Домой Ремонт Индивидуальное развитие презентация. Презентация на тему "индивидуальное развитие организмов"

Индивидуальное развитие презентация. Презентация на тему "индивидуальное развитие организмов"

Cлайд 1

Урок на тему: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез по учебнику И.Н.Пономаревой 9кл.

Cлайд 2

Ход урока 1.Проверка знании 2. Изучение нового материала 3. Закрепление знаний 4. Домашнее задание

Cлайд 3

ОПРОС: Какой предмет мы проходим в этом году? Что изучает общая биология? Какая система называется живой? Какие критерии живых систем вы знаете? На каком из них мы остановились? Что такое размножение? Какие виды размножений вы знаете? С помощью какого процесса осуществляется размножение и развитие организмов? Какими способами могут делиться клетки? Какой способ деления клетки лежит в основе образования половых клеток?

Cлайд 4

Что это за процесс? Где и когда он протекает? Каково его значение? Коротко охарактеризуйте этот способ деления клеток

Cлайд 5

Cлайд 6

Изучение нового материала. Понятие об онтогенезе. Исторические сведения. Индивидуальное развитие одноклеточных организмов. Индивидуальное развитие многоклеточных организмов. Эмбриональный период. Воздействие факторов окружающей среды на развитие зародыша. Постэмбриональный период.

Cлайд 7

Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни. От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение. 1 - понятие об онтогенезе Способы размножения Половое (участвуют 2 особи) Бесполое (участвует 1 особь) Фрагментация Вегетативное размножение Почкование Спорообразование Шизогония Полиэмбриония Клонирование Из одной клетки (инициальной). При бесполом размножении организм может развиться: Из частей материнского организма Организм на ранних этапах развития называется зачатком.

Cлайд 8

2-Исторические сведения В 17-18 вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.

Cлайд 9

Ученные - эмбриологи Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов Мюллер Северцев Шмальгаузен Бэр Дарвин Геккель

Cлайд 10

3 - Онтогенез одноклеточных организмов. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

Cлайд 11

4 – онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений. Цикл развития мха

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

У многоклеточных животных онтогенез тоже очень сложный процесс и гораздо интересней, чем у растений Циклы развития кишечнополостных

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения. Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш). 5 – эмбриональный период Эмбриональное развитие Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек) Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек (яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д.) Многоклеточные животные имеют разный уровень сложности организации; могут развиваться в утробе и вне тела матери, но у преобладающего большинства эмбриональный период протекает сходным образом и состоит из трех периодов: дробления, гаструляции и органогенеза.

Cлайд 21

Стадии эмбриогенеза: Дробление - Гаструляция - Первичный органогенез В эмбриональном периоде.у большинства многоклеточных организмов независимо от сложности их организации зародыши проходят три одинаковые стадии, что говорит об общности происхождения.

Cлайд 22

6 – влияние факторов среды на зародыш Факторы среды обитания Биотические Абиотические Вирусы, бактерии, грибы, животные, растения Влажность, температура, давление, радиация, химические в-ва. С первых часов своего развития каждый эмбрион крайне чувствителен к неблагоприятному воздействию факторов среды

Cлайд 23



















1 из 18

Презентация на тему: Онтогенез

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Виды размножения БесполоеПроисходит без образования гамет и в нем участвует лишь один организм. Идентичное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном.Бесполое размножение эволюционно сложилось раньше полового. Его значение - увеличение численности вида, при помощи митотического деления. Все потомки имеют генотип, идентичный материнскому, что не сопровождается повышением генетического разнообразия.

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Типы бесполого размножения Деление. Делением размножаются одноклеточные организмы: каждая особь делится на две или большее число дочерних клеток, идентичных родительской клетке. Делению клетки предшествует репликация ДНК, а у эукариот - также деление ядра. В большинстве случаев происходит бинарное деление, при котором образуются две идентичные дочерние клетки. Так делятся бактерии, многие простейшие (амеба, парамеция), одноклеточные водоросли.При таком делении вслед за рядом делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на множество дочерних клеток. Наблюдается у споровиков - группы простейших. Стадия, на которой происходит множественное деление, называется шизонтом, а сам этот процесс - шизогония.Образование спор. Спора - это одноклеточная репродуктивная единица обычно микроскопических размеров, (споруляция) состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра, покрытая плотной оболочкой и устойчивая к действиям неблагоприятных факторов внешней среды. Споры служат для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий. Существуют и половые споры - зооспоры; они участвуют в половом размножении, иногда выполняют функцию гамет.

№ слайда 6

Описание слайда:

Типы бесполого размножения Почкование. Почкованием называют одну из форм полового размножения, при которой новая особь образуется в виде выроста (почки) на теле родительской особи, а затем отделяется от нее, превращаясь в самостоятельный организм, совершенно идентичный родительскому. Например, у кишечнополостных.Фрагментацией называется разделение особи на две и несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Основу фрагментации составляет способность организма к регенерации - восстановлению утраченных частей.Вегетативное размножение. При вегетативном размножении от растения отделяется относительно большая, обычно дифференцированная, часть и развивается в самостоятельное растение. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, столоны и клубни. Некоторые из этих структур служат для запасания питательных веществ.

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды размножения ПоловоеПроисходит при слиянии двух гамет особей одного вида - родителей, в результате которого осуществляется объединение генетической информации в наследственном материале потомка.Биологическое значение полового размножения заключается не только в самовоспроизведении особей, но и в обеспечении биологического разнообразия видов, их адаптивных возможностей и эволюционных перспектив. Это делает половое размножение биологически более прогрессивным, чем бесполое.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стадии полового размножения Половое размножение характерно для подавляющего большинства живых существ. Оно складывается из 4 основных процессов: 1.Гаметогенез - образование половых клеток (гамет). 2.Оплодотворение - слияние гамет и образование зиготы. 3.Эмбриогенез - дробление зиготы и формирование зародыша. 4.Постэмбриональный период - рост и развитие организма в послезародышевый период.

№ слайда 9

Описание слайда:

Оплодотворение Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток (гамет), в результате которого образуется оплодотворенная яйцеклетка (зигота). То есть из двух гаплоидных гамет образуется одна диплоидная клетка (зигота). Различают наружное оплодотворение, когда половые клетки сливаются вне организма, и внутреннее, когда половые клетки сливаются внутри половых путей особи; перекрестное оплодотворение, когда объединяются половые клетки разных особей; самооплодотворение - при слиянии гамет, продуцируемых одним и тем же организмом; моноспермия и полиспермия в зависимости от числа сперматозоидов, оплодотворяющих одну яйцеклетку.

№ слайда 10

Описание слайда:

Онтогенез. . Онтогенез - индивидуальное развитие организма, с момента образования зиготы до смерти. Различают два основных типа онтогенеза: прямой и непрямой. При прямом развитии рождающийся организм в основном сходен со взрослым, а стадия метаморфоза отсутствует. При непрямом развитии образуется личинка, отличающаяся от взрослого организма внешним и внутренним строением, а также по характеру питания, способу передвижения и ряду других особенностей. Во взрослую особь личинка превращается в результате метаморфоза. Непрямое развитие дает организмам значительные преимущества. Непрямое развитие встречается в личиночной форме, прямое - в неличиночной и внутриутробной. Непрямой (личиночный) тип развития проходят многие виды беспозвоночных и некоторые позвоночные животные (рыбы, земноводные). У них в процессе развития формируются одна или несколько личиночных стадий. Прямой неличиночный (яйцекладный) тип развития встречается у ряда беспозвоночных, а также у рыб, пресмыкающихся, птиц и некоторых млекопитающих, яйца которых богаты желтком. При этом зародыш длительное время развивается внутри яйца. Прямой внутриутробный тип развития характерен для высших млекопитающих и человека, яйцеклетки которых почти лишены желтка. Все жизненные функции зародыша осуществляются через материнский организм. Для этого из тканей матери и зародыша развивается плацента. Завершается этот тип развития процессом деторождения.

№ слайда 11

Описание слайда:

Эмбриональное развитие Эмбриональное развитие (эмбриогенез) начинается с момента оплодотворения, представляет собой процесс преобразования зиготы в многоклеточный организм и завершается выходом из яйцевых (зародышевых) оболочек (при личиночном и неличиночном типах развития) либо рождением (при внутриутробном). Эмбриогенез включает процессы дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза. Дробление - ряд последовательных митотических делений зиготы, в результате которых происходит образование бластомеров. Образовавшиеся бластомеры не увеличиваются в размерах. В процессе дробления суммарный объем зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток уменьшаются. В результате ряда дроблений образуется бластула. Бластула - многоклеточный шаровидный зародыш с однослойной стенкой и полостью внутри. Бластула образуется в результате бластуляции, когда бластомеры смещаются к периферии, образуя бластодерму, образующаяся при этом внутренняя полость заполняется жидкостью и становится первичной полостью тела - бластоцелью. После образования бластулы начинается процесс гаструляции.

Описание слайда:

Гисто – и органогенез Гисто- и органогенез - формирование тканей и органов зародыша в результате дифференцировки клеток и зародышевых листков. Из эктодермы образуются: нервная система, эпидермис кожи и его производные (роговые чешуи, перья и волосы, зубы). Из мезодермы образуется мускулатура, скелет, выделительная, половая и кровеносная системы. Из энтодермы образуются пищеварительная система и ее железы (печень, поджелудочная железа), дыхательная система.

№ слайда 14

Описание слайда:

Постэмбриональное развитие Постэмбриональное (послезародышевое) развитие начинается с момента рождения (при внутриутробном развитии зародыша у млекопитающих) или с момента выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до смерти живого организма. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни. Все стадии индивидуального развития любого организма подвержены влиянию факторов внешней среды. Огромное влияние на развитие организма оказывает среда, в которой он формируется. Температура, свет, влажность, разнообразные химические вещества (ядохимикаты, алкоголь, никотин, ряд лекарственных препаратов и др.) могут нарушать нормальный ход онтогенеза и приводить к формированию различных заболеваний

Описание слайда:

Биогенетический закон «В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают известное общее сходство».Карл Бэр«Индивидуальное развитие особи(онтогенез) до определённой степени повторяет историческое развитие вида(филогенез),к которому относится данная особь».Ф. Мюллер, Э.Геккель.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

СГБОУ ПО

«Севастопольский медицинский колледж

имени Жени Дерюгиной»

Преподаватель Смирнова З. М.


Актуальность темы

Современная эмбриология изучает не только стадии эмбриогенеза,

но и пытается объяснить, почему развитие протекает так, а не иначе: почему одна клетка даёт начало разнообразию клеточных типов, характерному для взрослого организма? Что определяет ход развития? Вопросов, которые ставят учёные намного больше, чем ответов, и это закономерно отражает возросший интерес к эмбриологии – науке, особенно бурно развивающейся в последние годы.

Наиболее важные для человечества приложения эмбриологии относятся к области медицины. Проблема аномалий внутриутробного развития (тератогенез) приобрела статус международной.


РАЗВИТИЕ ЭМБРИОЛОГИИ

Вопрос об индивидуальном развитии – онтогенезе привлекал к себе внимание со времен Аристотеля.

В XVII-XVIII вв. оформились два взгляда на онтогенез – преформизм и эпигенез.


ПРЕФОРМИЗМ

Сторонники преформизма полагали, что зародышевое развитие сводится к росту сформированного зародыша.

Преформисты разделились на две группы.

Овисты считали, что уже сформированный зародыш находится в яйцеклетке, а мужское начало лишь дает толчок к развитию.

Анималькулисты утверждали, что зародыш заключен в сперматозоиде, который развивается за счет питательных веществ яйца.


ЭПИГЕНЕТИКА

Приверженцы альтернативного течения – эпигенетики – считали, что в процессе онтогенеза происходит новообразование структур и органов зародыша из бесструктурного вещества. Впервые идея эпигенеза встречается в трудах В. Гарвея (1651 г.), но в полной мере соответствующие взгляды были выражены К.Ф. Вольфом (1733-1794

Концептуальная иллюстрация

16-го века того, как будет выглядеть эпигенез Аристотеля


Решающий перелом в споре между представителями двух течений произошел в XIX в. после работ К. М. Бэра.

К. Бэр считал, что в зародыше не происходит новообразований, имеют место лишь преобразования: от более простого и недифференцированного к более сложному и дифференцированному.


Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

Онтогенез – индивидуальное развитие особи, начинается образованием зиготы (при половом размножении) и заканчивается смертью.

Различают три типа онтогенеза животных:

Личиночный (непрямое развитие

Внутриутробный тип развития


Личиночный тип развития

Личиночный (непрямое развитие, сопровождается

метаморфозом ) встречается у беспозвоночных, рыб,

земноводных.

  • Образование личинки

обусловлено малыми

запасами желтка в яйцах.

  • Личинка отличается от

взрослой особи

  • строением,
  • образом жизни,
  • средой обитания.
  • Имеют ряд провизорных

(временных) органов,

которые впоследствии

исчезают (жабры и хвост

у головастика).


Яйцекладный тип развития

Яйцекладный (неличиночный) тип развития наблюдается у ряда беспозвоночных, пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих, яйца которых богаты желтком.

  • Характерно длительное

развитие зародыша в

яйце.

  • Питание, дыхание и

др. функции у зародышей

осуществляется

провизорными органами –

зародышевыми оболочками:

амнионом, аллантоисом и др.

Амниотическая жидкость

эмбрион

амнион

О 2

СО 2

аллантоис

хорион

желточный мешок

скорлуповая оболочка

желток


Внутриутобный тип развития

Внутриутробный тип развития характерен для высших млекопитающих,

  • яйцеклетки

которых содержат

мало питательного

материала.

  • Жизненные

функции

зародыша

осуществляются

через материнский

организм

(плаценту).


Периоды онтогенеза

Онтогенез многоклеточных организмов разделяют на два периода

Постэмбриональный –

начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается смертью

Эмбриональный –

начинается образованием

зиготы и заканчивается

выходом из яйцевых оболочек

или рождением организма.

Включает стадии:

Прямое Непрямое:

- неполным и

- полным метаморфозом

Гисто- и органогенез

Дробление

Гаструляция


Эмбриональный период

начинается образованием зиготы

ядро

цитоплазма с желточными включениями

проникновение сперматозоида

Слияние гаплоидных

ядер двух гамет

Зигота


Эмбриональный период

Эмбриональный включает процессы дробления, гаструляции, гисто- и органогенез:

Гисто- и органогенез образование тканей и органов.

У зародышей хордовых образуются осевые органы:

нервная трубка, хорда и кишечная трубка

Дробление

характеризуется образованием

многоклеточного

однослойного

зародыша – стадия бластулы

Гаструляция –

образование

2-х или 3-х

слойного

зародыша


Эмбриональный период. Стадия дробления

Дробление – процесс митотических делений зиготы, характеризующийся отсутствием стадии роста бластомеров, в результате которых образуется первая стадия многоклеточного зародыша – бластула. В процессе дробления объём зародыша не изменяется, а размеры составляющих его клеток с каждым делением становятся все мельче.

Таким образом, в ходе дробления образуется многоклеточный однослойный зародыш (бластула) с полостью внутри.

После образования бластулы начинается процесс гаструляции.


Гаструляция

процесс образования зародышевых листков (экто -, мезо - и энтодермы).

  • У двухслойных организмов образуется только экто - и энтодерма;
  • У 3-х слойных организмов: экто-, энто- и мезодерма.
  • Гаструляция ланцетника

осуществляется путем

инвагинации – впячивания

бластодермы в бластоцель;

  • Образуется двухслойный

зародыш – гаструла;

  • Наружный пласт клеток –

эктодерма, внутренний –

энтодерма;

  • Полость внутри гаструлы –

гастроцель;

  • Мезодерма формируется

из клеток энтодермы.

Гаструляция 2-х слойных организмов

Бластоцель

Энтодерма

Эктодерма

Бластула Гаструляция Гаструла

Гаструляция 3-х слойных организмов

Эктодерма

Энтодерма

Гастроцель

Образование мезодермы

Бластопор (первичный рот)

Инвагинация


Дробление. Гаструляция

ИНВАГИНАЦИЯ


Выделяют четыре способа образования экто- и энтодермы

Эпиболия, или обрастание – мелкие клетки анимального полюса обрастают

снаружи крупные

клетки вегетативного полюса. Встречается у земноводных, имеющих телолецитальные яйца.

Деламинация,

или расслоение – эмбриональные клетки делятся параллельно поверхности зародыша, в результате чего образуется наружный и внутренний зародышевые листки. Характерна для насекомых, птиц, пресмыкающихся.

Иммиграция – характеризуется перемещением клеток бластодермы в бластоцель.

Наблюдается у кишечнополостных

Инвагинация, или впячивание – наблюдается у животных с изолецитальным типом яиц.


Гисто- и органогенез

процесс образования органов и тканей

  • Нейруляция - этот начальный этап органогенеза, результатом которого является формирование осевых органов:
  • нервной трубки,
  • хорды и
  • вторичной кишки.
  • Зародыш на стадии нейруляции – нейрула.
  • Нервная трубка – клетки эктодермы на спинной

стороне тела прогибаюся, формируя желобок, края которого постепенно смыкаются.

  • Хорда – образуется в результате обособления

спинной части энтодермы, расположенной под

нервным зачатком.

  • Кишечная трубка – образуется из энтодермы в

результате преобразования гастроцели.


Гисто- и органогенез

Нейруляция


Органогенез

В дальнейшем развитии зародышей животных зачатки различных тканей и органов закладываются из клеток одного из трех зародышевых листков эктодермы, энтодермы или мезодермы.

Зародышевый листок

Органы и ткани

Покровы с их производными: кожные железы, волосы, перья, чешуя.

Органы чувств, нервная система, эпителий передней и задней кишки.

Эктодерма

Хорда, эпителиальная выстилка средней кишки, а также железы кишечника, печень, поджелудочная железа. Легкие наземных животных.

Энтодерма

Большая часть внутренних органов. Скелетная мускулатура, костная, хрящевая и соединительная ткани, кровеносная система выделительные органы, различные части полового аппарата и т. д.

Мезодерма


Провизорные (временные) органы зародыша –

обеспечивают жизнедеятельность зародыша.

Хорион (серозная оболочка) – наружная оболочка, прилежащая к скорлупе или материнским тканям.

Служит для обмена веществ с окружающей средой.

Амнион – мешок заполненный жидкостью, которая создает водную среду и защищает зародыш от высыхания и повреждений.

Аллантоис – участвует в газообмене, вместилище для мочевины и мочевой кислоты. У млекопитающих он вместе с хорионом образует плаценту. От аллантоиса к хориону растут сосуды, при помощи которых плацента выполняет выделительную, дыхательную и питательную функции.

Желточный мешок – участвует в питании зародыша и является кроветворным органом.

До 6-й недели после оплодотворения желточный мешок, играет роль «первичной печени».

амнион

Амниотическая жидкость

эмбрион

О 2

СО 2

аллантоис

хорион

желточный мешок

скорлуповая оболочка

желток


Эмбриональная индукция

Эмбриональная индукция –

взаимодействие частей развивающегося зародыша, при котором один участок зародыша влияет на развитие другого участка.

В опытах немецкого ученого Г. Шпемана (1924) на зародышах тритонов: кусочек зародыша из области верхней губы бластопора на стадии гаструлы тритона пересаживают на боковую или брюшную сторону гаструлы другого зародыша. В месте пересадки происходит развитие нервной трубки, хорды и других органов. Развитие может достичь стадий с образованием дополнительного зародыша на боковой или брюшной стороне зародыша реципиента.

Верхняя губа бластопора


Эмбриональная индукция –

Выводы:

  • Участок, взятый из спинной губы бластопора,

способен направлять развитие клеток, которые находятся вокруг него, на определенный путь

развития. Он как бы организует, или индуцирует,

развитие зародыша.

  • Точное строение новообразованных органов в месте пересадки указывает на эмбриональную регуляцию.
  • Г. Шпеман назвал спинную губу бластопора

первичным эмбриональным организатором или первичным эмбриональным индуктором, а само

явление, при котором один участок зародыша

влияет на судьбы другого, – эмбриональной индукцией


2 бластомера

матка

  • Эмбриональное

развитие человека

можно разделить

на 3 периода:

  • начальный

(1-я неделя развития);

2) зародышевый

(2-8-я недели);

3) плодный

(с 9-й недели

развития до

рождения ребенка).

Процесс внутриутробного развития зародыша человека длится

280 суток.

8 бластомеров

морула

зигота

яйцеклетка

Оплодотворение

яйцеклетки

(1день)

бластула

эндометрий

Имплантация


Эмбриональное развитие человека

Полярное тело

эмбриобласт

бластоцель

пронуклеусы

Трофо бласт

бластомер

3 день-морула

2 день- дробление

4 день- дифференцировка

1 день- оплодотворение

5день

эпибласт

гипобласт

трофобласт

эндометрий

эмбриобласт

Зароды-шевый диск

9 день- дифференцировка

7 день- имплантация

6 день

12 день

пупочный канатик

Внезародыше- вый целом

Амниотическая полость

амнион

12 день

эмбрион

мезодерма

эктодерма

мезодерма

кишка

желточный мешок

хорион

энтодерма

18 день

23 день


Эмбриональное развитие человека

  • Функцию наружной зародышевой оболочки выполняет хорион, или ворсинчатая оболочка. Ворсинки хориона врастают в слизистую матки.
  • Место наибольшего разветвления ворсинок хориона и наиболее тесного контакта их с поверхностными слоями эндометрия матки называют плацентой (детским местом).
  • Плацента – временный орган, имеющийся только у плацентарных.
  • Связь тела зародыша с плацентой осуществляется через пуповину или пупочный канатик (плотный тяж 40 см длиной), содержащий кровеносные сосуды. Сосуды образуются в аллантоисе, идут от плода к стенке матки.

амниотическая жидкость

хорион

амнион

плацента

пуповина

стенка матки


Эмбриональное развитие человека

  • Основные функции плаценты - трофическая, экскреторная, эндокринная, защитная.
  • Кровь матери и плода не смешивается. Между ними существует плацентарный барьер. Питательные вещества и О 2 , растворенные в материнской крови, диффундируют через плацентарный барьер в кровь плода, обеспечивая жизнь и рост плода до его рождения. Конечные продукты

обмена веществ плода проходят через плаценту в кровь матери и выводятся выделительной системой матери.

Через плацентарный барьер проникают антитела, гормоны, лекарства, наркотики, яды и другие вещества.


Образование близнецов

Различают

Монозиготные

(однояйцовые) близнецы

развиваются из одной

оплодотворенной

яйцеклетки.

  • Имеют одинаковый генотип,

но могут отличаться по

фенотипу, что обусловлено

воздействием факторов

внешней среды.

  • Всегда однополы,
  • у них одинаковые группы

крови, цвет глаз,

  • дерматоглифические узоры

и др.

Дизиготные

(двуяйцовые)

близнецы развиваются

после оплодотворения

сперматозоидами

нескольких

одновременно

созревших яйцеклеток.

Имеют разный генотип, и

их фенотипические

отличия обусловлены как

генотипом, так и

факторами внешней

среды.

Поликлеточная

овуляция

Зрелая яйцеклетка


Монозиготные

близнецы

Дизиготные

Оплодотворение

2морулы

Имплантируются

2 бластоцисты

2плаценты

1плацента

амниотический мешок

амниотических мешка


Сиамские близнецы

Сросшиеся (или сиамские) близнецы являются монозиготными, поэтому имеют одинаковый генотип и всегда одного пола.

Сросшиеся близнецы появляются, если расщепление задерживается

до 13 дня после зачатия.

Согласно современным исследованиям, к отложенному расщеплению зиготы могут приводить генетические и

средовые влияния, а также воздействие токсических веществ.

В Сиаме (ныне Таиланд)

в 1911 году у матери китаянки родились близнецы Энг и Чанг. Они имели сросшиеся хрящи грудной клетки


Критические периоды эмбриогенеза –

периоды наибольшей чувствительности зародыша к

воздействию факторов внешней среды т. к. изменяются

условия его существования и включаются новые блоки генов.

У человека выделяют 3 критических периода:

1.Имплантация – внедрение эмбриона в слизистую оболочку

матки (6-7 дни после оплодотворения);

2.Плацентация – образование плаценты (14-15 день);

3.Роды (39-40 недели).

2.Плацентация

3.Роды

1.Имплантация


Критические периоды эмбриогенеза

  • Критические периоды совпадают
  • с активной дифференцировкой клеток и
  • с переходом от одного периода развития к другому,
  • с изменением условий существования зародыша.

У млекопитающих имплантация бластулы характеризуется переходом к новым условиям питания и газообмена.

Развитие плаценты и переход к плацентарному питанию и газообмену требует новых приспособлений.

После родов новорожденный должен приспособиться к резким изменениям условий существования и перестроить деятельность всех систем организма.

Изменение способов питания и газообмена, повышает чувствительность зародыша к неблагоприятным факторам среды.


Тератология – наука, изучающая уродства

Факторы, вызывающие патологию внутриутробного развития плода

Физические факторы внешней среды:

  • все виды

ионизирующего

излучения,

  • тяжелые

металлы;

  • недостаток

кислорода

Вредные привычки:

  • алкоголь,
  • наркотики,
  • курение.

Химические факторы внешней

среды:

  • Лекарственные

препараты,

  • недостаток

избыток

витаминов

Заболевания матери:

  • заболевания

внутренних

и половых

органов;

  • нарушение

обмена

веществ

Инфекции у матери:

  • краснуха,
  • токсоплазмоз,
  • вирус герпеса,
  • ВИЧ и др.

Постэмбриональное развитие

развитие организма с момента выхода из яйцевых оболочек (при личиночном развитии) или рождения (при внутриутробном онтогенезе) до смерти.

  • Развитие может быть прямым и непрямым

(с метаморфозом).

  • Метаморфоз, характерный для личиночного

онтогенеза, бывает полным и неполным.


Типы постэмбрионального развития

Прямое развитие

Непрямое развитие (с метаморфозом)

С неполным метаморфозом:

  • яйцо
  • личинка
  • половозрелая

особь

С полным метаморфозом:

  • яйцо
  • личинка (гусеница)
  • куколка
  • половозрелая

особь

Откладка яиц

с большим

количеством

Желтка (пресмыкающиеся, птицы)

Внутриутробное

развитие

(млекопитающие)

выклюнувшиеся из яйцевых оболочек или новорожденные существа отличаются от взрослой формы преимущественно размерами, а также недоразвитием ряда органов и пропорциями тела.

В личинке отсутствуют или неразвиты органы, необходимые в половозрелом состоянии,

имеются провизорные органы.

У некоторых животных личинки сходны со взрослыми организмами (кузнечики).


Постэмбриональное развитие

Постэмбриональный онтогенез животных и человека

включает периоды:

  • Дорепродуктивный период, или ювенильный (до

полового созревания) – период роста и развития организма;

  • Репродуктивный период, или зрелый (половозрелое состояние) – связан с возможностью к самовоспроизведению, размножению.

Период активного функционирования взрослого организма;

  • Пострепродуктивный, или период старости ,

заканчивающийся естественной смертью.

Клетка это…

Какие виды клеток вы знаете?

Какие виды клеток вы знаете?

Какими способами могут делиться клетки?

Митоз это…

Мейоз это…

Зигота это….


ОНТОГЕНЕЗ-

Индивидуальное развитие организма

(«онтос»-существо, «генезис»-развитие)


Онтогенез

  • Эмбриональное развитие

Период развития от

образования зиготы

до выхода зародыша из яйца

или рождения

Период развития

с момента рождения

до смерти


Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организма, занимается эмбриология (от греч. «embryonic» - зародыш).


Шмальгаузен

Ученные - эмбриологи

  • Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии
  • Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «В онтогенезе
  • повторяется филогенез».
  • А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии
  • И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных
  • Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов

Северцев


  • Стадия дробления
  • Стадия гаструляции
  • Стадия органогенеза


Бластула- однослойная стадия.


Гаструла- двухслойная стадия.


Эктодерма

Энтодерма

Нервная трубка.

Мезодерма

Мышцы. Почки. Сердце.

Половая система.


Онтогенез. . . есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида. Биогенетический закон (Мюллер, Геккель)





Постэмбриональное развитие – это

развитие, которое начинается с момента выхода из яйцевых оболочек (личинки или организма),

а у млекопитающих – с момента рождения.


  • Прямое (без метаморфоза).
  • Непрямое (с метаморфозом).

Прямое развитие (без метаморфоза)


Прямое развитие – это

развитие, при котором рождающийся организм сходен со взрослым.


Пресмыкающиеся

Яйцекладущие млекопитающие



Непрямое развитие (с метаморфозом)


Непрямое развитие – это

развитие, при котором имеется стадия личинки.

Личинка отличается от взрослого организма по многим внешним и внутренним признакам.

Требуется глубокая перестройка внешнего внутреннего строения (метаморфоз).


Личинка майского жука

Майский жук


Гусеница бабочки капустной белянки

Капустная белянка


Личинки рыб


Головастики лягушки


Развитие с метаморфозом

Развитие лягушки

Развитие рыбы

Онтогенез

  • Эмбриональное развитие

Период развития от

образования зиготы

до выхода зародыша из яйца

или рождения

Период развития

с момента рождения

до смерти


Стадия Бластула. Стадия Гаструла. Стадия Нейрула. Стадия органогенеза

Эктодерма

Энтодерма

Нервная трубка.

Мезодерма

Кишечник. Печень. Поджелудочная железа.

Органы чувств (зрение, слух, обоняние)

Мышцы. Почки. Сердце.

Половая система.









Кто основатель эмбриологии .

Шмальгаузен

Северцев


Кто сформулировал биогенетический закон.

Шмальгаузен

Северцев


Кто разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов?

Шмальгаузен

Северцев



Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

  • Нервная трубка.
  • Печень.
  • Кожа.
  • Почки.
  • Сердце.
  • Органы чувств (зрение, слух, обоняние)
  • Кости.
  • Кишечник.
  • Сосуды.
  • Поджелудочная железа.
  • Хрящи.
  • Мышцы.
  • Половая система.
  • Лёгкие.

Эктодерма

Энтодерма

Нервная трубка.

Мезодерма

Кишечник. Печень. Поджелудочная железа.

Органы чувств (зрение, слух, обоняние)

Мышцы. Почки. Сердце.

Половая система.


  • Постойте правильно цепочку развития.

Развитие пресмыкающегося


Развитие пресмыкающегося


Развитие птицы


Развитие птицы





















1 . Оплодотворенная яйцеклетка. 2. Система в организме, образованная из эктодермы. 3. Основатель современной эмбриологии, доказавший, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными. 4. Стадия зародыша, в результате которой образуется комплекс осевых органов. 5. Новый организм, который развивается из оплодотворенной яйцеклетки. 6. Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы. 7. Немецкий исследователь, один из основателей экспериментальной эмбриологии. 8. Индивидуальное развитие особи. 9. Первичная полость тела. 10. Совокупность клеточных элементов, расположенных между наружными и внутренними зародышевыми листками в первичной полости. 11. Краткое повторение исторического развития вида, к которому относится данная особь. 12. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша. 13. Период, длящийся от образования зиготы до рождения или же выхода из яйцевых оболочек. 14. Один из осевых органов зародыша, образующийся после завершения гаструляции. 15. Период, длящийся от выхода яйцевых оболочек или рождения до смерти организма. 16. Двухслойный зародышевый мешок, наружный слой клеток которого называется эктодермой. 17. Период накапливания клеточного материала для дальнейшего развития. 18. Набор хромосом в стадии дробления. 19. Однослойный многоклеточный зародыш.




Новое на сайте

>

Самое популярное