Домой Участок Цветочная композиция. Советы флориста

Цветочная композиция. Советы флориста


Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее — это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Флористика, как и любая другая наука, имеет собственные правила и техники, без соблюдения которых будет сложно создать гармоничную композицию из множества сложных компонентов. Зная основы флористики, даже далекий от творчества человек, способный справиться с расчетами и цифрами, сумеет составить красивый букет. У каждого флориста имеются собственные хитрости, позволяющие создавать истинные шедевры из цветов, однако один секрет известен каждому настоящему мастеру флористики - это правило «Золотого сечения».

Что такое правило «Золотого сечения» во флористике?

Любая композиция будет выглядеть совершенной лишь при одном условии - точном соблюдении ее пропорций. Во флористике важна каждая деталь: соотношение цветов с размером листьев, высота вазы и длина стеблей, диаметр бутонов и размер всего букета. Чтобы не допустить ошибок при составлении букета, следует придерживаться правила «Золотого сечения». Суть его очень проста: букет необходимо разделить на 8 условных частей. К примеру, если речь идет о вертикальной флористическая работа, то 5 частей должны составлять цветы, для вазы в таком случае остается ровно 3 части. Можно также сопоставить высоту самого длинного цветка с высотой вазы - растение должно равняться примерно 1,5 вазы.

При составлении цветочной композиции и букетов необходимо руководствоваться простым пропорциональным соотношением: 3:5:8. Оно является не чем иным, как частью ряда Фибоначчи. Данное пропорциональное соотношение признано идеальным воплощением правила «Золотого сечения», которое активно применяется во флористике. При делении смежных чисел мы получаем коэффициент 1,6, который и служит главным стандартом при составлении пропорционально правильного объекта.

Применение правила «Золотого сечения» на практике

Флористика все же более творческая, чем точная наука, а это означает, что вовсе не обязательно вооружаться линейкой и тщательно измерять каждый цветок. Вполне достаточно придерживаться нужного масштаба «на глаз», примерно сопоставляя пропорции всех используемых в работе элементов. Готовый флористический объект не должен на 100% подчиняться строгим правилам, однако визуально он должен выглядеть пропорционально и гармонично. Профессиональные флористы без труда придерживаются основ флористики, не пользуясь при этом никакими измерительными инструментами.



Главные правила флористики, которые нужно соблюдать:

Конструкция - прежде чем приступать к работе, важно определиться с тем, какими будут ширина, высота и глубина композиции или букета.
- Фокусная точка - следует выбрать центральный элемент, который будет концентрировать на себе все внимание.
- Уравновешенность - нужно правильно разместить все цветы, в соответствии с их размерами и объемами, чтобы достичь сбалансированности и устойчивости.
- Ритм - чтобы цветы не выглядели скучно, нужно задать правильный ритм, используя определенные элементы.
- Гармония - это общее впечатление от готового объекта, который должен быть максимально приближен к идеалу.
- Цвет - важно грамотно подбирать цветовую гамму, которая задает характер. Здесь существует огромный простор для смелых экспериментов, однако конечный результат должен радовать глаз, а не шокировать.

Золотое сечение во флористике

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2: 3, 3: 5: 8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет "срабатывать" автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1 ) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2,3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2 ) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3 ) По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы. Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы - 5 частей.

4 ) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи).

1 :1:2:3:5:8:13:21:34.

Последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел.

Цвет и его воздействие

Одно из свойств материальных объектов, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Цвет - важнейшее средство художественной выразительности в искусстве флористической аранжировки.

Цвет - уникальный "инструмент" дизайнера, позволяющий добиваться потрясающих эффектов. Безусловно, выбирая цветовую гамму для оформления дома, надо прислушиваться к своим чувствам, но, чтобы интерьер выглядел стильным, цветочная аранжировка должна идеально вписываться в общий ансамбль. Один из традиционных, неизменно популярных вариантов - использование в композиции оттенков, уже присутствующих в интерьере.

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета не прост: в нем содержатся и объективное начало (свет), и субъективное (зрение). Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. Для флориста очень важно знать, что цвет является сильным эмоциональным фактором и может использоваться для того, чтобы создать или поддержать настроение. С помощью различных оттенков в аранжировке можно усилить или, наоборот, смягчить общее цветовое воздействие оформления, внести в него новые штрихи, создать акцент.

Из всего цветового разнообразия окружающего нас мира можно выделить три хроматических цвета - красный, желтый и синий, а также два ахроматических - черный и белый. Когда говорят о цветовом решении, то в основном оценивают впечатление от двух или нескольких цветов. Цветовая гармония принадлежит к наиболее сложным аспектам эстетики, так как отношение человека к цвету формируется под влиянием множества разнообразных факторов. Как правило, оценка определяется чувством, вызванным данным сочетанием тонов. Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры гармонии цвета, которые можно перенести в свою работу, а современное многообразие растительного материала позволяет воплощать в аранжировках практически любые цветовые решения.

Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными, или первичными, цветами. Это - желтый, красный и синий. В основе теории цвета лежит цветовой круг. Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Существуют три основных способа гармоничного создания этих цветов.

Самый смелый - сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга, самый спокойный - сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству, а самый изысканный - использование разных оттенков одного цвета.

Цвета различаются по свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень выразительны, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Желтый, например, рядом с тусклым черным очень выделяется, а рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Посредством выбора определенного цветового контраста можно привести особые свойства цветов к экспрессивному воздействию. Чистые, ясные цвета светятся, например, более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Каждый оттенок цвета имеет свое воздействие. Оно исходит из свойств краски, имеющей свою освещенность и чистоту. У каждого человека свои цветовые предпочтения, но в целом люди воспринимают цвета одинаково.

Рассмотрим некоторые оттенки цвета и их воздействие. При этом рассматривать будем не только чистые цвета, но и смешанные, так как они составляют значительную часть цветочных композиций.

Белый цвет . Чувственные и оптические явления: светлый, чистый. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, связаны со спокойствием и праздничностью. Воздействие внутри цветовой комбинации: дает свет.

Желтый, золотисто-желтый цвет . Чувственные и оптические явления: лучистый, струящийся, солнечный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - взбудораживающие, бодрящие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит широту и лучистость в картинку, добавляет живость.

Бежевый, песочный цвет . Чувственные и оптические явления: матовый, сухой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие, но не охлаждающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: тихий, контрастный или промежуточный тон.

Цвет молодой листвы и цвет липы . Чувственные и оптические явления: свежий, зовущий прислониться. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - дружественные. Воздействие внутри цветовой комбинации выражается в необходимости партнера, который бы поддерживал (коричневый, темно-зеленый, темно-синий).

Розовый цвет, цвет лососины . Чувственные и оптические явления: нежный, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит дружественную, мягкую освещенность в игру цвета, без темных партнеров смотрится тускло, блекло, слабо.

Светло-голубой, цвет неба . Чувственные и оптические явления: воздушный, свежий, мягкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - мечтательность, освобождение.

Нежно-лиловый, пастельно-фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: бессильность, нерешительность. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - сдержанность, пугливость.

Светло-серые тона . Чувственные и оптические явления: светлые, бесцветные, туманные.

Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, успокаивают, отвлекают. Воздействие внутри цветовой комбинации - средние и сильные контрасты располагаются нейтрально.

Черный, антрацит, темно-серый . Чувственные и оптические явления: темные, мрачные, безжизненные, спокойные. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, сдержанность. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят глубину и бесконечность, слишком мрачные.

Фиолетовый цвет . Чувственные и оптические явления: тяжелый, глубокий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - серьезность, обдуманность. Воздействие внутри цветовой комбинации: углубляет и успокаивает.

Синий цвета ночи, синий ультрамарин . Чувственные и оптические явления: спокойные, отрезвляющие, ясные. Цветовые настроения, исходящие от цветового тона, - господство без возбуждения чувств. Воздействие внутри цветовой комбинации: заставляют светиться "солнечные" тона.

Пурпурно-красный . Чувственные и оптические явления: полный мягкой жары. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возвышает, создает чувства существенного. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносит наполненность и глубину.

Черно-коричневый . Чувственные и оптические явления: массивный, крепкий. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - стабилизирующие. Воздействие внутри цветовой комбинации - притупляет напряжение живых цветов.

Темно-зеленый . Чувственные и оптические явления: спокойный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - смягчающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: подчеркивает естественность.

Красный, кресс . Чувственные и оптические явления: активные, неспокойные, громкие. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - возбуждающие, активизируют, направлены наружу. Воздействие внутри цветовой комбинации: приносят напряжение, оживленность.

Оранжевый . Чувственные и оптические явления: теплый, живой. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - веселые, оживляющие. Воздействие внутри цветовой комбинации - активизирует, не оттесняя.

Зеленый . Чувственные и оптические явления: пассивный, спокойный, естественный. Цветовые настроения, которые исходят от цветового тона, - успокаивающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: естественная натуральность, подчеркивает рост.

Бирюзовый, голубой лед . Чувственные и оптические явления: холодные, влажные. Цветовые настроения - охлаждающие, приглушающие. Воздействие внутри цветовой комбинации: привлекает, охлаждает, подчеркивает "солнечные" тона.

Ржаво-коричневый , каштаново-коричневый, медно-коричневый. Чувственные и оптические явления: теплые, крепкие, стабильные. Цветовые настроения - вызывают чувство уюта и комфорта. Воздействие внутри цветовой комбинации: создает связи, укрепляет и обогащает.

Кофейно-коричневый , шоколадно-коричневый. Чувственные и оптические явления: солидные, приземленные. Цветовые настроения - придают уверенность, прочность.

Серый . Чувственные и оптические явления: безжизненность, затемненность. Цветовые настроения - нейтрализует, приглушает. Воздействие внутри цветовой комбинации: может быть слишком стерильным, является посредником между белым и черным.

Цветовое настроение композиции зависит от:

1 . Количества. В большинстве случаев тот цвет, которого использовано больше, задает тон и определяет, успокаивает или пробуждает, веселит или заставляет задуматься, действует расслабляюще или приятно волнует цветочная аранжировка.

2 . Выбранной гармоничности. Сочетание с незначительным контрастом смотрится не так напряженно, мягче, чем гармоничность с большим контрастом.

3 . Качества. Использование множества чистых красок может легко привести к пестроте, в которой ни один цвет не может передать особое настроение. Смешанные цвета, наоборот, соединяют и смягчают, создают обрамление, в котором чистый цвет может расширить свое воздействие.

4 . Расположение красок. Если краска однородно распределена в композиции, ее воздействие несильное. Если же она сосредоточена в одном месте, ее воздействие значительно усиливается.

Следует помнить, что правила построения произведений из цветов исходят из ассоциативного восприятия цвета.

Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.

В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.
В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.
Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов



Новое на сайте

>

Самое популярное