Домой Участок Готовая презентация урок здоровья профилактика стоматологических заболеваний. Презентация на тему "факторы риска возникновения кариеса "

Готовая презентация урок здоровья профилактика стоматологических заболеваний. Презентация на тему "факторы риска возникновения кариеса "

«Профилактика стоматологических заболеваний»

План

I Введение:

1) Определение профилактики стоматологических заболеваний;

2) Цели и задачи профилактики;

3) Актуальность темы.

II Основная часть.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) Стоматологическое просвещение населения;

2) Обучение правилам рационального питания;

3) Обучение правилам стоматологического ухода за полостью рта;

4) Эндогенное использование препаратов фтора;

5) Применение средств местной профилактики;

6) Вторичная профилактика (санация полости рта).

III Резюме

IV Выводы

V Библиография

I Введение.

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний поло-сти рта. Внедрение программ профилактики приводит к резко-му снижению интенсивности кариеса зубов и болезней паро-донта, значительному уменьшению случаев потери зубов в моло- дом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших сто-матологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достато-чно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патоло-гическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болез-ней пародонта.

Актуальность темы:

Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди насе-ления России достаточно высока.

Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.

В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарас-тание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.

Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, неза-висимо от возраста и места проживания. К 35 – 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и паро-донтальных карманов различной глубины.

Что касается Белгородской области, то за 2000 год пародон-тит зарегистрирован в 52, 18 случаев, а за 2001 год – 96,70 случаев.

II Основная часть.

Методы профилактики основных

стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лек-ции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие насе-ления, называются активными. Их преимуществом является не-посредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, назы-ваются пассивными.

Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую ауди-торию. Недостаток – отсутствие обратной связи между паци-ентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подраз-деляют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеж-дение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и коли-чественном отношении питание беременной женщины, включа-ющее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зу-бов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у насе-ления способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсив-ного жевания, которое приводит к повышению тока слю-ны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингиби-рованию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регу-лярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верх-них правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 450 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жест-кости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверх-ностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контакт-ных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующе-го.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, краси-тели.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством явля-ются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной демине-рализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным дей-ствием.

В последнее время широко используют лечебно-профи-лактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить ги-гиеническое состояние полости рта за счет увеличения коли-чества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупре-ждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа – системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Фторидсодержащие лаки. Их используют для пролонги-рования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах – несколько дней и даже недель.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Фторосодержащие растворы и гели.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные учас-тки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных про-дуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-

20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образова-ние пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высо-ты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

III Резюме

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания парадонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

IV Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огром-ное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стомато-логов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специ-алисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицин-ских работников детских учреждений. После этого следует орга-низовать встречи с родителями детей, объяснить им возмож-ность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что забо-титься о здоровье полости рта так же необходимо, как и о кра-соте своей внешности.

  • Слайд 2

    • Зуб - это орган человека, который имеет характерную форму и строение, занимает определенное положение в зубном ряду, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды.
    • В норме у человека имеется 28-32 постоянных зуба.
  • Слайд 4

    Зубные пасты и щётки для детей

  • Слайд 5

    Правильная чистка зубов

  • Слайд 7

    Вредные продукты

    • Сладкие газированные напитки, жевательные таблетки, алкоголь, сладости, сухофрукты, белый хлеб, макароны, картофель фри, чипсы
  • Слайд 8

    Профилактический осмотр

    • Чтобы сохранить зубы здоровыми необходимо приходить на осмотр к врачу-стоматологу не реже двух раз в год.
  • Слайд 9

    Кариес зубов

    • Это длительный хронический процесс, который является очагом и источником инфекции, так как с пищей ребенок постоянно заглатывает большое количество микроорганизмов и продуктов разложения тканей зуба и пищи, задерживающейся в кариозной полости.
  • Слайд 10

    • У детей младшего и среднего школьного возраста кариес протекает безболезненно, в то время как у старшеклассников кариес дает о себе знать появлением неприятных ощущений при приеме сладкой и соленой пищи, при перепадах температур.
  • Слайд 12

    • Ночная пульсирующая самопроизвольная боль в зубе, имеющем кариозную полость или дефект пломбы, как правило, свидетельствуют о воспалении пульпы.
  • Слайд 13

    Вредные привычки

    • Прикусывание языка, нижней челюсти, губ, щек, предметов.
    • Привычка сосать пальцы, грызть ногти, игрушки.
    • Жевательная леность.
  • Слайд 14

    Влияние курения на зубы

    • Зубы – это первое, о чем следует говорить и думать, когда речь заходит о вреде курения.
  • Слайд 15

    • Именно с зубов и слизистой оболочки ротовой полости начинается весь этот вред (рак лёгких, инсульт и т.д.) и именно их табачный дым поражает больше всего и в первую очередь.
  • Слайд 16

    Правила для сохранения здоровых зубов:

    • 1. Не стоит грызть зубами то, для чего они не предназначены – колоть орехи, открывать пивные бутылки. Также следует быть осторожным с продуктами, содержащими твердую сердцевину.
    • 2. Газированные напитки лучше пить через трубочку-соломку, максимально избегая контакта напитков с зубами.
    • 3. Чаще поласкайте рот простой водой после принятия пищи, особенно богатой углеводами и кислотами.
    • 4. Не стоит чистить зубы сразу после употребления в пищу кислых продуктов. После воздействия кислоты эмаль зубов более уязвима к механическому воздействию. Правильнее прополоскать рот водой, а чистку осуществить спустя полчаса.
  • Работу выполнила Студентка группы №4508 ГабидуллинаАлия

    Слайд 2

    К кариесу приводит не только любовь к сладостям и плохая гигиена полости рта, но и такой, казалось бы, безвредный «процесс», как поцелуй. Причина в том, что во время него человек передает часть своих бактерий, в том числе и кариесогенных. Забота о близких - хороший повод следить за здоровьем своих зубов. Ещё один фактор риска возникновения кариеса имеют правши, так как во время чистки зубов они уделяют больше внимания именно правой стороне челюсти. Странно, но у левшей такая особенность не наблюдается.

    Слайд 3

    Ка́риес (лат. caries — гниение) — сложный, медленно текущий патологический процесс в твёрдых тканях зуба, развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

    Слайд 4

    Основная причина заболевания - кариесогенные микроорганизмы (Streptococcusmutans, Streptococcussanguis и пр.). Они питаются углеводами и выделяют продукты жизнедеятельности в виде органических кислот и токсинов. Именно кислоты «разъедают» эмаль, то есть нарушают ее целостность, в результате чего формируется кариозная полость. Конечно, вредоносные бактерии обитают в ротовой полости любого человека. Но почему же одни люди постоянно страдают от кариеса, а другие совсем не нуждаются в помощи стоматолога? Все дело в том, что микробы активизируются только при воздействии внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

    Слайд 5

    Местные факторы.

    Наличие зубных отложений Плохая гигиена, нерегулярная и некачественная чистка зубов приводят к скоплению отложений. В них сконцентрировано большое количество кариесогенных бактерий. Мягкий бактериальный налет со временем переходит в твердый зубной камень, который плотно прилегает к эмали. Его уже невозможно снять с помощью обычной зубной щетки, поэтому приходится обращаться к стоматологу.

    Слайд 6

    Нарушение состава, свойств и pH слюны

    У взрослого человека выделяется примерно 2 литра слюны в сутки. Эта жидкость смывает налет с поверхности эмали и нейтрализует действие кислот за счет щелочной среды. Она также содержит полезные иммуноглобулины (белки, уничтожающие вирусы и бактерии). Различные функциональные нарушения слюнных желез приводят к недостаточной выработке слюны, изменению ее состава или уровня pH. Все это повышает кариесвосприимчивость зубной поверхности.

    Слайд 7

    Особенности строения зубов

    Кариесу больше подвержены зубы, имеющие колбообразные фиссуры, это естественные бороздки на жевательной поверхности. В таких ямках быстро скапливаются частички еды, и формируется микробный налет.

    Слайд 8

    Неправильный прикус

    Из-за скученности зубов тяжело проводить должный гигиенический уход, поэтому во рту создаются условия для скопления частичек пищи. Кроме того, неправильная окклюзия (смыкание челюстей) приводит к повышенной жевательной нагрузке на отдельные зубы, что ускоряет кариозный процесс. Сюда же можно добавить привычку пережевывать пищу на одной стороне челюсти.

    Слайд 9

    Углеводы (углеводные остатки пищи)

    Запомните формулу: углеводы + бактерии = кислоты. Как уже отмечалось выше, кариесогенные бактерии (стрептококки, лактобактерии, актиномицеты) питаются углеводами. Как результат - начинается процесс брожения во рту. Наиболее интенсивно происходит брожение сахарозы, это простой углевод, который содержится в кондитерских изделиях и сладких газированных напитках. Крахмал и фруктоза - менее опасны.

    Слайд 10

    Общие кариесогенные факторы.

    Биологические Системные заболевания организма. Доказано, что хронические болезни ЖКТ, эндокринной и сердечно-сосудистой системы повышают риск возникновения кариеса. Генетическая предрасположенность. Мы наследуем от родителей структуру твердых зубных тканей, а также их стойкость к неблагоприятному воздействию.

    Слайд 11

    Прием медикаментов. Некоторое лекарства (антигистаминные, успокоительные препараты, антидепрессанты) вызывают сухость во рту, что способствует размножению кариесогенных бактерий. Состояние иммунитета. У людей с высоким иммунитетом наблюдается низкая активность патогенной микрофлоры во рту. Стресс

    Слайд 12

    Влияние внешней среды

    Климат, инсоляция (облучение солнечным светом) также влияют на возникновение кариеса. Люди, проживающие в северных регионах, где преобладает пасмурная погода, чаще сталкиваются с проблемой разрушения зубов. Еще важен показатель жесткости воды (концентрация солей кальция и магния) и насыщенность ее фтором. При снижении количества минералов повышается риск кариозных процессов. В норме содержание фтора в воде составляет 0,8-1,2 мг/л. Нужно учитывать и загрязнение воздуха. В сельской и горной местности, где воздух абсолютно чистый, уровень стоматологических проблем на 20% ниже, чем в городе.

    Слайд 13

    Социальные факторы

    Рацион питания. Частые перекусы, фаст-фуд, а также употребление исключительно мягкой пищи способствует образованию «дырок» в зубах. Профессия. В зоне риска находятся люди, работающие на предприятиях, где производят кислоты, щелочи, токсические препараты, а также сотрудники кондитерских. Возраст. В возрасте от 2-х до 11-ти лет динамика образования кариеса увеличивается на 60%, она начинает снижаться только после 40-ка лет.

    Слайд 14

    Пол. У женщин чаще портится эмаль, но в основном это связано с периодом беременности и лактации, когда наблюдается дефицит кальция и фтора в организме. Происхождение (раса). Статистика показывает, что представители негроидной расы менее подвержены кариесогенным процессам, по сравнению с людьми белого цвета кожи, которые проживают на той же территории. Страна проживания. В США 99% населения страдает от кариеса, а в Нигерии - только 2%. Почему так происходит? Скорее всего, на это влияет содержание минералов в почве и воде, а также культура употребления пищи (еда в США не самая полезная и натуральная).

    Слайд 15

    Кариесогенная ситуация в полости рта-стечение всех необходимых и достаточных факторов риска развития кариеса, которое в конечном результате приведет к развитию деминерализации твердых тканей зуба.

    Слайд 16

    О.В.Удовицькая (1987) выделяет 7 основных признаков риска кариеса: 1) вязкая слюна; 2) кислая реакция среды полости рта; 3) склонность к поверхностному отложению зубного налета при нормальном гигиеническом режиме; 4) гипоплазия эмали зубов как показатель порочного развития эмали; 5) преждевременное прорезывания зубов (на полгода и больше — временных, на год и больше — постоянных); 6) и наследственная склонность; 7) токсикоз и беременность матери. Действие этих факторов легче выяснить, если нормальное состояние эмали рассматривать как динамическое равновесие между постоянными процессами де- и реминерализации. В том случае, когда в зубных тканях процессы деминерализации преобладают над реминерализацией, возникает участок деминерализации в виде кариозного пятна. Последующий прогресс процесса деминерализации эмали и дентина приводит к образованию кариозной полости.

    Слайд 17

    Способы устранения кариесогенной ситуации

    Одним из перспективных направлений повышения эффектив-ности противокариозных мероприятий является выделение групп риска, которые нуждаются в большем объеме кариеспрофилактических воздействий. Наряду с гигиеной полости рта и фторизацией используются средства и методы, повышающие общую со-противляемость организма, включающие закаливание и спорт, физиотерапевтические и медикаментозные средства.

    Слайд 18

    Рекомендации паци-ентам по снижению кариесогенного потенциала питания: необходимость уменьшения общего потребления сахаров; польза снижения частоты потребления сахаров; значение уменьшения времени пребывания сахаров в полости рта; важность замены легко метаболизируемых сахаров на неметаболизируемые (сахарозаменители). В рекомендациях по рациональному питанию не следу-ет забывать о роли пищи как фактора самоочищения пол-ости рта, естественного процесса освобождения от остат-ков пищи и мягкого зубного налета. Одним из путей повышения самоочищения полости рта является прием твердой пищи (сырые овощи, твердые фрук-ты). Хорошая тренировка зубочелюстной системы проис-ходит при употреблении твердой сухой пищи, требующей обильного слюноотделения и длительного пережевывания

    Слайд 19

    Кариесрезистентность эмалиМетоды исследования.

    Для определения резистентности эмали зубов к кариесу применяют тест эмалевой резистентности (ТЕР-ТЕСТ); В. Г. Окушко, Л. И. Косарева, 1983р.) Он позволяет установить функциональную резистентность эмали относительно кислоты. Тест может быть использован в качестве первично-диагностического, а также для объективной оценки эффективности реминерализующей терапии во время диспансерного наблюдения и лечения больных.

    Слайд 20

    Методика проведения теста

    Проводят профессиональную гигиену ротовой полости -коронки зубов обрабатывают дистиллированной водой и ватным тампоном, высушивают -на вестибулярную поверхность центрального верхнего резца наносят каплю 1% раствора хлористоводородной к-ты диаметром не более чем 2мм. -через 5с. кислоту смывают дистиллированной водой -коронку зуба высушивают ватным тампоном -на поверхность коронки наносят тампон, смоченный в 1% водном р-ре метиленового синего -одним движением ватного тампона снимают краситель с поверхности эмали -оценивают тест по специальной 10-ти бальной цветовой шкале -на зону деминерализации наносят фторсодержащий лак.

    Слайд 21

    Согласно 10-ти бальной шкале синего цвета определяют степень резистентности зубов к кариесу:

    1-3 балла -участок окрашен в бледно-голубой цвет, который определяет значительную структурно-функциональную резистентность эмали и высокую стойкость зубов к кариесу. 4-6 баллов - участок окрашен в голубой цвет, который определяет среднюю структурно-функциональную резистентность эмали и среднюю стойкость зубов к кариесу 7-9 баллов участок окрашен в синий цвет, который определяет снижение структурно-функциональной резистентности эмали и высокую степень риска возникновения кариеса 10 баллов- участок окрашен в темно-синий цвет, который характеризует крайне сниженную структурно-функциональную резистентность эмали и максимальный риск возникновения кариеса.

    Слайд 22

    Методы исследования CRT (colour reaction time) - время цветной реакции (Уолтер, 1958; Мэйволд, Джейжер, 1978)

    Цель: изучение скорости растворения эмали в кислоте. Способ: изучают время, необходимое для нейтрализации стан-дартного количества кислоты ионами, более или менее активно выходящими из апатитов эмали, растворяемых этой кислотой. Переход от кислой среды к нейтральной определяют при помо-щи кислотно-основного индикатора Материал и оборудование 1Н раствор соляной кислоты. Микропипетка. Диск фильтровальной бумаги диаметром 3 мм, пропитанный в течение 30 с 0,02% водным раствором кристалл-виолета, который в кислом рН имеет желтый цвет, в нейтральном - фио-летовый. Секундомер

    Слайд 23

    Методика Зуб 12 изолируют от слюны, очищают от налета щеткой и высушивают. На вестибулярную поверхность помещают диск бумаги, на него при помощи микропипетки наносят 1,5 мкл 1Н HCI (после проведения теста обязательно нанесение реминерализующихсредств!) Регистрация результатов Засекают время, в течение которого происходит изменение цвета диска от желтого до фиолетового Интерпретация результатов CRT > 60 с - растворимость низкая, кариесрезистентность вы-сокая; CRT < 60 с - растворимость высокая, кариесрезистентность

    Слайд 24

    Лазерная рефлектометрия (Грисимов В.П.,1991)

    Цель: Определить плотность кристаллической решетки поверх-ности эмали. Способ основан на различиях в оптических свойствах рези-стентной и лабильной эмали: хорошо минерализованная, плот-ная эмаль больше отражает свет и меньше его поглощает (т.е. диффузно рассеивает), чем рыхлая кариеслабильная эмаль Материал и оборудование Гелий-неоновый лазер ЛГН-105 с длиной волны 0,63 мкм. Устройство для фотографии света лазера, отраженного эмалью. Измеритель характеристик отраженного света МетодикаЗуб очищают, высушивают, на него направляют пучок лазерного света. Отраженный эмалью пучок света фотографируют Регистрация результатов Характеристикиотраженного света сравнивают со стандартной шкалой, рассчитывают долю невозвращенного, т.е рассеянного света (диффузную компоненту) от исходного пучка Интерпретация результатов Диффузная компонента составляет меньше 0,24 - эмаль кариесрезистентна; более 0,30 - кариеслабильна

    Слайд 25

    Электрометрия (Иванова ГГ., 1984; Жорова И.А., 1989)

    Цель: определить плотность кристаллической решетки эмали зуба. Способ основан на том, что зрелая здоровая эмаль с плотной кристаллической структурой является диэлектриком для посто-янного тока (ее электропроводность равна нулю), но чем более рыхлую структуру имеет эмаль, тем больше в ней носителей тока и, соответственно, выше ее электропроводность. Электро-проводность эмали определяется как сила тока в цепи посто-янного тока, элементом которой является зуб Материал и оборудование Гальванометр с ценой деления 0,11х106 А, с активным электро-дом (капиллярная стеклянная трубка) и пассивным электродом, размещаемым в преддверии полости рта; на электродах созда-ется постоянное напряжение 3 В. Раствор электролита 10% NaCI, обеспечивающий электропро-водный контакт между активным электродом и эмалью

    Слайд 26

    Методика Исследуемую поверхность очищают, высушивают, изолируют. Капилляр активного электрода заполняют электролитом (для этого конец трубки помещают в раствор, после чего устанавли-вают его на исследуемой поверхности) Регистрация результатов При помощи гальванометра определяют величину силы посто-янного тока, проводимого эмалью Интерпретация результатов Электропроводность эмали до 3-5 мА и более свидетельствует о ее незавершенной минерализации и, соответственно, низкой кариесрезистентности или о кариозной деминерализации эмали

    Слайд 27

    Определение количества кальция и фосфора в золе эмали

    Цель: определить количественное содержание Са и P в составе эмали методами химического количественного анализа эмали invitro Материал и оборудование Муфельная печь. Наборы реактивов для количественного анализа. Лабораторная посуда МетодикаЭмаль озоляют в печи при t=500°. 10 мг полученной золы раство-ряют в 0,5 мл концентрированной HCI и доводят дистиллирован-ной водой до объема, необходимого для химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретациярезультатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

    Слайд 28

    Биопсия эмали (определение прижизненной растворимости эмали); (Леонтьев В.К., Дистель В.А., 1974)

    Цель: количественный анализ минерального состава (Са, P) эмали, а точнее - той части ее апатитов, которые вступают в реакцию с кислотой). Способ основан на версии о том, что насыщенная кальцием эмаль может в относительно больших количествах, чем кариес-лабильная, отдавать ионы этого элемента для нейтрализации кислоты, сохраняя при этом структуру апатита. Эмаль изучают invivo Материал и оборудование Солянокислый буферный раствор (97 мл 1Н HCI и 50 мл KCI) смешивают и дополняют до 200 мл дистиллированной водой; для вязкости добавляют глицерин 1:1. Микрошприц для аппликации буферного раствора и аспирации кислотного биоптата эмали

    Слайд 29

    Методика Зуб изолируют от слюны, очищают, высушивают. На поверх-ность эмали наносят каплю деминерализующего буферного раствора объемом 3 мкл. По истечении 1 мин весь объем капли (биоптат) забирают микрошприцем, переносят биоптат в про-бирку с 1 мл дистиллированной воды и используют для количе-ственного химического анализа Регистрация результатов Результаты получают при помощи комплексонометрического, фотоколориметрического, спектрофотометрического и других методов количественного анализа Интерпретация результатов Методика позволяет оценить состояние эмали в сравнитель-ном аспекте, поэтому активно используется для изучения сте-пени риска развития кариеса у одних людей по сравнению с другими, для изучения изменений в эмали, происходящих под влиянием минерализующей профилактики и т.д. (важно пом-нить, что при увеличении кариесрезистентности эмали за счет образования в ней фторапатитов растворимость эмали снижа-ется, количество кальция в биоптате падает)

    Слайд 30

    Спектрометрия

    Цель: точное количественное определение минерального состава эмали удаленных зубов при помощи спектрального анализа Материал и оборудование Алмазный диск для подготовки образцов эмали. 10% формалин. Клей на основе углерода, сканирующий электронный микро-скоп со спектрометром Методика Удаленные зубы промывают дистиллированной водой, фик-сируют в формалине, распиливают в вестибуло-оральном на-правлении, обезжиривают, приклеивают на предметный столик токопроводящим клеем, помещают на ваккумный пост, где на образцы напыляют угольную пленку для получения токопрово-дящего слоя Регистрация результатов Изучают количественное содержание в эмали кальция, фосфо-ра, железа, углерода, натрия, кремния, хлора, хрома, фтора, магния, алюминия, цинка, меди, титана Интерпретация результатов Результаты наиболее информативны в сравнительном аспекте

    Слайд 31

    Минерализующий потенциал слюны

    Считают, что слюна питает зуб в той же мере, как кровь питает тело. Эмаль представляют как кристаллы, находящиеся в растворе собственных ионов. Судьба кристаллов — их растворение, стабильность или восстановление - определяется степенью насыщенности слюны ионами кальция, фосфатов и гидроксильных групп, а это в свою очередь зависит от концентрации ионов в слюне и от ее кислотности.

    Слайд 32

    Концентрация ионов в слюне является гомеостатическим фактором и тщательно контролируется нейрогуморальными механизмами. Полагают, что содержание минералов в слюне зависит от возраста и является относительно более низким у детей. Обычно среднее содержание кальция в слюне взрослых составляет 1,7 ммоль/л (в плазме крови — 2,5 ммоль/л), содержание фосфатов — в слюне 5,5 ммоль/л, в плазме крови около 1 ммоль/л. Из-за различных соотношений концентраций кальция и фосфора выходит, что кровь пересыщена гидроксиапатитом в 2—3 раза, а слюна — в 4,5 раза, благодаря чему слюна обладает большим минерализующим потенциалом. Пересыщенные растворы не выпадают в осадок благодаря тому, что ионы «переслоены» белками-статеринами, связаны с белками, богатыми пролином и в значительной степени (около 45% ионов кальция и 6% фосфатов) вовлечены в состав мицелл.

    Слайд 33

    Из пересыщенного раствора ионы легко внедряются в гидратную оболочку апатитов эмали и создают в ней депо, из которого затем медленно проникают по градиенту концентрации вглубь, в структуру кристаллов. Таким образом, пересыщенное состояние слюны организует минерализацию и реминерализацию эмали, а недосыщенное — обратный процесс, т.е. деминерализацию твердых тканей. В присутствии некоторых микроэлементов-акселераторов, самым известным из которых является фторид, процессы минерализации и реминерализации протекают более результативно: их скорость возрастает, происходят качественные изменения в апатитах эмали (ионы магния, хлора и гидроксилы заменяются фторидами), приводящие к созданию кристаллов менее растворимых, чем оригинальные.

    Слайд 34

    Метод определения минерализующего потенциала слюны (Леус П.А., 1977).

    Минерализующий потенциал слюны косвенно оценивается по тому, образуются ли кристаллы при медленном высыхании капли слюны. Для проведения исследования нужно иметь пипетку, предметное стекло и микроскоп. Со дна полости рта пипеткой набирают нестимулированную слюну и наносят на предметное стекло. Слюна высыхает на воздухе при комнатной температуре или в термостате. Высохшие капли рассматривают в микроскопе в отраженном свете при малом увеличении (2x6). .

    Слайд 35

    Характер рисунка на стекле оценивают следующим образом: 1 балл — россыпь хаотически расположенных структур неправильной формы; 2 балла — тонкая сетка линий по всему полю зрения; 3 балла — отдельные кристаллы неправильной формы на фоне сетки и глыбок; 4 балла — древовидные кристаллы средних размеров; 5 баллов — четкая, крупная, похожая на папоротник или паркет кристаллическая структура. Таким образом оценивают каждую каплю слюны из трех и рассчитывают среднюю величину МПС. Показатели МПС от 0 до 1 считают очень низкими, от 1,1 до 2,0 — низкими, от 2,1 до 3,0 — удовлетворительными, от 3,1 до 4,0 — высокими, от 4,1 до 5,0 — очень высокими

    Разделы: Биология

    Цели и задачи урока:

    1. Повторить материал прошедшего урока “Строение и функции органов ротовой полости”.
    2. Изучить строение зуба, рассмотреть основные ткани, их строение и выполняемые функции.
    3. Рассмотреть основные причины стоматологических заболеваний и их профилактику.
    4. Закрепить новый материал в ходе выполнения лабораторной работы “ Количество зубного налета до и после чистки зубов”. Сделать вывод о необходимости ухода за ротовой полостью.

    Оборудование урока:

    1. Таблицы “Строение ротовой полости”, “Строение языка”,” Строение зуба”,”Основные ткани зуба”.
    2. Пробы водопроводной воды разных улиц города, таблица с результатами исследований воды.
    3. Рентгеновские снимки зубов с различными стадиями кариеса.
    4. Выставка гигиенических средств по уходу за полостью рта.
    5. Выставка литературы по теме урока.
    6. Диапроектор,экран,микроскопы,предметные стекла с зубным налетом.

    Ход урока.

    1. Вступительное слово учителя о значении органов ротовой полости для процесса пищеварения.

    2. Повторение пройденного материала:

    Вопрос учителя: Рассказать о строении и функциях органов ротовой полости:

    • языка,
    • слюнных желез,
    • зуба.

    Рассказ ученика по таблице “ Строение языка”.

    Язык состоит из корня, тела, кончика, имеет вкусовые сосочки нитевидные, грибовидные, листовидные, желобоватые. Язык выполняет следующие функции: определяет температуру и вкус пищи, перемешивает пищу со слюной, обеспечивает акт глотания, участвует в артикуляции речи, Язычная миндалина участвует в иммунных процессах.

    Рассказ ученика по таблице “ Органы ротовой полости”.

    У человека выделяют 3 пары слюнных желез: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные и мелкие слюнные железы (губные, небные, язычные) Слюнные железы выделяют слюну для смачивания пищи и склеивания пищевого комка (содержит фермент муцин), расщепляет крахмал до дисахаридов (фермент амилаза),обеззараживает пищу (фермент лизоцим).

    Рассказ ученика по таблице “Строение зуба”.

    Зуб состоит из коронки, шейки, корня. Внутри зуба находится пульпа с нервами и кровеносными сосудами. У взрослого человека 32 зуба, они делятся на резцы, клыки, большие и малые коренные. Зубы служат для откусывания и механического измельчения пищи.

    Учитель: Формирование зубов начинается на 6-7 неделе внутриутробного развития. Появляются зачатки молочных зубов по 10 на каждой челюсти. На 17-18 неделе появляются зачатки постоянных зубов, идет процесс минерализации тканей зубов, который продолжается и после их прорезывания в течение нескольких лет. Первые зубы прорезываются в 6-7 месяцев и до 3 лет, первые зубы молочные, их 20. К 12-13 годам зубы меняются на постоянные, в 18-30 лет прорезываются “ зубы мудрости” Таким образом, поврежденные зубы не могут вновь восстанавливаться, так как они были сформированы в период эмбрионального развития.

    3. Изучение нового материала.

    • Строение тканей зуба – рассказ ученика по таблице “Основные ткани зуба”.

    Твердые ткани:

    1. эмаль – содержит 95% минеральных веществ,выдерживает нагрузку до 400 кг. на 1 мм 2 . Толщина эмали 0,01 -1,7 мм,
    2. дентин – 70% минеральных веществ,
    3. цемент – 70,4% минеральных веществ, покрывает зуб в области корня.

    Мягкие ткани:

    пульпа – содержит кровеносные сосуды, нервные волокна, клетки одонтобласты (клетки наружного слоя пульпы имеют длинные отростки, пронизывающие дентин и доходящие до эмали). Пульпа регулирует обменные процессы в твердых тканях, формирует дентин, нервы передают болевые ощущения от верхних слоев дентина к пульпе.

    Учитель: Эмаль состоит из эмалевых призм – граненых “ цилиндрических волокон” толщиной 4-7 мкм, которые идут радиально от дентина к поверхности зуба. Призмы образуются из клеток зубного зачатка, функция этих клеток завершается задолго до прорезывания зубов, поэтому разрушенная эмаль не восстанавливается. Эмаль проницаема для многих органических и неорганических веществ, которые могут проникать в нее из пульпы и из полости рта. Эмаль прорезавшихся зубов более проницаема, чем эмаль взрослых, и в течение ряда лет она “созревает”.

    Именно в этот период особенно опасно действие неблагоприятных (кариесогенных) факторов, приводящих к нарушению физиологических процессов, а значит, и к заболеванию зубов.

    • Кариесогенные факторы:

    1 . Недостаток ионов фтора (норма 0,8 - 1мг/л.).

    Действие фактора: эмаль становится менее прочная, в целях профилактики применяют фторирование водопроводной воды, прием фторида натрия 180-250 дней, применяют фторосодержащие зубные пасты.

    При рассмотрении этого фактора ученики сообщают результаты исследовательской работы “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”. Были использованы пробы водопроводной воды разных улиц города.(если пробы не содержат ионов фтора,то рекомендуется использовать фторосодержащие зубные пасты).

    2. Остатки пищи – образуется зубной налет, который создает благоприятную среду для микроорганизмов, образования молочной кислоты, что вызывает растворение эмали. Для удаления зубного налета необходимо полоскать рот или чистить зубы после приема пищи, ограничить прием углеводной пищи, можно применять жевательную резинку.

    При рассмотрении этого фактора уместно разыграть небольшую сценку:

    Зуб с налетом пищи:”Опять этот зубной налет!”

    Вбегают кариозные монстры и начинают водить хоровод вокруг зуба, радостно напевая::

    “А, зубной налет! Какая прелесть! Есть чем поживиться!”

    В это время по очереди входят стакан с водой, зубная паста и щетка, жевательная резинка и уводят кариозных монстров.

    Стакан с водой:

    “ Я помогу тебе, зуб. Прополощи рот после еды!” (уводит одного монстра)

    Зубная паста и щетка: “ Чистите зубы после еды – это поможет!” (уводят двух монстров)

    Жевательная резинка: “ А я самая вкусная защита от кариеса!” (уводит одного монстра)

    3. Курение вызывает образование налета на эмали, из-за перепада температуры в ротовой полости на эмали образуются трещины.

    Желательно отказаться от курения или использовать зубные пасты, укрепляющие эмаль.

    • Этапы развития кариеса – рассказ учителя с демонстрацией рентгеновских снимков.
    1. Изменение внешнего вида эмали зуба (становится тусклая, меловидная).
    2. Образование полости в зубе.
    3. Пульпит – воспаление пульпы зуба в результате проникновения микроорганизмов в пульповую камеру через кариозную полость.
    4. Периодонтит – воспаление корневой оболочки зуба, что вызывает отек мягких тканей лица, увеличение и болезненность лимфатических узлов челюстно-лицевой области. Периодонтит может проявляться в форме:

      остеомиелита – воспаление челюстных костей,
      абсцесса, флегмоны – это гнойные очаги в мягких тканях зуба,
      гнойных воспалений в шее, абсцессы мозга, печени и других органов,
      возможен смертельный исход.

    5. Хронический периодонтит – поражение внутренних органов, снижение иммунитета, аллергические заболевания из-за деятельности микроорганизмов и вырабатываемых ими токсинов.
    6. Гингивит – воспаление десны из-за зубного налета, скопившегося у шеек зубов, на деснах, в зубодесневом кармане. Проявляется покраснением десны, кровоточивостью десен при чистке зубов.
    • Профилактика заболеваний – рассказ учителя по выставке гигиенических принадлежностей и литературе.
    1. необходимо вести здоровый образ жизни;
    2. производить фторирование водопроводной воды;
    3. систематически посещать стоматолога с целью профилактического осмотра полости рта;
    4. проводить гигиенический уход за полостью рта: чистка зубов (3мин.):

      зубная щетка (меняется не реже 1 раза в 3 месяца),
      зубная паста (гигиеническая, лечебная, лечебно -профилактическая),
      зубочистка,
      зубная нить,

    5. освежение и дезодорация:

    зубной эликсир,
    дезодорант для полости рта,
    жевательная резинка.

    Приложение.

    1. Карточка- инструктор по выполнению ученического эксперимента “Определение содержания ионов фтора в водопроводной воде”.

    Цели работы:

    1. Определить концентрацию ионов фтора в водопроводной воде;
    2. Провести характерные реакции на ионы фтора;
    3. По результатам эксперимента дать рекомендации учащимся о том, какой зубной пастой следует пользоваться.

    Выполнение работы:

    В 5-6 капель исследуемого раствора внести 5-6 капель 2н. раствора хлорида кальция. Если в растворе присутствуют ионы фтора, то образуется белый осадок фторида кальция. Отфильтруем осадок, взвесим, произведем расчеты и сравним полученные результаты с нормой- 0,8-1 мг/л.

    2. Карточка – инструктор лабораторной работы “ Определение количества зубного налета до и после чистки зубов”.

    1. Приготовление препарата: утром до чистки зубов и приема пищи снять зубочисткой зубной налет и нанести его на предметное стекло, вторым предметным стеклом накрыть первое.
    2. Повторить процедуру после чистки зубов.
    3. Рассмотреть первый препарат под микроскопом, зарисовать увиденное.
    4. Рассмотреть второй препарат, зарисовать увиденное.
    5. Сравнить количество зубного налета на первом и втором препарате, сделать соответствующие выводы о необходимости гигиенического ухода за полостью рта.

    Заключение: по результатам лабораторной работы №2 учащиеся делают вывод о том, что гигиена ротовой полости снижает риск стоматологических заболеваний.



    Новое на сайте

    >

    Самое популярное