынки вселенной", "Двойная звезда", "Луна жёстко стелет", "Дверь в лето" (обязательно!), "Звёздный зверь", "Имею скафандр - готов путешествовать", "Космические рейнджеры" (именно в таком переводе), "Марсианка Подкейн". Надо добавить, что все экранизации его книг весьма фиговы и только путают любителей фантастики и злят поклонников Хайнлайна
- Станислав Лем. - отличный писатель. Скорее философия, но НФ всё же есть. Солярис, несомненно, стоит прочесть. Могу добавить в список к прочтению: " Рассказы о пилоте Пирксе" (технически устарело, в остальном - нет), "Эдем", "Непобедимый" . Если понравится это - смело читайте у Лема всё - не пожалеете
- Мартин - весьма средненький писатель, тем не менее весьма популярный. К НФ имеет весьма далёкое отношение. "Короли-пустынники" одна из самых сильных его вещей.
- Саймак - очень сильный автор, но опять же - не НФ ни разу. Хотя и считается отцом-основателем американской НФ. Но читать нужно всё.
- Дэн Симмонс - очень мощно, захватывающе, но на любителя.

Нет в обзоре отличных советских авторов НФ:
- Обручев - ""Плутония, "Земля Санникова"
- Казанцев - циклы Георгий Седов, " Полярное противостояние", "Планета Бурь"
- Снегов "- цикл "Люди как боги"
- Павлов - цикл "Лунная радуга"
- Немцов - фантастика ближнего прицела, многое уже осуществлено, но тем не менее
- Георгий Мартынов - "Звездоплаватели", "Гость из бездны", "Каллисто", "Спираль времени"
- Адамов - "Победители недр", "Тайна двух океанов"
- Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов ("Ур, сын Шама" - одна из любимых книг)
- и многие другие.

И из импортных:
- Жюль Верн вообще где?
- Ларри Нивен "Мир-Кольцо"
- Пол Андерсон. Не могу сказать, что сильно НФ, но гораздо ближе многих из представленных
- и т.д.



Новое на сайте

>

Самое популярное