Домой Ландшафтный дизайн III Внешняя политика Китая на рубеже XX-XXIвв. Внутренняя и внешняя политика китая

III Внешняя политика Китая на рубеже XX-XXIвв. Внутренняя и внешняя политика китая

Официально правительство Китая проводит независимую и мирную внешнюю политику, главная цель которой – создание сильного и могущественного единого Китая, защита независимости и суверенитета страны, создание благоприятной среды для экономического развития и открытости внешнему миру.

Политика «мирного существования» Китая базируется на основных пяти принципах, сформированных в 1954 году:

Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

Ненападение;

Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода. Китай официально «твердо держится открытости внешнему миру, активно развивает сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды»;

Мирное сосуществование.

Таким образом, официальная позиция Пекина во внешней политике предполагает сохранение мирной международной среды, отказ от каких-либо претензий на гегемонию, стимулирование совместного развития и защита мира во всем мире. На основе этих принципов Китай установил дипломатические отношения с 161 государством.

Главные направления внешней политики Китая:

1) Развитие дипломатических отношений между Китаем и США. Китайско-американские отношения на протяжении XX века были довольно сложными и нестабильными. В 50-х годах Китай выступил против американской агрессии в Корейской Народной Демократической Республике, что повлекло за собой последующее недопущение Китая в совет ООН и подписание договора между США и Тайванем о сотрудничестве и совместной обороне. Отношения еще более обострились после развязанной американцами войны во Вьетнаме. Только в 1969 году Китай и США сделало первые шаги навстречу миру. В 1971 году Китай, наконец, вступил в ООН. С этого времени в отношениях между двумя державами наметилось потепление. В 1972 году американский президент Никсон признал Тайвань частью Китая, а в 1979 году страны официально установили дипломатические отношения. Отношения несколько охладились после восстаний 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда Запад резко осудил действия китайского правительства, однако, в целом это не ослабило экономические связи двух стран.

В октябре 1995г. в рамках 50-летнего торжества ООН Цзян Цзэминь и Бил Клинтон провели официальную встречу в Нью-Йорке. Цзян Цзэминь подчеркнул основную политику на урегулирование китайско-американских отношений на основе “углубления доверия, сокращения трений, развития сотрудничества и пресечения конфронтации”.

2) Нормализация и развитие отношений с Индией. Отношения между Индией и Китаем обострились в результате подавления китайскими войсками восстания в Тибете в 1959 года, после чего Далай-лама и часть тибетского населения бежали в Индию, где встретили поддержку индийского правительства. Сближение стран стало возможным только в 1977 году, когда страны вновь обменялись дипломатами. Официально дипломатические отношения были установлены в начале 80-х годов. Хотя между Китаем и Индией до сих пор существует ряд неразрешенных территориальных вопросов, Индия является важнейшим стратегическим партнером Китая, между странами активно развиваются торговые отношения.

3) Развитие китайско-японских отношений. Уже более 40 лет Япония является главным торговым партнером КНР, но несмотря на это политические отношения между двумя странами остаются сложными и периодически переживают периоды напряженности. Главными препятствиями на пути нормализации политических отношений между двумя странами можно назвать следующие моменты: японская позиция относительно Тайваня, недовольство Китая относительно форм извинений Японии за агрессию 1937-1945 гг., посещение японским премьером храма, где канонизированы главные японские военные преступники, разногласия в трактовке истории, растущая военная мощь Китая и др.. Последний конфликт вспыхнул в сентябре 2010 года, когда в спорных водах Восточно-Китайского моря, где были обнаружены месторождения природного газа, японские власти задержали китайское рыболовное судно. Конфликт усугубился внезапной смертью в японском зоопарке панды, одолженной Китаем, за которую Поднебесная потребовала компенсацию в размере 500 000 долларов. Пока территориальный спор так и остается неразрешенным, но оба государства заинтересованы в мирном урегулировании этих конфликтов и развитии политических и экономических отношений.

4) Китай-Россия. Министерство иностранных дел РФ характеризует российско-китайские отношения как устойчивые и динамично развивающиеся во всех областях. В 2001 году между странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором отражены основные принципы отношений. В этом же году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан основали Шанхайскую организацию сотрудничества, главные задачи которой – укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году. Россия признает Тайвань и Тибет неотъемлемой частью Китая.

5) Восстановление территориальной целостности. В 80-90х годах XX века в ходе мирных переговоров Китай вернул себе Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Однако до сих пор остается неразрешенный конфликт с Тайванем. В 1949 году коммунисты, одержавшие победу в гражданской войне над правительством Чан Кайши, объявило о создании Китайской Народной Республики. Свергнутое правительство бежало на Тайвань, где установило гоминьдановский режим, получая активную поддержку США. Китай претендует на суверенитет над островом и не исключает силового решения проблемы. Признание Тайваня необъемлемой частью Китай является одним из главных условий установления дипломатических отношений КНР с другими странами. В последние годы вместе с приходом новых лидеров в США и на Тайване появилась возможность более тесного и конструктивного сотрудничества между тремя сторонами в ближайшей перспективе.

Администрации Тайваня провозгласила программу активизации экономических связей с материковым Китаем при сохранении политического статус-кво. В июне прошлого года было подписано рамочное соглашение между Тайванем и материковым Китаем об экономическом сотрудничестве, которое по, сути, и стало отправным пунктом расширения экономического и культурного взаимодействия между двумя берегами Тайваньского пролива.

Согласно официальным данным министерства торговли КНР, товарооборот между материковым Китаем и Тайванем за первые пять месяцев 2011 года составил 65,86 млрд долларов США, что на 15,3 проц. превышает аналогичные показатели прошлого года. Объем экспорта материкового Китая на Тайвань достиг 14,54 млрд долларов, что на 30,4 проц. выше цифр за 2010 год. Импорт с Тайваня в материковый Китай составил 51,32 млрд долларов, это на 11,6 проц. больше, чем в прошлом году. С января по май 2011 года в материковом Китае было утверждено более 1020 проектов с привлечением тайваньских инвестиций. При этом инвестиции с Тайваня в размере 990 млн долларов США уже вложены в конкретные проекты.

Стороны укрепляют и гуманитарные связи, в первую очередь, за счет увеличения туристических поездок между берегами Тайваньского пролива. В конце июня туристы из материкового Китая впервые отправились на Тайвань с индивидуальными турами. В течение последних трех лет с паспортами КНР можно было посещать Тайвань, но только в составе тургрупп. До 2008 года, когда Тайбэй отменил действовавший с 1949 года запрет на туристические обмены, такие поездки были вообще невозможны.

6) Развитие отношений между Китаем и Африкой. Дружественные отношения между Китаем и африканскими странами в последние годы получили новый стимул для развития: с каждым годом товарооборот между КНР и странами Африки увеличивается в несколько раз. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Большая часть африканских стран уже признали Тайвань частью Китая и прервали дипломатические отношения с тайваньским правительством. Таким образом, Китай не только приобрел важного торгового и стратегического партнера, но и получил дополнительную поддержку в вопросе Тайваня. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Ежегодно из африканских стран отправляется более 15 000 студентов на обучение в китайских вузах.


Похожая информация.


В 60-е гг. XIX в. Китай подписал неравноправные договоры с Пруссией (1861), Данией и Нидерландами (1863), Испанией (1864), Бельгией (1865), Италией (1866) и Австро-Венгрией (1869).

В 70-е гг. XIX в. западные державы сумели добиться от Китая новых уступок. Так, в 1876 г. власти Китая подписали конвенцию в Чифу, содержавшую значительное число уступок Великобритании - открытие четырех новых портов на р. Янцзы, учреждение английского консульства в Дали, а также предоставление благоприятного режима в провинции Юньнань и отправку английской экспедиции в Тибет.

В начале 80-х гг. осложнились франко-китайские отношения в связи с проведением режимом Третьей республики колониальной политики в странах Индокитая, так как территория Аннама находилась в тот момент в вассальной зависимости от Китая.

Ли Хунчжан в мае 1884 г. согласился на ликвидацию вассальной зависимости Аннама, но в Пекине этот шаг не получил поддержки. Тогда французский флот напал на китайскую флотилию у берегов провинции Фучжоу. Столкновения также происходили на море и на суше, и в самом Индокитае, близ Тонкина.

Французским войскам удалось овладеть укреплениями в Фучжоу и занять острова Пэкту. Однако в сухопутных сражениях китайцы оказались более удачливыми, сумев одержать в 1885 г. победу в горах Ляншань (Северный Аннам). Свой успех они развить не смогли, так как цинские власти пошли на подписание в июне того же года мирного договора, согласно которому Аннам отходил под протекторат Франции. Кроме того, французы получили право свободной торговли в провинции Юньнань.

Помимо западных держав, в начале 70 гг. XIX в. борьбу за влияние на Китай начинает Япония. В 1872-1879 гг. она включается в противоборство за единоличный контроль над островами Рюкю, до того времени находившимися под двойным японо-китайским контролем.

В 1874 г. Япония, совместно с США, попыталась захватить о. Тайвань, но после вмешательства Великобритании, имевшей здесь свои интересы, на время от этого плана им пришлось отказаться.

Следующей территорией, ставшей объектом противостояния Японии и Китая, стала Корея. В 1894 г., после начала там крестьянского восстания, корейское правительство обратилось к Китаю за помощью в его подавлении. Воспользовавшись предоставленным моментом, Япония по собственной

инициативе также посылает свои войска на территорию Кореи. Возник конфликт, приведший в конце июля 1894 г. к потоплению японцами китайского военного судна. 1 августа того же года Япония объявила войну Китаю.

В правящих кругах Китая не сложилось единого мнения относительно дальнейшего плана действий. Гуансюй и ряд его советников надеялись, что в ходе предстоящей войны китайские войска сумеют одержать победу над японскими. Цыси и Ли Хунчжан, наоборот, выступали против войны, небезосновательно опасаясь поражения. Тем не менее именно Ли Хунчжану было поручено командовать китайскими войсками на территории Кореи.


16 сентября 1894 г. в сражении близ Пхеньяна китайские войска потерпели поражение и отступили к р. Ялу. Вскоре туда подошли японцы, одновременно высадившиеся и на территории Ляодунского полуострова, захватив там порт Даль- 1 нии и Порт-Артур. Японцы одержали также и победу над китайским флотом, остатки которого вынуждены были отойти в бухту Вэйхайвэй.

В январе 1895 г. в Японию была направлена китайская делегация для ведения переговоров и мире, но они завершились безрезультатно. В феврале японские войска блокировали Вэйхайвэй, а затем его захватили. Лишь после этого в японском городе Симоносеки Ли Хунчжан смог начать мирные переговоры, по итогам которых 17 апреля был подписан Симонесекский договор, предусматривавший отказ Китая от сюзеренитета над Кореей, уступку японцам о. Тайвань, Ляодунского полуострова и островов Пэнху, выплату двухсот миллионов лян контрибуции, согласие на открытие для торговли четырех новых портов. Кроме того, Япония получила право на строительство в Китае своих промышленных предприятий.

Россия и Франция, опасавшиеся усиления влияния Японии на Дальнем Востоке, выступили против ряда статей этого договора, прежде всего в отношении аннексии Ляодунского полуострова. Это вынудило Японию от него отказаться и вернуть под юрисдикцию Китая.

Вскоре после подписания Симоносекского договора, западные державы потребовали от китайского правительства компенсации за оказанную ими поддержку по вопросу о статусе Ляодунского полуострова, а также выразили желание предоставить Китаю займы для уплаты контрибуции Японии.

В 1896 г. в России находилась китайская делегация во главе с Ли Хунчжаном, которая принимала участие в торжествах по случаю коронации императора Николая II. В ходе этого визита между двумя странами был подписан секретный договор о военном союзе в случае нападения на Россию, Китай или Корею со стороны Японии. Кроме того, Китай давал согласие на строительство железной дороги близ Владивостока через территорию Маньчжурии с правом перевозки по ней, в случае необходимости, российских войск, а также использования ими китайских портов.

Активность в Китае в тот период стала проявлять и Германия, захватившая в середине ноября 1897 г. бухту Цзяочжоу и затем добившаяся ее аренды сроком на 99 лет и создания военно-морской базы в порте Циндао. Кроме того, по договору от 6 марта 1898 г. Германия получила право на строительство железных дорог в провинции Шаньдун, а немецкие предприниматели - преимущество в создании там своих концессий. Великобритания, в свою очередь, добилась от китайского правительства подтверждения своих преимущественных прав в долине р. Янцзы.

Под контролем западных держав оказались и китайские морские таможни, что лишало страну права распоряжаться в полной мере полученными от их деятельности доходами. В конце мая 1898 г. под контроль Великобритании отошел порт Вэйхайвэй, а в начале июня того же года было подписано соглашение о расширении территории Гонконга за счет Ко-улунского полуострова на условиях его 99-летней аренды у Китая. Свои интересы в Китае продолжала иметь Франция. В апреле 1898 г. она получила право постройки железной дороги от Тонкина до Юньнаньфу, а также в аренду на 99 лет залива Гуанчжоувань. Япония, в свою очередь, добилась от Цинов гарантий того, что без ее ведома никакая из частей провинции Фуцзянь не будет отчуждена.

Таким образом, к концу XIX в. Китай почти полностью превратился в полуколонию иностранных держав, разделивших его территорию на сферы собственного влияния.

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае
считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое
событие - пленум ЦК КПК (Центральный Комитет Коммунистической партии
Китая) одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась
перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития.
Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в
пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей
развивающегося мира - Азии, Африки, Латинской Америки.

Теория трёх миров - теория, разработанная китайским
коммунистическим лидером Мао Цзэдуном, утверждающая,
что международные отношения состоят из трёх политико-экономических
миров: Первого Мира - сверхдержав США и СССР, Второго Мира -
«промежуточные силы, например Япония, Европа и Канада», и Третьего
Мира - «Азия, за исключением Японии», «вся Африка… и Латинская
Америка».

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю
политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему
развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща
продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая
характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже
XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов.

В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года (Пекин) новом Уставе записано,
что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:
взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;
взаимного ненападения;
невмешательства во внутренние дела друг друга,
равные и взаимовыгодные отношения;
мирное сосуществование с другими странами мира.

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные
направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х
годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно
сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против
гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет
принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики.
ГЕГЕМОНИЗМ - внешняя политика, основанная на стремлении к мировому
господству, к диктату над другими странами и народами. Проявляется в
различных формах: политической, военной, экономической, идеологической.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы
внешнеполитической стратегии:
Создать справедливый и рациональный новый международный
политический и экономический порядок.
Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в
международных отношениях и многообразие форм развития.
Выступать против всех форм терроризма.
Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами.
Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим
миром.
Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности.
На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил
дипломатические отношения со 165 странами мира.

Министерство иностранных дел КНР (МИД) – это оперативный орган правительства,
ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников,
проживающих за рубежом. Во всех провинциях, автономных районах и городах
центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за
внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых
административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие
делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися
правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР - Ли Чжаосин; уполномоченный МИД
в ОАР Сянган - Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь - Вань Юнсян.

Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в
декабре 1949 года. Его миссия - изучение международных и внешнеполитических
вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах
укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия
развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем
мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями,
дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями
по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы
и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по
международным проблемам. Председатель общества - Мэй Чжаожун.

Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия
состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом
и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа
общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями
различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является
коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех
стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах
центрального подчинения. Председатель общества - Чэнь Хаосу.

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие - пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство “трех миров”, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира - Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет “защищать мир во всем мире” на основе пяти принципов:

Взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

Взаимного ненападения;

Невмешательства во внутренние дела друг друга,

Равные и взаимовыгодные отношения;

Мирное сосуществование с другими странами мира.

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: “Китайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века», которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к “третьему миру”, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к “третьему миру” в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам “третьего мира” и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к “третьему миру” и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне “третьего мира”.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии:

Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

Министерство иностранных дел КНР – это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР - Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган - Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь - Вань Юнсян.

Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества - Чэнь Хаосу.

Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия - изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества - Мэй Чжаожун.

Какую игру ведёт Китай?

Гаяне Арутюнян

В сложившейся архитектуре международных отношений внимание всех привлекают три государства-США, РФ и КНР. Отношения последних двух вызывают ужесточенные споры. Одни называют их «братьями», другие - «союзом», третьи-«партнерами», четвертые просто не верят в эти отношения. Вышедшая после визита Д.А. Медведева в Китай статья агентства «Синьхуа» всколыхнула общественность: неужели российско-китайские отношения близятся к концу? В статье китайский аналитик говорит о глубоком кризисе в России, задается вопросом, сможет ли она его преодолеть. При этом многие журналисты и аналитики трактуют это как заявление со стороны Китая о «стратегическом тупике» в отношениях с Россией. Есть ряд фактов, которые опровергают возможность прекращения российско-китайских отношений в среднесрочной перспективе.

Во-первых, взаимозависимость энергетического сектора. Китай остро нуждается в нефти, в частности, российской. Поставки нефти из Африки (в большинстве из Анголы) и Персидского залива не безопасны, ввиду высокой зависимости Малаккского пролива от политических отношений между государствами. В случае конфликта Китая с США последние способны блокировать «нефтяную артерию» и прервать поставки в Поднебесную из региона. В этом случае, Китаю останется только нефть из Латинской Америки, поставки из которой в структуре импорта незначительны. Активные действия в Арктике имеют долгосрочные планы реализации. Самый близкий и надежный партнер-Россия, которая готова поставлять углеводороды, составляющие опору ее экономики. Россия нуждается в диверсификации экспорта, Китай - импорта. Напряженность в отношениях России с Западом создает благоприятные условия для сближения двух государств, неуместно отрицать борьбу Китая с США за статус мирового гегемона, которая способствует развитию российско-китайских отношений. Подтверждением укреплению российско-китайских отношений в энергетической сфере может являться то, что в ноябре 2015 года Россия обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим поставщиком нефти в Китай.

Во-вторых, Китай не отказывается от сотрудничества с Россией, что показала встреча премьер-министров обеих стран в Поднебесной. В ходе визита Д.А. Медведева было подписано свыше 30 документов. В том числе, «Газпром» договорился с китайской CNPC о проектировании трубопровода «Сила Сибири» на трансграничном участке, а «НОВАТЭК» продала китайскому фонду Шёлкового пути 9,9% акций «Ямал СПГ». Более того, Китай и Россия договорились о совместном противостоянии информационным войнам, создаются проекты совместного исследования и учения в этой сфере.

В-третьих, КНР приняла сторону России в сирийском вопросе. МИД КНР назвал инцидент с Су-24 ВКС РФ потерей для международных усилий в борьбе с терроризмом. Очевидно, что в этом есть геополитический интерес Китая, который, возможно, заключается в полном привлечении России на свою сторону и предотвращении возможности будущего сближения ее с Западом, но на данном этапе это говорит о том, что в среднесрочной перспективе Китай не намеревается разрывать отношения с РФ.

В-четвертых, нельзя упускать из поля зрения ШОС и БРИКС. Сотрудничество в рамках этих двух организаций растет и расширяется, это выгодно его крупнейшим участникам - Китаю и России. Их можно назвать "новой осью мировых сверхдержав", которые объединяют государства, способные противостоять коалиции Запада во главе с США.

С другой стороны, политика Китая в отношении России остается достаточно неопределенной. Утверждая многостороннее сотрудничество, Китай 13 декабря 2015 года отправил железнодорожный состав в Грузию в рамках международного проекта «Шелковый ветер» в обход России. Транзитный поезд с контейнерным грузом должен продолжить путь в Турцию — грузы должны быть доставлены из грузинского порта Поти. Путь связывает Китай с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Казахстаном и ЕС, учитывая, что с Грузией, Турцией и ЕС у России, с которой Поднебесная активно сотрудничает и видит в ней партнера, напряженные отношения. Говорит ли это о полной китайской поддержке в адрес России?

Нельзя однозначно сказать, что союз Китая и России направлен против коалиции США и ЕС. Почему он возник именно в момент, когда Штаты ослаблены на международной арене и очевиден процесс падения их статуса мирового гегемона? В интересах Китая однозначно нет пункта ослабления китайско-американских отношений, которые выгодны для экономического развития Поднебесной, так как американский рынок является широкой платформой для сбыта китайской продукции. Нельзя не учитывать китайскую диаспору в Америке, укрепившуюся и создающую отдельные кварталы. Что касается России, она тоже не намерена разрывать отношения с Западом. «Мы готовы развивать энергетическое сотрудничество с Евросоюзом, строить альтернативные маршруты поставок, чтобы в перспективе удовлетворить растущие потребности европейских экономик»- сказал Д.А. Медведев в своем интервью. Понятно, что Запад долгое время был экономическим партнером России, и разрыв многолетних отношений с ним сейчас достаточно болезненный процесс для экономики и требует длительного периода поиска и создания альтернативы, способной возместить потерю.

В военной сфере Китай не пренебрегает возможностью сотрудничества как с Россией, так и с США. 15 июня 2015 года военные чиновники Китая и Соединенных Штатов подписали документ о механизме взаимодействия в военной сфере, а глава ВМФ Китая Ву Шэнли назвал отношения между военно-морскими флотами США и Китая «лучшими в истории». При этом существует противоречие, связанное с проектом поставки американского оружия в Тайвань почти на 2 млрд. долларов. Китай уже упоминал, что не намерен прощать американской стороне действия, которые угрожают безопасности и территориальной целостности Срединного государства. Как отметил помощник главы МИД КНР, Пекин намерен ввести санкции в отношении компаний, которые участвуют в поставках вооружения региону.

С Россией дела обстоят иначе. Китай являлся одним из основных импортеров российской военной техники. Причем это позволило Китаю выйти на третье место в мире по экспорту оружия, и теперь он закупает у России в основном запчасти и копирует российскую технику. По сообщению Forbes,в 2011 году Китай наладил производство иcтребителя J-16, который был скопирован с российского СУ-30МК2, закупленного в середине 2000-х годов. До этого китайские умельцы не только наладили производство аналогов Су-27 и Су-33, но и сумели запустить в космос космический корабль «Шэньчжоу», повторяющий конструкцию и компоновку российского «Союза». Нелегальное копирование российской техники не может не возмущать Россию, а соперничество Китая с ней на рынке военного вооружения вводит дополнительные сложности в развитие двусторонних отношений.

И наконец, сотрудничество в энергетической сфере, которое можно назвать базисом российско-китайских отношений. Китай отказался финансировать трубопровод «Сила Сибири». В итоге, «Газпром» строит трубопровод на свои деньги. Можно ли после этого утверждать, что Китай видит в России основного партнера в энергетической сфере? И да, и нет. Китаю выгодно импортировать углеводороды из России, до тех пор, пока в стране-партнере сохраняется хотя бы малая экономическая стабильность и пока он не найдет более выгодного источника. На всех партнеров Поднебесной распространяется правило - в них должна быть экономическая и политическая стабильность. Можно отметить, что Китаю не нужен российский газ, так как необходимое ему количество поставляется из Центральной Азии. При этом и нефть ему нужна в среднесрочной перспективе, пока не утвердятся долгосрочные планы поставок из других регионов, например, до разрешения вопроса с Арктикой.

Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что китайская сторона заинтересована в развитии отношений со всеми государствами, которые помогут ей в собственном развитии. Китай играет в игру: в нужное время и в нужном месте примыкает к той или иной стороне, при этом напряженности сохраняются с обеими. Как сказал Генри Джон Темпл Палмерстон: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их — наш долг». Эта цитата, сказанная про Великобританию, наиболее полно описывает нынешнюю политику Китая, который не обязывает себя союзом ни с одной из сторон, а примыкает к той, которая наиболее выгодна в той или иной сфере, при этом не полагается только на нее, а создает одновременно альтернативные источники.



Новое на сайте

>

Самое популярное