Домой Стройматериалы Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel). Храм Абу-Симбел — неофициальное Чудо света в Египте

Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel). Храм Абу-Симбел — неофициальное Чудо света в Египте

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно - присоединяйтесь

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.




Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.


Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство - сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее - в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах - владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.


Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…


Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» - здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».


В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.


Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября - день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!



Кликабельно, Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.


Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.


Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.




Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.


Фотографии в альбоме «Ранакпур » h ttp://мастер ок.жж.рф на Яндекс.Фотках



Рамзес побеждает врагов




Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона - по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира - оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Храмы Абу-Симбела - главная достопримечательность Египта после пирамид и сфинкса! Думаю все видели когда-нибудь огромные фигуры фараонов, сидящие у входа в какой-то храм – вот это и есть один из храмов Абу-Симбела

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела - свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене - красавице Нефертари.


Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II. На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах - владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.


В эти дни у храма Абу-Симбела собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры - боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.


Храмы Абу-Симбела уступают пирамидам по древности, но по интересу со стороны туристов - нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения - возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.


Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.


Абу-Симбел, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела - самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.


Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется - храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.


Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой храм Абу-Симбела после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы


На западном побережье Нила, близ границы с Суданом и на 280 километров южнее Асуана, в Египте находится небольшая местность под названием Абу-Симбел. Историческая область — Нубия, некогда процветающее и сильное государство (в древности известное как царство Куш), сейчас представляет собой регион в среднем течении Нила, от Асуанской границы на севере и до столицы Судана Хартум на юге. Скалистая местность Нубии плотно зажала долину реки с двух сторон, но, тем не менее, местность здесь плодородная и горы богаты на полезные ископаемые.

Именно тут находится один из самых известных символов Египта, настоящая жемчужина древнейшей архитектуры – величественный храм Абу-Симбел, по известности уступающий лишь таким символам Египта, как пирамиды и Сфинкс.

Храм Рамзеса — Абу Симбел.

Храм был построен в первой половине XIII в. до н. э., как символ победы фараона Рамзеса II над хеттами (заклятыми врагами Египта) и необыкновенно нежной любви к своей супруге красавице Нефертари. Ансамбль состоит из двух храмов: Большого и Малого. Большой храм возведен в честь самого фараона Рамзеса II и трех богов Птаха, Амона и Ра-Хорахте, а Малый посвящен его супруге Нефертари. Никогда ранее супруги фараонов не удостаивались чести, быть увековеченными наравне со своими мужьями, однако Нефертари была первой, кто получил это право. Образ любимой жены фараон приказал увековечить в двух статуях, расположенных у входа в Малый храм.

Парадный фасад Большого храма , высеченный прямо в скале, в высоту достигает 31 метра, а в ширину 38 метров. Храм был построен, чтобы возвеличивать и прославлять непобедимого фараона, поэтому Рамзес приказал изобразить трех богов, покровительствовавших ему в битве над хеттами, а заодно и себя, в исполинских размерах фасадных статуях у входа, причем обязал придать богам свой облик. Четыре колосса Рамзеса II несут функционал поддерживающих колон. На голове каждой статуи двойная корона, символизирующая власть над Нижним и Верхним Египтом. У ног расположен комплекс скульптур, изображающих некоторых членов царской семьи: жену Нефертари, мать Рамзеса Туйю, двух дочерей повелителя и сына Амон-хер-Копешеф. Изобразить всех детей фараона не предоставлялось возможным, поскольку Рамзес славился свое любвеобильность и имел около 200 детей.

Малый храм Абу Симбел в честь царицы Нефертари.

Внутри храма расположено четыре помещения. В первый зал пускали любого прихожанина, во второй зал только богатых египтян, в третий были вхожи только жрецы, а четвертый предназначался исключительно для членов царской семьи. В первом зале, предшествующему святилищу, по бокам расположены 10 колонн-скульптур бога Осириса, опять же в облике Рамзеса II, а стены усыпаны завораживающими росписями. В самом маленьком — четвертом зале, стоят четыре скульптуры богов Птаха, Ра-Хорахте и Амона, а так же самого Рамзеса.

Стоит отметить, что храм был построен таким удивительным образом, что дважды в год (22 февраля в день рождения Рамзеса и 22 октября – день его коронации), рассветные лучи солнца нарушают спокойный полумрак залов и, проникая вовнутрь, на несколько минут освещают статую Рамзеса II. А вот изображение бога Птаха всегда остается во тьме, как и положено богу загробного мира.

Малый храм воспевает красоту и сильные чувства супруга-фараона к своей единственной жене Нефертари. Вход в храм с каждой стороны украшен изображениями Рамзеса II и его царицы в образе богини любви Хатхор. Каждая статуя достигает в высоту 10 метров. У ног изваяний помещены малые скульптуры их детей.

Обожествление супруги полностью чувствуется внутри храма. Внутри скромного вестибюля можно заметить шесть колонн, изображающих богиню Хатхор. На некоторых из них можно даже заметить небольшие коровьи ушки. Корова для древних египтян была священным животным. Стены же украшены росписями, повествующими о жизни царицы Нефертари. Но войдя в святилище, проникаешься изображением восхваляющего Хатхор фараона Рамзеса, а в чертах богини без труда заметен образ Нефертари.

Интересный факт. Мало кто знает, но храм в 1960 году был перенесен на новое место из-за строительства Ассуанской плотины. При строительстве воды Нила поднялись, и памятнику неземной любви мужа к своей супруге грозило затопление. Поэтому была проведена уникальная операция по демонтированию храмов и переноса их на более возвышенное место – скалу у старого русла реки. Процесс переноса длился почти пять лет, но в итоге храм обрел свое новое место на шестидесятичетерхметровой высоте над Нилом.

Видео: Храм Абу-Симбел и его тайны

Абу-Симбел – это небольшая деревушка, что расположилась не далеко от границы с Суданом. Маленький населенный пункт, который приглашает тысячные потоки туристов для осмотра двух величественных храмов времен фараона Рамзеса II. Храмы считаются одними из главных достопримечательностей древнеегипетской культуры, что датируется 1244 годом до нашей эры.

Спустя тысячелетия после их постройки, ансамбль храмов был почти полностью засыпан песком пустыни Сахары и на протяжении многих веков они были укрыты его слоем. Лишь в 1813 году, благодаря археологическим раскопкам, величественные строения фараона Рамзеса II были обнаружены.

Раскопки археологов

История нам рассказывает, что в 19 веке швейцарский ученый Буркхард начал внимательно изучать храмы богини любви, танцев и пиршеств – Хатор. Именно он обнаружил несколько голов, торчащих из-под песчаных завалов. Исследователь сообщил о своей находке и, к огромному недовольству египетских шейхов, около пяти экспедиций выдвинулись на раскопки статуй. Только через пару лет с момента находки им разрешено было начать раскопки и изучать найденную древность.



В миг, когда экспедиторы во главе с первооткрывателем Бельцони добрались-таки до главных ворот в храм, они прошли все расположенные там комнаты и простукали все ниши и простенки. Осмотр не дал никаких результатов, и они решили, что храм был опустошен еще задолго до их прихода.

Спустя три года к началу раскопок явились другие экспедиторы, они освободили от песка первую статую, где и обнаружили дату постройки храма Абу-Симбел. Затем по мере расчистки территории археологи обнаружили больше информации об архитектурном строении и его строителях. Также археологи точно подметили, что египтяне точно и грамотно подобрали место, где будет располагатся храм. Он был построен так, чтобы первый солнечный луч, в день рожденья Рамзеса и в день его коронации, освещал его корону.

Угроза затопления древних строений

Но в 60-х годах нашей эры комплекс храмов в Абу-Симбеле возрастом более 3000 лет был на гране уничтожения путем затопления. Им грозил риск полного исчезновения, появившийся в ходе строительства Асуанской плотины.



ЮНЕСКО отнеслись к этому очень серьезно и приложили все усилия, чтобы сохранить культурное наследие египетского народа. При содействии еще пятидесяти стран ЮНЕСКО добились своего и буквально перенесли храмы на новое место.



Во избежание затопления исторической постройки, её разобрали на блоки и перемещали на почти двести километров дальше от реки. Работники резали на кусочки храм и перевозили фрагменты, а затем как большой конструктор собирали его заново. Храм был распилен на 1036 блоков, весом от 5 до 20 тонн, все блоки пронумеровали и возвели на новом месте.



Такая работа продолжалась на протяжении почти четырех лет. Все до самой мелкой песчаной детали часть за частью как мозаика было в точности перенесено в более безопасное место для храма, а рядом также был перенесен и установлен малый храм жены фараона Рамзеса. Данным образом, храм был спасен от затопления, а проделанная работа считается уникальной и одной из масштабнейших во всем мире.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

Что представляет собой храм? Сам по себе храм огромный. Он состоит из двух залов: Большого и Малого. Комплекс храмов был построен в трещинах скалы, а при использовании песчаника древние египтяне применили окись железа, который охранял храмы от повреждений времени.

Большой храм

При построении храмов строители распланировали все настолько удивительно точно - фигуры (статуи) идеально симметричные. На входе в Большой храм встречают туристов четыре двадцатиметровые статуи фараона Рамсеса II. Вес одной такой статуи приблизительно 1200 тон. Они идентичны, что удивляет каждого, ведь это невероятно захватывающее зрелище, которое, по мнению большинства попросту невозможно.

Легенда гласит, что один из образов фараона «поет» утром каждого дня. Ученые раскрыли секрет таких звуков. Они объяснили это тем, что ночи в пустыне очень холодные, а дневная жара появляется быстро. Из-за такого резкого перепада температуры каменные треснувшие стены внезапно расширяются и издают такие волнующие звуки.

Внизу статуй фараона разместилась его семья в числе 111-ти сыновей и 67-ми дочерей.

Внутри храм поражает своей красотой и невероятной архитектурной точностью еще больше. Восемь десятиметровых фигур расположились лицом друг к другу.



После увиденных фигур, кажется, что больше ничего удивительнее не найти в хаме, но следует только обратить взор на высоченные стены, как там можно заметить многочисленные рельефы и тексты, которые всячески восхваляют своего правителя. В небольших кладовых по бокам сохранились ларцы для всевозможных животных, а подле них стоят столы для жертвоприношений.

Свою обитель Рамзес разделил с тремя египетскими богами: Ра, Амон, Птах. Сам Рамзес выдвинул себя среди них равным. Именно в этот зал два раза в год 22 февраля и 22 октября (самые значимые дни в жизни фараона – день восхода на престол и день его рождения) происходит удивительное светопредставление в помещениях храма, почти весь год погруженных в полумрак.

Утреннее солнце проникает в темноту зала и озаряет лик фараона, вследствие чего его глаза начинают сиять благодаря рубинам, что является еще одним неповторимым чудом храма.

Сияние солнца в эти два дня также на несколько минут пронизывает все залы храма и освещает статуи богов Амона и Ра, лишь Птах – бог подземного царства по-прежнему остаётся в тени.



Точность звездочетов и конструкторов данного архитектурного строения просто шокирует, ведь строению около 35 веков, и естественно тогда не было никакой техники, которая смогла бы высчитать все до миллиметров, как можно было сделать это вручную - чтобы солнце попадало именно туда куда нужно и именно в конкретные два дня каждого года? Из-за этого храм становится все более неповторимым. Поэтому именно в эти два дня в году возле храма собирается неимоверное количество туристов.



В древности египтяне верили, что Рамзес является им. Приходя молиться в большой храм Абу-Симбел, они лицезрели диво в момент, когда верховнослужитель произносили святые слова, которыми призывал луч солнца. Луч являлся, прорезал мрак и проявлял лик Рамзеса II.

Потолок храма олицетворяет мужество и справедливость этого правителя. Солнечные диски и две жуткие кобры стали символом кары всех преступников во владениях фараона, а перья богини правосудия делали эту кару заслуженной.

В большом храме есть четыре зала которые предназначались одной из каких-то ячеек общества. Первый предназначался для любого крестьянина, второй – для знати, третий – для жрецов, а четвертый и последний предназначен только для одного лишь Рамзеса и его близких.

Каждая надпись в храме Абу-Симбел, каждая скульптура, каждая роспись олицетворяет и рассказывает посетителям о насыщенной жизни и кровавых военных подвигах фараона.



Прославлялась вся империя фараона. А она была огромной - за все время своего властвования, а оно длилось довольно долго до 89 года жизни фараона (если точнее правил он 66 лет) он завоевал одиннадцать царств.

Рамзес был мудрым, справедливым и могущественным за что и любили его египтяне и поклонялись ему как богу. При нем в Египте было построено еще несколько больших архитектурных строений, но храмы Абу-Симбел считаются самыми значимыми и самыми лучшими.

Малый храм

Фараон Рамзес решил увековечить память не только о себе, но и о своей первой, неповторимой и самой любимой красавице жене Нефертари. В то время она считалась самой красивой женщиной на земле и о ее красоте сложена не одна легенда. Ее внешность также поднимала авторитет ее мужа. Их семью почитали и уважали во всех владениях фараона и за их пределами. Из-за такого отношения фараон решил объявить и себя и свою возлюбленную жену богами.

Малый храм в сравнении с большим довольно скромный и аккуратный. Изначально он был посвящен богине Хатор, но могущественный повелитель решил разделить его между богиней и своей красавицей женой. По его приказу египетские мастера и рабочие на входе поставили шесть величественных фигур Рамзеса, а между ними поставили статуи его жены Нефертари, в знак вечной любви и преданности фараона своей жене.



Над ними выдвинут массивный козырек, а в шести врезках, в которых расположились образы фараона и его жены, вырезаны хвалебные надписи в честь Рамзеса, Нефертари и других богов. Внутри же храма практически все было изменено, ведь храм принадлежал богине Хатор, многие надписи и рисунки вырубали, а на их место нанесли образ светлой и трогательной Нефертари.

Древний Египет полон тайн и загадок и главная из них остается неразгаданной и по сей день - никто до сих пор не может понять, как такие же громадные строения и скульптуры смогли построить крестьяне, как с невероятной точностью можно сделать двацатиметровые фигуры без единой ошибки и с идеальным портретным сходством?

Монументальные храмы Рамзеса II в Абу-Симбеле и поныне величественно напоминают всем о победах египетского фараона и о его любви к своей несравненной царице Нефертари.



Новое на сайте

>

Самое популярное